Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2563
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ИНСПЕКТОР ПДН / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Инна Викторовна, Калинина Светлана Викторовна

Проведен анализ профилактических мер безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрены актуальные проблемы и пути решения безнадзорности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федорова Инна Викторовна, Калинина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY

The preventive measures of neglect and juvenile delinquency are analyzed; the current problems and ways of solving neglect are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Научная статья УДК 34.342.9

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-192-196 NIION: 2015-0066-1/22-234 MOSURED: 77/27-011-2022-01-433

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Инна Викторовна Федорова1, Светлана Викторовна Калинина2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 karnavalinna73@mail.ru

2 kswik@mail.ru

Аннотация. Проведен анализ профилактических мер безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрены актуальные проблемы и пути решения безнадзорности.

Ключевые слова: правонарушения, безнадзорность, несовершеннолетний, инспектор ПДН, профилактическая работа

Для цитирования: Федорова И. В., Калинина С. В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 192-196. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-192-196.

Original article

Prevention of neglect and juvenile delinquency

Inna V. Fedorova1, Svetlana V. Kalinina2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 karnavalinna73@mail.ru

2 kswik@mail.ru

Abstract. The preventive measures of neglect and juvenile delinquency are analyzed; the current problems and ways of solving neglect are considered.

Keywords: offenses, neglect, minor, PDN inspector, preventive work

For citation: Fedorova I. V., Kalinina S. V. Prevention of neglect and juvenile delinquency. Bulletin of economic security. 2022;(1):192-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-192-196.

Для характеристики направлений деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних следует учитывать, если издавна преступность трактовалась как наследственное явление, связанное с умственными недостатками или психическими расстройствами (причем данная черта, как было установлено, далеко не определяющая в делинк-вентном поведении личности), то в настоящее время обусловленность преступности среди несовершеннолетних связана с совокупностью факторов, влияние которых в большей или меньшей степени зависит от отдельных лиц. Эти факторы можно сгруппировать в три большие группы:

- факторы, связанные с самой психологией подростка и хрупкостью, характерной для данной стадии развития человека;

© Федорова И. В., Калинина С. В., 2022

- семейные факторы;

- социальные факторы (особенно школьная жизнь) и экономические.

Именно эти факторы закладываются в основу разработки программ и мероприятий, направленных на профилактику преступности несовершеннолетних как в рамках всего государства, так и на конкретной территории.

В основе реализации общих профилактических мер безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лежит создание условий, при которых исключена возможность безнадзорного состояния несовершеннолетних и возможность для них совершать неправомерные поступки [1, с. 56].

Таким образом, в основе общих профилактических мер лежит:

192

Вестник экономической безопасности

№ 1 /2022

JURISPRUDENCE

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

- выявление и устранение условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

- принятие мер для обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

Должностные лица органов полиции, а также родители и законные представители должны пресекать нахождение несовершеннолетних на улице в вечернее и ночное время. В данном случае, несовершеннолетние как бы исключаются из ситуации, когда противоправные действия могут быть совершены ими, либо в отношении них.

В перспективе реализация полицией общепрофилактических мер в сотрудничестве с другими органами, уполномоченными на осуществление указанной деятельности, максимально пресекает возможность возникновения ситуаций, когда несовершеннолетние оказываются беспризорными или безнадзорными, когда складывается ситуация, в которой они могут совершить правонарушение или преступление.

Обращаясь к конкретным примерам реализации общих профилактических мер, отметим, что статистически трудно определить масштабы преступности среди молодежи, также как сложно установить количество беспризорных подростков, несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотические и психотропные вещества, ведущих сексуально распущенный образ жизни.

Так, по официальной статистике на улицах городов регионов России были выявлены тысячи беспризорных несовершеннолетних. За 12 месяцев по сводкам МВД было зафиксировано более 75 тысяч таких несовершеннолетних. В соответствии с данными статистики о количестве несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, в возрасте 13-15 лет, более 50 % составляют юноши, 55 % - девушки, к возрасту 16-17 лет данный показатель вырастает до 60 % у юношей и 65 % у девушек.

Однако, приведенная статистика не точна, поскольку многие показатели остаются вне зрения социальных работников и сотрудников правоохранительных органов. Не все правонарушения несовершеннолетних попадают в официальную статистику, поскольку родители часто предпочитают сами решать проблемы, связанные с поведением своих детей.

Также можно сказать, что общее количество несовершеннолетних, совершивших преступлений сократилось в 2021 г. в сравнении с 2020 г. Отметим, что в основе таких показателей лежит, прежде всего, система общепрофилактических мероприятий, которыми предупреждаются факты беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних, а также возможность ими совершать правонарушения.

В основе реализации общепрофилактических мер, должна лежать система взаимодействия между специализированными органами, которую возглавляют органы полиции.

Эффективная и результативная модель профилактической работы с несовершеннолетними должна отвечать ряду требований:

- иметь четко поставленные цели;

- основываться на специальных принципах;

- представлять собой систему.

В зависимости от направленности профилактической работы на категорию населения можно выделить следующие стратегии работы:

- профилактика, основанная на работе в школе, создание сети «правовых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ;

- профилактика, основанная на работе с семьей;

- профилактика в группах несовершеннолетних;

- профилактика с помощью средств массовой информации;

- профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах - на территориях, улицах, с безнадзорными, беспризорными несовершеннолетними [2].

Модель профилактики преступности несовершеннолетних должна содержать организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты (рис. 1), которые взаимодействуют между собой и направлены на решение подсистемы целей: на стратегическом, тактическом и специальном уровне.

На стратегическом уровне каждый компонент направлен на профилактику преступности несовершеннолетних. На тактическом уровне в рамках каждого компонента ставятся задачи, решаемые в конкретном направлении профилактики. На специальном уровне создаются условия для реализации сотрудниками установленных мероприятий.

Модель профилактики отвечает следующим требованиям:

- концептуальность;

- системность;

- управляемость;

- корректируемость;

- эффективность;

- воспроизводимость.

Рассмотрим содержание отдельных компонентов модели (рис. 2).

Рис 1. Структурно-функциональная модель профилактики

Подразделения по делам несовершеннолетних Подразделения участковых уполномоченных полиции Подразделения уголовного розыска Центры временного

содержания несовершеннолетних правонарушителей

Субъекты профилактики, не относящиеся к системе ОВД

Органы МСУ

Комиссии по делам несовершеннолетних

Органы управления социальной защиты

Органы управления образованием

По делам молодежи

Здравоохранение

Службы занятости

Учреждения культуры, досуга и спорта, туризма

Семьи правонарушителей

Рис 2. Организационно-содержательный компонент модели

Так, организационно-содержательный компонент содержит две составляющие, которые включают как субъектов профилактики органов внутренних дел, так и субъектов, не относящихся к системе ОВД. Благодаря такому комплексному подходу вопросы профилактики решаются системно во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетних.

Как видим, каждый субъект, осуществляя свои функциональные обязанности, также осуществляет профилактику преступности несовершеннолетних, это происходит в рамках организованных мероприятий, представляющих собой систему.

Технологический компонент также содержит две составляющие:

- педагогические средства профилактической работы. Обеспечивает применение воспитательно-педагогических мероприятий;

- специальные средства. Включают меры, регулируемые уголовно-процессуальным законодательством (рис. 3).

194

Кадровый компонент (рис. 4) охватывает вопросы кадрового обеспечения профилактической деятельности, в том числе:

- уровень образования сотрудников;

- наличие специального образования;

- регулярность повышения квалификации сотрудников, осуществляющих профилактическую работу.

Важно учитывать, что данный компонент затрагивает только сотрудников системы ОВД, однако, подобные требования должны быть распространены также на субъектов профилактики, не входящих в систему ОВД, поскольку в противном случае данный компонент будет выпадающим из всей модели.

В совокупности представленные компоненты модели должны быть реализованы системно и последовательно.

Разработанная модель отвечает системе принципов:

- оптимальной звенности;

- оптимального объема управления;

- соразмерности прав, обязанностей и ответственности;

№ 1 /2022

Вестник экономической безопасности

JURISPRUDENCE

(

Технологический компонент

(

Педагогические средства профилактической работы

[

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специальные средства

использование педагогических подходов в осуществлении профилактики и мер воздействия в качестве основы и средства данной работы, воспитательный характер профилактической работы

педагогизация специальных средств профилактики

совместная работа ОВД и ОУ

принудительные меры воспитательного воздействия

ограничительные меры

меры правового воздействия

технические меры

медицинская и психологическая реабилитация

Рис. 3. Содержание технологического компонента модели

Кадровый компонент

Профессиональный состав сотрудников и специалистов ОВД, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями

Дополнительные требования к профессиональной компетенции сотрудников и специалистов ОВД, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями

Условия повышения квалификации сотрудников и специалистов ОВД, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями

Рис. 4. Содержание кад

- соответствия структуры управления функциям управленческой системы;

- системности;

- стратегической целостности;

- многоаспектности;

- ситуационной адекватности;

- континуальности;

- солидарности;

- легитимности;

- полимодальности.

Таким образом, представленная модель профилактики преступности несовершеннолетних охватывает как деятельность инспектора ПДН, так

ого компонента модели

и несовершеннолетнего и других субъектов профилактики.

Внедрение модели в деятельность отдела ПДН систематизирует работу всех компонентов, которые в настоящее время функционируют периодически, со сбоями, что позволит значительно повысить эффективность работы всех субъектов профилактической работы. В конечном итоге, это снизит экономический и социальный вред, наносимый обществу, государству и личности преступными действиями несовершеннолетних.

Необходимо сделать важное замечание. Разработанная модель является общей и максимально

Рис. 5. Организация обмена информацией между субъектами профилактики

абстрактной, то есть она подходит для организации профилактической работы в отделе ПДН в любом регионе или муниципальном образовании.

Внедрение модели в любом отделе ПДН должно будет включать следующие этапы:

- анализ существующих направлений деятельности ПДН;

- оценка связей отдела ПДН с иными субъектами профилактики;

- оценка имеющихся ресурсов;

- разработка плана по внедрению модели, который включает:

1) обеспечение ее реализации необходимыми ресурсами;

2) создание связей между субъектами профилактики;

3) правовое, организационное и бюджетное обеспечение внедрения модели;

4) контроль за реализацией модели;

5) оценка результатов.

Стандартизированный алгоритм внедрения модели в деятельность отдела ПДН позволит максимально быстро и эффективно организовать профилактическую работу в любом отделе.

Список источников

1. Нортхофф Р. Руководство по профилактике преступности : монография / Р. Нортхофф ; перевод с немецкого. Архангельск : Изд-во Поморского гос. унта, 2004. С. 56.

2. Винниченко Е. О. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации: административно-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Винниченко Евгений Олегович ; [Место защиты : Тюмен. гос. ун-т]. 190 с.

References

1. Northoff R. Guide to crime prevention: Monograph / R. Northoff ; translation from German. Arkhangelsk : Publishing house of the Pomorsky state. University, 2004. P. 56.

2. Vinnichenko E. O. Prevention of juvenile delinquency in the Russian Federation : administrative and legal aspect : dis. ... cand. of legal sciences : 12.00.14 / Evgeny Olegovich Vinnichenko ; [Place of protection : Tyumen. state un-t]. 190 с.

Информация об авторах

И. В. Федорова - доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

С. В. Калинина - доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

I. V. Fedorova - Associate Professor of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

S. V. Kalinina - Associate Professor of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 28.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.

196

Вестник экономической безопасности

№ 1 /2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.