132
SOCIOLOGICAL SCIENCES /
УДК 39
Кляшев Александр Николаевич
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Уфа).
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10959 НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОСЛАВНЫХ И ХРИСТИАН-АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Klyashev A.N.
Candidate of Historical Sciences of Department of Religious Studies at R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies - Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Ufa) 07.00.07 Ethnography, Ethnology and Anthropology
SOME SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF THE ORTHODOX AND MEMBERS OF SEVENTH-DAY ADVENTIST CHURCH OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Abstract
This article provides a comparative analysis of the socio-demographic characteristics (level of education and professional employment) of members of the Russian Orthodox Church in Ufa of the Republic of Bashkortostan and members of the Seventh-day Adventist Church of the Republic of Bashkortostan. Empirical material was collected using sociological methods: interviewing members of Orthodox and Protestant associations. Surveys were conducted using closed and open questionnaires. Orthodox respondents exceeded representatives of the local Protestant church in the level of education, as well as in the number of believers, highly qualified specialists.
Аннотация
В данной статье проводится сравнительный анализ социально-демографических характеристик (уровня образования и профессиональной занятости) членов общин РПЦ г. Уфы РБ и членов Церкви христиан-адвентистов седьмого дня (ХАСД) Республики Башкортостан. Сбор эмпирического материала осуществлялся методами социологии: опросами членов православных и протестантских объединений посредством интервьюирования. Опросы проводились с использованием анкет закрытого и открытого типов. По уровню образования, а также по количеству верующих-высококвалифицированных специалистов православные респонденты превзошли представителей локальной протестантской церкви.
Key words: Orthodoxy, Seventh-day Adventist Church, Republic of Bashkortostan, level of education, professional composition.
Ключевые слова: Православие, церковь христиан-адвентистов седьмого дня, Республика Башкортостан, уровень образования, профессиональный состав.
В рамках проекта Российского Фонда Фундаментальных Исследований №2 17-11-02002 «Этнос и религия в современном городе» Институтом этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - обособленным структурным подразделением Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН) в августе 2017 г. был проведен пилотный опрос населения, целью которого было выявление этно-демографических и доктри-нальных характеристиках представителей основных конфессий, функционирующих на территории г. Уфа Республики Башкортостан — православия и ислама.
На конфессиональном поле современного Башкортостана, наряду с Исламом и Православием, прочно заняли свое место и динамично функционируют другие религии, такие, как протестантизм. Так, по данным официальной статистики, на территории Республики Башкортостан на 01.01.2018 г. православие и ислам являются ведущими конфессиями,
их объединения составляют 90% от общего количества религиозных организаций: около 71% - мусульманские, 19% - православные. Протестантские формирования (баптисты, адвентисты, пятидесятники и др.) и прочие верования (старообрядцы, буддизм, мормоны, языческие верования) - около 10% [1].
В рамках госзаданий, в том числе по теме № АААА-А18-118042390021-3 «Религии и духовная жизнь в поликультурном пространстве Южного Урала» ИЭИ УФИЦ РАН в 2013-2015 гг. на территории Республики Башкортостан были осуществлены исследования протестантских религиозных организаций, а также их членов. Общая численность исповедующих протестантизм на территории РБ, по результатам проведенных НИР, составляет примерно 6000 чел. Функционируют религиозные организации классического (лютеранство немецкой и шведско-финской традиций), позднего (баптисты и христиане-адвентисты седьмого дня) и пятидесятниче-ского направлений.
Опросы проводились в 26 религиозных объединениях протестантов классического (лютеране Евангелическо-Лютеранской Церкви - ЕЛЦ
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#26М)),2Ш9 / SOCIOLOGICAL SCIENCES
(немецкой традиции), позднего (баптисты Российского Союза Евангельских христиан-баптистов -РЦ ЕХБ и адвентистов седьмого дня - АСД) и пя-тидесятнического (пятидесятники Российской Церкви Христиан веры евангельской Республики Башкортостан (далее - РЦ ХВЕ РБ, Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской - РОСХВЕ и Ассоциации христианских церквей - АХЦ «Союз Христиан») направлений, генеральная совокупность 1194 чел., выборка 538 чел. (45,0 %).
Респондентами РПЦ (как и мусульманских объединений) являлись регулярные члены общин -согласно определению Ю.Ю. Синелиной, представители так называемого «ядра» верующего и религиозного населения с высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни (в т.ч. посещением храмов и мечетей не реже одного раза в неделю, регулярным чтением молитв и текстов Библии и Корана) [2]. общими данными по выборке протестантов Башкортостан. Так, 69,4 % православных и 93,7 % мусульман - респондентов в выборке посещают храмы и мечети еженедельно и чаще; 22,4 % православных и 5,1 % мусульман - раз в месяц и чаще. Среди протестантов еженедельное посещение воскресных служб (а также различных служений и групп по изучению Библии) приближается к 100,0 %. Можно сказать, что исследования ИЭИ УФИЦ РАН коснулись верующих мусульман, православных и протестантов, представляющих своего рода «костяк» (или основу) религиозных общин этих конфессий [3].
Цель данной эмпирической статьи - сравнительный анализ некоторых социально-демографических характеристик (уровень образования и профессиональная занятость) регулярных членов общин РПЦ г. Уфы РБ и членов Церкви христиан-адвентистов седьмого дня (ХАСД) Республики Башкортостан; задачи исследования - выявление уровня образования и профессионального состава членов РПЦ и Церкви христиан-адвентистов седьмого дня на территории РБ.
Объект исследования - члены общин РПЦ и Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, функционирующих на территории Республики Башкортостан; предмет - некоторые их социально-демографические особенности.
Методы и методология
Сбор эмпирического материала осуществлялся различными методами. Факторы, касающиеся функционирования протестантских религиозных объединений, были выявлены с использованием метода полевой этнографии — включенного наблюдения, а также методом социологии - интервьюированием. Информация о социально-демографических характеристиках членов религиозных объединений была получена методами социологии: опросами членов православных и протестантских объединений посредством интервьюирования и анкетирования. Опросы проводились с использованием анкет закрытого и открытого типов. На эмпирическом уровне исследования применялись также общенаучные методы измерения и сравнения.
133
Принципиальным планом исследования была выбрана индуктивная стратегия, предполагающая обобщение эмпирического материала как модели объяснения исследуемого феномена; в целях теоретического обобщения эмпирических данных применялись методы анализа и синтеза.
Сбор полевых материалов был осуществлен в следующих православных религиозных объединениях г. Уфы Республики Башкортостан:
— Спасский Храм на ул. Октябрьской революции, 37а, генеральная совокупность 150 чел., выборочная совокупность 33 респондента (22,0%);
— Свято-Пантелеймоновский Храм на ул. Архитектурная, 7, генеральная совокупность 300 чел., выборочная совокупность 6 респондентов (2,0%);
— Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, ул. Кирова 102, генеральная совокупность 200 чел., выборочная совокупность 13 респондентов (6,5%);
Итого:
— общая генеральная совокупность по трем православным религиозным организациям г. Уфы Республики Башкортостан составляет 650 чел., общая выборочная совокупность составляет 52 респондента (8,0%).
Опрос проводился методом «снежного кома» и носил пилотный характер, обработка полевых материалов проводилась в программе SPSS.
Сбор полевых материалов был осуществлен в следующих религиозных объединениях ХАСД Республики Башкортостан:
1. г. Уфа городской округ город Уфа РБ. Церковь АСД. Численность Церкви: 146 человек. Получено: 53 анкеты.
2. г. Нефтекамск городского округа г. Нефтекамск РБ. Церковь АСД г. Нефтекамска. Численность Церкви: 57 человек. Получено: 1 анкета.
2. с. Иглино Иглинского р-на РБ. Группа АСД с. Иглино. Численность группы АСД: 7 человек. Получено: 1 анкета.
4. г. Бирск Бирского р-на РБ. Церковь АСД г. Бирск. Численность Церкви: 12 человек. Получено: 5 анкет.
5. г. Благовещенск Благовещенского р-на РБ. Церковь АСД г. Благовещенск. Количество членов Церкви 14 человек. Получено: 9 анкет.
ИТОГО: общая генеральная совокупность по ХАСД РБ 236 чел.; выборочная совокупность 69 чел. (29,2%).
Результаты
Православное христианство представлено Башкортостанской митрополией Московского патриархата Русской Православной церкви, которая состоит из четырех епархий: Уфимской, Бирской, Нефтекамской, Салаватской. В митрополию входят 383 прихода (из них 354 зарегистрированных и 29 без регистрации).
Первая адвентистская община в Башкортостане была организована в тридцатые годы XX-го века ссыльными из Молдовы в деревне Казанка. Во времена советской власти адвентисты, как и все христиане, подвергались гонениям со стороны гос-
134
SOCIOLOGICAL SCIENCES / <<ШЦШМиМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9
ударства. В 80-е годы началось ослабление государственного прессинга, а первая община адвентистов была зарегистрирована в 1993-м году в Уфе. В настоящее время в Уфе существуют две зарегистрированные общины. По одной зарегистрированной общине находится в городах: Бирск, Благовещенск, Нефтекамск, Янаул, Октябрьский, Стерли-тамак, Салават, Белорецк и Сибай. Общая численность адвентистов в Башкортостане приблизительно 600 человек, в том числе в Уфе - 150 человек. Организационная структура общины: пастор - пресвитеры - диаконы. Пасторы назначаются вышестоящей организацией, наличие религиозного образования обязательно. Из рядовых прихожан выбираются пресвитеры и дьяконы, а также руководители различных служений и отделов. При отсутствии пастора пасторские функции исполняются пресвитером. В Уфе при наличии двух общин пасторское служение несёт один пастор, каждая община возглавляется своим пресвитером. В общинах имеются служения: семейные, детские, молодёжные, здоровья, милосердия. Существуют несколько регулярных домашних групп по изучению Библии. Издается региональный выпуск газеты «Сокрытое сокровище». В Уфе имеется один молитвенный дом, служения проводятся по субботам у каждой из двух общин по очереди - с 10.00 и с 13.30.
Уровень образования
Результаты исследования демонстрируют, что доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди православных практически вдвое больше, чем среди христиан-адвентистов седьмого дня.
Среди православных респондентов верующие с высшим образованием составляют 57,1%, на втором месте - со средним специальным образованием
— 26,5%. с незаконченным высшим — 2%, с ученой степенью — 6,1%. Лиц со средним образованием — 6,1%, с неполным средним образованием
— 2%. Таким образом, доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди православных респондентов составляет 65,2%.
Среди респондентов - христиан - адвентистов седьмого дня самая крупная группа - лица со средним специальным образованием (39,1%). На втором месте - верующие с высшим образованием -26,1%, на третьем - со средним образованием -15,9%. Респондентов с незаконченным высшим и с неполным средним образованием по 7,2%, с начальным образованием - 4,3%. Доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди - христиан - адвентистов седьмого дня составляет 33,3% (табл. 1).
Таблица 1
Уровень образования
РПЦ (РБ, 2017, % от числа ХАСД (РБ, 2013-2015, % от
опрошенных, N=52) числа опрошенных, N=69)
Начальное - 4,3
Неполное среднее 2 7,2
Среднее 6,1 15,9
Среднее специальное 26,5 39,1
Незаконченное высшее 2 7,2
Высшее 57,1 26,1
Ученая степень 6,1 -
Источник: ПМА (Полевые материалы авторов) - опросы в мусульманских и православных религиозных организациях, г. Уфа, РБ, август 2017 г.; ПМА (Полевые материалы автора) — экспедиции в протестантские церкви РБ, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013-2015 годы.
Профессиональный состав
Материалы исследований свидетельствуют, что православные респонденты - это преимущественно специалисты, инженерно-технические работники, служащие, квалифицированные рабочие, предприниматели, а также руководители предприятия, организации - на квалифицированных специалистов приходится 65,4%. Христиане-адвентисты седьмого дня представлены преимущественно пенсионерами и работающими пенсионерами (их всего 43,5%), а также квалифицированными рабочими (14,5%).
Самая крупная группа среди православных респондентов - специалисты, инженерно-технические работники (26,5%). Служащих и квалифицированных рабочих по 12,2%. Работающих пенсионеров, руководителей предприятий, организаций и не причисливших себя ни к одной группе (других) по 10,2%. Пенсионеров 8,2%.
Среди выборки христиан-адвентистов седьмого дня крупнейшая группа - пенсионеры, которых 31,9%. На втором месте квалифицированные рабочие - их 14,5%. На третьем месте - работающие пенсионеры, их 11,6% (табл. 2).
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#26»)),2Ш9 / SOCIOLOGICAL SCIENCES
135
Источник: ПМА (Полевые материалах авторов) - опросы в мусульманских и православных религиозных организациях, г. Уфа, РБ, август 2017 г.; ПМА (Полевые материалы автора) — экспедиции в протестантские церкви РБ, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013-2015 годы.
Таблица 2
Профессиональный состав__
РПЦ (РБ, 2017, % от числа опрошенных, N=52) ХАСД (РБ, 20132015, % от числа опрошенных, N=69)
Руководители предприятия, организации 10,2 7,2
Работники государственного аппарата 2 -
Специалисты, инженерно-технические работники 26,5 2,9
Служащие 12,2 7,2
Неквалифицированные рабочие - 2,9
Квалифицированные рабочие 12,2 14,5
Крестьяне 2 -
Предприниматели 2 4,3
Военные - 1,4
Учащиеся - 4,3
Домохозяйки 4.1 8,7
Пенсионеры 8,2 31,9
Безработные - 1,4
Работающие пенсионеры 10,2 11,6
Другая группа 10,2 1,4
Выводы
Приведенные в статье результаты обработки материалов полевых исследований, на наш взгляд, наглядно демонстрируют, что прихожане исследованных православных храмов г. Уфы являются в основном квалифицированными специалистами, более половины которых имеют уровень образования выше среднего специального. Христиане-адвентисты седьмого дня представлены преимущественно как неработающими, так и работающими пенсионерами, которых в выборке чуть меньше половины, а также квалифицированными рабочими, доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди которых практически вдвое меньше, чем среди православных христиан.
Раннее проведенное равнение данных ИЭИ УФИЦ РАН с материалами Всероссийского исследования религиозности населения 2004 г. (Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН), 2004 г., рук. - д-р социол. наук В. В. Локосов, исп. - д-р социол. наук Ю. Ю. Синелина,) продемонстрировало, что количество лиц с высшим и незаконченным высшим образованием у протестантов РБ, Оренбургской обл. и городского округа Воркута выше, чем у православных и мусульман, показатели количества лиц среди протестантов с высшим и незаконченным высшим образованием и с образованием выше среднего превышают аналогичные показатели среди россиян в целом по РФ [4]. Однако на наш взгляд, исследования ИСПИ РАН касались лиц, определявших себя как «православные» с в основном низкими показателями религиозности; ядро верующего и религиозного населения с высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни среди которых составляет около 10% [5]. Исследования ИЭИ УФИЦ РАН, как было отмечено выше, касались именно так называемого «ядра» как православных, так и мусульман. Результаты обработки полевых материалов выявили значительный процент лиц с образованием выше среднего и среднего
специального у православных респондентов, по этому показателю, а также по количеству верующих-высококвалифицированных специалистов православные респонденты превзошли представителей локальной протестантской церкви. Следует отметить, что исследования регулярных членов православных и мусульманских общин на территории РБ носило пилотный характер; полученные данные требуют эмпирического подтверждения, основанного на более широкомасштабном исследовании.
Исследование проходило в рамках государственного задания по теме № АААА-А18-118042390021-3 «Религии и духовная жизнь в поликультурном пространстве Южного Урала».
Список литературы
1. Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан. Официальный сайт [Электр. ресурс]. URL: https ://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogo sudarst venno -konfessio nalnimotno sheniyampriprezidenterb/ (дата обращения: 20.09.2019).
2. Ю.Ю. Синелина, «Новые тенденции в религиозном сознании и поведении россиян» / Вестн. моск. ун-та. сер. 18. Социология и политология. 2013. № 1, С. 81-82.
3. ПМА - полевые материалы автора - экспедиции в протестантские церкви РБ, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013-2015 годы.
4. А.Н. Кляшев Социально-демографические особенности этнических групп протестантов по материалам полевых исследований в районах южного и полярного Урала / Вестник удмуртского университета. Серия история и филология. 2016 г. Т. 26, вып. 4, С. 101-111.
5. Синелина Ю.Ю. «Новые тенденции в религиозном сознании и поведении россиян» / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2013. № 1, С. 81-82.