Научная статья на тему 'НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ. ПУТИ ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ. ПУТИ ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1445
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАНТ / БОРЬБА С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бизюков А.А., Новиков Д.С.

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые проблемы правового противодействия незаконной миграции. Также авторами исследован зарубежный опыт борьбы с незаконной миграцией и на основе исследованного материала предлагаются пути борьбы с данным явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ. ПУТИ ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

УДК 325.2

Бизюков А.А, Новиков Д.С студенты Научный руководитель: Думбадзе В. Б.

старший преподаватель Сибирский университет потребительской кооперации(СибУПК),

г. Новосибирск, Россия

НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ. ПУТИ ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ.

Аннотация

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые проблемы правового противодействия незаконной миграции. Также авторами исследован зарубежный опыт борьбы с незаконной миграцией и на основе исследованного материала предлагаются пути борьбы с данным явлением.

Ключевые слова:

Миграция, мигрант, борьба с незаконной миграцией, противодействие, иностранный гражданин.

В настоящее время проблема незаконной миграции - это проблема не только России, но других государств. Сейчас эта проблема привлекает достаточно много внимания со стороны властей. В настоящее время эта проблема усугубляется как на национальном, так и на международном уровне. Она приобретает все новые формы и увеличивает масштабы. Поэтому сейчас противодействие незаконной миграции является актуальной проблемой для любого государства, с которой следует бороться разными средствами, в том числе и правовыми.

Первоначально следует отметить, что незаконная миграция является правонарушением, имеющим групповой характер, и совершающимся зачастую с использованием коррупционных связей. Потому здесь в полной мере применимы положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года). В данной конвенции закреплена обязанность государств принимать меры и законодательство, направленное на борьбу с коррупцией, отмыванием денежных средств, а также регулирует вопросы сотрудничества государств и др.

Важным в борьбе с незаконной миграцией также является Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, принятое СНГ 6 марта 1998 г. Государства - участники СНГ (Стороны договора) приняли на себя обязательство осуществлять взаимодействие в области борьбы с незаконной миграцией по следующим направлениям: миграционный контроль; учет граждан третьих государств, лиц без гражданства и граждан сторон Соглашения, незаконно пересекающих границы государств, незаконно пребывающих на территориях Сторон, а также лиц, которым запрещен въезд на территорию одной из Сторон; выработка механизма по депортации незаконных мигрантов; гармонизация национального законодательства Сторон в области ответственности для незаконных мигрантов и для всех категорий лиц, оказывающих содействие незаконной миграции; обмен информацией о незаконной миграции и др.

С учетом положений указанных документов под противодействием незаконной миграции следует понимать деятельность органов государственной власти:

а) по предупреждению незаконной миграции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний в сфере миграции;

б) выявлению, пресечению правонарушений в сфере миграции;

в) минимизации и (или) ликвидации нежелательных последствий, связанных с незаконной миграцией [4; 162].

В ходе данной деятельности правоохранительные органы сталкиваются с некоторыми проблемами. На практике наиболее часто возникает проблема, связанная с установлением анкетных данных нелегального

мигранта, в том числе для его административного выдворения или депортации. Следует отметить, что выдворение и депортация, а также запрет последующего въезда в страну, являются довольно эффективными способами борьбы с незаконной миграцией. Однако, у многих мигрантов с собой нет никаких документов и добровольно они их не предоставляют, тем самым сильно затрудняя работу правоохранительных органов. В таком случае если они ранее не посещали Россию и не проходили процедуру дактилоскопирования, установить их личность становится очень трудно, а иногда и вовсе невозможно. Также определенные ограничения накладывает и ст. 11 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", согласно которой в целях установления личности предусматривается без согласия иностранного гражданина и лица без гражданства обработка лишь его биометрических данных, при этом в ст. 2 указывается, что персональные данные - это «любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу» [1]. Существует мнение, что закон о персональных данных следует адаптировать в соответствии с процедурами, проводимыми правоохранительными органами для установления личности. Для иностранных граждан обработка персональных данных, в том числе и биометрических, должна производиться без их согласия. Кроме того, для въезжающих иностранных граждан должна стать обязательной процедура дактилоскопирования, а полученные отпечатки пальцев должны объединяться в единую для всех госорганов базу [2; 237].

Следует отметить, что во многих иностранных государствах вопросы высылки нелегальных мигрантов и использования персональных и биометрических данных при этом урегулированы более жестко. Например, для нашей страны будет полезен опыт США, где существует ограничения на въезд отдельных категорий иностранных граждан, а также упрощенная процедура депортации, так называемая ускоренная депортация. Также в США миграционная служба наделена более широкими полномочиями, что позволяет ей более эффективно работать, а ответственность работодателей за найм нелегальных мигрантов ужесточена. В России можно было бы также предусмотреть ускоренную депортацию для нелегальных мигрантов, в том числе для тех, кто не предоставляет правоохранительным органам свои анкетные данные, мешает установить их личность и страну проживания.

Достаточно жестко вопрос борьбы с незаконной миграцией урегулирован в Италии. Нелегальное пересечение границы Итальянской республики перешло из разряда административных правонарушений в разряд уголовных. При отсутствии действительной въездной визы, если иностранец не представил ходатайство о предоставлении убежища, международной защиты или гуманитарной защиты, итальянские правоохранительные органы могут инкриминировать ему миграционное преступление: нелегальная иммиграция иностранцев-граждан стран, не являющихся членами ЕС, наказывается не только правовыми мерами, но и штрафом в размере 2000 евро, а также депортацией иностранцев по решению суда [3; 128].

Весьма жестко борется с нелегальной миграцией Великобритания. Опыт данного государства следует применить и в нашей стране. Так, в Великобритании граждане, сдающие жилье нелегальным мигрантам, совершают уголовное преступление и могут быть посажены в тюрьму. Также запрещено оказывать услуги нелегальным мигрантам и финансовым учреждениям, например, в банках проводятся регулярные проверки и налагаются огромные штрафы в случае нарушения данного запрета. Здесь же установлена достаточно жесткая ответственность работодателей, нанимающих на работу нелегальных мигрантов, от 2-5 лет тюрьмы и штрафы, а также полгода тюрьмы для лиц, осуществляющих трудовую деятельность без разрешения на работу [5; 478-479].

Представляется, что также необходимо ввести ограничения в сфере льгот для приезжающих. Зная их, у мигрантов потеряется смысл бегства в эти страны. К таким льготам относятся: уменьшение пособий по безработице, ограничение приема беженцев на работу, отказ от предоставления бесплатного жилья и т.д. Возможно ввести правовые нормы, в соответствии с которыми разрешение на работу «патент» мог бы получить только беженец с высшим образованием или с востребованной специальностью, например, ГГ специалист. Всю политику следует проводить в совокупности с усилением охраны границ, предоставлением дополнительных полномочий силовым структурам для борьбы с нелегальными мигрантами и ужесточением наказания за ввоз нелегальных мигрантов.

Подобные законодательные меры, как представляется, можно реализовать и в нашей стране. Они помогут бороться с нелегальной миграцией. Следует также отметить, что в России миграционное законодательство состоит из огромного количества различных нормативных актов, в связи с чем уже не первый год ведутся дискуссии относительно принятия миграционного кодекса. Это существенно упростит процесс применения соответствующего законодательства.

Наличие незаконных мигрантов, пребывающих в Российскую Федерацию с нарушением норм миграционного законодательства представляет собой актуальную проблему, так как это явление связано с нарушением трудового, налогового, административного, уголовного законодательства. В ряде случаев отсутствие у иностранных граждан и лиц без гражданства законного статуса для проживания/пребывания на территории Российской Федерации, а также отсутствие документов, подтверждающих право заниматься трудовой деятельностью, обостряет социальную напряженность в обществе. Существующее в настоящее время законодательство предусматривает, в основном, административно-правовые меры, направленные на борьбу с незаконными мигрантами. Однако, как представляется, такие меры малоэффективны, так как взыскать штраф с нелегального мигранта практически невозможно, а краткосрочные запреты на въезд необходимого эффекта не дают, поскольку мигранты всегда могут попасть на территорию России снова, в том числе и различными нелегальными путями. Представляется, что борьба с нелегальной миграцией должна осуществляться уголовно-правовыми средствами, например, лишением свободы мигранта и выполнения им в это время общественно полезных работ или трудовой деятельности на территории мест лишения свободы с целью компенсировать затраты государства на его содержание, последующую депортацию, а также уплату назначенных штрафных санкций.

Потому необходимо в УК РФ ввести статью, предусматривающую ответственность за незаконное пересечение российской государственной границы. Это позволит в некоторой степени сократить поток нелегальных мигрантов. Для решения данной проблемы можно предложить внести изменения в действующую статью 322 УК РФ, предусматривающую ответственность за незаконное пересечение государственной границы и изложить ее в следующей редакции:

«1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, -наказывается штрафом в размере двухсот тысяч рублей.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, - наказывается лишением свободы сроком до четырех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок до шести лет».

Аналогичным образом следует изменить ст. 322.2 и ст. 322.3 УК РФ, то есть за данные преступления следует назначать одновременно штраф и лишение свободы. В этом случае прибывшие нелегальные мигранты уже не смогут получить фиктивную регистрацию по месту жительства и будут вынуждены легализоваться.

В результате можно сделать вывод, что борьба должна осуществляться не только с самими мигрантами, но также и с лицами, которые организуют их въезд и пользуются их услугами, нанимают на работу.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801.

2. Агафонов С.И., Адмиралова И.А. К вопросу о борьбе с незаконной миграцией в России // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5. С. 236-239.

3. Иванов А.О., Морозова В.Н. Нелегальная миграция и способы борьбы с ней: опыт европейских государств // Государство и общество в современной политике. Сборник научных статей. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «РАНХиГС». 2018. С. 126-130.

4. Куракин А.В., Акимова С.А. Деятельность органов государственной власти по предупреждению незаконной миграции // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 4. - С. 160-163.

5. Михаэлис Д.В., Кожевникова А.В. Противодействие незаконной миграции в зарубежных странах // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 6 (23). С. 477-482.

6. Прудников А.С., Прудникова Т.А. Организационно-правовые направления по совершенствованию противодействия незаконной миграции в современной России // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 5. - С. 82-86.

7. Салов П.В. Незаконная миграция в России и меры по борьбе с ней // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6. № 4. С. 582-587.

© Бизюков А.А, Новиков Д.С, 2021

УДК 342.7

Супрович И.В.

студентка 1 курса СибЮУ г. Омск, РФ

Научный руководитель: Быкова А.Г.

доктор исторических наук, доцент СибЮУ

г. Омск, РФ

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье описывается одно из основных конституционных прав человека и гражданина. В ней рассматриваются проблемы, связанные с реализацией права на неприкосновенность частной жизни, а также подчеркивается ряд факторов, затрудняющих обеспечение механизма его защиты.

Ключевые слова: неприкосновенность, частная жизнь, личная информация, конфиденциальность, охранительные нормы.

Право на неприкосновенность частной жизни является относительно новым для российского законодательства. Впервые оно появилось в ст. 9 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. В настоящее время данное право нашло свое отражение в ст. 23 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

В настоящее время в законодательстве отсутствует определение понятия «частная жизнь», что усложняет применение данной нормы, как с точки зрения публичного, так и частного права. В юридической науке имеют место быть различные мнения по поводу того, какие составляющие входят в частную жизнь людей. Ученые-юристы дают разное толкование данного понятия. Исходя из этого можно выделить два подхода к определению такого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.