Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО МИНЮСТА РОССИИ И ФСИН РОССИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

СОТРУДНИЧЕСТВО МИНЮСТА РОССИИ И ФСИН РОССИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / МИНЮСТ РОССИИ / ФСИН РОССИИ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров А. Г., Драгун О. В.

Предмет исследования в статье представлен анализом отдельных организационно-правовых аспектов сотрудничества Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества, обосновывается социально-правовая ценность данного направления работы, выявлен ряд особенностей и проблем в данной области. Цель исследования заключается в комплексном анализе проблем и особенностей сотрудничества Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества. Область применения результатов: обращение к вопросу взаимоотношений учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с институтами гражданского общества является актуальным по ряду причин. Прежде всего, необходимо отметить, с одной стороны, факт растущего осознания членами гражданского общества их значимой роли в воздействии на государственные органы, осуществляющие функции принуждения. С другой стороны, не следует забывать, что отечественная уголовно-исполнительная система находится в условиях продолжающегося реформирования и имплементации норм международного права в национальную правовую систему. Методологию исследования составили такие методы как анализ, синтез и формально-юридический. Результатом исследование явилось формирование основных положений о сотрудничестве Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества, обозначение проблемных аспектов в данной сфере.Проведенное исследование позволило сделать вывод, что дальнейшее укрепление сотрудничества Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества будет способствовать поддержанию режима законности и правопорядка в исправительных учреждениях на должном уровне, а также обеспечению эффективности уголовной политики российского государства и его авторитету в мировом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF RUSSIA AND THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIAWITH CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

The subject of research in the article is presented by the analysis of certain organizational and legal aspects of cooperation between the Ministry of Justice of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia with civil society institutions, the socio-legal value of this area of work is substantiated, a number of features and problems in this area are identified.The purpose of the study is a comprehensive analysis of the problems and features of cooperation between the Ministry of Justice of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia with civil society institutions.The scope of the results: addressing the issue of the relationship of institutions and bodies executing criminal penalties with civil society institutions is relevant for a number of reasons. First of all, it should be noted, on the one hand, the fact of the growing awareness by members of civil society of their significant role in influencing State bodies performing the functions of coercion. On the other hand, we should not forget that the domestic penal enforcement system is in the conditions of ongoing reform and implementation of the norms of international law in the national legal system.The methodology of the study consisted of such methods as analysis, synthesis and formal legal.The result of the study was the formation of the main provisions on cooperation between the Ministry of Justice of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia with civil society institutions, the designation of problematic aspects in this area.The conducted research allowed us to conclude that further strengthening of cooperation between the Ministry of Justice of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia with civil society institutions will contribute to maintaining the rule of law and order in correctional institutions at the proper level, as well as ensuring the effectiveness of the criminal policy of the Russian state and its authority in the world community.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО МИНЮСТА РОССИИ И ФСИН РОССИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Научная статья С. 44-49

УДК 343.8/341.16

СОТРУДНИЧЕСТВО МИНЮСТА РОССИИ И ФСИН РОССИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Александр Геннадьевич Упоров1, Оксана Витальевна Драгун2

12Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Новокузнецк, Россия 1uporo65@mail.ru 2oksana.dragun.01@bk.ru

Аннотация. Предмет исследования в статье представлен анализом отдельных организационно-правовых аспектов сотрудничества Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества, обосновывается социально-правовая ценность данного направления работы, выявлен ряд особенностей и проблем в данной области.

Цель исследования заключается в комплексном анализе проблем и особенностей сотрудничества Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества.

Область применения результатов: обращение к вопросу взаимоотношений учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с институтами гражданского общества является актуальным по ряду причин. Прежде всего, необходимо отметить, с одной стороны, факт растущего осознания членами гражданского общества их значимой роли в воздействии на государственные органы, осуществляющие функции принуждения. С другой стороны, не следует забывать, что отечественная уголовно-исполнительная система находится в условиях продолжающегося реформирования и имплементации норм международного права в национальную правовую систему.

Методологию исследования составили такие методы как анализ, синтез и формально-юридический.

Результатом исследование явилось формирование основных положений о сотрудничестве Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества, обозначение проблемных аспектов в данной сфере.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что дальнейшее укрепление сотрудничества Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества будет способствовать поддержанию режима законности и правопорядка в исправительных учреждениях на должном уровне, а также обеспечению эффективности уголовной политики российского государства и его авторитету в мировом сообществе.

Ключевые слова: сотрудничество, Минюст России, ФСИН России, институты гражданского общества, общественные организации, осужденные

Для цитирования: Упоров А. Г., Драгун О. В. Сотрудничество Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 3 (34). С. 44-49.

© А. Г. Упоров, О. В. Драгун

Research article

COOPERATION OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF RUSSIA AND THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

WITH CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

Aleksandr G. Uporov1, Oksana V. Dragun2

12Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk, Russia

1uporo65@mailru 2oksana.dragun.01@bk.ru

Abstract. The subject of research in the article is presented by the analysis of certain organizational and legal aspects of cooperation between the Ministry of Justice of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia with civil society institutions, the socio-legal value of this area of work is substantiated, a number of features and problems in this area are identified.

The purpose of the study is a comprehensive analysis of the problems and features of cooperation between the Ministry of Justice of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia with civil society institutions.

The scope of the results: addressing the issue of the relationship of institutions and bodies executing criminal penalties with civil society institutions is relevant for a number of reasons. First of all, it should be noted, on the one hand, the fact of the growing awareness by members of civil society of their significant role in influencing State bodies performing the functions of coercion. On the other hand, we should not forget that the domestic penal enforcement system is in the conditions of ongoing reform and implementation of the norms of international law in the national legal system.

The methodology of the study consisted of such methods as analysis, synthesis and formal legal.

The result of the study was the formation of the main provisions on cooperation between the Ministry of Justice of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia with civil society institutions, the designation of problematic aspects in this area.

The conducted research allowed us to conclude that further strengthening of cooperation between the Ministry of Justice of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia with civil society institutions will contribute to maintaining the rule of law and order in correctional institutions at the proper level, as well as ensuring the effectiveness of the criminal policy of the Russian state and its authority in the world community.

Keywords: cooperation, Ministry of Justice of Russia, Federal Penitentiary Service of Russia, civil society institutions, public organizations, convicts

For citation: Uporov AG, Dragun OV. Cooperation of the ministry of Justice of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia with civil society institutions. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2022;(3):44-49. (In Russ.)

Введение

В настоящее время особое звучание приобретает проблема взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Актуальность такого взаимодействия особенно отчётливо заявляет о себе в сфере реализации государственного принуждения по отношению к отдельным личностям как членам российского общества. Многочисленные жалобы на незаконное применение силы в государственных структурах к осужденным закономерно вызывают ответную реакцию со стороны общества в виде попытки устранить подобные нарушения [3, с. 169].

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации1, носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Граждане, передавая власть государственному аппарату, должны иметь механизмы, позволяющие контролировать ее использование.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования

01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.04.2022).

Замечено, что формы народного контроля эволюционируют вместе с обществом, а его природа неизменна с момента создания первых государственных образований [5, с. 189].

Внимание отечественной и зарубежной юриспруденции к проблемам взаимоотношений гражданского общества и государства обусловлено рядом факторов. Во-первых, понятия «государство» и «гражданское общество» являются составляющими элементами предмета юридической науки. Во-вторых, современные политические события демонстрируют нам изменения в правовой сфере, реформирование нормативной базы с учетом гуманизации и демократизации общества. Следствием этого является третий фактор, предлагающий различные варианты усовершенствования законодательства Российской Федерации, показывая тем самым гибкость, своевременность и необходимость не только осмысления, но и внедрения новых нормативно-правовых актов в жизнь.

Одной из важных проблем современности, поддающихся регуляции при активном взаимодействии институтов гражданского общества (общественные организации, религиозные организации, СМИ, ОНК) и государства, является необходимость совершенствования функционирования пенитенциарной системы, а также формирование постпенитенциарной системы, что находит выражение в эффективной интеграции освободившихся из мест лишения свободы граждан в общество. Сложившаяся ситуация определяет многообразие подходов и траекторий взаимодействия [1, с. 302].

Описание проводимого исследования

Понимание гражданского общества как сферы внегосударственных отношений не отменяет факт его тесного взаимодействия с государственной сферой, особенно в условиях современной России, где сохраняется государственный патернализм по отношению к гражданскому обществу. На современном этапе развития гражданского общества в России его институты стремятся к реализации взаимодействия с государственными органами, в том числе Минюста России и ФСИН России, в следующих формах:

— общественная экспертиза нормативно-правовых актов;

— общественный контроль за деятельностью органов власти;

— наблюдение граждан за соблюдением государством принципов открытости;

— консультации в лице общественных и наблюдательных советов [4, с. 52].

Спектр направлений сотрудничества Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества довольно широк. Рассмотрим некоторые из них.

Так, например, в УФСИН России по Вологодской области налажено тесное сотрудничество с региональным отделением Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», на базе которого успешно функционирует социально-реабилитационный центр для оказания помощи осужденным, освободившихся из мест лишения свободы. Лицам, обратившимся в социально-реабилитационный центр, оказывается разносторонняя комплексная помощь, направленная в том числе на профилактику противоправного поведения посредством переформатирования смысложизненных ориентаций, формирования общепринятых духовно-нравственных ориентиров, создания конкурентоспособных участников рынка труда.

Процесс реабилитации разделен на 2 этапа, предполагающих плавную адаптацию между колонией и свободной жизнью, а также предусматривающей постепенное наращивание социальной нагрузки на клиентов центра. В рамках проекта предусмотрено тесное взаимодействие различных субъектов постпенитенциарной адаптации осуждённых (исправительные учреждения, уголовно-исполнительные инспекции, служба занятости, работодатели,органы социальной защиты населения и здравоохранения, МВД, органы ЗАГС, МФЦ и т. д.), а также с теми религиозными и некоммерческими организациями, которые занимаются решением проблем бывших осужденных. Кроме того, в проекте принимают участие волонтеры из числа курсантов юридического и психологического факультетов Вологодского института права и экономики ФСИН России. Ключевым партнером в реализации проекта является Вологодская епархия Русской Православной Церкви, имеющая православный приход в пос. Васильевское1.

В УФСИН России по Архангельской области (грантодатель — Государственное автономное учреждение Архангельской области «Молодежный центр») в рамках проекта «Второй шанс» в Архангельской воспитательной колонии проведены конкурсы рисунков на темы: «Миру — мир», «Здоровый образ жизни»,

1 Вологодское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». URL: https://vk.com/redcross_35 (дата обращения: 02.04.2022).

«Семья» в рамках кружка «Уроки живописи», проведена летняя Спартакиада, по результатам которого награждены победители и призеры соревнований, организованы волонтерские выезды подростков для оказания помощи пожилым людям, социальным учреждениям, организовано функционирование в учреждении студии кабельного телевидения, обучение воспитанников навыкам видеомонтажа, видеосъемки в учреждении проводимых в рамках проекта мероприятий1.

УФСИН России по Республике Бурятия (грантодатель — Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятии) реализует проект «Путь к освобождению», который в рамках «Школы подготовки к освобождению» предусматривает широкое и планомерное привлечение пенсионеров УИС, ветеранов боевых действий, сотрудников УФСИН России по Республике Бурятия и ведущих спортсменов Республики Бурятия к работе по физическому воспитанию и развитию осужденных, с целью формирования духа патриотизма через использование потенциала занятия спортом.

Особое внимание в рамках организации территориальными органами ФСИН России работы по данному направлению уделяется системе преемственности (продолжения) проведения после освобождения мероприятий по социализации осужденных начатых в период отбывания ими наказания.

Так, в УФСИН России по Приморскому краю при поддержке Приморского краевого отделения общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» реализован проект «Социальная и правовая адаптация заключенных к реинтеграции в общество на стадии освобождения от отбывания наказания». Программой проекта предусматривалось заблаговременное решение проблем, имеющихся у осужденных и подготовка их к социальной и правовой адаптации к жизни в обществе. Для достижения поставленной цели участники и партнеры проекта реализовывали комплекс взаимосвязанных выездных и дистанционных мероприятий, направленных на подготовку осужденных к жизни в обществе, после их освобождения. Мероприятия проекта организуются и проводятся с каждым осужденным в отдельности, а также

1 В Архангельской области стартовал проект по социальной адаптации бывших осужденных // Федеральная служба исполнения наказаний : [сайт]. URL: https://fsin.gov.ru/news/index.php7ELEMENT_ ID=366423 (дата обращения: 02.04.2022).

с целевыми группами осужденных непосредственно на территории исправительных колоний. Активное участие в мероприятиях проекта принимают партнеры проекта государственные и негосударственные службы социальной поддержки населения, трудоустройства, пенсионного фонда, миграционной службы, полиции и другие.

В 2020 году ФСИН России и территориальными органами ФСИН России проводился комплекс мероприятий, направленных на реализацию права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, привлечение представителей основных традиционных для России религиозных объединений к разрешению межконфессиональных и межнациональных конфликтов, профилактику рецидивной преступности среди осужденных, отбывающих наказание в учреждениях УИС, а также выработке дополнительных мер по профилактике совершения повторных правонарушений осужденными, отбывающими наказание в учреждениях УИС.

Так, в ГУФСИН России по Нижегородской области на заседании межрелигиозной группы (далее — МРГ) согласован План совместных мероприятий тюремного духовенства и администраций исправительных учреждений Нижегородской области на 2020 год и принято решение о проведении видеообращений и лекций духовно-нравственного характера дистанционно. Также, в рамках деятельности МРГ Нижегородской области подготовлен к передаче в исправительные учреждения региона книжный фонд в размере полторы тысячи книг, состоящий из литературы православного, мусульманского и иудейского содержания2.

С 2016 года в учреждениях ГУФСИН России по Кемеровской области — Кузбассу проводится областная акция «Межконфессиональный автопоезд «Дорогами добра» с привлечением представителей православия, ислама и других традиционных для Кузбасса религиозных объединений, а также деятелей культуры и искусства. Одной из основных целей данной акции является профилактика повторных правонарушений через информирование осужденных о возможности после освобождения проживать и нести посильное послушание при приходах Русской Православной Церкви и мечетях [2, с. 120].

2 Официальный сайт ГУФСИН России по Нижегородской области. URL: https://52.fsin.gov.ru/news/detail. php?month=9&year=2020&ELEMENTJD=472296 (дата обращения: 02.04.2022).

Результаты исследования

и обсуждения

В настоящее время можно констатировать, что существовавшее долгое время противопоставление общества и государства постепенно редуцируется, во многом — по причине повышения гражданской активности общества. В частности, начинается процесс формирования сферы публичных отношений между Минюстом России, ФСИН России и институтами гражданского общества, которые пытаются взаимодействовать на основе согласования позиций государственных и общественных институтов. Правозащитники и представители государственных структур находятся в поиске возможностей конструктивного сотрудничества. Одним из результатов является наличие большого накопленного опыта работы общественных организаций, осуществляющих контроль за местами лишения свободы и оказывающих содействие работе учреждений УИС. Но, к сожалению, не всегда систематизированного и доступного для широкой общественности.

Итак, для решения проблем необходимо эффективное сотрудничество государства, в лице Минюста России и ФСИН России, и общества, одними из результатов которого должны явиться, с одной стороны, модернизация уже существующей системы социальной адаптации в рамках исправительных учреждений (обеспечение свободы совести и вероисповедания, работа психологической службы, организация досуга), с другой стороны, создание реально функционирующей постпенитенциарной системы, формирующей достаточные условия для успешной ресоциа-лизации осужденных. Основными направлениями внимания этого института должны стать: психологическое сопровождение для полноценной реинтеграции, оказание помощи в поиске потенциальных работодателей, в получении необходимого образования, предоставление возможности по оказанию мер материальной поддержки и др.

Наглядным примером является открытие в Зеленограде исправительного центра, при создании которого (строительство помещения) 60 % расходов взяла на себя строительная компания, предоставляя при этом рабочие места на строительстве жилых новостроек для лиц, осужденных к принудительным работам [6, с. 387].

Следует отметить, что национальное законодательство оставляет разрешение некоторых вопросов взаимодействия институтов гражданского общества и государственных органов на субъективное усмотрение последних, и тем самым, лишает возможности органы осуществления контроля, в том числе, за уголовно-исполнительной системой реализовать свое предназначение. Такое правовое несовершенство также свидетельствует и об игнорировании требований международно-правовых актов, в первую очередь, Всеобщей декларации прав человека 1948 г.,1 которая устанавливает права и свободы человека и гражданина, которые подлежат особой охране.

Заключение и вывод

Таким образом, сегодня гражданское общество находится лишь на стадии формирования, что проявляется, в том числе, в неразвитости осуществления саморегулирования различных государственных институтов.

Дальнейшее укрепление сотрудничества Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества будет способствовать поддержанию режима законности и правопорядка в исправительных учреждениях на должном уровне, а также обеспечению эффективности уголовной политики российского государства и его авторитету в мировом сообществе.

1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 дек.

Список источников

1. Ковыршина С. В., Пашина Л. А. Некоторые аспекты проблемы регуляции механизмов взаимодействия институтов гражданского общества с уголовно-исполнительной системой // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк, 2021. С. 302-305.

2. Машкин С. Г., Метлин Д. Г., Павлова С. А. Опыт взаимодействия территориальных органов ФСИН России с институтами гражданского общества в части профилактики повторной преступности среди лиц, освобождающихся из мест лишения свободы // Право и государство: теория и практика. 2021. № 6 (198). С. 120-123.

3. Сафонов В. Н. Институты гражданского общества в механизме обеспечения прав граждан, содержащихся в местах принудительной изоляции // Закон. Право. Государство. 2021. № 4 (32). С. 169-180.

4. Сафонова Е. А. Актуальные вопросы взаимоотношений институтов гражданского общества с уголовно-исполнительной системой // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк, 2021. С. 52-55.

5. Упорова Е. Г. Административного надзора за лицами, освобожденными от отбывания наказания: проблемы его реализации и эффективности // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 20-21 октября 2021 года. Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 186-190.

6. Фортова Л. К., Грунина В. А. Механизм взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества / / III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сборник тезисов выступлений и докладов участников. В 8 томах. Том 6. Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 387-391.

Вклад авторов. Все авторы сделали эквива- Contribution of authors. All authors made an

лентный вклад в подготовку публикации. equivalent contribution to the preparation of the

publication.

Конфликт интересов. Конфликт интересов Conflict of interest. There is no conflict of inter-

в материалах данной научной статьи отсутствует. est in the materials of this scientific article.

Дата поступления статьи / Received: 11.04.2022. Дата рецензирования статьи / Revised: 04.07.2022. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.