Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2762
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНСПЕКТОР ПДН / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинина Светлана Викторовна

Проведен анализ деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в профилактической работе безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрены актуальные проблемы и пути решения безнадзорности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калинина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF JUVENILE AFFAIRS UNITS IN THE PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY

The analysis of the activities of the juvenile affairs units in the preventive work of neglect and juvenile delinquency is carried out; current problems and solutions to neglect are considered.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34.342.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-135-140 NIION: 2003-0059-1/22-159 MOSURED: 77/27-003-2022-01-358

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Светлана Викторовна Калинина

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Проведен анализ деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в профилактической работе безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрены актуальные проблемы и пути решения безнадзорности.

Ключевые слова: правонарушения, безнадзорность, несовершеннолетний, подразделения по делам несовершеннолетних, инспектор ПДН, профилактическая работа

Для цитирования: Калинина С. В. Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 135-140. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-135-140.

Original article

Activities of juvenile affairs units in the prevention of neglect and juvenile delinquency

Svetlana V. Kalinina

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The analysis of the activities of the juvenile affairs units in the preventive work of neglect and juvenile delinquency is carried out; current problems and solutions to neglect are considered.

Keywords: delinquency, neglect, juvenile, juvenile affairs units, PDN inspector, preventive work For citation: Kalinina S. V. Activities of juvenile affairs units in the prevention of neglect and juvenile delinquency. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1): 135—140. (In Russ.). https://doi.org/! 0.24412/2073-0454-2022-1-135-140.

Антиобщественное поведение несовершеннолетних включает в себя действия, направленные непосредственно против физического и ментального здоровья несовершеннолетнего, а также наносящие вред гражданам и всему обществу в целом. Совершая данные действия, несовершеннолетний закрывает себе путь в здоровую взрослую жизнь, общество уже не может рассчитывать на него как на своего полноценного члена, который создаст семью, родит здоровых детей, воспитает их согласно общепринятым ценностям, который будет выполнять функцию рабочего, служащего, ученого или военного. В глобальном масштабе общество оказывается на грани

© Калинина С. В., 2022

всеобщего разложения и краха, у такого общества нет будущего, поскольку на смену стареющему поколению придет поколение в большинстве своем не способное мыслить общественными интересами, сохранять культурную общность, создавать условия для дальнейшего развития личности; такое поколение просто не сможет сохранить территорию, на которой проживает, поэтому именно с точки зрения собственной безопасности, ради сохранения своей целостности, общество создает запреты на совершение определенного рода действий.

Антиобщественное и противоправное поведение являются прямым следствием состояния безнадзор-

ности и беспризорности несовершеннолетних, поэтому решение задач профилактики строится на воздействии на все аспекты жизни несовершеннолетнего, начиная от защиты его прав и законных интересов на ментальном и физическом уровне (защита от оскорблений, унижений, сексуальных домогательств и эксплуатации), и заканчивая осуществлением профилактической работы с родителями, представителями и должностными лицами, обязанными обеспечивать решение потребностей несовершеннолетнего. Одновременно с этим, профилактическая работа направлена на защиту интересов общества и государства, поэтому в самых крайних случаях несовершеннолетние привлекаются к соответствующим мерам ответственности либо вопрос о прекращении правонарушаемого поведения решается иным образом.

Явление безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних является серьезной проблемой для любого общества и государства, при этом решение данной задачи возможно только в результате совокупного объединения усилий самых разных специалистов, начиная от психологов и социальных работников и заканчивая сотрудниками органов внутренних дел. Перед тем, как обратиться к сущности и содержанию деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в деле профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо определить ряд базовых понятий.

Базовым понятием для профилактики, осуществляемой правоохранительными органами, является понятие правонарушения. Понятие правонарушения имеет различную коннотацию в правовом и социальном дискурсе. При этом, учитывая, что правонарушения несовершеннолетних могут выражаться в самых разнообразных действиях, начиная от асоциального поведения и заканчивая совершением уголовно наказуемых преступлений, в рамках данной статьи под понятием правонарушения мы будем понимать самый широкий спектр неправомерных действий несовершеннолетних, включая действия, не соответствующие социальным и морально-этическим нормам, принятым в обществе (курение, употребление алкоголя, наркотических и психотропных средств, бродяжничество, попрошайничество), а также административные правонарушения и уголовные преступления.

С точки зрения данного понимания правонарушения, рассмотрим сущность антиобщественных дей-

ствий, совершаемых подростками. В ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N° 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] поясняется содержание антиобщественного действия, однако не дается его развернутое определение. Так, законодатель не дает определения понятию «антиобщественные действия», но перечисляет, какие действия могут расцениваться в качестве таковых. Антиобщественными действиями, с точки зрения их профилактики, будут рассматриваться систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятие проституцией, бродяжничество или попрошайничество, а также иные действия, которые нарушают права и законные интересы других лиц. Из данного определения можно сделать следующие выводы: во-первых, законодатель дает нам примерный перечень антиобщественных действий; во-вторых, указывает, что иные действия несовершеннолетнего, также как и перечисленные, будут считаться антиобщественными, если они нарушают права и законные интересы других лиц. Таким образом, антиобщественные действия несовершеннолетнего рассматриваются как наносящие вред обществу, т. е. они имеют признак правонарушения.

В представленном перечне содержатся действия, которые в отношении взрослого человека были бы квалифицированы как уголовное преступление, административное правонарушение либо не считались бы делинквентным поведением. Так, в отношении совершеннолетнего, действия которого связанны с употреблением алкогольной или спиртосодержащей продукции, не являются правонарушением и могут осуждаться с точки зрения общественной морали и нравственности, однако в отношении несовершеннолетнего они признаются антиобщественным поведением.

В отношении совершеннолетнего в качестве административного правонарушения будут квалифицированы систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ (ст. 6.9 КоАП РФ), занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ). Касаемо бродяжничества или попрошайничества, то ответственность за данные действия устанавливается административным законодательством субъектов РФ; так, например, законодательство г. Москвы устанавливает ответственность в виде штрафа за «приставание» к гражданам. Таким

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

образом, законодатель собрал в одном перечне достаточно разные с правовой точки зрения действия, которые могут быть квалифицированы различным способом в зависимости от возраста субъекта, их совершающего.

Тесным образом с противоправным поведением, а часто и его причиной является состояние безнадзорности и беспризорности несовершеннолетнего. Под безнадзорностью несовершеннолетнего закон понимает такое поведение родителей или представителей несовершеннолетнего, при котором они не осуществляют свои обязанности, связанные с надзором за ребенком, обеспечением его базовых потребностей, а в отношении беспризорности к вышеозначенному состоянию прибавляется отсутствие места жительства несовершеннолетнего. Очевидно, что такое состояние несовершеннолетнего, ограниченного в силу возраста в правах, социально-экономических возможностях толкает его на определенные действия, рассматриваемые обществом и государством в качестве асоциальных и не правовых, в связи с чем, общество и государство в лице управомоченных органов организуют профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Профилактика представляет собой совокупность мер, средств, инструментов и подходов, направленных на предотвращение какого-либо события или явления. В данном случае речь идет о совокупности научно-обоснованных и законодательно регламентированных мерах, направленных на пресечение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также совершения ими правонарушений и преступлений. Важность профилактической работы правоохранительных органов и иных уполномоченных органов и служб заключается в двунаправленности данной деятельности. С одной стороны, профилактика позволяет обеспечить защиту общества от правонарушителей, с другой стороны, сами нарушители попадают в условия, когда пресекается их морально-нравственное и физическое разложение, а сами они ставятся в условия соблюдения законов и норм общественного поведения.

Содержание социально-профилактической работы определяется как комплекс идей, мнений, факторов, основных направлений упреждающего воспитательного воздействия. Вся профилактическая работа должна осуществляться цельно. Такой целостный процесс должен основываться на определенных

принципах преемственности и единства всех звеньев общего социально-педагогического воспитания и перевоспитания [2, с. 50], поэтому в процессе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних значительное внимание уделяется ориентации на личность [3, с. 16].

Содержание профилактики правонарушений включает в себя понятие «профилактика», принципы, задачи, методы, формы и средства, на основе которых она будет осуществляться и, бесспорно, задачи и программу профилактики. Социальная профилактика негативных явлений — это деятельность, направленная на предотвращение возникновения, распространения, обострения негативных социальных явлений и их опасных последствий путем выявления, устранения или нейтрализации факторов, которые порождают их, и создания условий для успешной жизнедеятельности общества [4].

Важную роль в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выполняют правоохранительные органы, которые, с одной стороны, защищают права и законные интересы несовершеннолетних, а с другой, — обеспечивают защиту общества и государства от их неправомерного поведения. Отделы по делам несовершеннолетних и защите их прав являются подразделениями полиции в структуре ГУ МВД России. На отделы ПДН возлагаются задачи координации всех субъектов системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, сбора информации для комиссий по делам несовершеннолетних, мониторинга и аналитики информации о состоянии безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на отдельно взятой территории. В приоритете у отделов ПДН должна быть правовая защита прав и законных интересов несовершеннолетних, а затем функция защиты общества и государства от их неправомерного поведения.

В своей деятельности органы ПДН руководствуются Федеральным Законом N° 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и региональным законодательством (например, Закон Московской области от 30 декабря 2005 г. «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области», Положение «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области» [5]).

Осуществляя профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органы ПДН в рамках предоставленных им полномочий и возложенных на них обязанностей:

• проводят профилактическую работу с несовершеннолетними, подходящими под категорию безнадзорных, беспризорных или совершивших правонарушение;

• проводят профилактическую работу с родителями и законными представителями, если они не исполняют свои обязанности в отношении таких несовершеннолетних. Профилактическая беседа может быть проведена также в отношении других несовершеннолетних и иных лиц, если для этого будут иметься основания;

• устанавливают субъектов, которые негативно влияют на несовершеннолетних, в частности, вовлекают их в совершение асоциальных поступков или противоправных деяний, совершают в отношении несовершеннолетних правонарушения или преступления, нарушают права и законные интересы несовершеннолетних. Такими лицами могут быть родители, законные представители и иные лица;

• осуществляют помощь в объеме своей компетенции в розыске несовершеннолетних;

• рассматривают заявления о противоправном или антиобщественном поведении несовершеннолетних;

• выявляют беспризорных несовершеннолетних, которым требуется помощь со стороны государства и определяют их в центры временного содержания для дальнейшего решения их судьбы;

• выявляют причины и условия состояния безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и направляют данную информацию в соответствующие органы.

Перечислены основные задачи отделов ПДН, связанные с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, однако для реализации данного направления осуществляется и иная деятельность, в том числе:

• организация совещаний и круглых столов с целью обмена информацией и опытом в деле защиты прав несовершеннолетних и профилактики совершения ими правонарушений;

• оказание материальной и психологической помощи несовершеннолетним, которые вышли из учреждения уголовно-исполнительной системы либо из учебно-воспитательного учреждения;

• подготовка материалов относительно содержания несовершеннолетних в учреждениях уголовно-исполнительной системы либо в учебно-воспитательных учреждениях [5].

Важным направлением деятельности отделов ПДН является сбор и анализ материалов о состоянии безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поскольку именно эта информация ложится в основу планирования организационно-правовой, бюджетной и экономической деятельности государственных органов в деле профилактики.

Отделы ПДН также осуществляют теоретико-практическое руководство профилактической работой в учреждениях, работающих с несовершеннолетними, а также в отношении родителей, законных представителей и непосредственно несовершеннолетних. Для этих целей разрабатываются и распространяются брошюры, содержащие информацию, направленную на правовое просвещение, формирование социальной ответственности, бережное отношение к своему здоровью и т. д.

Сотрудники территориальных отделов ПДН, осуществляя профилактику, выполняют следующие функции:

• выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, аддиктивному поведению, правонарушениям, гибели и травматизму, нарушениям трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних, вовлечению их в совершение противоправных деяний;

• организовывают межведомственные мероприятия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и здоровья;

• содействуют в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, находящимся в кризисных ситуациях;

• создают и пополняют межведомственный банк данных о несовершеннолетних и семьях, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа;

• обобщают и распространяют положительный опыт работы в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав несовершеннолетних и законных интересов, внедрения новых форм работы в этом направлении;

jjÉiSk.

-^pr-

• организовывают работу комиссии по контролю за воспитанием, обучением, содержанием и обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики; с этой целью имеют право проверять условия содержания и воспитания несовершеннолетних в детских дошкольных учреждениях, образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты (приюты, центры реабилитации), детские отделения учреждений здравоохранения;

• готовят материалы в комиссию для принятия мер воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, родителей, лиц их заменяющих, должностных лиц, которые обязаны воспитывать и обеспечивать интересы несовершеннолетних;

• информируют о состоянии подростковой преступности и проводимой работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Отделы ПДН также контролируют культурно-образовательную и трудовую составляющую жизни несовершеннолетних на подведомственной территории.

Основу профилактического воздействия инспектора ПДН на несовершеннолетнего составляют:

1) перечень категорий несовершеннолетних, которых характеризует неправомерное поведение или факт правонарушения; несовершеннолетних, находящихся в группе риска (отклоняющееся поведение, нахождение в неблагоприятной социально-педагогической и воспитательной среде);

2) содержание и направления деятельности по профилактическому воздействию;

3) координация профилактической деятельности с медицинскими, социальными, образовательными и иными учреждениями, что придает всем профилактическим мероприятиям комплексный системный характер.

В любом случае, эффективная и результативная модель профилактической работы с несовершеннолетними должна отвечать ряду требований: иметь четко поставленные цели; основываться на специальных принципах; представлять собой систему.

Вся профилактическая работа с несовершеннолетними строится с учетом психофизиологических и возрастных особенностей развития личности несовершеннолетнего, факторов и условий социального окружения и воздействия на личность несовершеннолетнего (семья, образовательное учреждение, ближний круг), качества административно-правового и воспитательного воздействия.

ДОЗНАНИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 495 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. Ф. К. Зиннурова, А. С. Есиной

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Определены понятие, роль и значение дознания в уголовном судопроизводстве России. Рассмотрены деятельность органа дознания по уголовным делам; особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного следствия. Особое внимание уделяется процессуальному положению и полномочиям дознавателя ОВД и его взаимодействию с отдельными участниками уголовного судопроизводства. Раскрыты правовые основы и направления взаимодействия в данной сфере в аспекте международного сотрудничества.

Для студентов, курсантов и слушателей юридических учебных заведений МВД России, а также преподавателей и аспирантов (адъюнктов).

Группировка причин, способствующих неправомерному поведению несовершеннолетних позволяет говорить о высоком потенциале профилактического воздействия на несовершеннолетних, поскольку именно данная сфера позволяет максимально скорректировать отклоняющееся поведение и привести личность подростка к социальной норме.

Группировка профилактических мер на общие и индивидуальные позволяет дифференцировать усилия сотрудников и ресурсы для повышения эффективности профилактического воздействия. При этом важно понимать, что в основе общих профилактических мер безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лежит создание условий, при которых исключена возможность безнадзорного состояния несовершеннолетних и возможность для них совершать неправомерные поступки.

Список источников

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета. 1999. 30 июня.

2. Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации. СПб. : СМИО-Пресс, 2015.

3. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.-Тверь, 2014.

4. Ефимов М. А. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних / Ефимов М. А., Лобанов В. А. // Предупреждение правонарушений несовершеннолетних: [сб. статей / под ред. В. Т. Калмыкова]. Мн., 1978. С. 17-32.

5. УМВД РФ по Ленинскому району // URL://https://-ленинский.50.мвд.рф/UMVD/Rukovodstvo_UMVD.

References

1. Federal Law No. 120-FZ of June 24, 1999 «On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency» // Rossiyskaya Gazeta. 1999. June 30.

2. Grevtseva G. Ya. Civil education of schoolchildren as a factor of socialization. SPb.: SMIO-Press, 2015.

3. The personality of a student as a goal, object, subject and result of education / edited by N. L. Selivanova, E. I. Sokolova. M.-Tver, 2014.

4. Efimov M. A. Causes and conditions contributing to juvenile delinquency / Efimov M. A., Lobanov V. A. // Prevention of juvenile delinquency: [collection. articles / edited by V. T. Kalmykov]. Mn., 1978. Р. 17-32.

5. The MIA of Russia in the Leninsky district // URL ://-https://Leninsky50.mvd.rf/UMVD/Rukovodstvo_UMVD.

Информация об авторе

С. В. Калинина — доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

S. V. Kalinina — Associate Professor of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 22.11.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 22.11.2021; approved after reviewing 17.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.