пускаемом под эгидой методического кабинета вуза, а также на служебных совещаниях должностных лиц, в ходе проведения занятий в рамках Дня курсового офицера и в других формах.
В процессе организации кафедрой образовательного процесса и научно-методического обеспечения воспитательной работы в вузе немалое значение должно быть уделено документальному обобщению опыта этой работы, анализу её результатов (описание опыта подготовки и проведения показательных занятий, изучение интересов и коллективных настроений в подразделениях обучаемых, проведение практических занятий, использование активных методов обучения, научно-методического обеспечения процесса воспитания в вузе, оказания психолого-педагогической помощи курсанта, слушателям в процессе адаптации к условиям обучения в вузе и др.).
Такая тенденция должна отражать сформированный на кафедре подход, согласно которому педагог, вне зависимости от стажа своей деятельности, должен анализировать результаты своего труда и выносить их на публичное обсуждение. Помимо прочего этот подход заставляет педа-
гогов искать новые, оригинальные дидактические и воспитательные приёмы, чтобы не остаться на обочине методической работы на кафедре.
Организация деятельности кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин вуза должна быть тесно связана с обобщением войскового опыта как ориентира в процессе социальной адаптации курсантов и слушателей к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Для этого кафедрой должны быть использованы любые возможности для работы непосредственно с офицерами из войск (командировки профессорско-преподавательского состава в войска, на стажировки, работа с офицерами отделений переподготовки и повышения квалификации, при их наличии в вузе, участие в совещаниях органов военного управления и т.д.). По согласованию с командованием, офицерам, прибывшим из войск, ставится задача письменно описать конкретные проблемы, связанные с особенностями организации воспитательной работы в войсках, ставятся задачи по подготовке и проведению "круглых столов", выступлений перед личным составом обучаемых.
КАК СДЕЛАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДОСТОЯНИЕМ ЛИЧНОСТИ?
Э.Ф. Москалева,
ассистент кафедры информатики Ульяновского университета
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения ученых, педагогов, практиков, родителей - это проблема эстетического воспитания. Такое понимание эстетического воспитания связано со всеохватывающим характером эстетического - способностью проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Наиболее распространено определение эстетического воспитания как целенаправленного процесса формирования эстетически развитой личности: её эстетического сознания, эстетического отношения к действительности, способности наслаждаться красотой и создавать её в активном творческом труде.
На протяжении многих веков развития общества вырабатывались нормы эстетического поведения. Как же сделать эти нормы достоянием личности? Ответ на этот вопрос во многом зависит от понимания того, что такое эстетическое отношение.
Анализируя эстетическое отношение как фактор развития личности, мы выделили четыре группы проблем, образующих четырехзвенную цепочку причинно-следственных связей. Первая группа проблем, характеризующаяся со стороны активности субъекта, связана с эстетическими потребностями, мотивами, интересами, ценностями; мотивационно-ценностный компонент. Вторая группа, определяется динамикой изменения основных структурных компонентов эстетического сознания; когнитивный компонент. Третья группа связана с развитием эстетических переживаний и эстетического восприятия; эмоционально-чувственный компонент. Четвертая группа рассматривает сущность эстетического отношения к действительности в действиях, поступках и различных видах деятельности; деятельностно-творческий компонент.
государственного педагогического
Остановимся подробнее на первой группе узловых проблем. Потребность отражает единство нужды и побуждения, является основным видом отношения к окружающей действительности. Определяя психологическую установку на отражение ценностей, эстетическая потребность выступает источником внутренней активности субъекта. Потребности тесно связаны с интересами. Эстетический интерес выступает формой проявления потребности, который в большей степени сориентирован на определенные эстетические ценности и их усвоение, чем эстетическая потребность. Он означает большую целенаправленность деятельности и большую сознательность субъекта в достижении намеченной цели в сравнении с эстетической потребностью и приводит к стабильному и относительно прочному отношению между личностью и объектом её эстетического интереса.
Дальнейшее установление связей происходит между потребностями и мотивами. Мотивы, как правило, не осознаются субъектом. Но, действуя под влиянием того или иного побуждения, субъект начинает осознавать цели своих действий. Сознательному отражению мотивы придают субъективную окрашенность - личностный смысл. Помимо побудительной функции они характеризуются и смыслообразующей, благодаря которой определяется эстетическая и нравственная направленность. Эстетические потребности, мотивы и интересы адресуются к эстетическим ценностям и ценностным ориентациям личности.
Эстетические знания определяют содержание когнитивной стороны эстетического отношения. В целях формирования восприятия красоты необходимо знание теории изящного, ибо чувство прекрасного развивается и образуется в процессе анализа явлений прекрасного и в ре-
зультате изучения теоретических основ эстетики. По мере взросления ребенка, усложнения отражения его сознанием реалий окружающей действительности обогащаются и его представления о вещах, явлениях, углубляется опыт общения с ними, использования им их полезных и эстетических свойств. Безусловно, одной из предпосылок возникновения отношения оказывается знание личности о эстетических предметах и явлениях окружающей его действительности, в том числе и в искусстве. Но по этой логике, чем больше знает человек, тем больше складывается в его сознании оснований для эстетического отношения. Однако в реальной жизни знание еще не обеспечивает соответствующего поведения. Именно поэтому чрезвычайно важны компоненты третьей группы - эмоционально -чувственной.
Одной из важнейших отличительных черт эстетического отношения является его эмоциональный характер. Это обстоятельство находит свое выражение в процессе восприятия эстетически значимых предметов и явлений. Эстетическое восприятие выражает способность к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эстетические переживания. Восприятие порождает в человеке эстетическое чувство, выражающееся в духовном наслаждении, сопровождающем восприятие и оценку данного предмета в единстве его содержания и формы. Чувство отражает состояние субъекта в процессе восприятия эстетического явления или предмета, его отношение к нему, но не сам предмет или явление.
Другими не менее важными компонентами данной группы являются эстетический идеал и эстетический вкус. Идеалы отражают сложившиеся в сознании ребенка представления о должном, идеальном, красивом в окружающем мире, оказывают доминирующее воздействие на формирование и набор потребностей личности, её жизненные стремления и установки, выражают складывающуюся нормативную базу его поведения и отношений к миру, к другим людям и к самому себе. Эстетический идеал в единстве с эстетическим чувством рождает сложное социально-психическое образование - эстетический вкус. Это способность человека к оценке произведений, предметов, явлений, ситуаций с позиции эстетического идеала. Эстетический вкус направляет человеческую активность, практические действия. Составляющими эстетического вкуса являются: духовная потребность общения с красотой и другими ценностями и способность улавливать, оценивать, общаться с прекрасным на основе эмоционального опыта. Таким образом, эстетический идеал - более широкое по содержанию понятие, чем эстетический вкус и эстетическое чувство, которые осваиваются и воплощаются в идеале.
Эмоциональные, эстетические чувства могут стимулировать человека к активной деятельности: сохранить, передать другим то, что доставило эстетическое наслаждение, переделать то, что не удовлетворяет. Именно благодаря этому он придает желаемые формы реальным вещам, поступкам или воспроизводит эстетически значимое. Соз-
нательное созидание совершенства, красоты, соответствующих нашей потребности, составляет сущность эстетического отношения. Основная функция эстетической деятельности состоит в изменении самого субъекта, развитии его творческих сил и способностей. Это положение имеет принципиальное значение для понимания формирующего влияния эстетической деятельности на личность человека, на его отношение к действительности.
Также, говоря о деятельностно-практической стороне отношения, следует обратить внимание на то, что эстетический кругозор личности в сочетании со способностью ее к эстетическим переживаниям, чувствам создают хорошую предпосылку для неравнодушного отношения личности к окружающему миру, для перехода этого отношения в плоскость его практических поступков, деяний на основе его представлений о красоте. Деятельность ребенка обеспечивает практический выход всему тому, что вложили в него родители, педагоги, природа, социальная среда; ребенок реализует свой творческий потенциал, свои способности, на деле применяя сложившиеся идеалы, представления о красивом в жизни, окружающей действительности, преобразуя её по «законам красоты», в практических делах воплощая свои потребности.
Все четыре составляющие эстетического отношения переплетены между собой и влияют друг на друга. На характер предпочтений человека, его интересы первостепенное влияние оказывают эстетические идеалы, ценностные ориентации, кругозор, вкусы; на эстетические интересы замыкается потребность в восприятии ценностей, в эстетическом чувстве - любовании, наслаждении прекрасным, что находит свое отражение в эмоциональной реакции, переживании. Вместе с тем, потребности и интересы, являясь источником внутренней активности личности, пробуждают её своим активным трудом преобразовывать окружающую действительность в соответствии со своими идеалами.
Таким образом, основные пути стимулирования эстетического развития личности школьника и формирование эстетического отношения к миру включают:
- во-первых, усвоение знаний об истории искусства, его месте и роли в социальной и духовной жизни общества;
- во-вторых, формирование эстетической направленности. Она выявляется в положительной мотивации и осознанной потребности в эстетической деятельности, т. е. включает сформированные установки на культуротворче-скую деятельность, сотрудничество по «законам красоты»;
- в-третьих, формирование личного эмоционально-ценностного переживания, позитивного и заинтересованного отношения к эстетическим ценностям, формирование стремления следовать эстетическим идеалам, развитие эстетического вкуса;
- в-четвертых, развитие навыков к созданию эстетических ценностей, развитие способностей применения эстетических знаний в художественно-творческой деятельности.