Научная статья на тему 'Организация СРСП на кафедре офтальмологии КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова'

Организация СРСП на кафедре офтальмологии КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразование / электронный компьютерный атлас / клинические ситуационные задачи. / self-education / electronic computer atlas / clinical case studies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Ж. Аубакирова, З.Т. Утельбаева, О.Г.Ульданов

Происходящая в настоящее время реформа высшего образования требует от преподавателя разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов. На практических и семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. В статье описываются методы проведения самостоятельной работы под контролем преподавателя на кафедре офтальмологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AND TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF OPHTHALMOLOGY

The ongoing reform of higher education require that teachers develop the methods and forms of organization of classes that can provide a high level of autonomy of students. On practical and seminars various kinds of independent work permit to make the learning process more interesting and raise the activity of a large part of the students in the group. This article describes the methods of independent workunder the supervision of a teacher at the department of Ophthalmology .

Текст научной работы на тему «Организация СРСП на кафедре офтальмологии КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова»

Г.А. АРЫНОВА, ЖАНАДИЛ А.К., А.К. ТЕКМАНОВА, А.Д. ИЛИЯСОВА

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНЫХ ПАРТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Резюме: При не соблюдении гигиенических правил рассаживания учеников начальных классов на школьные парты возникает увеличение искривления позвоночника, их асимметрия, увеличивается нагрузка на мышцы туловища, смещение центра тяжести, которое приводит к вынужденному положению.

Ключевые слова: Гигиенические требование к школьным партам, школьники, дистанция, дифференция, рассаживание учеников.

G.A. ARYNOVA, A.K.JANADYL, A.K. TEKMANOVA, A.D. ILYASOVA

HYGIENIC ASSESSMENT OF PUPIL SEATS OF INITIAL CLASSESS ON SCHOOL

Resume: At not observance of hygienic rules to seat pupils of initial classes on school desks, there is an increase in a curvature of backbones, there is their asymmetry, load of trunk muscles, shift of the center of gravity increases, brings to not compelled situation.

Keywords: Hygienic requirement to school desks, school students, distance,differential, to seat pupils.

УДК 617.7.078-96

А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, О.Г.УЛЬДАНОВ КазНМУим.С.Д.Асфендиярова, кафедра офтальмологии

ОРГАНИЗАЦИЯ СРСП НА КАФЕДРЕ ОФТАЛЬМОЛОГИИ КАЗНМУ ИМ. С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

Происходящая в настоящее время реформа высшего образования требует от преподавателя разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов. На практических и семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. В статье описываются методы проведения самостоятельной работы под контролем преподавателя на кафедре офтальмологии.

Ключевые слова: самообразование, электронный компьютерный атлас, клинические ситуационные задачи.

Основная задача высшего образования на современном этапе заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности [1]. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Одной из главных составляющих учебного процесса является обучение, представляющее собой совместную или самостоятельную деятельность студентов и преподавателей по достижению определенных знаний, умений и навыков, результат которой проявляется качеством подготовленности студентов [2]. Важная роль в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов над учебным материалом на фоне усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов [3].

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения

выделяется два вида самостоятельной работы студентов: в учебное и внеучебное время [4]. Аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий -на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

Целью самостоятельной работы являются: осмысление, углубление, расширение знаний по программе изучаемой дисциплины и овладение необходимыми умениями самостоятельной работы с различными источниками знаний, формирование исследовательских навыков с учетом индивидуальных особенностей студента.

Руководящая роль профессорско-преподавательского состава является обязательным условием оптимальной организации самостоятельной работы студентов. Задачи преподавателя при контроле за СРС сводятся к правильной постановке конкретных учебных целей, формированию у студентов соответствующей мотивации, необходимости заинтересовать студента, предъявлению заданий разного типа с учетом индивидуальных особенностей студента, обеспечению обратной связи между каждым студентом и преподавателем,

использованию современных инновационных технологий [5].

Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом "вообще", а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. На кафедре офтальмологии для проведения самостоятельной работы под контролем

преподавателя используются: электронный компьютерный атлас по офтальмологии по всем темам практических занятий, демонстрационные видеофильмы по разным разделам офтальмологии, по видам оперативного лечения больных с офтальмопатологией (катаракта, глаукома и т.д.), компьютерный учебный атлас «Методы исследования органа зрения», позволяющий самостоятельно отрабатывать практические навыки с использованием видеоматериалов, методические рекомендации и пособия, электронные учебники. Остановимся на некоторых из них. Компьютерный учебный атлас по офтальмологии выполнен ТОО «Институт профилактической медицины» совместно с кафедрой глазных болезней Саратовского государственного медицинского университета. Построен по иллюстративному принципу с использованием компьютерной шиИлтеШа-технологии и содержит 12 уроков. Учебный материал атласа содержит основные разделы офтальмологии. Каждый раздел представляет собой последовательность экранных страниц, состоящих из иллюстративного материала и текстовой поясняющей информации. При описании сложных процессов предусмотрено использование средств компьютерной графики и мультипликации, облегчающих восприятие материала. Пользователь может переходить по страницам атласа, на многих страницах для улучшенного восприятия воспроизведена реальная мультипликация того или иного процесса. Существует возможность поиска в уроках. Одним из достоинств организации компьютерного учебного атласа по офтальмологии является наличие на страницах уроков ссылок, позволяющих быстро перейти на страницу в уроке с

объяснением термина. Создан офтальмологический глоссарий, содержащий более 2000 терминов. Работа студентов с атласом показала, что активное использование мультимедийных технологий повышает интерес к дисциплине и логическое восприятие.

В процессе обучения преподаватели используют 19 клинических задач по разным разделам, поскольку студент должен не только получать знания, но и уметь использовать их для решения типовых профессиональных задач (диагностики, лечения, профилактики болезней).

Цель - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения. Учебные клинические задачи имеют очень важную функцию, особенно в тех случаях, когда работа с тематическими больными сложна. Задачи составлены в виде моделей клинических ситуаций, а вопрос задачи обычно соответствует вопросам, возникающим во врачебной практике: поставьте диагноз, поставьте предварительный диагноз, составьте план дополнительных исследований, составьте план лечения. Варьирование этих моментов в задачах, различных по содержанию, создает условия для отражения реальных клинических ситуаций, решение которых необходимо при обучении профессиональным навыкам. Схема задач представлена 5 этапами,

соответствующими этапам клинического мышления и принятия решения, в виде разветвлено-мозаичной формы алгоритма:

На первом этапе студентам представляются данные жалоб пациента и анамнеза, на основании которых выстраивается предполагаемая гипотеза диагноза - 2 этап.

На третьем этапе в зависимости от предполагаемой гипотезы выстраивается схема обследования пациента, в которой выделяют обязательные для освоения студентами методы обследования (перечень обязательных практических навыков) и методы, которые студент должен На четвертом этапе в результате сопоставления и анализа жалоб, анамнеза пациента, результатов офтальмологического и лабораторных исследований, дифференциальной диагностики заболеваний выставляется окончательный диагноз той или иной нозологической группы.

На пятом этапе согласно целям и задачам обучения дисциплине «Офтальмология» определяется стратегия лечения пациента: назначение лечения, первая медицинская помощь и срочная госпитализация, направление к другим специалистам на консультацию.

Наш анализ работы показал, что студенты с удовольствием работают с задачами на основе моделей клинических ситуаций, предложенная методика обучения позволяет оптимизировать формирование клинического мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Плотникова О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход // Высшее образование в России. -2005. - № 1 - С. 178-179.

2 Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 6-89.

3 Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. - 2006. -№ 7. - С. 155157.

4 Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза // Проблемы уч.-метод. и воспитательной работы в вузе: материалы III межрегион. науч.-практ. конф. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - Т. 2. - С. 124-130.

5 Шамов И.А., Гаджиев Г.Э. Деловая игра в медицинском ВУЗе: пособие для преподавателей. - Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2008. - 56 с.

6 Нейман, Е.Г., Прокопцева, Н.Л., Шитьковская, Е.П. / Методы и формы занятий на кафедре детских болезней с использованием компьютерных технологий // Вузовская педагогика. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Красноярской государственной медицинской академии. Сб. науч. трудов. - Красноярск, 2007. - С. 77-81.

А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, О.Г.УЛЬДАНОВ С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАГЫ Ц¥МУ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДА СО0ЖД1 ¥ЙЫМДАСТЫРУ

Тушн: Ks3ipri кездеп жогаргы оку орнындагы реформалар о;ытушыдан жаца эдютер жэне аудиториялы; саба;тар TypiH жацадан жасауды кажет етедi, б^л саба;тар студенттердщ жогаргы децгейдеп езшдшпн камтамасыз етедi. Тэжiрiбелiк жэне семинар саба;тарында эр TYрлi езiндiк ж^мыстар о;ыту процессiн ;ызы;ты етуi жэне студенттердщ белсендiлiгiн жогарылатуга тиiс. Статьяда офтальмология кафедрасында студенттердщ о;ытушымен бiрге езiндiк ж^мыстарын еткiзу эдiстерi каралган.

ТYЙiндi сездер: езiндiк бiлiм алу, электронды компьютерлiк атлас, клиникалы; ситуациялы; есептер.

A.ZH. AUBAKIROVA, Z.T. UTELBAYEVA, O.G. ULDANOV ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AND TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF OPHTHALMOLOGY Resume: The ongoing reform of higher education require that teachers develop the methods and forms of organization of classes that can provide a high level of autonomy of students. On practical and seminars various kinds of independent work permit to make the learning process more interesting and raise the activity of a large part of the students in the group. This article describes the methods of independent workunder the supervision of a teacher at the department of Ophthalmology . Keywords: self-education, electronic computer atlas, clinical case studies.

УДК 616-053.2:61:88.4

Ф.А. БАГИЯРОВА, А.О. КУРБАНОВА Кафедра коммуникативных навыков основ психотерапии, общей и медицинской психологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Формирование коммуникативных навыков в педиатрической практике и пути их реализации в процессе обучение будущего врача -педиатра. Возможные пути совершенствования коммуникативной компетентности молодых врачей -педиатров на уровне резидентуры и магистратуры. Особенности и стратегии коммуникации в педиатрии. Ключевые слова: педиатрия, коммуникативные навыки, резидентура, магистратура.

Формирование коммуникативных навыков в педиатрической практике и пути их реализации в процессе обучение будущего врача -педиатра.Возможные пути совершенствования коммуникативной компетентности молодых врачей -педиатров на уровне резидентуры и магистратуры. Ключевые слова: педиатрия, коммуникативные навыки, резидентура, магистратура. Данная статья об актуальности проблемы формирования коммуникативных навыков в педиатрической практике и пути их

совершенствования в процессе обучение будущего врача -педиатра в КазНМУ.

Врачи-педиатры являются самой значимой и наиболее ценной частью ресурсов медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям. При этом именно

активная статусная позиция врача, его поведенческие установки и реальные действия являются, определяющими в вопросах качества оказываемых медицинских услуг и обеспечения

функционирования системы здравоохранения в новых условиях развития отечественного здравоохранения.

В прошлом, когда родители приводили своих детей к доктору, было достаточно осмотреть и выписать рецепт. И не было необходимости объяснять родителям, зачем выписано то или иное обследование и лечение, эмпатии и коммуникативной компетентности никто от врача не ожидал.

Времена изменились. Сегодня пациенты являются потребителями здравоохранения, а врачи предоставляют услуги. И традиционные отношения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.