Научная статья на тему 'ПРЕСТУПНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРЕСТУПНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2688
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / МИГРАНТЫ / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капинус Оксана Сергеевна

Проанализированы состояние, структура, динамика преступности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также преступлений, совершаемых в отношении данной категории лиц, в Российской Федерации за десятилетний период. Приведены результаты исследований Университета прокуратуры Российской Федерации, посвященных особенностям личности преступника-иностранца и факторам, способствующим совершению мигрантами преступлений, в том числе данные экспертных опросов и анкетирования иностранных граждан, осужденных в России за совершение преступлений. Предлагается комплекс мер, направленных на совершенствование противодействия преступности иностранцев и лиц без гражданства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINALITY OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The state, structure, and dynamics of crime of foreign citizens and stateless persons, as well as crimes committed against this category of persons in the Russian Federation over a ten-year period are analyzed. The article presents the results of research conducted by the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation on the peculiarities of the personality of a foreign criminal and factors contributing to the commission of crimes by migrants, including data from expert surveys and questionnaires of foreign citizens convicted in Russia for committing crimes. A set of measures aimed at improving the fight against crime of foreigners and stateless persons is proposed.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-145-151 NIION: 2003-0059-1/22-161 MOSURED: 77/27-003-2022-01-360

Преступность иностранных граждан и лиц без гражданства

в Российской Федерации

Оксана Сергеевна Капинус

Университет прокуратуры Российской Федерации, Москва, Россия, rector@agprf.org

Аннотация. Проанализированы состояние, структура, динамика преступности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также преступлений, совершаемых в отношении данной категории лиц, в Российской Федерации за десятилетний период. Приведены результаты исследований Университета прокуратуры Российской Федерации, посвященных особенностям личности преступника-иностранца и факторам, способствующим совершению мигрантами преступлений, в том числе данные экспертных опросов и анкетирования иностранных граждан, осужденных в России за совершение преступлений. Предлагается комплекс мер, направленных на совершенствование противодействия преступности иностранцев и лиц без гражданства.

Ключевые слова: преступность, мигранты, причины преступности, личность преступника, предупреждение преступлений

Для цитирования: Капинус О. С. Преступность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 145-151. https://-doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-145-151.

Original article

Criminality of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation

Oksana S. Kapinus

University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Moscow, Russia, rector@agprf.org

Abstract. The state, structure, and dynamics of crime of foreign citizens and stateless persons, as well as crimes committed against this category of persons in the Russian Federation over a ten-year period are analyzed. The article presents the results of research conducted by the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation on the peculiarities of the personality of a foreign criminal and factors contributing to the commission of crimes by migrants, including data from expert surveys and questionnaires of foreign citizens convicted in Russia for committing crimes. A set of measures aimed at improving the fight against crime of foreigners and stateless persons is proposed.

Keywords: crime, migrants, causes of crime, identity of the criminal, crime prevention

For citation: Kapinus O. S. Criminality of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1): 145-151. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-145-151.

Миграционные процессы стали неотъемлемой частью социально-политической и экономической жизни в России последних лет. Будучи сложным явлением, миграция крайне непредсказуема и неоднозначна по своим последствиям. В разных обстоятельствах из полезного фактора развития она трансформируется в маргинальный и даже криминальный.

© Капинус О. С., 2022

Последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление внутреннего единства и политической стабильности, обеспечение государственной и общественной безопасности самым тесным образом связан с противодействием незаконной миграции, предупреждением и нейтрализацией социальных, межнациональных конфликтов, сепаратистских

проявлений, предупреждением распространения религиозного радикализма, формированием этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан. Незаконная миграция зачастую используется для совершения более тяжких преступлений, связанных с торговлей оружием, наркотиками, людьми. При этом следует отметить ее кумулятивность, проявляющуюся в виде сложной взаимосвязи криминальных и околокриминальных процессов и факторов, благодаря чему происходит постоянное воспроизводство преступности за счет собственных резервов.

По данным форм федерального статистического наблюдения, количество предварительно расследованных преступлений, совершенных в России иностранными гражданами и лицами без гражданства, за последние десять лет сократилось с 44 956 в 2011 г. до 34 400 в 2020 г. Однако, в 2021 г., по сравнению с 2020 г., отмечен их рост почти на 6 % (36 420).

Удельный вес преступности данного вида в общем количестве предварительно расследованных в стране преступлений в течение этих десяти лет оставался относительно стабильным и ни разу не превысил 4 %. Максимальным он был в 2013-2015 гг. (3,8 %), а минимальным — в 2019-2020 гг. (3,3 %) (рис. 1).

Вместе с тем в некоторых субъектах Российской Федерации вклад иностранных граждан и лиц без гражданства в общий объем преступности гораздо заметнее. Так, в прошедшем году для г. Москвы это 17,7 % от всех предварительно расследованных здесь преступлений, для г. Санкт-Петербурга — 13,7 %, для Московской области — 10,8 %. Это связано с огромной пространственной неравномерностью распределения иммиграционных потоков. Иностранные работники стремятся в экономически благополучные субъекты Российской Федерации, где есть наибольшая возможность успешной реализации своих способностей. На Москву и Санкт-Петербург (вместе с областями) приходится до 80 % иммиграционного притока1. Очаговый характер преступности мигрантов-иностранцев, когда при небольших показателях по стране в целом основная часть преступлений концентрируется в наиболее экономически развитых и стратегически важных регионах России, на протяжении многих лет остается наиболее характерной чер-

1 Официальный сайт РСМД (создан во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 59-рп «О создании некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам») // URL://https://mssian-council.ru/common/upload/LaborMigrationandIntegration-Ru.pdf.

Рис. 1. Динамика предварительно расследованных преступлений, совершенных гражданами других государств и лицами без гражданства, удельный вес от общего числа предварительно расследованных преступлений в Российской Федерации в 2011-2021 гг.

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

той данного вида преступности [3, с. 435]. Ее общественная опасность при этом определяется не массовостью, а указанными особенностями распределения по территории страны, видовой структуры и характером преступной деятельности, например связями с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом [3, с. 429].

Несмотря на то, что в структуре преступности иностранных граждан и лиц без гражданства на протяжении рассматриваемого десятилетнего периода абсолютное лидерство сохраняется за преступлениями небольшой тяжести, удельный вес особо тяжких и тяжких деяний по сравнению с 2011 г. повысился (рис. 2). Если в 2011 г. на них приходилось менее четверти преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (23,7 %), то в прошедшем году — уже около трети (29,7 %).

В числе структурообразующих преступлений, совершенных в 2021 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства, более трети (36,4 %) составляли деяния против собственности (гл. 21 УК РФ), 12,5 % — преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 9,1 % — преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), 2,8 % — преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ) (рис. 2).

Преступность иностранцев во многом обусловлена криминальными последствиями миграции с постсоветского пространства. Поэтому большинство преступлений данного вида совершается гражданами государств-участников СНГ. Вследствие совершенствования государственной миграционной политики

количество предварительно расследованных преступлений, совершенных в Российской Федерации гражданами государств-участников СНГ, сократилось почти на треть (29,6 %). Если в 2011 г. оно составляло 40 499 преступлений, то в 2021 г.—только 28 520 преступлений. Вместе с тем, их удельный вес в структуре рассматриваемой преступности оставался относительно стабильным (90,1 % в 2011 г., 89,6 % в 2020 г.) и лишь за прошедший год составил 78,3 %.

С криминологической позиции гражданская принадлежность преступников позволяет говорить о наличии в стране выезда факторов, формирующих преступную направленность личности будущих мигрантов, их нравственный потенциал, подготовленность к адаптации и стремление жить по закону принимающего государства. В 2021 г. свыше половины рассматриваемых деяний было совершено гражданами республик Узбекистан (25,9 %) и Таджикистан (16,8 %), а также Украины (11,7 %)2. Вместе с тем, важную криминологически значимую роль имеют обстоятельства, связанные с пребыванием иностранцев в стране въезда, что, в свою очередь, диктует необходимость постоянного и системного мониторинга криминогенной ситуации в стране, выявления продуцирующих преступность факторов, развития международной помощи и сотрудничества.

Абсолютное большинство выявленных лиц, совершивших преступления в 2021 г., — мужчины (91 %). Доля женщин составляет всего 8,7 %.

2 Форма статистической отчетности ГИАЦ МВД России 2-СНГ (795) «Сведения о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении них».

Рис. 2. Структура преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в 2011-2021 гг № 1 / 2022 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 147

Следует обратить внимание, что для преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, в течение этих десяти лет характерна иная динамика. Если в 2011 г. количество таких преступлений не превышало 12 тыс., то в 2021 г. — это почти 16 тыс. преступлений, т. е. почти на 40 % больше.

Об увеличении уровня социальной напряженности в связи с этим свидетельствуют и данные социологических исследований. Так, согласно результатам прошлогодних опросов ВЦИОМ, более половины респондентов (57 %) считают, что иммигранты повышают уровень преступности (в 2018 г. — 51 %)3. По данным опроса ФОМ, доля тех, кто считает, что между приезжими из других стран и местными жителями складываются скорее плохие отношения, в последние годы возрастает (в 2018 г. — 16 %; в 2021 г. — 23 %)4. Причем в Москве — это 41 %, а в городах с населением свыше 1 млн человек — 30 %.

Причины преступности иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены факторами криминализации поведения мигрантов, обстоятельствами жизнедеятельности как в странах выезда, так и в нашей стране, а сама незаконная миграция является закономерным результатом сложной многоуровневой детерминации, связанной с получением экономического дохода. Причинами преступности мигрантов в определенной мере является не всегда совершенное правовое регулирование привлечения в страну иностранной рабочей силы, расчета и прогнозирования реальных потребностей в трудовых мигрантах. Для разработки действенного правового механизма, препятствующего незаконной миграции и преступности, в миграционное законодательство вносились изменения, упрощающие порядок постановки на миграционный учет, а также правила осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывающими в Россию без получения виз. Однако, практика привлечения иностранцев к труду на основе патентов осложнялась необходимостью получения для его оформления значительного количества документов и высокой для иностранцев из ближнего зарубежья стоимостью процедур получения этих документов. В результате часть трудовых мигрантов трансформировалась в незаконных мигрантов, совершающих правонарушения. Кроме того, есть пока неразрешенные проблемы правового регулирования противодействия незаконному пре-

быванию в России лиц без гражданства, скрывающих свое гражданство; иностранцев, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы за совершение преступлений и на которых возложена обязанность покинуть пределы страны.

В Российской Федерации, как и в других странах с достаточным уровнем благосостояния, всегда будет существовать потребность в выполнении работ, не требующих специальной квалификации, а потому и низкооплачиваемых, а иногда и небезопасных. Спрос на относительно дешевый труд, не обеспеченный никакими законными гарантиями, но позволяющий заработать в отсутствие такой возможности у себя на родине, рождает предложение этого труда. Наличие же нелегальных и криминальных источников получения денежных средств, мест для нелегального проживания активизирует приезд мигрантов. Этому способствует и получаемая от других сограждан, уже обустроившихся в России, поддержка, ведь потенциально каждая новая волна мигрантов является вспомогательной для следующей.

В связи с этим следует отметить, что за последний год количество выявленных фактов организации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ) возросло на четверть — с 737 до 926 (на 25,6 %). В том числе на 9,3 % больше установлено фактов организации незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через ее территорию (ч. 1 ст. 3221 УК РФ) — с 398 до 435.

Существенно увеличилось и количество пресеченных органами внутренних дел административных правонарушений в сфере миграции — с 1 107 369 в 2020 г. до 1 315 187 в 2021 г., или на 18,8 %. Количество составленных протоколов на иностранных лиц и лиц без гражданства возросло почти на треть (с 166 354 в 2020 г. до 221 207 в 2021 г.). Во многом это связано с увеличением5 практически на эту же долю (36,6 %) фактов постановки на миграционный учет иностран-

3 URL://https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tru-dovye-immigranty-v-rossii-vklad-polozhenie-otnoshenie.

4 URL://https://fom.ru/Nastroeniya/14614.

5 Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2021 г. // Министерство внутренних дел Российской Федерации // URL://https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracюnnaya/-кет/28104434.

jjÉiSk.

-^pr-

ных граждан и лиц без гражданства — с 9 802 448 в

2020 г. до 13 392 897 в 2021 г.

Следует отметить, что еще в апреле 2020 г. Президентом Российской Федерации объявлен6 мораторий на принятие решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, продленный в

2021 г., что обусловило значительное сокращение исполнения постановлений (на 33,4 %) о назначении соответствующего административного наказания. Так, в 2021 г. у судебных приставов на исполнении7 находилось 9898 (в 2020 г. — 14 854) исполнительных производств о выдворении, из которых окончено и прекращено 7851 (12 345).

Еще одним фактором, способным серьезно нарушить социальную обстановку в стране, является осуществляемая мигрантами организованная преступная деятельность. Неслучайно, согласно п. «б» ч. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», пресечение деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу, является одним из направлений гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечения условий для его полноправного развития. Результаты работы правоохранительных органов свидетельствуют о том, что удельный вес участников подобных организованных преступных формирований в общем числе организованных преступников является весьма существенным.

Криминологические исследования последних лет показывают, что мигранты, прибывая в Россию, держатся обособленно от коренного населения, не проявляя явных признаков агрессии по отношению к гражданам принимающей страны, но при этом в среде самих мигрантов зачастую возникают ситуации криминального характера. Это касается как семейно-бы-товых отношений, так и не оформленных должным образом трудовых отношений. Распространенными причинами преступности и одновременно виктимно-сти мигрантов служат незнание русского языка, низкий образовательный уровень мигрантов, их правовой нигилизм [1, с. 13-14, 71].

Результаты проводимых в Университете прокуратуры Российской Федерации исследований [2] показывают, что основной причиной совершения преступлений мигрантами-иностранцами следует считать их необустроенность по месту пребывания (отсутствие

работы, жилья и т. п.). Так считают 62,8 % опрошенных осужденных и 67,9 % опрошенных экспертов — прокурорских работников. Около половины опрошенных осужденных отметили, что в период пребывания в России до совершения преступления проживали на территории предприятия, организации, рынка (43 %). Несмотря на то, что большинство опрошенных прибыли в Россию с целью работы (89 %), только треть из них на момент совершения преступления были трудоустроены (32 %). В основном они были заняты в сферах ЖКХ (32 %), строительства (28 %) и торговли (17 %). При этом две трети опрошенных указали, что использовали поддельные документы для получения разрешения на временное пребывание (68,1 %), а 21 % не получали его вовсе. Более трети (36 %) до совершения преступления привлекались к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Вместе с тем, большинство (73 %) ранее не имели судимости.

Главным направлением предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства является обеспечение постоянного контроля за использованием труда мигрантов. Противодействие незаконной (нелегальной) трудовой миграции является одной из задач российской государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития и укрепления национальной безопасности. В этих целях реализуются меры правового характера по социальной и культурной адаптации и интеграции трудящихся мигрантов; воспрепятствованию формирования этнических анклавов и маргинализации трудящихся мигрантов; выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, организации незаконной миграции, торговли людьми, использования принудительного труда;

6 См.: указы Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)».

7 Выборочные данные из формы № 1-1 «Основные показатели работы судебных приставов-исполнителей ФССП России» за 2020-2021 гг. (утв. приказами ФССП России от 15 ноября 2019 г. № 479, от 9 ноября 2020 г. № 759).

обеспечению эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства Российской Федерации работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников и др.

В Российской Федерации реализуется конституционный принцип национального режима, означающий распространение на отношения с участием мигрантов всех правил, установленных правовыми документами Российской Федерации8. В сфере трудовых отношений указанный принцип получает свое развитие в Трудовом кодексе Российской Федерации и, в частности, в гл. 501 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». Важнейшее значение для защиты прав трудящихся мигрантов имеют определенные Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 гг. направления деятельности в области создания условий для адаптации иностранных граждан, а также совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции.

Осуществляя меры по содействию трудовой мобильности, регулированию найма иностранной рабочей силы, обеспечению законности, в том числе соблюдению прав и свобод иностранных работников, в течение 2021 г. федеральные органы исполнительной власти разрабатывали и корректировали алгоритм действий по привлечению в национальную экономику иностранных граждан9. При использовании труда иностранных работников работодатели обязаны обеспечивать прибытие трудящихся мигрантов на территорию Российской Федерации, оформление разрешительных документов на работу, проверку наличия у иностранных граждан обязательных медицинских документов, возвращение иностранных граждан в страны гражданской принадлежности по завершении работ и расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров.

В целях расширения возможностей для безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции, профилактики возможных нарушений прав трудящихся мигрантов Правительством Российской Федерации в течение 2021 г. неоднократно вносились изменения в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в части предоставления

возможности осуществления лицам без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без оформления разрешительных документов при наличии временного удостоверения личности лица без гражданства, а также возможности использования в миграционном учете иностранных работников опций федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», компетенции многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Предупреждению преступности мигрантов должна способствовать и начавшаяся с 29 декабря 2021 г. реализация норм Федерального закона от 1 июня 2021 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», устанавливающего требования к иностранным гражданам об обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографировании, медицинском освидетельствовании, в том числе для трудящихся граждан государств-членов Евразийского экономического союза. Для граждан Республики Беларусь в соответствии с договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г. «О равных правах граждан» эти требования не действуют. В случае неисполнения обязанностей по прохождению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования и (или) медицинского освидетельствования в отношении таких иностранных граждан будет рассматриваться вопрос о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.

Принимая во внимание складывающееся состояние законности в рассматриваемой сфере, необходимо учитывать тот факт, что вероятность угроз, исходящих от незаконной миграции, возрастает ввиду ярко выраженной антироссийской политики недружественных иностранных государств. В связи с этим возможно

8 За исключением специально оговоренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации случаев.

9 Письма Минтруда России от 29 июня 2021 г. № 16-4/10/В-7764, от 14 сентября 2021 г. № 16-4/10/П-6896 «О направлении новой редакции алгоритма действий по привлечению в экономику Российской Федерации иностранных граждан».

также вернуться к обсуждению вопроса введения обязательной геномной регистрации прибывающих в нашу страну мигрантов как эффективном средстве борьбы с преступностью.

Соблюдение миграционного законодательства находится под постоянным контролем органов прокуратуры. Только в 2021 г. в этой сфере выявлено более 26,4 тыс. нарушений закона10. Вместе с тем, характеристики преступности иностранных граждан указывают на необходимость наращивания информационной составляющей борьбы с данным криминальным явлением, предусматривающей получение наиболее полных сведений о местонахождении мигрантов на территории Российской Федерации и их трудовой занятости.

Кроме того, следует отметить необходимость обеспечения антикриминогенной защиты имущественных прав прибывающих в Российскую Федерацию иностранных работников, повышения эффективности вик-тимологической профилактики преступлений против личности с использованием информационно-коммуникационных технологий среди мигрантов. При этом по-прежнему есть необходимость в усилении работы, направленной на укрепление межнационального и международного согласия.

Озабоченность ростом количества преступлений, совершенных мигрантами, выразил Совет Безопасности Российской Федерации11, в связи с этим уже в начале февраля текущего года им разработаны конкретные мероприятия по выявлению, пресечению и предупреждению попыток вовлечения иностранцев в криминальную среду, экстремистскую, террористическую и коррупционную деятельность12.

Представляется, что эффективное противодействие преступности мигрантов возможно только на основе комплексного подхода, сочетающего совершенствование государственной миграционной политики, действующего трудового и иного законодательства,

усиление правоохранительных мер с более широким использованием потенциала национальных диаспор для виктимологической профилактики в среде мигрантов-иностранцев, предупреждения вовлечения их в криминальные практики, воспитания в духе соблюдения российских законов и норм поведения в российском обществе.

Список источников

1. Аблиязова Е. Б. Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении мигрантов: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2021.

2. Проблемы противодействия незаконной миграции в Российской Федерации: моногр. / под общ. ред. Р. В. Жубрина, О. А. Евлановой. М., 2019.

3. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества: моногр. / под общ. ред. Р. В. Жубрина. М., 2016.

References

1. Ablyazova E. B. Victimological prevention of crimes committed against migrants: diss. ... cand. jurid. Sciences. M., 2021.

2. Problems of counteraction to illegal migration in the Russian Federation: monograph. under the General editorship of R. V. Gubina, O. A. Evlanova. M., 2019.

3. The theoretical basis for the prevention of crime at the present stage of development of the Russian society: monograph. / ed. by R. V. Gubina. M., 2016.

10 Оперативные данные (на 24 января 2022 г.) статистического отчета «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме ОН за 2021 г.

11 URL://https://www.kommeгsant.ru/doc/5099676; interfax-russia.ru/moscow/news/medvedev-preduprezhdaet-ob-opasnosti-vozniknoveniya-v-гf-etnicheskih-anklavov-migrantov.

12 URL://https://rg.ru/2022/02/08/sovbez-vyrabotal-novye-mery-protiv-nelegalnoj-migracii.html.

JURISPRUDENCE

Информация об авторе

О. С. Капинус — ректор Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, государственный советник юстиции 2 класса.

Information about the author

O. S. Kapinus — Rector of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor, State Adviser of Justice of the 2nd class.

Статья поступила в редакцию 01.02.2021; одобрена после рецензирования 09.02.2021; принята к публикации 17.02.2021.

The article was submitted 01.02.2021; approved after reviewing 09.02.2021; accepted for publication 17.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.