Научная статья на тему 'Некоторые социально-демографические характеристики православных и христиан – членов лютеранской церкви (немецкой традиции) Республики Башкортостан'

Некоторые социально-демографические характеристики православных и христиан – членов лютеранской церкви (немецкой традиции) Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православие / Евангелическо-Лютеранская Церковь / Республика Башкортостан / уровень образования / профессиональный состав / Orthodoxy / Evangelical Lutheran Church / Republic of Bashkortostan / level of education / profes-sional staff.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кляшев Александр Николаевич, Мухамадеева Регина Равилевна

В данной статье проводится сравнительный анализ социально-демографических характеристик (уровня образования и профессиональной занятости) членов общин РПЦ г. Уфы РБ и членов Евангеличе-ско-Лютеранской Церкви – ЕЛЦ (немецкой традиции) Республики Башкортостан. Сбор эмпирического материала осуществлялся методами социологии: опросами членов православных и протестантских объ-единений посредством интервьюирования. Опросы проводились с использованием анкет закрытого и от-крытого типов. По уровню образования, а также по количеству верующих-высококвалифицированных специалистов православные респонденты превзошли представителей локальной протестантской церкви

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кляшев Александр Николаевич, Мухамадеева Регина Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF THE ORTHODOX AND CHRISTIANS - MEMBERS OF THE LUTHERAN CHURCH (GERMAN TRADITION) OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

This article presents a comparative analysis of the socio-demographic characteristics (level of education and professional employment) of the members of the ROC communities of Ufa RB and members of the Evangelical Lutheran Church-ELC (German tradition) of the Republic of Bashkortostan. The collection of empirical material was carried out by methods of sociology: surveys of members of Orthodox and Protestant associations through interviewing. Surveys were conducted using closed and open questionnaires. According to the level of education, as well as the number of believers-highly qualified specialists, Orthodox respondents surpassed representatives of the local Protestant Church.

Текст научной работы на тему «Некоторые социально-демографические характеристики православных и христиан – членов лютеранской церкви (немецкой традиции) Республики Башкортостан»

УДК 39

Кляшев Александр Николаевич,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального

исследовательского центра Российской академии наук (Уфа).

Мухамадеева Регина Равилевна младший научный сотрудник отдела религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального

исследовательского центра Российской академии наук (Уфа) DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11044 НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОСЛАВНЫХ И ХРИСТИАН - ЧЛЕНОВ ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ (НЕМЕЦКОЙ ТРАДИЦИИ) РЕСПУБЛИКИ

БАШКОРТОСТАН

Klyashev Alexander Nikolaevich,

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Department of Religious Studies Institute of Ethnological Research. R.G. Kuzeeva - a separate structural unit of the Federal State Budget Scientific Institution of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Ufa).

Muhamadeeva Regina Ravilevna Junior Researcher, Department of Religious Studies Institute of Ethnological Research. R.G. Kuzeeva - a separate structural unit of the Federal State Budget Scientific Institution of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Ufa)

SOME SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF THE ORTHODOX AND CHRISTIANS -MEMBERS OF THE LUTHERAN CHURCH (GERMAN TRADITION) OF THE REPUBLIC OF

BASHKORTOSTAN

Аннотация.

В данной статье проводится сравнительный анализ социально-демографических характеристик (уровня образования и профессиональной занятости) членов общин РПЦ г. Уфы РБ и членов Евангеличе-ско-Лютеранской Церкви - ЕЛЦ (немецкой традиции) Республики Башкортостан. Сбор эмпирического материала осуществлялся методами социологии: опросами членов православных и протестантских объединений посредством интервьюирования. Опросы проводились с использованием анкет закрытого и открытого типов. По уровню образования, а также по количеству верующих-высококвалифицированных специалистов православные респонденты превзошли представителей локальной протестантской церкви.

Abstract.

This article presents a comparative analysis of the socio-demographic characteristics (level of education and professional employment) of the members of the ROC communities of Ufa RB and members of the Evangelical Lutheran Church-ELC (German tradition) of the Republic of Bashkortostan. The collection of empirical material was carried out by methods of sociology: surveys of members of Orthodox and Protestant associations through interviewing. Surveys were conducted using closed and open questionnaires. According to the level of education, as well as the number of believers-highly qualified specialists, Orthodox respondents surpassed representatives of the local Protestant Church.

Ключевые слова: Православие, Евангелическо-Лютеранская Церковь, Республика Башкортостан, уровень образования, профессиональный состав.

Keywords: Orthodoxy, Evangelical Lutheran Church, Republic of Bashkortostan, level of education, professional staff.

При реализации проекта Российского Фонда Фундаментальных Исследований № 17-11-02002, под названием «Этнос и религия в современном городе», Институтом этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН), в августе 2017 г. проаводился пилотный опрос жителей с целью

определения этно-демографических и доктриналь-ных качеств представителей базовых конфессий, которые сосредоточены в городе Уфа Республики Башкортостан - православия и ислама.

В разрезе конфессионального поля, сегодняшнего Башкортостана, помимо Ислама и Православия, немаловажное значение занимают и иные религии, к примеру, протестантизм. Согласно официальной статистики, в Башкортостане на 01.01.2018 г.

православие и ислам остаются основными конфессиями, объединения которых занимают долю в 90% от всего количества организаций религиозного типа, при этом, порядка 71% являются мусульманскими, 19% являются православными. Протестантские объединения, к которым можно отнести баптистов, адвентистов, пятидесятников, и некоторых других, и иные верования, к которым можно отнести старообрядцев, буддизм, мормонов, языческие верования, занимающие примерно 10% [1].

В рамках госзаданий, в том числе по теме № АААА-А18-1180423 90021-3 «Религии и духовная жизнь в поликультурном пространстве Южного Урала» ИЭИ УФИЦ РАН в 2013-2015 гг. на территории Республики Башкортостан были осуществлены исследования протестантских религиозных организаций, а также их членов. Общая численность исповедующих протестантизм на территории РБ, по результатам проведенных НИР, составляет примерно 6000 чел. Функционируют религиозные организации классического (лютеранство немецкой и шведско-финской традиций), позднего (баптисты и христиане-адвентисты седьмого дня) и пятидесятниче-ского направлений.

Опросы проводились в 26 религиозных объединениях протестантов классического (лютеране Евангелическо-Лютеранской Церкви - ЕЛЦ (немецкой традиции), позднего (баптисты Российского Союза Евангельских христиан-баптистов -РЦ ЕХБ и адвентистов седьмого дня - АСД) и пя-тидесятнического (пятидесятники Российской Церкви Христиан веры евангельской Республики Башкортостан (далее - РЦ ХВЕ РБ, Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской - РОСХВЕ и Ассоциации христианских церквей - АХЦ «Союз Христиан») направлений, генеральная совокупность 1194 чел., выборка 538 чел. (45,0 %).

Респондентами РПЦ (как и мусульманских объединений) являлись регулярные члены общин -согласно определению Ю.Ю. Синелиной, представители так называемого «ядра» верующего и религиозного населения с высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни (в т.ч. посещением храмов и мечетей не реже одного раза в неделю, регулярным чтением молитв и текстов Библии и Корана) [2, С. 81-82]. общими данными по выборке протестантов Башкортостан. Так, 69,4 % православных и 93,7 % мусульман - респондентов в выборке посещают храмы и мечети еженедельно и чаще; 22,4 % православных и 5,1 % мусульман- раз в месяц и чаще. Среди протестантов еженедельное посещение воскресных служб (а также различных служений и групп по изучению Библии) приближается к 100,0 %. Можно сказать, что исследования ИЭИ УФИЦ РАН коснулись верующих мусульман, православных и протестантов, представляющих своего рода «костяк» (или основу) религиозных общин этих конфессий [3].

Цель данной эмпирической статьи - сравнительный анализ некоторых социально-демографических характеристик (уровень образования и про-

фессиональная занятость) регулярных членов общин РПЦ г. Уфы РБ и членов Евангелическо-Люте-ранской Церкови (ЕЛЦ) немецкой традиции г. Уфы Республики Башкортостан; задачи исследования -выявление уровня образования и профессионального состава членов РПЦ и Евангелическо-Люте-ранской Церкови (ЕЛЦ) немецкой традиции РБ.

Объект исследования - члены общин РПЦ и ЕЛЦ, функционирующих на территории Республики Башкортостан; предмет - некоторые их социально-демографические особенности.

Методы и методология

Процесс сбора эмпирического материала протекает в сопровождении с определенными методами. Факторы, направленные на функционирование протестантских религиозных объединений, были рассмотрены при применении метода полевой этнографии, который включает наблюдения, и методом социологии, к которому относится интервьюирование. Социально-демографические характеристики участников религиозных объединений были исследованы на основе такого метода социологии, как опросы через интервьюирование и анкетирование. Опросы осуществлялись с применением закрытых и открытых анкет. На эмпирическом уровне исследования использовались общенаучные методы измерения и сравнения.

Принципиальным планом исследования выбрана индуктивная стратегия, которая подразумевает обобщение эмпирических данных в аспекте модели объяснения анализируемого феномена; а для теоретического обобщения использовались методы анализа и синтеза.

Сбор полевых данных осуществлялся в таких православных религиозных группах города Уфы Республики Башкортостан, как:

— Спасский Храм на ул. Октябрьской революции, 37а, генеральная совокупность 150 чел., выборочная совокупность 33 респондента (22,0%);

— Свято-Пантелеймоновский Храм на ул. Архитектурная, 7, генеральная совокупность 300 чел., выборочная совокупность 6 респондентов (2,0%);

— Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, ул. Кирова 102, генеральная совокупность 200 чел., выборочная совокупность 13 респондентов (6,5%);

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

— общая генеральная совокупность по трем православным религиозным организациям г. Уфы Республики Башкортостан составляет 650 чел., общая выборочная совокупность составляет 52 респондента (8,0%).

Опрос проводился с использованием метода «снежного кома» и содержит в себе пилотный характер, в тот момент как обработка полевых данных проводилась с использованием программы SPSS.

Сбор полевых материалов осуществлялся в Евангелическо-Лютеранской Церкови (ЕЛЦ) немецкой традиции г. Уфы РБ. Численность Церкви составляла 30 человек. В результате получено: 7 анкет.

ИТОГО: общая генеральная совокупность по ЕЛЦ г. Уфы РБ 30 чел.; выборочная совокупность 7 чел. (23,3%).

Результаты

Православное христианство рассмотрено в Башкортостанской митрополии Московского патриархата Русской Православной церкви, состоящей из четырех епархий: Уфимской, Бирской, Нефте-камской и Салаватской. Она включает в себя 383 прихода (из них 354 зарегистрированных и 29 без регистрации).

Лютеране, по принципу, как и меннониты, образовались в Башкирии по итогам переселения доли немецких колонистов на восток Российской Империи в 90-х гг. 19 в. Такое переселение было вызвано царским указом 1871 г., который отменил преимущества немецких колонистов относительно их самоуправления.

На сегодняшний день, лютеранские общины РБ (лютеранство немецкой традиции) сосредоточены в рамках Региональной Церкви Европейской России и представляют собой Евангелическо-Лю-теранское пробство РБ. В такое пробство необходимо расположить от трех и более официально зарегистрированных общин. На территории РБ, такими общинами в Уфе представлены Стерлитамака и село Пришиб Благоварского района, имеющие по одной общине в населённом пункте. Юридический адрес пробства расположен в городе Уфа, несмотря на то, что пробст имеет место жительства в Стерли-тамаке. Возглавляет общину пастор, который рукополагается епископом на дальнейшее проведение Таинств, к которым можно отнести Крещение и Причастие у лютеран, проводимые при согласии участников общины и в обязательном порядке имеющий необходимое богословское образование. Таким образом, пастор управляет группами, к кото-

Профессиональный состав

Материалы исследований свидетельствуют, что православные респонденты - это преимущественно специалисты, инженерно-технические работники, служащие, квалифицированные рабочие, предприниматели, а также руководители предприятия, организации - на квалифицированных специалистов приходится 65,4%. Лютеране г. Уфы РБ представлены преимущественно предпринимателями и инженерно-техническими работниками (57,2%), а также учащимися.

рым относятся диаконическая, которая осуществляет уход за пожилыми членами общины, алтарную, которая осуществляет подготовку для проведения Таинств и организующая убранство алтаря. Чтение проповеди возможно исключительно пастором, за исключением случаев но в случае необходимости он может назначить на чтение проповеди другого участника общины. Возглавлять такую общину может и проповедник, не имеющий права проводить Таинства. Образование, которое необходимо, имеет технологическую направленность и предоставляется в специализированном учебном учреждении, находящемся в пос. Саратовка под городом Москва. По праздникам в уфимской лютеранской кирхе может собираеться до 300 человек.

Уровень образования

Результаты исследования демонстрируют, что доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди лютеран немецкой традиции превышает аналогичные показатели по православным респондентам.

Среди православных респондентов верующие с высшим образованием составляют 57,1%, на втором месте - со средним специальным образованием

— 26,5%. с незаконченным высшим — 2%, с ученой степенью — 6,1%. Лиц со средним образованием — 6,1%, с неполным средним образованием

— 2%. Таким образом, доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди православных респондентов составляет 65,2%.

Среди респондентов - лютеран немецкой традиции самая крупная группа - лица с высшим образованием (57,1%). На втором месте - верующие с незаконченным высшим образованием - 28,6%, на третьем - со средним специальным образованием -14,3%. Доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди лютеран немецкой традиции г. Уфы РБ составляет 85,7% (табл. 1).

Самая крупная группа среди православных респондентов - специалисты, инженерно-технические работники (26,5%). Служащих и квалифицированных рабочих по 12,2%. Работающих пенсионеров, руководителей предприятий, организаций и не причисливших себя ни к одной группе (других) по 10,2%. Пенсионеров 8,2%.

Среди выборки лютеран немецкой традиции г. Уфы крупнейшая группа - предприниматели, которых 42,9%. На втором месте учащиеся - их 28,6%. На специалистов, инженерно-технические работников и пенсионеров приходится по 14,3% (табл. 2).

Таблица 1

Уровень образования [3]__

РПЦ (РБ, 2017, % от числа ЕЛЦ (РБ, 2013-2015, % от

опрошенных, N=52) числа опрошенных, N=7)

Начальное - -

Неполное среднее 2 -

Среднее 6,1 -

Среднее специальное 26,5 14,3

Незаконченное высшее 2 28,6

Высшее 57,1 57,1

Ученая степень 6,1 -

Таблица 2.

Про( »ессиональный состав [3]

РПЦ (РБ, 2017, % от числа опрошенных, N=52) ЕЛЦ (РБ, 2013-2015, % от числа опрошенных, N=7)

Руководители предприятия, организации 10,2 -

Работники государственного аппарата 2 -

Специалисты, инженерно-технические работники 26,5 14,3

Служащие 12,2 -

Неквалифицированные рабочие - -

Квалифицированные рабочие 12,2 -

Крестьяне 2 -

Предприниматели 2 42,9

Военные - -

Учащиеся - 28,6

Домохозяйки 4.1 -

Пенсионеры 8,2 14,3

Безработные - -

Работающие пенсионеры 10,2 -

Другая группа 10,2 -

Выводы

Приведенные в статье результаты обработки материалов полевых исследований, на наш взгляд, наглядно демонстрируют, что прихожане исследованных православных храмов г. Уфы являются в основном квалифицированными специалистами, более половины которых имеют уровень образования выше среднего специального.

Лютеране ЕЛЦ г. Уфы представлены преимущественно предпринимателями, инженерно-техническими специалистами и учащимися, доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди которых выше, чем среди православных христиан.

Раннее проведенное равнение данных ИЭИ УФИЦ РАН с материалами Всероссийского исследования религиозности населения 2004 г. (Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН), 2004 г., рук. - д-р социол. наук В. В. Локосов, исп. - д-р социол. наук Ю. Ю. Синелина,) продемонстрировало, что количество лиц с высшим и незаконченным высшим образованием у протестантов РБ, Оренбургской обл. и городского округа Воркута выше, чем у православных и мусульман, показатели количества лиц среди протестантов с высшим и незаконченным высшим образованием и с образованием выше среднего превышают аналогичные показатели среди россиян в целом по РФ [4, С. 101-111]. Однако на наш взгляд, исследования ИСПИ РАН касались лиц, определявших себя как «православные» с в основном низкими показателями религиозности; ядро верующего и религиозного населения с высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни среди которых составляет около 10% [2, С. 81-82]. Исследования ИЭИ УФИЦ РАН, как было отмечено выше, касались именно так называемого «ядра» как православных, так и

мусульман. Результаты обработки полевых материалов выявили значительный процент лиц с образованием выше среднего и среднего специального у православных респондентов, тем не менее в данном исследовании члены локальной протестантской церкви (ЕЛЦ немецкой традиции г. Уфы РБ) имеют более высокий уровень образования, чем православные верующие. Следует отметить, что исследования регулярных членов православных и мусульманских общин на территории РБ носило пилотный характер; полученные данные требуют эмпирического подтверждения, основанного на более широкомасштабном исследовании.

Исследование проходило в рамках государственного задания по теме № АААА-А18-1180423 90021 -3 «Религии и духовная жизнь в поликультурном пространстве Южного Урала».

Список литературы

1. Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан. Официальный сайт [Электр. ресурс]. URL: https ://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogo sudarst venno -konfessio nalnimotno sheniyampriprezidenterb/ (дата обращения: 20.09.2019)

2. Синелина Ю.Ю. «Новые тенденции в религиозном сознании и поведении россиян» / Вестн. моск. ун-та. сер. 18. Социология и политология. 2013. № 1, С. 81-82.

3. ПМА - полевые материалы автора - экспедиции в протестантские церкви РБ, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013-2015 годы.

4. Кляшев А.Н. ^циально-демографические особенности этнических групп протестантов по материалам полевых исследований в районах южного и полярного Урала / Вестник удмуртского университета. Серия история и филология. 2016 г. Т. 26, вып. 4, С. 101-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.