Научная статья на тему 'Меры, применяемые комиссией по делам несовершеннолетних, по защите их прав'

Меры, применяемые комиссией по делам несовершеннолетних, по защите их прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / деятельность комиссии ПДН / противоправное поведение несовершеннолетних / меры восстановления нарушенных прав / minors / activities of the PDN commission / illegal behavior of minors / measures to restore violated rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Инна Викторовна Федорова, Владимир Викторович Кардашевский, Денис Игоревич Синибабов, Виктор Андреевич Куксов

Проведен анализ мер, применяемых комиссией по делам несовершеннолетних для реализации защиты их прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Инна Викторовна Федорова, Владимир Викторович Кардашевский, Денис Игоревич Синибабов, Виктор Андреевич Куксов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures applied by the commission on juvenile affairs to protect their rights

The measures used by the commission on juvenile affairs to implement the protection of their rights are analyzed.

Текст научной работы на тему «Меры, применяемые комиссией по делам несовершеннолетних, по защите их прав»

Научная статья УДК 34.342.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-257-262 NIION: 2003-0059-4/22-390 MOSURED: 77/27-003-2022-04-589

Меры, применяемые комиссией по делам несовершеннолетних,

по защите их прав

Инна Викторовна Федорова1, Владимир Викторович Кардашевский2, Денис Игоревич Синибабов3, Виктор Андреевич Куксов4

1,2,3,4 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия 1 karnavalinna73@mail.ru

3 denissin19@yandex.ru

4 kuxovviktor@yandex.ru

Аннотация. Проведен анализ мер, применяемых комиссией по делам несовершеннолетних для реализации защиты их прав.

Ключевые слова: несовершеннолетние, деятельность комиссии ПДН, противоправное поведение несовершеннолетних, меры восстановления нарушенных прав

Для цитирования: Федорова И. В., Кардашевский В. В., Синибабов Д. И., Куксов В. А. Меры, применяемые комиссией по делам несовершеннолетних, по защите их прав // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 257-262. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-257-262.

Original article

Measures applied by the commission on juvenile affairs to protect their rights

Inna V. Fedorova1, Vladimir V. Kardashevskiy2, Denis I. Sinibabov3, Viktor A. Kuksov4

1,2,3,4 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia 1 karnavalinna73@mail.ru

3 denissin19@yandex.ru

4 kuxovviktor@yandex.ru

Abstract. The measures used by the commission on juvenile affairs to implement the protection of their rights are analyzed.

Keywords: minors, activities of the PDN commission, illegal behavior of minors, measures to restore violated rights For citation: Fedorova I. V., Kardashevskiy V. V., Sinibabov D. I., Kuksov V. A. Measures applied by the commission on juvenile affairs to protect their rights. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):257-262. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-257-262.

Общество в лице страны, а правительство в лице своих представительных органов стремится к размеренному устойчивому совершенствованию и развитию, созданию критерий для настоящего и полноценного развития каждого члена общества, граждан, которые стали совершеннолетними, окончив школу, колледжи либо институт, приступают к активной интеллектуальной работе, молодые люди получают образование, работают, либо организуют предприни-

мательство, создают семьи, рождают и воспитывают детей.

Конечно, в каждом новом поколении наблюдается преемственность от предшествующего поколения, передача удачного опыта, усвоение нужных актуальных практик, все это является залогом размеренно-поступательного развития общества в целом и каждого его члена, в частности. С этой целью правительство направляет свои силы на разработку более точной

© Федорова И. В., Кардашевский В. В., Синибабов Д. И., Куксов В. А., 2022

нормативно-законодательной базы для поддержки и развития молодых людей, раз в год закладывает в госбюджет и бюджеты субъектов России и городских образований денежные средства, направленные на развитие и поддержку образования, спорта, культуры, медицины, то есть сфер, которые определяют условия развития и становления молодежи, переход их во взрослую жизнь.

Разумеется, что государственные структуры, управляя системой поддержки и развития юного поколения, производят одну из основных функций управления — контроля продуктивности осуществляемых мер, которая была создана для реализации критерий и т. д. В завершении контроля выясняется, что средства потрачены малопродуктивно, есть определенные препятствия для реализации молодежной политики, в результате чего ставится вопрос о ликвидации препятствий и разработке лучших критерий.

Так чем все-таки, как не помехой в целях выполнения стратегических планов страны в отношении подростков, являются деяния, которые квалифицируются как антиобщественное поведение. Употребление алкогольных напитков и наркотических средств разрушает здоровье юного поколения, занятие проституцией, наносит прямой вред молодой женщине, матери будущих детей, а также угрозы её жизни, наносят вред её морально-нравственному состоянию, другими словами, данные деяния нивелируют разложение (экономически-вещественное и морально-моральное) общества, являются девиантным поведением. Кроме реального ущерба, данные деяния содержат внутри себя потенциальную опасность в виде формирования аддиктивного поведения, появления склонности и рвения к ведению незаконного образа жизни, так как для принятия алкогольных напитков либо наркотиков нужны средства, которые в случае ребенка могут быть добыты лишь в итоге незаконного поведения, другими словами, конкретного нарушения законодательных запретов. Например, бродяжничества, что является еще одним доказательством, о том, что подобное поведение может означать начало криминального пути, так как потом несовершеннолетний может склониться к совершению хищения, грабежа, разбоя, мошенничества и т. д.

Конкретно об этих правонарушениях и преступных действиях гласит законотворец, добавляя к перечню актов антиобщественного поведения также «другие деяния, нарушающие права и легитимные интересы остальных лиц». Данные деяния могут по времени следовать за саморазрушением ребенка и быть следствием необходимости приобретения средств для существования, а могут совершаться несовершеннолетним вначале, не зависимо от потребления им каких-то веществ. При любом варианте, данные деяния наносят ущерб определенной личности в итоге со-

вершения правонарушений, а также всему обществу, которое стремится сохранять и поддерживать правопорядок.

Рассматривая правоохранительную и социальную сферы преступности, а также социальное явление, очевидным и явным признаком проблем в области образования и социализации несовершеннолетних являются внутренние факторы их жизнедеятельности. Внутренние факторы включают в себя психологическую структуру и особенности формирования личности детей и подростков. В качестве внешнего фактора следует отметить социальную сиротство детей, бездомность, сложные семейные отношения, пробелы в образовании и воспитании. Факторами, влияющими на рост антиобщественного поведения среди несовершеннолетних в глобальном масштабе, являются социальное расслоение общества, экономический кризис, изменение социальных ценностей и изменение роли семьи в обществе [1, с. 153-169].

Разумеется, что не органы охраны правопорядка, не специальные заведения не в состоянии позволить разлад экономически-финансового характера, но ставят более определенные задачи в такой сфере, которые связаны с действием на самих подростков, формировании у них адаптивных стратегий поведения, способностей социализации и самостоятельного решения актуальных вопросов [2, с. 28].

Асоциальное, антиобщественное поведение ребенка, совершение им правонарушений изучается как последствие воздействия на ребенка определенных критерий и причин, нарушение его прав, свобод и легитимных интересов, потому одним из направлений профилактики безнадзорности и правонарушений подростков является принятие мер для защиты их прав и легитимных интересов. Задача комиссии по делам подростков заключается в том, чтоб нивелировать либо всецело убрать воздействие негативных обстоятельств, параллельно оказывая на ребенка формирующее действие [3, с. 15-25].

Для защиты подростков от негативного воздействия близкого и далекого окружения комиссия по делам подростков решает следующие задачи:

• принимают меры к выявлению предпосылок и условий, которые способствуют беспризорности и безнадзорности подростков, совершению ими незаконных поступков;

• устанавливают факты нарушения прав подростков и принимают конструктивные меры для недопущения этого (нарушение прав может касаться самых различных качеств жизни ребенка, начиная от защиты от оскорбительных высказываний и заканчивая защитой от сексуального насилия);

• принимают участие в подготовке материалов о содержании подростков в учебно-воспита-

тельных учреждениях;

• принимают участие в рассмотрении вопросов об отчислении подростков из учебных заведений;

• помогают решить общественно-бытовые и трудовые вопросы несовершеннолетних, которые вернулись из заведений УИС или из особых учебно-воспитательных заведений.

В итоге, деятельность комиссий по делам подростков обхватывает широкий диапазон задач, которые соединены с защитой и обеспечением прав подростков на различных шагах их жизни:

• благодаря этому шагу комиссия по делам несовершеннолетних организует учреждения для разработки стандартов защиты несовершеннолетних от различных нарушений и обеспечения их прав. Он превратится в гражданина, который соблюдает государственные законы и нормы поведения;

• на шаге привлечения ребенка к мерам ответственности комиссия по делам подростков смотрит за выполнением его прав и интересов;

• на шаге содержания ребенка в учреждениях УИС либо учебно-воспитательных учреждениях комиссия по делам подростков отслеживает выполнение прав ребенка в данных критериях, а в случае необходимости собирает материалы и подает их на изучение в суд;

• на шаге освобождения ребенка из заведений УИС либо закрытых учебно-воспитательных заведений комиссия по делам несовершеннолетних помогает ему решить общественно-бытовые и трудовые задачи, обеспечивая выполнение его прав.

В некоторых случаях профилактические меры включают ограничение прав личности несовершеннолетних и их родителей. Эти ограничения должны применяться только в рамках законодательства, и, следовательно, должны применяться только ограничения, установленные законом.

Важно правильно понимать концептуальные положения законодательства и деятельность полиции в соответствующем направлении. Профилактические меры должны быть направлены не только на выявление личности несовершеннолетних, но и на улучшение микросхем подростков. То же самое касается непосредственного окружения и общей ситуации на территориальном участке. В некоторых случаях профилактические меры должны включать меры, направленные на улучшение здоровья ребенка (особенно его ума), чтобы улучшить жизнь подрастающего поколения во всех сферах жизни. При составлении плана восстановления для конкретного ребенка или подростка, совершившего преступление, эти меры должны применяться в сочетании с личными методами.

В рамках изучения предупредительной работы инспекторов ПДН и комиссий по делам несовершеннолетних необходимо целенаправленное обращение к иностранному опыту организации и работе таких же подразделений и руководящих лиц (если в определенной стране преступность подростков минимизирована, есть необходимость изучения этого позитивного опыта и в дальнейшем, применения его на практике).

В этом контексте интересна англо-американская система профилактики правонарушений, которая занимает господствующее и руководящее положение в Европе, Америке и Стране восходящего солнца. В этих странах есть разные классификации теоретических подходов и концепций относительно профилактической работы [4].

Первичная профилактика правонарушений считается в британской (как и в американской) криминологии решающей и базируется на предположении, что большинство правонарушений имеют ситуационных характер и совершаются в результате определенного стечения обстоятельств, при наличии конкретных условий, облегчающих совершение правонарушений. Сама ситуация стимулирует и провоцирует на совершение определенных видов правонарушений [5]. Таким образом, наиболее эффективным направлением превенции является своевременное устранение криминогенных факторов внешней среды, а также создание антикриминогенных условий, при наличии которых правонарушитель откажется от намерения совершить правонарушение, а именно, условий, которые сделают совершение правонарушений более сложным делом и соответственно сделают объект менее уязвимым; которые сделают совершение правонарушений более рискованным, но менее выгодным.

Ситуационная профилактика реализуется с помощью ряда методов, основными из которых являются:

• усложнение доступа к цели, который предусматривает, что правонарушитель откажется совершить конкретное правонарушение по причине слишком сложного доступа к объекту правонарушения (установление виктимным объектом видеонаблюдения, сигнализации и т. д);

• устранение потенциального объекта противоправного посягательства (например, меры по профилактики карманных краж — выплата заработной платы не наличными, а перечислением на банковский счет лица. Деньги размещены в банке, а при необходимости человек может рассчитаться или кредитной картой, или чеком);

• план безопасных территорий. Изучаются «горячие точки» правонарушений, при этом решающее значение отводится «географии правонарушений», включая место, время наибольшей концентрации правонарушений, а

также наиболее типичных ситуаций их совершения. На базе полученных данных производятся рекомендации, которые касаются планирования городов и проектов домов с целью профилактики правонарушений. Этот метод предусматривает простые и эффективные средства минимизации возможностей совершения правонарушений [6].

Недочетами этой ситуационной профилактики будет то, что правонарушитель отказывается от совершения определенного правонарушения из-за встреченных им проблем, но он не отказывается от самого плана совершить подобное правонарушение. Он переключается на поиск другого объекта, который наименее защищен и где есть условия для совершения правонарушения. Ситуационная профилактика не рассчитана на ликвидацию обстоятельств совершения правонарушений, а предусматривает только ликвидацию возможности их совершения в каждом определенном случае.

В последнее время исследователи делают акцент на осуществление мероприятий социальной профилактики правонарушений с привлечением самого общества. Правонарушения выступают как социальная проблема, в решении которой должно принимать все общество, при этом перед социальной профилактикой встают следующие задачи:

• улучшение социальных условий жизни;

• усиление роли социальных институтов;

• увеличение количества возможностей для получения образования, достойного трудоустройства, отдыха [6].

Этот вид профилактики правонарушений уделяет значительное внимание работе с несовершеннолетними, так как подростковая среда считается наиболее проблемной с точки зрения потенциальной возможности совершения правонарушений. Одним из направлений осуществления социальной профилактики является работа с несовершеннолетними в школах, где несовершеннолетние получают основной объем информации. Внедрение в программу школьного обучения предметов, способствующих воспитанию несовершеннолетнего как законопослушного гражданина, лекций и бесед по профилактике правонарушений, будет способствовать правильному формированию личности несовершеннолетнего.

Современная англо-американская практика характеризуется наличием ряда разнообразных программ, направленных на предупреждение правонарушений. Среди них важная роль отводится мерам профилактики правонарушений среди детей, в том числе мерам ранней профилактики противоправного поведения детей, поскольку вся последующая профилактическая деятельность и ее результативность во многом зависит от эффективности профилактики правонарушений

среди несовершеннолетних.

Специалисты утверждают, что большинство факторов, оказывающих влияние на противоправное поведение несовершеннолетних, находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости друг от друга, что создает значительные трудности при установлении значимости каждого из них в генезисе противоправного поведения детей, поскольку выделить какой-то один значимый фактор как причину противоправного поведения невозможно, то необходимо оказывать влияние на всю совокупность этих факторов [7].

Наиболее действенной программой профилактики правонарушений среди детей являются программы, направленные на укрепление семьи. Они призваны устранить или ослабить действие семейных факторов риска; программы, направленные на устранение школьных факторов риска, повышение уровня школьного образования и т. п.; программы специальной профилактики преступлений и иных правонарушений среди детей, направленные на профилактику противоправного поведения детей, а также профилактику рецидива со стороны детей, которые уже совершали правонарушения. При осуществлении этих программ используются разнообразные формы контроля и надзора за несовершеннолетними с девиантным поведением, а также карательные методы к подросткам, которые нарушают требования, предъявляемые к ним.

Эти программы представляют собой комплекс разных способов и мер, которые были направлены на решение определенных упредительных задач, в выполнении которых участвуют полиция, юстиция, местные административные органы, представители науки и некоммерческих объединений.

Следует также выделить модели предупредительного действия на подростков, которые направлены на понижение аддикции (зависимости, губительные привычки). Главная задача схожих программ, которые были рассчитаны на подростков в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет, обучить ребенка брать на себя вину за свои поступки. В рамках обучения несовершеннолетние осваивают принципы здорового поведения, защиту от разных болезней, предохранение от беременности, умение противодействовать зависимостям и т. д. Подростки развивают чувственный ум, осваивают способности коммуникации.

Еще одна группа программ содержит в своей основе формирование социальных альтернатив и переориентирует подростков на социально приемлемое поведение, включая частичное трудоустройство [8, с. 84].

В заграничной практике особенное внимание уделяется воспитательному и психическому воздействию на ребенка, что позволяет в конечном итоге сформировать единую личность, которая ощущает свою грамотность и владеющую самоуважением, что дозволяет ей

противодействовать отрицательным вызовам и предложениям из социума.

Таким образом, антисоциальное поведение подростков включает в себя вредное поведение для физического и психического здоровья детей, а также граждан и общества в целом. Общество больше не может полагаться на него как на истинного члена общества. Он создаст семью, родит здоровых детей и воспитает их в соответствии с признанными ценностями. В глобальном масштабе общество может оказаться на грани полного разложения и коллапса. Будущего не будет, это поколение просто не может защитить территорию, в которой оно живет и поддерживает свою собственную целостность, основанную на своих собственных убеждениях безопасности.

Антиобщественное и противоправное поведение являются прямым следствием состояния безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, поэтому, решение задач профилактики строится на воздействии на все аспекты жизни несовершеннолетнего, начиная от защиты его прав и законных интересов на ментальном и физическом уровне (защита от оскорблений, унижений, сексуальных домогательств и эксплуатации), и заканчивая осуществлением профилактической работы с родителями, представителями и должностными лицами, обязанными обеспечивать решение потребностей несовершеннолетнего. Одновременно с этим профилактическая работа направлена на защиту интересов общества и государства, поэтому в самых крайних случаях несовершеннолетние привлекаются к соответствующим мерам ответственности либо вопрос о прекращении неправомерного поведения решается иным образом [9].

В любом случае, эффективная и результативная модель профилактической работы с несовершеннолетними должна отвечать ряду требований:

• иметь четко поставленные цели;

• основываться на специальных принципах;

• представлять собой систему.

Список источников

1. Андриенко В. К. Неблагоприятные условия семейного воспитания, способствующие возникновению педагогической запущенности и правонарушений школьников // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников : сб. науч. трудов / под. ред. М. А. Алемаксина. М., 1980.

2. Мордахаев Л. В. Социальная педагогика. М. : РГСУ, 2012.

3. Лютый В. Социальная профилактика негативных явлений / В. Лютый // Дети в кризисных ситуациях : профилактика негативных явлений и социально-психологическая помощь /

И. Д. Зверева (отв. ред.). М. : Аст, 2015.

4. Дородонова Н. В. Предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии / Н. В. Дородонова, Е. В. Евстифеева, Е. В. Ильгова // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 4. С. 601-608.

5. Нортхофф Р. Руководство по профилактике преступности : монография / Р. Нортхофф ; перевод с немецкого. Архангельск : Изд-во По-морскогогос. ун-та, 2004. 396 с.

6. Muncie J. The globalization of crime control — the case of youth and juvenile justice : Neo-liberalism, policy convergence and international conventions / J. Muncie // Theoretical Criminology. 2005. Vol. 9 (1). P. 35-64. DOI: 10.1177/1362480605048942.

7. Акестер К. Системы ювенального правосудия [Электронный ресурс] / К. Акестер // Вопросы ювенальной юстиции. 2002. № 1. Режим доступа: http://juvenjust.org/index.php?showforum=21.

8. Галич Г. О. Профилактика девиантного поведения у детей и подростков. // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. № 16 (20). 2010.

9. Федорова И. В. Общий обзор профессиональной деятельности инспектора по делам несовершеннолетних. В сборнике : Портрет инспектора по делам несовершеннолетних / Сборник научных трудов Всероссийской конференции. Москва, 2020. С. 244-247.

References

1. Andrienko V. K. Unfavorable conditions of family education, contributing to the emergence of pedagogical neglect and offenses of schoolchildren // Prevention of pedagogical neglect and offenses of schoolchildren : collection of scientific works / edited by M. A. Alemaksin. M., 1980.

2. Mordakhaev L. V. Social pedagogy. M. : RGSU, 2012.

3. Lyutyy V. Social prevention of negative phenomena / V. Lyutyy // Children in crisis situations : prevention of negative phenomena and socio-psychological assistance / I. D. Zvereva (ed.). Moscow: Ast, 2015.

4. Dorodonova N. V. Juvenile delinquency prevention: the experience of the USA and New Zealand / N. V. Dorodonova, E. V. Evstifeeva, E. V. Ilgova // All-Russian Criminological Journal. 2018. Vol. 12. № 4. P. 601-608.

5. Northoff R. Manual on crime prevention: monograph / R. Northoff; translated from German. Arkhangelsk : Publishing House of the Pomorskogos. un-ta, 2004. 396 p.

6. Muncie J. The globalization of crime control — the case of youth and juvenile justice : Neo-liberalism, policy convergence and international conventions / J. Muncie // Theoretical Criminology. 2005. Vol. 9 (1). P. 35-64. DOI: 10.1177/1362480605048942.

7. Akester K. Juvenile justice systems [Electronic resource] / K. Akester // Issues of juvenile justice. 2002. No. 1. Access mode: http://juvenjust.org/ index.php?showforum=21.

8. Galich G. O. Prevention of deviant behavior in children and adolescents. // News of the Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky. Social sciences. № 16 (20). 2010.

9. Fedorova I. V. General overview of the professional activities of the inspector of juvenile affairs. In the collection : Portrait of a juvenile affairs inspector / Collection of scientific papers of the All-Russian Conference. Moscow, 2020. P. 244-247.

Информация об авторах

И. В. Федорова — доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

В. В. Кардашевский — начальник кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

Д. И. Синибабов — заместитель начальника 1 «О» курса ФПСОПП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

В. А. Куксов — курсант 105 учебного взвода, 2 «О» курса ФПСОПП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. V. Fedorova — Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the internal affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

V. V. Kardashevskiy — Head of the Department of Administrative Activities of the internal affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

D. I. Sinibabov — Deputy Head of the 1st «О» course of FPSOPP of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';

V. A. Kuksov — Cadet of the 105rd training platoon of 2nd «О» course of FPSOPP of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 22.07.2022; принята к публикации 09.08.2022.

The article was submitted 25.05.2022; approved after reviewing 22.07.2022; accepted for publication 09.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.