Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРУГИХ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРУГИХ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1707
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Оксана Георгиевна Колесник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРУГИХ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

*

О.Г. Колесник

МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРУГИХ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Современная Россия сегодня - это светское государство, на огромной территории которого проживает много этнических групп, исповедующих фактически все мировые религии, но ни одна из них не признается государственной или доминирующей. Однако на деле ведущая роль негласно отводится православию, так как в России - 70% православных.

В настоящее время на территории Российской Федерации юридически зарегистрированы уставы следующих религиозных объединений: Русская православная церковь; Римско-католическая церковь; ислам; буддизм; иудаизм (ортодоксальный и реформаторский); старообрядцы (Русская православная старообрядческая церковь, Древлеправославная церковь, Поморская церковь); Российская православная свободная церковь; Истинно-православная церковь; Духовные христиане-молокане; Армянская апостольская церковь; Методистская церковь; Реформаторская церковь; Лютеранская церковь (Единая евангелическо-лютеранская церковь России; Евангелическая лютеранская церковь; Ингерманландская евангелическая лютеранская церковь); Евангельские христиане-баптисты; Совет церквей евангельских христиан-баптистов; Адвентисты Седьмого дня; Христиане веры евангельской - пятидесятники; харизматические церкви: Новоапостольская церковь, Евангельские христиане в духе апостолов, Евангельские христиане, Евангелическая церковь, Свидетели Иеговы, Пресвитерианская

* Оксана Георгиевна Колесник - кандидат филологических наук, доцент филиала РГСУ в г. Каменск-Шахтинск.

церковь, Последователи веры Бахай, Сознание Кришны (вайшна-вы-кришнаиты), мормоны - Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, духоборцы, толстовцы, Церковь Объединения (Му-на), Евангельские христиане-трезвенники, Духовные христиане-трезвенники (чуриковцы), Евангельская российская церковь, «Армия Спасения», индуизм, тантристы - «Тантра Сангха», Последователи учения «Живая Этика», инглиизм - «Джива-Храм Инглии», Украинская православная церковь, меннониты, Англиканская церковь, Апостольская кафолическая ассирийская церковь, Церковь Божьей Матери Преображающейся, даосизм, Сай-ентистская церковь (христианская наука), Сайентологическая церковь, шаманизм, квакеры, копты, зороастризм, Религия Богемы, Церковь Последнего Завета (последователи Виссариона).

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом православие, есть также католики и протестанты), ислам, иудаизм, и буддизм.

Православие в Российской Федерации представлено Русской православной церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции. Православное мировосприятие прочно вошло в российский менталитет именно потому, что на протяжении многих веков истории нашего народа Русская православная церковь была церковью национальной, государственной. Она является крупнейшим религиозным объединением на территории России, так как была исторически первой христианской общиной в России, официально-государственное начало которой было положено святым князем Владимиром в 988 г.

Несмотря на то что православие является приоритетным направлением христианства в России, нельзя не отметить и влияние другого направления - протестантизма. Протестантизм в России представлен такими деноминациями, как лютеранство, евангельские христиане-баптисты, евангельские христиане-пятидесятники, меннониты, адвентисты Седьмого дня, молокане и духоборы. Проникновение протестантизма осуществлялось и осуществляется по всем направлениям, оставаясь незаметным не только для узкопрофессионального, но также и для общефилософского взгляда, от которого остаются скрытыми истинные масштабы, глубина и перспективы распространения негативных черт протестантской культуры. Это связано прежде всего с тем, что современное общество редко использует опыт многовекового труда религиозных деятелей и подвижников России, забывая, что их усилия были направ-

лены не только на духовное учительство, но и на устройство государства и общества. Именно духовная бдительность позволяла обеспечивать защиту мира и традиций в государстве, и наибольшая заслуга в том представителей отечественного богословия.

Наряду с православием другими основными широко распространенными религиями России являются ислам и буддизм. Что касается ислама, то он веками существовал в качестве государственной религии на ряде земель, входящих в состав России. По большинству оценок он является второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства. Подавляющее большинство мусульман в России - это татары, которые отличаются умеренностью и отсутствием фанатизма. Мусульмане Северного Кавказа наиболее политизированы и подвержены экстремизму. Если говорить о деятельности исламских организаций в данный момент, то в последнее время отмечается значительная активизация миссионерской деятельности духовенства Ирана, Турции, Сирии, Иордании и ряда других государств. Одним из социальных следствий этой деятельности может явиться общее усиление исламского фундаментализма на Северном Кавказе и в других регионах Российской Федерации. Здесь важно не допустить политизации ислама, а направить его активность в русло благотворительности и духовно-нравственного воспитания верующих.

Буддизм традиционен для трех регионов Российской Федерации: Бурятии, Тывы и Калмыкии. Долгое время влияние буддизма в России практически не ощущалось, и только сейчас на волне общего религиозного возрождения наблюдается оживление деятельности буддистов. Если говорить о функционировании буддизма в России, то он никогда не стремился вступить в конфронтацию с существовавшими властями и стать причиной кровопролития. Само же государство придерживается прагматического подхода в своих отношениях с буддизмом. Сейчас во всем буддийском мире происходит процесс некоего «экуменизма» и подчеркивается стремление к единству веры и духовной общности всех буддистов Земли.

На протяжении тысячелетнего периода рядом с православием сосуществует иудаизм. Эти две религии взаимосвязаны, так как христианство вызревало среди духовных поисков еврейского народа на грани двух эр. Многие позиции иудаизма и христианства находят свое объяснение в современной концепции цивилизаций как макрокультурных систем, в основании которых лежит пись-

менно зафиксированный комплекс культурных текстов, часто принимающий религиозное обличье. У Русской православной церкви нет постоянных институализированных связей ни с иудаизмом, как конфессией, ни с еврейством, как этническим и цивилизацион-ным образованием, являющимся носителем иудейской религиозной идеи и этики. На редких встречах представителей православия и иудаизма, как правило, присутствуют посланцы от православной церкви Греции, где проживает всего около 6 тыс. евреев, а не Русской православной церкви, представляющей большинство населения страны, в которой живут сотни тысяч евреев. Во избежание всякого рода инцидентов между православием и иудаизмом необходимы конструктивный диалог и контакт между иудаизмом, еврейством России и православными нашей страны, направленные на достижение мира и согласия в нашем общем доме, России, процветание которой составляет для всех нас одну из высших ценностей.

Все представители традиционных для России вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно традиционные религиозные организации поддерживают общественные объединения, которые противостоят тоталитарным сектам, поскольку государство занимает позицию невмешательства. Православные и мусульманские общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений, организаций. Проблема восстановления морального и психического здоровья тем более остра, что жертвами сект становятся молодые люди.

Безусловно, человек имеет право на свободный выбор вероисповедания, системы убеждений, и общество не вправе вмешиваться в духовный мир личности. Современное общество предоставляет личности свободу реализации духовных потребностей, поощряет мировоззренческий плюрализм, провозглашает веротерпимость. Ограничение вмешательства общества заканчивается тогда, когда личность, сообразуясь с собственными религиозными убеждениями, начинает поступать антиобщественным образом, подрывать жизнедеятельность общества. В качестве таковых поступков могут рассматриваться не только отказ от выполнения законного долга, от правил общежития, посягательство на чужие права и свободы, но и отказ от саморазвития, нанесение себе непоправимого ущерба. Проблема нашего общества состоит не в том, какую систему мировоззрения предпочитает человек, а в том, как

он реализует свои убеждения в существующей социальной действительности. И верующие, и атеисты могут эффективно сотрудничать в деле построения справедливого общества.

Одним из важных направлений совершенствования законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций должна стать разработка на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации путей и средств законодательного регулирования деятельности православных, мусульманских и других традиционных российских религиозных организаций в сфере благотворительности и милосердия, духовно-нравственного воспитания населения, в пропаганде здорового образа жизни, борьбе против алкоголизма, наркомании, преступности, за улучшение экологической ситуации.

Россия - страна, которой не только приходится осваивать динамику современности и критически воспринимать влияние западных стран. Трудность ее задачи заключается в том, что она, в силу богатства своей культуры, конфессиональной последовательности и открытости, полифонии и многообразия, еще несет ответственность и за происходящее в мире, особенно в духовной сфере, и по этой же причине - ответственность за состояние собственной культуры. Православная культура, которая уже долгое время воспринимается на Западе как своеобразный раскол, должна на нынешнем этапе сыграть активную роль в деле реформирования духовной культуры. В условиях повсеместного беспрецедентного роста негативных культурных явлений, разрушения нормативных образований дезинтеграционных процессов как в обществе, так и внутреннем мире индивида первостепенную значимость приобретает координация совместных усилий по преодолению, кризисной ситуации в культуре на основе христианской традиции, способной к относительному объединению, и опыта других религиозных течений в области общественного реформирования и духовного строительства в сфере православной культуры.

Основной задачей должно быть проведение такой деятельности, которая будет направлена на раскрытие духовного потенциала личности, на действительную реализацию интересов и потребностей человека в решении фундаментальных смысловых проблем. Россия сегодня должна избрать модель развития, основанную на синтезе научно-технического прогресса и модернизации, не наносящем ущерба Божьему творению, любви и верности нашего народа своей духовно-культурной традиции. Главной опо-

рой этой традиции должны стать духовность, культура и язык русского народа в творческом взаимодействии с духовно-культурными традициями других народов России.

Список литературы

1. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Дашков и К, 2003.

2. Носков В.В. История религии. - СПб.: Лань, 2003.

3. Солдатов А.В. Религиоведение. - СПб.: Лань, 2003.

4. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.