Научная статья на тему 'Особенности преподавания офтальмологии в медицинском вузе в современных условиях'

Особенности преподавания офтальмологии в медицинском вузе в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петраевский А. В., Гндоян И. А.

Обучение студентов медицинских вузов по дисциплине офтальмология проводится на 4–5 курсах лечебного, медико-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов. Новая “Примерная программа” [4] регламентирует объем дисциплины по видам учебной работы, а также содержит рекомендации по распределению отдельных тем по видам занятий. Сама программа охватывает практически все основные разделы современной офтальмологии и составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Опыт нескольких поколений преподавателей нашей кафедры, накопленный за 70 лет работы Волгоградского государственного медицинского университета, позволяет высказать ряд соображений по особенностям преподавания дисциплины на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of teaching ophthalmology in modern conditions of medical university

The paper analyses specific features of modern teaching of ophthalmology in the high medical education. The main traditional and new principles in the studying of ophthalmology are determined on the base of the own expirience.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания офтальмологии в медицинском вузе в современных условиях»

12

2004

УДК 617.7:378.661.002.26

ВЕСТНИК ВолГМУ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.В. Петраевский, И.А. Гндоян

Кафедра офтальмологии ВолГМУ

Обучение студентов медицинских вузов по дисциплине офтальмология проводится на 4-5 курсах лечебного, медико-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов. Новая "Примерная программа" [4] регламентирует объем дисциплины по видам учебной работы, а также содержит рекомендации по распределению отдельных тем по видам занятий. Сама программа охватывает практически все основные разделы современной офтальмологии и составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Опыт нескольких поколений преподавателей нашей кафедры, накопленный за 70 лет работы Волгоградского государственного медицинского университета, позволяет высказать ряд соображений по особенностям преподавания дисциплины на современном этапе.

Изучение офтальмологии, как и других клинических дисциплин может осуществляться как "фронтальным", так и "блочным" методами. И тот и другой имеют свои особенности, которые необходимо учитывать в построении тем и их распределении по лекциям и практическим занятиям.

"Фронтальный" метод имеет, на наш взгляд, один наиболее существенный недостаток - разрыв во времени между практическим занятием и лекцией по одной и той же теме. Студенты, прошедшие цикл практических занятий в начале семестра и в той или иной степени освоившие дисциплину, слушают лекции, которые невольно дублируют темы практических занятий. Это с одной стороны снижает интерес к изучаемой специальности, а с другой - заставляет лектора искать новые варианты подбора и построения лекционного материала.

Одним из таких вариантов видится чтение проблемных лекций, как и рекомендует новая "Программа". Мы полагаем, что их темами могли бы быть "Клинические аспекты анатомии органа зрения", "Современные проблемы воспалительных заболеваний органа зрения", "Сосудистая патология органа зрения", "Успехи и проблемы современной офтальмохирургии", "Проблемы глаукоматологии" и т. д. Вместе с тем, чтение только проблемных лекций резко снизит усвоение материала той частью аудитории, которая еще не изучала дисциплину во время цикла практических занятий. Видимо, выход из положения заключается в том, что лекции, построенные по классической "нозологической" тематике, должны содержать не только сведения по семиотике, этиологии, патогенезу, диагностике и принципам лечения тех или иных глазных заболеваний, но и отражать проблемные нерешенные вопросы, очерчивать пути их решения, намечающиеся в современной офтальмологической науке и практике.

Таким образом, лекция должна состоять как бы из двух частей: традиционной, приближенной к учебнику, и проблемной, имеющей отношение к нескольким темам. Примеры: "Катаракта и современное состояние офтальмохирургии", "Травмы органа зрения и возможности реконструктивной офтальмо-хирургии", "Заболевания сетчатки и перспективы развития лазерной хирургии глаза". Лектор обязан обратить внимание аудитории на отсутствие в учебнике в обобщенном виде ряда вопросов, освещаемых в лекции. Кроме того, эти вопросы должны в обязательном порядке присутствовать в экзаменационных билетах. Следует отметить то, что, несмотря на наличие в настоящее время по крайней мере 4 учебников [1, 2, 3, 5] по глазным болезням, допущенных Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ в качестве учебника для студентов медицинских вузов, ни один из них, на наш взгляд, не является оптимальным в целом по ряду основных критериев, предъявляемых к учебнику, а именно: взвешенное изложение фундаментальных знаний, четкая расстановка акцентов на информации по важности для усвоения, наличие принципиальных схем лечения глазных заболеваний и неотложных состояний, отражение основных актуальных тенденций в науке и практике офтальмологии. В такой ситуации ценность лекционного материала, обновляющегося в отличие от учебника каждый год, особенно важна для усвоения курса глазных болезней.

Современный уровень преподавания и сама специфика нашей дисциплины требуют большой наглядности излагаемого материала. Кафедра офтальмологии ВолГМУ за последние 20 лет накопила обширный слайдовый материал, содержащий конкретные клинические примеры по всем разделам клинической офтальмологии. Использование их в лекциях неизменно вызывает живой интерес аудитории. Насущной задачей сегодняшнего дня для нас становится создание на базе имеющегося иллюстративного материала клинического атласа глазных заболеваний для демонстрации при помощи мультимедийного проектора. Наличие компьютерных и традиционных учебных слайд-шоу оказывается полезным сегодня и в связи с тем, что современные условия работы лечебно-профилактических учреждений затрудняют проведение не только самостоятельной курации студентами больных, но и показа тематических пациентов преподавателями кафедры. В ряде случаев (например, знакомство с редкими заболеваниями глаза, отсутствие тематических пациентов в клинике) разбор больных ведется по слайдам, имеющимся на кафедре.

"Блочный" метод изучения дисциплины дает более широкие возможности для построения лекционного курса именно по проблемному варианту.

12

ВЕСТНИК ВолГМУ

Познакомившись с материалом учебника, закрепив полученные знания на практических занятиях, студенты без разрыва во времени входят в курс соответствующей проблемы офтальмологии на лекции. Это, на наш взгляд, способствует формированию эрудированного, мыслящего врача. Предстоящий по окончанию лекционно-практического цикла экзамен несомненно является мощным мотивационным механизмом изучения дисциплины. С другой стороны, и экзаменаторам легче объективно оценить знания студента, находящегося в течение последних 2-х недель в поле зрения кафедры. Однако, к сожалению, "блочный" вариант обучения в нашем вузе пока невозможен из-за плотности расписания и загруженности аудиторий.

Практические занятия строятся на нашей кафедре по рекомендуемой "Программой" схеме: проверка исходного уровня знаний по теме (опрос, тестовый контроль), курация больного с последующим клиническим разбором, решение ситуационных задач.

Мы постарались сохранить традиционные фрагменты занятий, сложившиеся в течение десятилетий. На первом занятии, посвященном изучению анатомии органа зрения, значительная часть времени отводится препарированию студентами под руководством преподавателя фиксированных в формалине глаз животных (бычьих). Препарирование идет по четко отработанной схеме и кроме изучения чисто анатомических аспектов, позволяет наглядно демострировать студентам некоторые клинические вопросы: патогенетический механизм отслойки сетчатки, выявление эрозий роговицы с помощью флюоресциновой пробы, производство хирургических разрезов на глазном яблоке, элементы техники интракапсулярной экстракции катаракты и т. д. Наглядность этой части занятия трудно переоценить. В процессе овладения методами исследования органа зрения и проверки состояния основных зрительных функций студенты заполняют свой офтальмологический паспорт. Это, на наш взгляд, является правильным и по дидактическим соображениям и зачастую играет роль первого толчка к выбору будущей специализации.

Для выполнения требования "Программы" о том, что 25 % занятий должны проводиться в форме ам-булаторно-поликлинических приемов, кафедра продолжает тесно сотрудничать со своими поликлиническими базами. Взаимовыгодность такого сотрудничества подкрепляется активной консультативной работой преподавателей в этих поликлиниках. Поликлинические занятия, посвященные воспалительным заболеваниям конъюнктивы, век и слезных органов, ценны тем, что студенты получают наглядное представление о "синдроме красного глаза", а эта информация важна как и для врача-интерниста любой специальности, так и для семейного доктора.

Новая форма практических занятий на кафедре офтальмологии заключается в проведении "библиотечных дней" в собственной кафедральной библиотеке с читальным залом. Библиотека создана

10 лет назад и содержит практически всю отечественную офтальмологическую литературу последних десятилетий, в том числе все российские журналы по специальности, и небольшой фонд зарубежных изданий. Библиотека расположена в помещении кафедры и является филиалом фундаментальной библиотеке ВолГМУ. Один из дней цикла студенты полностью проводят в читальном зале, готовя рефераты по заданным темам. Подборка литературы заранее проведена преподавателем, содержит как монографии, так и журнальные статьи относительно 12 тем. Наиболее удачные из рефератов затем зачитываются и обсуждаются во время последующих практических занятий по соответствующим темам. Такая форма самостоятельной работы практикуется на кафедре с 1999 года и, по нашему мнению, является весьма эффективной, соответствующей требованиям, предъявляемым к формированию современного врача.

Заключительным этапом изучения офтальмологии для большинства факультетов является экзамен. Он проводится на нашей кафедре в традиционной для российских медицинских вузов устной форме и состоит из ответа на вопросы экзаменационного билета и демонстрации студентом усвоенных практических навыков. Подготовленная к экзамену характеристика на каждого студента, отражающая успеваемость в течение цикла и посещение лекций, позволяет более объективно оценить знания экзаменующегося. Мы не видим острой необходимости менять сложившуюся в течение более века традицию и заменять живое общение экзаменатора со студентом письменным экзаменом. Однако, с нашей точки зрения, целесообразно введение предварительного тестового контроля базового уровня знаний студента, результаты которого должны решить вопрос о его допуске к собеседованию. Это мероприятие могло бы иметь дисциплинирующее значение и автоматически выявляло бы часть студентов, которые не в состоянии сдать экзамен. Остается сожалеть об отсутствия экзамена по офтальмологии для студентов стоматологического факультета, что в значительной мере снижает у обучающихся познавательную мотивацию, несмотря на то, что наша специальность по ряду вопросов достаточно тесно соприкасается со стоматологией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазные болезни: учебник / Под ред. А.А. Боч-каревой - М.: Медицина, 1989. - 416 с.

2. Глазные болезни: учебник / Под ред. В.Г. Ко-паевой. - М.: Медицина, 2002. - 560.

3. Офтальмология: учебник / Под ред. Е.И. Сидоренко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 408 с.

4. Примерная программа по дисциплине офтальмология / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2003. - 29 с.

5. Федоров С.Н., Ярцева Н.С., Исманкулов А.О. Глазные болезни. - М.: Издательский центр "Федоров", 2000. - 388 с.

Petraevsky A.V., Gndoyan I.A. Peculiarities of teaching ophthalmology in modern conditions of medical university // Vestnik of Volgograd state medical University. - 2004. - № 12. - P. 94-96.

The paper analyses specific features of modern teaching of ophthalmology in the high medical education. The main traditional and new principles in the studying of ophthalmology are determined on the base of the own expirience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.