Научная статья на тему 'МЕРЫ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

МЕРЫ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демпинговая конкуренция / санкции / экономические ограничения / защита внутреннего рынка ЕАЭС / специальные / антидемпинговые и компенсационные меры / государственные закупки / dumping competition / sanctions / economic restrictions / protection of the internal market of the EAEU / special / anti-dumping and countervailing measures / government procurement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.Г. Козленко, Я.П. Орманжи, В.Д. Скляр, А.А. Мигел

Актуальность разработки и применения эффективной системы мер защиты внутреннего рынка, национальных производителей от демпинговой конкуренции, санкций и других недобросовестных действий со стороны компаний из недружественных стран всегда остается значимой проблемой, требующей своевременных и эффективных решений. В статье показано отрицательное влияние западных ограничений на состояние российского производственного сектора, что предопределило принятие со стороны ЕЭК ответных защитных решений всего пространства ЕАЭС, среди которых такие инструменты, как специальные, антидемпинговые и компенсационные меры. Одновременно не противоречит правилам международного сообщества и ВТО применение механизма государственных закупок, способного поддержать производителей в условиях их адаптации к современным экономическим реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO PROTECT THE RUSSIAN DOMESTIC MARKET SUBJECT TO WESTERN TRADE RESTRICTIONS

The relevance of developing and applying an effective system of measures to protect the domestic market, national producers from dumping competition, sanctions and other unfair actions on the part of companies from unfriendly countries always remains a significant problem that requires timely and effective solutions. The article shows the negative impact of Western restrictions on the state of the Russian manufacturing sector, which predetermined the adoption by the EEC of reciprocal protective decisions throughout the EAEU space, including such instruments as special, anti-dumping and countervailing measures. At the same time, the use of a public procurement mechanism that can support producers in their adaptation to modern economic realities does not contradict the rules of the international community and the WTO.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

МЕРЫ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ

ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Д.Г. Козленко, студент Я.П. Орманжи, студент В.Д. Скляр, студент

Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-1-165-168

Аннотация. Актуальность разработки и применения эффективной системы мер защиты внутреннего рынка, национальных производителей от демпинговой конкуренции, санкций и других недобросовестных действий со стороны компаний из недружественных стран всегда остается значимой проблемой, требующей своевременных и эффективных решений. В статье показано отрицательное влияние западных ограничений на состояние российского производственного сектора, что предопределило принятие со стороны ЕЭК ответных защитных решений всего пространства ЕАЭС, среди которых такие инструменты, как специальные, антидемпинговые и компенсационные меры. Одновременно не противоречит правилам международного сообщества и ВТО применение механизма государственных закупок, способного поддержать производителей в условиях их адаптации к современным экономическим реалиям.

Ключевые слова: демпинговая конкуренция, санкции, экономические ограничения, защита внутреннего рынка ЕАЭС, специальные, антидемпинговые и компенсационные меры, государственные закупки.

Актуализация мер защиты внутреннего рынка, как правило, предопределяется сложившейся ситуацией, в которой иностранные компании, ориентированные на достижение собственных целей и финансовых результатов, способны причинить ущерб национальным предприятиям, чья продукция конкурирует с аналогичными импортными позициями. Отсюда значимость применения обоснованных и эффективных тарифных льгот [1].

Изначально, согласно базовым постулатам рыночной экономики, именно конкуренция способствует лучшему обеспечению рынка товарами, повышению их качества, снижению цен, удовлетворению потребностей населения. Однако не все так определенно. В условиях 1990-х годов ставка на либерализацию внешнеэкономических связей поставила российских производителей перед необходимостью конкурировать с агрессивным импортом. Одновременно государственное регулирование цен на 90% товаров было отменено.

В 1992 году экспорт из России по сравнению с 1991 годом не изменился, а вот импорт пшеницы вырос на 67%, сахара -на 13%, растительного масла - в 4 раза. К 1994 году Россия стала крупнейшим в мире покупателем замороженных куриных окорочков, поставляемых из США, что объясняется заключенным договором о поставках между руководством двух стран. В итоге объем импорта мяса курицы в стране составил около 70%, и не более 30% обеспечивали российские птицефабрики. Конкурировать на равных с субсидированными американскими и европейскими фермерами отечественные производители не смогли. И уже к 1997 году объём импортных поставок куриного мяса в Россию превысил 1 млн. тонн.

Кризис 1998 года, когда американская валюта выросла в цене в разы (с 6 до 24 рублей), позволил отечественным производителям приступить к реальному им-портозамещению. В итоге рост производства в 1999 году составил 8%, внешнетор-

говое положительное сальдо достигло 20% от ВВП.

В 2014 году принятые со стороны западных стран запреты и экономические ограничения привели к росту инфляции до 11,4% (максимум с 2008 года), в том числе в связи с выходом иностранной продукции с российского рынка. Предприятия оборонной, энергетической индустрии и других отраслей остались без зарубежного оборудования и комплектующих деталей из-за прежней ориентированности российской политики на поддержание принятой в западном мире идеи преимуществ процессов глобализации. Значимость либеральной концепции как залога успеха экономик мира в очередной раз потерпела очевидное фиаско и подтвердила неоднозначность реализации основных постулатов рынка [2].

Основным документом программы им-портозамещения стало Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». При этом целенаправленная государственная политика импортозамещения, официально принятая в России, получила свое развитие только после февраля 2022 года.

В текущих условиях противостояния между дружественными и недружественными странами принятие эффективных протекционистских мер способно обеспечить устойчивость экономики стран-партнеров, а при согласованном исполнении системы защитных мер поддержать мировую стабильность с выходом на достижение стратегических показателей развития. В приоритете оказались ценности, среди которых патриотизм, общественные интересы, выстраивание межкультурных коммуникаций в пространстве группы стран, среди которых ЕАЭС, БРИКС, ШОС, СНГ, Африканский союз [3].

В сложившейся практике взаимодействия таможенных органов в интеграционном пространстве ЕАЭС принято использовать три вида инструментов защиты внутреннего рынка:

- специальные защитные меры, среди которых введение импортной квоты или специальной пошлины;

- антидемпинговые меры, включающие решения по противодействию демпинговому импорту;

- компенсационные меры, нейтрализующие воздействия субсидий иностранного государства. Развитие таможенного регулирования в пространстве ЕАЭС ориентировано на применение системы выше обозначенных мер защиты внутреннего рынка содружества [4].

В РФ вопрос о реализации защитных мер регулируется ФЗ №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», что в итоге показывает эффективность принятых мер государственного управления [5]. Далее рассмотрим решения ЕЭК в отношении применения инструментов защиты рынка ЕАЭС, что позволит обеспечить своевременную и полную уплату таможенных платежей [6].

В 2023 году импорт мясной продукции и молочной сыворотки в страны ЕАЭС был поставлен по квотам 2022 года. Исключением стала Армения, для которой в 2 раза повышена квота на ввоз говядины (с 5,0 тыс. тонн в 2022 году до 11,4 тыс. тонн в 2023 году). Изменения затронули и позицию - мясо птицы, по которой ввозная квота была увеличена с 36 до 39,1 тыс. тонн, показатель сохранится и в условиях 2024 года. Отметим, что после вступления в ЕАЭС в 2015 году, Армения перешла на единые, при этом относительно высокие, импортные пошлины (15% - на говядину), что определено уровнем само обеспечения территории мясной продукцией (по продукции птицеводства - 1/3, свинине - 50%, говядине - 80%). Поэтому на говядину в 2024 году квота снижена до уровня - 9 тыс. тонн (данные «Интерфакс», со ссылкой на ЕЭК).

В том же году импортная квота на мясо КРС для России была установлена на уровне 570 тыс. тонн, для Казахстана - 21 тыс. тонн. По позиции «свинина» квоты распределены в тоннах в порядке убывания: Белоруссия - 20 тыс., Армения - 12 тыс., Киргизия - 2 тыс. Квоты на продук-

цию птицеводства в 2024г. для стран ЕАЭС определены в тоннах: РФ - 364 тыс., Казахстана - 140 тыс., Киргизии - 58 тыс., Белоруссии - 10,9 тыс.

На 2024 год квоты для РФ и Казахстана установлены в размерах, определенных правилами ВТО, для Армении, Беларуси и Киргизии - в пределах разницы между потребностью и собственным выпуском.

ЕЭК активно работает в плане продления срока действия антидемпинговых мер в отношении ряда товаров, среди которых решения в отношении подшипников качения из КНР, бесшовных труб из нержавеющей стали, импортируемых из КНР и Малайзии, графитированных электродов из Индии и др. Антидемпинговую пошлину в 41,5% на подшипники КНР, что на 10,2 п.п. выше бывшего показателя, продлили до апреля 2024 года.

В условиях растущих ценовых рисков значимо внедрение системы, которая позволит устанавливать единые профили рисков для всех таможенных служб государств-партнеров ЕАЭС, а также проведение совместных мероприятий по таможенному контролю товаров после их выпуска, в том числе для правильности и полноты исчисления специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, развития администрирования таможенных платежей в РФ [7].

Другим инструментом, не противоречащим правилам ВТО, стали государственные закупки, применение которых позволяет сохранить конкурентную среду и качество отечественной продукции [8]. Еще в 2022 году Правительство России

ввело ряд мер для поддержки поставщиков по госзакупкам в условиях санкций. В 2024 году сохранится право сторон изменять существенные условия контракта, если не зависящие от них обстоятельства не позволяют его исполнить (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Эта мера позволит избежать нарушений в исполнении важных для государства контрактов.

В 2024 также можно будет изменять условия договоров на поставку фармацевтических препаратов в пределах 30% от начальной максимальной цены. Это важно, так как поставщики иностранных лекарств зависят от волатильности курса валют (ч. 65.2 ст. 112 44-ФЗ).

В систему мер поддержки внутреннего рынка также включены льготные кредиты для импортёров значимых товаров, легализация параллельного импорта и упрощение таможенного оформления [9]. В сентябре 2023 года программа параллельного импорта продлена на 2024 год, что обусловлено спросом на зарубежные товары, которым пока нет отечественной замены.

Одновременно, до сентября 2024 года продлено декларирование по упрощённой системе (Постановление Правительства РФ № 1133 от 10 июля 2023 г.). Мера действует с 2022 года и существенно облегчает ввоз многокомпонентного оборудования, если оно импортируется разными партиями. Таким образом, с целью защиты внутреннего рынка РФ и пространства ЕАЭС в условиях западных экономических ограничений приняты соответствующие решения в поддержку производителей различных отечественных отраслей.

Библиографический список

1. Мигел А.А., Алексашкина Н.И. Тарифные льготы: сущность и условия их предоставления, основные направления по совершенствованию практики применения в условиях функционирования ЕАЭС // Дневник науки. - 2020. - № 5 (41). - С. 47.

2. Косихина В.П., Мигел А.А. Неоднозначность реализации основных постулатов рынка и «Экономикса» в условиях Запада и современной России // В сборнике: Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке. Материалы международной научной конференции. Под редакцией профессора Р.М. Нуреева, профессора М.Л. Альпидовской. - 2014. - С. 101-104.

3. Хачикян Е.И., Косогорова Л.А., Непарко М.В. Межкультурная компетентность в период глобализации: опыт системного анализа // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 14. - С. 51-52.

4. Алексеева Е.В., Носиков В.А., Марченко А.А. Основные направления развития Евразийской экономической интеграции в сфере таможенного регулирования // Дневник науки. - 2023. - № 4 (76).

5. Чаусов Н.Ю., Соломатина Е.К. Повышение эффективности государственного управления // Актуальные вопросы современной экономики. - 2022. - № 7. - С. 116-127.

6. Николаев А.Д., Мигел А.А. Современные формы обеспечения уплаты таможенных платежей в ЕАЭС // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-9. - С. 5457.

7. Петрушина О.М., Мустафина К.И., Плахова А.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49 (2). - С. 384-388.

8. Чаусов Н.Ю., Россихин А.П. Государственные закупки: анализ эффективности и возможности совершенствования // Modern Economy Success. - 2021. - № 4. - С. 121-125.

9. Ахмедзянов Р.Р., Кидяев Н.В., Захарова А.А., Татарченко К.Р. Параллельный импорт как инструмент защиты экономических интересов Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 11-1 (93). - С. 17-21.

MEASURES TO PROTECT THE RUSSIAN DOMESTIC MARKET SUBJECT TO WESTERN TRADE RESTRICTIONS

D.G. Kozlenko, Student Ya.P. Ormanzhi, Student V.D. Sklyar, Student

Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The relevance of developing and applying an effective system of measures to protect the domestic market, national producers from dumping competition, sanctions and other unfair actions on the part of companies from unfriendly countries always remains a significant problem that requires timely and effective solutions. The article shows the negative impact of Western restrictions on the state of the Russian manufacturing sector, which predetermined the adoption by the EEC of reciprocal protective decisions throughout the EAEU space, including such instruments as special, anti-dumping and countervailing measures. At the same time, the use of a public procurement mechanism that can support producers in their adaptation to modern economic realities does not contradict the rules of the international community and the WTO.

Keywords: dumping competition, sanctions, economic restrictions, protection of the internal market of the EAEU, special, anti-dumping and countervailing measures, government procurement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.