Научная статья на тему 'О профилактической и воспитательной работе с осужденными за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций'

О профилактической и воспитательной работе с осужденными за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркомания / осужденные / уголовно-исполнительная инспекция / профилактика преступлений / воспитательная работа / drug addiction / convicts / criminal enforcement inspection / crime prevention / educational work

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бякина Светлана Игоревна

Введение: наркомания как общемировая, комплексная, прогрессирующая проблема актуализирует разработку и внедрение новых подходов к борьбе с ней. Преступления, такие как незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, в структуре общеуголовной преступности, направляют усилия сотрудников правоохранительных органов, ученых-юристов на осмысление, исследование указанной проблемы. Цель: рассмотрение отдельных теоретических и прикладных аспектов проведения профилактической и воспитательной работы уголовно-исполнительными инспекциями в отношении лиц, состоящих на их учете по ст. 228–234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выработка научно обоснованных предложений и рекомендаций в данной сфере. Методологическая основа: формально-юридический, абстрактно-аналитический, сравнительный, толкования норм права, структурно-функциональный методы, системный подход. Результаты: обоснована важность качественного преобразования профилактической и воспитательной работы с рассматриваемой категорией осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, необходимым условием которого является совершенствование действующего уголовно-исполнительного законодательства. Выводы: в ходе проведенного исследования выявлено, что целесообразно, в рамках работы с лицами, осужденными за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с учреждениями здравоохранения в части выявления лиц, состоящих, либо ранее состоявших, на учете в наркологических диспансерах; расширение правовых средств воздействия на осужденных к штрафу, имеющих обязанность пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в порядке ст. 72.1 УК РФ; осуществление межведомственного взаимодействия по обследованию условий жизни осужденных по анализируемым статьям, проживающих совместно с несовершеннолетними детьми; правовая регламентация порядка воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Preventive and Educational Work with Convicted Persons for Illicit Trafficking of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances Registered with the Penal Inspectorate

Background: drug addiction as a global, complex, progressive problem actualizes the development and implementation of new approaches to combat it. The large proportion of crimes for illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances in the structure of common crime, directs the efforts of law enforcement officers and legal scholars to comprehension, research of this problem. Objective: consideration of certain theoretical and applied aspects of conducting preventive and educational work by criminal-executive inspections in relation to persons on their books under Articles 228-234.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, the development of science-based proposals and recommendations in this area. Methodology: formal-legal, abstract-analytical, comparative, interpretation of legal norms, structural-functional methods, systematic approach. Results: the importance of qualitative transformation of preventive and educational work with the considered category of prisoners, registered in the criminal-executive inspections, the necessary condition of which is the improvement of the current criminal-executive legislation, was substantiated. Conclusions: the study reveals that it is advisable, as part of the work with persons convicted of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, interaction between criminal-executive inspections and health care institutions in terms of identifying persons who are or were previously registered in drug dispensaries; expansion of legal means of influence on convicted to a fine, having the obligation to undergo treatment for drug abuse and medical and (or) social rehabilitation under Article 72.1 of the Criminal Code; implementation of inter-agency cooperation in inspecting the living conditions of convicted persons under the analyzed articles living together with underage children; legal regulation of the procedure of educational work with convicted persons without isolation from society.

Текст научной работы на тему «О профилактической и воспитательной работе с осужденными за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций»

УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2023-1-198-209 УДК 343.8

С.И. Бякина

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

Введение: наркомания как общемировая, комплексная, прогрессирующая проблема актуализирует разработку и внедрение новых подходов к борьбе с ней. Преступления, такие как незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, в структуре общеуголовной преступности, направляют усилия сотрудников правоохранительных органов, ученых-юристов на осмысление, исследование указанной проблемы. Цель: рассмотрение отдельных теоретических и прикладных аспектов проведения профилактической и воспитательной работы уголовно-исполнительными инспекциями в отношении лиц, состоящих на их учете по ст. 228-234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выработка научно обоснованных предложений и рекомендаций в данной сфере. Методологическая основа: формально-юридический, абстрактно-аналитический, сравнительный, толкования норм права, структурно-функциональный методы, системный подход. Результаты: обоснована важность качественного преобразования профилактической и воспитательной работы с рассматриваемой категорией осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, необходимым условием которого является совершенствование действующего уголовно-исполнительного законодательства. Выводы: в ходе проведенного исследования выявлено, что целесообразно, в рамках работы с лицами, осужденными за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с учреждениями здравоохранения в части выявления лиц, состоящих, либо ранее состоявших, на учете в наркологических диспансерах; расширение правовых средств воздействия на осужденных к штрафу, имеющих обязанность пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в

© Бякина Светлана Игоревна, 2023

Преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Самарский юридический институт ФСИН России); e-mail: lana.byakina@bk.ru © Byakina Svetlana Igorevna, 2023

Lecturer of the Department of Criminal and Penal Enforcement Law (Samara Law Institute of the Federal 198 Penitentiary Service of Russia)

порядке ст. 72.1 УК РФ; осуществление межведомственного взаимодействия по обследованию условий жизни осужденных по анализируемым статьям, проживающих совместно с несовершеннолетними детьми; правовая регламентация порядка воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества.

Ключевые слова: наркомания, осужденные, уголовно-исполнительная инспекция, профилактика преступлений, воспитательная работа.

S.I. Byakina

ON PREVENTIVE AND EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTED PERSONS FOR ILLICIT TRAFFICKING OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES REGISTERED WITH THE PENAL INSPECTORATE

Background: drug addiction as a global, complex, progressive problem actualizes the development and implementation of new approaches to combat it. The large proportion of crimes for illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances in the structure of common crime, directs the efforts of law enforcement officers and legal scholars to comprehension, research of this problem. Objective: consideration of certain theoretical and applied aspects of conducting preventive and educational work by criminal-executive inspections in relation to persons on their books under Articles 228-234.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, the development of science-based proposals and recommendations in this area. Methodology: formal-legal, abstract-analytical, comparative, interpretation of legal norms, structural-functional methods, systematic approach. Results: the importance of qualitative transformation of preventive and educational work with the considered category of prisoners, registered in the criminal-executive inspections, the necessary condition of which is the improvement of the current criminal-executive legislation, was substantiated. Conclusions: the study reveals that it is advisable, as part of the work with persons convicted of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, interaction between criminal-executive inspections and health care institutions in terms of identifying persons who are or were previously registered in drug dispensaries; expansion of legal means of influence on convicted to a fine, having the obligation to undergo treatment for drug abuse and medical and (or) social rehabilitation under Article 72.1 of the Criminal Code; implementation of inter-agency cooperation in inspecting the living conditions of convicted persons under the analyzed articles living together with underage children; legal regulation of the procedure of educational work with convicted persons without isolation from society.

Key-words: drug addiction, convicts, criminal enforcement inspection, crime prevention, educational work.

Одной из наиболее важных комплексных проблем, представляющих угрозу национальной безопасности, является наркомания. В Российской Федерации, как и в других странах мира, существует ряд направлений борьбы с указанным явлением, которые закрепляются в документах стратегического планирования, обобщается судебная практика в сфере привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ,

изучаются проблемы правоприменения норм действующего законодательства1. Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г. в качестве одной из целей выдвигается формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте2.

В свою очередь наличие уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, предусмотренной ст. 228-234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), подтверждает высокий уровень общественной опасности указанных деяний.

По данным МВД России за 2021 г., уровень преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, в общем количестве зарегистрированных преступлений составляет 8,9% или 179,7 преступлений (всего совершено преступлений — 2004,4 тыс.), большинство из которых тяжкие и особо тяжкие.

Вместе с тем достаточно большое количество граждан, осужденных по анализируемым статьям УК РФ, находятся на учете сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — УИИ). Так, статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2021 г., показывают, что общее количество осужденных за преступные деяния, предусмотренные ст. 228-243.1 УК РФ составило 75 647 чел., при этом 28 272 чел. (37,3%) осуждены к реальному лишению свободы, а 35 505 (47%) к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, которые исполняют УИИ3. В связи с этим в данной статье анализируются проблемы профилактической и воспитательной работы с осужденными за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, состоящими на учете в данном учреждении.

Распределение осужденных по ст. 228-234.1 УК РФ, состоящих на учете УИИ, по видам наказаний и мер уголовно-правового характера выглядит следующим образом4:

° 1 См.: Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с неза-

§ конным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых ^ веществ // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: https://www.vsrf.

1 ru/files/14055/ (дата обращения: 09.11.2022).

S 2 См.: Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государ-

ственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 48, ст. 7710.

3 См.: Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 2021 год // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6121 (дата обращения: 12.11.2022).

4 См.: Форма ФСИН-1 (квартальная). Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий УИС за четвертый квартал 2021 г. Раздел 15 «Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы

200 «КонсультанПлюс».

Распределение осужденных (по ст. 228—234.1 УК РФ), состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций по видам уголовных наказаний

Ь л 1

5%

V Ш

■ Условно осужденные к лишению свободы и иным мерам Осужденные к ограничению свободы

■ Осужденные к исправительным работам

■ Осужденные к обязательным работам

Осужденные к лишению права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида нахазання

Осужденные к штрафу, имеющие обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и/иди социальную реабилитацию в соответствии со ст.72.1 УК РФ

Как видно из представленной диаграммы, подавляющее большинство составляют условно осужденные — 70% (12 569 чел. условно осуждены к лишению свободы, 173 чел. к иным мерам). Осужденные к обязательным работам составляют 14% (2620 чел.), осужденные к ограничению свободы — 5% (864 чел.). Практически равнозначны по численности группы осужденных к исправительным работам (4% или 795 чел.) и к штрафу, имеющих обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или социальную реабилитацию) в соответствии со ст. 72.1 УК РФ (4% или 746 чел.). На последнем по численности месте расположились осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания — 3% или 552 чел.

Исходя из представленных данных, можно говорить, что осужденные условно за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, как наиболее многочисленная группа, нуждаются в определенных профилактических и воспитательных мероприятиях.

Прежде чем перейти к проблемным аспектам профилактической и воспитательной работы с рассматриваемыми лицами, состоящими на учете в УИИ, необходимо отразить общую тенденцию, характеризующую состояние их повторной преступности. Небезынтересным в данном контексте представляются статистические сведения ФСИН России, отражающие распределение массы осужденных, состоящих на учете УИИ, по ст. 228-234.1 УК РФ, а также количество возбужденных в отношении них уголовных дел после постановки на учет, которые выглядят следующим образом (табл.)1.

1 См.: Форма ФСИН-1 (квартальная). Деятельность уголовно-исполнительных инспекций за

4 квартал 2020 г. Раздел 1 «Сведения о криминогенном составе лиц, состоявших на учете УИИ (филиалов УИИ) и совершивших преступления после постановки на учет». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс». 201

Распределение осужденных, состоящих на учете УИИ, по статьям 228-234.1 УК РФ

Ст. УК РФ Всего В том числе несовершеннолетних Возбуждены уголовные дела после постановки на учет УИИ (всего)

228 107409 634 2862

228.1 22136 340 320

228.2 532 3 7

228.3 48 0 1

228.4 44 0 0

229 86 1 0

229.1 173 0 0

230 76 2 5

230.1 3 0 0

230.2 4 0 0

231 748 0 11

232 1597 1 43

233 17 0 0

234 604 0 8

234.1 5 0 0

Таким образом, по сведениям за 2020 год, прошли по учетам всего 941961 осужденных, подозреваемых и обвиняемых, из них численность лиц, имеющих судимость по ст. 228-243.1 УК РФ составила 133482 чел. (в том числе 981 несовершеннолетний). Наиболее многочисленными группами осужденных за незаконный оборот наркотиков являются лица, привлеченные к уголовной ответственности по ст. 228, 228.1, 232 УК РФ. Примечательно, что несовершеннолетние (исходя из проанализированной нами статистики), чаще всего проходят по учетам по ст. 228 УК РФ за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств без цели сбыта. Наибольшее количество уголовных дел, в период нахождения лиц на учете УИИ, возбуждается в отношении подозреваемых, обвиняемых, осужденных по ст. 228, 228.1 УК РФ.

На основании проанализированных нами данных, можно отметить, что в целом наиболее криминогенными являются условно осужденные по ст. 228, 228.1 УК РФ.

Личность осужденных-наркоманов и особенности профилактической и иной работы с ними ранее исследовалась учеными с позиций медицинских, социологических, психологических, юридических наук [1; 2; 3; 4; 5]. Вместе с тем комплексного исследования применительно к осужденным без изоляции от общества в сфере наук уголовно-правового цикла, в последние годы не проводилось.

Считаем важным подчеркнуть, что нахождение осужденных, без изоляции от общества за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, фактически в свободных условиях (в отличие от исправительных колоний) повышает риск рецидивной преступности с их стороны. И если в пенитенциарных учреждениях посредством изоляции человека из привычной среды, а также с помощью ре-

жимных требований возможно повлиять на их последующую криминогенную активность, то сотрудники уголовно-исполнительных инспекций не имеют такого арсенала средств воздействия.

Отдельными учеными в качестве типичных криминогенных факторов, создающих предпосылки для совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, выделяются такие, как: безработица, низкий уровень благосостояния населения, духовное и культурное опустошение общества, ослабление роли семьи в воспитании подрастающего поколения [6, с. 57], дефицит правосознания, условия воспитания [7, с. 777].

На наш взгляд, воздействовать на все виды указанных факторов в условиях проживания подучетных лиц среди правопослушных граждан практически невозможно, потому что применительно к рассматриваемой категории лиц превалирующими, способствующими совершению ими преступлений как до постановки на учет в УИИ, так и во время нахождения на учете, выступают детерминанты личностного плана — микросреда, то привычное окружение, в котором преимущественно находятся такие лица. А проживание в социуме, которое ранее, еще до осуждения, в той или иной степени катализировало употребление осужденными наркотических либо психотропных веществ, остается неизменным. Таким образом, человек фактически не изменяет свой привычный образ жизни, круг общения, что негативно сказывается на профилактике их дальнейшей рецидивной преступности и воспитательной работе с ними.

Профилактика, являясь самостоятельной стадией предупреждения преступлений, предполагает меры по выявлению причин и условий их совершения, а также по воздействию на лиц, с отклоняющимся поведением [8, с. 333-335], е имеет большое значение в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной и системы. С

ш

Анализ подзаконных актов, регламентирующих деятельность УИИ, позволяет о выделить основные профилактические меры, среди которых возможно назвать о контроль осужденных по месту жительства, работы, учебы, в том числе, с участи- о

с

ем сотрудников органов внутренних дел; информационный обмен с заинтересо- а ванными органами (органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения); в

е

использование предусмотренных законом технических средств контроля и над- о зора в отношении осужденных к ограничению свободы; проведения первоначаль- ю

Т5

ных разыскных мероприятий в отношении лиц, скрывшихся от контроля УИИ. |

Вместе с тем имеются законодательные пробелы и несовершенства, которые, по к

нашему мнению, препятствуют эффективной работе с лицами, осужденными за а

незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Рассмотрим |

наиболее актуальные из них. ии

Многими авторами меры ответственности, применяемые к осужденным за ¡§

нарушения порядка и условий отбывания наказания, в том числе их замена 11

5

более строгим видом, рассматриваются в качестве стимула к добросовестному ) исполнению наказаний [9, с. 57], а также фактора, влияющего на рост пре- 3 ступности [10, 11]. Действительно, в большинстве случаев они предупреждают, дисциплинируют человека, в то время, как отсутствие таких мер способствует формированию чувства безнаказанности.

В этой связи следует отметить, что меры воздействия, которые возможно применить к осужденным, например штраф, или обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в по- 203

рядке ст. 72.1 УК РФ весьма ограничены. В случае, если лицо не приступило к лечению, отказалось от него, не выполняет предписания врачей, не посещает или самовольно покидает медицинскую организацию, осуществляющую реабилитацию, употребляет наркотические средства или психотропные вещества, злоупотребляет спиртными напитками, сотрудник инспекции обязан вызвать гражданина либо посетить его по месту жительства (по месту прохождения им лечения от наркомании) и провести профилактическую беседу1. Полагаем, что таких мер явно недостаточно, и ограничиваться проведением лишь профилактических бесед, ввиду того, что для некоторых категорий граждан они могут быть вовсе неэффективны, не вполне правильно.

По сути, в ст. 72.1 УК РФ речь идет о принудительном лечении (реабилитации), за уклонение от которого осужденные к штрафу фактически остаются безнаказанными. Вместе с тем отдельные авторы рассматривают лечение как средство исправления осужденных [12, с. 85], а, следовательно, возможно предположить, что его реализация должна подкрепляться установленными в законе рычагами воздействия. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2016 г. подчеркивается, что уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судом возложены такие обязанности в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Так, должностные лица УИИ не правомочны составлять протокол по данным нарушениям и могут лишь направлять сведения о таких фактах уполномоченному должностному лицу2. Проведение такой процедуры ввиду загруженности сотрудников УИИ достаточно осложнено, а межведомственное взаимодействие с заинтересованными органами полиции отлажено далеко не во всех субъектах РФ.

На практике нередки случаи, когда осужденные к штрафу, имеющие обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в порядке ст. 72.1 УК РФ, не являются для постановки на учет в УИИ, скрываются от контроля инспекции. Нормативно закрепленный порядок контроля за данной категорией лиц предписывает, что при отсутствии сведений о месте нахождения осужденного УИИ информирует о данном факте подразделение розыска территориального органа ФСИН России с целью получения сведений о месте нахождения осужденного или объявлении его в розыск. Но не уточнен срок отсутствия осужденного, по истечении которого следует направлять информацию в розыск, а также необходимость проведения первоначальных разыскных мероприятий. Если такая обязанность контролируется наряду с исполнением таких наказаний, как лишение права занимать определенные должности или

1 См.: Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2020 г. № 7/59 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за исполнением осужденными, признанными больными наркоманией, обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию» (с изм. от 4 февраля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения:

2 См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016.

204 № 11 (начало); Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 12 (окончание).

заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы или ограничение свободы, то первоначальные разыскные мероприятия будут проводиться на основании инструкций, регламентирующих их исполнение. А что касается осужденных к штрафу, который на момент сокрытия осужденного уже может быть погашен, то данный вопрос остается неясным.

Не менее важной проблемой в контексте профилактической и воспитательной работы с осужденными в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ является осуществление информационного обмена с учреждениями здравоохранения. Отдельными исследователями указывается, что сотрудники УИИ не всегда нацелены на выявление заболеваний, в том числе наркотической зависимости у осужденных посредством активного взаимодействия с учреждениями здравоохранения [13, с. 91], а значительное количество документов, приобщаемых в личное дело, составляется без выяснения индивидуальных особенностей подучетных лиц [13, с. 96]. По сути дела, ни в одном нормативном акте, описывающим алгоритм контроля за различными категориями осужденных, не указывается о наличии направлений запросов в наркологические, психоневрологические диспансеры в качестве профилактической меры.

Как нам представляется, в профилактических целях в обязательном порядке как в ходе первоначальной беседы, так и при последующих, целесообразно уточнять у осужденных, состоят либо состояли ранее на учете в наркологических диспансерах. А в случае подозрения склонности к употреблению лицом наркотических средств, возможно направлять запросы в учреждения здравоохранения с целью подтверждения наркотической зависимости, что необходимо закрепить в ведомственных инструкциях. е

Обязанность УИИ контролировать прохождение осужденными лече- и ние от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, на- с значенную приговором суда, предполагает систематическое направление о запросов в медицинские и иные организации на предмет подтверждения о либо опровержения факта прохождения назначенных судом мероприятий о

с

(п. 13 Приказа Министерства юстиции РФ и Министерства здравоохранения РФ а от 3 февраля 2020 г. № 7/59 «Об утверждении Порядка осуществления контроля В

е

за исполнением осужденными, признанными больными наркоманией, обязан- о

ности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реаби- р

литацию»). Срок направления запросов уголовно-исполнительной инспекцией |

предусмотрен — например, «14 дней», «не реже 1 раза в месяц» и т.д. Однако не к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уточнено в течение какого времени должна ответить медицинская организация, а

несмотря на то, что данный приказ является совместным и быстрый ответ ме- |

дицинской организации на запрос повысил бы эффективность взаимодействия. и

Данное обстоятельство, на наш взгляд, отрицательно влияет на качество кон- ¡§

троля данной обязанности, ведь в практике встречаются случаи, когда ответ на 11

5

запрос медицинские организации направляют с нарушением всех возможных ) разумных сроков. В связи с изложенным представляется целесообразным в 3 рассматриваемом нормативном акте предусмотреть срок ответа медицинских учреждений — «не позднее 10 рабочих дней с момента получения запроса».

Воспитательная работа, являясь самостоятельным средством исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), реализуется посредством определенных психолого-педагогических мер, которые продолжаются весь период отбытия наказания или меры уголовно-правового характера с момента постановки на учет и до сня- 205

тия с него, по различным основаниям. Основная цель воспитательной работы с осужденными за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ — формирование устойчивой мотивации к отказу от их употребления, а также к прохождению лечения и (или) медицинской либо социальной реабилитации. К сожалению, имеется немало проблем, учитывая, что в рамках формализованного общения при посещениях по месту жительства, работы или учебы, практически невозможно изменить негативные антиобщественные установки без комплексного взаимодействия заинтересованных служб и организаций. Данная проблема в целом осложняется отсутствием нормативного правового регулирования воспитательной работы с осужденными применительно к уголовно-исполнительным инспекциям, что уже отмечалось нами неоднократно [14].

Еще одним важным аспектом этой актуальной проблемы является и то, что немедицинское потребление наркотических веществ осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, проживающими среди правопослушных граждан, приносит вред не только им самим, но и их ближайшему окружению. Именно поэтому, на наш взгляд, сотрудникам правоохранительных органов достаточно важно оказывать пристальное внимание правонарушителям в сфере незаконного оборота наркотиков, проживающим совместно с несовершеннолетними детьми.

Семья является фактором профилактики наркотизма [15, с. 365], а, следовательно, если такой осужденный употребляет или распространяет запрещенные вещества, то дети, проживающие совместно с ним, в силу их социально-психологических особенностей, могут с легкостью перенять негативный опыт, либо находясь в более младшем возрасте отравиться находящимися дома средствами. Случаи, когда наркотики хранились осужденными дома, в доступных для детей местах, после чего происходили острые отравления несовершеннолетних, нередки для общества1. Кроме изложенного, лица употребляющие наркотики, в силу очевидных причин, не могут обеспечить полноценное развитие и воспитание своих детей, что и способствует развитию подростковой преступности.

Воспитательная работа среди рассматриваемой нами группы правонарушителей имеет цель формирование устойчивой мотивации к исправлению.

К обозначенной цели можно стремиться за счет реализации основных направлений воспитательной работы — нравственного, правового, трудового, а также духовного просвещения осужденных.

В числе основных форм проведения воспитательной работы с осужденными за незаконный оборот наркотиков, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, могут быть проведение индивидуальных и групповых бесед, индивидуальное правовое консультирование, организация посещения правонарушителями и их несовершеннолетними детьми храмов, музеев, выставок, и иных объектов культуры.

Кроме этого, воспитательная работа с такими осужденными является предметом постоянной заботы руководства системы исполнения наказаний. В практической деятельности сотрудников УИИ осужденным по рассматриваемым составам преступлений уделяется пристальное внимание, о чем свидетельствует опыт работы сотрудников в определенных субъектах Российской Федерации. В частности, филиалами ФКУ УИИ УФСИН России по Саратовской области

1 См., например: «Папина „радость": дети наркоманов живут в постоянной опасности» // 206 Известия. 2021. 26 октяб.

регулярно составляются и обновляются списки подозреваемых, обвиняемых и осужденных по составам преступлений, предусмотренных ст. 228-234.1 УК РФ, проживающих совместно с несовершеннолетними детьми (вне зависимости от степени родства), которые впоследствии анализируются и аккумулируются отделом по контролю за исполнением наказаний. Филиалами уделяется особое внимание таким семьям. Так, в рамках данного направления организуется тесное взаимодействие с инспекторами по делам несовершеннолетних (ПДН) и комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН). При постановке на учет осужденного по линии незаконного оборота наркотических средств, имеющего несовершеннолетних детей, в обязательном порядке организуется его посещение по месту жительства совместно с ПДН и КДН, по результатам составляется акт обследования жилищно-бытовых условий, фиксируются факторы, угрожающие жизни и здоровью детей. К большому сожалению, данная практика не повсеместна, это, на наш взгляд, возникает из-за отсутствия каких-либо специальных предписаний в инструкциях, регламентирующих деятельность УИИ. А потому большой проблемой остается выявление таких семей и принятие экстренных мер в отношении детей, проживающих в них.

В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» делается акцент на несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, что в большей степени предопределяет оказание психологической, социальной, иной помощи органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений1. Но, вместе с тем, если семья не признана социально опасной, несовершеннолетние, проживающие и воспитывающиеся лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций по ст. УК РФ за незаконный оборот наркотиков, выпадают из поля зрения субъектов профилактики.

С учетом изложенного, представляется возможным предложить авторское видение основных направлений совершенствования профилактической и воспитательной работы с осужденными в сфере незаконного оборота наркотических веществ:

1. Налаживание взаимодействия с учреждениями здравоохранения в части выявления лиц, состоящих либо состоявших ранее на учете в наркологических диспансерах, в целях проведения с ними отдельных воспитательных мероприятий. Уточнение срока ответа медицинской организации на запрос уголовно-исполнительной инспекции в приказе Министерства юстиции РФ и Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2020 г. № 7/59 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за исполнением осужденными, признанными больными наркоманией, обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию» — в течение 10 рабочих дней.

2. Расширение правовых средств воздействия на осужденных к штрафу, имеющих обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в порядке ст. 72.1 УК РФ.

3. Закрепление в нормативных правовых актах необходимости проведения уголовно-исполнительной инспекцией совместных рейдов с инспекторами ПДН и КДН в целях обследования жилищно-бытовых условий состоящих на учете

1 См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. от 24 апреля 2020 г.) // Российская газета. 1999. № 121.

осужденных по ст. 228-234.1 УК РФ, проживающих совместно с несовершеннолетними.

4. Правовая регламентация порядка воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества, предусматривающая дифференцированный подход к правонарушителям, обособление в рамках такой деятельности лиц, осужденных в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Без сомнений, что в рамках данной статьи невозможно описать и предложить решения всех имеющихся вопросов по данной проблематике, но возможно, что изложенные выше выводы, предложения и рекомендации положительным образом отразятся на создании эффективных методик работы с лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России.

Библиографический список

1. Севрюкова Т.А. Профилактика зависимости от психоактивных средств у учащихся общеобразовательных учреждений: дис. ... канд. медиц. наук. М., 2013. 176 с.

2. Нахимова Я.Н. Социальные установки российской молодежи на потребление наркотиков: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2017. 19 с.

3. Рябов М.П. Представления подростков о последствиях употребления наркотиков и профилактика наркомании в подростковом возрасте. М.: ОнтоПринт, 2019. 109 с.

4. Казаринов Ю.Л. Криминологическая характеристика и профилактика женской преступности в сфере незаконного оборота наркотиков: дис. ... канд. юрид. наук. М.,

я 2000. 191 с.

0

? 5. Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств,

а психотропных веществ или их аналогов: уголовно-правовые и криминологические

» аспекты: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2004. 519 с.

6. Алиев Д.А., Борисов Д.М. Причины и условия преступности, связанной с неза-

| конным оборотом наркотиков // Вестник Белгородского юридического института МВД

1 России. 2010. № 1. С. 57.

§ 7. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд. М.:

| Норма, 2005. 912 с.

§ 8. Аванесов Г.А. Криминология: учебник. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1984. 500 с.

0 9. Грушин Ф.В. Состояние и перспективы развития уголовных наказаний в виде | обязательных и исправительных работ в Российской Федерации // Уголовно-испол-§■ нительное право. 2007. № 2 (4). С. 56-58.

& 10. Хлыстов А.Н. Противодействие проявлениям организованной преступности в

'§ местах лишения свободы: криминологический и уголовно-правовой аспекты: дис. ...

¡5 канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 220 с.

§ 11. Гришин Д.А. Государственное регулирование противодействия организованной

1 преступности в уголовно-исполнительной системе России. Рязань: Академия ФСИН I России, 2013. 129 с.

т

12. Шамшилова Е. А., Скиба А.П. К вопросу о психологической работе и лечении как средствах исправления осужденных: некоторые аспекты проблемы // Вестник Кузбасского института. 2021. № 3 (48). С. 84-91.

13. Харитонович Е.Д. Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в отношении лиц, страдающих различными видами

208 заболеваний: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2020. 208 с.

14. Бякина С.И. Проблемы организации и проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 9. С. 6-12.

15. Хабибова Н.Е. Институт семьи в системе профилактики наркомании // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 1. С. 365-367.

References

1. Sevrukova T.A. The Prevention of Addiction to Psychoactive Means Among Students of General Educational Institutions: diss.....cand. of medical sciences. М., 2013. 176 p.

2. Nakhimova Y.N. Social Attitudes of Russian Youth to Drug Use: a Sociological Analysis: extended abstract of diss. ... candidate of soc. sciences. Yekaterinburg, 2017. 19 p.

3. Ryabov M.P. Perceptions of Adolescents About the Consequences of Drug Use and Prevention of Drug Addiction in Aolescence. M.: OntoPrint, 2019. 109 p.

4. Kazarinov Y.L. Criminological Characteristics and Prevention of Female Criminality in the Sphere of Illicit Drug Trafficking: diss. ... cand. of law. Moscow 2000. 191 p.

5. Kurchenko V.N. Combating the Illegal Turnover of Narcotic Drugs, Psychotropic Substances or Their Analogues: Criminal-Legal and Criminological Aspects: diss. ... doc. of law. Yekaterinburg, 2004. 519 p.

6. Aliev D.A., Borisov D.M. Causes and Conditions of Crime Related to Illicit Drug Trafficking // Bulletin of the Belgorod Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 1. P. 57.

7. Criminology: textbook for universities / ed. A.I. Dolgova. M.: Norma, 2005. 912 p.

8. Avanesov G.A. Criminology: textbook. M.: Publishing house of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1984. 500 p.

9. Grushin F.V. State and Prospects for the Development of Criminal Punishments in the Form of Compulsory and Correctional Works in the Russian Federation // Criminal Executive Law. 2007. No. 2 (4). P. 56-58.

10. Khlystov A.N. Combating Manifestations of Organized Crime in Places of Detention: Criminological and Criminal-Legal Aspects: diss. ... cand. of law. Ryazan, 2005. 220 p.

11. Grishin D.A. State Regulation of Counteraction to Organized Crime in the Penal System of Russia. Ryazan: Akad. FSIN of Russia, 2013. 129 p.

12. Shamshilova E.A., Skiba A.P. To the Question of Psychological Work and Treatment as Means of Correction of Convicts: Some Aspects of the Problem // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2021. No. 3 (48). P. 84-91.

13. Kharitonovich E.D. Execution of Criminal Punishments Not Related to the Isolation of Convicts from Society, with Respect to Persons Suffering from Various Types of Diseases: diss. ...Ccndidate of law. Ryazan, 2020. 208 p.

14. Byakina S.I. Problems of Organizing and Conducting Educational Work with Convicts Who Are Registered in Penitentiary Inspectorates // Vedomosti krimino-oponitelnoy sistemy. 2021. No. 9. P. 6-12.

15. Khabibova N.E. Institute of the Family in the System of Drug Prevention // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2012. No. 1. P. 365-367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.