мационным ресурсам, в том числе и разработанным электронным модулям, состоящим:
— из интерактивного теоретического материала с элементами управляемого обучения и иллюстрированного рисунками, слайдами и видеофильмами;
— видеолекций или скринкастов в режиме офлайн;
— вебинаров или онлайн-коммуникаций;
— удаленного лабораторно-практического занятия;
— веб-квеста;
— теста для самоконтроля;
— контрольного задания в форме эссе.
Таким образом, рассмотренные выше
дидактические аспекты формирования интерактивной образовательной среды в рамках электронной системы дистанционного образования, ориентированной на обучение одаренных обучающихся, отвечают на самые сложные вопросы образовательной практики: где учить? Чему учить? Как учить? Как учиться?
Ответ на первый вопрос отражает не столько создание информационной образовательной среды на основе ИКТ-технологий и средств доступа к ней, сколько формирование актуальной педагогической стратегии, направленной на развертывание дискурса и расширение активности обучающихся через решение как насущных, так и перспективных проблем реального мира. Второй вопрос тесно
связан с проблемой содержания образования. Третий — касается рассмотрения электронного дистанционного обучения как управления учебной деятельностью, что позволяет охватить все компоненты и продукты этой деятельности, в том числе и отдаленные. При этом процесс учебной деятельности описывается не на информационном уровне (как процесс переработки информации), а как особая деятельность, в которой происходит самоизменение субъекта учебной деятельности. Ответ на четвертый вопрос высвечивает чрезвычайно важную проблему разработки средств учебной деятельности, без овладения которыми не возможен процесс дистанционного интерактивного обучения.
Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. — М. : МЭСИ, 1997.
Выготский Л. С. Мышление и речь. — М. : Лабиринт, 1999.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М. : Ин-тор, 1996.
Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М. : Арена, 1994. Де Корте Эрик. Инновационные перспективы обучения и преподавания в сфере высшего образования в XXI в. // Вопросы образования. — 2014. — № 3. — С. 8-29. Либеров А. Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения. — М. : Институт экономических стратегий, 2007.
Специализированное обучение: опыт 40 лет деятельности / под. ред. А. А. Никитина, И. В. Силантьева. — Новосибирск : НГУ, 2004.
УДК/UDC 37
А. А. Куриленко A. Kurilenko
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF THE PERSON
В статье рассматривается формирование эстетической культуры личности. Автор выделяет и анализирует ее основные компоненты и определяет место эстетической культуры личности в системе ее общей культуры
The article discusses the formation of aesthetic culture of the individual. The author distinguishes and analyzes its basic components and determines the place of aesthetic culture of the person in the system of its overall culture.
Ключевые слова: культура, эстетическая культура личности, компоненты эстетической культуры, развитие личности, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал.
Keywords: culture, a person's aesthetic standards, components of the person's aesthetic standards, personality development, aesthetic sense, aesthetic ideal.
В условиях доминирования массовой культуры, снижения требований к эстетическим
нормам и правилам, коммерциализации всех общественных отношений и мифологизации человеческого сознания, формирующей пассивное, некритическое отношение к реальности, становится очевидной необходимость приобщения детей к миру истинных духовных ценностей, миру эстетической культуры человечества, миру искусства.
Эта необходимость во многом обусловлена рядом дополняющих друг друга обстоятельств. Рациональная картина мира, продолжающая доминировать в системе образования, отличается неполнотой и ограниченностью, именно через искусство транслируется в основном духовное наследие человечества; искусство наиболее эффективно способствует процессу формирования целостного мировосприятия ребенка, развитию его самосознания, гармонизирует эмоционально-волевую сферу, формирует чувство личной сопричастности к мировой культуре.
В данной статье мы попытаемся, во-первых, раскрыть содержание эстетической культуры личности, то есть определить и проанализировать те ее компоненты, на формирование которых должны быть направлены педагогические усилия в процессе эстетического воспитания человека. Во-вторых, определить место эстетической культуры личности в системе ее общей культуры.
Однозначно определить понятие «культура» невозможно. В литературе, посвященной культурологическим проблемам, приводятся десятки определений, само многообразие которых отражает разнообразие феномена культуры. Тем не менее можно выделить общее для всех трактовок. Культура не существует вне социально-исторического контекста, вне общественной и творческой деятельности человека. Эта деятельность тесно связана со всеми сферами бытия и сознания, со всем смысловым миром и нацелена на преобразование мира, создание ценностей, норм, символических форм (опредмечивание) и освоение культурного опыта человечества (распредмечивание). Она направлена на выявление и развитие сущностных сил человека, то есть на его самореализацию.
На основе вышесказанного можно сформулировать следующее определение культуры личности: культура личности — это система психофизиологически и социально-исторически обусловленных способностей и потребностей человека к выполнению общественной, творческой деятельности, проявляющейся в диалектическом единстве процессов опред-
мечивания и распредмечивания, направленной на творческую самореализацию человека и преобразование мира.
Отсюда эстетическую культуру личности, являющуюся компонентом ее общей культуры, мы понимаем как систему психофизиологически и социально-исторически обусловленных способностей и потребностей личности воспринимать, переживать, оценивать и преобразовывать явления действительности и искусства «по законам красоты», открывающую путь максимально полному и гармоничному развитию всех сущностных сил человека.
Здесь необходимо отметить отличие эстетической культуры от художественной. Художественная культура представляет собой способность и потребность осваивать и создавать ценностные объекты лишь в мире искусства, тогда как сфера эстетической культуры значительно шире его рамок и охватывает все сферы человеческого бытия.
По нашему убеждению, формирование эстетической культуры личности направлено не столько на отдельно взятые эстетические способности и потребности человека, сколько на целостную, разносторонне и гармонично развитую, творческую личность. Оно непосредственно касается ее интеллектуальной, эмоциональной, волевой, ценностно-ориента-ционной сторон и является всеобъемлющим, пронизывая все сферы жизни человека.
Эстетическая культура личности — это сложная система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов, среди которых прежде всего необходимо выделить: эстетическое восприятие, с которого начинается процесс эстетического развития личности; эстетическую эмоцию, в процессе которой происходит механизм закрепления эмоции и объекта, ее вызвавшего; эстетическое переживание и эстетическое наслаждение, которое, развивая и одновременно удовлетворяя эстетические потребности, мотивирует и стимулирует деятельность человека, обеспечивает более легкое понимание проблем и способствует их решению; эстетическое чувство, которое, базируясь на эстетическом восприятии и выражая эстетические эмоции и переживания, является важным показателем сформированной эстетической культуры личности.
Сформированное эстетическое чувство является основанием для наиболее интересного, неоднозначного и сложного компонента эстетической культуры личности — эстетического вкуса, своеобразие которого проявля-
ется, во-первых, в его личностном, и в то же время общественном характере и, во-вторых, в посреднической позиции между двумя видами познания, чувственным и рациональным, между эмоциональной восприимчивостью и интеллектуальной оценкой воспринимаемых предметов и явлений. Таким образом, только тот эстетический вкус можно считать сформировавшимся и развитым, который представляет собой некий мостик между эмоционально-чувственной и интеллектуально-логической сферами духовности человека.
Это означает, что необходимо обращать внимание не только на выражаемые человеком эстетические суждения и мнения, которые могут быть весьма «правильными», но и на соответствующие этим суждениям чувственные переживания. При их отсутствии говорить о сформированном эстетическом вкусе слишком рано.
Следующими компонентами эстетической культуры личности являются эстетические взгляды и убеждения, которые представляют прежде всего интеллектуально-логическую сферу эстетического сознания индивидуума; эстетическая потребность и эстетический идеал, составляющие ее фундамент.
Уже в самом раннем детстве ребенок обладает пусть примитивным, неразвитым, но все же эстетическим идеалом, поскольку без чувственных представлений о прекрасном (в данном случае идеал совпадает с понятием «прекрасное») не может состояться никакая эстетическая реакция человека на окружающий его мир.
Как и эстетические взгляды, идеал подвижен, он может обогащаться и видоизменяться на протяжении всей жизни. По мере развития эстетического сознания и культуры личности чувственные представления о прекрасном органично дополняются рациональными и вместе формируют тот чувственно-конкретный образ, с которым человек соотносит свойства, качества и особенности всех явлений и предметов, встречающихся ему в действительности или в искусстве. При этом происходит их оценивание в зависимости от вызываемой ими чувственной реакции. Сама же реакция определяется степенью схожести эстетических свойств объекта с идеальным представлением об этом объекте. С другой стороны, любой эстетически значимый объект способен оказывать воздействие на идеальные представления человека, изменяя и развивая их. Так, субъект-объектные отношения принимают форму субъект-субъектных.
Эстетический идеал присутствует во всех структурных элементах эстетической культуры личности. Особенно очевидна его связь со вкусом. Их, во многом схожая, функциональность (в частности, их влияние на чувственно-рациональную оценку объекта) подчас приводит к сложности в их различии. Тем не менее очевидное различие идеала и вкуса заключается в том, что идеал выступает не только как некий образец прекрасного, с которым сравнивают оцениваемый объект, но и как цель, стимулирующая осознанное стремление к совершенной красоте. Идеальное концентрирует в себе устремленность человека к прекрасному, обладающему единством и гармонией формы и содержания (объективного и субъективного, общественного и личного, чувственно-эмоционального и интеллектуального).
В идеале находит отражение мотивацион-ная сфера эстетической культуры человека. Но в наибольшей степени эта сфера представлена компонентом «эстетическая потребность», которую можно определить как состояние индивида, возникающее под влиянием испытываемой нужды в эстетически значимых для него объектах, необходимых для его духовного существования и развития, и выступающее источником его активности. Следует отметить, что одной из главных особенностей эстетической потребности является отсутствие в ней, как и в эстетическом наслаждении, какого бы то ни было утилитарного содержания.
Нужда, испытываемая индивидом, и его активность указывают на степень сформи-рованности эстетической культуры личности, о которой можно судить лишь по внешним проявлениям тех или иных ее компонентов. В данном случае эстетическая потребность, как нужда, проявляется в эстетическом интересе и в эстетической деятельности, вызванной потребностью.
Диалектическая связь между потребностью и интересом состоит в том, что, с одной стороны, интерес возникает на основе потребности, как ее «опредмеченность», а с другой — сама потребность формируется в результате закрепившихся интересов. Отсюда интерес может выступать одновременно и как результат потребности, и как ее предпосылка.
Переходным звеном между потребностями и интересом выступают эстетическое восприятие и эстетическое наслаждение. Если при восприятии эстетически значимого объекта личность испытывает чувство наслаждения,
то такой объект становится личностно значимой эстетической ценностью и у личности появляется стимул искать повторной встречи с ним. Со временем формируется развитый эстетический интерес, который сам становится внутренней побудительной силой. Одновременно с развитием эстетического интереса происходит расширение и углубление эстетических потребностей. В результате, обладая разнообразными и глубокими интересами, человек глубже проникает в определенные объекты и отношения, тем самым открывая в них и чувствуя присущую им красоту и эстетическую ценность.
Особую роль эстетические потребности и интересы играют в эстетическом самовоспитании и саморазвитии, являясь их непременной движущей силой. Поэтому недостаточно уделять внимание только приобретению знаний, формированию умений и навыков, чем, как правило, ограничивается эстетическое воспитание в большинстве учебных заведений.
Эстетическая культура личности находит выражение в ее эстетическом отношении к действительности и искусству. Относясь преимущественно к эмоционально-чувственной сфере проявлений личности, отношение включает в себя компоненты эмоциональной оценки и эмоциональной памяти. Именно это сочетание делает отношение универсальным инструментом для взаимодействия индивида с многообразной окружающей действительностью.
Субъективной стороной этого отношения является эстетическое сознание как совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, на основе которых вырабатывается эстетическое отношение человека к действительности и искусству.
Эстетическое отношение проявляется в эстетических суждениях, эстетическом интересе и эстетической деятельности. Эстетическое суждение можно определить как опирающуюся на эстетический идеал и эстетический вкус оценку явлений действительности и искусства. Эстетические суждения являются важным, но не основным показателем уровня сфор-мированности эстетической культуры человека. Поэтому делать выводы о развитости эстетической культуры личности лишь на основании его суждений некорректно. Значительно больше об этом могут сказать эстетические интересы и эстетическая деятельность личности.
Формирование эстетической культуры не должно ограничиваться только формирова-
нием вышеуказанных компонентов и развитием ее способности воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты. Важнейшей задачей является также формирование способности творчески преобразовывать мир в соответствии с законами гармонии. Эстетически культурный человек должен быть подлинным творцом, созидателем прекрасного.
Эстетическая культура личности является не только системой взаимосвязанных компонентов, но и сама выступает компонентом системы общей культуры человека. Остальные ее компоненты — это культура:
а) нравственная;
б) интеллектуальная;
в) физическая;
г) художественная;
д) гражданская.
Под нравственной культурой мы понимаем сформированную способность и потребность человека совершать поступки и оценивать поступки других в соответствии с системой общечеловеческих и традиционно-национальных ценностей.
Интеллектуальная культура — это сформированная способность человека мыслить и оценивать мысли других, руководствуясь законами логики.
Физическую культуру мы рассматриваем как владение человеком сформированными гигиеническими и физкультурно-спортивными знаниями, умениями и навыками.
Художественную культуру мы определяем как сформированную способность и потребность человека осваивать и создавать ценностные объекты в мире искусства.
Гражданская культура, на наш взгляд, это сформированное самосознание человека как гражданина и обусловленные этим самосознанием его поступки и отношения.
Сущность человека едина, целостна, и все аспекты его духовной жизнедеятельности находятся в органическом единстве и развиваются во взаимосвязи. Но при этом компонент эстетической культуры обладает, на наш взгляд, определенной специфичностью, которая проявляется в характере его взаимосвязи с другими компонентами. Он является основным, системообразующим компонентом общей культуры человека.
Рассмотрим с этой точки зрения основные категории эстетики, которыми являются прекрасное и безобразное. Уже древнегреческие мыслители (Сократ, Платон и Аристотель) по-
нимали красоту не столько как природное свойство вещей, а как результат эстетически-духовного отношения человека к миру. Прекрасное, с их точки зрения, — это результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты, с его идеалами и представлениями о мере и гармонии.
По нашему мнению, прекрасное выступает в виде некоего мысленного идеала отражаемого предмета, чьи гармоничные черты доведены до определенного завершения, они совершенно упорядочены. В той мере, в которой предмет соответствует его мысленному идеалу, он оценивается субъектом восприятия как соответствующий или несоответствующий понятию прекрасное.
Безобразное выступает антиподом прекрасному, оно выражает отрицательную эстетическую ценность. Безобразное — значит лишенное образа, порядка, гармонии, меры, нечто противоположное мысленному идеалу.
Вышесказанное о сущности категорий прекрасного и безобразного дает основание говорить, что природа данных категорий, из-
начально принадлежащих к сфере эстетического, позволяет им выйти далеко за ее рамки, становясь категориями сферы этического, интеллектуального и т. д. Точно также категории гармоничного, упорядоченного, соразмерного, являясь категориями эстетическими, пронизывают и объединяют весь духовный мир человека. На наш взгляд, ряд компонентов системы эстетической культуры личности (эстетические эмоции, переживания, чувства и т. д.) имеют место не только там, где речь идет о художественных объектах и явлениях, но и в нехудожественных сферах деятельности человека.
Таким образом, опираясь на данные положения, мы можем сделать вывод о том, что основные эстетические категории и ряд компонентов эстетической культуры личности выступают в роли связующих элементов между ней и остальными компонентами общей культуры человека. По нашему мнению, эти связи являются системообразующими в системе общей культуры человека, что придает формированию эстетической культуры особую важность в процессе целостного воспитания личности.
УДК/UDC 378 А. Д. Лопуха, Р. В. Володин
A. Lopoukha, R. Volodin
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ КУРСАНТОВ
В ВОЕННОМ ВУЗЕ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY
В статье анализируются проблемы и состояние патриотического воспитания в системе военного образования и педагогические условия управления им в современных социокультурных условиях в образовательной среде военного вуза. Рассмотрены состояние и факторы патриотического воспитания в советский период и современные обстоятельства политического и социального характера, негативно влияющие на его успешность. С учетом современной практики патриотического воспитания курсантов военных вузов исследуются педагогические условия обеспечения эффективности управления патриотическим воспитанием курсантов (соци-
ально-педагогические, организационно-педагогические, психолого-педагогические и социаль-но-средовые), приводятся ранговые показатели. В качестве наиболее значимых определены: наличие государственной программы патриотического воспитания, создание его развитой базы, оптимальная мотивация участников, патриотически ориентированное коллективное мнение и др.
The article analyzes the problems and status of Patriotic education in the system of military education and pedagogical conditions of its development under modern socio-cultural conditions in the educational environment of the military University. The authors reviewed