Научная статья на тему 'Организация усовершенствования и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава военной кафедры Гродненского государственного медицинского университета, проблемы и пути решения'

Организация усовершенствования и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава военной кафедры Гродненского государственного медицинского университета, проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ КАФЕДРА / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESERVE-OFFICER TRAINING DEPARTMENT / MILITARY EDUCATION / TEACHING TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Флюрик С. В., Ивашин В. М., Корабач В. Н.

В статье рассматриваются пути и способы организации усовершенствования и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава военной кафедры, а также вопросы оптимизации проектирования и организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING AND RAISING THE LEVEL OF QUALIFICATION OF ACADEMIC STUFF OF THE RESERVE-OFFICER TRAINING DEPARTMENT OF GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY, PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLVING

The article presents the ways and methods of improving and raising the level of the Reserve-officer Training Department teaching staff skills as well as some issues of optimization of the educational process organization and design.

Текст научной работы на тему «Организация усовершенствования и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава военной кафедры Гродненского государственного медицинского университета, проблемы и пути решения»

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Журнал ГрГМУ2009 № 4

УДК 378.12: 355

ОРГАНИЗАЦИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

С. В. флюрик, В.М. Ивашин, В.Н. Корабач УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье рассматриваются пути и способы организации усовершенствования и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава военной кафедры, а также вопросы оптимизации проектирования и организации образовательного процесса.

Ключевые слова: военная кафедра, военное образование, технологии обучения, педагогическая деятельность.

The article presents the ways and methods of improving and raising the level of the Reserve-officer Training Department teaching staff skills as well as some issues of optimization of the educational process organization and design.

Key words: reserve-officer training department, military education, teaching technologies, educational work.

Подготовка кадровых офицеров и офицеров запаса для Вооруженных Сил в настоящее время осуществляется в Военной академии РБ, на семи военных факультетах и четырёх военных кафедрах гражданских учреждений образования. В этих учебных заведениях преподаватели военно-специальных дисциплин составляют значительную часть профессорско-преподавательского состава. Анализ образовательной практики показал, что преподавателями военно-специальных дисциплин назначаются офицеры, проходившие службу, как правило, на командных и специальных должностях. Они отличаются, с одной стороны, наличием глубоких профессиональных знаний в области преподаваемых учебных дисциплин, с другой - недостаточной педагогической компетентностью. [6] Приобретение начинающими преподавателями знаний общевоенных и военно-специальных дисциплин педагогических и, в первую очередь, методических знаний, навыков и умений происходит не в процессе специальной педагогической подготовки, а уже при выполнении служебных обязанностей преподавателя. Это отражается на их профессиональном становлении и может сказаться на качестве проведения учебных занятий.

Главной целью военного образования является развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала офицера, готового к самореализации в военно-профессиональной области, владеющего культурой исследования военной, профессиональной деятельности, конструктивно участвующего в развитии Вооруженных Сил, общества, способного выполнить боевую задачу в любых условиях, в любой обстановке [5].

Повышению качества подготовки кадров для силовых ведомств будет способствовать внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий. При этом оптимальным представляется такой способ проектирования и организации образовательного процесса, при котором акцент переносится с передачи готовой информации на организацию различных видов деятельности обучаемых, а информация используется как средство организации учебной деятельности; педагог выступает в роли педагога-менеджера, а не транслятора учебной информации; обучаемый является субъектом деятельности наряду с преподавателями, а его личное развитие становится одной из главных образовательных целей [3].

Успех реформы высшего образования в Республике Беларусь во многом связан с повышением профессионализма военного преподавателя - ключевой фигуры в образовательном процессе, во многом определяющей

— 1

качество обучения и воспитания будущих офицеров. Эта позиция обусловлена тем обстоятельством, что важнейшим аспектом кризиса образования является проблема преподавателей, а точнее, их квалификация.

При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика [4].

Таким образом, состояние уровня подготовки преподавательского состава вузов настоятельно требует новых подходов в деле повышения его педагогического и профессионального мастерства. В Республике Беларусь отсутствуют специальные учебные заведения по подготовке офицеров к педагогической деятельности. На военной кафедре Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» эту проблему решают направлением преподавателей в Республиканский институт высшей школы (РИВШ).

Так, в 2006 году два подполковника медицинской службы прошли обучение на выездных курсах РИВШ по тематике «Педагогическое мастерство преподавателя: сущность, содержание и средства формирования», а также один доцент по тематике «Человек. Общество. Государство: роль дисциплины в формировании мировоззрения в идеологическом воспитании». Начальник военной кафедры прошел усовершенствование на курсах РИВШ в 2009 году по тематике «Проектирование моделей управляемой самостоятельной работой студентов в системе высшего образования». Ряд преподавателей в этом же году также прошли усовершенствование по тематике «Проектирование и разработка учебно-методических комплексов в системе высшего образования». Офицеры кафедры систематически проходят усовершенствование в Белорусской академии последипломного образования, на военно-медицинском факультете БГМУ В 2009 году наши молодые кадры начали проходить обучение в школе резерва кадров и молодых преподавателей при УО «Гродненский государственный медицинский университет». Это позволяет проводить исследования по наиболее актуальным проблемам военного образования, военной педагогики и психологии, совершенствовать учебный процесс, систему военной подготовки студентов и педагогических кадров, развивать учебную материальную базу, изучать вопросы воспитания и психологической подготовки студентов, внедрять в учебный процесс передовой опыт боевой подготовки Вооруженных Сил

06 -

Журнал ГрГМУ2009 № 4

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Республики Беларусь и итогов войсковых учений.

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава осуществляется при проведении всех видов учебной методической и научной работы, в процессе самостоятельной работы по совершенствованию военных и специальных знаний.

Одной из форм повышения квалификации офицеров-преподавателей является процесс самостоятельной работы по совершенствованию военных и специальных знаний. [2]

Видный немецкий педагог, автор развивающего обучения Адольф Дистерверг писал по этому поводу: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

На военной кафедре проводятся методические сборы и совещания, межкафедральные научно-методические конференции и семинары по вопросам военно-полевой терапии, военно-полевой хирургии, военной гигиены и эпидемиологии) по улучшению методик обучения и воспитания студентов, которые позволяют обмениваться научной информацией, передовыми методами обучения. Организуется взаимное посещение занятий преподавательским составом не только внутри кафедры, но и наши сотрудники знакомятся с работой преподавателей военных кафедр других медицинских ВУЗов и военно-медицинского факультета БГМУ Осуществляется подготовка лекций, докладов, рефератов и других материалов по методике обучения и воспитания студентов, анализируется, обобщается и внедряется в учебный процесс передовой опыт боевой подготовки Вооруженных Сил Республики Беларусь, военных учебных заведений и учебно-воспитательной работы военных факультетов и кафедр.

Одной из форм повышения педагогического и профессионального мастерства является научная работа. Данный вид деятельности на военной кафедре проводится в соответствии с планом научной работы военной кафедры на год и пятилетку. Преподавателями кафедры выполняется научно-исследовательская работа по теме: «Оценка функционального состояния организма курсантов военного факультета в процессе адаптации к служебной и учебной деятельности». С 1990 г. по настоящее время защищены две кандидатских диссертации (полковник медицинской службы Глебов А.Н., доцент Ивашин В.М.) Старший преподаватель подполковник медицинской службы Флюрик С.В. сдал кандидатский минимум по философии, иностранному языку и информационным технологиям. Офицеры кафедры участвуют в работе лекторской группы общества «Знание» Гродненской области.

Повышение квалификации офицеров-преподавателей осуществляется также на стажировках в войсках. В войсках стажировка проводится с целью совершенствования военно-профессиональных знаний и практических навыков работы офицеров-преподавателей на соответствующих должностях, изучение ими опыта боевой подготовки войск и использование его в учебной и научной работе на военной кафедре [7]. Перечень воинских частей, в которых проводятся стажировки, согласуется с военно-медицинским управлением Министерства обороны Республики Беларусь. Преподавателю, направляемому на стажировку, выдаётся индивидуальное задание, которое утверждается начальником кафедры. На основе индивидуального задания преподаватель разрабатывает

план стажировки, утверждаемый соответствующим командиром воинской части по месту ее проведения. По окончании стажировки командир воинской части направляет на военную кафедру отзыв о работе преподавателя. Письменный отчет преподавателя о прохождении стажировки и выполнении индивидуального задания рассматривается на заседании кафедры.

Профессионально-должностная подготовка военнослужащих на военной кафедре проводится в целях повышения их военно-профессиональных знаний и методических навыков и осуществляется в соответствии с задачами, поставленными Министром обороны Республики Беларусь, начальником Генерального штаба Вооруженных Сил и заместителем Министра обороны по кадрам и подготовке войск - начальником главного управления кадров Министерства обороны.

Профессионально-должностная подготовка на кафедре проводится в форме плановых занятий, учебно-методических сборов. а также самостоятельной подготовки в сроки, определяемые соответствующими руководящими документами.

Повышение квалификации офицеров-преподавателей также осуществляется на учениях в войсках не в роли посредников, а в качестве стажеров на конкретных военно-медицинских должностях с четко определенными обязанностями и степенью ответственности за их исполнение. Только в этом случае новизна и опыт Вооруженных Сил будут эффективно использоваться в образовательном процессе.

Как видим, должный уровень педагогического мастерства преподавателя предполагает высокую ответственность за качество военно-педагогического процесса. стремление к совершенствованию профессиональной компетентности, глубокое знание предмета обучения на уровне инновации в науке, развитие методической социально-коммуникативной, аутодидактической компетенций, умение привлечь студентов к научно-исследовательской деятельности, выявить тех, кто проявляет характерные способности к военно-научным исследованиям. [1] Литература

1. Андреев, В.И. О педагогической культуре военного преподавателя / В.И. Андреев // Совершенствование системы подготовки военных кадров на военном факультете. Материалы республиканской военно-научной конференции. - Гродно,2007. - С. 21.

2. Анашкина, С.А. Пути совершенствования подготовки офицеров запаса на военных кафедрах медицинских университетов / С.А. Анашкина// Военная медицина. - 2008, № 1. - С. 5-6.

3. Бабкина, Т.А. Методологическое и методическое обеспечение инноваций в военном образовании / Т.А. Бабкина, Ю.И. Куницкая // Совершенствование системы подготовки военных кадров на военном факультете. Материалы республиканской военно-научной конференции. - Гродно, 2007. - С. 75.

4. Палто, П.В. Инновационные технологии как основное направление совершенствования качества подготовки специалистов / П.В. Палто, П.Г. Демидов // Совершенствование системы подготовки военных кадров на военном факультете. Материалы республиканской военно-научной конференции. - Гродно, 2007.

- С. 42.

5. Радионов, А.Н. Инновационное образование - главное направление повышения качества учебно-воспитательного процесса на военном факультете / А.Н. Радионов// Совершенствование системы подготовки военных кадров на военном факультете. Материалы 11-ой республиканской военно-научной конференции.

- Гродно, 2008. - С. 6.

6. Меренцов, Ю.И. Система подготовки военных кадров: состояние и пути совершенствование / Ю.И. Меренцов // Армия. -2006, № 1. - С. 2-7.

7. Шнитко, С.Н. Совершенствование подготовки военно-медицинских кадров в Республике Беларусь / С.Н. Шнитко // Совершенствование системы подготовки военных кадров на военном факультете. Материалы республиканской военно-научной конференции. - Гродно, 2007. - С. 1 61 .

Поступила 17.09.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.