ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УИС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АО 2020 ГОДА
25
бенностей современной ситуации, российской истории, криминологической обстановки в стране. Как представляется, процесс заимствования и имплементации любых норм и правил будет успешным только при условии «преломления» их через призму уже устоявшегося и проверенного теорией и практикой отечественного пенитенциарного опыта.
УДК 343
ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФСИН РОССИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
© 2014 М. А. Яворский, А. Б. Назарова
Аннотация. В статье раскрываются отдельные организационно-правовые аспекты сотрудничества органов и учреждений ФСИН России с общественными организациями. Авторами констатируется наличие пробелов в нормативно-правовых актах, регламентирующих механизм такого взаимодействия. Предлагается ряд рекомендаций, направленных на совершенствование правового механизма обеспечения деятельности общественных институтов в пенитенциарной сфере.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система России, сотрудничество с общественными организациями, проблемы сотрудничества институтов гражданского общества с органами и учреждениями ФСИН России.
ISSUES OF COOPERATION OF THE RUSSIAN PENITENTIARY SYSTEM WITH COMMUNITY ORGANIZATIONS
© 2014 M. Yavorsky, A. Nazarova
Summary. The article reveals certain organizational and legal aspects of cooperation of institutions of the penitentiary system in Russia with community organizations. The authors noted the existence of gaps in the regulations governing the mechanism of this interaction. We propose a number of recommendations aimed at improving the legal framework for the activities of the Community institutions in the penitentiary field.
Keywords. ■ penitentiary system in Russia, cooperation with public organizations, problems of civil society cooperation with the authorities and institutions of the penitentiary system.
Сегодня вопросы сотрудничества государства с институтами гражданского общества по праву занимают одно из важных мест в науке и юридической практике, являясь актуальными и для современной пенитенциарной системы России.
Общественность является важнейшим ресурсом, позволяющим обеспечить последовательное и заинтересованное противодействие организованной преступности и коррупции, терроризму и экстремизму, наркоэкспансии и незаконной миграции. С активизацией деятельности гражданских институтов в сфере правопорядка связывается решение задач укрепления духовно-нравственных ценностей и правовой культуры, создания атмосферы непримиримости граждан к преступности, нарушению их законных прав и свобод, предупреждения распространения преступной идеологии среди граждан1. Кроме того, сотрудничество всех институтов гражданского общества и исправительных учреждений является обязательным элементом обеспечения пенитенциарной безопасности.
В настоящее время во взаимоотношениях уголовно-исполнительной системы (УИС) и общества постепенно складываются предпосылки для выстраивания системы объективно необходимого, эффективного и конструктивного взаимодействия.
Так, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в качестве одной из целей выделяет обеспечение гласности в деятельности УИС, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед УИС задач. Современная реформа УИС России предполагает.
- использование сотрудничества со структурами гражданского общества, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных;
- активизацию взаимодействия с традиционными конфессиями;
- привлечение общественности к воспитательной работе с осужденными, оказанию им социальной помощи;
- создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью УИС2.
Нормативную основу взаимодействия УИС с общественными объединениями составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- федеральное законодательство (в частности, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и др.);
- указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам»);
- ведомственные нормативно-правовые акты Минюста России и ФСИН России;
- совместные соглашения и договоры между ФСИН России и общественными объединениями.
В соответствии со ст. 23 УИК общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Формы содействия общественных объединений исправительным учреждениям устанавливаются ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»3. Выделяются основные формы содействия общественных объединений лицам, находящимся в местах принудительного содержания:
- участие в решении вопросов их трудового, жилищно-бытового устройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения;
- участие в обеспечении их свободы совести и вероисповедания;
- оказание содействия администрации места принудительного содержания в создании новых рабочих мест для осужденных к лишению свободы, размещении производственных заказов в исправительных учреждениях и на их предприятиях;
- оказание помощи администрации места принудительного содержания в получении лицами, находящимися в местах принудительного содержания, общего образования, профессиональной подготовки, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса;
- оказание помощи администрации места принудительного содержания в организации досуга осужденных к лишению свободы, несовершеннолетних правонарушителей (организация концертов, выставок, лекций, просмотров кино- и видеофильмов, других культурных и просветительских мероприятий), проведении мероприятий по правовому просвещению осужденных к лишению свободы, несовершеннолетних правонарушителей;
- оказание помощи психологической службе учреждения, исполняющего наказания;
- участие в проведении мероприятий по пропаганде законопослушного поведения, здорового образа жизни, поддержанию и укреплению социально полезных связей осужденных к лишению свободы, несовершеннолетних правонарушителей;
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УИС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АО 2020 ГОЛА
27
- оказание содействия в обеспечении деятельности соответствующих общественных наблюдательных комиссий;
- оказание материальной поддержки местам принудительного содержания в целях укрепления их материально-технической базы;
- иные формы содействия.
Основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются:
- посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
- рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
- подготовка решений по результатам проведения общественного контроля;
- направление материалов по итогам осуществления общественного контроля уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, в администрации мест принудительного содержания, общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам;
- направление уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий материалов по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав находящихся в местах принудительного содержания несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений;
- участие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;
- общественная наблюдательная комиссия для реализации целей и решения задач, определенных настоящим Федеральным законом, вправе участвовать в иной деятельности, не противоречащей настоящему Федеральному закону, иным федеральным законам.
Несмотря на положительные тенденции развития взаимодействия УИС с институтами гражданского общества, в настоящее время присутствуют еще ряд нерешенных проблем, которые ограничивают потенциал такого взаимодействия. Так, только в 80 регионах страны созданы и действуют общественно-наблюдательные комиссии, в оставшихся же 3 регионах они пока отсутствуют. Также еще не отработаны механизмы эффективного взаимодействия правозащитников и сотрудников УИС, что порой приводит к конфликтным ситуациям4.
На наш взгляд, нельзя оставлять без внимания и вопросы совершенствования нормативно-правовой регламентации механизма сотрудничества УИС с общественными объединениями. В частности, в настоящий момент отсутствует универсальный нормативный акт (инструкция), регламентирующий все аспекты такого взаимодействия.
Кроме того, благотворительная деятельность общественных объединений и организаций не всегда является действенной, так как в действующем законодательстве нет четкой регламентации оказания финансовой и материальной помощи осужденным: не отработан механизм внесения пожертвований в адрес исправительных учреждений; пожертвования в отношении отдельных категорий осужденных запрещены; крупные пожертвования можно передавать только с разрешения территориального или центрального органа УИС. Все это приводит к очень сложной процедуре оказания благотворительной помощи, волоките, а порой и коррупционным нарушениям.
К некоторым общественным организациям и объединениям необходимо относиться с особой осторожностью. Нередко под предлогом заботы о заключенных они дестабилизируют деятельность исправительных учреждений, провоцируют осужденных, подталкивают их к совершению противоправных действий, что приводит к массовым беспорядкам5. На наш взгляд, необходима четкая регламентация критериев и оснований, по которым можно судить о том, что общественное объединение действительно сможет оказать положительное влияние и помощь осужденным. Это связано с тем, что в настоящее время существует огромное количество общественных объединений, среди которых в свою очередь встречаются общественные объединения и с отрицательной направленностью, которая может носить завуалированный характер.
Указанные выше и иные проблемы требуют дальнейшей разработки теоретических и методологических вопросов организации взаимодействия органов и учреждений УИС с общественными объединениями с учетом отечественного и зарубежного опыта сотрудничества гражданских и властных структур в правоохранительной сфере.
К сожалению, в последнее время отечественная уголовно-исполнительная система не без оснований и вполне заслуженно подвергается жесткой критике как со стороны общественности и правозащитников, так и со стороны Правительства и Президента Российской Федерации. Причины - значительное увеличение правонарушений, совершаемых сотрудниками ФСИН России; выявленные многочисленные факты коррупции в системе; неэффективное исполнение мероприятий по реформированию органов и учреждений УИС и др. К слову, каждая пятая жалоба более чем из 26 тыс. поступивших уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в 2011 г. касалась условий содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях6. Представляется, что одной из важнейших задач преодоления кризиса УИС является выработка современной концепции сотрудничества с институтами гражданского общества. Взаимодействие с общественными объединениями должно стать одним из приоритетных направлений развития органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, от качества реализации которого во многом будет зависеть эффективность уголовной политики государства и его авторитет в мировом сообществе.
1 См.: Герасименко А. Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка : организационные и правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2008. - С. 3.
2 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СПС «Гарант».
3 См.: Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания : Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ // СПС «Гарант».
4 См.: Встреча директора ФСИН России Геннадия Корниенко и члена Общественной палаты Российской Федерации Марии Каннабих / Материалы официального сайта ФСИН России: URL: http://www.08.fsin.su/news. (дата обращения 20.12.12 г.).
5 См.: Об оперативной обстановке, безопасности и заботе о сотрудниках... (интервью заместителя директора ФСИН России Э.В. Петрухина журналу «Преступление и наказание») // Преступление и наказание. - 2013. - № 3. - С. 3.
6 См.: Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 г. // Российская газета. Федеральный выпуск. 2012. 6 марта. № 5721.