УДК 159.9:343.847
DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54).094-100
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ УСЛОВНО
А. Ю. Кряжева
Для цитирования
Кряжева, А. Ю. Некоторые проблемы психологического сопровождения наркозависимых несовершеннолетних, осужденных условно / А. Ю. Кряжева // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 1(54). - С. 94-100. - DOI : 10.33463/20728336.2021.1 (54).094-100.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье рассмотрены результаты исследования некоторых проблем психологического сопровождения наркозависимых несовершеннолетних, осужденных условно, полученные с применением метода экспертного опроса сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.
Борьба с наркотической зависимостью предполагает не только противодействие незаконному обороту наркотиков в среде несовершеннолетних, но и воздействие на конкретные группы наркозависимых с целью профилактики дальнейшего распространения наркотических средств и психотропных веществ. Основной работой по этому направлению в уголовно-исполнительных инспекциях является психологическое сопровождение наркозависимых несо-
© Кряжева А. Ю., 2021
вершеннолетних, осужденных условно.
Актуальность проведенного исследования обусловлена наличием значительного количества несовершеннолетних, имеющих наркотическую зависимость. По данным Министерства внутренних дел России, в течение первого полугодия 2020 г. каждое двенадцатое преступление (8,1 %) было совершено с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств (25,7 тыс.). Постоянно растет количество несовершеннолетних, совершивших преступления под воздействием наркотических средств и психотропных веществ и состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Цель исследования - необходимость выявления основных проблем в работе с несовершеннолетними, состоящими на учете в уголовно-испол-
нительных инспекциях. Для решения поставленных задач была разработана анонимная анкета, включающая в себя наиболее актуальные вопросы, требующие решения.
Основные методы исследования -наблюдение, опрос, экспертный опрос, фокус-группа.
Анализ результатов исследования показал, что наиболее проблемными вопросами в работе с наркозависимыми несовершеннолетними, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, являются: 1) недостаточная разработанность программ психологического сопровождения для изучаемой категории наркозависимых несовершеннолетних с учетом их личностных особенностей (33,6 %); 2) низкая мотивация на работу с психологом у несовершеннолетних наркозависимых (25,2 %); 3) необходимость сохранения конфиденциальности личной информации относительно постановки на учет в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних (17,8 %).
Полученные результаты показали потребность в разработке типовых программ психологического сопровождения наркозависимых несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, которые до настоящего времени отсутствуют.
Ключевые слова: наркозависимый, уголовно-исполнительная система, уголовно-исполнительная инспекция, наркотическая зависимость, проблемы психологического сопровождения, осужденный условно, психокор-рекционная работа.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания подрастающего поколения является раз-
витие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества (https://xn--b1aew.xn--p1ai/гepoгts/ item/19007735).
По официальным статистическим данным, в первом полугодии 2020 г в России 25,7 тыс. преступлений совершено с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств [1]. Среди регионов, имеющих наибольшие темпы прироста зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, лидирует Новгородская область (85,2 %) и Республика Марий Эл (71 %) (распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»). Центральный федеральный округ на сегодняшний день имеет средние показатели удельного веса преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
За последнее десятилетие проблеме психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей стало уделяться больше внимания в связи с ее возросшей актуальностью. А. С. Душкин (2010) в своем исследовании подверг анализу процесс психологического сопровождения несовершеннолетних и дал некоторые ценные рекомендации, направленные на повышение его эффективности. Назовем наиболее важные из них: психологическую помощь лицам, не достигшим возраста 18 лет, обязательно следует оказывать в случае, если они находят-
ся в преодолении трудной жизненной ситуации; в отношении подростков, запущенных в педагогическом отношении, обязательно должна проводиться психокоррекционная работа; для получения эффекта от проводимой работы следует перед ее началом изучить психологические особенности личности каждого индивидуума, а также характер его взаимоотношений с родителями (или его законными представителями); не стоит забывать о помощи подростку в вопросах профориентации и обучения в образовательном учреждении; сотрудники уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ), непосредственно работающие с несовершеннолетними, а также педагоги школ (училищ) должны иметь возможность проходить психологическое консультирование и быть ознакомлены с индивидуально-психологическими особенностями лиц, не достигших совершеннолетия, чтобы учитывать их при проведении индивидуальной и коллективной работы с ними [7].
Д. В. Сергеев (2012) отмечает снижение числа повторных преступлений несовершеннолетних на 24 % после проведения профилактических и пси-хокоррекционных мероприятий в рамках психологического сопровождения данной категории [9].
Л. Н. Панькова (2015) указывает на то, что главной целью психологического сопровождения условно осужденных подростков является коррекция их поведения и профилактика противоправных поступков [8].
О. Л. Дегтярева (2016) среди проблем, возникающих в процессе психологического сопровождения осужденных, не достигших 18 лет и состоящих на учете в УИИ, называет острую нехватку специалистов-психологов; де-
фицит помещений для проведения занятий; несовершенство законодательства в сфере поощрений и наказаний несовершеннолетних, осужденных условно, что приводит к отсутствию у них заинтересованности в участии в психологических мероприятиях [6]. Автор указывает на возможность создания службы пробации в России как одного из целесообразных решений обозначенных проблем.
Коллектив авторов (Ф. И. Ушков, Н. Е. Колесникова, О. Е. Макаркина, Д. А. Дворецкий, И. И. Краснянская, В. В. Чугаева, 2018) в своих исследованиях также отмечают важность вопроса об организации взаимодействия с семьей несовершеннолетнего, осужденного условно, и рассматривают особенности применения практикоо-риентированных технологий психолого-педагогической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в УИИ [11].
Н. Н. Тавтилова (2020) считает, что в процессе психологического сопровождения несовершеннолетних, осужденных условно, сотрудники должны придерживаться следующих принципов работы: своевременность, непрерывность, полнота информации, оперативность, преемственность [10].
Несмотря на большое количество исследований, касающихся изучения несовершеннолетних, осужденных условно, данный вопрос исследован в неполном объеме и требует более глубокого изучения. Исследования проблем психологического сопровождения наркозависимых несовершеннолетних, осужденных условно, до настоящего времени не проводилось.
Психологическое сопровождение -вид психологической помощи, которую
оказывает пенитенциарный психолог осужденным с наркотической зависимостью на определенном этапе их жизни с целью оптимизировать психологическое состояние и способствовать гармоничному развитию их личности [5, с. 14].
По мнению Б. В. Александрова, психологическое сопровождение следует рассматривать как комплексную помощь подростку, выражающуюся прежде всего в педагогической поддержке [4]. Сопровождение и поддержка могут рассматриваться как основные направления деятельности психологов УИИ в отношении несовершеннолетних с наркотической зависимостью.
В работе с указанной категорией осужденных психологи УИИ применяют положения приказа Минюста России от 12 декабря 2005 г. № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы», а также методические рекомендации по организации психологической работы с осужденными, состоящими на учете в УИИ [1], и учебное пособие по психологическому сопро-
вождению лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы [2]. Кроме того, в своей деятельности они используют психокоррек-ционную программу по профилактике рецидива противоправных деяний среди несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в УИИ [3].
Базовым методом в нашем исследовании выступил экспертный опрос с использованием формализованной анкеты. С этой целью была разработана анонимная анкета, содержащая проблемные вопросы, возникающие в процессе работы сотрудников УИИ с наркозависимыми несовершеннолетними, осужденными условно. Помимо этого, дана оценка эффективности предложенных программ психологического сопровождения. Объем совокупности выборки составил 95 сотрудников УИИ Рязанской, Московской областей и г. Москвы. Возраст большинства респондентов составил 30-40 лет (32,5 %), второе место по численности составила группа 23-30-летних (29,6 %), количество лиц в возрастной категории 40-50лет оказалось 23,6 %, старше 50 лет - 14,3 %, что позволяет
Таблица
Экспертное мнение Да (1) Нет (2) Затрудняюсь ответить Всего ответов
Абс. | % Абс. | % Абс. | % Абс. | %
Слабая нормативная база
Число ответов 32 33,6 25 26,3 43 40,8 95 100
Низкая мотивация на работу с психологом
Число ответов 24 25,2 21 22,1 55 57,8 95 100
Конфиденциальность
Число ответов 17 17,8 15 15,7 68 71,5 95 100
Территориальная удаленность
Число ответов 12 12,6 10 10,5 78 82,1 95 100
Отсутствие визуальных признаков наркотического опьянения
Число ответов 10 10,5 8 8,4 82 86,3 95 100
сделать вывод о достаточном уровне компетенций сотрудников, участвующих в исследовании. В таблице представлена структура ответов на поставленные вопросы.
Наиболее актуальной проблемой психологического сопровождения выступает слабая нормативная база и недостаточная проработка программ, используемых в работе с несовершеннолетними, осужденными условно, -33,6 %. В методических рекомендациях отсутствует разделение несовершеннолетних на наркозависимых, склонных к суициду и употреблению алкоголя. Разработанные программы психологического сопровождения, носящие индивидуальный характер для каждой группы зависимых лиц, также отсутствуют.
25,2 % сотрудников УИИ отмечают низкую мотивацию на работу с психологом, вызванную слабой заинтересованностью в результатах работы. Большое влияние на несовершеннолетнего оказывают социальное окружение, школа, учебное заведение.
Один из самых проблемных факторов в работе с наркозависимыми несовершеннолетними - конфиденциальность (17,8 %). Совпадение рабочего дня психологов УИИ и социальных институтов приводит к вынужденному оповещению окружения несовершеннолетнего о его статусе, который наркозависимый хотел бы не разглашать. Разглашение информации об условном осуждении и связанных с ним обязанностях вызывает у него озлобленность, низкую заинтересованность в работе с психологом, желание избежать посещения сотрудников инспекции, вследствие чего осложняется работа с несовершеннолетними.
Проблема территориальной удаленности также является одной из наиболее актуальных на сегодняшний момент: ее отмечают 12,6 % опрошенных. При избрании меры пресечения в виде условного осуждения несовершеннолетний обязуется находиться по месту жительства и посещать психологов УИИ в определенные дни или чаще по собственному желанию.
В настоящее время существование большого количества видов наркотических веществ приводит к изменению поведенческих реакций наркозависимых. Благодаря появлению новых видов синтетических наркотиков на основе амфетамина, различающихся по силе, времени воздействия на организм, стало сложно диагностировать наркотическую зависимость, что затрудняет проведение работы с употребляющими их лицами. Ситуация осложняется также тем, что несовершеннолетние, осужденные условно, в соответствии с установленными требованиями не находятся под постоянным контролем,что увеличивает шансы употребления ими запрещенных веществ - эта проблема отмечается в 10,5 % случаев.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной проблемой, согласно результатам экспертного опроса с использованием формализованной анкеты, выступает недостаточная разработанность нормативной базы - 33,6 % респондентов отметили ее в своих ответах. Следующий вопрос, требующий решения, - повышение мотивации на работу с психологом. Недостаточную мотивированность отмечают 25,2 % опрошенных. В контексте поставленной проблемы необходимо отметить конфиденциальность информации о несовершеннолетних -
17,8 % сотрудников понимают необходимость решения данной проблемы как одной из ведущих в процессе психологического сопровождения.
Основная работа с наркозависимыми несовершеннолетними, осужденными условно, должна быть направлена на профилактику деструктивных проявлений и формирование позитивного отношения к социальным нормам и требованиям, развитие уверенности в себе и в своих силах, навыков позитивного общения, бесконфликтных отношений. Допускается использование таких форм работы, как индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему правонарушителю, развитие его самостоятельности, оказание психологической помощи в обучении и выборе профессии и др. Нередко условное осуждение назначается в качестве альтернативного наказания не достигшим совершеннолетия преступникам, отягощенным наркозависимостью. В связи с этим встает вопрос о проведении качественной работы по оказанию психологической помощи наркозависимому несовершеннолетнему, осужденному условно.
Психологическое сопровождение наркозависимого несовершеннолетнего должно быть направлено на коррекцию его поведения и предупреждение совершения повторных преступлений.
Библиографический список
1. Дебольский М. Г., Кузнецова М. Г., Левина Е. А. Методические рекомендации по организации психологической работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. М.: ФСИН России, 2006. 110 с.
2. Колесникова З. А. Психологическое сопровождение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.Вологда:Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2012. 308 с.
3. Психокоррекционная программа по профилактике повторных преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних осужденных, стоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. 50 с.
4. Александров Б. В. Проблемы психологического сопровождения профориентации осужденных // Психологическое сопровождение образования: теория и практика : сб. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. (Йошкар-Ола, 28 февр. 2014 г.) : в 2 ч. Йошкар-Ола, 2014. Ч. 1. С. 16-20.
5. Ганишина И. С. Проблемы психологического сопровождения наркозависимых осужденных // Создание механизма реабилитации наркопотребителей в условиях функционирования учреждений ФСИН России как элемента комплексной системы реабилитации и ресоциализации : материалы межвед. круглого стола. Псков : Псковский филиал Академии ФСИН России, 2016. С. 13-18.
6. Дегтярева О. Л. Проблемы психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 11-3. С. 159-161.
7. Душкин А. С. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел подразделений по делам несовершеннолетних : дис. ... канд. психол. наук. СПб. : С.-Петерб. ун-т МВД России, 2010. 205 с.
8. Панькова Л. Н. Организация психологического сопровождения условно осужденных несовершеннолетних // Вестник науки и образования. 2015. № 5(7). С. 127-129.
9. Сергеев Д. В. Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательного центра // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 12. С. 38-40.
10. Тавтилова Н. Н. Психологическое сопровождение несовершенно-
летних осужденных без изоляции от общества // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов Всерос. симпозиума психологов с междунар. участием. Рязань, 2020. С. 476-478.
11. Технологии социально-психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества : науч.-практ. пособие / Ф. И. Ушков, Н. Е. Колесникова, О. Е. Макаркина [и др.]. Псков, 2018. 100 с.