Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
субъекты профилактики / несовершеннолетний / суицид / негативная ситуация / взаимодействие / мероприятия / информация / помощь / ответственность / subjects of prevention / minor / suicide / negative situation / interaction / actions / information / help / responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Викторовна Калинина

Деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению суицидов в подростковой среде основана на взаимном обмене информацией о детях, склонных к совершению самоубийства, о неблагополучных семьях, где был совершен суицид, а также о случаях склонения их к суицидальным действиям. Кроме того, создание условий для занятости несовершеннолетних, их досуга и отдыха, во многом способствует устранению таких негативных последствий для несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Викторовна Калинина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF THE ACTIVITIES OF THE SUBJECTS OF THE SYSTEM OF PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY TO PREVENT SUICIDES IN ADOLESCENTS

Аctivities of subjects of a system of prevention of neglect and offenses of minors for prevention of suicides among teenagers are based on mutual exchange of information about the children inclined to suicide commission, about dysfunctional families where the suicide and also about cases of their inducement to suicide actions was made. Besides, creation of conditions for employment of minors, their leisure and rest, in many respects promotes elimination of such negative consequences for minors.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10188 © С.В. Калинина, 2020

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Светлана Викторовна Калинина,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел,

кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению суицидов в подростковой среде основана на взаимном обмене информацией о детях, склонных к совершению самоубийства, о неблагополучных семьях, где был совершен суицид, а также о случаях склонения их к суицидальным действиям. Кроме того, создание условий для занятости несовершеннолетних, их досуга и отдыха, во многом способствует устранению таких негативных последствий для несовершеннолетних.

Ключевые слова: субъекты профилактики, несовершеннолетний, суицид, негативная ситуация, взаимодействие, мероприятия, информация, помощь, ответственность.

ON SOME ISSUES OF THE ACTIVITIES OF THE SUBJECTS OF THE SYSTEM OF PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY TO PREVENT SUICIDES IN ADOLESCENTS

Svetlana V. Kalinina,

Associate Professor of the Department of Administrative Activities Law Enforcement Bodies,

Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Activities of subjects of a system of prevention of neglect and offenses of minors for prevention of suicides among teenagers are based on mutual exchange of information about the children inclined to suicide commission, about dysfunctional families where the suicide and also about cases of their inducement to suicide actions was made. Besides, creation of conditions for employment of minors, their leisure and rest, in many respects promotes elimination of such negative consequences for minors.

Keywords: subjects of prevention, minor, suicide, negative situation, interaction, actions, information, help, responsibility.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Калинина С.В. О некоторых вопросах деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению суицидов в подростковой среде. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):214-7.

Субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следует считать совокупность государственных, общественных организаций и граждан, осуществляющих на различных уровнях мероприятия в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [6].

Учитывая, что профилактика правонарушений и антиобщественных действий представляет собой сложную и многоцелевую деятельность, системный анализ помогает согласовывать различные стороны их деятельности, разрабатывать конкретные задачи,

в том числе прогнозирование, планирование, программирование в предупредительной деятельности.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы,

осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции) [1].

На каждый из обозначенных органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возложено выполнение различных функции в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанных его отраслевой компетенцией. Реализация каждым из учреждений и органов единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних своих функций осуществляется во взаимодействии друг с другом и направлена на решение основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Правовое регулирование деятельности по профилактике суицидов среди несовершеннолетних носит весьма разветвленный характер. Раскрывая правовую основу профилактики суицидов среди несовершеннолетних, в первую очередь необходимо выделить те нормативные правовые акты, которые непосредственно регулируют рассматриваемые отношения.

Так, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ), устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Одной из основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В свою очередь в органах внутренних дел исключительные функции в рассматриваемой сфере осуществляют подразделения по делам несовершеннолетних. В их основные обязанности, помимо

прочих, входит выявление лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальным действиям или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния. Иные подразделения органов внутренних дел также наделены обязанностями по выявлению лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальным действиям.

Исходя из положений Федерального закона № 120-ФЗ, очевидно, что органы внутренних дел в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются основным звеном, осуществляющим профилактические мероприятия, направленные на исключение случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям. Однако в основе профилактики суицидального поведения у детей и подростков лежит система общих и специальных мероприятий, проводимых на различных уровнях социальной организации: общегосударственном и правовом, общественном и экономическом, медицинском, педагогическом, социально-психологическом и др.

Необходимо отметить, что правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется также в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ). Данным Федеральным законом урегулированы отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий и обеспечении защиты информации.

Сегодня в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов» (далее - Единый реестр). Данная система позволяет идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и

№ 3 / 2020

Вестник экономической безопасности

215

массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор), либо привлекаемым Роскомнадзором оператором реестра.

Одним из оснований для включения в Единый реестр сведений является наличие призывов к совершению самоубийства, а также наличие информации о способах совершения самоубийства1.

Роскомнадзор или оператор реестра в течение суток с момента получения решений для включения в Реестр сведений в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, уведомляет по системе взаимодействия об этом федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел. Критерии оценки такой информации, необходимые для принятия решений, являющихся основаниями для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, закреплены в совместном приказе Роскомнадзора № 84, МВД России № 292, Роспо-требнадзора № 351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18 мая 2017 г.2.

Таким образом, деятельность по профилактике суицидов среди несовершеннолетних носит комплексный характер. В указанную работу вовлечены Министерство просвещения Российской Федерации, Роскомнадзор, Минздрав России, ФНС России, Роспотребнадзор и др. При этом органы внутренних дел являются ключевым и неотъемлемым элементом системы противодействия распространению запрещенной в Российской Федерации информации, в том числе в сети Интернет.

1 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации, ч. 5 ст. 15.1 // СПС «Консультант Плюс».

2 «Об утверждении Критериев оценки материалов и (или)

информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с действующим законодательством профилактика правонарушений выражается в совокупности мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения3. Так, в соответствии с требованиями статьи 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

В этой связи, представляется целесообразным рекомендовать следователям и дознавателям в случае установления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к самоубийству, активизировать работу по внесению представлений о принятии мер по устранению указанных обстоятельств в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу, а также в соответствии с установленными сроками контролировать их выполнение.

Также, на наш взгляд эффективности деятельности субъектов системы профилактики суицида среди несовершеннолетних во многом могла бы поспособствовать активизация их взаимодействия по вопросам: выявления неблагоприятных условий семейного воспитания (отсутствие отца в раннем детстве, матриархальный стиль отношений в семье, алкоголизм отца или матери, воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т.д.); проведения информационно-просветительских бесед в подростковых коллективах образовательных учреждений, а также с родителями подростков; проведения психо-

3 Статья 2 Федерального закона от 23 июня 2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

логического тестирования на предмет риска суицидального поведения не реже одного раза в течение учебного года, в том числе с учащимися начальной школы по адаптированным тестам; организации курсов на базе образовательных организаций, при наличии интереса со стороны родительской общественности, компьютерной грамотности с разъяснением правил безопасного поведения в социальных сетях; пропаганды в подростковой среде здорового образа жизни, нетерпимости к проявлениям насилия и недопустимости решения возникающих проблем путем самоубийства.

Литература

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

4. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел. Джафаров Н.К., Калинина С.В., Кардашевский В.В., Низаметди-нов А.М., Потапенкова И.В., Суслова Г.Н., Эриаш-вили Н.Д. учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция / Издательство: Юнити-Дана: Закон и право. 2017.

5. Кардашевский В.В., Морукова А.А., Калинина С.В., Дорошенко О.М., Родионова Е.Ю. Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних. М., 2017.

6. Субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Ф. Гин-цяк, В.Н. Ильченко; Урал. гос. пед. ун-т; под ред. К.А. Шпека. Электрон. дан. Екатеринбург: [б. и.], 2018-1 электрон. опт. Диск (CD-ROM).

Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Серия «Dura lex, sed lex».

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

№ 3 I 2020

Вестник экономической безопасности

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.