Научная статья на тему 'МЕСТО ДЕКЛАРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН(ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

МЕСТО ДЕКЛАРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН(ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ О СУВЕРЕНИТЕТЕ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / МОНИТОРИНГ / ПОЛИТИЗАЦИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канатов Алмас Канатович, Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич

Распад Советского Союза явился крупнейшим геополитическим событием XX века. Последовавшие за ним становление и развитие независимых государств, в том числе Республики Казахстан, образовавшихся на развалинах советской империи, заново перекроили политическую карту на обширном Евроазиатском континенте. В становлении нового государства определение его главного направления и сути развития, а также структурной и функциональной организации системы власти выдвигается на первый план. Таким важнейшим и первым политико-конституционным актом, определившим основу государственного и общественного строя, была «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР». Принятая Верховным Советом Республики 25 октября 1990 года, она заложила законодательную основу развития независимой, самостоятельной казахской национальной государственности. Казахская ССР объявила о своем суверенитете, предпоследней из союзных республик. После Казахстана такую декларацию принял Кыргызстан. Политический процесс начала 1990-х годов, названный «парадом суверенитетов», завершился через год развалом СССР. 16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстан принял конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В этом году мы отмечаем 30-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках празднования этого славного юбилея, по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства. Вместе с тем, авторы исследования приходят к выводу, что противоречие конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» и главного Закона страны нивелировало правовую природу Декларации о государственном суверенитете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF THE DECLARATION OFSTATE SOVEREIGNTY IN THE SYSTEM OF LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN (LEGAL ANALYSIS

The collapse of the Soviet Union was the largest geopolitical event of the 20th century. The subsequent formation and development of independent states, including the Republic of Kazakhstan, formed on the ruins of the Soviet empire, redrawn the political map on the vast Eurasian continent. In the formation of a new state, the definition of its main direction and essence of development, as well as the structural and functional organization of the system of power, comes to the fore. The most important and first political and constitutional act that determined the basis of the state and social system was the «Declaration on the State Sovereignty of the Kazakh SSR». Adopted by the Supreme Council of the Republic on October 25, 1990, it laid the legislative basis for the development of an independent, self-sufficient Kazakh national statehood. The Kazakh SSR declared its sovereignty, the penultimate of the union republics. After Kazakhstan, Kyrgyzstan adopted such a declaration. The political process of the early 1990s, called the «parade of sovereignties», ended a year later with the collapse of the USSR. On December 16, 1991, the Supreme Council of the Republic of Kazakhstan adopted the constitutional law «On the State Independence of the Republic of Kazakhstan». This year we celebrate the 30th anniversary of the Independence of the Republic of Kazakhstan and, as part of the celebration of this glorious anniversary, a lot of work is being done throughout the country to promote national ideology and educate Kazakhstani patriotism, popularize and disseminate the historical and cultural heritage of the people of Kazakhstan, including information about the recent history of our state. At the same time, the authors of the study come to the conclusion that the contradiction between the constitutional law «On the state independence of the Republic of Kazakhstan» and the main law of the country leveled the legal nature of the Declaration of State Sovereignty.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ДЕКЛАРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН(ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

правовой мониторинг

УДК 34.03

МЕСТО ДЕКЛАРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (правовой анализ)

Канатов Алмас Канатович

Заместитель директора Института парламентаризма Управления материально-технического обеспечения, кандидат юридических наук, ассоциированный профессор; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: kahatov_76@mail.ru

Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич

Главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: boss.kz2008@mail.ru

Ключевые слова: Конституция, Декларация о суверенитете, независимость, система законодательства, правовой анализ, мониторинг, политизация права.

Аннотация. Распад Советского Союза явился крупнейшим геополитическим событием XX века. Последовавшие за ним становление и развитие независимых государств, в том числе Республики Казахстан, образовавшихся на развалинах советской империи, заново перекроили политическую карту на обширном Евроазиатском континенте.

В становлении нового государства определение его главного направления и сути развития, а также структурной и функциональной организации системы власти выдвигается на первый план. Таким важнейшим и первым политико-конституционным актом, определившим основу государственного и общественного строя, была «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР». Принятая Верховным Советом Республики 25 октября 1990 года, она заложила законодательную основу развития независимой, самостоятельной казахской национальной государственности.

Казахская ССР объявила о своем суверенитете, предпоследней из союзных республик. После Казахстана такую декларацию принял Кыргызстан. Политический процесс начала 1990-х годов, названный «парадом суверенитетов», завершился через год развалом СССР.

Н

X

ы А

о х о

16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстан принял конституцион- ь

ный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

В этом году мы отмечаем 30-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках

>

Т

празднования этого славного юбилея, по всей стране проводится большая работа по про- ь паганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяриза- П ции и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе Р и сведений о новейшей истории нашего государства.

Вместе с тем, авторы исследования приходят к выводу, что противоречие конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» и главного Закона страны нивелировало правовую природу Декларации о государственном суверенитете. ь

с

>

го О го О

X

е о

"U

NJ О NJ

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ ЗАЦ ШАГАРУ ЖУЙЕС1НДЕГ1 МЕМЛЕКЕТТ1К ЕГЕМЕНД1К ДЕКЛАРАЦИЯСЫНЫЦ ОРЫНЫ (одкьщтьщ талдау)

Канатов Алмас Канат^лы

Материалдъщ-техникалъщ цамтамасыз ету басцармасыныц Парламентаризм институты директордыц орынбасары, Зац гылымдарыныц кандидаты, ассоциированный профессор; Казацстан Республикасы, Нур-Султан; e-mail: kahatov_76@mail.ru

Исмагулов Кайрат Еслямкали^лы

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц цылмыстыц, цылмыстыц iс ЖYргiзу, цылмыстыц атцару цуцыгы бвлiмiнiц бас гылыми цызметкерi, зац гылымдарыныц кандидаты, Казацстан Республикасы, Нур-Султан; e-mail: boss.kz2008@mail.ru

Ty^h свздер: Конституция, егемендт туралы декларация, тэуелс1зд1к, зац шыгару жуйеЫ, цуцыцтыц талдау, бацылау, зацды саясаттандыру.

Аннотация. Кецес Одагыныц ыдырауы 20 гасырдагы ец улкен геосаяси оцига болды. Кецес империясыныц цирандыларында цурылган тэуелсгз мемлекеттердгц, оныц гшгнде Казацстан Республикасыныц кешнг1 цалыптасуы мен дамуы кец Еуразия континент1ндег1 саяси картаны цайта жасады.

Жаца мемлекет цалыптастыруда оныц неггзгг даму багыты мен мэшн аныцтау, со-нымен цатар билгк жуйесгнгц цурылымдыц-функционалдыц уйымдастырылуы алдыцгы цатарга шыгады. Мемлекеттт жэне элеуметтт жуйенгц неггзгн аныцтаган ец мацызды жэне алгашцы саяси-конституциялыц акт «Казац КСР-н1ц мемлекеттт егемендт туралы декларация» болды. 1990 жылы 25 цазанда Республиканыц Жогаргы Кецес цабылда-g ды, ол тэуелс1з, вз1н-вз1 цамтамасыз ететт цазац улттыц мемлекеттшгт дамытудыц ™ зацнамалыц неггзт цалады.

Казац КСР взтщ егемендтн, одацтас республикалардыц алгашцы кезец деп жарияла-^ ды. Казацстаннан кешн Кыргызстан осындай декларация цабылдады. 1990 жылдардыц g басындагы «егемендт шеру1» деп аталатын саяси процесс б1р жылдан кешн КСРО-ныц § ыдырауымен аяцталды.

1991 жылы 16 желтоцсанда Казацстан Республикасыныц Жогаргы Кецесг «Казацстан о Республикасыныц мемлекеттт тэуелс1зд1г1 туралы» конституциялыц зац цабылдады. | Биыл бгз Казацстан Республикасы Тэуелсгздгггнгц 30 жылдыгын атап втемгз жэне осы >g даццты мерейтойды атап вту шецбертде бук1л елде улттыц идеологияны насихаттау о жэне цазацстандыц патриотизмд1 тэрбиелеу, халыцты кещнен насихаттау жэне та-

< рату бойынша квптеген жумыстар жург1з1луде. Казацстан халцыныц тарихи-мэдени ^ мурасы, оныц 1ш1нде мемлекет1м1зд1ц жаца тарихы туралы ацпарат.

Сонымен б1рге зерттеу авторлары «Казацстан Республикасыныц мемлекеттт тэуел-^ сгздт туралы» конституциялыц зац мен елдщ басты зацы арасындагы цайшылыц Мем-[2 лекеттт егемендт туралы декларацияныц цуцыцтыц сипатын децгейге келт1рд1 деген ч: тужырымга келедг.

X

о

<

СП

S

ь

X S ы S X

ь

ш

СП

PLACE OF THE DECLARATION OFSTATE SOVEREIGNTY IN THE SYSTEM OF LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN (legal analysis)

Kanatov Almas Kanatovich

Deputy Director of the Institute of Parliamentarism of the Department of Material and Technical Support, Candidate of Law, Associate Professor; Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: kahatov_76@mail.ru

Ismagulov Kairat Eslyamkalievich,

Chief Researcher of the Department of Criminal, Criminal Procedure, Criminal Executive Law of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Candidate of Law, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: boss.kz2008@mail.ru

Keywords: Constitution, Declaration of Sovereignty, independence, legislative system, legal analysis, monitoring, politicization of law.

Abstract. The collapse of the Soviet Union was the largest geopolitical event of the 20th century. The subsequent formation and development of independent states, including the Republic of Kazakhstan, formed on the ruins of the Soviet empire, redrawn the political map on the vast Eurasian continent.

In the formation of a new state, the definition of its main direction and essence of development, as well as the structural and functional organization of the system of power, comes to the fore. The most important andfirst political and constitutional act that determined the basis of the state and social system was the «Declaration on the State Sovereignty of the Kazakh SSR». Adopted by the Supreme Council of the Republic on October 25, 1990, it laid the legislative basis for the development of an independent, self-sufficient Kazakh national statehood.

The Kazakh SSR declared its sovereignty, the penultimate of the union republics. After Kazakhstan, Kyrgyzstan adopted such a declaration. The political process of the early 1990s, called the «parade of sovereignties», ended a year later with the collapse of the USSR.

On December 16, 1991, the Supreme Council of the Republic of Kazakhstan adopted the constitutional law «On the State Independence of the Republic of Kazakhstan».

This year we celebrate the 30th anniversary of the Independence of the Republic of Kazakhstan and, as part of the celebration of this glorious anniversary, a lot of work is being done throughout the country to promote national ideology and educate Kazakhstani patriotism, popularize and disseminate the historical and cultural heritage of the people of Kazakhstan, including information about the recent history of our state.

At the same time, the authors of the study come to the conclusion that the contradiction between the constitutional law «On the state independence of the Republic of Kazakhstan» and the main law of the country leveled the legal nature of the Declaration of State Sovereignty.

Введение. В одном из немногих интервью академик Зиманов С.З. высказался так: «Знаешь, что мне больше всего в себе нравится? То, что даже в простых и достаточно изученных вещах, которые, к примеру, имеют три признака, я умею увидеть четвертый. А если к трем признакам добавил четвертый - и уже совсем новое понятие возникает. Просто старайся смотреть глубже» [1].

> И

ИИ

З

З

ь Ь

ЕЕ

Л

В >

>

П >

DOI: 10.52026/2788-5291_2021_64_1_213 >

О >

Основные положения. Постараемся Н взглянуть глубже. о

Не сомневаясь в исторической предо- Ь пределённости и роли Декларации (об этом И

аспекте достаточно много сказано и напи- >Р

>

сано), признавая аксиологическую природу >

последней, заострим внимание на недооцен- 6

ке места Декларации о государственном су- — веренитете КазССР в действующей системе законодательства.

IN

о

IN

CL

< z

CL

о 6 x

о

m О

in <

< m

ь

-Q

Ш £

О X

о <

СП

Салык Зиманович отмечал: «Познающему субъекту необходим оптимальный, осознанный путь к пониманию и определению права. Большую цену нужно платить за познание права, его определения. С другой стороны, общество непомерно расплатилось за политизацию права. Мы стремимся из многих путей и подходов выбрать наиболее ведущий на данном этапе, хотя бы соответствующий относительной истине, чтобы попытаться раскрыть тайну, внутреннюю движущую силу права, отчленить базовое понятие права от разнообразной правовой действительности»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политизация права происходит в рамках естественного противоречия Декларации о государственном суверенитете КазССР от 25 октября 1990 года и Конституционного закона Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года. При этом, никаких правовых предпосылок (подчёркнуто авторами) к искусственному противоречию не имеется.

В случае же мониторинга норм, заложенных в основу Конституционного закона РК «О государственной независимости Республики Казахстан» невооружённым глазом можно заметить, что отдельные нормы Конституционного закона устарели (статьи 9, 10, 17). Вместе с этим, в статье 18 имеет место быть следующее нормативное изречение: «Нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат настоящему Закону». В настоящее время, данное нормативное требование (ст.18) «не больше, не меньше» есть правовой архаизм, так как нормы действующей Конституции Республики (1995 года) во многом не связаны с анализируемым Конституционным законом.

Между тем, искусственное противоречие двух этих исторических документов нивелировало правовую природу Декларации.

Понимая обоснованную критику сторонников юридического позитивизма, отметим, что ранее академик Сапаргалиев Г.С. авторитетно постулировал: «Декларация «О госу-

дарственном суверенитете Казахской ССР» была не просто «Декларацией намерений», а имела нормативный характер [2]. Профессора Кенжалиев З.Ж. и Ким В.А. относили данный документ к группе конституционно-правовых актов [3]. Академик Сартаев С.С., со своей ученицей Назаркуловой Л.Т. считали Декларацию важнейшим источником правовой системы государства [4].

Не уходя далеко в дебри правовых позиций отдельных групп юристов и иных лиц отметим, что и в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана, в октябре 2000 года, также была аналогичное утверждение: «Ровно десять лет назад была принята Декларация о государственном суверенитете, которая юридически дала начало нашему движению к не-зависимости»2.

Правовой анализ вышеуказанного позволяет единообразно определить, какое место должна занимать Декларация о государственном суверенитете в системе законодательства (в рамках Закона РК «О правовых актах»).

Каковы же основания для включения Декларации о государственном суверенитете в систему законодательства Казахстана?

Во-первых, историко-правовое основание. Вот, что об этом думает, один разработчиков (председатель рабочей группы) Декларации академик Зиманов С.З.: «Вот, например, декларация государственного суверенитета Казахстана была принята 25 октября 1990 года. А мы ведем начало своей независимости с 16 декабря 1991 года, тогда был принят конституционный закон о независимости республики. Мне говорят, что декларация - это вроде меморандума, это несерьезно. Но во всех республиках бывших СССР декларация стала точкой отсчета. Я им объясняю: декларация, принятая Верховным советом, не может быть просто намерением, это стоит наравне с конституционным законом. Я совершенно уверен, что юридически принятие Декларации независимости и есть начало государственной независимости. Вот дата рождения нашего государства!» [1]. На наш взгляд, достаточно убедительно.

X

Ь

1 Юридическая газета, 30 июня 1999 г. С. 5.

2 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 16 октября 2000 года. http://www. akorda.kz.

Во-вторых, легизм, сформировавшегося на территории Казахстана законодательства указывает на это. Зайдите в информационно-правовую систему нормативно-правовых актов Республики Казахстан «Адилет». В ней (на 18.02.2021 г.) содержится около 300 тысяч документов (на казахском, русском и английском языках), примерно 150 тысяч НПА (правовых актов). Глобализация (в том числе) правовых отношений априори, преюдициально, безапелляционно подчинило позитивное право (национальное законодательство) - нормативизму (верховенству международного права).

И не случайно, открывая любой НПА «первой линии»: Конституция, Конституционные законы, консолидированные законы, законы, можно увидеть следующую юридическую конструкцию (доказывающую вышесказанное) - «Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед её законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». Соответственно, отечественное законодательство, основывается на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Особое, первое место (априори, преюдициально, безапелляционно) занимает Всеобщая декларация прав человека. Генеральная Ассамблея, провозглашает Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

В свою очередь, Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Респу-

блики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

Несомненно, напрашивается фундаментальный вывод: провозглашая примат международного права (Всеобщей декларации прав человека), необходимо принять во внимание приоритет Декларации о государственном суверенитете в системе действующего национального законодательства.

В-третьих, в Послании Конституционного совета Республики Казахстан от 27 мая 2020 года «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» в отношении Конституции применены такие эпитеты, как: «по дальнейшему повышению эффективности действия Основного Закона, максимального использования его потенциала», «и иной реализации потенциала >Е Конституции», «Созидательный потенци- Н ал Основного Закона», «по максимально- > му раскрытию потенциала Конституции во Н всех сферах жизнедеятельности», «выработ- И ки дополнительных мер по претворению в Т жизнь конституционных ценностей, содер- >З жание которых на нынешнем этапе имеет ° достаточный потенциал для дальнейшей мо- О дернизации государства и общества». ьТ

Всё сосредоточено вокруг словосочета- Ь ния «потенциал Конституции». Однако, как > показывает история развития страны, сохра- И няя преемственность правовой реформы, не 0 всегда удаётся использовать правовой по- >О тенциал Основного закона. о

Опыт показал, что Конституции могут н исчезать под давлением новых Конституций о (1993 год, 1995 год). А Декларация остаётся! Ь Заключение. В действительности, наша И республика, как и остальные, не обладала >Р в составе СССР реальным суверенитетом. ^ Лишь Декларация «О государственном суве- ( ренитете Казахской ССР», принятая в 1990 — году 25 октября, наряду с подтверждением о намерений республики войти на равноправ-

IN

о

IN

ной договорной основе в союз суверенных республик, впервые установила основные, принципиальные государственно-правовые нормы для укрепления суверенных прав Казахской ССР

Декларация закрепила верховенство Конституции и законов республики на территории Казахской ССР, «за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу», о праве республики «приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики».

Формально, Казахстан будучи союзной республикой являлся субъектом международного права, но не был субъектом международных правоотношений, так как по сути не обладал дипломатическими и иными связями, характеризующие его как полноценного субъекта международных отношений. Историческая ценность Декларации о государственном суверенитете заключается, в первую очередь, в том, что она определила государственность Казахстана, провозгласив его суверенным государством с правом определять внутреннюю и внешнюю политику в своих интересах, а, следовательно, быть реальным участником международных

процессов в силу признания государствами и международными организациями суверенитета Республики Казахстан.

УЧИТЫВАЯ, проведённый правовой мониторинг предлагаем следующие новые редакции статей в Закон Республики Казахстан «О правовых актах».

- пункт 1 статьи 4 исследуемого Закона изложить в следующей редакции:

«1. Систему законодательства Республики Казахстан составляют Декларация о государственном суверенитете, Конституция Республики Казахстан, соответствующие ей законодательные акты, иные нормативные правовые акты, в том числе нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан.»;

- пункт 1 статьи 10 Закона изложить в следующей редакции:

«1. Декларация о государственном суверенитете служит правовой основой разработки Конституции Республики Казахстан. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.».

Вышеперечисленными научно-прикладными выводами исчерпывается данный правовой анализ.

CL

< Z

CL

О

е

X

о

m О

in <

< СП

ь

-Q

с;

ш tí Ч О X

о <

СП

X

ь

ЛИТЕРАТУРА

1. «Академик Салык Зиманов: Главное - добиться доверия народа к правоохранительной системе», неоконченное интервью, КазТАГ - Валерий Новиков. 14.11.2011 г.

2. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. - Алматы: Жет1 жаргы, 2002. - 528 с.

3. Кенжалиев З.Ж., Ким В.А. Развитие конституционного законодательства Республики Казахстан. Часть первая: Учебное пособие / Под ред. З.Ж. Кенжилиева. - Алматы: Казац университет\, 2003. - 40 с.

4. Сартаев С.С., Назаркулова Л.Т. Становление Конституции Республики Казахстан: проблемы и перспективы. - Алматы, 2002. - 408 с.

REFERENCES

1. «Akademik Salyk Zimanov: Glavnoe - dobit'sja doverija naroda k pravoohranitel'noj sisteme», neokonchennoe interv'ju, KazTAG - ValerijNovikov. 14.11.2011 g.

2. Sapargaliev G. Konstitucionnoe pravo Respubliki Kazahstan: Akademicheskij kurs. -Almaty: Zheti zharsy, 2002. -528 s.

3. Kenzhaliev Z.Zh., Kim V.A. Razvitie konstitucionnogo zakonodatel 'stva Respubliki Kazahstan. Chast'pervaja: Uchebnoe posobie /Pod red. Z.Zh. Kenzhilieva. - Almaty: Kazaц universi-teti, 2003. - 40 s.

4. Sartaev S.S., Nazarkulova L.T. Stanovlenie Konstitucii Respubliki Kazahstan: problemy i perspektivy. - Almaty, 2002. - 408 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.