Международный научный журнал «ВЕСТНИК НА УКИ» № 5 (74) Том 4. МАЙ 2024 г. УДК 34
Кузовова С.Э.
магистрант высшей школы права Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск, Россия)
РОЛЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ, БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ
Аннотация: в статье подробно рассматривается роль органов Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН) и уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) в предотвращении правонарушений среди осужденных лиц, страдающих от наркомании. Работа ФСИН и УИИ по профилактике правонарушений среди осужденных является важной составляющей снижения рецидива преступлений. В статье анализируются законодательство, применяемые органами исполнения меры в отношение данных лиц. Автор статьи обращает внимание на важность профилактической работы с осужденными лицами, больными наркоманией.
Ключевые слова: профилактика правонарушений, лица больные наркоманией, предупреждение правонарушений, органы ФСИН, уголовно-исполнительные инспекции.
Федеральная служба исполнения наказаний играет важную роль в профилактике правонарушений среди осужденных лиц, больных наркоманией. Она осуществляет надзор и контроль за исполнением приговоров суда, а также обеспечивает реабилитацию и социализацию осужденных.
Саму же профилактику правонарушений регулирует Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Данный закон, является ключевым документом, регулирующим данную деятельность в Российской Федерации, в нем понятие профилактики правонарушений впервые нашло свое нормативное закрепление: «профилактика правонарушений - совокупность мер социального,
правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения» [1].
Деятельность ФСИН России определяет Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который определяет основы деятельности их деятельности.
Основываясь на мнении О.В. Прониной, структурные подразделения исправительного учреждения выполняют множество задач для определения основной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Одной из первоочередных задач является обеспечение соблюдения закона, что связано с мерами по профилактике правонарушений [2].
Для выявления главных целей и задач ФСИН России, необходимо обратиться к Указу Президента РФ от 13.10.2004 №2 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», где в соответствии с общим положением: «Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений» [3].
Среди основных задач ФСИН России можно выделить: «исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений, контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением, подведомственных Минздраву России, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи, организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.
Из вышеперечисленных задач ФСИН, можно выделить такие термины, как «правопорядок» и «безопасность». Так, например, Н.С. Глазунов, рассматривая проблему безопасности в исправительном учреждении, утверждает, что именно эти понятия неразрывно связаны. По его мнению, безопасность в исправительном учреждении представляет собой часть правопорядка, отражающего функционирование всех структурных подразделений по организации исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы [4, с. 198].
Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди
лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [5].
По мнению Н. А. Суркова, профилактическая функция уголовно исполнительных учреждений, организует систему профилактических мер, основной целью которой является обеспечение успешной деятельности исправительных учреждений, направленной на предупреждение (предотвращение и пресечение) правонарушений со стороны осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН [6].
Осужденные, предрасположенные к употреблению и приобретению наркотических веществ, признанные судом, нуждающимся в лечении от наркомании, подлежат обязательному учету. Любой сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, взаимодействующий с объектом (подозреваемый, обвиняемый, осужденный) профилактики, может поставить на профилактический учет данное лицо, с которым в дальнейшем ведется профилактическая работа.
Кроме того, воспитательная работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться индивидуально, в том числе в течение всего срока пребывания. Работа проводится с учетом психологических особенностей личности правонарушителя. Ответственные, за профилактику, сотрудники учреждения информируют о результатах профилактической работы каждые три месяца на заседаниях комиссии администрации учреждения.
Следуют отметить, что существует уголовно-исполнительная инспекция, деятельность которой регулирует Федеральный закон от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно Исполнительный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства
РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности», уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста [7].
В соответствии с данным Постановлением, можно сделать вывод, что система профилактических мер в для осужденных под учетом в УИИ включает в себя: профилактические беседы, работу по формированию личности осужденного с учетом его индивидуальных особенностей, контрольные меры, включая электронный мониторинг определенной группы осужденных, социально-психологическую поддержку, сотрудничество с
правоохранительными органами, анализ новых правонарушений среди лиц на учете в случае рецидива и т.д.
Так, например, на субъекте Российской Федерации - Пермского края, который разработал свой Закон Пермского края от 6 ноября 2019 г. № 462-ПК «О профилактике правонарушений в Пермском крае», где ст. 27 гласит, что профилактика правонарушений среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осуществляется субъектами системы профилактики правонарушений посредством:
- оказания социальной и правовой помощи указным категориям лиц,
- оказания лицам, освобождённым из мест лишения свободы, содействия в восстановлении утраченных документов, трудоустройстве.
- оказания психологической помощи [8].
Таким образом, основные задачи и функции ФСИН России, как определено законодательством, включают не только исполнение уголовных наказаний, контроль за лицами подозреваемыми или обвиняемыми в совершении
преступлений и обеспечение правопорядка и безопасности в учреждениях исполнения наказаний, но и профилактику правонарушений, включая помощь осужденным в социальной адаптации.
Однако, важной частью профилактики правонарушений в исправительных учреждениях является работа с лицами, поставленными на профилактический учет, которая остается не менее важной и ответственной задачей, и ее обеспечение считается ключевым в достижении целей ФСИН.
Для предотвращения правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, сотрудники ФСИН ведут работу по профилактике, которая направлена на выявление лиц с намерениями совершить преступления и применение превентивных мер для предотвращения этих намерений.
В целом, система профилактических мер, включая профилактические беседы, контрольные меры и социально-психологическую поддержку, имеет целью не только исправление и ресоциализацию осужденных, но и предотвращение рецидива преступлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71428030/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/ (дата обращения 01.05.2024);
2. Пронина О.В. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2021. .№2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-pravonarusheniy-sredi-
lits-soderzhaschihsya-v-ispravitelnyh-uchrezhdeniyah-kak-mera-obespecheniya-lichnoy-bezopasnosti (дата обращения: 05.05.2024);
3. Указ Президента РФ от 13.10.2004 №2 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49893/4410fe0aa115ec5f6509 297b87bf06e 152f639a3// (дата обращения 03.05.2024);
4. Глазунов Н.С. Служба безопасности в исправительно-трудовых колониях: Правовые и орг. вопр.: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.08. -Рязань, 1996. - 198 с;
5. Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-miniusta-rossii-ot-20052013-n-72/ (дата обращения: 08.05.2024);
6. Сурков, Н. А. Предупредительно-профилактическая функция уголовно-исполнительной системы как одна из основных функций режима / Н. А. Сурков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 205-206. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/355/79420/ (дата обращения: 17.05.2024);
7. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/1345113/ (дата обращения: 18.05.2024);
8. Закон Пермского края от 6 ноября 2019 г. N 462-ПК "О профилактике правонарушений в Пермском крае" [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5900201911080016 (дата обращения: 19.05.2024)
Kuzova S.E.
Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia)
ROLE OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE IN PREVENTION OF OFFENSES AMONG CONVICTED PERSONS WITH DRUG ADDICTION
Abstract: the article examines in detail the role of the bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (FSIN) and criminal enforcement inspections (CII) in preventing offenses among convicted persons suffering from drug addiction. The work of the Federal Penitentiary Service and the UII on the prevention of offenses among convicts is an important component of reducing the recurrence of crimes. The article analyzes the legislation, the measures applied by the enforcement authorities in relation to these persons. The author of the article draws attention to the importance of preventive work with convicted persons with drug addiction.
Keywords: prevention of offenses, persons with drug addiction, prevention of offenses, Federal Penitentiary Service, criminal enforcement inspections.