В результате действий активных элементов воспитательного пространства уровень отношений второго порядка (между концептом, структурой и элементами) менее линейно детерминирован. Поэтому проявляется тенденция к обеспечению целостности системы за счет информационных структур. Активные элементы воспитательной системы в свою очередь можно подразделить на системообразующие и системосоставляю-щие. К системообразующим относятся воспитательные коллективы филиала негосударственного вуза различного типа. К сис-темосоставляющим - все коллективы и сотрудники филиала задействованные в процессе воспитания. Данные уровни имеют бесконечное количество внутренних связей образуемых сочетанием различных элементов в ходе реализации воспитательных воздействий различной детерминации.
Таким образом, воспитательная система филиала негосударственного вуза, реализуется посредством воспитательного процесса, который представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие учащихся как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего с педагогами, воспитателями в определенном воспитательном пространстве.
Литература:
1. Кощеева И.Н., Шуклина Е.П. Качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей // Альма-матер, №7, 2003. - С. 23-29.
2. Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений. - Казань: ИСПО РАО, 2002. - 36с.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Э. Ф.Москалева, Ульяновский государственный университет
В современных условиях формирования единого образовательного пространства для всей мировой цивилизации стала очевидной целевая установка на совершенствование системы эстетического образования. В официальных документах международных форумов и семинаров по вопросам эстетического образования последних лет подчеркивается, что оно должно иметь «международное измерение» (С.Таурелли), а это обеспечивается обменом знаниями, развитием метазнаний, созданием международных научно-исследовательских проектов в данной области с учетом национальных эстетических ценностей и условий.
Проблема эстетического образования личности в современных условиях - мно-гопланова, остра, актуальна и связана с таким сложным процессом, как формиро-
вание эстетического отношения к окружающему миру, что всегда вызывало полемику в науке. И хотя историография данной проблемы постоянно обогащается интересными и содержательными работами, но надо признать, что недостаточное научно-методическое обеспечение и отсутствие у большинства педагогов знаний и компетенций в моделировании данного процесса приводят либо к созданию педагогически нецелесообразных моделей, либо к копированию известных образцов, либо к отказу педагогов от реализации в процессе эстетического воспитания своих субъектных полномочий и передаче их разработчикам извне.
Эстетическое отношение к окружающему миру является важной характеристикой воспитанности человека, его общей и профессиональной культуры. Спо-
собность эстетически относиться к действительности компенсирует односторонность жизни и мышления, неизбежно вытекающую из ограниченности роли, которую каждый из нас играет в общественном разделении труда и, в целом, в социуме. Эстетическое отношение к миру не просто довершает образ человека, складывающийся из различных черт его личности, оно делает человека цельным, так как способствует развитию его всестороннего отношения к действительности. Более того, оно выступает профилактическим средством асоциального поведения молодежи.
Именно спектр отношений позволяет достаточно точно судить о доминирующих в сознании человека ценностях, идеалах, установках, вкусах; через отношение становится понятным и вполне осязаемым спектр эстетических интересов личности, мотивов включения её в разнообразные виды социально ориентированной деятельности. Отношение позволяет понять и то, как человек относится к самому себе, каким видит себя и к чему стремится.
Эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Ребенок не может «войти в мир красоты» без помощи взрослого, который открывает растущему человеку его смысл и язык, помогает включиться в диалог с ним, освоить основные эстетические критерии возвышенного и низменного, прекрасного и некрасивого. Все это актуализирует необходимость целенаправленного и систематического специального эстетического обучения подрастающего поколения.
Ведущая роль в эстетическом обучении отводится общеобразовательной школе - главному институту социализации личности на протяжении многих лет, ибо главный ресурс любого общества -дети младшего возраста. Это тот источник материального и социального благополучия, в котором потенциально и прогностически заложено будущее нашей
страны. И чем раньше дети получат такую «жизненно важную прописку», чем активнее будет выстроена реальность в их сознании, подсознании, в их общении на всех уровнях, тем большего уважения и почета заслужат исполнители этого замысла - педагоги и воспитатели. Дети младшего возраста поэтому и становятся опорной критериальной базой эстетического образования и, в целом, современной образовательной политики.
Отечественная школа накопила богатый опыт по эстетическому образованию учащихся в процессе внешкольной и внеаудиторной деятельности. Анализируя эстетическое отношение к действительности как условие развития и саморазвития личности, мы выделили четыре группы проблем-факторов, образующих че-тырехзвенную цепочку причинно-следственных связей и на преодоление которых должны быть направлены усилия по модернизации российской системы эстетического образования. Главное, что удалось вскрыть, раскрыть и обобщить в ходе нашего исследования - это системное упреждение данного рода трудностей в моделировании процесса формирования эстетического отношения к действительности.
Первая группа проблем, характеризующаяся со стороны активности субъекта, связана с эстетическими потребностями, мотивами, интересами, ценностями и определена нами как мотивационно-ценностный компонент. Вторая группа определяется динамикой изменения основных структурных компонентов эстетического сознания, это - когнитивный компонент. Третья группа связана с развитием эстетических переживаний и эстетического восприятия, что составляет эмоционально-чувственный компонент. Четвертая группа рассматривает сущность эстетического отношения к действительности в действиях, поступках и различных видах деятельности, и определяется нами как деятельностно-творческий компонент.
Представим содержание каждого из компонентов процесса формирования эстетического отношения личности к действительности. Мотивационно-ценностный компонент проявляется в том, что потребность отражает единство нужды и побуждения и является основным видом отношения личности к окружающей действительности. Известно, что потребности тесно связаны с такой категорией, как интересы: эстетический интерес выступает формой проявления потребности, который в большей степени сориентирован на определенные эстетические ценности и их усвоение, чем эстетическая потребность. Он означает большую целенаправленность деятельности и большую сознательность субъекта в достижении намеченной цели в сравнении с эстетической потребностью, что приводит к стабильному и относительно прочному отношению между личностью и объектом её эстетического интереса.
Дальнейшее установление связей происходит между потребностями и мотивами. Мотивы, как правило, не осознаются субъектом, однако, действуя под влиянием того или иного побуждения, субъект начинает осознавать цели своих действий. Сознательному отражению мотивы придают субъективную окрашенность -личностный смысл. Помимо побудительной функции они характеризуются и смыслообразующей, благодаря которой определяется эстетическая и нравственная направленность. Эстетические потребности, мотивы и интересы адресуются к эстетическим ценностям и ценностным ориентациям личности.
Таким образом, эстетические знания определяют содержание когнитивной стороны эстетического отношения. В целях формирования восприятия красоты необходимо знание теории изящного, ибо чувство прекрасного развивается и образуется в процессе анализа явлений прекрасного и в результате изучения теоретических основ эстетики. По мере развития личности, усложнения отражения ее
сознанием реалий окружающей действительности, обогащаются и ее представления о вещах, явлениях, углубляется опыт общения, использования их полезных и эстетических свойств. Безусловно, одной из предпосылок возникновения эстетического отношения оказываются знания личности об эстетических предметах и явлениях окружающей ее действительности, в том числе и в искусстве. Таким образом, по этой логике, чем больше знает человек, тем больше складывается в его сознании оснований для эстетического отношения. Однако, в реальной жизни знание еще не обеспечивает соответствующего поведения. Именно поэтому чрезвычайно важны компоненты третьей группы - эмоционально-чувственной составляющей.
Одной из важнейших отличительных черт эстетического отношения является его эмоциональный характер. Это обстоятельство находит свое выражение в процессе восприятия эстетически значимых предметов и явлений. Эстетическое восприятие, выражает способность к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эстетические переживания. Восприятие порождает в человеке эстетическое чувство, выражающееся в духовном наслаждении, сопровождающем восприятие и оценку данного предмета в единстве его содержания и формы. Чувство отражает состояние субъекта в процессе восприятия эстетического явления или предмета, его отношение к нему, но не сам предмет или явление.
Другими не менее важными компонентами данной группы являются: эстетический идеал и эстетический вкус. Идеалы отражают сложившиеся в сознании личности представления о должном, идеальном, красивом в окружающем мире, оказывают доминирующее воздействие на формирование и набор потребностей личности, её жизненные стремления и установки, выражают складывающуюся нормативную базу ее поведения и отно-
шений к миру, к другим людям и к самому себе. Эстетический идеал в единстве с эстетическим чувством рождает сложное социально-психическое образование - эстетический вкус - способность человека к оценке произведений, предметов, явлений, ситуаций с позиции эстетического идеала. Эстетический вкус направляет человеческую активность, практические действия. Составляющими эстетического вкуса являются: духовная потребность общения с красотой и другими ценностями, способность улавливать, оценивать, общаться с прекрасным на основе эмоционального опыта. Таким образом, эстетический идеал - более широкое по содержанию понятие, чем эстетический вкус и эстетические чувства, которые осваиваются и воплощаются в идеале.
Эмоциональные, эстетические чувства могут стимулировать человека к активной деятельности: сохранить, передать другим то, что доставило эстетическое наслаждение, а также переделать то, что не удовлетворяет. Сознательное созидание совершенства и красоты, соответствующих нашим потребностям, составляет сущность эстетического отношения. Основная функция эстетической деятельности состоит в изменении самого субъекта, развитии его творческих сил и способностей. Это положение имеет принципиальное значение для понимания формирующего влияния эстетической деятельности на личность человека и на его отношение к действительности.
Исследуя деятельностно-
практическую сторону эстетического отношения к действительности, следует обратить внимание на то, что эстетический кругозор личности в сочетании с ее способностью к эстетическим переживаниям и чувствам создают хорошую предпосылку для неравнодушного отношения личности к окружающему миру, для перехода этого отношения в плоскость ее практических поступков, деяний на основе ее представлений о красоте. Деятельность ребенка обеспечивает практиче-
ский выход всему тому, что вложили в него родители, педагоги, природа, социальная среда. Ребенок реализует свой творческий потенциал, свои способности, на деле применяя сложившиеся идеалы, представления о красивом в жизни, окружающей действительности, преобразуя её по «законам красоты», в практических делах воплощая свои потребности.
Все четыре составляющие эстетического отношения переплетены между собой и влияют друг на друга. Более того, на характер предпочтений человека, его интересы первостепенное влияние оказывают эстетические идеалы, ценностные ориентации, кругозор, вкусы; на эстетические интересы замыкается потребность в восприятии ценностей, в эстетическом чувстве - любовании, наслаждении прекрасным, что находит свое отражение в эмоциональной реакции, переживаниях. Вместе с тем, потребности и интересы, являясь источником внутренней активности личности, пробуждают её своим активным трудом преобразовывать окружающую действительность в соответствии со своими идеалами.
Таким образом, основные направления стимулирования эстетического развития личности учащегося и формирования его эстетического отношения к миру, включают: во-первых, усвоение знаний об истории искусства, его месте и роли в социальной и духовной жизни современного общества; во-вторых, формирование эстетической направленности, что выявляется в положительной мотивации и осознанной потребности личности в эстетической деятельности. Иными словами, она включает сформированные установки на культуротворческую деятельность; в-третьих, формирование личного эмоционально-ценностного переживания, позитивного и заинтересованного отношения к эстетическим ценностям, стремления следовать эстетическим идеалам, эстетического вкуса; в-четвертых, развитие навыков (компетенций) создания эстетических ценностей, совершенствование спо-
собностей применения эстетических знаний в художественно-творческой деятельности.
Исходя из особенностей содержания эстетического отношения к действительности, нами были выделены следующие педагогические условия, обеспечивающие формирование эстетического отношения к окружающему миру, а именно: эмоционально-образное проведение
учебных занятий; последовательность в накоплении эстетических знаний, умений, компетенций; продуктивная форма творческой деятельности; систематическое проведение ученических художественных выставок и конкурсов; применение эстетико-развивающих педагогических технологий и народно-ролевых инициатив.
Указанные педагогические условия рассматриваются нами как определенные процессы, связывающие между собой «внутренние характеристики» объектов и потому выступающие как «внутренние условия». Их необходимость и достаточность определяются тем, что в данной совокупности возможно достичь более высокого уровня сформированности эстетического отношения к действительности и тем самым решить основную задачу эстетического воспитания - развитие и совершенствование творческих способностей личности. При этом педагогические условия должны обеспечивать качественные изменения в структуре личности, в частности, повышение уровня эмоционально-чувственных переживаний, интеллектуальных и творческих способностей, ее мотивационно-ценностных ориентаций.
В связи с этим нами была разработана Программа формирования эстетического отношения к действительности, апробированная на многочисленных семинарах и практикумах и получившая положительную оценку преподавателей общеобразовательных и профессиональных школ. При ее разработке были учтены формы и методы, обеспечивающие эф-
фективность комплексного воздействия на эмоциональную, когнитивную, моти-вационную и деятельностную сферы личности. Их целью является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний об эстетическом, определенных умений и компетенций, вовлечение обучаемых в социально и лич-ностно значимую творческую деятельность.
Специально разработанные нами в ходе обучения ситуации творческого самоопределения основывались на методах художественной педагогики, среди которых важнейшими являлись: эмоционально - художественное «погружение», художественно - творческое и образное моделирование, активизация воображения и творческого представления, сравнение и сопоставление, импровизация, игровое подражание, дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала.
В ходе занятий, мы реализовали принцип практической направленности эстетически ориентирующего воспитания. Для этого нами применялись эстети-ко-развивающие педагогические технологии, такие как коллективное творческое дело «Сказочная панорама», «Иллюстрация книжки», «Веселая ярмарка», беседы с предварительной анкетой и интервьюирование о любимой книге и народной потешке; презентация проекта групповой и индивидуальной деятельности, Шоу-технология - викторина «Волшебный городец», «Золотая хохлома», «Сказочная роспись», творческие задания на основе частично-поискового (эвристического) метода и др.
Разработанная нами поисково-творческие технологии и народно-ролевые инициативы, эффективность и результативность которых обеспечивается научно обоснованными целями, принципами, подходами, а также подбором оптимальных методов и средств с активным участием родителей и представителей творческой и технической интелли-
генции можно принять как несомненную и для широкой педагогической общест-инновацию для педагогической практики венности.
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Л.М.Хакимуллина, аспирантка ACO (КСЮИ)
Современная российская действительность характеризуется радикальной трансформацией экономических отношений, формированием новых политико-правовых основ российской государственности, существенной перестройкой общественных структур, одной из неотъемлемых черт которой является растущая социальная дифференциация. Подобные изменения имеют как позитивную, так и негативную стороны и не подлежат однозначной оценке. К примеру, социальное неравенство во многом способствует росту преступности, криминализации общественной жизни в целом. Все эти изменения во многом способствовали всплеску правонарушений в молодежной среде.
Своеобразие ситуации в нашей стране на сегодняшний день заключается в том, что бурное развитие преступного сообщества на протяжении последнего десятилетия вышло за любые мыслимые пределы. Преступность классической эпохи перешла некий рубеж и трансформировалась в криминальную форму социальности. Произошла своего рода экспансия криминальной субкультуры в официальную культуру общества. Об этом свидетельствует агрессивное вторжение и активное распространение всех ее компонентов: от жаргона до норм «ценностей».
Миграция населения, является своеобразным спутником научно-технического прогресса и развития общества. Неудовлетворенность условиями жизни заставляла самых активных в физическом и духовном смысле индивидов перемещаться в поисках лучшей жизни, для удовлетворения возрастающих потребностей.
Глобализация мирового финансового и экономического порядка изменила мир. Развитие и экономическое благосостояние
одной страны подвержено влиянию и находится в зависимости от других стран, порой менее развитых в экономическом и социальном отношении [2].
Представители криминальной субкультуры, носителями которой являются иностранные граждане, совершившие правонарушения различного характера, стали своего рода тем социокультурным образцом, который пришел на смену культивировавшемуся в советский период нормативному образцу «добросовестного труженика», исторически и психологически неестественного [3].
Главная задача, которая решается сейчас в России - организация цивилизованной миграции. В русле этой задачи я бы выделила четыре основных приоритета миграционной политики России: обеспечение оптимальных условий для продвижения общеправовых стандартов, защита прав человека, достижение правопорядка и законности, получение максимально позитивного эффекта от миграции - экономического, политического, социального и демографического.
При таком анализе, в частности, учитывается ранее сделанный принципиальный вывод о том, что в условиях нестабильной политической и экономической ситуации преступность среди иностранцев растет даже при уменьшении общего числа находящихся в стране мигрантов. Другое дело, что сегодня такая корректировка тенденций практически затруднена из-за отсутствия сколь-либо полного и достоверного учета иностранцев, обусловленного, в свою очередь, активизацией межгосударственных миграционных процессов и постоянно растущими масштабами нелегальной миграции [3].