Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «ОБ ОБОРОНЕ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»(МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «ОБ ОБОРОНЕ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»(МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ОБОРОНА / ВОИНСКАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич, Ахметов Ерлан Кадиржанович

Принятый 9 апреля 1993 года был Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» стал основой для последующей разработки пакета документов по обеспечению военной безопасности государства. В своем Послании народу Казахстана от 16 октября 1997 года Первый Президент Республики Казахстан - Елбасы Н.А. Назарбаев отметил: «Чтобы иметь надежные и дружественные отношения с соседями, обеспечить свою независимость Республика Казахстан должна быть сильным государством» . В 2005 году в продолжение обеспечения обороноспособности страны был принят новый Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» (далее - Закон). Казахстан находится в благоприятных внешнеполитических условиях, и получила гарантии безопасности от всех ядерных держав мира, также является участником военно-политического блока на основе Ташкентского договора 1992 года, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ОДКБ и других, активно развивает отношения с европейскими и азиатскими странами . Таким образом, мировое геополитическое развитие, динамика военно-политической обстановки, эволюция вызовов и угроз глобальной международной, региональной и национальной безопасности, наряду со стремлением ведущих государств обеспечить доминирующие позиции на формирующейся политической карте мира, обусловливают необходимость адекватного восприятия военными специалистами и военно-научным сообществом происходящих перемен в военной сфере и выработки на этой основе необходимых мер по обеспечению военной безопасности государства . Авторы исследования, проанализировав действующий Закон, а также законодательство, регулирующее оборону и воинскую службу, пришли к выводу об его эффективности. Ими выявлены отдельные противоречия и недостатки: обосновано отнесение военной полиции к специальным войскам, редактировании понятия «военное время», расширение понятия «член семьи», постановка на утрату постановления Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2001 года № 1074 «Об утверждении Положения о Министерстве обороны Республики Казахстан» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич, Ахметов Ерлан Кадиржанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EFFECTIVENESS OF THE LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN «ON THE DEFENSE AND THE ARMED FORCES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN» (MONITORING OF LEGISLATION

On April 9, 1993, the Law «On Defense and the Armed Forces of the Republic of Kazakhstan» was adopted, which became the basis for the further development of other documents that ensure the military security of the state. In his Address to the people of Kazakhstan dated October 16, 1997, the First President of the Republic of Kazakhstan - Elbasy N. A. Nazarbayev noted: «In order to have reliable and friendly relations with its neighbors, to ensure its independence, the Republic of Kazakhstan must be a strong state». In 2005, in order to ensure the country's defense capability, a new Law «On Defense and the Armed Forces of the Republic of Kazakhstan» (hereinafter referred to as the Law) was adopted. Kazakhstan is in a favorable foreign policy environment and has received security guarantees from all the nuclear powers of the world, is also a member of the military-political bloc based on the Tashkent Treaty of 1992, the Shanghai Cooperation Organization (SCO), the CSTO and others, and actively develops relations with European and Asian countries. Thus, the global geopolitical development, the dynamics of the military-political situation, the evolution of challenges and threats to global international, regional and national security, along with the desire of leading states to ensure a dominant position on the emerging political map of the world, make it necessary for military specialists and the military-scientific community to adequately perceive the ongoing changes in the military sphere and develop on this basis the necessary measures to ensure the military security of the state. The authors of the study, having analyzed the current Law, as well as the legislation regulating defense and military service, came to the conclusion about its effectiveness. They revealed certain contradictions and shortcomings: the attribution of the military police to special forces, the editing of the concept of «wartime», the expansion of the concept of «family member», the statement on the loss of the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated August 16, 2001 № 1074 «On approval of the Regulations

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «ОБ ОБОРОНЕ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»(МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

удк 342.5

к вопросу об эффективности закона республики казахстан «об обороне и вооруженных силах республики казахстан» (мониторинг законодательства)

Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич

Главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: boss.kz2008@mail.ru

Ахметов Ерлан Кадиржанович

Старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр права, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: e.akhmetov@adilet.gov.kz

IN

Аннотация. Принятый 9 апреля 1993 года был Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» стал основой для последующей разработки пакета документов по обеспечению военной безопасности государства.

В своем Послании народу Казахстана от 16 октября 1997 года Первый Президент Республики Казахстан - Елбасы1 Н.А. Назарбаев отметил: «Чтобы иметь надежные и дружественные отношения с соседями, обеспечить свою независимость Республика Казахстан должна быть сильным государством»2.

В 2005 году в продолжение обеспечения обороноспособности страны был принят новый Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» (далее - Закон). 8 Казахстан находится в благоприятных внешнеполитических условиях, и получила гаран-й тии безопасности от всех ядерных держав мира, также является участником военно-по-™ литического блока на основе Ташкентского договора 1992 года, Шанхайской организации ^ сотрудничества (ШОС), ОДКБ и других, активно развивает отношения с европейскими и ^ азиатскими странами3.

Таким образом, мировое геополитическое развитие, динамика военно-политической обстановки, эволюция вызовов и угроз глобальной международной, региональной и национальной безопасности, наряду со стремлением ведущих государств обеспечить доминирующие позиции на формирующейся политической карте мира, обусловливают необходимо мость адекватного восприятия военными специалистами и военно-научным сообществом о происходящих перемен в военной сфере и выработки на этой основе необходимых мер по ^ обеспечению военной безопасности государства4.

Авторы исследования, проанализировав действующий Закон, а также законодательство, регулирующее оборону и воинскую службу, пришли к выводу об его эффективности. Ими выявлены отдельные противоречия и недостатки: обосновано отнесение военной полиции к специальным войскам, редактировании понятия «военное время», расширение §: понятия «член семьи», постановка на утрату постановления Правительства Республики о Казахстан от 16 августа 2001 года № 1074 «Об утверждении Положения о Министер-< стве обороны Республики Казахстан» и др.

^ Ключевые слова: правовой мониторинг, эффективность законодательства, правовой анализ, вооруженные силы, оборона, воинская служба.

1 Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года № 83-11 «О Первом Президенте Республики Казахстан - Елбасы»

2 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Октябрь 1997 года https://www. akorda.kz/ru/addresses/addressesqf_president/poslanie-prezidenta-respuЫiki-kazahstan-na-nazarbaeva-narodu-kazahstana-окуаЬг-1997^.

3 https://www. еНЬтгу. ru/item.asp?id=41501655

4 https://www.еНЬтгу.ru/item.asp?id=24376884

< z

CL

О в х

X

ь

«казахстан республикасыньщ корганысы жэне

карулы куштер1 туралы» казахстан республикасы зацыныц ти1мд1л1г1 туралы мэселес1не (зацнама мониторинг1)

Кайрат Еслямкали^лы Исмагулов

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц цылмыстыц, цылмыстыц iс ЖYргiзу, цылмыстыц атцару цуцыгы бвлiмiнiц бас гылыми цыi3MemKepi, зац гылымдарыныц кандидаты, Казацстан Республикасы, Нур-Султан; e-mail: boss.kz2008@mail.ru

Ерлан Кад1ржан^лы Ахметов

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц Куцыцтыц мониторинг орталыгыныц ага гылыми цызметкерi, цуцыц магистрi, Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; e-mail: e.akhmetov@adilet.gov.kz

лы Куштер, цорганыс, эскери цызмет.

Аннотация. 1993 жылгы 9 сэугрде мемлекеттщ эскери цаугпсгздгггн цамтамасыз ететт басца да цужаттарды одан эр1 эзгрлеу ушт нег1з болган «Казацстан Республика-сыныц цорганысы жэне Карулы Куштерг туралы» Зац цабылданды.

КазацстанРеспубликасыныц ТуцгышПрезидент1 -ЕлбасыН.Э. Назарбаев 1997жылгы 16 цазандагы Казацстан халцына Жолдауында: «коршшермен сен1мд1 жэне достыц ца-рым-цатынаста болу уш1н, оз тэуелЫздтн цамтамасыз ету уш1н Казацстан Республикасы мыцты мемлекет болуы тшс», - деп атап отт1.

2005 жылы елдщ цорганыс цабшетт цамтамасыз етуд1 жалгастыру уш1н «Казацстан Республикасыныц цорганысы жэне Карулы Куштер1 туралы» жаца зац (будан эр1 - Зац) цабылданды.

Казацстан цолайлы сыртцы саяси жагдайларга тап болып, элемтц барлыц ядролыц державаларынан цаутсгздж кетлдтн алды, сондай-ац 1992 жылгы Ташкент шарты, Шанхай Ынтымацтастыц ¥йымы (ШЫ¥), ¥КШ¥ жэне басцалары нег1з1ндег1 эскери-сая- и си блоктыц цатысушысы болып табылады, Еуропа жэне Азия елдергмен царым-цатына- и старын белсенд1 дамытуда.

Осылайша, элемдгк геосаяси даму, эскери-саяси жагдайдыц динамикасы, жаhандыц ха- ^ лыцаралыц, аймацтыц жэне улттыц цау1пс1зд1кке тонетт цаут-цатерлер эволюциясы, и жетекш1 мемлекеттердщ элемнщ цалыптасып келе жатцан саяси картасында устем А жагдайды цамтамасыз етуге деген умтылысымен цатар, эскери мамандар мен эске- а ри-гылыми цогамдастыцтыц эскери салада болып жатцан озгер1стерд1 барабар цабыл- о дауын жэне осы неггзде мемлекеттгц эскери цаутЫздтн цамтамасыз ету жон1ндег1 ца-жетт1 шараларды эз1рлеуд1 цажет етед1.

Зерттеу авторлары цолданыстагы зацды, сондай-ац цорганыс пен эскери цызметт1 реттейтт зацнаманы талдап, оныц тшмдшт туралы цорытындыга келд1. Олар жекеле- В ген царама-цайшылыцтар мен кемшглгктердг аныцтады: эскери полицияны арнайы эскер- И лерге жатцызу, «согыс уацыты» угымын редакциялау, «отбасы мушесг» угымын кецей- р ту, «Казацстан Республикасыныц Корганыс министрлт туралы ережен1 бекту туралы» О Казацстан Республикасы Yкiметiнiц 2001 жылгы 16 тамыздагы № 1074 цаулысын жоюга О цою жэне т.б.

Ty^h свздер: цуцыцтыц мониторинг, зацнаманыц тшмдыт, цуцыцтыц талдау, Кару- О

А

NJ

о

NJ

on the effectiveness of the law of the republic of kazakhstan «on the defense and the armed forces of the republic of kazakhstan» (monitoring of legislation)

Ismagulov Kairat Eslyamkalievich

Chief Researcher of the Department of Criminal, Criminal Procedure, Criminal Executive Law of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Candidate of Law, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: boss.kz2008@mail.ru

Akhmetov Yerlan Kadirzhanovich

Senior research associate of the Center of legal monitoring Institute

of legislation of the Republic of Kazakhstan, master of law,

Nur-Sultan, the Republic of Kazakhstan; e-mail: e.akhmetov@adilet.gov.kz

Abstract. On April 9, 1993, the Law «On Defense and the Armed Forces of the Republic of Kazakhstan» was adopted, which became the basis for the further development of other documents that ensure the military security of the state.

In his Address to the people of Kazakhstan dated October 16, 1997, the First President of the Republic of Kazakhstan - Elbasy N. A. Nazarbayev noted: «In order to have reliable andfriendly relations with its neighbors, to ensure its independence, the Republic of Kazakhstan must be a strong state».

In 2005, in order to ensure the country's defense capability, a new Law «On Defense and the Armed Forces of the Republic of Kazakhstan» (hereinafter referred to as the Law) was adopted.

Kazakhstan is in a favorable foreign policy environment and has received security guarantees from all the nuclear powers of the world, is also a member of the military-political bloc based on the Tashkent Treaty of 1992, the Shanghai Cooperation Organization (SCO), the CSTO and ™ others, and actively develops relations with European and Asian countries. £ Thus, the global geopolitical development, the dynamics of the military-political situation, ™ the evolution of challenges and threats to global international, regional and national security, along with the desire of leading states to ensure a dominant position on the emerging political ^ map of the world, make it necessary for military specialists and the military-scientific community =§. to adequately perceive the ongoing changes in the military sphere and develop on this basis the jt necessary measures to ensure the military security of the state.

o The authors of the study, having analyzed the current Law, as well as the legislation regulating ^ defense and military service, came to the conclusion about its effectiveness. They revealed certain contradictions and shortcomings: the attribution of the military police to specialforces, the editing of the concept of «wartime», the expansion of the concept of «family member», the statement on

IN

o in o

< the loss of the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated August 16, 2001 ^ № 1074 «On approval ofthe Regulations on the Ministry of Defense ofthe Republic of Kazakhstan»,

< etc.

cn

t Keywords: legal monitoring, effectiveness of legislation, legal analysis, armedforces, defense, military service.

<

I DOI: 10.52026/2788-5291 2021 65 2 134

о <

en <

Введение. Большой вклад в изучение во- Отраслевые вопросы правового регу-просов обороны государства внесли такие лирования военной службы исследованы

ЕЕ ученые, как A.M. Домников, Э.В. Шамарин, в работах A.M. Антошина, П.К. Бурдина, х А.А.Рогачева,М.И. Байтиным, И.П.Бли- H.A. Виноградова, Д.А. Воропаева, Г.МДол-

* щенко, И.П. Ильинским, А.И. Каском, гопятова, A.M. Иовлева, Г.Н. Колибаба, 1 А.И. Каневским, A. Морозовой, В.Ф. Пого- H.H. Королькова, Н.И. Кузнецова, С.Ф. Ани-| релко, И.Н. Сенякиным, Н.В. Черноголовки- симова, Л.М. Архангельского, С.А. Войто-

ным, В Н. Хропанюком и др. вич, В.В. Водзинской, Г.Я. Головных и др.

Так, A.M. Домников указывал на значимость военной защиты на основе опыта Великой Отечественной войны и продолжавшейся после нее «холодной войны» [1].

Э.В. Шамарин раскрывал существовавшую в то время структуру функции обороны страны и роль КПСС в осуществлении этой деятельности [2].

А.А. Рогачев исследовал внешние функции обороны наряду с другими внешними функциями Советского государства [3].

Данные исследования были «веянием» своего времени, где идеологическая сторона преобладала над содержательной, осуществлялся односторонне классовый подход к исследованию функции обороны страны, уделялось чрезмерное внимание роли Коммунистической партии в оборонной деятельности государства. В настоящее время, в связи с кардинальным изменением политической и экономической системы Республики Казахстан, международной обстановки, эти работы устарели.

В Военной доктрине5, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года, определены основные направления государственной деятельности в военно-политической, военно-стратегической и военно-экономической сфере, по мобилизационной подготовке государства, а также основные меры по развитию военной организации Республики Казахстан.

Следует отметить, что данная доктрина носит оборонительный характер и отражает приверженность Республики Казахстан к приоритетному использованию для защиты национальных интересов дипломатических, политических, правовых, экономических и других невоенных средств.

Закон отвечает основным положениям Указа Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»6, в котором отражены стратегические вопросы обеспечения обороноспособности и национальной

безопасности.

Республика Казахстан является участницей следующих соглашений, принятых в рамках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) : 1) о военной безопасности государств-участников СНГ (1992г.);

2) об организации связей взаимодействия в интересах управления вооруженными силами государств-участников СНГ (1998г.);

3) о сотрудничестве в области инженерного обеспечения вооруженных сил государств-участников СНГ (2012г.); 4) о порядке взаиморасчетов при организации питания и план двустороннего военного сотрудничества между министерствами обороны Казахстана и России (2020г.); 5) о военном сотрудничестве между Министерством обороны Республики Казахстан и Министерством обороны Республики Узбекистан (2017г.); 6) о военном сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь (1998г.).

Соглашения и меморандумы с другими странами: 1) о сотрудничестве в военной области с Федеративной Республики Германия7; 2) о взаимопонимании с Объединенными Арабскими Эмиратами в области военного сотрудничества8; 3) о сотрудничестве в военной области с Правительством Французской Республики9; 4) о военном сотрудничестве с Правительством Турецкой Республики10; 5) о взаимной защите секретной информации в военной области с Правительством Турецкой Республики11.

Анализ вышеуказанных международных документов, касающихся вопросов обороны и военной безопасности показывает, что положения Закона не противоречат положениям международных соглашений и соответствуют международным обязательствам Республики Казахстан.

Основные положения. В рассматриваемом Законе выявлены следующие типичные дефекты, способствующие формированию различной практики применения:

1. Так, в подпункте 2) статьи 1 Закона закреплено понятие «специальные войска». Специальные войска это воинские части и

5 Указ Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 554. «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан»

6 Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»

7 http://adilet.zan.kz/rus/docs/P010001260_

8 http://adilet.zan.kz/rus/docs/01600000001

9 http://adilet.zan.kz/rus/docs/P100000006_

10 http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000281

11 http://adilet.zan.kz/rus/docs/P2000000774

о

X

и

ы А

о х о

ь А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е о

"U А

JZ

NJ

о

NJ

гм о гм

IX

< IX

о в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

х

ь

подразделения инженерного и химического обеспечения, разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, информационной безопасности, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований.

Однако в статье 19 анализируемого Закона установлено, что в состав специальных войск Вооруженных Сил входят воинские части и подразделения инженерного, геоинформационного и гидрометеорологического обеспечения, разведки, радиационной, химической и биологической защиты, связи, радиоэлектронной борьбы, информационного противоборства, военная полиция, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 февраля 2005 года № 32 «Об органах военной полиции»12 органы военной полиции являются специальными воинскими подразделениями, организационно входящими в состав Вооруженных Сил, органов национальной безопасности, Национальной гвардии Республики Казахстан и осуществляющими функции по обеспечению правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

Таким образом, норма подпункта 2) статьи 1 Закона противоречит статье 19. Так, в конструкции термина «специальные войска» упущены органы военной полиции. Указанное противоречие не позволяет единообразно применять нормы анализируемого Закона.

В связи с этим необходимо устранить коллизию в этой части, изложив норму подпункта 2) статьи 1 Закона в следующей редакции: «специальные войска - воинские части и подразделения инженерного и химического обеспечения, разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, информационной безопасности, военная полиция, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований».

2. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 6 июля 2000 года № 417 «О структуре Вооруженных Сил Республики Казахстан» (позднее Указом Президента Республики Казахстан от 7 мая

2003 года № 1085 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан»), утверждено постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2001 года № 1074 «Об утверждении Положения о Министерстве обороны Республики Казахстан».

В 2012 году Указ Президента Республики Казахстан от 7 мая 2003 года № 1085 (действовавший во исполнение устаревшего Закона РК от 9 апреля 1993 года «Об обороне и Вооруженных Силах Республи-киКазахстан») утратилсилу.Однаконасегод-няшний день постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2001 года № 1074 до сих пор считается действующим.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О правовых актах» при признании утратившим силу нормативного правового акта вышестоящего уровня подлежат признанию утратившими силу нормативные правовые акты нижестоящего уровня, принятые для его реализации.

Данное требование также распространяется на случаи, когда из нормативного правового акта вышестоящего уровня исключаются отдельные нормы права, для реализации которых приняты нормативные правовые акты нижестоящего уровня.

В целях приведения в соответствие с Законом необходимо поставить на утрату постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2001 года № 1074 «Об утверждении Положения о Министерстве обороны Республики Казахстан», который действует в соответствии с утратившим силу Указом Президента, действовавший в свою очередь во исполнение устаревшего Закона РК от 9 апреля 1993 года «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан».

3. В подпункте 46) статьи 1 анализируемого Закона установлено: «военное время - период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения».

Тогда как подпункт 42) статьи 1 Закона гласит: «состояние войны - отношения государств с момента объявления войны между ними (фактического начала военных действий) до ее окончания (фактического прекращения)».

Исходя из вышеуказанного, термин «со-

Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2005 года № 32 «Об органах военной полиции»

12

стояние войны» поглощает большую часть определения понятия «военное время», а конкретнее, слова после слова «или» прямо указывают на понятие «состояние войны».

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О правовых актах» текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, его положения должны быть предельно краткими, содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. Текст нормативного правового акта не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки.

В целях устранения положений, не несущие смысловой и правовой нагрузки, предлагается подпункт 46) статьи 1 Закона изменить формулировкой следующего содержания: «военное время - период с момента объявления состояния войны».

4. В соответствии с подпунктом 16-2) пункта 2 статьи 22 анализируемого Закона действует приказ Министра обороны Республики Казахстан от 8 августа 2017 года № 428 «Об утверждении Правил оформления и оплаты воинских перевозок в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Так, в подпункте 4) пункта 6 указанного приказа установлено, что членами семьи военнослужащего являются супруга (супруг), совместные или одного из супругов несовершеннолетние дети (усыновленные, находящиеся на иждивении или под опекой), дети (усыновленные, находящиеся на иждивении или под опекой) и дети супруга (супруги), обучающиеся в организациях образования по очной форме обучения, в возрасте до двадцати трех лет, дети-инвалиды (усыновленные, находящиеся на иждивении или под опекой), и дети-инвалиды супруга (супруги), ставшие инвалидами до восемнадцати лет, родители, находящиеся на иждивении военнослужащего.

Также в подпункте 4) пункта 2 статьи 12 и подпункте 12) пункта 2 статьи 22Закона используется термин «члены семьи», однако определение данному понятию в нормативном правовом акте не дается, что может повлечь разночтения и произвольное толкование в правоприменительной практике.

Согласно определениям понятий, данных в статье 1 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-ГУ «О браке

13 Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года №

14 Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 9

(супружестве) и семье»13 семья это круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений (подпункт 29); свойство - отношение одного из супругов к близким родственникам другого супруга(подпункт 16); близкие родственники - родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки(подпункт 13); родственники - лица, находящиеся в родственной связи, имеющие общих предков до прадедушки и прабабуш-ки(подпункт 36).

В соответствии со статьей 3 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» брачно-се-мейное законодательство Республики Казахстан: устанавливает права и обязанности, имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а в случаях и в пределах, предусмотренных брачно-се-мейным законодательством Республики Казахстан, между другими родственниками и иными лицами. Следовательно, брачно-се- С мейное законодательство в понятие «члены Н семьи» включает родственников, имеющих ^ общих предков до прадедушки и праба- С бушки. И

Вместе с тем, в законодательстве, регу- Т лирующее вопросы о жилище закреплено З определение «член семьи» иначе, чем брач- О но-семейное. §

В пункте 1 статьи 21 Закона Республи- А ки Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94 Л «О жилищных отношениях»14 установлено, Т что членами семьи собственника жилища £ признаются постоянно совместно прожива- п ющие супруги и их дети. Родители супругов, £ а также дети, имеющие свои семьи и посто- о янно проживающие с собственником, могут о быть признаны членами семьи собственни- н ка только по взаимному согласию. §

Таким образом, жилищное законодатель- 1 ство значительно сужает круг «членов се- И мьи».

Учитывая то, что законодательство Респу- ^ блики Казахстан предусматривает различ- 2 ные определения дефиниции «члены семьи» 5 в зависимости от сферы правового регу- 22

о

518-IV «О браке (супружестве) и семье» «О жилищных отношениях»

гм о гм

IX

< IX

о в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

х

ь

лирования, предлагаем дополнить пункт 6 Правил оформления и оплаты воинских перевозок в Вооруженных Силах Республики Казахстан подпунктом 9), а также закрепить в статье 1 анализируемого Закона норму, предусматривающие определение понятия «члены семьи» для целей настоящего приказа и анализируемого Закона. Это позволит исключить разночтения и возникновение споров относительно правомерности применения тех или иных норм Закона.

5. В подпункте 13 пункта 2 статьи 5 Закона закреплено, что в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент Республики Казахстан вводит на всей территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное или военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года «О чрезвычайном положении» в качестве дополнительной меры и временного ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения осуществляется контроль за средствами массовой информации посредством запросов обязательных экземпляров печатных изданий и материалов радио-и телепередач.

Статья 20 Конституции Республики Казахстан гласит «1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.».

Данное положение продублировано и в статье 2 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации»: «Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан. Цензура запрещается».

Наряду с этим, свободное движение информации внутри страны и поверх государственных границ характеризует и предопределяет развитие и защиту демократических институтов.

В пункте 1 Хартии свободы печати15 указано, что «любая цензура, прямая или косвенная, неприемлема. В этой связи законы и практика, ограничивающие право средств массовой информации свободно собирать и

распространять сведения, должны быть отменены, а органы местной и центральной власти не должны вмешиваться в содержание публикуемых или передаваемых сообщений, равно как и ограничивать доступ к источникам информации».

Статус печати и других средств массовой информации, система гарантий их независимости, а также меры по обеспечению ответственности СМИ определены в Резолюции №428 (1970) Консультативной ассамблеи Совета Европы «Относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека» (принята 23.01.1970г.)16.

Согласно международным документам временное приостановление или бессрочное запрещение печатного издания является очень суровым вмешательством в свободу слова; оно подобно запрету заниматься журналистской деятельностью17.

В пункте 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека18 закреплено, что ограничение прав и свобод должны подвергаться исключительно только с целью обеспечения:

1) должного признания и уважения прав и свобод других (в статье 12 Декларации перечисляются эти права и свободы: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация);

2) удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного состояния в демократическом обществе .

В Республике Казахстан незаконное распространение информации уже закреплено в Конституции и других нормативных правовых актах. В связи с чем, предлагается исключить подпункт 2 пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О чрезвычайном положении».

Заключение. По итогам анализа можно сделать вывод, что, в целом, Закон эффективен. Вместе с этим выявлены отдельные противоречия и недостатки, для устранения которых предлагается:

1) устранить коллизию, изложив норму подпункта 2) статьи 1 Закона в следующей редакции: «специальные войска - воинские части и подразделения инженерного и химического обеспечения, разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, информацион-

15 Хартия свободы печати (Лондон, 16января 1987года). http://docs.cntd.ru/document/901945348

16 Резолюции №428 Консультативной ассамблеи Совета Европы (23 января 1970 года) http://docs.cntd.ru/

document/901739194

http://medialaw. asia/

18 http://adilet.zan.kz/rus/docs/O4800000001

17

ной безопасности, военная полиция, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований».

2) поставить на утрату постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2001 года № 1074 «Об утверждении Положения о Министерстве обороны Республики Казахстан».

3) изменить подпункт 46) статьи 1 Закона формулировкой следующего содержания: «военное время - период с момента объявления состояния войны».

4) устранить внутренние противоречия между нормами статьи 19 и подпункта 15) статьи 1 анализируемого Закона.

5) дополнить пункт 6 Правил оформления и оплаты воинских перевозок в Вооруженных Силах Республики Казахстан подпунктом 9), а также закрепить в статье 1 анализируемого Закона норму, предусматривающие определение понятия «члены семьи» для целей настоящих Правил и анализируемого Закона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) исключить подпункт 2 пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О чрезвычайном положении».

литература

1. Домников A.M. Функция Советского государства по военной защите страны: Дис. ...докт.философ.наук. -Л.,1954. - 257 с.

2. Шамарин Э.В. Оборонная функция советского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1966. - 14с.

3. Рогачев A.A. Внешние функции советского государства (вопросы теории): Дисс. . канд. юрид. наук.-М., 1981. - 174 с.

references

1. Domnikov A.M. Funksiя sovetskogogosudarstvapo voennoi zaite strany: Dis. ...dokt.filosof. nauk. -L.,1954. - 257 s.

2. §amarin E.V. Oboronnaя funksiя Sovetskogo gosudarstvа: Avtoref. dis. ... kand. rid. nauk. - Т M., 1966. - 14s. К

3. Rogachev A.A. Vne§nie funksii sovetskogo gosudarstva (voprosy teorii): Diss. . kand. rid. И nauk.- M., 1981. - 174 s. Т

И

З

З

А

го

ZQAI

NJ О NJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.