Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
493
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Федеральная служба исполнения наказаний / альтернативные виды наказания / реабилитации осужденных / социальная адаптация осужденных / условий содержания осужденных / противодействие коррупции / внедрение новых технологий / правовое регулирование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

В статье рассматриваются проблемные аспекты дальнейшего реформирования Федеральной службы исполнения наказаний. Автор анализирует методы исследования, используемые для оценки текущего состояния системы исполнения наказаний. В статье представлены практические рекомендации для улучшения системы исполнения наказаний, которые могут быть использованы в качестве основы для разработки новых стратегий и политики в данной области. Констатируется, что Федеральная служба исполнения наказаний является важной составляющей отечественной системы законности, и ее дальнейшее реформирование является актуальной задачей для обеспечения эффективной деятельности пенитенциарных учреждений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-350-354 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

NIION: 2018-0076-3/23-212 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-3-212 старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,

Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

РЕФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные аспекты дальнейшего реформирования Федеральной службы исполнения наказаний. Автор анализирует методы исследования, используемые для оценки текущего состояния системы исполнения наказаний. В статье представлены практические рекомендации для улучшения системы исполнения наказаний, которые могут быть использованы в качестве основы для разработки новых стратегий и политики в данной области. Констатируется, что Федеральная служба исполнения наказаний является важной составляющей отечественной системы законности, и ее дальнейшее реформирование является актуальной задачей для обеспечения эффективной деятельности пенитенциарных учреждений в России.

Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказаний, альтернативные виды наказания, реабилитации осужденных, социальная адаптация осужденных, условий содержания осужденных, противодействие коррупции, внедрение новых технологий, правовое регулирование.

MISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Open University for the Humanities and Economics, Moscow, Russia

REFORMING THE FEDERAL SERVICE FOR THE ENFORCEMENT OF PUNISHMENTS AT THE PRESENT STAGE: PROBLEMS AND

PROSPECTS

Annotation. The article deals with the problematic aspects of the further reformation of the Federal Penitentiary Service. The author analyzes the research methods used to assess the current state of the penitentiary system. The article presents practical recommendations for improving the penitentiary system, which can be used as a basis for developing new strategies and policies in this area. It is stated that the Federal Penitentiary Service is an important component of the domestic system of legality, and its further reform is an urgent task to ensure the effective operation of penitentiary institutions in Russia.

Key words: Federal Penitentiary Service, alternative types of punishment, rehabilitation of convicts, social adaptation of convicts, conditions of detention of convicts, countering corruption, introduction of new technologies, legal regulation.

Введение

Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по исполнению уголовных наказаний, содержанию под стражей подозреваемых и обви-

няемых в совершении преступлений, а также по реабилитации осужденных и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. ФСИН была создана в 2004 г. путем объединения нескольких ранее существовавших ведомств, таких как Главное управление исполне-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

ния наказаний Министерства юстиции РФ, Главное управление по делам исправительных учреждений Министерства внутренних дел РФ и др.

ФСИН осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и выполняет важные функции по обеспечению правопорядка в стране [7; 8; 9]. Задачи ФСИН не ограничиваются только охраной общественного порядка и обеспечением правопорядка в стране. Она также отвечает за исполнение уголовных наказаний, содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также за реабилитацию осужденных и их социальную адаптацию.

ФСИН выполняет ряд функций, направленных на обеспечение правопорядка в стране, таких как:

- охрана прав и свобод осужденных, предупреждение и пресечение нарушений их прав;

- обеспечение безопасности общества путем надлежащего содержания и реабилитации осужденных, а также пресечения попыток сбежать из мест лишения свободы;

- оказание помощи осужденным в их социальной адаптации, в том числе путем предоставления образования и трудоустройства.

Таким образом, задачи ФСИН более широкие чем определены в УИК РФ, а предусматривают охрану общественного порядка и обеспечение правопорядка в стране. Она является важным элементом правоохранной системы Российской Федерации и выполняет ряд функций, направленных на обеспечение соблюдения законов и правосудия в стране [1; 10]. Однако, несмотря на значительные достижения в области исполнения наказаний, система ФСИН все еще сталкивается с рядом проблем, которые могут повлиять на ее эффективность и эффективность работы правоохранительной системы в целом.

Основная часть

Наше исследование на тему: Проблемы и перспективы реформирования Федеральной службы исполнения наказаний является актуальной, так как ФСИН, как ключевой орган системы правосудия в Российской Федерации, сталкивается с рядом сложных проблем, требующих решения.

Среди основных проблем можно выделить:

- перегруженность исправительных учреждений и отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров;

- низкий уровень реабилитации осужденных и их социальной адаптации после освобождения;

- недостаточная охрана прав и свобод осужденных, а также высокий уровень насилия в местах лишения свободы;

- коррупционные проявления в системе ФСИН.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

Целью данного исследования является анализ проблем и перспектив реформирования Федеральной службы исполнения наказаний в Российской Федерации. Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

- изучить текущее состояние системы исполнения наказаний в Российской Федерации;

- определить основные проблемы, с которыми сталкивается ФСИН;

- рассмотреть перспективы реформирования системы исполнения наказаний;

- предложить практические рекомендации для улучшения работы Федеральной службы исполнения наказаний.

Анализ существующей научной литературы показал, что система исполнения наказаний в России сталкивается с рядом проблем [2; 4; 5; 7; 8]. Одной из главных проблем является перенаселенность тюрем и колоний, что приводит к нарушению условий содержания заключенных и негативно сказывается на их реабилитации. Кроме того, существует проблема коррупции внутри ФСИН, которая влияет на качество работы организации. Перспективы реформирования системы исполнения наказаний в России предполагают ряд мер, направленных на улучшение условий содержания осужденных, повышение эффективности реабилитации и социальной адаптации осужденных, а также на борьбу с коррупционными проявлениями в системе исполнения наказаний.

Среди перспективных мер можно выделить следующие:

1. Расширение использования альтернативных видов наказания. Например, введение более широкого использования условно-досрочного освобождения, а также альтернативных наказаний, таких как обязательные работы, штрафы, ограничение свободы и др.;

2. Развитие программ реабилитации и социальной адаптации осужденных. Необходимо создание системы образования, профессиональной подготовки и трудоустройства для осужденных, а также проведение профилактической работы с целью предотвращения рецидивов;

3. Улучшение условий содержания осужденных. Это может быть достигнуто через совершенствование медицинского обеспечения, обеспечения доступа к юридической помощи, а также улучшения питания и жилищных условий;

4. Борьба с коррупционными проявлениями в системе исполнения наказаний. Это включает в себя создание механизмов контроля за деятельностью сотрудников системы, а также обеспечение прозрачности и открытости процессов в системе исполнения наказаний.

5. Внедрение новых технологий. Применение современных информационных технологий и

систем безопасности может существенно повысить эффективность работы системы исполнения наказаний.

В целом, перспективы реформирования системы исполнения наказаний в России направлены на улучшение качества работы Федеральной службы исполнения наказаний и повышение уровня соблюдения прав и свобод осужденных. Однако реализация этих мер потребует значительных усилий и ресурсов со стороны государства [6].

Результаты исследования показывают, что реформирование системы исполнения наказаний является необходимым для улучшения работы системы правосудия в целом. Практические рекомендации, предложенные в данном исследовании, могут быть использованы в качестве основы для разработки новых стратегий и политик в данной области.

По результатам исследования были сформулированы четыре основные практические рекомендации, направленные на улучшение работы ФСИН.

Первая рекомендация предполагает сокращение количества заключенных путем разработки программ превенции преступности и поддержки социально уязвимых групп населения, а также более эффективных методов альтернативного наказания. Такой подход позволит уменьшить перегруженность тюрем и колоний, улучшить условия содержания заключенных и повысить эффективность реабилитации.

Вторая рекомендация предполагает улучшение условий содержания заключенных. Для этого необходимо осуществить реформу системы пенитенциарного надзора, в том числе улучшить качество медицинского обслуживания, обеспечить возможность образования и трудоустройства, а также повысить уровень безопасности и гигиены.

Третья рекомендация предполагает борьбу с коррупцией внутри ФСИН. Для этого необходимо проводить регулярные проверки на предмет коррупционных проявлений, а также внедрять механизмы ответственности за коррупционные деяния. Это позволит повысить эффективность работы организации и улучшить условия содержания заключенных.

Четвертая рекомендация предполагает повышение квалификации сотрудников ФСИН [3]. Для этого необходимо создать систему непрерывного обучения и повышения квалификации сотрудников ФСИН, чтобы повысить их профессиональный уровень и улучшить качество работы.

Отметим, что предложенные практические рекомендации могут стать основой для улучшения работы Федеральной службы исполнения наказаний и повышения качества исполнения

наказаний в России. Кроме того, реализация данных рекомендаций может способствовать снижению уровня рецидивизма, улучшению социальной адаптации заключенных и повышению доверия населения к системе правосудия. Важно понимать, что реализация этих рекомендаций требует значительных усилий и ресурсов со стороны государства, общественных институтов и населения. Поэтому, для достижения успеха необходимо создание эффективного механизма сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами и широкая дискуссия на данную тему.

Заключение

В целом, исследование показало, что Федеральная служба исполнения наказаний сталкивается с рядом проблем, которые необходимо решить для улучшения работы системы правосудия в целом. Однако, реформирование системы исполнения наказаний должно быть осуществлено с учетом специфики российской действительности и общественных потребностей. Необходимо учитывать мнение специалистов в данной области и общественных организаций, а также проводить широкую дискуссию с целью разработки эффективных стратегий и политик. Несмотря на то, что реформирование системы исполнения наказаний является сложной и длительной задачей, оно необходимо для создания более справедливой и эффективной системы правосудия в России. Реализация предложенных практических рекомендаций может стать первым шагом на пути к достижению этой цели.

Отметим также, что в рамках данного исследования не были рассмотрены все проблемы, с которыми сталкивается Федеральная служба исполнения наказаний. Например, не была рассмотрена проблема перегруженности системы исполнения наказаний, связанная с недостаточным количеством персонала и устаревшими технологиями. Кроме того, не была проведена аналитика процесса реинтеграции бывших заключенных в общество. В связи с этим, рекомендуется проведение дополнительных исследований с учетом указанных проблем, а также углубленный анализ существующей нормативно-правовой базы в области исполнения наказаний.

Таким образом, Федеральная служба исполнения наказаний является важной составляющей системы правосудия России, и ее реформирование является актуальной задачей для обеспечения справедливости и эффективности работы системы правосудия. Однако, для достижения этой цели необходимо учитывать мнение специалистов и общественных организаций, а также проводить широкую дискуссию и сотрудничество между государственными органами, общественными институтами и населением.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

Список литературы:

[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_12940/ (дата обращения: 12.03.2022).

[2] Актуальные проблемы уголовно-исполнительной системы России в условиях реформирования: сборник материалов комплекса научных мероприятий адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей, Вологда, 17-21 апреля 2017 г. / Под общ. ред. В.Н. Некрасова. - Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. - 293 с.

[3] Дурновцев Д.И. Проблема кадрового обеспечения отделов охраны учреждений уголовно-исполнительной системы России // Развитие уголовно-исполнительной системы: организационные, правовые и экономические аспекты: Сборник материалов международной научно-практической конференции, в рамках международного юридического форума «Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития», Новосибирск, 28 мая 2021 г. - Новосибирск, Новокузнецк: Новосибирский государственный университет экономики и управления; ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2021. - С. 59-63.

[4] Кулакова С.В. Анализ проблемных аспектов и перспектив совершенствования деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы // Глобальный научный потенциал. 2018. № 9 (90). - С. 12-13.

[5] Макаревич З.Б. Совершенствование системы финансирования медицинских учреждений ФСИН России в период реформирования / З. Б. Макаревич // Вестник Кузбасского института. 2011. № 3 (6). - С. 7-9.

[6] Майстренко Г.А. Принципы уголовно-исполнительного законодательства в деятельности пенитенциарных учреждений // Образование и право. 2022. № 4. - С. 320-322.

[7] Организационно-правовое обеспечение деятельности учреждений и органов ФСИН России: проблемы и перспективы развития в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора А.И. Зубкова и Дню российской науки, Рязань, 02 февраля 2015 г. / Академия права и управления федеральной службы исполнения наказаний. - Рязань: Академия права и управления федеральной службы исполнения наказаний, 2015. - 205 с.

[8] Помогалова Ю.В. Актуальные вопросы административного реформирования уголовно-исполнительной системы // Актуальные про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

блемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 29 мая 2014 года / Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский институт ФСИН России. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2014. - С. 285-287.

[9] Сахаров А.Н. О некоторых аспектах кадровой политики в процессе реформирования системы ФСИН России // Уголовно-исполнительная система России: проблемы и перспективы: материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов, Самара, 25 апреля 2014 г. / Самарский юридический институт ФСИН России. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014. - С. 198-201.

[10] Середин А.А. ФСИН России как субъект уголовно-правовой политики // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2012. № 1. - С. 95-98.

Spisok literatury:

[1] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 29.12.2022) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (data obrashcheniya: 12.03.2022).

[2] Aktual'nye problemy ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii v usloviyah reformirovaniya: sbornik materialov kompleksa nauchnyh meropriyatij ad»-yunktov, kursantov, studentov i slushatelej, Vologda, 17-21 aprelya 2017 g. / Pod obshch. red. V.N. Nekrasova. - Vologda: Vologodskij institut prava i ekonomiki Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2018. - 293 s.

[3] Durnovcev D.I. Problema kadrovogo obe-specheniya otdelov ohrany uchrezhdenij ugolovno-is-polnitel'noj sistemy Rossii // Razvitie ugolovno-ispol-nitel'noj sistemy: organizacionnye, pravovye i eko-nomicheskie aspekty: Sbornik materialov mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, v ramkah mezhdunarodnogo yuridicheskogo foruma «Pravo i ekonomika: nacional'nyj opyt i strategii razvitiya», Novosibirsk, 28 maya 2021 g. - Novosibirsk, Novokuzneck: Novosibirskij gosudarstvennyj univer-sitet ekonomiki i upravleniya; FKOU VO Kuzbasskij institut FSIN Rossii, 2021. - S. 59-63.

[4] Kulakova S.V. Analiz problemnyh aspektov i perspektiv sovershenstvovaniya deyatel'nosti psiho-logicheskoj sluzhby ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Global'nyj nauchnyj potencial. 2018. № 9 (90). - S. 12-13.

[5] Makarevich Z.B. Sovershenstvovanie sistemy finansirovaniya medicinskih uchrezhdenij FSIN

Rossii v period reformirovaniya / Z. B. Makarevich // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2011. № 3 (6). - S. 7-9.

[6] Majstrenko G.A. Principy ugolovno-ispolni-tel'nogo zakonodatel'stva v deyatel'nosti peniten-ciarnyh uchrezhdenij // Obrazovanie i pravo. 2022. № 4. - S. 320-322.

[7] Organizacionno-pravovoe obespechenie deyatel'nosti uchrezhdenij i organov FSIN Rossii: problemy i perspektivy razvitiya v usloviyah reformirovaniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati zasluzhennogo deyatelya nauki RSFSR, doktora yuridicheskih nauk, professora A.I. Zubkova i Dnyu rossijskoj nauki, Ryazan', 02 fevralya 2015 g. / Akademiya prava i upravleniya fed-eral'noj sluzhby ispolneniya nakazanij. - Ryazan': Akademiya prava i upravleniya federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2015. - 205 s.

[8] Pomogalova Yu.V. Aktual'nye voprosy administrativnogo reformirovaniya ugolovno-ispolni-

tel'noj sistemy // Aktual'nye problemy deyatel'nosti podrazdelenij UIS: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem, Voronezh, 29 maya 2014 goda / Fed-eral'naya sluzhba ispolneniya nakazanij, Federal'noe kazennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya Voronezhskij institut FSIN Rossii. - Voronezh: Izdatel'stvo "Nauchnaya kniga", 2014. - S. 285-287.

[9] Saharov A.N. O nekotoryh aspektah kadrovoj politiki v processe reformirovaniya sistemy FSIN Rossii // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema Rossii: problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii ad"yunktov, aspirantov, kursan-tov i studentov, Samara, 25 aprelya 2014 g. / Samar-skij yuridicheskij institut FSIN Rossii. - Samara: Samarskij yuridicheskij institut FSIN Rossii, 2014. -S. 198-201.

[10] Seredin A.A. FSIN Rossii kak sub"ekt ugolovno-pravovoj politiki // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. 2012. № 1. - S. 95-98.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.