Коровникова Н.А.1
МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Ключевые слова: Евразия, аксиологическое пространство, ценности, Россия, Китай, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), «Один пояс, один путь» (ОПОП), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Keywords: Eurasia, axiological space, values, Russia, China, The Eurasian Economic Union (EAEU), The One Belt and One Road Initiative (OBOR), The Shanghai Cooperation Organization (SCO).
Россия традиционно занимает одно из центральных мест в евразийском регионе2, исторически определяет экономическую, социальную, политическую организацию Евразии как единого пространства, фундаментом которого является общеевразийское миропонимание - синтез основополагающих ценностно-мировоззренческих структур ключевых акторов «многоуровневой интеграционной модели в Евразии - большого евразийского партнерства»3.
В мировом аксиологическом дискурсе до сих преобладают пролиберальные ценностные ориентиры рыночной экономики, которые воспринимаются многими государствами и их объединениями как универсальный «императив» западноевропейской цивилизации. События и процессы последних десятилетий (финансовые кризисы, военные конфликты, санкции, ужесточение международной политики и т.п.) вскрыли слабые стороны западной системы ценностей, поэтому ключевые международные акторы, в том числе и Россия, активизировали поиск альтернативных аксиологических, духовно-культурных принципов на базе евразийского партнерства. В условиях глобализирующегося социума и масштабных технологических трансформаций новая версия евразийских ценностей4 может стать эффективной платформой кросс-цивилизационного взаимодействия в сфере возрождения и поддержания многообразия всемирного и национального культурного наследия. На современном этапе необходимо учитывать как генезис новых ценностных критериев, так и результаты исторических трансформаций евразийских культур. А также следует выявить актуальные аспекты кросс-культурного диалога и аксиолого-мировоззренческих смыслов, которые могут быть восприняты в той или иной степени всеми евразийскими акторами и, как следствие, обеспечат устойчивое развитие региона и его партнеров при условии сохранения их культурной гетерогенности и аутентичности.
Состояние и характер аксиологического пространства евразийского региона зависят от качественной подготовки и реализации глобальных проектов (ЕАЭС, ОПОП, ШОС и др.), в рамках которых целесообразно развивать совместные образовательные программы и научные центры, создавать крупномасштабные международные исследовательские установки и лаборатории совместного пользования5. Для этого целесообразно сформировать устойчивую платформу для «диалога культур, необходимого для их взаимопонимания, взаимоуважения и конструктивного сосуществования»; выявить общие евразийские универсалии; детерминировать базовый спектр ценностей (от личностно-значимых до ценностных социально-политических метафор)6, которые соответствуют историко-культурным и современным особенностям стран Евразии. Притом, что общечеловеческие ценности в каждой евразийской стране трактуются и принимаются через призму традиций, религий и обычаев и т.п., взаимная непротиворечивость должна стать ключевым критерием для интерпретации мировоззренческих универсалий в социально-аксиологической евразийской системе координат.
1 Коровникова Наталья Александровна - к.полит.н., доцент МИЭПП, с.н.с. ИНИОН РАН. Сфера научных интересов: экономическая история, история экономической мысли, экономика культуры; идеологии в современной политике; роль «идеальных» факторов в социально-экономических процессах; идентичность; социальная психология; патриотизм: патриотическое воспитание как основа ментальной безопасности; лидерство: современные инструменты диагностики, развития и коррекции лидерских качеств, моделей и стилей; информационное обеспечение управленческой деятельности. E-mail: [email protected]
2 По мнению отечественных специалистов, евразийский регион охватывает восемь локальных цивилизаций пятого поколения (Западноевропейская, Восточноевропейская, Евразийская, Китайская, Индийская, Японская, Буддистская и Мусульманская) и девять цивилизационных объединений (Евросоюз, ЕАЭС, СНГ, ШОС, АСЕАН, Организация исламского сотрудничества, Лига арабских государств, Организация черноморского экономического сотрудничества, Союз для Средиземноморья). См. Яковец Ю.В., Растворцев Е.Е. Большая Евразия: стратегия партнерства цивилизаций и объединений: Научный доклад. - М.: МИСК, 2017. -С. 12-13. - http://eurasian-studies.org/wp-content/uploads/2017/04/Doklad_Bolshaya_Evrazia_2017_Yakovets_Rastvortsev.pdf
3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г. - http:// kremlin.ru/events/president/news/53379
4 С определенными оговорками можно утверждать, что главная особенность евразийского аксиологического пространства заключается в его локальности, поскольку оно обусловлено традиционными формами локальных цивилизаций в отличие от западного «универсального» мира.
5 Путин В.В. Выступление на международном форуме «Один пояс, один путь» 14 мая 2107 г. - http://kremlin.ru/events/ president/news/54491
6 Более подробно см.: Коровникова Н.А. Большая Евразия: Аксиологические основания. // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - Вып. 1. - Ч. 1. - С. 518. - http://ukros.ru/wp-content/uploads/ 2018/02/Ежегодник_БЕ_Ч_1^
Цель России как духовно-культурного центра в евразийском пространстве заключается в выработке общего мировосприятия на базе согласия всех евразийских стран по основополагающим вопросам в области общей истории и современных международных отношений, в их числе: «приоритет безопасности и коллективных интересов; патернализм, стремление к построению сильного государства; социальная справедливость, социальное взаимодействие; развитие через адаптацию традиционных ценностных установок применительно к конкретному историческому и национальному контексту»1.
Важнейшая область аксиологического пространства Евразии - социально-политическое и культурологическое взаимодействие России и КНР, в частности, сопряжение их двух глобальных инициатив ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и ОПОП (Один пояс, один путь), которые в перспективе позволят определить не только экономическое положение, но и ценностное содержание евразийского региона. По мнению большинства международных экспертов в области российско-китайских отношений, данные проекты содержат в себе мировоззренческий аспект и направлены на реализацию крупномасштабной геополитической евразийской идеи2. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что китайская инициатива «слагается и с нашими усилиями по строительству Евразийского экономического союза», «имеет глобальный характер» и «нацелена на то, чтобы сотрудничество развивалось со всеми
3
странами и континентами» .
Несмотря на противоречивость взглядов, большинство современных исследователей евразийства и его особенностей подчеркивают важность для России концепции единства материальных и ценностных основ, которая получила распространение и поддержку как в российском, так и китайском научном и общественно-политическом сообществах. В этой связи глобальные проекты России и КНР значимы для региона, прежде всего, своими «ценностными, а не рациональными характеристиками», которые, в свою очередь, неотделимы от интерпретации истории этих двух госу-
„4
дарств-цивилизаций .
Ценностные ориентиры евразийских проектов соответствуют таким понятиям, как «мир и сотрудничество, открытость и инклюзивность, взаимное обучение, взаимная выгода и всеобщий выигрыш»5. Культурно-аксиологическое измерение евразийских глобальных стратегий позволит решить следующие задачи: а) создание многоуровневого механизма гуманитарного сотрудничества; б) развитие образовательного и научного взаимодействия (совместные «мозговые центры»); в) формирование новых моделей эффективной коммуникации в сфере культуры, спорта, здравоохранения; г) опора на историческое, культурное наследие; д) укрепление связей в политической сфере; е) усиление международного антикоррупционного сотрудничества6. Все это позволит России и другим странам евразийского пространства встать на «путь цивилизации», который базируется на ценностях: 1) мира, диалога и партнерства, а не противостояния; 2) процветания и развития; 3) открытости и прогресса; 4) инноваций (основы цифровой экономики); 5) межкультурного обмена7; 6) и, наконец, «неподкупности»8.
Важным показателем является то, что аксиологическое евразийское пространство:
1) формируется на основе фундаментальных ценностей международного права и международных отношений;
2) не приемлет любые проявления универсализма или ценностного превосходства;
3) способствует сохранению многообразия культур и традиций;
4) укрепляет нравственные принципы общества, повышает роль мировых и традиционных религий;
5) способствует возвышению сферы духовного воспроизводства на основе партнерства и взаимообогащения ци-
„9
вилизаций .
Ведущая роль России в евразийском аксиологическом пространстве также предполагает перспективу формирования долгосрочной евразийской линии ШОС, которая стала бы скрепляющим звеном евразийского региона. Это по-
1 Более подробно см.: Коровникова Н.А. Большая Евразия: Аксиологические основания. // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - Вып. 1. - Ч. 1. - С. 519. - http://ukros.ru/wp-content/uploads/ 2018/02/Ежегодник_БЕ_Ч_1^
В широком смысле евразийская идея (евразийство) представляет собой синтез трех подходов к ее определению: 1) мировоззренческий феномен, 2) философско-политическое течение; 3) аксиологическое пространство Евразийского континента.
3 Путин В.В. Проекты «Один пояс, один путь» и ЕАЭС способны дать результат. - https://mir24.tv/news/16308421/putin-proekty-odin-poyas-odin-put-i-eaes-sposobny-dat-rezultat
4 Ломанов А.В. Стратегия культурного влияния Китая в проекте «Один пояс, один путь» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - М.: ИДВ РАН, 2017. - Вып. 22. - С. 61. - http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/china_ in_world_politics22.pdf
5 Основополагающие ценности ОПОП, разделяемые российской стороной, отражены в тезисах, озвученных председателем КНР Си Цзиньпином. См. Си Цзиньпин. «Один пояс, один путь» // Основные тезисы речи на первом международном экономическом форуме «Один пояс, один путь» 14 мая 2017 года. - https://inosmi.ru/politic/20170517/239368854.html
6 Ломанов А. В. Стратегия культурного влияния Китая в проекте «Один пояс, один путь» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - М.: ИДВ РАН, 2017. - Вып. 22. - С. 54-55. - http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/china_ in_world_politics22.pdf
7 Си Цзиньпин. «Один пояс, один путь» // Основные тезисы речи на первом международном экономическом форуме «Один пояс, один путь» 14 мая 2017 года. - https://inosmi.ru/politic/20170517/239368854.html
8 Ломанов А.В. Стратегия культурного влияния Китая в проекте «Один пояс, один путь». // Китай в мировой и региональной политике. История и современность.- М.: ИДВ РАН, 2017. - Вып. 22. - С. 55. - http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/china_ in_world_politics22.pdf
9 Коровникова Н.А. Большая Евразия: Аксиологические основания // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - Вып. 1. - Ч. 1. - С. 517-518. - http://ukros.ru/wp-content/uploads/2018/02/Ежегодник_ БЕ_Ч_1^
зволит России сохранить ее традиционно крепкую позицию в Центральной Азии без ущерба евразийской интеграции в целом1, принимая во внимание наши преимущества: географическое положение; транспортная и инфраструктурная связность огромного пространства в пределах одной страны; масштаб и потенциал российской экономики; широкие возможности по обеспечению безопасности экономических и политических проектов2.
Исходя из вышеизложенного, влияние России на становление аксиологического евразийского пространства заключается в выявлении: 1) общеевразийских ценностей на основе их экспертного видения с поправкой на историко-культурную специфику стран-участниц3; 2) евразийских аксиологических ориентиров, акцентирующих сохранение коллективных ценностных форм (в том числе семейных, историко-культурных, конфессиональных); 3) тех основополагающих элементов, которые соответствуют не только историческим особенностям эволюции евразийского про-
„ „4
странства, но и современной мировой политической и социально-экономической конъюнктуре .
При этом следует учитывать базовые компоненты, детерминирующие характер участия России в евразийском пространстве XXI века, а именно: а) российские и китайские инициативы в Евразии не должны рассматриваться как взаимоисключающие, поскольку их содержание не предполагает обязательного выбора одного из институционально-правовых форматов (ЕАЭС и/или ОПОП)5; б) идеализм («призыв к человечеству», «воплощение мечты мирового сообщества» и т.п.) крупномасштабных евразийских инициатив при их конструктивной практической значимости; в) сопряжение интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, ОПОП, ШОС, которое придает им особую «роль и значение механизмов евразийской интеграции»; г) транзитный потенциал России (например, возможности создания интегрированной с Китаем транспортной системы); д) переформатирование межгосударственных экономических интеграционных связей по вектору строительства «евразийского мира» без вмешательства США и их союзников в условиях западных антироссийских санкций и попыток изоляции Российской Федерации от остального мира, т.к. евразийская интеграция объективно препятствует реализации западной антироссийской стратегии6.
Таким образом, можно констатировать, что место и роль России в евразийском аксиологическом пространстве, с одной стороны, обусловлены требованиями национальной и международной безопасности, а также соблюдением национальных интересов, в число которых входит сохранение влияния Российской Федерации в евразийском регионе. С другой стороны, России следует «принять новый порядок вещей и дальше действовать, используя по максимуму
7
открывающиеся шансы» с опорой на такие аксиологические принципы, как уважение целостности и уникальности евразийской истории, культуры, географии; первичность ценностного (духовно-культурного) пространства и, наконец, значимость мировоззренческих ориентиров стран, вовлеченных в процессы евразийской интеграции, в том числе в рамках крупномасштабных стратегий ЕАЭС, ОПОП и ШОС.
1 Лузянин С.Г. «Один пояс, один путь» российская проекция и проблемы сопряжения // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - М.: ИДВ РАН, 2017. - Вып. 22. - С. 31. - http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/china_ in_world_politics22.pdf
2 Петровский В.Е. Россия, Китай и контуры «Большого евразийского партнерства» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - М.: ИДВ РАН, 2017. - Вып. 22. - С. 43-44. - http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/china_ in_world_politics22.pdf
3 Более подробно см.: Ренард - Коктыш А. В. Евразийские ценности: методологический аспект. - http://eurasian-studies.org/ archives/1439
4 См. Коровникова Н.А. Большая Евразия: Аксиологические основания // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - Вып. 1. - Ч. 1. - С. 518. - http://ukros.ru/wp-content/uploads/2018/02/Ежегодник_ БЕ_Ч_1^
5 Петровский В.Е. Россия, Китай и контуры «Большого евразийского партнерства». // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - М.: ИДВ РАН, 2017. - Вып. 22. - С. 37. - http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/china_ in_world_politics22.pdf
6 Лузянин С.Г. «Один пояс, один путь» российская проекция и проблемы сопряжения // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - М.: ИДВ РАН, 2017. - Вып. 22. - С. 31. - http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/china_ in_world_politics22.pdf
7 Там же, с. 34.