Научная статья С. 63-66
УДК 342.97
DOI: 10.47475/2311-696Х-2024-40-1-63-66
МЕСТО И РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Александр Геннадьевич Упоров
Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Новокузнецк, Россия [email protected]
© https://orcid.org/0000-0003-0211-4231
Аннотация. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) — федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации, которому поручено исполнение приговоров, вынесенных судами. Роль и место ФСИН в правоохранительной системе страны являются предметом многочисленных дискуссий и дискуссий. Являясь одним из основных органов, отвечающих за поддержание правопорядка, ФСИН играет важнейшую роль в системе уголовного правосудия и оказывает существенное влияние на обеспечение общественной безопасности. В статье ставится задача подробно проанализировать место и роль ФСИН в системе правоохранительных органов Российской Федерации с учетом ее исторического развития, организационной структуры, возложенных на нее обязанностей по исполнению судебных актов, поддержанию правопорядка в исправительных учреждениях, удобства, и содействие реабилитации и реинтеграции заключенных обратно в общество. Более глубокое понимание роли и места ФСИН в правоохранительной системе необходимо для обеспечения эффективного и действенного функционирования системы уголовного правосудия в Российской Федерации.
Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказаний, исправительные учреждения, реабилитация, общественная безопасность, сотрудничество, координация, эффективность
Для цитирования: Упоров А. Г. Место и роль Федеральной службы исполнения наказаний в системе правоохранительных органов // Правопорядок: история, теория, практика. 2024. № 1 (40). С. 63-66. DOI: 10.47475/2311-696Х-2024-40-1-63-66
Research article
THE PLACE AND ROLE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE IN THE SYSTEM OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES
Alexander G. Uporov
Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk, Russia
© https://orcid.org/0000-0003-0211-4231
Abstract. The Federal Penitentiary Service (FSIN) is a federal executive body in the Russian Federation entrusted with the execution of sentences handed down by courts. The role and place of the FSIN in the country's law enforcement system are the subject of numerous discussions and discussions. Being one of the main bodies responsible for maintaining law and order, the FSIN plays a crucial role in the criminal justice system and has a significant impact on ensuring public safety. The article aims to analyze in detail the place and role of the Federal Penitentiary Service in the system of law enforcement agencies of the Russian Federation, taking into account its historical development, organizational structure, responsibilities assigned to it for the execution of judicial acts, maintaining law and order in correctional institutions, convenience, and assistance in the rehabilitation and reintegration of prisoners back into society. A deeper understanding of the role and place of the FSIN in the law enforcement system is necessary to ensure the effective and efficient functioning of the criminal justice system in the Russian Federation.
Keywords: Federal Penitentiary Service, correctional institutions, rehabilitation, public safety, cooperation, coordination, efficiency
For citation: Uporov AG. The place and role of the Federal Penitentiary Service in the system of law enforcement agencies. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2024;(1):63-66. DOI: 10.47475/2311-696X-2024-40-1-63-66 (In Russ.)
Введение
В настоящее время продолжаются исследования роли и места Федеральной службы исполнения наказаний в правоохранительной системе Российской Федерации. Исследователи изучают историческое развитие ФСИН, ее организационную структуру и обязанности по исполнению судебных решений, поддержанию правопорядка в исправительных учреждениях, содействию реабилитации и реинтеграции заключенных в общество.
Посредством исторического анализа, изучения организационной структуры и оценки эффективности и координации между ФСИН и другими правоохранительными органами, раскрываются ключевые идеи, которые могут помочь в разработке политики и практики, основанной на фактических данных, для повышения общественной безопасности и безопасности в стране в целом.
Описание исследования
Историческое развитие ФСИН России имеет долгую историю, которая восходит к началу 19 века. В 1810 году в Санкт-Петербурге была создана первая современная тюрьма, известная как Дом задержания. Эта тюрьма стала образцом для других учреждений по всей стране, и к середине 19 века количество тюрем значительно выросло. Однако, несмотря на эти улучшения, тюремная система по-прежнему страдала от переполненности, антисанитарных условий и неадекватного медицинского обслуживания [11, с. 219].
Следующая крупная реформа российской пенитенциарной системы произошла в 1863 г. с введением Земского устава. Этот закон создал децентрализованную систему местного самоуправления и возложил на земства (местные советы) ответственность за управление тюремной системой. Это привело к улучшению медицинского обслуживания и образования заключенных, а также к созданию системы условно-досрочного освобождения. В течение следующего столетия количество тюрем и исправительных учреждений увеличилось, а в 1929 году была установлена единая система исполнения судебных решений. Эта система была известна как Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) и отвечала за поддержание правопорядка в исправительных учреждениях [6, с. 128].
В постсоветское время ФСИН была создана как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти в 2004 году. Она отвечает за исполнение судебных решений, поддержание правопорядка в исправительных учреждениях, содействие реабилитации и реинтеграции заключенных в общество. ФСИН возглавляет директор и состоит
из центрального аппарата и региональных управлений. Центральный аппарат отвечает за разработку политики, а региональные управления отвечают за реализацию этой политики и обеспечение эффективного функционирования исправительных учреждений в своих регионах.
ФСИН отвечает за то, чтобы исправительные учреждения соответствовали правовым и нормативным стандартам обращения с заключенными. Это включает в себя оказание медицинской помо-щи,образование и профессиональную подготовку заключенным. ФСИН также несет ответственность за надзор за заключенными, отбывающими наказание вне исправительных учреждений, например, условно-досрочно освобожденными.
Для содействия реабилитации и реинтеграции заключенных в общество ФСИН тесно сотрудничает с другими государственными органами, неправительственными организациями и местными сообществами. ФСИН предоставляет заключенным профессиональную подготовку и возможности трудоустройства, чтобы помочь им приобрести навыки, необходимые им для реинтеграции в общество. Он также оказывает психологическую поддержку заключенным и их семьям [7, с. 55].
Одно из направлений исследований посвящено эффективности ФСИН в достижении поставленных целей и задач. Это включает в себя проверку качества услуг, предоставляемых ФСИН, таких как условия в исправительных учреждениях и социально-психологическая помощь, оказываемая заключенным и их семьям. Исследователи также изучают влияние ФСИН на общественную безопасность, в том числе роль ведомства в предотвращении рецидивизма и снижении уровня преступности.
Еще одним направлением исследований являются взаимоотношения ФСИН и других правоохранительных органов в Российской Федерации. Это включает в себя проверку сотрудничества и координации между ФСИН и полицией, прокуратурой и судами.
Координация между Федеральной службой исполнения наказаний и другими правоохранительными органами в России регулируется сложной нормативно-правовой базой, определяющей их роли и обязанности в системе уголовного правосудия.
Полиция, прокуратура и суды играют важнейшую роль в правоохранительной системе России. Полиция несет ответственность за поддержание правопорядка, раскрытие и расследование преступлений и привлечение правонарушителей к ответственности [12, с. 187]. Прокуроры несут ответственность за надзор за расследованием и судебным преследованием уголовных дел, а суды
несут ответственность за рассмотрение дел и вынесение приговоров.
В плане координации ФСИН тесно сотрудничает с полицией, прокуратурой и судами,чтобы обеспечить исполнение приговоров и привлечение правонарушителей к ответственности за свои действия. Например, ФСИН получает судебные постановления о заключении под стражу лиц совершивших преступление и отвечает за их транспортировку в исправительные учреждения и обеспечение отбывания наказания. Так же, полиция сотрудничает с ФСИН для обеспечения задержания и привлечения к ответственности преступников, а прокуратура сотрудничает с ФСИН для обеспечения судебного преследования и надлежащего наказания правонарушителей [4, с. 35-38].
Кроме того, ФСИН также играет важную роль в содействии реабилитации и реинтеграции заключенных в общество. Это включает в себя работу с другими учреждениями, такими как социальные службы и поставщики медицинских услуг, для предоставления заключенным необходимой поддержки и услуг, чтобы помочь им успешно ре-интегрироваться в общество [3, с. 103].
Исследователи также изучают влияние политических и социальных факторов на функционирование ФСИН и ее взаимоотношения с другими органами системы уголовного правосудия.
В целом, постоянные исследования роли и места ФСИН в правоохранительной системе Российской Федерации необходимы для выявления направлений совершенствования и обеспечения эффективного и действенного функционирования системы уголовного правосудия. Обеспечивая более глубокое понимание роли и обязанностей ФСИН, исследователи могут внести свой вклад в разработку основанных на фактических данных политики и практик, повышающих общественную безопасность и защищенность в Российской Федерации.
Результаты исследования
и обсуждение
Исследование о месте и роли Федеральной службы исполнения наказаний в правоохранительной системе Российской Федерации дали несколько ключевых результатов, которые можно выделить в данной статье.
Во-первых, было изучено историческое развитие ФСИН, показывающее, как этот орган со временем эволюционировал, чтобы стать важнейшим компонентом уголовно исполнительной системы в России. Исследование подчеркнуло важность понимания исторического развития органа при анализе его текущей роли и места в правоохранительной системе [10, с. 105].
Во-вторых, была изучена организационная структура ФСИН, выявлены различные отделы и подразделения, входящие в состав службы,
и их соответствующие обязанности. Исследование выявило необходимость эффективной и действенной организационной структуры для обеспечения того, чтобы ФСИН могла выполнять свою роль в обеспечении исполнения судебных решений, поддержании правопорядка в исправительных учреждениях, а также в содействии реабилитации и реинтеграции заключенных в общество.
В-третьих, была проанализирована эффективность ФСИН в достижении поставленных целей и задач, исследователями исследовано качество услуг, предоставляемых ведомством, таких как условия в исправительных учреждениях, социально-психологическая помощь, оказываемая осужденным и их семьям. Исследование выявило необходимость повышения качества услуг, предоставляемых ФСИН, для обеспечения того, чтобы правонарушители несли ответственность за свои действия и успешно реинтегрировались в общество [9, с. 33-39].
Наконец, была изучена координация между ФСИН и другими правоохранительными органами в России, что выявило сложный набор правовых и нормативных рамок, регулирующих их роли и обязанности в системе уголовного правосудия. Исследование подчеркнуло важность сотрудничества между этими ведомствами для эффективного функционирования системы уголовного правосудия в России.
Заключение и вывод
Таким образом, Федеральная служба исполнения наказаний играет важнейшую роль в правоохранительной системе Российской Федерации. В этой статье рассмотрены историческое развитие, организационная структура, эффективность и взаимодействие между ФСИН и другими правоохранительными органами в России. Исследование и обсуждение выявили несколько ключевых идей, которые могут помочь в разработке политики и практики, основанной на фактических данных, для повышения общественной безопасности и безопасности в стране в целом.
Одним из важнейших выводов является необходимость повышения качества услуг, предоставляемых ФСИН, в частности, условий содержания в исправительных учреждениях и социально-психологической помощи, оказываемой лицам, находящимся на отбывании наказания, и их семьям. Исследование показало, что эти улучшения необходимы для обеспечения того, чтобы правонарушители несли ответственность за свои действия и успешно реинтегрировались в общество.
Еще одним критическим моментом является важность сотрудничества между ФСИН и другими правоохранительными органами в России. Для эффективного функционирования системы необходимо понимать и соблюдать сложный набор правовых
и нормативных рамок, регулирующих их роли и обязанности в уголовно исполнительной системе.
Исследование также выявило необходимость дальнейшего изучения и анализа ФСИН и ее роли в правоохранительной системе России. Дальнейшие исследования могли бы изучить влияние политических и социальных факторов на функционирование ФСИН и ее взаимоотношения с другими органами системы уголовного правосудия.
В заключение отметим, что место и роль ФСИН в правоохранительной системе Российской
Федерации является актуальной темой, требующей постоянного внимания и анализа. Выводы, полученные в результате этого исследования и обсуждения, могут стать основой для разработки политики и практики, основанной на фактических данных, которые повышают общественную безопасность и защищенность в стране. Совершенствуя функционирование уголовно-исполнительной системы, ФСИН и другие правоохранительные органы могут вместе работать над созданием более безопасного и защищенного общества для всех граждан.
Список источников
1. Аникин В. В., Якимович Е. В. Криминологическая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Москва, 2020. 243 с.
2. Бобылев Д. С. Проблемы тюремной реформы в России. Санкт-Петербург, 2016. 298 с.
3. Волкова Т. Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Москва, 1995. 130 с.
4. Васильев Ф. П., Дугенец А. С., Миронов А. Н., Лавров В. А. Взаимодействие МВД и ФСИН России в процессе установления административного надзора // Административное право и процесс. 2011. №8. С. 35-38.
5. Гнедова Н. П. Актуальные вопросы исполнения лишения свободы в отношении осужденных женщин // Военное право. 2018. № 4 (50). С. 232-235.
6. ЗубковаА.И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX— начала XXI века : учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма, 2005. 701 с.
7. МихалюкР. В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Прокурор. 2015. № 3. С. 57-61.
8. Покровская О. В., Цветков О. А. Российская пенитенциарная система: проблемы и перспективы. Москва, 2009. 400 с.
9. Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики / под ред. В. П. Малкова. 2-е изд., испр. и доп. Саратов : Саратов. гос. акад. права, 2004. 478 с.
10. Соцкий Ю.Ф. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в дореволюционной России : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Рязань, 1998. 176 с.
11. Упорова Е. Г. Историческая роль Министерства юстиции в законопроектной деятельности // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы юбилейной XX Всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк, 28-29 октября 2020 года) / отв. редактор А. Г. Чириков. Новокузнецк : Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. С. 217-220.
12. Упорова Е. Г. Административного надзора за лицами, освобожденными от отбывания наказания: проблемы его реализации и эффективности // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы XXI Всероссийской науч.-практ. конференции (Новокузнецк, 20-21 октября 2021 года). Новокузнецк : Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 186-190.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST
Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.
Дата поступления статьи / Received: 27.03.2023. Дата рецензирования статьи / Revised: 25.04.2023. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 28.02.2024.