ESTABLISHING OF THE SOVIET PENITENTIARY SYSTEM:
SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION (1917 - 1934)
© 2012 V. Fedoseev
Summary. In the article the basic legal regulation aspects of the establishing of the Soviet Penitentiary System are analyzed during the period from 1917 till 1934. In this article the most important legal acts oriented towards consolidation ofpenal institutions are characterized, different types of penitential}’ institutions are estimated, their departmental subordination is determined.
Keywords: penitentiary ' policy, penitential' system, penal institutions, correctional labor camp, reeducation camps, forced-labor camp, correctional labor code.
УДК 347.167
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕНИТЕНЦИАРНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
© 2012 М. А. Яворский
кандидат юридических наук Самарский юридический институт ФСИН России
Аннотация. В статье рассматриваются в контексте реформирования пенитенциарных органов актуальные вопросы взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с религиозными объединениями. Сформулированы проблемы и основные направления совершенствования деятельности ФСИН России по противодействию распространения религиозного экстремизма в среде осужденных.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, религиозные объединения, взаимодействие, реформирование пенитенциарных органов
В истории взаимоотношений между религиозными объединениями и государством существовали различные периоды. Только за прошедшее столетие эти отношения прошли путь от политического покровительства одним конфессиям к борьбе с религией как таковой, преследованию со стороны государства и тотальному запрету любых религиозных объединений (первая половина XX в ); от индифферентных, но чаще враждебных отношений, - к предоставлению абсолютной свободы сектантским группам (вторая половина XX в.), и, наконец, от понимания интегрирующей социальной роли религии и конституционно-правового регулирования свободы вероисповедания - к конструктивному сотрудничеству с конфессиями, пересмотру системы принципов государственнорелигиозных отношений в Российской Федерации и осознанию необходимости борьбы с деятельностью общественно опасных религиозных культов (конец XX века - начало XXI в). Аналогичным образом складывались отношения между правоохранительными органами страны и религиозными объединениями, по вполне понятным причинам (среди которых идеологические и политические) сотрудничеством с которыми пренебрегали. Однако благодаря изменениям, произошедшим в конце XX в. во многих сферах жизни общества и государства, начиная с середины 90-х гг. силовые структуры сначала на федеральном уровне, а затем уже и на местах стали заключать соглашения о сотрудничестве с общественными объединениями, в том числе и религиозными организациями. Складывающаяся система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации постепенно стала приобретать характер партнерства на основе разделения их функций1.
Совместная деятельность государственных органов и представителей религиозных организаций России способствовала разрешению многих проблем. Так, религиозные деятели внесли значительный вклад в дело укрепления мира и стабильности в Северо-Кавказском регионе. Они содействовали освобождению заложников и разрешению других
конфликтных ситуаций, оказывали благотворительную помощь пострадавшим. Священнослужители принимали активное участие в различных мероприятиях, организуемых по линии МВД, ФСБ и МО России, проводили просветительскую работу с населением по нравственно-правовым вопросам.
Решение задач, стоящих перед правоохранительными органами России, в том числе и перед уголовно-исполнительной системой, обусловливает использование не только собственных сил и средств, но и возможностей государственных и муниципальных органов, общественных объединений, в том числе религиозных конфессий. Сегодня пенитенциарнорелигиозные отношения занимают особое место в системе и механизме государственноконфессиональных отношений. Однако, к сожалению, в настоящее время юридическая наука и практика уделяют недостаточно внимания проблемам организации и правового регулирования участия религиозных объединений в деятельности пенитенциарной системы.
Очевидно, что активное взаимодействие органов и подразделений ФСИН России с общественными организациями и религиозными объединениями, широкое использование сотрудничества со всеми структурами гражданского общества является необходимым условием реформирования системы исполнения уголовных наказаний.
Сотрудничество органов и учреждений ФСИН России с различными институтами гражданского общества организуется не только с целью обеспечения прозрачности деятельности уголовно-исполнительной системы. Составной частью деятельности общественных организаций является оказание материальной помощи (как осужденным, так и членам семей сотрудников), повышение юридической грамотности, обеспечение правовой и социальной защищенности и осужденных, и сотрудников УИС, организация занятости осужденных, содействие социальной адаптации и ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
Действующее российское законодательство и подписанные соглашения о сотрудничестве между ФСИН России и традиционными для нашей страны конфессиями позволили наладить совместную конструктивную работу по духовному и нравственному воспитанию осужденных. В настоящее время ФСИН России подписаны соглашения с Советом муфтиев России {12 мая 2010 г.), Буддийской традиционной сангхой России {30 декабря 2010 г), Русской православной церковью {22 февраля 2011 г). Кроме того, ФСИН России сотрудничает с Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) и другими религиозными объединениями. Соглашениями предусмотрено сотрудничество в области образования и духовно-нравственного просвещения осужденных, обеспечение доступа священнослужителей в учреждения УИС России и строительство религиозных сооружений на территории исправительных колоний и тюрем.
Показательным в этом плане является сотрудничество ФСИН России с Русской православной церковью (РПЦ). В настоящее время синодальный отдел Московского патриархата РПЦ успешно взаимодействует с Вооружёнными силами РФ и правоохранительными учреждениями в плане реализации эксперимента по включению священнослужителей РПЦ в деятельность исправительных учреждений на штатной основе. Так идет процесс становления института тюремных капелланов (священнослужителей) в учреждениях УИС России.
Священнослужители, продолжая традиции прошлого, осуществляют духовнонравственное воспитание осужденных, проповедуя мирные отношения как между осужденными и администрацией учреждений, так и в самой среде правонарушителей, помогая последним морально пережить лишение свободы и изоляцию от общества. В учреждениях УИС России функционируют христианские храмы, мечети и синагоги, надомные церкви и молельные комнаты, действуют духовные образовательные школы по обучению основам вероисповеданий. Во многих исправительных колониях ежегодно отмечаются религиозные праздники (например, Рождество Христово, еврейский праздник Песах и др.), проводятся религиозные обряды (крещение, венчание и др.). В отдельных учреждениях УИС организованы выпуски телепрограмм с религиозной тематикой с участием священнослу-
жителей, конкурсы стенных газет, выступления священнослужителей перед отрядами осужденных и пр.
Число осужденных, вовлеченных в деятельность религиозных организаций, активно посещающих храмы и молельные комнаты, ежегодно увеличивается. Если к 2004 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы насчитывалось около 45 тысяч верующих осужденных2, то сегодня в местах лишения свободы образовано 1578 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается почти 90 тысяч осужденных. По официальным данным в учреждениях УИС в настоящее время функционируют 523 храма, в том числе 471 Русской православной церкви, 40 исламских мечетей, 9 буддийских храмов и 3 костела Римско-католической церкви (РКЦ). Действуют 705 молитвенных комнат, в том числе 466 - РПЦ, 115 - исламских, 6 - буддийских, 1 - иудейская, 2 - РКЦ, 64 -евангельских христиан-баптистов, 49 - христиан веры евангельской (пятидесятников) и 3 - для представителей других вероисповеданий. В территориальных органах ФСИН организовано 275 воскресных школ и 293 христианских и исламских курса, где проходят религиозное обучение свыше 13 тысяч верующих осужденных3. По разным оценкам от 70 до 90% осужденных в исправительных учреждениях и следственных изоляторах УИС считают себя верующими или заявляют о своей принадлежности к тому или иному религиозному вероучению. Отчасти это объясняется тем, что религиозная самоидентификация осужденного, как правило, связана с его принадлежностью к определенной этнической группе или с национальностью {русский - православный христианин, чеченец - мусульманин и т.д.).
Существующая система работы с осужденными по духовно-нравственному просвещению в местах лишения свободы и влияние религии на их поведение в период отбывания наказания доказали свою эффективность. Получение духовных знаний повышает уровень сознательной дисциплины среди осужденных, оказывает на них воспитательное воздействие. Священнослужители содействуют администрации исправительных учреждений в восстановлении социально полезных связей осужденных, их подготовке к освобождению.
Усиливается роль религиозных организаций в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения и помилования. В соответствии с указом Президента Российской Федерации при территориальных органах ФСИН России созданы обще-
4
ственные советы, в состав которых входят и священнослужители .
В рамках соглашения о взаимодействии особое место занимает работа священнослужителей с сотрудниками подразделений исправительных учреждений: проведение занятий с личным составом по основам религиозных вероисповеданий, оказание духовной поддержки семьям сотрудников, погибших при исполнении обязанностей, и т.п.
Несомненно, все эти мероприятия, осуществляемые в рамках реформирования уго-ловно-исполнительной системы Российской Федерации, направлены на нейтрализацию внешних и внутренних факторов, «создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений, способствуют формированию социальной направленности осужденных, их ресоциализации»5. Однако существует ряд нерешенных проблем, связанных с деятельностью религиозных объединений.
Религия всегда выступала в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора. В последнее время влияние религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно увеличилось. Будучи нормативной системой и основой санкционированных обществом способов поведения, религия определенным образом упорядочивает деятельность людей6. В современный период религиозные объединения оказывают значительное влияние на духовную, культурную, социально-политическую и иные сферы жизни общества. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что религиозные объединения способны эффективно выполнять регулятивную и воспитательную функции, способствуют профилактике многих правонарушений. Вместе с тем религию можно рассматривать как важный фактор не только социальной стабильности, но и негативных социальных процессов. Приходится констатировать, что религия может играть и дезинтегрирующую роль, противопоставляя
членов какого-либо одного религиозного объединения другому или окружающему социуму в целом7. В такой ситуации деструктивный потенциал религии может способствовать возникновению социальных конфликтов, создавать благоприятную среду для проявлений религиозного экстремизма.
Правоохранительные органы все чаще сталкиваются с увеличивающимся количеством правонарушений со стороны религиозных организаций. В последнее время наблюдаются усиление межконфессиональной конкуренции, различные проявления религиозной нетерпимости. Значительную угрозу представляют экстремистские группы исламского направления, оккультные, псевдорелигиозные апокалиптические секты8, которые открыто ведут пропагандистскую работу в среде осужденных. Активизировались последователи нетрадиционных религиозных течений восточной направленности, сатанисты и прочие неорелигиозные группы. В этой связи заведующий сектором ФСИН синодального отдела Московского патриархата РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей А. Добродеев подчеркивает: «Адепты сект, оказавшись в местах лишения свободы, пропагандируют свои учения, пытаются создавать группы последователей... имеются факты гибели государственных служащих, являющих-
9
ся членами тоталитарных сект или сталкивавшихся с их деятельностью» .
Как известно, экстремизм может проникать в любую субкультуру общества, формируемую под влиянием разных факторов: этническое происхождение, религиозная самоидентификация, социальная группа и др. Религиозный фактор может являться решающим при угрозе возникновения экстремистских действий в отношении различных субъектов10. И криминальная среда здесь не исключение. Широкое распространение получила вербовка новых сторонников экстремистских и террористических организаций, внедрение определенной категории лиц религиозно-экстремистских взглядов, в том числе и в среду осужденных. Отработана система специальных мероприятий по привлечению лиц, способных сотрудничать с радикальными формированиями: выполнять задания «агентурного характера», оказывать помощь при организации и осуществлении противоправных экстремистских действий и т.д.
Изучение криминальных проявлений в местах лишения свободы показало, что осужденные за преступления экстремистской направленности зачастую стремятся к расширению круга преступных связей, вовлечению в него новых лиц и передаче полученного преступного опыта. Кроме всего прочего, в условиях изоляции от общества концентрация большого числа представителей различных национальных и этнических групп может создавать предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций, способствующих разжиганию расовой и религиозной розни, становящихся причиной совершения правонарушений в исправительных учреждениях11.
Ежегодно увеличивается количество лиц, осужденных за преступления, связанные с экстремистской и террористической деятельностью, и процесс вовлечения представителей разных национальностей и вероисповеданий в деятельность радикальных формирований принимает угрожающий характер. Так называемые «ваххабитские вербовщики» могут предоставлять «обращенцам» финансовую помощь и физическую защиту, психологическую поддержку. Речь идет не только о насильственной процедуре обращения, но и о тщательно спланированной акции по подбору и вербовке кандидатов с проведением обряда обращения.
В подтверждение этому можно привести пример так называемых «русских ваххабитов»12, причастных к террористической деятельности. О высоком уровне активности экстремистских религиозных групп в среде осужденных говорят данные правоохранительных органов и публикации в СМИ13. Участились факты выявления в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях экстремистской атрибутики, символики, аудио-, видеоматериалов, печатных изданий14.
Необходимо отметить, что большая часть всех изъятых экстремистских материалов в учреждениях УИС носит религиозный характер, что неудивительно в условиях общего
увеличения объема литературы, издаваемой религиозными центрами и издательствами как на территории России, так и за рубежом. Таким образом становиться очевидным, что организации экстремистской направленности делают серьезную ставку на осужденных, вовлекая их в противоправную деятельность, что способствует развитию негативных процессов в их среде, может привести к дезорганизации деятельности исправительных учреждений.
По прогнозам криминогенная ситуации в местах лишения свободы в ближайшие годы будет иметь тенденцию к осложнению. К 2015 г. значительно увеличится число осужденных, представляющих различные этнорелигиозные группы, и, как следствие, количество конфликтных ситуаций внутри исправительных учреждений на почве межэтнических и межрелигиозных отношений только возрастет15. Эти обстоятельства не могут не вызывать тревоги. В этой связи вопросы организации деятельности структурных подразделений УИС по противодействию поступлению к осужденным материалов экстремистского характера приобретают важное практическое значение. Правовая регламентация организации деятельности органов УИС по выявлению и перекрытию каналов поступления экстремистских материалов осужденным нуждается в совершенствовании. Необходимо принятие ведомственного нормативно-правового акта, закрепляющего систему организации деятельности в этом направлении. При содействии специальных подразделений ФСБ и МВД России (например, центров по противодействию экстремизму органов полиции) необходимо разработать комплекс мер, направленных на предупреждение, пресечение и выявление каналов поступления к осужденным таких материалов.
Следует отметить, что определение факторов, детерминирующих появление и распространение религиозного экстремизма в учреждениях УИС, имеет большое значение. Определение и прогнозирование возможных угроз, оценка степени их опасности принципиально важны и необходимы при выборе и реализации соответствующих организационных, профилактических и оперативно-розыскных мероприятий.
Принимая во внимание высокую общественную опасность таких организаций, представляется, что процесс взаимодействия органов и учреждений УИС с общественными, в том числе и религиозными объединениями требует тщательной проработки, обсуждения и утверждения в рамках реформирования. Необходимо законодательно закрепить осуществление предварительного контроля и проверки общественных организаций, участвующих в деятельности УИС.
Целесообразно также рассмотреть вопрос о создании специальных структурных подразделений в территориальных органах ФСИН (по примеру прокуратуры, следственного комитета, ФСБ и МВД России), которые осуществляли бы обобщение и анализ опера-тивно-розыскной и иной информации, необходимой для выявления, предупреждения и пресечения проявлений религиозного экстремизма в среде осужденных, целенаправленно проводили бы мероприятия по противодействию противоправной деятельности экстремистских религиозных образований.
1 См.: Прокошин В. А. Партнерство государства и церкви во имя гражданского согласия и благополучия России // Партнерство государства и церкви. Стабильность политической системы гражданского обществ: сборник материалов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского (25-26 июня 2004 г.). - Курск, 2004. - С. 30^1.
2 См.: Уголовно-исполнительная система, 125 лет / под общ. ред. Ю. Я. Чайки. - М., 2004. - С. 261.
3 Взаимодействие ФСИН России с общественными и религиозными организациями (объединениями) [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта ФСИН России. - Режим доступа: http://www.fsin.su/. - Загл. с экрана (дата обращения: 5.12.2011).
4 См.: О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам: Указ Президента РФ от 4 августа 2006 года № 842 (ред. от 23.05.2011 г.) // СЗ РФ. - 2006. - № 32. - Ст. 3539.
5 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уго-ловно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».
6 См.: Пронина М. И. Проблемы религиозного осмысления свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 4. - С. 42.
7 Подробнее о дезинтегрирующей роли религии см., например: Алексеенко А. И. Религия в условиях модернизации современного российского общества: дис. ... канд. социол. наук. - Курск, 2005. - С. 43.
8 Апокалиптическая секта - идеологическое объединение людей под руководством харизматического авторитарного лидера с характерными для деструктивных тоталитарных сект чертами. В основе идеологии секты содержатся мистические пророчества о скором «конце света» (Примеч. авт.).
9 Взаимодействие правоохранительных учреждений и Русской православной церкви в борьбе с преступностью: выступление заведующего сектором ФСИН синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерея Александра Добродеева на семинаре «Проблемы взаимодействия ФСИН, РПЦ, образовательных учреждений по организации обучения Основам православной веры» в УИС 2-4 октября в Рязанском государственном университете им. С. А. Есенина [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта синодального отдела Московского патриархата РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. - Режим доступа: http://www.pobeda.ru/content/view/.- Загл. с экрана (дата обращения: 9.02.2012).
10 См.: Резникова А. В. Структурные и динамические характеристики современного религиозного экстремизма: Роль «исламского» фактора в Северо-Кавказском регионе: дис. ... канд. социол. наук. - Ростов н/Д, 2005. - С. 17.
11 См.: Карькина Н. Н. Обеспечение безопасности осужденных-представителей этнических групп от криминальных угроз в местах лишения свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2010. - С. 17.
12 См.: В сети появилось «предсмертное» видеообращение русского ваххабита Виталия Раздобудько [Электронный ресурс] // Материалы информационно-аналитического портала «Ingnews». - Режим доступа: http://www.ingnews.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 5.12.2011); Задержанному «русскому ваххабиту» Двораковкому оторвало кисть. Он находится в коме [Электронный ресурс] // Материалы общественно-политического информационного издания «Общая газета.РУ». - Режим доступа: http://www.og.ru/news/. - Загл. с экрана (дата обращения: 5.12.2011) и др.
13 См.: Имам мечети при осетинской колонии попал в карцер за призывы к джихаду [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта «Газетами». - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/news/lenta/. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.11.2011); В Ростовской области исправительную колонию оштрафовали за хранение в библиотеке книг секты «Свидетели Иеговы» [Электронный ресурс] // Материалы информационно-аналитического центра «СОВА». - Режим доступа: http://www.sova-center.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.11.2011); В библиотеке исправительной колонии в Удмуртии выдавали экстремистскую литературу [Электронный ресурс] // Материалы информационного агентства Удмуртии - «День». - Режим доступа: http://www.dayudm.ru/news/. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.11.2011); Прокуратура Архангельской области обратилась в суд с требованием признать ряд печатных изданий, изъятых в исправительной колонии, экстремистскими [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта прокуратуры Архангельской области. - Режим доступа: http://www.arhoblprok.atnet.ru/ru/news/. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.11.2011) и др.
14 Материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
15 См.: НИИ ФСИН России. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам исследований 2009-2010 годов) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 5 (108). - С. 33.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF INTERACTION OF PENITENTIARY SYSTEM AND RELIGIOUS ASSOCIATIONS
IN RUSSIA
© 2012 M. Yavorsky
Summary. In article pressing questions of interaction ofpenitentiary system of Russia with religious associations in a context of reforming of penitentiary bodies are considered. Problems and the basic directions of perfection of activity of penitentiary bodies on counteraction of distribution of religious extremism in the environment ofthe condemned are formulated.
Keywords: religious associations, interaction, reforming of penitentiary bodies.