Научная статья на тему 'Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России с правоохранительными органами по предупреждению совершения новых преступлений осужденными к наказаниям без изоляции от общества'

Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России с правоохранительными органами по предупреждению совершения новых преступлений осужденными к наказаниям без изоляции от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
590
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛИЦИИ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ОСУЖДЕННЫЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майорова Е. О.

В данной статье затронуты правоприменительные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия между правоохранительными органами при исполнении наказаний альтернативно-пенитенциарного блока. Обращено внимание на то, что существующие межведомственные мероприятия по предупреждению повторных преступлений среди осужденных к наказаниям без изоляции от общества имеют низкоэффективную направленность и снижают превентивную функцию таких наказаний. Данные обстоятельства подтверждаются приведенными статистическими данными, которые характеризуются отрицательной динамикой, в связи с этим сделан вывод о том, что необходимо совершенствовать рассматриваемое взаимодействие. Автором предложен комплекс мер, который будет способствовать повышению эффективности как общего взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с правоохранительными органами, так и организации совместных мероприятий с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками патрульно-постовой службы, ГИБДД, линейного отдела МВД России на транспорте, оперативных подразделений, а также органов прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майорова Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России с правоохранительными органами по предупреждению совершения новых преступлений осужденными к наказаниям без изоляции от общества»

УДК [343.848.5+351.74]-043.5(470)

Е. О. МАЙОРОВА, аспирант кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России; заведующий кабинетом кафедры уголовного права и криминологии Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя (г. Рязань)

E. O. MAYOROVA, postgraduate student Chair of Criminal Executive Law of the Academy of Federal Penitentiary Service of Russia; head of the office of Criminal Law and Criminology Chair, Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V Ya. Kikotya (Ryazan)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

ФСИН РОССИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ совершения новых преступлений ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА

INTERACTION OF CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTIONS OF THE

FSIN OF RUSSIA WITH LAW ENFORCEMENT BODIES FOR PREVENTING THE PERFORMANCE OF NEW CRIMES BY CONDEMNED TO PUNISHMENTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

Аннотация. В данной статье затронуты правоприменительные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия между правоохранительными органами при исполнении наказаний альтернативно-пенитенциарного блока. Обращено внимание на то, что существующие межведомственные мероприятия по предупреждению повторных преступлений среди осужденных к наказаниям без изоляции от общества имеют низкоэффективную направленность и снижают превентивную функцию таких наказаний. Данные обстоятельства подтверждаются приведенными статистическими данными, которые характеризуются отрицательной динамикой, в связи с этим сделан вывод о том, что необходимо совершенствовать рассматриваемое взаимодействие. Автором предложен комплекс мер, который будет способствовать повышению эффективности как общего взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с правоохранительными органами, так и организации совместных мероприятий с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками патрульно-постовой службы, ГИБДД, линейного отдела МВД России на транспорте, оперативных подразделений, а также органов прокуратуры.

Ключевые слова и словосочетания: предупреждение преступлений, совместные превентивные мероприятия, субъекты взаимодействия, уголовно-исполнительные инспекции, подразделения полиции, органы прокуратуры, осужденные без изоляции.

Annotation. This article touches upon law enforcement problems arising in the process of interaction between law enforcement agencies in the execution of sentences of the alternative penitentiary block. Attention is drawn to the fact that existing interdepartmental measures to prevent repeated crimes among prisoners sentenced to punishment without isolation from society are determined by a low-efficiency orientation and reduce the preventive function of such punishments. These circumstances are confirmed by the above statistics, which are characterized by negative dynamics, and therefore, it is concluded that it is necessary to improve the interaction in question. The author has proposed a set of measures that will enhance the effectiveness of both the general interaction of the criminal executive inspections with law enforcement agencies, and the organization ofjoint events with local police officers, patrol officers,

traffic police, the military district of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport, operational units, as well as prosecution authorities.

Keywords and phrases: crime prevention, joint preventive measures, subjects of interaction, criminal-executive inspections, police units, prosecution bodies convicted without isolation.

Современная уголовная и пенитенциарная политика государства все больше ориентирует правоохранительные органы на применение наказаний альтернативно-пенитенциарного блока, исполнение которых отнесено к ведению уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России (далее - УИИ). Согласно статистическим данным их доля в 2014 г. составила 43,6 % от всех назначенных наказаний, в 2015 г. - 36,6 %, в 2016 г. - 54,2 %, в 2017 г. - 55,5 %, в 2018 г. - 57,1 % [1]. Безусловно, такое активное назначение указанных наказаний должно находиться в прямой зависимости от их эффективности - способности при исполнении обеспечивать достижение целей уголовного наказания, закрепленных в ст. 43 УК РФ. Одной из них является предупреждение совершения новых преступлений, в рассматриваемом случае осужденными к наказаниям без изоляции от общества, состоящими на учете в УИИ.

Среди частнопревентивных мер, которые применяют сотрудники УИИ при исполнении наказаний без изоляции осужденного от общества, особое место занимает их взаимодействие с подразделениями полиции. Это обусловлено тем, что такие осужденные находятся на свободе и могут совершить любое преступление, предусмотренное УК РФ. Вместе с тем особенности правового статуса сотрудников УИИ позволяют им реализовать только профилактический аспект предупредительной цели, в связи с чем они зачастую вынуждены сотрудничать с сотрудниками полиции, которые помимо профилактики совершения преступлений могут также осуществлять стадии предотвращения и пресечения последних.

Взаимодействие сотрудников УИИ с сотрудниками полиции регламентировано совместным приказом Минюста России

и МВД России от 04.10.2012 № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» (далее - Регламент по взаимодействию) [2].

Данный нормативный акт содержит перечень совместных и индивидуальных мероприятий по предупреждению преступлений и административных правонарушений, которые необходимо реализовать сотрудникам УИИ и полиции. Однако указанные мероприятия или достаточно общие по содержанию, или характеризуются низкой эффективностью в силу объективных или субъективных причин. Так, в 2014 г. в отношении 29 187 осужденных к наказаниям без изоляции от общества были возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления после постановки их на учет в УИИ, в 2015 г. аналогичный показатель составил 25 084, в 2016 г. - 11 006, в 2017 г. - 15 032, в 2018 г. - 15 265. В этой связи необходимость совершенствования взаимодействия УИИ с подразделениями полиции приобретает актуальность и обусловливает практическую значимость.

Системный анализ Регламента по взаимодействию позволил определить ряд общих предложений, которые повысили бы эффективность межведомственного сотрудничества в борьбе с повторной преступностью осужденных к наказаниям без изоляции от общества. Во-первых, в п. 4 ст. 6 закреплено, что сотрудники УИИ осуществляют не реже одного раза в квартал направление запросов (требований) в районные подразделения полиции для проверки по автоматизированным учетам Информационного центра наличия сведений

о привлечении осужденных к административной и (или) уголовной ответственности, а в отношении осужденных к обязательным работам - не реже одного раза в течение срока наказания.

Затяжной процесс корреспонденции таких документов существенным образом создает затруднения сотрудникам УИИ осуществлять должный контроль отбывания осужденными наказания и своевременно реагировать на допущенные нарушения. В связи с этим для оптимизации работы сотрудников УИИ в данном направлении необходимо разрешить вход в вышеуказанную базу в каждом УИИ субъектов РФ. Ее посещение может осуществлять ответственный сотрудник от каждого филиала УИИ, делая отметку в соответствующем журнале.

Пункты 7.2 и 7.4 закрепляют, что подразделения полиции обеспечивают направление в УИИ информации о возбуждении органами предварительного следствия (дознания) уголовных дел в отношении осужденных к наказаниям без изоляции от общества или о привлечении последних к административной ответственности. В настоящее время обмен указанной информацией находится на недостаточно высоком уровне. Указанное обстоятельство также негативным образом отражается на качестве исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества. Таким образом, возникает потребность в обеспечении ежеквартального участия сотрудников УИИ в совместных совещаниях с начальниками отделов полиции, на которых будут предоставляться, обобщаться и подвергаться анализу сведения о привлечении осужденных к уголовной и административной ответственности.

Согласно статистическим данным в 2014 г. на учете в УИИ состояло 33 750 осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в 2015 г. - 45 107, в 2016 г. - 125 643, в 2017 г. - 198 453, в 2018 г. - 233 658.

Среди них более 35 % лишены права управления транспортными средствами. Так, в п. 9 регламента по взаимодействию указано, что подразделения территориальных органов МВД России, обеспечивающие безопасность дорожного движения, при получении соответствующей информации от УИИ не позднее 3 дней принимают меры по внесению сведений о лишении осужденного права управления транспортным средством в специализированные учеты федеральной специализированной территориально распределенной информационной системы Госавтоинспекции по изъятию водительского удостоверения и направлению сообщения об этом в УИИ.

Больше никаких совместных профилактических мероприятий по данному направлению сотрудники УИИ и ГИБДД не осуществляют, также не обмениваются оперативно-значимой информацией. Таким образом, в настоящее время отсутствует эффективное взаимодействие УИИ с подразделениями ГИБДД и линейным отделом МВД России на транспорте по вопросам контроля исполнения указанного наказания, в связи с чем очевидна необходимость его должной организации путем внесения в п. 9 дополнительных совместных мероприятий.

В рассматриваемом аспекте необходимо отметить, что среди законодательно регламентированных совместных мероприятий сотрудников УИИ и полиции в отношении осужденных к наказаниям без изоляции от общества отсутствуют рейдовые действия, которые признаны наиболее действенными мерами по противодействию преступности. В рамках взаимодействия целесообразно было бы организовать и проводить совместные оперативно-профилактические рейды в отношении конкретных групп осужденных к альтернативным лишению свободы наказаниям: «впервые осужденные», «осужденные, имеющие судимости», «осужденные, которым лишение свободы было заменено более мягким наказанием

без изоляции от общества». Такие рейды необходимо осуществить в отношении:

- впервые осужденных к наказаниям без изоляции от общества - позволят выявить социально-бытовую обстановку, в которой они проживают, определить негативно влияющие факторы и своевременно среагировать на них;

- осужденных к наказаниям без изоляции от общества, ранее отбывавших иное наказание, - помогут спрогнозировать варианты деструктивного поведения во время отбывания назначенного наказания;

- осужденных, которым лишение свободы было заменено более мягким видом наказания без изоляции от общества, - будут способствовать определению отношения осужденных к своеобразному досрочному освобождению, дополнительному проведению профилактической беседы о недопустимости нарушений режима отбывания назначенного наказания и общественного порядка.

Еще одним важным аспектом взаимодействия сотрудников УИИ и полиции является проведение первоначальных разыскных мероприятий (далее - ПРМ) в отношении осужденных, скрывшихся от отбывания назначенного наказания. Так, п. 1 ст. 18.1 УИК РФ закрепляет, что ПРМ в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, осуществляются сотрудниками УИИ, которые направляют соответствующие запросы в государственные структуры, органы, больницы, морги и т. д. с целью получения информации о скрывшемся осужденном. По истечении 30 суток, если не удалось установить его местонахождение, в соответствии с п. 2 ст. 18.1 УИК РФ осужденный объявляется в розыск.

В соответствии с ч. 13 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [3] сотрудники полиции обязаны оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задер-

жании лиц, в том числе уклоняющихся от отбывания уголовного наказания. Анализ данных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что сотрудники полиции начинают оказывать содействие в розыске осужденных только по истечении 30 суток. Вполне очевидно, что это не рационально: 30 суток - достаточно продолжительный срок; за это время осужденный может покинуть пределы региона или совершить еще несколько преступлений. Также, учитывая особенности служебной деятельности и правового статуса сотрудников полиции, последние обладают большими должностными полномочиями и возможностями по поиску осужденного, поэтому осуществление ПРМ было бы более эффективным, если бы сотрудники полиции начинали взаимодействовать с УИИ уже на данном этапе. В таком случае нахождение скрывавшегося осужденного было бы возможно без объявления последнего в розыск.

Еще одной важной организационной особенностью применения превентивных мер при исполнении наказаний без изоляции от общества является то, что указанная деятельность осуществляется сотрудниками УИИ, в свою очередь при исполнении реального лишения свободы ей занимаются сотрудники оперативного отдела, и эта деятельность выступает в качестве основной. Таким образом, высокая степень загруженности сотрудников УИИ может также негативно отражаться на предупреждении повторной преступности среди осужденных к наказаниям без изоляции от общества. Однако, учитывая тот факт, что согласно ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [4] на территории Российской Федерации право осуществлять указанную деятельность предоставляется также оперативным подразделениям ФСИН России, предлагаем в каждом филиале УИИ одного из сотрудников наделить полномочиями оперативного работника. В должностные обязан-

ности этого сотрудника могут входить выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными к наказаниям без изоляции от общества, что позволит УИИ самостоятельно реализовывать все три составляющие предупредительной деятельности.

В таком случае между ФСИН России и МВД России возможно подготовить совместный нормативный акт, который бы регулировал взаимодействие оперативных работников УИИ и подразделений полиции в вопросе предупреждения совершения новых преступлений осужденными к наказаниям без изоляции от общества. Основными направлениями оперативного взаимодействия УИИ и подразделений полиции могут являться:

- совместное проведение совещаний, учебных занятий, инструктажей по принятию решений и выработке согласованных действий, направленных на решение задач оперативно-разыскной деятельности;

- совместный анализ оперативно-разыскной ситуации и принятие на его основе управленческого решения;

- двусторонний обмен оперативно-разыскной информацией, касающийся исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества;

- проведение совместных оперативно-разыскных и оперативно-профилактических мероприятий;

- осуществление контроля и подведение итогов по результатам взаимодействия УИИ и подразделений полиции;

- разработка и издание совместных межведомственных подзаконных актов, обзоров и методических рекомендаций по взаимодействию УИИ и подразделений полиции.

Таким образом, возникает необходимость в переработке и дополнении имеющейся нормативной правовой базы, регулирующей вопросы как общего взаимодействия УИИ с подразделениями полиции, так и организации их взаимодействия с участковыми уполномочен-

ными полиции, сотрудниками патрульно-постовой службы, ГИБДД, линейного отдела МВД России на транспорте и оперативных подразделений.

В рассматриваемом аспекте также полагаем целесообразным обратить внимание на взаимодействие УИИ с органами прокуратуры. Вполне очевидно, что в рамках достижения цели предупреждения свершения новых преступлений осужденными к наказаниям без изоляции от общества вопрос обеспечения законности деятельности сотрудников УИИ является одним из значимых. Однако в течение 2014-2018 гг. органы прокуратуры вынесли соответственно 2 999, 3 331, 3 222, 3 597, 3 613 акта прокурорского реагирования в адрес УИИ и территориальных органов ФСИН России о нарушениях законности при исполнении наказаний без изоляции осужденного от общества. На наш взгляд, для снижения такой отрицательной динамики в целях укрепления законности в деятельности УИИ при исполнении наказаний без изоляции осужденного от общества необходимо:

- проводить служебные проверки по фактам вынесения актов прокурорского реагирования, привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

- ежеквартально на совместных совещаниях с органами прокуратуры осуществлять постоянный анализ совершенных нарушений и определять механизмы по их устранению;

- каждые полгода проводить совместные региональные совещания правоохранительных подразделений по выявлению проблемных аспектов, связанных с реализацией частного предупреждения при исполнении наказаний без изоляции осужденного от общества.

В практической деятельности УИИ насущной является проблема появления осужденных к наказаниям без изоляции от общества на регистрацию в УИИ в состоянии алкогольного опьянения, что в соответствии со ст. 20.21 КоАП РФ является административным правона-

рушением. Однако в рассматриваемом случае сотрудники УИИ не имеют полномочий для привлечения осужденного к административной ответственности, для этого им необходимо связываться с сотрудниками полиции. Это не вполне рационально, так как, во-первых, занимает достаточно длительный промежуток времени; во-вторых, до момента приезда сотрудников полиции сотрудникам УИИ приходится непосредственно общаться с осужденным, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, что представляет некую опасность для их жизни и здоровья. Верно отмечено И. Н. Смирновой и Л. Н. Тарабуевым, что недостаточно высокий уровень предупредительной деятельности УИИ обусловлен и отсутствием мер административного воздействия к злоупотребляющим спиртными напитками [5, с. 33] .

На наш взгляд, решением данной проблемы будет являться наделение сотрудников УИИ полномочиями, которыми пользуются сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по доставлению граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [6]). В случае появления осужденных к наказаниям без изоляции от общества на регистрацию в состоянии алкогольного опьянения сотрудники УИИ смогут оперативно доставлять их в отделы полиции для решения вопроса о привлечении последних к административной ответственности.

В связи с этим предлагаем внести изменения в ст. 27.2 КоАП РФ, ст. 31.4

Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и расширить полномочия сотрудников УИИ, разрешив им доставлять осужденных к наказаниям без изоляции от общества, явившихся на регистрацию в УИИ в состоянии алкогольного опьянения, в отделы полиции для решения вопроса об их привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ.

Подводя итог анализу взаимодействия УИИ с правоохранительными органами по предупреждению совершения новых преступлений осужденными к наказаниям без изоляции от общества, в рамках повышения его эффективности предлагаем:

1. При взаимодействии УИИ с подразделениями полиции расширить перечень используемых совместных мероприятий путем переработки имеющейся нормативной базы.

2. В целях укрепления законности деятельности УИИ наладить взаимодействие с органами прокуратуры, обеспечить проведение совместных мероприятий.

3. Внести изменения в ст. 27.2 КоАП РФ, ст. 31.4 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и разрешить сотрудникам УИИ доставлять осужденных к наказаниям без изоляции от общества, явившихся на регистрацию в УИИ в состоянии алкогольного опьянения, в отделы полиции для привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www. cdep.ru (дата обращения: 15.10.2019).

2. Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений: приказ Минюста России и МВД России от 04.10.2012 № 190/912 (в ред. от 20.01.2017) // Российская газета. 2012. № 248.

3. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Российская газета. 2011. № 25.

4. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

5. Смирнова И. Н., Тарабуев Л. Н. Об организационно-правовом обеспечении деятельности уголовно-исполнительных инспекций по предупреждению повторных преступлений лиц, состоящих на их учете // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1 (84). С. 32-35.

6. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4159.

© Майорова Е. О.

УДК 343.976(470.57)"2018"

К. В. МАКСИМОВ, старший оперуполномоченный Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Башкортостан; доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, кандидат исторических наук (г. Уфа)

K. V. MAKSIMOV, senior officer of the Drug Control Board of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Bashkortostan; Associate Professor of the Chair of Health Care and Emergency Management of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Candidate of Historical Sciences (Ufa)

А. Г. ФЕДОРОВ, начальник отдела «А» Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Башкортостан (г. Уфа)

A. G. FEDOROV, Head of the «A» Department of the Drug Control Board of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Bashkortostan (Ufa)

СОСТОЯНИЕ НАРКОСИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В 2018 ГОДУ

STATE OF DRUG SITUATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN IN 2018

Аннотация. В статье на основе анализа официальных статистических данных, результатов мониторинга наркоситуации, социологических исследований и экспертных оценок авторами исследованы особенности наркоситуации в России, в том числе в Республике Башкорто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.