Научная статья на тему 'Отражение фактора пограничности в структуре конфессионального пространства Псковской области'

Отражение фактора пограничности в структуре конфессионального пространства Псковской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
534
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ / КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / GEOGRAPHY OF RELIGION / CONFESSIONAL SPACE / RELIGIOUS ORGANIZATION / PSKOV REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурашова Татьяна Владимировна

Проанализированы современная структура и размещение религиозных организаций на территории Псковской области. Рассмотрены особенности формирования конфессионального пространства региона с учётом пограничности его географического положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE MARGINALITY FACTOR IN STRUCTURE OF CONFESSIONAL SPACE OF PSKOV REGION

Modern structure and allocation of religious organizations at the territory of Pskov region are analyzed. The peculiarities of formation of a confessional space of the region taking into account marginality of its geographical location are presented.

Текст научной работы на тему «Отражение фактора пограничности в структуре конфессионального пространства Псковской области»

УДК 913:291.6

Т. В. Мурашова

ОТРАЖЕНИЕ ФАКТОРА ПОГРАНИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проанализированы современная структура и размещение религиозных организаций на территории Псковской области. Рассмотрены особенности формирования конфессионального пространства региона с учётом пограничности его географического положения.

Ключевые слова: география религий, конфессиональное пространство, религиозные организации, Псковская область.

Конфессиональная география является относительно молодым и одним из наиболее перспективных направлений географической науки, что напрямую связано с необходимостью изучения культурного многообразия России и её регионов как одного из важных ресурсов развития. Пока имеются лишь единичные работы, посвящённые конфессиональному пространству, как России в целом [10; 11 и др.], так и её отдельных регионов [1; 14 и др.].

Хотя конфессии являются одним из старейших, традиционных и наиболее распространённых объектов изучения в культурной географии, как самостоятельная ветвь географической науки географии религии оформилась только в ХХ в. [12]. Формирование конфессиональной географии (географии религий) в отечественной географии приходится на конец 1980-х — 1990-е гг. Если до этого периода выходили единичные работы, посвященные преимущественно географии религий зарубежного мира, то в 1990-е гг. появляются публикации, посвященные географии России. С этого времени предпринимаются попытки охарактеризовать важнейшие черты и структурные звенья конфессионального пространства России и её регионов [9].

Православная церковь занимает среди христианских церквей мира второе, после римско-католической церкви, место по числу своих приверженцев [2]. Подавляющее большинство православных в России (95 %)

— представители трёх восточнославянских народов (русских, украинцев и белорусов),

предки которых приняли христианство восточного обряда в Х-Х1 вв. Ещё 2 % православных составляют народы, языки которых принадлежат к финно-угорской группе уральской семьи. В Х1У-ХУ11 вв. они подверглись наибольшей христианизации. Первыми из них христианство в 70-80-х гг. XIV в. приняли коми-зыряне. В XV в. за ними последовали коми-пермяки, саамы, в ХУШ-Х1Х вв. — мордва, удмурты, марийцы [11]. В течение ХУ-ХУ1 вв. приняли православие предки сету — финно-угорского народа, проживающего ныне в Печорском районе Псковской области и соседних уездах Эстонии [6; 13].

Ещё 2 % православных приходятся на народы тюркской языковой группы, также подвергшиеся христианизации в ХУП-ХХ вв. Наиболее многочисленные из них: чуваши, якуты, хакасы. Среди православных этносов России есть и представители иранской языковой группы — осетины, северокавказский народ, которому удалось сохранить христианство благодаря тесным связям с Грузией. К числу православных этносов в значительной степени формально причисляют и некоторые малочисленные народы российского Севера (ненцев, ханты, манси, долган, эвенков, эвенов и др.) [11].

От Русской православной церкви (РПЦ) после революции в России отделилась Русская православная церковь за границей, обвинив первую в сотрудничестве с атеистической советской властью. При этом она практически ничем не отличается от РПЦ в догматическом отношении [7].

Рис. 1. Христианство в современной России (официально зарегистрированные направления и течения)

С древнейших времён Псковская земля являлась зоной соприкосновения разных народов, культур, религий. Конфессиональное пространство Псковской области имеет целый ряд особенностей, связанных с её современным пограничным положением, а также

отражающих её приграничное положение в прошлые исторические периоды.

По состоянию на 1 июня 2005 г. в Псковской области было зарегистрировано 242 религиозных организаций следующих вероисповеданий (в скобках указано коли-

чество религиозных организаций): Русская православная церковь (199), Русская православная церковь за границей (1), православие поморского толка (старообрядчество) (1), римско-католическая церковь (2), христиане веры евангельской — пятидесятники (16), евангельские христиане в духе апостолов (1), евангельские христиане-баптисты (5), евангельские христиане (1), церковь христиан веры евангельской (1), христиане веры апостольской (1), эстонская евангелическо-лютеранская церковь (2), адвентисты седьмого дня (5), свидетели Иеговы (2), методистская церковь (1), церковь Иисуса Христа святых последних дней (1), ортодоксальный иудаизм (2), индуизм (ортодоксальный кришнаизм — сознание Кришны) (1).

Из сведений, которые внесены в ведомственный реестр зарегистрированных религиозных организаций (на период с 1 января по 1 июня 2012 г.), на территории Псковской области в качестве юридических лиц зарегистрировано 264 религиозных организации. К их числу относятся: Русская православная церковь (217), Русская православная церковь за границей (1), старообрядцы (3, в т. ч. Русская православная старообрядческая церковь

— 2, древлеправославная церковь — 1), римско-католическая церковь (2), иудаизм ортодоксальный (2), евангельские христиане-баптисты (5), христиане веры евангельской

(1), евангельские христиане (2), евангельские христиане в духе апостолов (2), христиане веры евангельской — пятидесятники (16), адвентисты седьмого дня (4), лютеране (евангелическо-лютеранская церковь) (2), методистская церковь (1), свидетели Иеговы

(2), церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) (1), сознание Кришны (вайшнавы) (1).

Таким образом, число религиозных организаций в период с 2005 по 2012 гг. на территории Псковской области постепенно увеличивалось, но преимущественно за счёт роста организаций РПЦ. Число приходов Псковской епархии РПЦ с 1991 г. увеличилось почти вдвое (с 110 в 1991 г. [3]), причём 60 организаций РПЦ было зарегистрировано в период с 2000 по 2012 гг.

Тройку лидеров по числу религиозных организаций в 2012 г. составили: г. Псков

(50), Псковский и Печорский районы (по 22). Неправославные религиозные организации концентрируются в двух главных городах области (Пскове и Великих Луках) и некоторых других районных центрах (Острове, Невеле, Порхове, Печорах и др.). При этом если в Пскове явно преобладают организации РПЦ (35 из 50), то в Великих Луках преобладают неправославные организации (9 из 11).

Неправославные христианские конфессии в Псковской области представлены в основном протестантскими организациями, такими как: евангельские христиане и евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, евангельские христиане в духе апостолов, христиане веры евангельской — пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы и мормоны.

Баптизм появился в начале XVII в. среди англичан — радикальных протестантов, бежавших в Нидерланды. Его основателем считается Джон Смит. Характерной чертой баптизма является выполнение обряда крещения лишь над достигшими совершеннолетия лицами (баптисты считают, что только взрослый человек может сознательно принять веру) [7]. Баптизм проник в Россию из Германии в середине XIX в. и вначале получил распространение лишь среди немецких колонистов, а в Псковскую губернию проник в основном через жителей прибалтийских губерний — эстов и латышей [3].

Из недр баптизма вышел адвентизм (от латинского слова «адвентус» — приход, пришествие), который был основан в 30-е гг. XIX в. в США У Миллером, выступившим с предсказанием скорого второго пришествия Иисуса Христа. Именно вера в скорое второе пришествие и является одной из наиболее специфических черт адвентизма. С 1844 г. существует группа адвентистов седьмого дня, т. к. они стали праздновать субботу вместо воскресенья. Адвентисты седьмого дня считаются самой влиятельной сектой в адвентизме [7].

Пятидесятничество появилось в 1901 г. в США, когда на занятии в библейской школе одна из учениц вдруг заговорила на китайском языке, которого ранее не знала. Именно говорение на иных языках, что рассматривается как внешний признак крещения Духом

Святым, является наиболее специфической чертой пятидесятничества [7]. К одному из направлений пятидесятничества относятся евангельские христиане в духе апостолов (смородинцы). Смородинцы отрицают Божественную Троицу, не почитают икон, креста, отрицают церковную обрядность [3].

В 1870 г. английским лордом Редстоком было основано близкое к баптизму движение евангельских христиан. Эти две конфессии, начиная с 1884 г., предпринимали попытки к объединению, однако единая организация евангельских христиан и баптистов была создана только в 1944 г. В 1945 г. к ним присоединилась часть пятидесятников.

Свидетели Иеговы — одна из самых активных (наряду с адвентистами седьмого дня) конфессий протестантизма. Эта конфессия была создана в 1872 г. Ч. Расселом в США и сначала называлась Народным обществом исследователей Библии. Важным догматом этой конфессии является положение об армагедоне — войне между Богом и Сатаной, во время которой погибнут те, кто не примет учения Ч. Рассела [7].

В 1830 г. в США была создана секта мормонов, которые именуют себя «святыми судного дня». Основателем её был Джозеф Смит, объявивший себя пророком. Вероучение мормонов включает наряду с элементами христианства элементы ислама. В 1843 г. на основании откровения Дж. Смит провозгласил многожёнство. Мормоны ожидают скорое наступление на земле тысячелетнего царства божьего. Сейчас большая часть мормонов проживает в США, в штате Юта. Миссионеры мормонов, разосланные во многие страны мира, призывают к труду, который должен дать человеку благосостояние в земной жизни [8].

Специфика конфессионального пространства Псковской области, связанная с её пограничным положением, отражена в наличии двух организаций, представляющих протестантскую религию (эстонская евангелическо-лютеранская церковь), и также двух организаций римско-католической церкви.

Лютеранство, получившее название в честь Мартина Лютера (лидера реформации в Германии в первой половине XVI в.). Лютеранство стало государственной религией во

многих скандинавских и североевропейских странах: Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии. Датчане и шведы внедрили лютеранство в Эстляндии и Лифляндии (ныне территория Эстонии и западной части Латвии), где оно до сих пор является основной религией верующего населения [3]. Согласно переписи населения 1897 г., вместе с эстонскими и латышскими переселенцами лютеранство проникло в ряд соседних с Лифляндской губернией уездов Псковской и Санкт-Петербургской губернии [5] (ныне преимущественно северные районы Псковской области). В 2012 г. лютеранские организации действовали только в двух городах Псковской области: Печоры и Великие Луки.

Католичество в настоящее время исповедуют латгальцы (этнографическая группа латышей, проживающая на востоке Латвии, в пограничном с Псковской областью регионе Латгалия). Однако католики в прошлом были представлены среди проживавших в Псковской губернии поляков и литовцев. Также римско-католическая церковь была главенствующей в Речи Посполитой (ныне это территория южных районов Псковской области) в XVП-XVШ вв. И тогда в этих районах было возведено несколько костёлов [3]. Конфессиональные свойства южной границы Псковской губернии, разделявшей ранее католическое и православное государства, были утеряны в конце XVIII в., когда в результате первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) граница Российской империи отодвинулась далеко на юг. В 2012 г. организации римско-католической церкви действовали только в Пскове и Великих Луках.

Следствием принадлежности территории южных районов Псковской области к Витебской губернии (XIX — начало ХХ вв.), входивших в число губерний в пределах «черты оседлости» еврейского населения, стало наличие там религиозных организаций, представляющих ортодоксальный иудаизм. По итогам первой Всероссийской переписи населения 1897 г. евреи оставляли 12,2 % населения Невельского уезда, 9,8 % — Велижского и 3,8 % — Себежского. При этом подавляющее большинство евреев (99,5%) исповедовали иудаизм. Причём евреи концентрировались в

Рис. 2. Религиозные организации Псковской области (2012 г.)

городах и местечках, составляя в некоторых из них от трети до половины населения (например, в Невеле — 72,5 %) [4].

Ещё одним отражением пограничности Псковской губернии в прошлом можно счи-

тать наличие старообрядческих организаций, т. к. старообрядцы концентрировались преимущественно на приграничных территориях России и на прилегающих к ней территориях соседних государств (в том числе Речи По-сполитой и шведской Лифляндии) [5].

Старообрядчество отделилось от Русской православной церкви в середине XVII в. в результате раскола, происшедшего после церковных реформ, проведённых патриархом Никоном. Одна из групп старообрядцев, отказавшихся от священства, и называвшаяся беспоповцами, создала в XVII в. среди населения Русского Поморья т. н. Поморское согласие. Поморцев также называют даниловца-ми (по имени одного из основателей согласия Даниила Викулина). Отвергнув священников, поморцы заменили их наставниками. Богослужения поморцы совершают в часовнях. Часть поморцев переселялось на западное побережье Чудского озера, в то время принадлежавшее Швеции. Достаточно много поморцев обосновалось на территории будущей Псковской губернии, где в начале ХХ в. насчитывалось 8 тыс. старообрядцев-поморцев [3].

От поморцев в конце XVII в. отделились федосеевцы, названные так по имени своего основателя Феодосия Васильева, уроженца Новгородской земли. В отличие от поморцев, федосеевцы первоначально требовали от своих членов аскетической жизни и безбрачия, но затем мо многих сектах отказались от этих требований. В качестве одной из территорий их концентрации выступал Невельский уезд Витебской губернии, который в 1924 г. вошёл в состав Псковской губернии. В начале ХХ в. на территории современной Псковской области проживало 38 тыс. федосеевцев.

В период переписи 1897 г. в Псковской губернии было зарегистрировано 40,5 тыс. старообрядцев, составлявших 3,6 % населения губернии. Больше всего старообрядцев проживало в Порховском уезде (около 13 % всех верующих) и Новоржевском уезде (5 %). Легально действовало 18 старообрядческих общин, и много — нелегально [3].

В настоящее время известны только четыре старообрядческих общины, в т. ч. две из них относятся к Русской православной старообрядческой церкви (в Пскове и д. Корьхово Дновского района), и ещё две — к старообрядческой церкви древлеправославных христиан (в Пскове и д. Михалкино Новоржевского района). Старообрядческая церковь древлеправославных христиан, созданная в 1923 г., очень близка Русской православной церкви по догматике и отличается от неё прежде всего сохранением старой обрядности [7]. В Псковской области можно встретить и незарегистрированные старообрядческие общины в других местах.

Таким образом, в современном конфессиональном пространстве Псковской области можно увидеть целый ряд специфических черт (наличие организаций лютеранской и римско-католической церквей, а также старообрядцев и сторонников ортодоксального иудаизма), связанных с её пограничным положением в прошлом и настоящем.

Литература

1. Воронцов В. С., Ильинский С. И., Семенов Ю. В. Трансформация конфессионального пространства Удмуртии // Вестник Удмуртского университета 2010. № 3. С. 121-129.

2. Даринский А. В. Русская православная церковь (географические аспекты) // География в школе. 1992. № 6. С. 12-15.

3. Кулаков И. С., Манаков А. Г. Историческая география Псковщины (население, культура, экономика). М. : ЛА «Варяг», 1994. 316 с.

4. Манаков А. Г. Динамика численности национальных групп Псковской губернии и Псковской области (X'VIII-XX вв.) // Псков: Научно-практический, историко-краеведческий журнал. № 8. Псков : Изд-во ПГПИ, 1998. С. 213-225.

5. Манаков А. Г. Этническая и конфессиональная структура населения уездов Псковской и окружающей её губерний Российской империи по данным первой всеобщей переписи 1897 г. // Псков : Научнопрактический, историко-краеведческий журнал. № 12. Псков : Изд-во ПГПИ, 2000. С. 165-174.

6. Манаков А. Г., Потапова К. Н. Псковские сету: спорные вопросы происхождения // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2012. № 2 (17). Тюмень : Изд-во ИПОС СО РАН. С. 106-112.

7. Народы России: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. 479 с.

8. Настольная книга атеиста / С. Ф. Анисимов, Н. А. Аширов, М. С. Беленький и др.; Под общ. ред. С. Д. Сказкина. М. : Политиздат, 1987. 431 с.

9. СССР-СНГ-Россия: география населения и социальная география. 1985-1996. Аналитико-библи-ографический обзор. М. : Эдиториал УРСС, 2001. 600 с.

10. Сафронов С. Конфессиональное пространство России в начале и в конце ХХ века // Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М. : ОГИ, 2001. С. 443-460.

11. Сафронов С. Г. Русская православная церковь в конце XX века: территориальный аспект. М. : 2001. 100 с.

12. Стрелецкий В. Н. Культурный регионализм: сущность понятия, проблемы изучения и система индикаторов // Псковский регионологический журнал. № 14. Псков : Изд-во ПсковГУ, 2012. С. 9-21.

13. Потапова К. Н. Итоги изучения идентичности сету Печорского района Псковской области в постсоветский период // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». № 1. Псков : Издательство ПсковГУ, 2012. С. 104-110.

14. Филимонова И. Ю. Географические аспекты изучения конфессий (на примере Оренбургской области) // Вестник ОГУ. № 12 (50). Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2005. С. 196-202.

T. V. Murashova

REFLECTION OF THE MARGINALITY FACTOR IN STRUCTURE OF CONFESSIONAL SPACE OF PSKOV REGION

Modern structure and allocation of religious organizations at the territory ofPskov region are analyzed. The peculiarities of formation of a confessional space of the region taking into account marginality of its geographical location are presented.

Key words: geography of religion, confessional space, religious organization, Pskov region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.