анкету «Направленность личности», опросник «Сфера интересов студентов», диагностическую карту воспитанности с 7 тезаурусами и 46 дескрипторами, письменные опросы с определением основных понятий педагогической диагностики, анкету «Эффективность воспитательной деятельности и профессионального воспитания в вузе».
Результаты исследования показали, что у студентов в основном сформированы базовые понятия, но необходима дальнейшая работа по углублению осознания этих понятий, целенаправленная работа по формированию практических навыков применения умений диагностики.
Завершающим этапом эксперимента было проведение диагностирования воспитательной деятельности преподавателей. К работе были привлечены кураторы академических групп факультетов, а также заместители деканов по воспитательной работе.
С этой целью им предлагалось ответить на вопросы, которые позволяли определить профессиональную компетентность педагога по проблеме педагогической диагностики воспитанности студентов. Анализ результатов показал слабую готовность кураторов к проведению диагностики воспитанности.
Активизация роли педагогической диагностики воспитанности является, на наш взгляд, важнейшим условием повышения качества современного воспитательного процесса в высшей школе путём его индивидуализации. Благодаря детальному анализу характера проблем воспитанности студентов, педагогическая диагностика открывает новые возможности в индивидуализации воспитательного процесса в вузе, который приобретает дифференцированный характер не на словах, а на деле. Выявляется степень
воспитанности каждого студента, мера педагогического воздействия на проблемы воспитания как со стороны преподавателя и куратора, так и со стороны воспитательных структур вуза; процесс воспитания становиться более гибким. В конечном счёте систематическая педагогическая диагностика воспитанности студентов, а также подготовка студентов к диагностике воспитанности не может не сказаться на качестве воспитательного процесса, значительно улучшая его.
Литература
1. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы // Педагогика. - 1993. - № 2.
2. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. - Л., 1988.
3. Кан-Калик В.А., Никандров Я.Д. Педагогическое творчество. - М, 1990.
4. Максимов В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. - М., 1993.
5. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. - М., 1989.
6. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Теория. История. Практика. -СПб, 2000.
7. Тряпицын А.В. Подготовка студентов педагогических вузов к решению управленческих задач развития школы. Автореф. дисс. ... к.п.н. - СПб.,2000.
8. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. - Омск, 1998.
МЕСТО И РОЛЬ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И.Н. Мищенко, соискатель Шуйского государственного педагогического университета
Организация воспитательной работы в военно-учебном заведении Министерства обороны Российской Федерации (далее - вуз) на современном этапе строительства Вооруженных Сил является основным видом служебной деятельности должностных лиц учебного заведения всех степеней, стержнем системы подготовки военных кадров.
Войсковой опыт показывает, что наибольших результатов в руководстве подчиненными достигают именно те офицеры, которые сочетают в себе не только высокие профессиональные знания, организаторские качества, но и умение работать с различными категориями личного состава.
Главный организатор всей воспитательной работы -офицер. В школе главная фигура-учитель, а в армии -офицер.
Являясь носителем военных знаний, морального духа и боевых традиций, офицерский корпус всегда выступал основным формирующим фактором боеспособности армии. Его трудами армия во все времена становилась школой духовно-нравственного развития, чести и доблести, дисциплины и здорового патриотизма.
От позиции офицеров, их личного вклада в реализацию
задач планового военного строительства зависит его конечный успех, а значит от них зависит будущее Вооруженных Сил и в конечном счете место России в современном мире.
И здесь центральной фигурой становится профессорско-преподавательский состав вуза. Искусство обучать и воспитывать - дело многоплановое и трудное. Важно, чтобы идеологию этой деятельности насаждали люди с высокими морально-нравственными качествами, имеющие большой практический опыт работы в войсках, опыт работы с людьми.
Ведущее место здесь должен занять профессорско-преподавательский состав кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин вузов, как наиболее подготовленные в этом отношении люди.
Организация образовательного процесса на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин вуза и научно-методического обеспечения воспитательной работы непосредственно осуществляется в соответствии с годовым планом работы кафедры, в котором учтены актуальные проблемы этих видов деятельности. Её конкретные параметры уточняются на заседаниях кафедры и предметно-методических комиссий. Такую же роль могут
выполнять и теоретические и методические семинары с профессорско-преподавательским составом, проводимые в масштабе кафедры, как правило, с периодичностью не менее двух раз в семестр. В необходимых случаях на некоторые семинары приглашается профессорско-преподавательский состав других кафедр, а также должностные лица подразделений (начальники факультетов и заместители, начальники курсов, курсовые офицеры).
Хорошо зарекомендовавшей себя формой реализации роли кафедры как одного из ведущих научно-методических центров организации эффективной системы воспитательной работы в вузе являются межкафедральные совещания.
Наконец, хорошие отзывы влечёт за собой подготовка кафедрой специальных методических пособий и разработок, призванных оказать содействие командирам и преподавателям вуза в проведении мероприятий воспитательной работы.
Заслугой профессорско-преподавательского состава кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин является сложившаяся во многих вузах традиция тесного взаимодействия и сотрудничества должностных лиц подразделений, преподавателей специальных кафедр по вопросам обучения последних теории и методике воспитательной работы, получения индивидуальных консультаций по психологии, педагогике, конфликтологии и другим особенностям работы с подчиненными. Характерными чертами стиля такого педагогического общения должны стать доброжелательность, корректность, умение слушать и понимать собеседника. Всё это привлечет на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин людей независимо от воинских званий и должностей, опыта службы и индивидуально-психологических особенностей личности. После такого общения должностные лица вуза должны уйти не только с необходимыми советами и рекомендациями по особенностям выхода из той или иной ситуации, но зачастую и с психолого-педагогической литературой по данным вопросам.
Мероприятия, проводимые в масштабе кафедры, позволяют решить такую проблему, как выработка единых подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в масштабе кафедр, определение рекомендаций для вуза в целом. Унифицированные подходы призваны объединять наиболее эффективные педагогические наработки и оптимальные представления о педагогическом процессе. Однако они не отрицают признания права преподавателя на эксперимент, учёт особенностей собственного личностно-психологического потенциала в работе с курсантами и слушателями. Этот принцип организации работы кафедры особенно важен. В работе обучаемыми необходимо применять особые методики, которые иногда приходится искать методом проб и ошибок.
Основным полем для экспериментов сегодня является поиск эффективных путей формирования социального интеллекта, позволяющего выпускникам вуза успешно адаптироваться в обыденной жизни и повседневной служебной деятельности. Решая эту задачу, кафедра исходит из того, что знание содержания перестаёт быть конечной целью образования. Выпускник вуза прежде всего должен технологически уметь искать, анализировать, использовать, создавать информацию. Акцент перемещается в сторону использования знания для создания новых знаний, решения проблем, принятия решений и т.п. Поэтому на кафед-
ре необходимо уделять много внимания методике организации самостоятельной работы курсантов и слушателей, оценки знаний обучаемых с учётом этой новой тенденции. С этой целью педагогам необходимо в ходе занятий акцентировать внимание обучаемых на работе с литературой. Преподавателями кафедры необходимо в этом плане разработать методические рекомендации, пособия по методике и технике самостоятельной работы, исходя из уровня подготовки обучаемых. Являются нормой индивидуальные задания курсантам и слушателям, требующие творческого подхода к решению тех или иных проблем. Широкое распространение получило использование в ходе занятий метода ролевых игр, в ходе которых слушатели и курсанты учатся или совершенствуют навыки работы в подразделении, применять знания на практике, иногда в необычной для себя роли, например, будущих инженеров в должностях офицеров органов воспитательной работы и наоборот и т. п.
В основу организации кафедрой образовательного процесса и научно-методического обеспечения воспитательной работы должен быть положен принцип системного подхода. Наиболее полно он реализовывается в разрабатываемой на кафедре "Системе работы профессорско-преподавательского состава по привитию курсантам навыков организации и проведения воспитательной работы". Этот документ, как правило, разрабатывается на основе наблюдений и обобщений, сделанных преподавательским составом в процессе воспитательной работы анализа потенциальных воспитательных возможностей учебных занятий. Система по привитию курсантам навыков организации и проведения воспитательной работы должна включать в себя ряд элементов. Во-первых, должны быть определены те навыки, которые формируются у курсантов в процессе изучения дисциплин кафедры. Во-вторых, по каждой дисциплине, преподаваемой на кафедре, определяются навыки организации воспитательной работы, которые вытекают из содержания и потенциала данной учебной дисциплины. Помимо формирования системы навыков определяются также формы работы предметно-методических комиссий, непосредственно преподавателей, которые обеспечивают их формирование, а также выделяются практические аспекты отработки и закрепления этих навыков обучаемыми.
Исходя из системного подхода, магистральным направлением организации кафедрой образовательного процесса и научно-методического обеспечения воспитательной работы в вузе является изучение личности курсантов и слушателей.
Проведение фундаментальных исследований по этим вопросам часто опирается на регулярный мониторинг текущих настроений и интересов курсантов и слушателей, проблем их социальной адаптации. Отличительной особенностью социологического мониторинга является нередкое вовлечение обучаемых в деятельность по сбору первичной социологической информации, а в ряде случаев - и её анализу. Подобного рода сотрудничество между педагогом и обучаемыми осуществляется в ходе плановых занятий, на которых перед ними ставятся конкретные задачи по проведению социологических исследований в подразделении для практической отработки соответствующих навыков. Результаты социологических исследований с конкретными рекомендациями должностным лицам доводятся до профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений в сборнике статей, вы-
пускаемом под эгидой методического кабинета вуза, а также на служебных совещаниях должностных лиц, в ходе проведения занятий в рамках Дня курсового офицера и в других формах.
В процессе организации кафедрой образовательного процесса и научно-методического обеспечения воспитательной работы в вузе немалое значение должно быть уделено документальному обобщению опыта этой работы, анализу её результатов (описание опыта подготовки и проведения показательных занятий, изучение интересов и коллективных настроений в подразделениях обучаемых, проведение практических занятий, использование активных методов обучения, научно-методического обеспечения процесса воспитания в вузе, оказания психолого-педагогической помощи курсанта, слушателям в процессе адаптации к условиям обучения в вузе и др.).
Такая тенденция должна отражать сформированный на кафедре подход, согласно которому педагог, вне зависимости от стажа своей деятельности, должен анализировать результаты своего труда и выносить их на публичное обсуждение. Помимо прочего этот подход заставляет педа-
гогов искать новые, оригинальные дидактические и воспитательные приёмы, чтобы не остаться на обочине методической работы на кафедре.
Организация деятельности кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин вуза должна быть тесно связана с обобщением войскового опыта как ориентира в процессе социальной адаптации курсантов и слушателей к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Для этого кафедрой должны быть использованы любые возможности для работы непосредственно с офицерами из войск (командировки профессорско-преподавательского состава в войска, на стажировки, работа с офицерами отделений переподготовки и повышения квалификации, при их наличии в вузе, участие в совещаниях органов военного управления и т.д.). По согласованию с командованием, офицерам, прибывшим из войск, ставится задача письменно описать конкретные проблемы, связанные с особенностями организации воспитательной работы в войсках, ставятся задачи по подготовке и проведению "круглых столов", выступлений перед личным составом обучаемых.
КАК СДЕЛАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДОСТОЯНИЕМ ЛИЧНОСТИ?
Э.Ф. Москалева,
ассистент кафедры информатики Ульяновского университета
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения ученых, педагогов, практиков, родителей - это проблема эстетического воспитания. Такое понимание эстетического воспитания связано со всеохватывающим характером эстетического - способностью проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Наиболее распространено определение эстетического воспитания как целенаправленного процесса формирования эстетически развитой личности: её эстетического сознания, эстетического отношения к действительности, способности наслаждаться красотой и создавать её в активном творческом труде.
На протяжении многих веков развития общества вырабатывались нормы эстетического поведения. Как же сделать эти нормы достоянием личности? Ответ на этот вопрос во многом зависит от понимания того, что такое эстетическое отношение.
Анализируя эстетическое отношение как фактор развития личности, мы выделили четыре группы проблем, образующих четырехзвенную цепочку причинно-следственных связей. Первая группа проблем, характеризующаяся со стороны активности субъекта, связана с эстетическими потребностями, мотивами, интересами, ценностями; мотивационно-ценностный компонент. Вторая группа, определяется динамикой изменения основных структурных компонентов эстетического сознания; когнитивный компонент. Третья группа связана с развитием эстетических переживаний и эстетического восприятия; эмоционально-чувственный компонент. Четвертая группа рассматривает сущность эстетического отношения к действительности в действиях, поступках и различных видах деятельности; деятельностно-творческий компонент.
государственного педагогического
Остановимся подробнее на первой группе узловых проблем. Потребность отражает единство нужды и побуждения, является основным видом отношения к окружающей действительности. Определяя психологическую установку на отражение ценностей, эстетическая потребность выступает источником внутренней активности субъекта. Потребности тесно связаны с интересами. Эстетический интерес выступает формой проявления потребности, который в большей степени сориентирован на определенные эстетические ценности и их усвоение, чем эстетическая потребность. Он означает большую целенаправленность деятельности и большую сознательность субъекта в достижении намеченной цели в сравнении с эстетической потребностью и приводит к стабильному и относительно прочному отношению между личностью и объектом её эстетического интереса.
Дальнейшее установление связей происходит между потребностями и мотивами. Мотивы, как правило, не осознаются субъектом. Но, действуя под влиянием того или иного побуждения, субъект начинает осознавать цели своих действий. Сознательному отражению мотивы придают субъективную окрашенность - личностный смысл. Помимо побудительной функции они характеризуются и смыслообразующей, благодаря которой определяется эстетическая и нравственная направленность. Эстетические потребности, мотивы и интересы адресуются к эстетическим ценностям и ценностным ориентациям личности.
Эстетические знания определяют содержание когнитивной стороны эстетического отношения. В целях формирования восприятия красоты необходимо знание теории изящного, ибо чувство прекрасного развивается и образуется в процессе анализа явлений прекрасного и в ре-