Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Право
УДК 343.3
Уголовно-правовые меры противодействия преступлениям в сфере незаконной миграции
Рашитов Л.Р.
Адъюнкт Казанского юридического института МВД России
В статье дается определение понятий «мигрант», «незаконная миграция», «миграционная политика». Раскрыта общественная опасность преступлений, предусмотренных ст.ст. 322-322.3 УК РФ. Отдельное внимание уделено анализу общественно опасных последствий незаконной миграции. Предложены уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями в сфере незаконной миграции.
Ключевые слова: незаконная миграция, преступления в сфере незаконной миграции, административная преюдиция, незаконное привлечение к трудовой деятельности, миграционное законодательство, миграционная политика.
В настоящее время проблема незаконной миграции остро стоит не только перед мировым сообществом, но и перед российским государством. Возникшие вследствие ухудшения гуманитарной обстановки на Ближнем Востоке миграционные процессы грозят наплывом беженцев, в том числе и в нашу страну. В связи с этим регулирование таких процессов требует постоянного мониторинга и совершенствования отечественного законодательства в указанной сфере.
На современном этапе незаконная миграция, наряду с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и трансграничной организованной преступностью, представляет опасность для государственных интересов России. Так, по данным Федеральной миграционной службы РФ, только в 2014 г. в Россию въехало 14,3 млн. иностранных граждан [1, c. 7]. При этом подсчитать точное число незаконных мигрантов не представляется возможным в силу высокой латентности этого явления.
В законодательстве России, а также в международном праве отсутствует единый подход к пониманию понятий «мигрант», «незаконная миграция». Так, О.Г. Поздоровкина считает, что термин «мигрант» охватывает все случаи, когда решение о миграции человек принимает свободно и без вмешательства принудительных факторов. Этот термин применяется к лицам, членам их семьи, переезжаю-222
щим в другую страну для улучшения материальных или социальных условий [2, с. 64].
Понятие «мигрант» также содержится в Энциклопедии статистических терминов, согласно которой это - лицо, совершающее перемещение, т.е. пересекающее границы тех или иных административных и территориальных объединений с целью смены постоянного (привычного) места жительства [3].
Наиболее удачным представляется определение Т.Н. Юдиной, согласно которому мигрант (от лат. migrantis - переселяющийся) - это лицо, совершающее перемещение, т.е. пересекающее границы тех или иных территорий (государств), со сменой места жительства на длительный период времени [4, с. 122].
В отличие от термина «мигрант» законодатель четко определил понятие «незаконная миграция» - это перемещение в Российскую Федерацию с нарушением законодательства России, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ и осуществление ими трудовой деятельности [5].
Говоря о миграции, нельзя не отметить тот факт, что данное социальное явление является естественным и даже в некоторой степени полезным процессом для общества. Так, привлечение государством квалифицированных иностранных работников позволяет стимулировать развитие отечественной эко-
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Право
номики. Однако стоит учесть, что незаконная миграция выступает причиной многих общественно опасных последствий, а именно:
• приводит к осложнению криминогенной обстановки;
• обусловливает разрастание теневой экономики;
• провоцирует рассовую, религиозную, этническую вражду в обществе;
• является одной из причин распространения тяжелых заболеваний, таких как СПИД, ВИЧ-инфекция, туберкулез, брюшной тиф и т.д.;
• способствует развитию международного терроризма и экстремизма;
• отрицательно сказывается на межнациональных и межконфессиональных отношениях;
• сопряжена с транснациональной и организованной преступностью;
• оказывает влияние на социально-негативные явления, связанные с преступностью (проституцию, наркоманию, попрошайничество и т.п.) [6, с. 120].
Общественная опасность преступлений в сфере незаконной миграции заключается: в нарушении установленного законом порядка пересечения государственной границы России; в нарушении правил пребывания и регистрации в Российской Федерации иностранцев (лиц без гражданства); в создании угрозы общественной безопасности, а также экономическим, социальным, культурным и иным отношениям в государстве.
В зависимости от степени общественной опасности можно выделить три вида незаконной миграции:
1) криминальная миграция, характеризуемая незаконным въездом в страну и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в ней с целью осуществления заведомо преступной деятельности;
2) нелегальная миграция - незаконный въезд в страну и незаконное пребывание на ее территории;
3) неконтролируемая миграция - перемещение иностранных граждан, которые прибывают на территорию России на законных основаниях с целью осуществления трудовой деятельности или перемены постоянного места жительства, но в дальнейшем нарушают миграционные правила.
В настоящий период времени защита интересов государства и общества в сфере миграции реализуется в основном нормами административного законодательства (гл. 18 КоАП РФ). Уголовно-наказуемыми признаются деяния, предусмотренные ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение Государственной границы РФ», ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции». Учитывая криминогенную обстановку в современной России, законодателем в 2013 г. в УК РФ были введены статьи, предусматривающие ответственность за:
• фиктивную регистрацию гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивную регистрацию ино-
странного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ);
• фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ (ст. 322.3 УК РФ).
Количество возбужденных уголовных дел по ст.ст. 322.1-322.3 УК РФ за 2014 г. отражено в таблице 1.
Несмотря на высокую численность незаконных мигрантов в нашей стране, количество привлеченных к уголовной ответственности за нарушение миграционного законодательства остается незначительным.
Серьезным фактором, способствующим притоку незаконных мигрантов в нашу страну, является ориентированность отечественных работодателей на дешевую иностранную рабочую силу. Косвенно данный факт подтверждает статистика Центрального Банка России, согласно которой в 2014 г. не облагаемые налогом денежные переводы в страны СНГ составили более 18 млрд. долл. США [7], тем самым нанеся российской экономике ощутимый ущерб.
К сожалению, в настоящее время работодателю гораздо выгоднее привлекать иностранную рабочую силу ввиду нескольких причин:
1. Расходы на оплату труда незаконного мигранта существенно ниже, чем на граждан РФ;
2. Найм иностранного гражданина без официального трудоустройства позволяет работодателю не выплачивать установленные законом налоги и сборы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования;
3. Работодатель может не оплачивать работнику отпускные, премиальные и иные пособия.
Совокупность этих причин приводит к возникновению ряда экономических и социальных последствий, к которым относятся:
а) расширение сектора теневой экономики и, как следствие, уменьшение доходной части бюджета РФ из-за непоступивших налогов и сборов;
Таблица 1
Количественные показатели преступлений по ст.ст. 322.1-322.3 УК РФ в 2014 г.
Направлено материалов в ОВД Возбуждено уголовных дел Привлечено лиц к уголовной ответственности
ст. 322.1 УК РФ 399 164 *
ст. 322.2 УК РФ 1 995 406 83
ст. 322.3 УК РФ 7 372 3 767 1 103
* статистика по лицам, привлеченным к ответственности, отсутствует.
223
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Право
б) увеличение институциональной безработицы из-за отсутствия вакансий для трудоспособных граждан РФ;
в) повышение уровня преступности.
Считаем необходимым отметить, что нелегальные мигранты представляют серьезную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан Российской Федерации. Учитывая то, что основными сферами трудоустройства мигрантов являются общественное питание, розничная торговля, строительство, это может представлять значительную опасность для здоровья населения. Так, согласно отчету Роспотребнадзора «О проводимой субъектами Российской Федерации работе по профилактике инфекционных болезней среди трудовых мигрантов» [8], в 2013 г. на территории России выявлено 1607 ВИЧ-инфицированных мигрантов, 2440 - больных туберкулезом, 2179 - больных инфекциями, передающимися половым путем (ИППП). Статистика данных заболеваний приведена в таблице 2.
Следует обратить внимание, что эти показатели зафиксированы среди мигрантов, находящихся на территории России на законных основаниях и прошедших обязательное медицинское обследование. Данные показатели не учитывают заболеваемость среди нелегальных мигрантов.
ФМС России, а также другие правоохранительные органы проводят профилактические мероприятия, направленные на борьбу с незаконной миграцией. В 2014 г. был закрыт въезд 683000 мигрантам, депортировано 2500 человек, выдворено 136000, наложено административных штрафов на сумму свыше 6 млрд. рублей [9, с. 23-24].
Тем не менее борьба с незаконной миграцией и ее последствиями существующими мерами не может быть признана достаточной и наступательной. Так, в ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина предусмотрена ответственность для физических лиц (штраф в размере от 2 до 5 тыс. руб.), должностных лиц (от 25 до 50 тыс. руб.), юридических лиц (от 250 до 800 тыс. руб.) либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Установленные штрафные санкции за совершение данного правонарушения несоизмеримо малы по сравнению с тем доходом, который
получает работодатель от использования труда незаконных мигрантов.
С учетом приведенных аргументов становится очевидной необходимость введения весьма сурового, но справедливого уголовного наказания за привлечение к трудовой деятельности незаконного мигранта.
Мы считаем, что необходимо шире использовать возможности административной преюдиции при конструировании уголовно-правовых норм. Так, положительным примером явилось введение в УК РФ ст. 151.1 «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции», 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию» [9].
Нами предлагается разработка и введение новой уголовно-правовой нормы, предусматривающий от-ветственноть за привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства лицом, подвергнутым административному наказанию, в следующей редакции:
Ст. 322.4. Незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина (лица без гражданства) лицом, подвергнутым административному наказанию.
Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, при отсутствии у них установленных законом разрешительных документов, лицом, подвергнутым административному наказанию, - наказывается штрафом в размере от одного до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от полутора до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от полутора до трех лет.
Введение данной нормы в УК РФ будет способствовать превентивному воздействию как на недобросовестных работодателей, так и на незаконных мигрантов. Кроме того, дополнение УК РФ статьей, предусматривающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, позволит решить ряд проблем, стоящих перед российским законодателем. Так, отказ работодателей от неофициального трудоустройства мигрантов создаст новые рабочие места, которые официально смогут занять трудоспособные граждане. Постепенный вывод этих вакансий из сектора теневой занятости будет способствовать развитию экономики и оздоровлению рыночных отношений. Незаконным мигрантам
Таблица 2
Результаты медицинского освидетельствования иностранных граждан с 2007 по 2013 гг.
Нозология 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Итого
ВИЧ- инфекция 1676 1579 1179 1385 1215 1403 1607 10017
Туберкулез 3360 3449 2498 2196 2563 2330 2440 18836
ИППП 5188 4948 2913 2481 2246 2224 2179 22179
ИТОГО 10224 9976 6590 6062 6024 5957 6226 51032
224
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Право
при их официальной регистрации и прохождении обязательного медицинского осмотра будет предоставлен весь набор социальных гарантий, а они, в свою очередь, будут защищены законодательством Российской Федерации от противоправных действий со стороны недобросовестного работодателя.
Литература:
1. Итоги деятельности ФМС России в 2014 году: сборник материалов расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы / Под общ. ред. К.О. Ромодановского. - М.: ФМС России, 2015. - 185 с.
2. Поздоровкина О.Г. Справочник по терминологии в области миграции. - М.: Международная организация по миграции, 2011. - 164 с.
3. Энциклопедия статистических терминов. Демографическая и социальная статистика. Т. 5. - М.: ФсГс, 2011. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/rosstat/stbook! 1/tom5.pdf.
4. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учеб. пособие. - М.: Изд-во РГСУ, 2007.
- 472 с.
5. Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Официальный сайт ФМС России.
- URL: http://www.fms.gov.ru/documentation/868/ details/53252
6. Шалагин А.Е. Предупреждение социально-негативных явлений, представляющих угрозу здоровью населения и общественной нравственности // Вестник экономики, права и социологии.
- 2015. - № 2. - С. 120-122.
7. Трансграничные переводы, осуществленные
через системы денежных переводов в 2014 г. // Официальный сайт Центрального банка РФ. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.
aspx?file=CrossBorder/C-b_rem_14.htm.
8. О проводимой субъектами Российской Федерации работе по профилактике инфекционных болезней среди трудовых мигрантов и повышении ее эффективности: Письмо Роспотребнадзора от 27.02.2014 г. № 01/2159-14-32 // Официальный сайт Роспотребнадзора. - URL: http://rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/504/pismo-po-profilaktike-infektsionnykh-bolezney-sredi-trudovykh-migrantov.doc
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Criminal Law Measures Against Illegal Migration L.R. Rashitov
The Kazan Legal Institute MIA of Russia
The paper deals with the notions of “migrant”, “illegal migration”, and “migration policy”. The author reveals social danger of crimes covered by Articles 322-322.3 of the Criminal Code of the Russian Federation. The attention is focused on the analysis of socially dangerous consequences of illegal migration. As a result, criminal law measures against illegal migration are suggested.
Key words: illegal migration, illegal migration crimes, collateral estoppel, illegal employment, migration legislation, migration policy.
225