УДК 343
Малолеткина Наталья Сергеевна
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Natalya S. Mahlet^M
Candidate of Law,
Deputy head of the Department of state and legal disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. Проанализировано сотрудничество с другими правоохранительными органами в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей (Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой судебных приставов и др.), представлены основные направления, формы и методы данного взаимодействия. Взаимодействие ФСИН России с правоохранительными органами осуществляется на основе таких принципов, как законность, комплексность, системность, непрерывность, взаимодополняемость, взаимное информационное обеспечение, направленность на предупреждение деятельности организованных преступных объединений как в местах принудительного содержания, так и вне их, при обеспечении обратной связи осуществляемого воздействия, взаимоконтроля и др.
Рассмотрен ряд нормативно-правовых актов, которые так или иначе затрагивают вопросы сотрудничества ФСИН России с другими правоохранительными органами. Представлены результаты опроса сотрудников уголовно-исполнительной системы по проблеме эффективности взаимодействия ФСИН России с другими органами власти, организациями и общественностью. Проанализирован опыт активного взаимодействия с институтами гражданского общества в лице общественных наблюдательных комиссий.
Ключевые слова: управление, правоохранительные органы, обязанности, исполнение наказания, служба, взаимодействие.
THE ISSUES OF INTERACTION OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA WITH OTHER LAW ENFORCEMENT AGENCIES
Summary. The article analyzes the issues of interaction of the Federal Penitentiary Service of Russia with the territorial bodies of other Federal Executive authorities. The interaction with other law enforcement agencies in the course of their duties is analyzed.
Considered and identified a number of legal acts that are anyways related to the Federal Penitentiary Service of Russia (hereinafter FPS of Russia) and perform work on mutual cooperation. In this article, there are the results of a survey among penal staff in terms of the effectiveness of the interaction of the FPSof Russia with other authorities, organizations and the society. The experience of active interaction with civil society institutions represented by public monitoring commissions is also considered.
The study analyzes the work within the framework of cooperation of the Main Directorate for migration of the Ministry of internal Affairs of Russia, the Federal security service of the Russian Federation, the Main Directorate for drug control of the Ministry of internal Affairs of Russia, the Federal bailiff service, which includes the main directions, forms and methods of interaction.
Keywords: management, law enforcement agencies, duties, execution of punishment, service, interaction.
Руководство ФСИН России ежегодно ставит задачи по организации четкой системы сотрудничества с правоохранительными органами, с институтами гражданского общества, что необходимо для успешного достижения целей управления не только уголовно-исполнительной системы страны, но и государства в целом.
Плодотворное взаимодействие ФСИН России с правоохранительными органами позволяет говорить об увеличении роли службы исполнения наказаний и эффективности работы сотрудников по раскрытию, предупреждению и пресечению правонарушений (проступки и преступления).
Сотрудничество ФСИН России определенным образом нормативно регламентировано.
Внешнее взаимодействие ФСИН России с другими правоохранительными органами регулируется Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и проводится по следующим направлениям:
© 2019 Малолеткина Н. С.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
1) сотрудничество ФСИН России с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими органами исполнительной власти, религиозными и общественными объединениями;
2) работа со СМИ и редакционно-издательская деятельность в целях выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему.
Исходя из вышеизложенного считаем взаимодействие неотъемлемой частью работы ФСИН России, поскольку именно так повышается уровень эффективности реализации возложенных на ФСИН России как на орган государственной власти задач. Особо следует отметить взаимодействие ФСИН России с общественными организациями и средствами массовой информации, то следует понимать: оно направлено, во-первых, на то, чтобы наглядно показать обществу соблюдение законов представителями уголовно-исполнительной системы при исполнении наказаний и содержании под стражей, а во-вторых, на профилактику совершения подобных нарушений законности как осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, так и иными лицами. Охарактеризовать необходимость и эффективность взаимодействия ФСИН России с другими органами власти, организациями и общественностью мы попросили сотрудников ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу. Все респонденты без исключения отметили важность и эффективность сотрудничества ФСИН России. Объясняя подобное решение, опрошенные лица ссылались на реализацию поставленных перед определенной службой задач, обеспечение исполнения которых зачастую связано с теми или иными органами власти и организациями.
ФСИН России при выполнении своих служебных обязанностей взаимодействует с иными правоохранительными органами:
- Минюстом России;
- МВД России;
- Федеральной службой судебных приставов (далее - ФССП России);
- Прокуратурой РФ;
- Главным управлением по вопросам миграции МВД России;
- ФСБ России;
- Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков МВД России.
Рассмотрим формы взаимодействия ФСИН России с вышеперечисленными структурами.
ФСИН России находится непосредственно взаимодействует с органами юстиции. Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации существенных объединений, религиозных организаций и политических партий.
Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов, действующий на основании Приказа Минюста России от 26 августа 2011 г. № 299 «Об утверждении положения о Департаменте нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов», является специализированным структурным подразделением Центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, который координирует деятельность ФСИН России.
Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов выполняет следующие функции:
1) организует защиту прав и свобод человека и гражданина;
2) координирует и контролирует деятельность ФСИН России и ФССП России;
3) осуществляет в Российской Федерации проверку на соответствие законодательных и иных нормативно-правовых актов актам более высокой юридической силы, проверку отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, которые способствуют созданию условий для проявления коррупции в таких сферах, как исполнение уголовных наказаний, обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов и т. д.
Сотрудничество ФСИН России с прокуратурой выражается в виде надзора за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемых судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу согласно гл. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 27.12.2018 № 536-Ф3):
- вопросы законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом;
- соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
- соблюдение законных требований по исполнению наказания, не связанного с лишением свободы.
По итогам проверки Генеральной прокуратурой РФ УФСИН России, в том числе по г. Санкт-Петербург, за 2018 год вынесено 24 представления, в 2017 г. - 19, 2016 г. - 16. С 2016 по 2018 год наблюдается увеличение числа представлений Генеральной прокуратуры.
Увеличение количества представлений Генеральной прокуратурой зависит от фактических нарушений законодательства самими же сотрудниками, например, в УФСИН России по Ярославской области, после чего в подразделениях ФСИН России участились проверки по соблюдению законности.
ФСИН России лучше всего организовано взаимодействие с МВД России: налажено сотрудничество во всех сферах деятельности, отрегулированы правовые вопросы, решение совместных задач по наиболее значимым направлениям закреплены в двухсторонних приказах. К ним относятся следующие:
1. Содействие оперативным аппаратам органов внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ст. ст. 6 и 13 Федерального закона от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 547 3-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
2. Совместная деятельность по профилактике и предупреждению совершения лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (далее - УИИ), преступлений и других правонарушений.
3. Организация административного надзора за лицами, которые освободились из мест лишения свободы или готовятся к освобождению. Контроль за данными направлениями ФСИН России определила УИИ и администрации исправительного учреждения, а также должностным лицам МВД России.
Вопросы ресоциализации осужденных на сегодняшний день в уголовно-исполнительной системе являются весьма актуальными и значимыми, в данном направлении постоянно ведется работа за счет привлечения к сотрудничеству наиболее компетентных сотрудников МВД России.
4. Совместная работа по подготовке к действиям при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий при стихийных бедствиях на объектах, подведомственных уголовно-исполнительной системе России, в том числе за счет сил и средств самой системы во взаимодействии с органами исполнительной власти.
Несомненно, подобного рода взаимодействие способствует предупреждению преступлений, планируемых к совершению на территории учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, раскрытию уже совершенных и соответственно профилактике совершения новых преступлений. Также не менее важно взаимодействие МВД России и ФСИН России при возникновении чрезвычайных обстоятельств: не случайно в нормативно-правовых актах Минюста России постоянно подчеркивается необходимость данного взаимодействия для обеспечения порядка на режимной территории учреждений, а также при розыске бежавших лиц.
Следующей взаимодействующей со ФСИН России структурой является Главное управление по вопросам миграции МВД России. Совместная работа осуществляется по следующим основным направлениям:
- обмен информацией при осуществлении мероприятий, связанных с исполнением вынесенных Минюстом России решений о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы;
- организация оформления документов на иностранных граждан или лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, включая свидетельство на возвращение в страну их гражданской принадлежности (для лиц без гражданства - в страну постоянного (преимущественного) проживания), в случае отсутствия у них документов, дающих право на выезд за пределы РФ, и при необходимости визы для выезда из РФ.
Правовую основу совместной деятельности в данном направлении составляет Регламент взаимодействия служб, их территориальных органов.
Согласно Соглашению о взаимодействии ФСИН России и ФССП России от 25 ноября 2015 г. № 0001/43/01-81180 к формам данного взаимодействия относятся следующие направления деятельности:
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
1. Обмен информацией по вопросам, представляющим взаимовыгодный интерес.
2. Создание общих приказов, соглашений, определенных рабочих групп в отношении категорий лиц, имеющих задолженности по исполнительному производству, в том числе и в отношении осужденных к лишению свободы и осужденных без изоляции от общества.
3. Сотрудничество между пресс-службами по выпуску общих пресс-релизов.
Сотрудничество ФСИН России и ФСБ России осуществляется в рамках содействия оперативным аппаратам ФСБ России в осуществлении оперативно-розыскной деятельности и подготовки материалов о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы.
Проблемным аспектом организации совместной деятельности ФСИН России и ФСБ России является отсутствие единого для служб приказа по вопросам организации действий и закрепленного на законодательном уровне механизма его исполнения.
Также ФСБ России непосредственно взаимодействует с исправительными учреждениями в части предоставления, сбора и анализа оперативной информации по осужденным экстремистам и террористам, которые находятся на особом контроле со стороны обеих служб.
В рамках сотрудничества организована работа по взаимодействию в вопросах профилактики коррупционных правонарушений среди сотрудников систем, а в случае возникновения подобного рода правонарушений - их предотвращение и пресечение. Так, за 2018-2019 гг. на территории Самарской области было задержано трое сотрудников УФСИН России по Самарской области за коррупционные правонарушения, в задержании принимали участие сотрудники ОСБ УФСИН России по Самарской области и УФСБ по Самарской области. В отношении двух бывших сотрудников следствие продолжается, в отношении одного в апреле 2019 г. вынесен приговор за покушение на мошенничество.
Основным направлением совместной работы ФСИН России и Главного управления по контролю за оборотом наркотиков России, так же как и с ФСБ России, является содействие оперативным аппаратам управления в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. К проблемам взаимодействия также относится отсутствие межведомственного приказа, регламентирующего основные направления и формы совместной деятельности по противодействию наркопреступности, как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Взаимодействие ФСИН России с правоохранительными органами осуществляется на основе таких принципов, как законность, комплексность, системность, непрерывность, взаимодополняемость, взаимное информационное обеспечение, направленность на предупреждение деятельности организованных преступных объединений как в местах принудительного содержания, так и вне их, при обеспечении обратной связи осуществляемого воздействия, взаимоконтроля и др.
Совместная работа ФСИН России с рассмотренными выше правоохранительными органами власти включают в себя такие формы взаимодействия, как:
- обмен информацией;
- согласование, планирование, определение перспектив совместной деятельности по улучшению работы;
- совместный анализ оперативной обстановки;
- проведение общих мероприятий, совещаний, учений и занятий по обмену опытом;
- оценка эффективности взаимодействия и его координация.
Одним из ключевых при совместной работе ФСИН России с другими правоохранительными органами является вопрос обмена информацией при взаимодействии, однако при существующей системе ведомственных учетов отразить реальное состояние и положение дел в отношении лиц, склонных к организации преступных объединений и обществ, не представляется возможным.
Проведенное нами исследование в части взаимодействия ФСИН России с другими правоохранительными позволяет констатировать следующее: 45 % респондентов ответили, что в России хорошо и эффективно осуществляется сотрудничество между службами различных правоохранительных органов; 20 % ответили, что работа по взаимодействию сводится к нулю и неэффективна; 25 % опрошенных отметили низкую правовую базу в части законодательного закрепления совместных мероприятий по предупреждению и пресечению преступных действий.
Таким образом, вопрос взаимодействия ФСИН России с другими правоохранительными органами имеет большой практический и научный интерес. Несмотря на то что проблем в данном направлении немало, совместная работа дает положительные результаты и помогает в повседневной работе сотрудников, упрощая выполнение поставленных целей и задач служб и ведомств. Для улучшения взаимодействия и решения существующих проблем руководящим структурным подразделениям страны необходимо уделять данному вопросу больше внимания и времени, постепенно увеличивать финансирование, запускать отдельные программы по внедрению новационных
технологий, модернизировать еще существующую и работающую советскую систему по взаимодействию органов исполнительной власти.
Работе исправительных учреждений большое содействие оказывают общественные и религиозные объединения, в функции которых входит допустимый контроль за местами лишения свободы и за соблюдением законности. Их роль заключается как в оказании помощи учреждениям, так и в выявлении нарушений прав самих сотрудников и осужденных. Так, в 2018 г. члены региональных общественных наблюдательных комиссий более 2,5 тыс. раз посещали учреждения уголовно-исполнительной системы, в частности, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу - более 50 раз (в 2017 г. - более 40 раз, в 2016 г. - более 30 раз). По итогам посещений исправительных учреждений и следственных изоляторов членами комиссий подготовлены и направлены в территориальные органы ФСИН России более 614 заключений (актов). Данное сотрудничество осуществляется в рамках действующего законодательства. Также существуют ограничения во взаимодействии организаций и ФСИН России в части невмешательства в работу администрации учреждения и оперативного отдела. Принцип сотрудничества и конструктивизма должен соблюдаться на всех уровнях взаимодействия, правозащитники и представители органов власти не должны соперничать.
Говоря о сотрудничестве вообще, не стоит забывать и о международном сотрудничестве. При ФСИН России существует отдел обеспечения взаимодействия со странами СНГ, международного сотрудничества и протокольных мероприятий, к основным задачам которого относится:
1) формирование положительного имиджа уголовно-исполнительной системы на международном уровне;
2) внедрение положительного опыта применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества;
3) внедрение европейских стандартов обращения с осужденными;
4) осуществление взаимодействия с иностранными неправительственными общественными организациями и зарубежными СМИ;
5) развитие отношений с зарубежными пенитенциарными системами;
6) обмен опытом по вопросам исполнения наказаний.
Данное направление взаимодействия ФСИН России формирует определенное отношение к нашей системе исполнения наказаний в других странах, что повышает престиж службы.
Проведенное нами исследование в части взаимодействия ФСИН России с другими правоохранительными органами среди сотрудников органов исполнительной власти позволяет констатировать следующее: 45 % респондентов ответили, что в России хорошо и эффективно осуществляется сотрудничество между службами различных правоохранительных органов власти; 20 % ответили, что работа по взаимодействию сводится к нулю и неэффективна; 25 % опрошенных отметили низкую правовую базу в части законодательного закрепления совместных мероприятий по предупреждению и пресечению преступных действий.
Подводя итоги, отметим, что одной из основных целей взаимодействия ФСИН России с другими органами власти является соблюдение законности и обеспечение правопорядка в системе исполнения наказаний, в том числе при решении текущих задач, стоящих перед службами и отделами. Итоговой же целью взаимодействия является эффективное противодействие организованной преступности в стране.
Таким образом, вопросы взаимодействия ФСИН России с другими органами власти заслуживают внимания и дальнейшего совершенствования.
Библиографический список
1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // ФСИН России: официальный сайт. URL: htttp://www.fsin.su/structure (дата обращения: 15.08.2019).
2. Медведев А. М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. 1995.№ 3. С. 26-28.
References
1. Kratkaya kharakteristika ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Brief description of the penal system]. FSIN Rossii: ofitsial'nyi sait [FSIN of Russia: official website]. URL: htttp://www.fsin.su/structure (Accessed: 15.08.2019) [in Russian].
2. Medvedev A. M. Pravovoe regulirovanie deistviya zakona vo vremeni [Legal regulation of the law in time]. Gosudarstvo i pravo [State and law], 1995, no. 3, pp. 26-28 [in Russian].