Научная статья на тему 'Место электронных учебных пособий в преподавании специальной клинической дисциплины (на примере офтальмологии)'

Место электронных учебных пособий в преподавании специальной клинической дисциплины (на примере офтальмологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
949
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ / ELECTRONIC TRAINING MANUALS / OPHTHALMOLOGY / CLINICAL DISCIPLINES / TEACHING / MEDICAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рухлова С. А., Пуминов В. В., Санников А. Г.

В статье на примере офтальмологии проанализирована традиционная схема управления познавательной деятельностью студентов-медиков при изучении узких клинических дисциплин. Выделены факторы современной организации здравоохранения, негативно влияющие на качество освоения учебной дисциплины. Предложены способы совершенствования учебного процесса на базе электронных учебно-методических пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place of electronic training aids in teaching special clinic disciplines (on example of ophthalmology)

In the article on example of ophthalmology there is analyzed a traditional scheme of managing cognitive activity of medical students while investigating narrow clinical disciplines. There are emphasized factors of modern health care organization, negatively effecting the quality of academic discipline learning process. There are proposed methods of advancing academic process on the basis of electronic training manuals.

Текст научной работы на тему «Место электронных учебных пособий в преподавании специальной клинической дисциплины (на примере офтальмологии)»

W4MM

1 и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

С.А. РУХЛОВА,

профессор кафедры глазных болезней ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия»

В.В. ПУМИНОВ,

специалист отдела перспективных разработок управления информационных технологий ГОУ ВПО ТюмГМА «Тюменская государственная медицинская академия»

А.Г. САННИКОВ,

д.м.н., доцент, директор ООО «Научно-производственное инновационное предприятие «Тюменский институт медицинской информатики», заведующий курсом медицинской информатики ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия», профессор кафедры математики и информатики ГОУ ВПО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права», sannikov@72.ru

МЕСТО ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (на примере офтальмологии)

УДК 61:007

Рухлова С.А., Пуминов В.В, Санников А.Г. Место электронных учебных пособий в преподавании специальной клинической дисциплины (на примере офтальмологии) (Тюменская государственная медицинская академия) Аннотация. В статье на примере офтальмологии проанализирована традиционная схема управления познавательной деятельностью студентов-медиков при изучении узких клинических дисциплин. Выделены факторы современной организации здравоохранения, негативно влияющие на качество освоения учебной дисциплины. Предложены способы совершенствования учебного процесса на базе электронных учебно-методических пособий. Ключевые слова: электронные учебные пособия, офтальмология, клинические дисциплины, преподавание, медицинские ВУЗы.

UDC 61:007

Л.

Ruhlova S.A., Puminov V.V., Sannikov A.G. Place of electronic training aids in teaching special clinic disciplines (on example of ophthalmology) (lumen State medical academy)

Annotation. In the article on example of ophthalmology there is analyzed a traditional scheme of managing cognitive activity of medical students while investigating narrow clinical disciplines. There are emphasized factors of modern health care organization, negatively effecting the quality of academic discipline learning process. There are proposed methods of advancing academic process on the basis of electronic training manuals.

Keywords: electronic training manuals, ophthalmology, clinical disciplines, teaching, medical institutions

На примере офтальмологии четко выявляются принципиальные отличия преподавания специальной клинической дисциплины в медицинском ВУЗе в современных условиях. Цель преподавания так называемых «узких» клинических дисциплин, в том числе офтальмологии, не только остается прежней, но даже приобретает дополнительную остроту в связи с повышением роли первичного амбулаторного звена и врача общей практики в свете национального проекта в здравоохранении.

Как предлагают в тех или иных формулировках «Типовые программы по глазным болезням» различных лет издания и действую-

© С.А. Рухлова, В.В. Пуминов, А.Г. Санников, 2011 г.

■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.ru 2СЭЛ 1,Na3

■■■■

рчва

щая «Примерная программа по нашей дисциплине» (Министерство образования РФ, 2003), врач (независимо от специальности) должен уметь исследовать орган зрения классическими методами, отличить норму и патологию в каждой его структуре, поставить общий диагноз распространенных заболеваний и осуществить необходимые тактические действия по обеспечению соответствующей помощи при них, уметь диагностировать ургентные состояния, оказывать неотложную доофтальмологическую помощь такому больному и организовать его доставку в то лечебное учреждение, где ему должна быть оказана помощь необходимого уровня.

Для достижения указанной цели традиционное преподавание офтальмологии как клинической дисциплины складывалось из лекционного курса и цикла практических занятий после подготовки студентов по каждой теме путем работы с учебной литературой.

При этом достаточно эффективно решались основные задачи, обусловленные целью преподавания: в процессе лекционного курса и работы с учебником создавался уровень теоретической подготовки, необходимый для собственно клинического аспекта преподавания на практических занятиях, где окончательно усваивался необходимый объем знаний, практических умений и формировалось клиническое мышление.

В преподавании офтальмологии следует учитывать специфику данной клинической дисциплины, где усвоение знаний, приобретение навыков и формирование клинического мышления базируются на исследовании глаз здоровых людей (офтальмологические методы исследования студенты осваивают друг на друге) и пациентов с больными глазами. В связи с этим возникают следующие обязательные требования к организации и технологии учебного процесса, которые должны иметь четкое и конкретное методическое обеспечение, в первую очередь в виде методических указаний для преподавателей к про-

ведению практических занятий, рабочих и межкафедральных программ дисциплины.

Практические занятия проводятся в подразделениях клинической базы кафедры — в глазных отделениях стационара и глазных кабинетах поликлиники.

Для этого в базовых стационарных отделениях выделяются специальные помещения — учебные комнаты, которые должны быть оборудованы как офтальмологическая смотровая (кабинет офтальмолога) и иметь все необходимое для работы с глазным больным.

Содержательная часть практических занятий по разделу общей офтальмологии должна строиться как самостоятельная работа студентов по обследованию органа зрения друг у друга, а по разделу частной офтальмологии — как самостоятельная работа студента с больными с патологией органа зрения, соответствующей теме занятия, под постоянным руководством и при непосредственном участии преподавателя, причем степень овладения практическими навыками и соответственно степень самостоятельности растут к концу цикла — к зачетному амбулаторному приему.

В процессе преподавания на педиатрическом факультете по каждому разделу и теме учитывается детский возрастной аспект, поэтому для студентов педиатрического факультета основная часть практических занятий проводятся в детском глазном отделении, кабинете охраны зрения детей и глазном кабинете детской поликлиники.

В сложившейся традиции стержнем преподавания раздела частной офтальмологии в цикле практических занятий является курация больного.

Для курации подбираются больные глазного отделения с нозологическими формами патологических процессов, соответствующих темам занятий. Работа студентов с курируемыми больными, во-первых, осуществляется на специальном практическом занятии, а затем на занятиях по темам частной офтальмологии проводится клинический разбор

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 63 ■

W4MM

1 и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

курируемых больных с соответствующими нозологическими формами. На занятии по теме «Курация больного» студент закрепляет практические умения исследовать орган зрения, выявлять патологические отклонения в нем и осмысливать полученные данные в форме предварительного диагноза. Усваиваются необходимые знания по конкретным формам патологии и совершенствуется клиническое мышление, главным образом в процессе клинических разборов по соответствующим темам практических занятий.

Существенным моментом клинического преподавания является микрокурация — такая форма работы студента с больным, когда на практическом занятии выделяется время для обследования пациента и сразу вслед за этим осуществляется краткий клинический разбор с акцентом на определенный момент клинической картины, особенностей дифференциального диагноза и т.д.

Не менее значимое место в освоении клинической дисциплины имеет и проведение практических занятий по темам преимущественно амбулаторной патологии в глазном кабинете поликлиники в условиях реального амбулаторного приема глазных больных. Только здесь студент может получить представление о конкретных особенностях работы с больными с патологией органа зрения в поликлинике и характере амбулаторных нозологических форм.

Однако современная ситуация с реформами здравоохранения, неизбежной динамикой взаимоотношений клинических лечебно-профилактических учреждений и медицинских ВУЗов в связи с изменением форм собственности, определенными сдвигами в состоянии самого высшего медицинского образования неизбежно требует некоторых новых подходов к способам и методам достижения уровня подготовки студента, соответствующего к моменту выпуска уровню квалификационной характеристики врача.

Нельзя не учитывать, что в складывающихся условиях с существенным сокращением ста-

ционарных (в том числе и офтальмологических) коек и заметным уменьшением средней длительности пребывания больного на койке во многих случаях уже не удается классическое преподавание с клиническим разбором курируемых больных на занятиях по темам частной офтальмологии по той простой причине, что пациенты выписываются из стационара теперь без учета необходимости обеспечить учебный процесс и к моменту соответствующего занятия их часто не оказывается в отделении.

Но как и прежде, и принципиально новые сведения, и обилие новых терминов, и новые подходы к исследованию больного, и новые, специально офтальмологические, аспекты клинического мышления — все это обрушивается на студента, изучающего нашу дисциплину.

И даже более жесткие, чем прежде, рамки учебного плана предусматривают для преподавания офтальмологии очень скромный лекционный курс и предельно краткий цикл практических занятий.

В связи с этим необходимо решать задачи по обеспечению качества учебного процесса в изменившихся условиях.

Современная ситуация характеризуется, с одной стороны, объективными предпосылками к обеднению традиционного клинического преподавания, но, с другой стороны, создание и использование программных продуктов учебного назначения позволяют не только уменьшить негативные последствия сокращения его возможностей, но и получить инструменты для повышения эффективности обучения.

Побудительным мотивом для создания электронных учебных пособий: «Основы

офтальмологии» и «Офтальмологический атлас», явилось стремление повысить эффективность преподавания в условиях ограничения клинической деятельности студента на практическом занятии при непосредственном контакте с больным, однако в процессе и результате нашей работы выяснилось, что названные программные продукты позволяют успешнее решать принципиальные задачи

■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.ru 2СЭЛ 1,Na3

■■■■

рчва

обучения, необходимые для достижения его цели.

Одна из существенных задач и серьезных проблем учебного процесса — обеспечение качественной теоретической подготовки студента по дисциплине в целом и непосредственно к каждому клиническому практическому занятию.

Роль лекционного курса не требует дополнительного обоснования: место данной

формы обучения в системе высшего, в том числе медицинского, образования утверждено веками. Несомненно и значение иллюстративности лекций, которая в принципе зависит от характера, качества и способа представления демонстрационного материала. Использование «Офтальмологического атласа» органически вписалось в лекционный процесс и существенно облегчило восприятие излагаемого материала. Атлас тематически структурирован и содержит в основном фотографический материал, состоит из управляющей программы (свид. о рег. №2006611912), связанной с базой данных (свид. о рег. № 2006620157).

Что касается подготовки студента к каждому практическому занятию, то тут основное место занимает работа с учебной литературой.

Дефицита учебников по глазным болезням нет, их авторы — признанные и глубоко уважаемые авторитеты в нашем разделе медицины, а качество, содержание и характер изложения отвечают самым высоким требованиям.

Никогда не потеряют своей ценности учебники старых авторов, где систематически, глубоко и очень интересно изложены обширные сведения по нашей специальности, равно как и учебники авторов следующих поколений, отражающие нашу дисциплину в развитии.

Но на этапе обучения в медицинском ВУЗе возникает необходимость в руководствах, конкретно нацеленных на решение элементарной задачи: помочь студенту усвоить тот определенный объем знаний и навыков по офтальмологии, который необходим каждому

врачу независимо от его дальнейшей специализации в медицине. Поэтому и возникают определенные требования к такому виду учебной литературы, как учебное пособие, и среди них существенное место занимают удобство восприятия и время, требующееся для усвоения раздела при подготовке к практическому занятию. Естественно, очень важен объем пособия на твердом носителе: зачем предлагать книгу, которую за время, отведенное для преподавания офтальмологии, прочитать все равно физически невозможно. В связи с этим и была издана отвечающая необходимым требованиям единица учебной литературы «Основы офтальмологии» (Рухло-ва С.А., 2005), рекомендованная Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов.

Созданное на основе материала второго издания электронное учебное пособие с тем же названием имеет все преимущества, которыми располагают программные продукты по сравнению с информацией на твердых носителях.

Учебное пособие содержит тематически структурированный текст. К каждой теме прилагаются иллюстрации. Информация изложена в объеме, необходимом при изучении офтальмологии в медицинском ВУЗе, и организована в виде двух баз данных (свид. о рег. №№: 2006620132, 2006620133), контролируемых программой (свид. о рег. № 2006611647).

Другая важнейшая задача обучения состоит в том, чтобы научить студента использовать полученные теоретические знания на практике.

Преподавание такой клинической дисциплины, как офтальмология, предполагает еще освоение методов исследования зрительных функций, рефракционного статуса и объективного состояния органа зрения с целью получения навыков по определению нормы и ее отличия от патологии, а также постановки

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 65 ■

W4MM

1 и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

>

диагноза распространенных глазных заболеваний и неотложных состояний и усвоения представлений о лечебной тактике при них с отработкой методик, необходимых врачу любой специальности.

Классическое клиническое преподавание достаточно успешно решало эту задачу, но, как это было указано выше, в его осуществлении в настоящее время возникают практически непреодолимые трудности.

Понятно, что ничем и никаким путем нельзя заменить непосредственную клиническую работу студента с больным, в процессе которой студент овладевает умениями исследовать орган зрения в условиях патологии, учится распознавать симптомы патологических изменений в структурах глазного яблока и идентифицировать их как проявление определенной нозологической формы заболевания (ставить диагноз), а затем в процессе клинического разбора формирует и развивает клиническое мышление и закрепляет конкретные знания по определенному разделу.

Тем не менее, вполне осуществимо включить в учебный процесс целый ряд элементов клинического преподавания, представив результат исследования больного в виде ситуационной задачи. Для того, чтобы отчасти решить эту проблему, необходимо располагать удобным в использовании и близким к реальной картине демонстративным материалом по нозологическим формам глазной патологии. Использование ситуационных задач в процессе преподавания является своего рода паллиативной мерой замены работы с больным при отсутствии необходимого стационарного или амбулаторного клинического случая.

Электронное учебное пособие «Офтальмологический атлас» не только содержит требуемый демонстративный материал и обеспечивает оптимальное удобство его использования без затраты дополнительного времени, но, кроме того, благодаря программе, может использоваться не только для обучения, но и для контроля.

Следует отметить, что оба электронные учебные пособия: «Основы офтальмологии» и «Офтальмологический атлас», рекомендованные в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России, — успешно применяются в учебном процессе кафедрой глазных болезней Тюменской госмедакадемии в первую очередь потому, что отвечают необходимым требованиям, которые должны выполняться при создании такого программного продукта, как учебное пособие.

База данных каждого электронного учебного пособия и принципы отбора материала для его разделов диктовались объемом необходимой офтальмологической подготовки врача и соответствующими задачами обучения студента.

Во-первых, значение зрения в жизни человека не нуждается в дополнительных доказательствах, равно как и то обстоятельство, что врач не может не понимать, как осуществляется зрительное восприятие, поэтому задачи общемедицинского образования не позволяют сокращать данный раздел.

Во-вторых, вполне понятно, что все патологические процессы в структурах органа зрения разворачиваются на морфо-функциональной основе, от конкретных особенностей которой в значительной степени зависит клиническая картина их проявлений в виде определенных нозологических форм заболеваний и их исходы, поэтому успешное усвоение материала возможно лишь на основе достаточных знаний о строении и функциях соответствующих структур органа зрения. Отсюда и соответствующий объем данного раздела.

В-третьих, база иллюстраций по каждому разделу патологии органа зрения, обеспечивающая информацию по объективной симптоматике при тех или иных патологических процессах, максимально приближена к реальной картине.

- -66- ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.ru 2СЭЛ 1,Na3

■■■■

рчва

Имеет значение и то обстоятельство, что интерфейс программных продуктов прост в обращении и интуитивно понятен. Введенные в него управляющие элементы позволяют масштабировать теоретическую, иллюстративную и вспомогательную части, что позволяет пользователю чувствовать себя значительно свободнее и сосредоточиться на изучении материала. Помогает и режим контроля, который также может быть использован и студентом для самопроверки, и преподавателем в качестве промежуточного контроля.

Предлагаемые электронные учебные пособия можно рассматривать как начало работы над комплексом обучающих программ, перспективы развития которого связаны в первую очередь с сохранением баланса между количеством материала и скоростью усвоения информации. Поэтому развивать комплекс следует в двух направлениях. Первое напра-

вление, ориентированное в первую очередь на студентов, состоит в обновлении иллюстративной базы посредством современных технических средств, введении в комплекс дополнительных обучающих модулей и систем самоконтроля. Второе направление, ориентированное на преподавателей, предполагает добавление модулей управления материалами комплекса и подключение тестовых систем. Дополнительно комплекс может включать практикум и тест-систему. Развитие по этим двум направлениям обеспечивает актуальность и функциональность комплекса.

Таким образом, электронные учебные пособия, уже сейчас занимая достаточно четко очерченное место в преподавании специальной клинической дисциплины, содержат существенный потенциал развития в качестве функционально обоснованных обучающих программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Примерная программа по дисциплине «Офтальмология». Министерство образования Российской Федерации. — Москва, 2003.

2. Основы офтальмологии: учебная литература, 2-е дополненное издание//Ред. Рухлова С.А. — Тюмень: Издательский дом «Титул», 2005. — 280 с.

3. Основы офтальмологии.: учебное мультимедийное пособие.— электрон. дан. и прогр./Ред.: Рухлова С.А., Санников А.Г., Пуминов В.В. — Тюмень, Тюменская гос-медакадемия, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Офтальмологический атлас.:учебное мультимедийное пособие.— электрон. дан. и прогр./Ред.: Рухлова С.А., Санников А.Г., Пуминов В.В. — Тюмень, Тюменская госмедакадемия, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 67 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.