Научная статья на тему 'О НЕДОСТАТКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВЛЕНИЯ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА № 114 ОТ 30 НОЯБРЯ 2020 ГОДА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 2 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА № 21716 )'

О НЕДОСТАТКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВЛЕНИЯ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА № 114 ОТ 30 НОЯБРЯ 2020 ГОДА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 2 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА № 21716 ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ / ИМУЩЕСТВО / НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ БАНКУ / АКТИВЫ / ЛИКВИДАЦИОННАЯ МАССА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / СООТВЕТСТВИЕ НПА КОНСТИТУЦИИ / СООТВЕТСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калмагамбетов Айвар Жакиевич, Кузембаева Гулмира Нурадиновна

В статье излагаются недостатки и противоречия правового регулирования при проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов на примере Постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. В Постановлении, зарегистрированном 2 декабря 2020 года, имеется нововведение, согласно которомув активы ликвидируемого банка включено «...имущество, не принадлежащее ликвидируемому банку, но числящиеся в бухгалтерском учете...». Данное изменение определения термина «активы банка» ущемляет конституционные права на имущество и интересы физических и юридических лиц, открывших текущие счета в банках второго уровня. Это явилось следствием непроведения должной юридической экспертизы на предмет соответствия данного Постановления действующему законодательству Республики Казахстан. Авторами выявлены противоречия в действующем законодательстве. Согласно части второй пункта 1 статьи 44 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя проведение органами юстиции юридической экспертизы на предмет соответствия нормативного правового акта законодательству Республики Казахстан. Однако, пункт 6 статьи 18 Закона о правовых актах исключает проведение юридической экспертизы Министерством юстиции Республики Казахстан (далее - МЮ) постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, а пункт 36 Регламента Правительства Республики Казахстан (утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300) обязывает государственные органы согласовывать с МЮ проекты постановлений на предмет их соответствия Конституции, законодательным актам, актам Президента, Правительства и Премьер-Министра Республики Казахстан. Авторами статьи отмечается наличие определения термина «активы банка» только лишь в Правилахосуществления ликвидации и требований к работе ликвидационных комиссий принудительно ликвидируемых банков, утвержденных АгенствомРеспублики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка,и его отсутствие в Законе Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности». В заключение авторами предлагается: предусмотреть в Законе о правовых актах механизм отмены незаконно зарегистрированных нормативных правовых актов; исключить из Правил положение о включении в активы ликвидируемого банка - имущества, не принадлежащего этому банку; в целях защиты прав физических и юридических лиц, открывших текущие счета в банках, в Законе Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» закрепить положение, исключающее возможность включения их денежных средств на текущих счетах в активы ликвидируемого банка, а также обязанность временной администрации и ликвидационной комиссии ликвидируемого банка возвратить денежные средства на текущих счетах по первому требованию физических и юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калмагамбетов Айвар Жакиевич, Кузембаева Гулмира Нурадиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FAULT OF LEGAL REGULATION OF THE LEGAL EXPERTISE OF NORMATIVE LEGAL ACTS AND THEIR LEGAL CONSEQUENCES (ON THE EXAMPLE OF THE BOARD DECREE OF THE AGENCY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN FOR THE REGULATION AND DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL MARKET NO. 114 DATED NOVEMBER 30, 2020, REGISTERED BY THE MINISTRY OF JUSTICE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON DECEMBER 2, 2020 NO. 21716)

The article outlines the faults and contradictions of legal regulation during the legal expertise of normative legal acts on example of the Board decree of the Agency of the Republic of Kazakhstan for the Regulation and Development of the Financial Market. In the decree, registered on 2 December of 2020, there is an innovation, according to which the assets of the banks in liquidation include "...property that does not belong to the bank in liquidation, but is listed in the accounting records..." This change in the definition of the term "bank assets" infringes on the constitutional rights to property and interests of individuals and legal entities that have opened bank accounts in second-tier banks. This was the result of not conducting a proper legal expertise for the compliance of this Decree with the current legislation of the Republic of Kazakhstan. According to the second part of clause 1 of Article 44 of the Law on Legal Acts, state registration of a normative legal act includes a legal expertise by the judiciary for the compliance of a normative legal act with the legislation of the Republic of Kazakhstan. However, paragraph 6 of Article 18 of the Law on Legal Acts excludes the conduct of a legal expertise by the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan (hereinafter-MOJ) of the Board Decree of the Agency of the Republic of Kazakhstan for the Regulation and Development of the Financial Market, and clause 36 of the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan (approved by the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 10, 2002 No. 1300) obliges state bodies to coordinate with the Ministry of Justice draft decrees for their compliance with the Constitution, legislative acts, acts of the President, Government and Prime Minister of the Republic of Kazakhstan. The authors of the article note the existence of a definition of the term «bank assets» only in the Rules for the implementation of liquidation and requirements for the work of liquidation commissions of forcibly being liquidated banks, approved by the Agency of the Republic of Kazakhstan for the Regulation and Development of the Financial Market, and its absence in the Law of the Republic of Kazakhstan «On Banks and Banking Activities». In conclusion, the authors suggest: envisage in the Law on Legal Acts a mechanism for repealing illegally registered normative legal acts; to exclude from the Rules the provision on the including in the assets of the bank under liquidation - property that does not belong to this bank. in order to protect the rights of individuals and legal entities who have opened bank accounts, in the Law of the Republic of Kazakhstan «On Banks and Banking Activities» to fix a provision that excludes the possibility of including their cash on bank accounts in the assets of a bank under liquidation, as the obligation of temporary administration and liquidation commissions of the bank under liquidation to return cash on bank accounts at the first request of individuals and legal entities.

Текст научной работы на тему «О НЕДОСТАТКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВЛЕНИЯ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА № 114 ОТ 30 НОЯБРЯ 2020 ГОДА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 2 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА № 21716 )»

4. Imbert Zh. Pax Romana v istorii rimskogo obshhestva. - Brjussel', 1962. - 502 s.

5. Fuzitano. O prave fecialov. - Turin, 1965. - 412 s.

6. Martyshin O.V Istorija politicheskih uchenij: Uchebnik dlja vuzov. - M., 2002. - 341 s.

7. Nersesjanc V.S. Istorija politicheskih i pravovyh uchenij: Uchebnik dlja vuzov. - M.: Izdatel 'skaja gruppa NORMA-INFRA M, 1998. - 736 s.

8. Novickij I.B. Rimskoe pravo. - M.: TEIS, 1997. - 245s.

9. Novickij I.B., Pereterskij I.S. Rimskoe chastnoe pravo: Uchebnik. - M.: Jurist#, 1996. - 544 s.

10. Omel'chenko O.A. Osnovy rimskogo prava: Uchebnoe posobie. - M.: Manuskript, 1994.

- 232 s.

11. Podoprigora A.A. Osnovy rimskogo grazhdanskogo prava: Uchebnoe posobie. - M., 1990.

- 284 s.

12. Podoprigora A.A. Rimskie stoiki: Seneka, Jepiktet, Mark Avrelij: Uchebnoe posobie. -M, 1998. - 289 s.

13. Tosunjan G.A. Istorija politicheskih i pravovyh uchenij: Uchebnik dlja vuzov. - M., 1997. -167 c.

14. Kalamkarjan R.A., Migachev Ju.I. Mezhdunarodnoe pravo kak reguljator sovremennyh mezhdunarodno-pravovyh otnoshenij /R.A. Kalamkarjan, Ju.I. Migachev // Gosudarstvo i pravo. 2013. N 11.

15. Bazhenova E. A. K voprosu o vzaimosvjazi mezhdu jus gentium, jus naturale i sovremennym mezhdunarodnym pravom //https://justicemaker.ru/view-article.php?id=11&art=4688

16. Pravo i spravedlivost' v istoricheskoj tradicii mirotvorchestva: ot antichnosti do sovremennosti: Kollektivnaja monografija / Pod red. T. V. Kudrjavcevoj. — SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2016. — 435 s.

17. Jachevskij V.V. Zarubezhnaja politiko-pravovaja mysl': Uchebnik dlja vuzov. - M., 2000. -100 c.

УДК 342.7 ТТ

Н И

О НЕДОСТАТКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Т

ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ А

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ "

ЮРИДИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ

(на примере Постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка № 114 от 30 ноября 2020 года, зарегистрированного Министерством А юстиции Республики Казахстан 2 декабря 2020 года № 21716)

Калмагамбетов Айвар Жакиевич

Начальник отдела правового обеспечения и государственных закупок РГП на ПХВ «Инженерно-технический центр ЦИК», магистрант Казахского университета бизнеса и технологий, г.Нур-Султан, Республика Казахстан; е-таИ. a.kalmagambetov@saylau.kz

>

> го

о

го

О

X

е о

"U 2 А JZ

Кузембаева Гулмира Нурадиновна

Специалист отдела административно-правового обеспечения РГП на ПХВ «Институт парламентаризма», магистрант Университета «Туран-Астана», г.Нур-Султан, Республика Казахстан;e-mail: mahanova0107@mail. ги

I4J

Ключевые слова: Постановление Правления, имущество, не принадлежащее банку, активы, ликвидационная масса, юридическая экспертиза, согласование проектов нормативных правовых актов, соответствие НПА Конституции, соответствие законодательству Республики Казахстан.

Аннотация. В статье излагаются недостатки и противоречия правового регулирования при проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов на примере Постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. В Постановлении, зарегистрированном 2 декабря 2020 года, имеется нововведение, согласно которомув активы ликвидируемого банка включено «...имущество, не принадлежащее ликвидируемому банку, но числящиеся в бухгалтерском учете...». Данное изменение определения термина «активы банка» ущемляет конституционные права на имущество и интересы физических и юридических лиц, открывших текущие счета в банках второго уровня. Это явилось следствием непроведения должной юридической экспертизы на предмет соответствия данного Постановления действующему законодательству Республики Казахстан. Авторами выявлены противоречия в действующем законодательстве. Согласно части второй пункта 1 статьи 44 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя проведение органами юстиции юридической экспертизы на предмет соответствия нормативного правового акта законодательству Республики Казахстан. Однако, пункт 6 статьи 18 Закона о правовых актах исключает проведение юридической экспертизы Министерством юстиции Республики Казахстан (далее - МЮ) постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, а пункт 36 Регламента Правительства Республики Казахстан (утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300) обязывает государственные органы согласовывать с МЮ проекты постановлений на предмет их соответствия Конституции, законодательным актам, актам Президента, Правительства и Премьер-Министра Республики Казахстан.

Авторами статьи отмечается наличие определения термина «активы банка» только ^ лишь в Правилахосуществления ликвидации и требований к работе ликвидационных ко-2 миссий принудительно ликвидируемых банков, утвержденных АгенствомРеспублики Ка-~ захстан по регулированию и развитию финансового рынка,и его отсутствие в Законе Ре-^ спублики Казахстан «О банках и банковской деятельности». ^ В заключение авторами предлагается:

предусмотреть в Законе о правовых актах механизм отмены незаконно зарегистрированных нормативных правовых актов;

исключить из Правил положение о включении в активы ликвидируемого банка - имущества, не принадлежащего этому банку; 2 в целях защиты прав физических и юридических лиц, открывших текущие счета в бан-

< ках, в Законе Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» закрепить по-^Е ложение, исключающее возможность включения их денежных средств на текущих счетах

< в активы ликвидируемого банка, а также обязанность временной администрации и лик-Ь видационной комиссии ликвидируемого банка возвратить денежные средства на текущих ш счетах по первому требованию физических и юридических лиц.

<

Ч О X

о <

т

НОРМАТИВТ1К К;¥К;ЬЩТЬЩ АКТ1ЛЕРГЕ ЗАЦ

сараптамасын ;¥;ьщтьщ реттеудщ КЕМШ1Л1КТЕР1 жэне оныц ;¥;ы;ты; салдары

(Казацстан Республикасы Каржы нарыгын реттеу жэне дамыту агенттт Басцармасыныц 2020 жылгы 30 царашадагы Казахстан Республикасы Эдтет министрлтнде 2020 жылгы 2 желтоцсанда №21716 тiркелген № 114 цаулысыныц мысалында)

Айвар Жакияулы ;алмаFамбетов

Куцыцтыц цамтамасыз ету жэне мемлекеттт сатып алу 6вл1мтщ бастыгы «ОСК инженерлш-техникалыц орталыгы» ШЖКРМК, Казац бизнес жэне технологиялар университеттщ магистранты,

Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; е-mail: a.kalmagambetov@saylau.kz

Гулмира Нурадинкызы Кузембаева

«Парламентаризм институты» ШЖК РМК эюмшмк-цуцыцтъщ цамтасыз ету бвлгмгшц маманы, «Туран-Астана» университеттщ магистранты,

Нур-Султан щ., Казацстан Республикасы;e-mail:mahanova0107@mail.ru

Туйiн свздер:Басщарма щаулысы, банкке шиес1л1 емес мYлiк, активтер, тарату массасы, зац сарапшамасы, нормашившт щущыщшыщ акттер жобасын келюу, НКА Консшишуцияга сэйкесшт, Казацстан Республикасыныц зацнамасына сэйкесшт.

Аннотация. Казацстан Республикасыныц царжы нарыгын реттеу жэне дамыту агенттт Басцармасыныц Каулысынан мысал келшiре ошырып, нормашившж цуцыцшыц акшшерге цуцыцшыц сарапшама ЖYргiзу кезiндегi цуцыцшыцрешшеудщ кемшiлiкшерi мен келiспеушiлiкшерi мацалада баяндалган. 2020 жылы 2 желтоцсанда шiркелген Каулыда

жацаенг1зтм бар, оган сэйкес шарашылып жашцан банкшщ актившерте «...шарашы- е

лашын банкке шиесш емес, бiращ бухгалшерлт есепше шурган мYлiк» енгiзiлген. Ашалган Н

«банк акшивi» термит аныцшамасын взгершу екiншi дэрежелi банкшерде агымдагы шош К

ашцан жеке жэне зацды шулгалардыц мYлiкке консшишуциялыц цуцыцшарын жэне мYд- Н

делерт бузады. Бул осы Каулыныц Казацстан Республикасыныц цолданысшагы зацнама- И

сына сэйкесштне шиiсшi зац сараптамасын ЖYргiзбеудiц нэшижеЫ. «Куцыцшыц акшыер Т

шуралы» Зацныц 44-бабы 1-шармагыныц екiншi бвлтне сэйкес, нормашившт цуцыцшыц 3

актШ мемлекешшш шiркеу эдтеш органдарыныц нормашившш цуцыцшыц акшШц Ка- О

зацсшан Республикасыныц зацнамасына сэйкесштне зац сараптамасын цамшиды. Алайда °

«Куцыцшыц акшшер шуралы» Зацныц 18-бабыныц 6-шармагы Казацстан Республикасыныц Т

царжы нарыгын решшеу жэне дамышу агеншшт Басцармасыныц цаулысына Казацстан Ь

Республикасы Эдшеш минисшрлтмен (будан эрi - ЭМ) зац сараптамасын ЖYргiзудi квз- В

демейдi, ал Казацстан Республикасы Yкiмешi Регламенштщ 36-шармагы(2002 жылы 10 И

желшоцсандагы Казацстан Республикасы Yкiмешi №1300 Каулысымен бектшген) мемле- р

кешшт органдарды цаулылар жобаларын Казацстан Республикасыныц Консшишуциясына, О

зацнамасына, Президеншшщ, Yкiмешшiц, Премьер-Минисшiрiнiц акшiлерiне сэйкесштне О

ЭМ келiсудi мiндешшейдi. Мацала авшорлары «банк актившерi» шермитнщ аныцшамасы- и

ныц тек Казацстан Республикасыныц царжы нарыгын решшеу жэне цадагалау Агеншши о

гi бекткен МэжбYрлеп шарашылашын банкшердi шарашуды ЖYзеге асыру цагидаларын 1

жэне олардыц шарашу комиссияларыныц жумысына цойылашын шалапшарды бекту шу- и

ралы Каулысында бар екендтн жэне «Банкшер жэне банк щызмешi шуралы» Казацстан р Республикасыныц Зацында оныц жоцшыгын ашап вшедi.

Корышындылай келе, авшорлар:

«Куцыцшыц акшшер шуралы» Зацда зацсыз шiркелген нормашившт цуцыцшыц ак- 4)

шшердщ кушш жоюдыц механизмы квздеудi; 2

таралтылатын банктщ активтергне осы банкке тиесглг емес мулгктг енггзу туралы ержет Кагидалардан алып тастауды.

банктерде агымдагы шот ашцан жеке жэне зацды тулгалардыц цуцыцтарын цоргау мацсатында «Банктер жэне банк цызмет1 туралы» Казахстан Республикасыныц Зацында таратылатын банктердщ активтер1не агымдагы шоттарына ацшалай царажаттарын енггзу мумктдтн жоятын ережеш, сондай-ац таратылатын банк уацытша экгмшглггг мен тарату комиссиясыныц жеке жэне зацды тулгалардыц бгргншг талап етуг бойынша агымдагы шоттардагы ацшалай царажаттарды цайтару мтдетт бек1туд1 усынады.

ON THE FAULT OF LEGAL REGULATION OF THE LEGAL EXPERTISE OF NORMATIVE LEGAL ACTS AND THEIR LEGAL CONSEQUENCES

(On the example of the Board Decree of the Agency of the Republic of Kazakhstan for the Regulation and Development of the Financial Market No. 114 dated November 30, 2020, registered by the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on December 2, 2020 No. 21716)

Kalmagambetov Ayvar Zhakiyevich

Head of the Legal Support and Public Procurement Department RSE on REM "Engineering and Technical Center CEC"Republic of Kazakhstan, Master's student of the Kazakh University of Business and Technology, Nur-Sultan city; e-mail: kalmagambetov@saylau.kz

Kuzembayeva Gulmira Nuradinovna

Specialist of the Department of Administrative and Legal Support of the "Institute of Parlamentarism", g Master's student of «Turan-Astana» University,

a. Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan city; e-mail: mahanova0107@mail.ru

Ю

Keywords: Board decree, property that does not belong to the bank, assets, liquidation estate, ^ legal expertise, approval of draft of normative legal acts, compliance of the normative legal acts ^ with the Constitution, compliance with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Abstract. The article outlines the faults and contradictions of legal regulation during the legal E expertise of normative legal acts on example of the Board decree of the Agency of the Republic of e Kazakhstan for the Regulation and Development of the Financial Market.

In the decree, registered on 2 December of 2020, there is an innovation, according to which ° the assets of the banks in liquidation include "...property that does not belong to the bank in 2 liquidation, but is listed in the accounting records..." This change in the definition of the term с "bank assets" infringes on the constitutional rights to property and interests of individuals and

< legal entities that have opened bank accounts in second-tier banks. This was the result of not ¡5 conducting a proper legal expertise for the compliance of this Decree with the current legislation 5 of the Republic of Kazakhstan. According to the secondpart of clause 1 of Article 44 of the Law on

Legal Acts, state registration of a normative legal act includes a legal expertise by the judiciary § for the compliance of a normative legal act with the legislation of the Republic of Kazakhstan. § However, paragraph 6 of Article 18 of the Law on Legal Acts excludes the conduct of a legal

< expertise by the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan (hereinafter-MOJ) of the Board |E Decree of the Agency of the Republic of Kazakhstan for the Regulation and Development of the ^ Financial Market, and clause 36 of the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan s (approved by the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 10, s 2002 No. 1300) obliges state bodies to coordinate with the Ministry of Justice draft decrees for Ь their compliance with the Constitution, legislative acts, acts of the President, Government and m Prime Minister of the Republic of Kazakhstan.

The authors of the article note the existence of a definition of the term «bank assets» only in the Rules for the implementation of liquidation and requirements for the work of liquidation commissions of forcibly being liquidated banks, approved by the Agency of the Republic of Kazakhstan for the Regulation and Development of the Financial Market, and its absence in the Law of the Republic of Kazakhstan «On Banks and Banking Activities».

In conclusion, the authors suggest:

envisage in the Law on Legal Acts a mechanism for repealing illegally registered normative legal acts;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

to exclude from the Rules the provision on the including in the assets of the bank under liquidation - property that does not belong to this bank.

in order to protect the rights of individuals and legal entities who have opened bank accounts, in the Law of the Republic of Kazakhstan «On Banks and Banking Activities» to fix a provision that excludes the possibility of including their cash on bank accounts in the assets of a bank under liquidation, as the obligation of temporary administration and liquidation commissions of the bank under liquidation to return cash on bank accounts at the first request of individuals and legal entities.

DOI: 10.52026/2788-5291 2021 64 1 285

Введение. 30 ноября 2020 года Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка № 114 были утверждены новые Правила осуществления ликвидации и требований к работе ликвидационных комиссий принудительно ликвидируемых банков (далее - Правила). Данное Постановление зарегистрировано Министерством юстиции Республики Казахстан 02 декабря 2020 года за № 21716.

В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 42 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года (далее - Закон о правовых актах) Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка вступает в силу со дня государственной регистрации.

При этом, согласно части второй пункта 1 статьи 44 Закона о правовых актах государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя проведение органами юстиции юридической экспертизы на предмет соответствия нормативного правового акта законодательству Республики Казахстан1.

На сегодняшний день юридическую экспертизу нормативных правовых актов в

Казахстане проводит уполномоченный государственный орган - Министерство юстиции Республики Казахстан.

Однако, пункт 6 статьи 18 Закона о правовых актах исключает проведение юридической экспертизы Министерством юстиции Республики Казахстан (далее - МЮ) Постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, а пункт 36 Регламента Правительства Республики Казахстан (утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300) обязывает государственные органы согласовывать с МЮ, ответственным за проведение юридической экспертизы на предмет соответствия Конституции, законодательным актам, актам Президента, Правительства и Премьер-Министра, а также Министерством финансов, проекты постановлений на предмет их соответствия Конституции, законодательным актам, актам Президента, Правительства и Премьер-Министра Республики Казахстан2. Здесь возникает противоречие между необходимостью и отсутствием необходимости проведения юридической экспертизы. Также вызывает сомнение вопрос о том, идентичны или нет в вышеуказанных норматив-

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

"U

2 А

JZ

Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» (с изменения и дополнениями по состоянию на 03.01.2021г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480 (дата обращения 28 февраля 2021 года)

2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 «О регламенте Правительства Республики Казахстан» //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://adilet.zan.kz/rus/docs/P020001300_ (дата обращения 28 февраля 2021 года)

"U

NJ

о

гм о гм

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

ных правовых актах понятия «юридическая экспертиза» и «согласование». Определение термина «юридическая экспертиза»дано в подпункте 8) статьи 1 Закона о правовых актах, под которым понимается проверка проекта нормативного правового акта либо принятого нормативного правового акта на предмет его соответствия Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан, в том числе законодательству в сфере противодействия коррупции. В то же время, определение термина «согласование» в Законе о правовых актах и в Регламенте Правительства Республики Казахстан отсутствует. Исходя из этого полагаем, что юридическая экспертиза при согласовании Правил с МЮ не проводилась.

В результате вышеописанных противоречий правовых норм, в пункт 120 Правил были внесены дополнения, которые противоречат действующему законодательству, а именно в активы ликвидируемого банка включено «...имущество,не принадлежащее ликвидируемому банку, но числящиеся в бухгалтерском учете...».

В предыдущих Правилах осуществления ликвидации и требований к работе ликвидационных комиссий принудительно ликвидируемых банков, утвержденных Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 40, который утратил силу Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30 ноября 2020 года № 114, такого положения не содержалось. Так, согласно пункту 81 этих Правил в активы ликвидируемого банка включались «собственное имущество банка, займы, предоставленные юридическим и физическим лицам, а также другие требования банка».

Полагаем, что данное нововведение было продиктовано необходимостью включения имущества, не принадлежащего банку, а

именно, денег физических и юридических лиц на текущих банковских счетах, в ликвидационную массу, поскольку согласно подпункту 26) пункта 4 Правил ликвидационная масса ликвидируемого банка формируется из активов последнего. В силу пункта 2 статьи 115 Гражданского кодекса Республики Казахстан деньги относятся к имуществу3.

Справочно: в соответствии с Правилами открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 207, текущие счета открываются на основании договора банковского счета, а сберегательные счета на основании договора банковского вклада.

При таких обстоятельствах Правление-Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций лишает физических и юридических лиц их имущества.

Основная часть.. Согласно пункту 3 статьи 26 Конституции Республики Казах-станлишение имущества относится к компетенции суда4. Как отмечается в учебнике «Конституционное право Республики Казахстан», Конституция представляет собой единый закон или совокупность законов, конституционных обычаев, обладающих высшей юридической силой и закрепляющих основы устройства государства и общества [1,17].

Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019года № 203, непредусматривают полномочие Агентства по лишению физических и юридических лицих имущества.

При включении денег на текущих счетах в ликвидационную массу, требования физических и юридических лиц в соответствии

3 Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (с изменения и дополнениями по состоянию на 03.01.2021г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа:иЕЬ: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_ (дата обращения 28 февраля 2021 года)

Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменения и дополнениями по состоянию на 03.01.2021г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа:иЕЬ: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обращения 28 февраля 2021 года)

с очередностью, предусмотренной подпунктом 8) пункта 3 статьи 74-2. Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» удовлетворяются в восьмой очереди. Тем самым по обязательствам ликвидируемого банка отвечают физические и юридические лица деньгами на текущих счетах, поскольку предыдущие очереди удовлетворяют требования:

в первую очередь - физических лиц, перед которыми принудительно ликвидируемый банк несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, по уплате удержанных из заработной платы и (или) иного дохода алиментов;по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, за исключением руководящих работников принудительно ликвидируемого банка, задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, по уплате удержанных из заработной платы обязательных пенсионных взносов, по уплате обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, а также вознаграждений по авторским договорам;

во вторую очередь - организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, по сумме выплаченного (выплачиваемого) ею возмещения по гарантируемым депозитам и по сумме восполненной разницы между размером имущества банка и размером обязательств по гарантируемым депозитам, передаваемым другому (другим) банку (банкам) в рамках проведения операции по одновременной передаче активов и обязательств принудительно ликвидируемого банка;

в третью очередь - по обязательствам, обеспеченным залогом имущества принудительно ликвидируемого банка, в размере, не превышающем стоимость залогового имущества, а также требования клиринговой организации, осуществляющей функции центрального контрагента, возникшие в результате ранее заключенных и неисполненных принудительно ликвидируемым банком, являющимся клиринговым участником

данной клиринговой организации, сделок с участием центрального контрагента. В случае получения страховой выплаты за утрату или повреждение заложенного имущества требования залоговых кредиторов не подлежат удовлетворению в части, покрытой страховой выплатой. В случае утраты заложенного имущества непогашенная часть этих требований должна быть погашена в рамках восьмой очереди;

в четвертую очередь - по депозитам физических лиц, не являющихся лицами, связанными с принудительно ликвидируемым банком особыми отношениями, в том числе беспроцентным депозитам до востребования, размещенным в принудительно ликвидируемом исламском банке, и переводам денег, а также требования по депозитам, осуществленным за счет пенсионных активов, по депозитам страховых организаций, осуществленным за счет средств, привлеченных по отрасли «страхование жизни»;

в пятую очередь осуществляются расчеты с некоммерческими организациями, занимающимися исключительно благотворительностью, организациями ветеранов Великой Отечественной войны, организациями ветеранов, приравненных по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, и организациями ветеранов боевых действий на территории других государств, Добровольным обществом инвалидов Республики Казахстан, Казахским обществом слепых, Казахским обществом глухих и производственными организациями, являющимися собственностью этих юридических лиц и созданными за счет их средств, другими организациями инвалидов по имеющимся их средствам на банковских счетах и помещенным на депозит;

в шестую очередь - по депозитам юридических лиц, не являющихся лицами, связанными с принудительно ликвидируемым банком особыми отношениями;

в седьмую очередь погашается задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет, а также по возврату займов, выданных за счет средств республиканского бюджета и средств Национального фонда Республики Казахстан;5

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности» (с изменения и дополнениями по состоянию на 03.01.2021г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа:URL:; http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z950002444 (дата обращения 28 февраля 2021 года)

к> о к>

гм о гм

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

Кроме того, деньгами на текущих счетах физических и юридических лиц вне очереди оплачиваютсярасходы, связанные с ликвидационным производством, в том числе по обеспечению деятельности ликвидационной комиссии банка (пункт 2 статьи 74-2 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности»).

Следует отметить, что Закон Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» направлен на защиту прав только депозиторов

- физических лиц, в том числе субъектов индивидуального предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Права физических и юридических лиц, открывших текущие счета в банках второго уровня не защищены, более того, их конституционные права на имущество и интересы ущемлены нововведением в Правилах.

Согласно части первой пункта 3 статьи 44 Закона о правовых актах органы юстиции Республики Казахстан отказывают в государственной регистрации нормативного правового акта, если такой акт ущемляет установленные законом права и свободы граждан, нарушает законные интересы юридических лиц и противоречит нормативным правовым актам вышестоящего уровня, а часть вторая пункта 3 статьи 49 Закона о правовых актах предусматривает право органов юстиции обратиться в суд с заявлением об отмене государственной регистрации таких нормативных правовых актов. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года (далее

- ГПК)6 не предусматривает данное право органов юстиции.

Если органы юстиции вправе отказать в регистрации нормативного правового акта по вышеуказанным основаниям, то они должны обладать и правом отмены регистрации нормативного правового акта по указанным основаниям.

При этом, в целях упрощения данной процедуры предлагается возложить на органы юстиции обязанности по отмене регистрации нормативного правового акта по указанным основаниям в случае обращения к ним заинтересованных лиц и подтверждения

обоснованности их требований. А в случае обнаружения оснований для отмены самим органом юстиции, он должен обратиться в суд с требованием об отмене регистрации и предусмотреть такое право органа юстиции в главе 30 ГПК, регламентирующей порядок признания противоречащим закону нормативного правовового акта, в котором нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Кроме того, необходимо конкретизировать вид нормативных правовых актов, подлежащих регистрации и отмене органом юстиции, поскольку согласно 4), 5) статьи 1 Закона о правовых актах к нормативным правовым актам относятся как законы так и подзаконные нормативные правовые акты.

Далее, глава 30 ГПК в качестве субъектов обращения в суд предусматривает граждан или юридических лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта. В этой же главе предусмотрено полномочие прокурора по внесению протеста на несоответствующий закону нормативный правовой акт, а также обращение в суд о признании его незаконным, в случае отклонения протеста прокурора органом или должностным лицом, издавшим нормативный правовой акт.

В данной главе ГПК гражданами и юридическими лицами могут быть оспорены подзаконные нормативные правовые акты, не соответствующие положениям Конституции и законов, которые могут быть признаны судом недействительными.

Рассмотрение вопроса несоответствия нормативного правового акта Конституции Республики Казахстан в соответствии с конституционным законом Республики Казахстан «О Конституционном Совете Республики Казахстан» относится к компетенции Конституционного Совета.

Таким образом, нормы главы 30 ГПК конкурируют с положениями Конституцин-ного закона в части подведомственности рассмотрения несоответствия нормативных правовых актов Конституции, что противоречит принципу иерархии нормативных правовых актов.

Гражданский процессуальный кодексРеспублики Казахстан от 31 октября 2015 года (с изменения и дополнениями по состоянию на 03.01.2021г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа:ЦВЬ: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000377 (дата обращения 1 марта 2021 года)

Заключение. На основании вышеизложенного, предлагаем:

- устранить противоречия норм, регулирующих порядок проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов, посредством передачи полномочий по проведению юридической экспертизы научным организациям, за органами юстиции оставить учет и контроль за ее проведением.В качестве примера можно привести законодательство Республики Беларусь, которое предусматривает отдельным постановлением Совета Министров проведение обязательной юридической экспертизы нормативно-правовых актов Национального Банка, Национальной Академии наук и т.д.;

- исключить из Правил положение о включении в активы ликвидируемого банка - имущества, не принадлежащего этому банку;

- включить в Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» определение понятия «активы банка»;

- в целях защиты прав физических и юридических лиц, открывших текущие счета в банках, в Законе Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» закрепить положение, исключающее возможность включения их денежных средств на текущих счетах в активы ликвидируемого банка, а также обязанность временной администрации и ликвидационной комиссии

ликвидируемого банка возвратить денежные средства на текущих счетах по первому требованию физических и юридических лиц;

- приурочить к 30-летию Независимости Республики Казахстан проведение ревизии всех подзаконных нормативных правовых актов, зарегистрированных в единой базе, на предмет соответствия их действующему законам Республики Казахстан;

- устранить конкуренцию норм главы 30 ГПК с положениями Конституцинного закона в части подведомственности рассмотрения несоответствия нормативных правовых актов Конституции;

- возложить на органы юстиции обязанность по отмене регистрации нормативного правового акта по основаниям ущемления прав и свобод, нарушения законных интересов юридических лиц, в случае обращения к ним заинтересованных лиц и подтверждения обоснованности их требований, а также обязанность органа юстиции, в случае обнаружения оснований для отмены самим органом юстиции, обратиться в суд с требованием об отмене регистрации и предусмотреть такое право органа юстиции в главе 30 ГПК, регламентирующей порядок признания противоречащим закону нормативного право-вового акта, в котором нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц.

ЛИТЕРАТУРА

Копабаев О.К., Копабаева А.О. Конституционное право Республики Казахстан в схемах. Учебное пособие. - Алматы:Юридическая литература, 2006. - 123с.

REFERENCES

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

Kopabaev O.K., Kopabaeva A.O. Konstiticionnoe pravo Respubliki Kazahstan v shemah. Ushebnoe posobie. - Almaty: Juridicheskaja literatura, 2006. -123s.

A cn О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

NJ

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.