3. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации».
1 Перепрофилирование - это изменение функционального назначения помещения в целях изменения его эксплуатационных качеств // Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля [Электронный ресурс] / Материалы Большого словаря русского языка - URL: http:// http://www.dict.t-mm.ru/dal/ (дата обращения: 12.12.12 г.).
2 См.: Проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта общественной палаты РФ. - URL: http://www.oprf.ru/ (дата обращения: 12.10.12 г.).
См.: Модель воспитательного центра [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта ФСИН России - URL: http://www.fsin.su/document/index. php?ELEMENT_ID=7998 (дата обращения: 11.01.13 г.).
4 См.: О предлагаемых моделях тюрем общего, усиленного и особого режимов: Письмо ФСИН России от 28.04.2011 г. № 6-7626-03; О предлагаемых моделях колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением. Письмо ФСИН России от 26.05.2011 г . № 5-9796-05Т.
5 Там же.
6 См.: Реймер А. А. Доклад на расширенном заседании коллегии ФСИН России, посвященное подведению итогов УИС в 2011 году и постановке задач на 2012 (9 февраля 2012 г.) [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта ФСИН России - URL: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=28952 (дата обращения: 11.06.12 г.).
УДК 342
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УИС КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ
© 2013 М. В. Мельникова, В. Г. Друзенко
Аннотация. Статья посвящена анализу законодательного закрепления общественного контроля за пенитенциарной системой, а также формированию и деятельности общественных наблюдательных комиссий в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова : контроль, гражданское общество, общественная наблюдательная комиссия.
PUBLIC CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF THE PENITENTIARY SYSTEM AS A FORM OF INTERACTION OF CIVIL SOCIETY WITH THE EXECUTIVE POWER
© 2013 М. МеЫкоуа, V. Druzenko
Summary. The article is devoted to the analysis of the legislative consolidation ofpublic control over the penitentiary system, as well as the formation and activities of the public monitoring commissions in the subjects of the Russian Federation.
Keywords: control, civil society, the public oversight commission.
Формирование гражданского общества и построение правового государства в России актуализируют вопросы осуществления общественного контроля во всех сферах государственной жизни. На необходимость создания эффективного общественного контроля в сфере государственного управления, повышение его роли в противодействии коррупции и иным негативным явлениям в деятельности публичной власти постоянно обращает внимание руководство страны. Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества.
Контроль - одна из основных функций системы управления. Цель контроля - конечный результат, на который направлен данный процесс. Общественный контроль за деятельностью органов власти заключается в том, что уполномоченные на то общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выявляют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов власти и их должностных лиц какие-либо отклонения от законности. А если таковые имеются, то своевременно принимают меры по их устранению.
В современных условиях содержание общественного контроля должно отражать новый характер взаимоотношений, складывающихся в российском обществе. Это значит, что каждый субъект такой деятельности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от контролируемых органов выполнения их законных требований.
В настоящее время действуют три вида контроля над правами человека, в том числе и в местах лишения свободы: международный, государственный и общественный.
Общественный контроль за деятельностью органов власти и должностных лиц становится все более распространенной технологией общественного влияния на власть, применяемой гражданскими активистами.
В июне 2008 г. в России был принят Федеральный закон № 76-ФЗ1, допускающий в закрытые зоны лишения свободы представителей независимых от власти общественных организаций для исполнения контрольных целей и задач.
Закон позволил общественным организациям в регионах России создавать общественные наблюдательные комиссии (ОНК), независимые от органов власти, наделенные правом при посещениях любых мест лишения свободы, контролировать обеспеченность защиты находящихся в них граждан от посягательств на жизнь, здоровье, достоинство личности.
ОНК имеют следующие задачи:
1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений;
3) содействие сотрудничеству общественных объединений, администрации мест принудительного содержания органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов по обеспечению законных прав человека, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Деятельность общественных наблюдательных комиссий в первую очередь следует рассматривать в качестве механизма осуществления общественного контроля за деятельностью власти в сфере пенитенциарной политики.
Основы законодательного закрепления общественного контроля над пенитенциарной системой заложены в ч. 1 ст. 23 УИК РФ2, которая предусматривает оказание содействия работе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, со стороны общественных объединений. Согласно ч. 2 этой же статьи общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, «на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Соответствующая норма содержится и в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»3, ст. 38 которого устанавливает, что «общественные организации контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации». Однако такой нормативной базы было явно недостаточно для осуществления общественного контроля, что по многим причинам данный контроль делало практически невозможным. Оставался открытым вопрос: какие органы должны были проводить данный контроль, каким должен быть их качественный состав и какие полномочия им были делегированы в процессе осуществления их деятельности, а также меры реагирования при обнаружении существенных нарушений? Поэтому для возможности осуществления общественного контроля за учреждениями уголовно-исполнительной системы необходимо было принятие специального федерального закона, регулирующего данные правоотношения.
Принятие данного закона было вынужденной мерой реагирования на те серьезные проблемы, с которыми столкнулась современная уголовно-исполнительная система России.
Для эффективной реализации федерального закона при Общественной палате РФ была создана рабочая группа по формированию и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями субъектов РФ. Разработан и осуществляется план работы по оказанию содействия региональным ОНК в их деятельности. Реально же ОНК были сформированы во всех субъектах Российской Федерации в 2009 г. Первый созыв ОНК работал в течение двух лет (2009-2010 гг.). Нынешние ОНК имеют полномочия до 2013 г. Также была разработана первоначальная нормативно-правовая база осуществления общественного контроля за соблюдением прав граждан в местах лишения свободы, утверждены необходимые Положения о порядке посещения мест принудительного содержания членами ОНК.
Субъектами общественного контроля признаются общественные наблюдательные комиссии, члены которых выдвигаются имеющими государственную регистрацию обще-
ственными объединениями, осуществляющими свою деятельность не менее 5 лет с момента создания. Кандидатуры членов общественных наблюдательных комиссий утверждаются советом Общественной палаты. В качестве субъектов содействия общественных объединений лицам, находящимся в местах принудительного содержания, выступают зарегистрированные общественные объединения.
Включение Общественной палаты в процесс утверждения общественных инспекторов представляется необходимым в связи с тем, что стихийный контроль со стороны общественных объединений вряд ли может быть эффективным. Закон руководствуется необходимостью разрешительного порядка доступа общественных объединений к общественному контролю. Это объясняется недопустимостью дезорганизации деятельности мест принудительного содержания.
Необходимо развивать одновременно две формы общественного контроля во ФСИН. Первое - это общественные наблюдательные комиссии. Они сами должны стать прозрачными, научиться вести блоги, свои сайты. Второе - это наведение порядка в общественных советах при ФСИН России и при региональных управлениях. Только тогда, когда независимые правозащитники, блоггеры, люди, свободные от суждений начальника, смогут принимать активное участие и будут наделены полномочиями, в том числе доступом, не контролируемым со стороны ФСИН, к заключенным, только когда мы сможем регулярно выезжать по первому требованию, по информации об избиениях и пытках на место, входить туда прежде, чем этого заключенного запугают, тогда на самом деле пытки, избиения, самые страшные проблемы прекратятся4.
В Самарской области решением совета Общественной палаты РФ от 18.11.10 г. № 35-С членами общественной наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Самарской области утверждены 10 человек.
Напомним, что первый состав был сформирован в 2008 г., но он фактически начал действовать с апреля 2009 г. Три члена ОНК за неполные 2 года работы совершили 37 выездов в учреждения исправительной системы и временного содержания области. Основным результатом их работы явилось то, что проблемы, не имеющие системного характера и не требующие больших материальных затрат, удалось решить непосредственно на месте. Результаты осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека «по горячим следам» обсуждаются на оперативных совещаниях у начальников учреждений. Кроме того, членами комиссии была оказана помощь отбывающим наказание в оформлении инвалидности и в адаптации освободившихся граждан.
Основная проблема, с которой столкнулись члены Общественной палаты РФ при формировании комиссий первого состава, - недостаточное количество кандидатур. В соответствии с законом в ОНК должно войти от 7 до 20 человек (в зависимости от площади и особенностей региона). Однако в действительности сегодня эту работу ведут лишь 522 человека - именно столько членов насчитывают все созданные ОНК. Тем не менее можно констатировать, что институт общественного контроля в России создан. ОНК проделали за прошедшие два года большую работу: совершили более 5 тысяч выездов в места принудительного содержания, причем примерно 70 % замечаний членов комиссий добровольно устранялось руководством учреждений. Остальные случаи (проблемы) доводились до вышестоящего начальства или придавались широкой огласке посредством СМИ.
Общественная наблюдательная комиссия по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Самарской области за два года работы побывала в 18 из 21 исправительного учреждения губернии. В настоящее время во многих ИУ и ИВС появляются спальные места для заключенных, с выдачей постельных принадлежностей, устанавливаются умывальники в помещениях камерного типа и прочее, чего не было в течение десятилетий в камерах тюрем и изоляторов. Все это говорит о том, что результаты деятельности ОНК в России оправдали ожидания: реализация задач в решении гуманитарных проблем в тюремных условиях возможна.
Таким образом, общественный контроль за деятельностью государственных органов обеспечивает действие в области государственного управления комплекса социальных норм, институтов, которые должны играть стабилизирующую и связующую роль между
политикой в сфере исполнения наказаний и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку в них закрепляется стратегия деятельности государства в указанной сфере.
Любой гражданин России, выразивший желание работать на общественных началах в ОНК, то есть без вознаграждения в виде зарплаты, без прямых возмещений затрат на поездки в исправительные колонии и следственные изоляторы да еще с нравственными страданиями при виде часто нечеловеческих условий пребывания граждан в местах принудительного содержания, заслуживает уважения. И, естественно, уважение должно подтверждаться практическими делами и достигнутыми результатами.
1 Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2012.).
2 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. - № 1-ФЗ (с изменен.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2012.).
3 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (с изменен.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2012.).
4 Осечкин В. Что ждать от реформы ФСИН? // http://top.oprf.ru/main/7773.html. (дата обращения: 15.09.2012.). (Осеч-кин В. - эксперт Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.)
УДК 34.096 + 35.977.535.3
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДЕФИНИЦИИ И СОДЕРЖАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УИС РОССИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ИНСТИТУТАМИ
© 2013 М. А. Яворский
Аннотация. В статье автор предпринял попытку междисциплинарного анализа понятия взаимодействия органов и учреждений УИС с государственными и негосударственными учреждениями и организациями; определения его значимых признаков и содержания. Предлагается авторская система принципов взаимодействия указанных субъектов. Акцентируется внимание на необходимости рассматривать взаимодействие с государственными и общественными институтами как неотъемлемую составляющую процесса организации деятельности органов и учреждений УИС России.
Ключевые слова: организация деятельности уголовно-исполнительной системы; сотрудничество органов и учреждений УИС с государственными и общественными институтами; понятие и принципы взаимодействия УИС.
REFLECTIONS ON THE DEFINITION AND CONTENT OF INTERACTION OF THE BODIES AND INSTITUTIONS OF THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA WITH STATE AND PUBLIC INSTITUTIONS
© 2013 M. Yavorsky
Summary. In the article the author makes an attempt to interdisciplinary analysis of the notion of interaction of bodies and institutions of the penitentiary system of Russia with state and non-state institutions and organizations; determination of its significant features and content. It is proposed author's system of principles of interaction of these subjects. Draws attention to the need to consider the interaction of the state and public institutions as an essential component of the process of organization of activities of the bodies and institutions of the penitentiary system of Russia.
Keywords: organization of the activity of the penitentiary system; cooperation of the organs and institutions of the penitentiary system with state and public institutions; the concept and principles of interaction of the penitentiary system.
В последнее время в юридической науке и практике стали уделять значительно больше внимания проблемам сотрудничества правоохранительных органов с государственными и муниципальными органами власти, институтами гражданского общества. Стало очевидным то, что в условиях реформирования УИС России, в контексте принимаемых