Научная статья на тему 'Модель формирования эстетического отношения личности к окружающему миру'

Модель формирования эстетического отношения личности к окружающему миру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1989
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / AESTHETIC ATTITUDE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL MODELING / БЛОКИ И КОМПОНЕНТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ / BLOCKS AND COMPONENTS OF THE AESTHETIC ATTITUDE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / MODEL / PRINCIPLES OF CREATING AN AESTHETIC ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москалева Эльмира Фуатовна

В статье представлена разработка структурно-функциональной модели формирования эстетического отношения личности к окружающему миру. Автор поэтапно описывает структуру и содержание эстетического отношения личности, дает определение, пояснения и обоснование наполняющим модель явлениям, условиям, принципам и процессам. Актуальность работы определяется тем, что в условиях формирования единого образовательного пространства стала очевидной глобальная целевая установка на совершенствование системы эстетического образования, важнейшей составляющей которого является эстетическое отношение к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Creating an Individuals Aesthetic Attitude to the Surrounding World

The article presents a structurally functional model of creating an individuals aesthetic attitude to the surrounding world. Stage by stage, the author describes the structure and the content of a persons aesthetic attitude; the author also gives definitions, explanations and substantiations to the facts, conditions, principles and processes that are part and parcel of the model described. The novelty of the undertaken project is underscored by the fact that the creation of the universal educational framework clearly demands the perfection of the system of aesthetic education. An individuals aesthetic attitude to the surrounding world is one of the major components of the universal educational framework.

Текст научной работы на тему «Модель формирования эстетического отношения личности к окружающему миру»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Э. Ф. Москалева

Аннотация. В статье представлена разработка структурно-функциональной модели формирования эстетического отношения личности к окружающему миру. Автор поэтапно описывает структуру и содержание эстетического отношения личности, дает определение, пояснения и обоснование наполняющим модель явлениям, условиям, принципам и процессам. Актуальность работы определяется тем, что в условиях формирования единого образовательного пространства стала очевидной глобальная целевая установка на совершенствование системы эстетического образования, важнейшей составляющей которого являетя эстетическое отношение к окружающему миру.

Ключевые слова: эстетическое отношение, педагогическое моделирование, блоки и компоненты эстетического отношения, педагогические условия и принципы формирования эстетического отношения.

Summary. The article presents a structurally functional model of creating an individual's aesthetic attitude to the surrounding world. Stage by stage, the author describes the structure and the content of a person's aesthetic attitude; the author also gives definitions, explanations and substantiations to the facts, conditions, principles and processes that are part and parcel of the model described. The novelty of the undertaken project is underscored by the fact that the creation of the universal educational framework clearly demands the perfection of the system of aesthetic education. An individual's aesthetic attitude to the surrounding world is one of the major components of the universal educational framework.

Keywords: the aesthetic attitude; model, pedagogical modeling; blocks and components of the aesthetic attitude; pedagogical conditions, principles of creating an aesthetic attitude.

Ф

_230

Вопросы, связанные с эстетическим воспитанием подрастающего поколения, относятся к числу непреходящих актуальных проблем педагогической теории и практики, так как современное реформирование образования предполагает воспитание личности будущего гражданина нашей страны, обладающего чувством прекрасного, умеющего преобразовывать

окружающий мир в соответствии с эстетическими категориями. Проблема эстетического образования личности связана с таким сложным процессом, как формирование эстетического отношения к окружающему миру. Эстетическое отношение к окружающему миру соединяет воедино различные черты личности, делая ее цельной, и тем самым способствует разви-

тию ее всестороннего отношения к действительности. В связи с этим необходим поиск новых моделей, путей, принципов, условий и методов формирования эстетического отношения личности к окружающему миру.

Моделирование является одним из основных и наиболее эффективных методов познания реального мира. Именно поэтому в последние годы психологи и педагоги все более активно применяют данный метод в теоретических исследованиях. Сущность его заключается в замене объекта, явления, сложной системы или процесса его подходящей копией (моделью), которая сохраняет все существенные свойства исходного. Педагогическое моделирование также подразумевает имитирование реально существующего педагогического процесса или системы и способствует планомерному и эффективному внедрению на практике смоделированного процесса обучения или воспитания.

Эстетическое отношение является сложным многоступенчатым динамическим процессом, осмысление которого может осуществляться с разных позиций. При изучении литературы, связанной с понятием «эстетическое отношение» (А. В. Азархин, С. И. Аничкин, Н. А. Бердяев, П. П. Блон-ский, Ю. Б. Борев, А. И. Буров, В. В. Бычков, В. В. Ванслов, С. С. Гольдентрихт, А. Ю. Гончарук, Д. Н. Джола, Н. И. Ки-ященко, Н. Б. Крылова, Г. Н. Кудина, Б. Т. Лихачев, А. Ж. Овчинникова, З. Н. Новлянская, А. В. Репринцев, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Рябов, Л. Н. Столо-вич, Н. Г. Чернышевский, А. Б. Щер-бо и др.), мы пришли к выводу, что многие философы, психологи, эстеты и педагоги придерживаются раз-

ных позиций при определении данного понятия. Поэтому прежде чем рассмотреть модель формирования эстетического отношения личности к окружающему миру определим исследуемый феномен.

Опираясь на труды представленных ученых, выделим четыре блока компонентов, которые наиболее полно отражают сущность эстетического отношения личности к окружающему миру и на которые должны быть направлены этапы моделирования. Первый блок компонентов связан с эстетическими потребностями, мотивами, интересами, ценностями (мотиваци-онно-ценностный). Во второй блок входят основные структурные компоненты эстетического сознания (когнитивный). Третий блок включает чувства, эмоции, опыт эстетического переживания и эстетического восприятия (эмоционально-чувственный). Четвертый блок рассматривает сущность эстетического отношения к окружающему миру в действиях, поступках и различных видах деятельности (деятельностно-творческий).

Таким образом, учитывая выбранные блоки и компоненты эстетического отношения, дадим следующее определение. Эстетическое отношение - это активная, избирательная позиция личности, проявляющаяся в потребности приобщения к прекрасному, познании и понимании искусства, положительно окрашенном эмоциональном отклике на прекрасное в окружающем мире, способности к активной эстетико-ориентирован-ной творческой деятельности.

Приступая к моделированию процесса формирования эстетического отношения личности к окружающему миру, определим его цель и задачи.

231

232

Цель проектируемой модели - формирование эстетического отношения личности к окружающему миру, то есть создание условий, при которых будет происходить формирование таких качеств личности, которые способствуют постижению и созиданию красоты, активизируют способность и желание творить, украшать, облагораживать, совершенствовать окружающий мир для последующего целенаправленного восхождения по ступеням культуры.

Достижение цели предполагает выполнение следующих задач. Во-первых, формирование эстетической направленности личности. Она выявляется в положительных мотивах, интересах и осознанной потребности в эстетической деятельности. Во-вторых, овладение базовыми знаниями в области теории искусств, понимание значимости искусства, другими словами становление эстетического сознания. В-третьих, формирование личного эмоционально-ценностного переживания, позитивного и заинтересованного отношения к эстетическим ценностям, формирование стремления следовать эстетическим идеалам, развитие эстетического вкуса. В-четвертых, развитие навыков к созданию эстетически-значимых предметов, развитие способностей к применению эстетических знаний в творческой деятельности.

Большое значение в формировании исследуемого феномена имеет полная и всесторонняя, глубоко продуманная реализация принципов эстетического воспитания. Принципы эстетического воспитания определяются его целью и задачами и напрямую зависят от специфики моделируемого процесса. Предложенная модель

опирается на принципы, характерные для любого образовательного процесса: принцип индивидуализации, учет возрастных психолого-педагогических особенностей личности; принцип гуманизации и гуманитаризации

Организация процесса эстетического воспитания личности планируется с учетом комплексного воздействия на чувства, знания, потребности и практическую деятельность. Поэтому принцип системности и целостности процесса формирования эстетического отношения (комплексное воздействие на чувства, сознание, потребности и практическую деятельность) является одним из основополагающих при формировании эстетического отношения к окружающему миру [1]. В этой группе чувства оказываются одними из самых важных компонентов. Они обеспечивают устойчивость внимания учащихся к эстетическим объектам и процессам в окружающем мире, являются своеобразной мерой интереса человека к внешним раздражителям. Вместе с тем эмоциональная составляющая эстетического воздействия не исключает, а предполагает и мощное, сопряженное с эмоциональным, влияние на разум и интеллект ребенка, а также на его мотивацию. Это делает отношение личности к окружающему миру осознанным, взвешенным, устойчивым.

Однако реализация этих принципов подразумевает учет специфики эстетического воспитания, а именно -развитие осознанного онтологического единства ребенка с миром [2]. Данный принцип опирается на тот факт, что каждый ребенок является уникальным объектом окружающего мира, в котором связаны воедино эстетическое и нравственное, гражданская позиция и

идейные убеждения. Поэтому познание эстетической стороны действительности должно протекать через уже известный, близкий и понятный ребенку окружающий мир.

Важным является принцип творческой деятельности эстетически ориентированного воспитания, который предполагает эстетическое развитие личности путем ее включения в активную творческую деятельность по созданию выразительных образов [1]. Большое педагогическое значение имеет и принцип органической связи всей эстетической деятельности с жизнью. Детская жизнь только тогда по-настоящему воспитательно эффективна, когда организована «по законам красоты», когда она приносит детям радость. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они учатся и отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. «Только красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом» [3, с. 64].

Далее, процесс педагогического моделирования предполагает наполнение исследуемого феномена содержанием. Содержание описываемого педагогического процесса, исходя из предложенного ранее определения «эстетического отношения», направлено на формирование потребностей и ценностных ориен-таций учащихся, вооружение их знаниями, открытие путей и форм удовлетворения потребностей и способствует развитию личности. Охарак-

теризуем содержание каждого блока компонентов эстетического отношения к окружающему миру.

Мотивационно-ценностный блок и его компоненты. В основе эстетического отношения к окружающему миру, как и любого другого, лежит потребность, в данном случае - в совершенстве, красоте. Требуя своего удовлетворения, эта потребность порождает установку на поиск или создание эстетически ценных предметов. Таким образом, содержание данного блока можно определить как потребность в общении с прекрасным, приобщение к эстетическим ценностям окружающего мира.

Когнитивный блок и его компоненты. Когнитивный компонент объединяет когнитивные свойства личности, обеспечивает эстетическое познание мира. Исходя из феномена нашего исследования, рассматриваемый компонент проявляется в наличии эстетических знаний, а именно знаний о красоте природы, человека, общества, их духовном постижении; знаний об искусстве. Освоение данной группы знаний обеспечивает в 233 сознании человека формирование эстетической картины мира. Накопление эстетических представлений и знаний об искусстве как части культуры составляют содержательную основу данного компонента.

Эмоционально-чувственный блок и его компоненты. Одной из важнейших отличительных черт эстетического отношения личности к окружающему миру является ее эмоциональный характер. Эмоционально-чувственный компонент, включающий эстетические эмоции, чувства, переживания, эстетическое восприятие, выражает эмоциональное познание мира, чув-

234

Цель: Формирование эстетического отношения личности к окружающему миру

Задачи

V

■ формирование положительных мотивов, интересов и потребностей в эстетической деятельности;

■ овладение базовыми знаниями в области теории искусства;

■ приобщение к эстетическим идеалам, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетических оценок;

■ развитие умений и навыков творческой деятельности

Принципы

■ принцип индивидуализации;

■ принцип системности и целостности процесса формирования эстетического отношения (комплексное воздействие на чувства, знания, потребности и практическую деятельность);

■ принцип развития осознанного онтологического единства личности с миром (познание искусства через известный окружающий мир);

■ принцип творческой деятельности эстетически ориентированного воспитания (включение в практическую деятельность);

■ принцип органической связи всей эстетической деятельности с жизнью

Содержание: Блоки и компоненты структуры эстетического отношения

Мотивационно- Когнитивный Эмоционально- Деятельностно-

ценностныи чувственный творческий

1 1 1 1

Потребность в Накопление Опыт Создание

общении с эстетических переживания, эстетико-

прекрасным; представлений и наслаждения от значимых

приобщение к знаний об общения с предметов,

эстетическим искусстве как природой, творческая

ценностям части культуры произведениями деятельность

окружающего искусства и

мира эстетически-ценной предметной средой

235

Рис. Модель формирования эстетического отношения личности к окружающему миру

ственное отношение к нему. Содержанием данного компонента является опыт переживания, наслаждения от общения с природой, произведениями искусства и эстетически-ценной предметной средой.

Деятельностно-творческий блок и его компоненты. Эмоциональное состояние, равно как и само отношение, возникает как закономерный результат деятельности ребенка, восприятия им, освоения и преобразования предметов и явлений окружающего мира. Значит, воспитание эстетического отношения к окружающему миру не может обойтись без включения личности в разнообразные виды и формы эстетической деятельности. Творчество при этом выступает как та часть эстетической деятельности, которая влияет на эстетическое развитие человека. Исходя из этого, можно заключить, что формирование эстетического отношения к окружающему миру происходит в процессе творческой активности, поскольку деятельность - это основа и условие формирования личности ребенка.

236 Следовательно, неотъемлемыми составляющими деятельностно-творческого компонента эстетического отношения выступают: создание эстетико-значимых предметов, творческая деятельность в соответствии с эстетическими категориями.

Таким образом, все четыре блока компонентов, составляющих эстетическое отношение личности к окружающему миру, переплетены между собой, и существование одного из них определено существованием других, так как своеобразие культуры каждой личности определяется конкретными соотношениями усвоенных ею знаний, обретенных идеа-

лов, качеством вкуса и результатами ее деятельности.

Следующий шаг в нашем моделировании определяет технологическое обеспечение процесса формирования эстетического отношения к окружающему миру.

Эстетико-воспитательный процесс может быть эффективным лишь при создании определенных психолого-педагогических условий. Достичь цели эстетического воспитания - формирования эстетического отношения к окружающему миру -можно, на наш взгляд, при выполнении такого педагогического условия, как соблюдение принципа эмоциональности и образности в проведении учебных занятий. Как у взрослых, так и у детей с процессом познания органически связаны эмоции и чувства. Но у детей эмоции и чувства подчиняют себе сознание, поэтому в процессе познания имеют решающее значение. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память.

Соблюдение данного принципа при проведении учебных занятий влияет на формирование эстетического отношения к окружающему миру, в первую очередь, через эмоционально-чувственный компонент. Ребенок приобретает опыт переживания, наслаждения от общения с природными объектами и явлениями, произведениями искусства и продуктами целесообразной деятельности людей. Также предложенное педагогическое условие обеспечивает привлекательность процесса познания и накопления знаний, что влияет на развитие когнитивной

стороны эстетического отношения к окружающему миру. Далее, при регулярном соблюдении данного педагогического условия, опыт эмоциональных переживаний переходит в потребность расширения чувственного опыта личности, что в свою очередь стимулирует избирательную эстетиче-ски-окрашенную деятельность. Таким образом, происходит влияние на все составляющие компоненты эстетического отношения.

Было бы неправильным полагать, что только в области эмоционально-чувственного способно формироваться эстетическое отношение к окружающему миру. Дело в том, что именно тогда, когда мы рассматриваем полную модель формирования эстетического отношения к окружающему миру, все факторы, в том числе интеллектуальный и деятельностно-творческий, оказываются в равной мере необходимыми. Мысль, как и чувство, движет творчеством. Таким образом, и эстетические знания, и эмоции почти равноценны при формировании эстетического отношения, потому что заключают в себе два неотделимых элемента и указывают лишь на преобладание того или другого. А значит, последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетико-оценочной деятельности также следует отнести к основным педагогическим условиям формирования эстетического отношения личности к окружающему миру. Оценочная деятельность основана на соотнесении оцениваемых явлений с потребностями личности, ее взглядами и представлениями. И результатом такого соотнесения является установление значимости,

ценности вещи, предмета, явления для личности.

Предложенное педагогическое ус -ловие влияет на все компоненты эстетического отношения: прослеживается диалектический характер связи между оценкой и познанием: «оценка обусловлена познанием и вытекает из него, познание предшествует оценке и превращается в оценку» [4, с. 125]. Другими словами, оценочная деятельность невозможна без знаний и опыта переживаний. Причем результатом оценки, в отличие от простого накопления знаний, выступает не объективная сущность вещи, объекта познания, а его превращение в субъективную ценность для личности; основная роль оценочной деятельности - выработать отношение к познанному через его оценку. В свою очередь, как отмечалось ранее, оценочная деятельность мотивирует познавательную активность личности, направляет ее на те объекты и предметы, которые являются более желанными для нее. Эта роль оценки проявляется как в позиции, с которой личность подходит к тем или иным явлениям, так и в мотивах, возникающих в процессе познания.

Характерным для нашего исследования является следующее педагогическое условие - включение учащихся в продуктивные формы творческой деятельности. Только на высокой ступени накопления опыта, развития личного внутреннего мира ребенка становится доступным творчество. Развитие активности личности становится более легким и успешным тогда, когда ее побуждают творить на такую тему, которая является для нее внутренне понятной, волнующей, а главное, побуждающей

237

238

к выражению своего внутреннего мира. Чем богаче опыт, багаж знаний ребенка, тем больше представлений и идей он в состоянии соединить в одно связное целое.

Педагогическое условие, заключающееся в организации продуктивной творческой деятельности, является одним из связующих звеньев для компонентов эстетического отношения. Одним из важнейших условий эффективного усвоения эстетических знаний, понятий является соотнесение их с практической деятельностью, поскольку при этом происходит закрепление теоретической базы, ее осознание, принятие.

Следующая характерная черта эстетического воспитания связана с особенностями в сфере познавательных процессов у детей. Например, формирование эстетических идеалов как части мировоззрения - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. Особенности эстетического воспитания связаны и с мотивацион-ной сферой. Мотивы отношения детей к искусству, красоте окружающего мира осознаются и дифференцируются. Б. Т. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования, просмотра фильма. Но они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произ-

ведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление» [3, с. 164]. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения к окружающему миру.

Рассмотренные особенности развития детей привели нас к следующему педагогическому условию, заключающемуся в применение педагогических технологий, адаптированных под решение задач эстетического воспитания.

Формирование эстетического отношения личности к окружающему миру осуществляется через систему воспитательных форм, методов, средств, которые являются неотъемлемыми, взаимосвязанными между собой элементами нашей модели. Согласно ей, формами для успешного формирования эстетического отношения являются беседы, экскурсии, практические занятия (индивидуальные и групповые), конкурсы, выставки ученических работ, совместное оценивание и обсуждение результатов эстетической деятельности.

При организации процесса формирования эстетического отношения личности к окружающему миру целесообразно использование следующих методов: методы организации эстетической практической деятельности и руководство ею (воспроизведение, вариации, задания на основе частично-поискового метода); методы формирования эстетического сознания (рассматривание /обследование/, беседа, объяснение, художественное слово); методы контроля и коррекции эстети-

ческой деятельности (вопросы, поощрения, советы).

Процесс формирования эстетического отношения, как и любой другой образовательный или воспитательный процесс, включает этап диагностирования, который направлен на контроль и оценку качества сформи-рованности исследуемого феномена. Опишем критерии сформированно-сти эстетического отношения к окружающему миру. Выделенные выше блоки компонентов эстетического отношения к окружающему миру выступают как показатели сформированно-сти изучаемого феномена, позволяя судить об уровне развития всей группы составляющих компонентов: эстетических потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, вкусов, идеалов, знаний, чувств, оценок, суждений, деятельности и т.д., поскольку избранные элементы в равной степени представляют мотиваци-онную, когнитивную, эмоциональную и деятельностно-практическую сторону эстетического отношения личности к окружающему миру.

Мотивационно-ценностный критерий характеризуется направленностью личности на освоение ценностей искусств, проявлением интереса к эстетической деятельности и ее результатам. Когнитивный критерий предполагает характеристику овладения ребенком понятийного аппарата теории искусств. Эмоционально-чувственный критерий раскрывается в эмоциональ-

ной удовлетворенности личности от общения с прекрасным, в сформиро-ванности эстетического вкуса. Дея-тельностно-творческий критерий позволяет проанализировать способность личности применять эстетические знания и умения в различных видах творческой деятельности.

Предложенное наполнение разработанной модели (см. рис.) позволяет достичь более высокого уровня сфор-мированности эстетического отношения к окружающему миру, поскольку обеспечивает положительные изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и деятельностной сферах личности и тем самым решить основную задачу эстетического воспитания - развитие и совершенствование эстетически обогащенной личности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Репринцев А. В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование. - Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000. - 182 с.

2. Овчинникова А. Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор 239 развития младших школьников. - М.: Наука, 1997. - 105 с.

3. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников [Учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов]. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.

4. Никитина Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Монография. - М.: Прометей, 2002. - 316 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.