Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОСЛАВНЫХ И ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОСЛАВНЫХ И ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православие / Церковь евангельских христиан баптистов / Республика Башкорто-стан / уровень образования / профессиональный состав. / Orthodoxy / Baptists church / Republic of Bashkortostan / level of education / professional compo-sition.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кляшев Александр Николаевич, Мухамадеева Регина Равилевна

В данной статье проводится сравнительный анализ социально-демографических характеристик (уровня образования и профессиональной занятости) членов общин РПЦ г. Уфы РБ и членов Церкви еван-гельских христиан – баптистов Республики Башкортостан. Сбор эмпирического материала осуществ-лялся методами социологии: опросами членов православных и протестантских объединений посредством интервьюирования. Опросы проводились с использованием анкет закрытого и открытого типов. По уровню образования, а также по количеству верующих-высококвалифицированных специалистов право-славные респонденты превзошли представителей локальной протестантской церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кляшев Александр Николаевич, Мухамадеева Регина Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF THE ORTHODOX AND MEMBERS OF CHRISTIAN BAPTISTS CHURCH OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

This article provides a comparative analysis of the socio-demographic characteristics (level of education and professional employment) of members of the Russian Orthodox Church in Ufa of the Republic of Bashkortostan and members of the Baptists church of the Republic of Bashkortostan. Empirical material was collected using sociological methods: interviewing members of Orthodox and Protestant associations. Surveys were conducted using closed and open questionnaires. Orthodox respondents exceeded representatives of the local Protestant church in the level of education, as well as in the number of believers, highly qualified specialists

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОСЛАВНЫХ И ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

140

SOCIOLOGICAL SCIENCES /

УДК 39

Кляшев Александр Николаевич

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Уфа).

Мухамадеева Регина Равилевна младший научный сотрудник отдела религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Уфа).

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10961 НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОСЛАВНЫХ И ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Klyashev A.N.

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of Department of Religious Studies at R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies - Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Ufa)

Muhamadeeva R.R. Junior Researcher of Department ofReligious Studies at R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies - Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Ufa) 07.00.07 Ethnography, Ethnology and Anthropology

SOME SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF THE ORTHODOX AND MEMBERS OF CHRISTIAN BAPTISTS CHURCH OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация

В данной статье проводится сравнительный анализ социально-демографических характеристик (уровня образования и профессиональной занятости) членов общин РПЦ г. Уфы РБ и членов Церкви евангельских христиан - баптистов Республики Башкортостан. Сбор эмпирического материала осуществлялся методами социологии: опросами членов православных и протестантских объединений посредством интервьюирования. Опросы проводились с использованием анкет закрытого и открытого типов. По уровню образования, а также по количеству верующих-высококвалифицированных специалистов православные респонденты превзошли представителей локальной протестантской церкви.

Abstract

This article provides a comparative analysis of the socio-demographic characteristics (level of education and professional employment) of members of the Russian Orthodox Church in Ufa of the Republic of Bashkortostan and members of the Baptists church of the Republic of Bashkortostan. Empirical material was collected using sociological methods: interviewing members of Orthodox and Protestant associations. Surveys were conducted using closed and open questionnaires. Orthodox respondents exceeded representatives of the local Protestant church in the level of education, as well as in the number of believers, highly qualified specialists.

Ключевые слова: Православие, Церковь евангельских христиан - баптистов, Республика Башкортостан, уровень образования, профессиональный состав.

Key words: Orthodoxy, Baptists church, Republic of Bashkortostan, level of education, professional composition.

В рамках проекта Российского Фонда Фундаментальных Исследований №2 17-11-02002 «Этнос и религия в современном городе» Институтом этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - обособленным структурным подразделением Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН) в августе 2017 г. был проведен пилотный опрос населения, целью которого было выявление этно-демографических и доктри-нальных характеристиках представителей основных конфессий, функционирующих на территории

г. Уфа Республики Башкортостан — православия и ислама.

На конфессиональном поле современного Башкортостана, наряду с Исламом и Православием, прочно заняли свое место и динамично функционируют другие религии, такие, как протестантизм. Так, по данным официальной статистики, на территории Республики Башкортостан на 01.01.2018 г. православие и ислам являются ведущими конфессиями, их объединения составляют 90% от общего количества религиозных организаций: около 71% - мусульманские, 19% - православные. Протестантские формирования (баптисты, адвентисты, пятидесятники, и

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#26М)),2Ш9 / SOCIOLOGICAL sciences

др.) и прочие верования (старообрядцы, буддизм, мормоны, языческие верования) - около 10% [1].

В рамках госзаданий, в том числе по теме № № АААА-А18-1180423 90021-3 «Религии и духовная жизнь в поликультурном пространстве Южного Урала» ИЭИ УФИЦ РАН в 2013-2015 гг. на территории Республики Башкортостан были осуществлены исследования протестантских религиозных организаций, а также их членов. Общая численность исповедующих протестантизм на территории РБ, по результатам проведенных НИР, составляет примерно 6000 чел. Функционируют религиозные организации классического (лютеранство немецкой и шведско-финской традиций), позднего (баптисты и христиане-адвентисты седьмого дня) и пятидесятниче-ского направлений.

Опросы проводились в 26 религиозных объединениях протестантов классического (лютеране Евангелическо-Лютеранской Церкви - ЕЛЦ (немецкой традиции), позднего (баптисты Российского Союза Евангельских христиан-баптистов -РЦ ЕХБ и адвентистов седьмого дня - АСД) и пя-тидесятнического (пятидесятники Российской Церкви Христиан веры евангельской Республики Башкортостан (далее - РЦ ХВЕ РБ, Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской - РОСХВЕ и Ассоциации христианских церквей - АХЦ «Союз Христиан») направлений, генеральная совокупность 1194 чел., выборка 538 чел. (45,0 %).

Респондентами РПЦ (как и мусульманских объединений) являлись регулярные члены общин -согласно определению Ю.Ю. Синелиной, представители так называемого «ядра» верующего и религиозного населения с высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни (в т.ч. посещением храмов и мечетей не реже одного раза в неделю, регулярным чтением молитв и текстов Библии и Корана) [2]. общими данными по выборке протестантов Башкортостан. Так, 69,4 % православных и 93,7 % мусульман - респондентов в выборке посещают храмы и мечети еженедельно и чаще; 22,4 % православных и 5,1 % мусульман- раз в месяц и чаще. Среди протестантов еженедельное посещение воскресных служб (а также различных служений и групп по изучению Библии) приближается к 100,0 %. Можно сказать, что исследования ИЭИ УФИЦ РАН коснулись верующих мусульман, православных и протестантов, представляющих своего рода «костяк» (или основу) религиозных общин этих конфессий [3].

Цель данной эмпирической статьи - сравнительный анализ некоторых социально-демографических характеристик (уровень образования и профессиональная занятость) регулярных членов общин РПЦ г. Уфы РБ и членов Церкви Евангельских христиан-баптистов Республики Башкортостан (ЕХБ РБ); задачи исследования - выявление уровня образования и профессионального состава членов РПЦ и ЕХБ РБ на территории РБ.

141

Объект исследования - члены общин РПЦ и ЕХБ РБ, функционирующих на территории Республики Башкортостан; предмет - некоторые их социально-демографические особенности.

Методы и методология

Сбор эмпирического материала осуществлялся различными методами. Факторы, касающиеся функционирования протестантских религиозных объединений, были выявлены с использованием метода полевой этнографии — включенного наблюдения, а также методом социологии - интервьюированием. Информация о социально-демографических характеристиках членов религиозных объединений была получена методами социологии: опросами членов православных и протестантских объединений посредством интервьюирования и анкетирования. Опросы проводились с использованием анкет закрытого и открытого типов. На эмпирическом уровне исследования применялись также общенаучные методы измерения и сравнения.

Принципиальным планом исследования была выбрана индуктивная стратегия, предполагающая обобщение эмпирического материала как модели объяснения исследуемого феномена; в целях теоретического обобщения эмпирических данных применялись методы анализа и синтеза.

Сбор полевых материалов был осуществлен в следующих православных религиозных объединениях г. Уфы Республики Башкортостан:

— Спасский Храм на ул. Октябрьской революции, 37а, генеральная совокупность 150 чел., выборочная совокупность 33 респондента (22,0%);

— Свято-Пантелеймоновский Храм на ул. Архитектурная, 7, генеральная совокупность 300 чел., выборочная совокупность 6 респондентов (2,0%);

— Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, ул. Кирова 102, генеральная совокупность 200 чел., выборочная совокупность 13 респондентов (6,5%);

Итого:

— общая генеральная совокупность по трем православным религиозным организациям г. Уфы Республики Башкортостан составляет 650 чел., общая выборочная совокупность составляет 52 респондента (8,0%).

Опрос проводился методом «снежного кома» и носил пилотный характер, обработка полевых материалов проводилась в программе SPSS.

Сбор полевых материалов был осуществлен в следующих религиозных объединениях ЕХБ Республики Башкортостан:

1. г. Уфа РБ. Церковь Баптисты ЕХБ (Баптисты автономные РАНЦ ЕХБ «Библейская церковь» РБ). Численность Церкви: 25 человек. Получено: 8 анкет.

2. г. Уфа РБ. Церковь ЕХБ РБ («Свет Евангелия») Численность Церкви: 46 человек. Получено: 20 анкет.

3. 3. г. Уфа РБ. Церковь ЕХБ РБ («Благая Весть») г. Уфа. Численность Церкви: 80 человек. Получено: 29 анкет.

SOCIOLOGICAL SCIENCES / <<ШЦШМиМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9

142

ИТОГО: общая генеральная совокупность по ЕХБ РБ 151 чел.; выборочная совокупность 57 чел. (37,7%).

Результаты

Православное христианство представлено Башкортостанской митрополией Московского патриархата Русской Православной церкви, которая состоит из четырех епархий: Уфимской, Бирской, Нефтекамской, Салаватской. В митрополию входят 383 прихода (из них 354 зарегистрированных и 29 без регистрации).

В Башкортостане в 90-е гг. наблюдается количественный рост баптистских религиозных организаций. 6 церквей Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) расположены в г. Уфе, остальные церкви находятся в следующих населённых пунктах РБ: Белебее, Октябрьском, Белорецке, Учалах, Кумер-тау, Ермолаево, Кривле-Ильюшкино, Бирске, Благовещенске, Нефтекамске, Давлеканове, Стерлита-маке, Боголюбовке, Салавате, Ишимбае. Церкви в Уфе: 1. «Дом молитвы для всех народов»; 2. «Свет Евангелия»; 3. «Благодать»; 4. «Церковь Святой Троицы»; 5. «Свет Воскресения»; 6. «Благая Весть». Количество членов ЕХБ в РБ на 1 января 2018 г. составляет 1002 человека.

Региональное объединение Церквей ЕХБ Республики Башкортостан входит в Российский Совет ЕХБ (РС ЕХБ). Все поместные церкви независимы, вертикального подчинения нет. Поместной церковью управляет Совет Старейшин, которым руководит старший пастор - пресвитер. Пастор и пресвитер - название двух функций одного лица (с греч. «пастор» - пастух, «пресвитер» - предстоящий, старейшина). Подчинение пастору добровольное. Пастор - не властная должность, если позиция пастора неясна церкви, Совет Старейшин может переизбрать пастора (что на практике случается крайне редко, так как позиция пастора обычно достаточно прозрачная). Должности пасторов, пресвитеров и диаконов выборные, наличие религиозного образования не является решающим, в отличие от иностранных, в первую очередь западных баптистских церквей, но в связи с количественным увеличением в последнее время христианских учебных заведений пасторы и диаконы, не имеющие специальной подготовки, редки. Совет старейшин состоит из пасторов (пресвитеров) и диаконов. Совет старейшин разбирает текущие вопросы и принимает решения. Если вопрос достаточно серьёзный, он выносится на обсуждение в Совет членов церкви. У баптистов существует институт исповеди. Основная её форма - исповедь Господу, но практикуется и исповедь пастору либо рядовому члену церкви.

1990 г. среди членов ЕХБ насчитывалось не более 5 человек башкирской и татарской национальностей. На сегодняшний день во многих церквах башкиры и татары составляют до 30%, причём наблюдается тенденция их роста среди состава новых членов и приближённых. При некоторых общинах ЕХБ (Уфа, Нефтекамск, Давлеканово, Ишимбай) существуют группы башкир и татар, которые имеют свои специфические богослужения на

родном языке. При Уфимской церкви, в течение более 12 лет, работает радиостудия для записи радиопрограмм на башкирском и татарском языках. Существует специальная евангелизационная группа для организации благовестия среди мусульманского народа. Объединение церквей ЕХБ РБ находится в «Доме молитвы для всех народов».

Уфимская церковь «Свет Евангелия» была основана миссионерами с Украины, которые приехали в Уфу в ноябре 1992 г., а 27 июня 1993 г. было проведено первое крещение, положившее начало этой церкви. Позднее церковь «Свет Евангелия» влилась в состав ЕХБ, сохраняя добрые отношения с ассоциацией «Свет Евангелия». Уфимская церковь «Свет Евангелия» состоит из нескольких десятков прихожан. Под началом пастора служат два диакона. В церкви имеется воскресная детская школа, в которой проходят обучение до 10 человек. Есть три домашние группы по изучению Библии, занятия проводят лидеры домашних групп. Каждая из групп проводит одно занятие в неделю во вторник, среду или четверг. У церкви «Свет Евангелия» имеется дочерняя церковь, также входящая в состав ЕХБ. Это церковь «Свет Воскресения», состоящая из примерно двух десятков прихожан. Постоянного помещения нет, служения проводятся на квартирах.

Евангельская Библейская Церковь появилась в результате молодежного служения в университетах среди студентов ВУЗов. Структура данной церкви: пастор и помощники. Выпускается газета «Цер-ковь^и», количество экземпляров которой не превышает 999 экземпляров, издание официально не зарегистрировано. Приоритетным направлением в евангелизационной деятельности является служение среди молодежи и студентов ВУЗов. Церковь состоит приблизительно из 30 прихожан и служителей. Официальной регистрации церковь не имеет. В настоящее время Библейская церковь организационно входит в состав ЕХБ РБ. В конце 2013 г. в «Библейскую церковь» г. Уфы влилась единственная в РБ церковь кальвинистов «Возрождение», существовавшая в г. Уфе с 1999 г. Численность - несколько десятков человек.

Уровень образования

Результаты исследования демонстрируют, что доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди православных немного больше, чем среди христиан-баптисты.

Среди православных респондентов верующие с высшим образованием составляют 57,1%, на втором месте - со средним специальным образованием

— 26,5%. с незаконченным высшим — 2%, с ученой степенью — 6,1%. Лиц со средним образованием — 6,1%, с неполным средним образованием

— 2%. Таким образом, доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди православных респондентов составляет 65,2%.

Среди респондентов - христиан - баптистов самая крупная группа - также лица с высшим образованием (47,4%). На втором месте - верующие со средним и со средним специальным образованием

— на каждую из этих групп приходится по 17,5%, на третьем - с неполным средним образованием -

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#26М)),2Ш9 / SOCIOLOGICAL SCIENCES

143

7,0%. Респондентов с незаконченным высшим об- среди - христиан - баптистов составляет 56,2% разованием 5,3%, с ученой степенью - 3,5%, с (табл. 1). начальным образованием - 1,8%. Доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального

Таблица 1

Уровень образования__

РПЦ (РБ, 2017, % от числа опро- ЕХБ (РБ, 2013-2015, % от

шенных, N=52) числа опрошенных, N=57)

Начальное - 1,8

Неполное среднее 2 7,0

Среднее 6,1 17,5

Среднее специальное 26,5 17,5

Незаконченное высшее 2 5,3

Высшее 57,1 47,4

Ученая степень 6,1 3,5

Источник: ПМА (Полевые материалы авторов) - опросы в мусульманских и православных религиозных организациях, г. Уфа, РБ, август 2017 г.; ПМА (Полевые материалы автора) — экспедиции в протестантские церкви РБ, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013-2015 годы.

Профессиональный состав

Материалы исследований свидетельствуют, что православные респонденты - это преимущественно специалисты, инженерно-технические работники, служащие, квалифицированные рабочие, предприниматели, а также руководители предприятия, организации - на квалифицированных специалистов приходится 65,4%. Христиане-баптисты также представлены преимущественно квалифицированными специалистами (55,3%).

Самая крупная группа среди православных респондентов - специалисты, инженерно-технические

работники (26,5%). Служащих и квалифицированных рабочих по 12,2%. Работающих пенсионеров, руководителей предприятий, организаций и не причисливших себя ни к одной группе (других) по 10,2%. Пенсионеров 8,2%.

Среди выборки христиан-баптистов крупнейшая группа - предприниматели, которых 16,1%. На втором месте пенсионеры (14,3%), на третьем месте - квалифицированные рабочие - их 12,5%. На специалистов, инженерно-технических работников и на учащихся приходится по 10,7%, руководителей предприятий, организаций 8,9% (табл. 2).

Таблица 2

Профессиональный состав

РПЦ (РБ, 2017, % от числа ЕХБ (РБ, 2013-2015, % от

опрошенных, N=52) числа опрошенных, N=57)

Руководители предприятия, орга- 10,2 8,9

низации

Работники государственного аппа- 2 1,8

рата

Специалисты, инженерно-технические работники 26,5 10,7

Служащие 12,2 7,1

Неквалифицированные рабочие - 1,8

Квалифицированные рабочие 12,2 12,5

Крестьяне 2 1,8

Предприниматели 2 16,1

Военные - -

Учащиеся - 10,7

Домохозяйки 4.1 8,9

Пенсионеры 8,2 14,3

Безработные - 1,8

Работающие пенсионеры 10,2 3,6

Другая группа 10,2 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: ПМА (Полевые материалы авторов) - опросы в мусульманских и православных религиозных организациях, г. Уфа, РБ, август 2017 г.; ПМА (Полевые материалы автора) — экспедиции в протестантские церкви РБ, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013-2015 годы.

Выводы

Приведенные в статье результаты обработки материалов полевых исследований, на наш взгляд, наглядно демонстрируют, что прихожане исследо-

ванных православных храмов г. Уфы являются в основном квалифицированными специалистами, более половины которых имеют уровень образования выше среднего специального. Христиане-баптисты

144

SOCIOLOGICAL SCIENCES /

также представлены преимущественно квалифицированными специалистами доля лиц с образованием выше среднего и среднего специального среди которых практически немного меньше, чем среди православных христиан.

Раннее проведенное равнение данных ИЭИ УФИЦ РАН с материалами Всероссийского исследования религиозности населения 2004 г. (Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН), 2004 г., рук. - д-р социол. наук В. В. Локосов, исп. - д-р социол. наук Ю. Ю. Синелина,) продемонстрировало, что количество лиц с высшим и незаконченным высшим образованием у протестантов РБ, Оренбургской обл. и городского округа Воркута выше, чем у православных и мусульман, показатели количества лиц среди протестантов с высшим и незаконченным высшим образованием и с образованием выше среднего превышают аналогичные показатели среди россиян в целом по РФ[4]. Однако на наш взгляд, исследования ИСПИ РАН касались лиц, определявших себя как «православные» с в основном низкими показателями религиозности; ядро верующего и религиозного населения с высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни среди которых составляет около 10%. Исследования ИЭИ УФИЦ РАН, как было отмечено выше, касались именно так называемого «ядра» как православных, так и мусульман. Результаты обработки полевых материалов выявили значительный процент лиц с образованием выше среднего и среднего специального у православных респондентов, по этому показателю, а также по количеству верующих-высококвалифицированных специалистов

православные респонденты ненамного представителей локальной протестантской (баптистской) церкви. Следует отметить, что исследования регулярных членов православных и мусульманских общин на территории РБ носило пилотный характер; полученные данные требуют эмпирического подтверждения, основанного на более широкомасштабном исследовании.

Исследование проходило в рамках государственного задания по теме № АААА-А18-118042390021-3 «Религии и духовная жизнь в поликультурном пространстве Южного Урала».

Список литературы

1. Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан. Официальный сайт [Электр. ресурс]. URL: https ://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogo sudarst venno -konfessio nalnimotno sheniyampriprezidenterb/ (дата обращения: 20.09.2019)

2. Ю.Ю. Синелина, «Новые тенденции в религиозном сознании и поведении россиян» / Вестн. моск. ун-та. сер. 18. Социология и политология. 2013. № 1, С. 81-82.

3. ПМА - полевые материалы автора - экспедиции в протестантские церкви РБ, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013-2015 годы.

4. А.Н. Кляшев Социально-демографические особенности этнических групп протестантов по материалам полевых исследований в районах южного и полярного Урала / Вестник удмуртского университета. Серия история и филология. 2016 г. Т. 26, вып. 4, С. 101-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.