Научная статья на тему 'МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
756
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ДЕПОРТАЦИЯ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляховенко Екатерина Сергеевна, Нагорная Мария Сергеевна

В данной статье на основе анализа международных, отечественных нормативно-правовых актов и официальных статистических данных рассмотрены проблемы миграции и проанализированы современные тенденции влияния внешних миграционных процессов на криминогенный фон в Российской Федерации, предложены предварительные рекомендации для повышения эффективности системы профилактики в сфере преступности мигрантов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ляховенко Екатерина Сергеевна, Нагорная Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE CRIMINALITY OF MIGRANT FOREIGNERS IN THE RUSSIAN FEDERATION, MEASURES TO COUNTERACT MIGRATION CRIME: INSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

In this article, based on the analysis of international, domestic regulatory legal acts and official statistical data, the problems of migration are considered and the current trends of the influence of external migration processes on the criminogenic background in the Russian Federation are analyzed, preliminary recommendations are proposed to improve the effectiveness of the prevention system in the field of migrant crime in Russia.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Ляховенко Е.С. Меры противодействия миграционной преступности в Российской Федерации: институционально-правовой аспект / Е.С. Ляховенко, М.С. Нагорная // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2022. - Т. 2, №2 (37). - С. 63-69

УДК 325 ББК 66.2

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

ЛЯХОВЕНКО Е.С., НАГОРНАЯ М.С. ОУВО ЮУТУ, Челябинск, Россия email: Lyakhovenko2002@mail.ru

Аннотация

В данной статье на основе анализа международных, отечественных нормативно-правовых актов и официальных статистических данных рассмотрены проблемы миграции и проанализированы современные тенденции влияния внешних миграционных процессов на криминогенный фон в Российской Федерации, предложены предварительные рекомендации для повышения эффективности системы профилактики в сфере преступности мигрантов в России.

Ключевые слова: Российская Федерация, миграционная политика, миграция, противодействие преступности, меры противодействия, депортация, противоправное поведение, преступления.

Актуальность. Вопросы государственной миграционной политики в Российской Федерации являются особо актуальными в современных условиях, в основном это связано с тем, что государство занимает одну из лидирующих позиций в мире по уровню миграционной привлекательности для граждан, особенно из стран ближнего зарубежья. Российская Федерация стала центром притяжения для различных мигрантов из бывших республик СССР - от беженцев и возможных репатриантов до трудовых мигрантов [4]. В 2020 г. был зафиксирован 15-летний рекорд по числу иностранцев, получивших гражданство Российской Федерации, - 656,3 тыс. Геополитическая обстановка и развитие ситуации вокруг Украины несомненно повлияют на миграционную политику Российской Федерации (согласно данным ООН количество прибывших в Российскую Федерацию из Украины превысило 975 тыс. чел.)

Миграционные процессы активны, в целом позитивны, но имеют множество спорных моментов, которые во многом могут носить отрицательный характер, некоторыми из негативных факторов являются: усиление конкуренции между местными жителями и мигрантами за рабочие места; значительная сосредоточенность мигрантов может повлиять на навязывание своей собственной культуры,

категорически отрицая взгляды принимающей страны, что как следствие приведет к межэтническим конфликтам; массовые экономические (незаконные финансовые операции, контрабанда) и уголовные правонарушения; нетолерантное отношение местных жителей к мигрантам в целом.

Среди негативных факторов,

сопровождающих миграционные процессы наибольшую опасность представляет их криминальная составляющая, в связи с тем, что к иным отрицательным последствиям неэффективной миграционной политики, добавляется противоправность, а,

следовательно, и дополнительные затраты общественных и государственных ресурсов, направляемых на восстановление нарушенного правопорядка. По данным МВД в 2021 г. на территории Российской Федерации

иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено около совершено 36,5 тыс. преступлений, что на 5,9 больше, чем за 2020 год, в том числе гражданами государств-участников СНГ - 28,5 тыс. преступлений (7,5%), их удельный вес составил 78,0%.

Цель работы. Проанализировать современные тенденции влияния внешних миграционных процессов на криминогенный фон в Российской Федерации и разработать предварительные рекомендации по

совершенствованию нормативной правовой

базы для повышения эффективности системы профилактики в сфере преступности мигрантов.

Материалы и методы. Материалом для написания статьи выступили международные и отечественные нормативно-правовые акты, официальные статистические данные, аналитические источники, а также материалы СМИ. При написании работы применялись исторический, логический, аналитический, статистический методы, метод сравнительного правоведения и государствоведения, индукции и дедукции и др.

Результаты исследования. Миграционные процессы стали неотъемлемой частью социально-политической и экономической жизни в России последних лет. Основными государствами по чистому притоку мигрантов в Россию являются страны - бывшие участники СССР: Казахстан, Украина, Узбекистан, Таджикистан и др. [1]. Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации, на период до 2025 года [2], в качестве одного из показателей была выбрана величина миграционного прироста на уровне не менее 200 тысяч человек ежегодно. В 2006 году в Российской Федерации была принята Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. По состоянию на конец 2020 года Программой воспользовались порядка 960 тысяч соотечественников, за 2021 год - 78466 человек.

Если рассматривать процесс миграции в целом, то это позитивное явление, т.к. он, в частности, помогает улучшить коммуникацию между разными странами, но стоит помнить о том, что в некоторых случаях, в связи со сложностью адаптации местные жители и мигранты не могут взаимодействовать по разным причинам, коммуникация является невозможной и миграция может стать причиной увеличения преступности в государстве. Это связано с тем, что религиозные, социокультурные и моральные устои мигрантов зачастую отличаются и влияют на их поведение в принимающей стране. У приезжающих иностранцев возникают проблемы, связанные с языковым барьером, непривычностью взаимодействия с гражданами России, отделенности от семьи и друзей. В связи с этими трудностями возникает множество проблем социального характера, от которых зависит возможность достижения социального спокойствия в российском обществе. Большая

волна мигрантов очень тревожит принимающее общество, а отсутствие эффективного регулирования адаптации мигрантов со стороны государства способствует росту ксенофобии у принимающего населения [3]. Левада-Центр (Российский аналитический центр) регулярно проводит мониторинг ксенофобской направленности среди населения России старше 18 лет к иностранным гражданам, и в 2022 году был опубликованы результаты

социологического исследования "Ксенофобия и мигранты". Исходя из данных этого опроса, в целом, можно сказать, что показатели ксенофобии снизились, по сравнению с предыдущим периодом. Согласно данным опроса, с одной стороны, 68% респондентов считают, что государство должно ограничивать приток мигрантов в Россию, а доля жителей, считающих что количество мигрантов в их городе или регионе чрезмерно, по сравнению с 2019 годом снизилось на 6%. С другой стороны, половина россиян считает, что работа мигрантов полезна для государства и общества, таким образом за восемь лет - с 2013 по 2021 год количество респондентов, которые

придерживаются данного мнения, выросло с 41% до 50%. За этот же период число опрошенных, согласных с тем, что их родственники и знакомые готовы делать работу, которую сейчас выполняют мигранты уменьшилось на 5%.

Интенсивная миграция в Россию иностранцев приводит не только к изменению этнического состава населения, но и к активному формированию национальных диаспор, а последние, в свою очередь, составляют по мнению правоохранительных органов устойчивый резерв пополнения криминальных группировок. Из-за пандемии рынок труда для мигрантов резко сократился, многие потеряли работу и не смогли найти новую. Эксперты отмечают, что из-за этого наблюдается рост преступности среди иностранцев, в том числе растет число имущественных преступлений и преступлений против личности. Необходимо отметить, что по данным Министерства внутренних дел удельный вес выявленных преступлений, совершенных иностранными гражданами, составляет 3,5%.

Пандемия коронавируса, охватившая с 2020 года все страны мира, значительно повлияла на процесс миграции в разных регионах, т.к. государства ограничили международные, трансграничные и внутренние перемещения

населения, чтобы уменьшить распространение и воздействие пандемии. В Российской Федерации количество мигрантов резко увеличилось: феврале 2022 года заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев на совещании о дополнительных мерах по интеграции и адаптации мигрантов в российском обществе заявил о том, что приток мигрантов в Россию в 2021 году увеличился на треть, по сравнению с 2020 годом, что является поводом для беспокойства, это связано с тем, что в связи с таким количеством пребывающих в России иностранных граждан создает риск образования этнических анклавов и данные опасения являются небеспочвенными, т.к. по данным органов МВД в настоящее время численность самых крупных диаспор составляет от 1 до 5 миллионов человек. В основном это люди, являющиеся выходцами из Центральной Азии, имеющие свою культуру и специфику жизни, которые зачастую являются субъектами преступлений. Также всем известным фактом является то, что отношения между жителями таких районов сосредоточения и местным населением весьма напряженные, а иногда и враждебные.

Таблица

Преступления, связанные с иностранными гражданами и лицами без гражданства 2021 г.

В соответствии с официальной статистикой о характеристике преступности в России, представленной МВД Российской Федерации за 2021 год (табл.), на территории Российской Федерации было совершено более 36 тыс. преступлений, в которых субъектом преступления являлись иностранные граждане и лица без гражданства, данное количество на 5,9% больше, чем за 2020 год, в том числе граждане государств-членов СНГ осуществили 28,5 тыс. преступлений (-7,5%), их удельный вес составил 78,0%, однако число преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства составило 15,9 тыс., что на 0,1% меньше, чем в 2020 г. Также на

наш взгляд необходимо учитывать, что по официальным данным МВД 916,7 тыс. преступлений (-2,6%) остались нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Анализ преступности мигрантов-иностранцев выявил различия в масштабах и характере правонарушений, совершаемых иностранцами, связанные с их гражданством - признаком, который в статистической отчетности отражает страну происхождения миграции иностранцев в Россию. По статистике ФСИН России чаще всего иностранцы попадают в места лишения свободы в России за наркотики, убийства, разбои, изнасилования. В соответствии с данными Судебного департамента о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2021 года, было осуждено свыше 9 тыс. иностранных лиц и лиц без гражданства, в том числе 8,2 тыс. граждан СНГ. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации наибольшее количество преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства за 2021 год, было зарегистрировано в Москве, их количество превысило 7 тыс.

Выстраивая политику противодействия противоправному поведению мигрантов-иностранцев, Российская Федерация придерживается норм международного права. В соответствии со статьей 4 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они проживают или находятся, и с уважением относиться к обычаям и традициям народа этого государства, а согласно статье 7 данной Декларации иностранец, на законном основании находящийся на территории государства, может быть выслан с территории этого государства только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами.

Правоохранительные органы Российской Федерации ведут активную деятельность по пресечению преступлений мигрантов-

(по данным МВД Российской ^ Федерации)

Преступления Всего Удельный вес, %

Совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства 36420 3,5

Совершенные в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства 15961 0,8

иностранцев. По данным МВД за 2021 год было направлено более 176 тыс. представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию. Согласно данным Федеральной службы исполнения наказаний России в местах тюремного заключения Российской Федерации содержатся 5,5% иностранных граждан из общего числа осужденных. Всего в колониях находятся почти 26 тысяч граждан из более 60 государств, большая часть из них из стран постсоветского пространства. В 2019 г. среди более 350 отбывающих наказание иностранцев из дальнего зарубежья 184 человека являлись гражданами стран Юго-Восточной Азии, 48 -Африки, 45 - Ближнего Востока, 31 - Латинской Америки, 8 - США и 39 - граждане 11 европейских государств.

В рамках выполнения международно-правовых обязательств создаются

международные договоры, с целью облегчить социальную реабилитацию заключенных, предоставив иностранцам, осужденным за уголовное преступление, возможность отбывать наказание в своих странах. На сегодняшний день Российская Федерация на многостороннем уровне ратифицировала большинство международных договоров по вопросам передачи осужденных лиц для дальнейшего отбывания наказания в государство их гражданства или постоянного места жительства. Условия передачи осужденного определяются положениями, содержащимися как в международных договорах Российской Федерации, так и в главе 55 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Так, например, конвенция о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года (Страсбург), ратифицированной в Российской Федерации Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года №206-ФЗ, определяет следующие условия передачи лица: лицо является гражданином государства исполнения приговора; судебное решение вступило в законную силу; на время получения запроса о передаче осужденному лицу остается отбывать наказание еще по крайней мере 6 месяцев или срок наказания является неопределенным; имеется согласие на передачу самого осужденного; действия, в связи с которыми был вынесен приговор, являются уголовным правонарушением в соответствии с законодательством государства исполнения приговора; как государство вынесения

приговора, так и государство исполнения приговора дают согласие на такую передачу.

6 марта 1998 года государства - участники Содружества Независимых Государств приняли Конвенцию о передаче осужденных иностранных граждан к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания. В данной Конвенции определены в целом аналогичные условия передачи осужденного. Вопрос передачи осужденного к лишению свободы лица рассматривается в судебном порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказания, обращению осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о передаче лица, с вынесением соответствующего решения.

Согласно п. 3 постановления пленума верховного суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" исполнение решения о депортации иностранного гражданина, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда. Вместе с тем, пребывание иностранных граждан на территории России не только предоставляет им широкий круг прав, но и возлагает серьезные обязанности. Однако пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации предоставляет им не только права, но и определенные обязанности, то есть это пребывание не должно посягать на права и законные интересы других лиц.

Согласно данным МВД только за первое полугодие 2021 года из России были депортированы порядка 8,6 тысячи мигрантов, кроме того, сообщается, что в специальных учреждениях ведомства и его территориальных органов ожидают высылки 1,2 тысячи иностранных граждан, а также еще более чем тысяче мигрантов был сокращен срок пребывания в Российской Федерации. Всего, по данным министерства, в России незаконно находится более 700 тысяч граждан стран СНГ. В 2020 г. пленум верховного суда принял Постановление "О судебной практике по делам о незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией". В своем докладе судья верховного

суда Олег Борисов отметил, что актуальность данного документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Согласно статье 34 Федерального закона №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществление депортации иностранных граждан с территории Российской Федерации производится за счёт: самого иностранца; физического лица или организации, пригласившей иностранца; дипломатического представительства или консульского учреждения страны, гражданином которой является депортируемый; Российской Федерации (в случае, если установить приглашающую сторону иностранца невозможно).

Кроме депортации существует такое понятие как административное выдворение -принудительное и контролируемое

перемещение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации или контролируемый

самостоятельный выезд иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации, осуществляемые в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных

правонарушениях.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания разумного баланса трудовых ресурсов, содействие

трудоустройству граждан в Российской Федерации с 2021 года начали применяться обновленные требования к допустимой доле иностранцев, принимаемых на работу. Ограничение доли таких иностранцев осуществляется на основании п. 3 ст. 18.1 закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и производится правительством Российской Федерации, которому предоставлено право регулировать объем выдаваемых иностранцам разрешений на работу в России. Иностранцы трудиться в России могут только по достижении 18 лет и при наличии разрешения на работу или патента. Таким образом, по данным МВД Российской Федерации за 2021 год на территории Российской Федерации было оформлено более 93 тыс. разрешений на работу и 2,2 млн. патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства. За 2020 год граждане

иностранных государств, работающие в России по трудовым патентам, перечислили в бюджеты регионов 43,5 млрд. рублей, это при этом за 2020 год на фоне пандемии коронавирусной инфекции в России сократилось количество трудовых мигрантов. В рамках защиты прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей в ООН существует Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов.

В связи с вступлением в силу новых поправок к законам " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и "О государственной дактилоскопической

регистрации в Российской Федерации", изменились правила пребывания иностранных граждан в России. Теперь иностранные граждане, которые въезжают на территорию России для работы или с другой целью на длительный период (более 90 суток), обязаны проходить медицинское освидетельствование, обязательную государственную

дактилоскопическую регистрацию и

фотографирование. Данное мероприятие является важной мерой предупреждения преступности в странах, принимающих мигрантов, например, Соединенные Штаты еще с 2004 года начали снимать отпечатки пальцев и фотографировать иностранцев в аэропортах и морских портах в рамках общенациональной программы, которая, по словам министра внутренней безопасности США, призвана сохранить границы открытыми и повысить безопасность страны.

Выводы. Таким образом, мы видим, что миграция населения оказывает большое влияние на все направления деятельности государства, она играет роль в экономической, социальной, политической, культурной и иных сферах жизни общества. Важно отметить, что, имея дело с негативным уклоном в рассуждениях о миграционных процессах, следует иметь ввиду то, что миграция населения играет не только отрицательную роль в жизни общества, но и положительную, поскольку некоторые проблемы решаются пребыванием иностранцев на территории того или иного государства, а также приносят в общество новые народные и культурные традиции.

При обсуждении " вреда и пользы" мигрантов стоит учитывать то, что не только в наших местах заключения находятся иностранные граждане, но и россияне отбывают наказание за рубежом, уполномоченный МИД Российской Федерации по вопросам прав человека,

демократии и верховенства права, замдиректора департамента по гуманитарному

сотрудничеству и правам человека Григорий Лукьянцев назвал примерное количество россиян, отбывающих срок в зарубежных странах. Он отметил, что по состоянию на 12 августа 2021 года общее количество российских граждан, которые содержатся в пенитенциарных учреждениях за рубежом с различным процессуальным статусом составило 9218 человек, из них 4371 являются подозреваемыми, а 1895 - обвиняемыми в совершении преступлений, еще 2952 человека получили приговор от суда иностранного государств. Таким образом, возникает необходимость рассмотрения возможности заключения двусторонних договоров, регламентирующих упрощённые процедуры передачи осужденных в страну гражданства, а также обмена информацией.

Расходы, связанные с проведением мероприятий по депортации и

административному выдворению

осуществляются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на указанные цели, учтенных на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальном органе Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных законом осуществлять указанные мероприятия. В связи с затратами, связанными с данными мероприятиями со стороны государства, происходит нагрузка на бюджет Российской Федерации, но таких затрат на депортацию и административное выдворение можно избежать благодаря альтернативе для нарушителей закона - самостоятельно приобрести билет в страну гражданства и уехать под надзором полиции. Таким образом государство может сэкономить на содержании правонарушителей и их депортации. Соответственно, по нашему мнению, с целью уменьшения нагрузки на бюджет России при совершении преступлений иностранными гражданами и высылки их в страну гражданства, при въезде иностранного гражданина на территорию Российской Федерации следует открыть счет на его имя, на который будет зачислена определенная денежная сумма,

которая в случае совершения данным гражданином преступления будет использована для высылки в страну его гражданства. Таким образом будет увеличена финансовая ответственность иностранных граждан-мигрантов либо принимающей стороны при совершении противоправного деяния. Данное предложение рекомендуется внести в федеральное законодательство, в т.ч. федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" и федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Для получения более точной информации о том, кто и с какой целью приезжает в Российскую Федерацию, эффективного обмена данными в целях обеспечения национальной безопасности страны, необходимо

модернизировать системы, действующие в сфере миграции, а также создании новых информационных систем, которые работают в этой сфере.

Современное состояние международного сотрудничества Российской Федерации по противодействию преступности является свидетельством стремления России к международно-правовым стандартам,

укреплению коллективных правовых начал в международных отношениях, становлению полицентричного миропорядка. На наш взгляд для эффективной борьбы с преступностью иностранных граждан в Российской Федерации следует активизировать деятельность в рамках международных и региональных организаций, например, СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, Интерпол и т.д., в апреле 2021 года в рамках выполнения международно-правовых обязательств

Российская Федерация вступила в международную организацию по миграции -крупнейшую межправительственную структуру в миграционной сфере.

Также одной из мер противодействия преступности среди иностранных граждан, на наш взгляд, является проведение обязательного психологического тестирования каждого иностранного гражданина, пребывающего в ту или иную страну на срок более 1 месяца, с целью оценить его возможности совершить какое-либо преступление или стать его жертвой и для последующего учета данных лиц и проведения профилактической работы с ними в специализированных центрах.

Список литературы

1. Капинус О.С. Преступность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации / О.С. Капинус // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - №1. - С. 145-151.

2. О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы: Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 №622 // Президент России. - 2018.

3. Рытчер А.И. Адаптация мигрантов в Российской Федерации /А.И. Рытчер //Молодой ученый. - 2018. - №50. -С. 446-447.

4. Усманова З.Р. Образ мигранта в сознании российской молодежи / З.Р. Усманова //Русская политология. - 2020. -№1. - С. 50-60.

CURRENT TRENDS IN THE CRIMINALITY OF MIGRANT FOREIGNERS IN THE RUSSIAN FEDERATION, MEASURES TO COUNTERACT MIGRATION CRIME:

INSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

LYAKHOVENKO E.S., NAGORNAYA M.S. EI HE SUUT, Chelyabinsk, Russia e-mail: Lyakhovenko2002@mail.ru

Abstract

In this article, based on the analysis of international, domestic regulatory legal acts and official statistical data, the problems of migration are considered and the current trends of the influence of external migration processes on the criminogenic background in the Russian Federation are analyzed, preliminary recommendations are proposed to improve the effectiveness of the prevention system in the field of migrant crime in Russia.

Keywords: Russian Federation, migration policy, migration, crime prevention, counteraction measures, deportation, illegal behavior, crimes.

Сведения об авторах

Ляховенко Екатерина Сергеевна,

lyakhovnko2002@mail.ru, образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский

технологический университет", кафедра

юриспруденции, 454084, Российская Федерация, г. Челябинск, Комсомольский пр., 113а.

Нагорная Мария Сергеевна, к.и.н., marya.nagornaya@mail.ru, Образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский

технологический университет", доцент кафедры юриспруденции, кандидат исторических наук, 454084, Российская Федерация, г. Челябинск, Комсомольский пр., 113а.

Author Information

Lyakhovenko Ekaterina Sergeevna,

lyakhovenko2002@mail.ru, Educational Institution of Higher Education "The South Ural University of Technology", Department of Jurisprudence, 454084, Russian Federation, Chelyabinsk, Komsomolsky ave., 113a

Nagornaya Mariya Sergeevna,

marya.nagornaya@mail.ru, educational institution of Higher Education "South Ural University of Technology", associate Professor of the Department of Jurisprudence, candidate of historical sciences, 454084, Russian Federation, Chelyabinsk, Komsomolsky ave., 113a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.