Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ 
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1797
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокурор / прокурорский надзор / несовершеннолетний / преступность / беспризорность / безнадзорность. / prosecutor / prosecutor’s supervision / minor / crime / homelessness / neglect

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлова Тамара Николаевна, Михайлов Евгений Викторович

Введение: проблема безнадзорности и преступности несовершеннолетних яв-ляется одной из социально опасных и значимых проблем современного общества. Надлежащим образом организованный надзор в данной сфере выступает приоритет-ным в работе органов прокуратуры Российской Федерации. В статье освещены вопро-сы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Исходя из положений действующего законодательства определены основные направления деятельности и установлены субъекты системы профилактики детской беспризорно-сти, безнадзорности и преступности. Применительно к поднадзорным субъектам вы-делены основные вопросы, проверку которых необходимо организовать должностным лицам органов прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности. Материалы и методы: основу исследования составило законодательство Рос-сийской Федерации, научные исследования в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методологической основой исследования выступил общий диалектический метод научного познания, а также методы логиче-ской дедукции, познавательные методы и приемы анализа, сравнения, обобщения и описания. Кроме того, использовался метод опроса через интервьюирование пред-ставителей органов прокуратуры Российской Федерации. Результаты исследования позволили определить основные вопросы и эффективные формы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выводы и заключения: проанализированные нормы действующего законода-тельства, вопросы и формы организации прокурорского надзора за исполнением за-конодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних определили значимость и результативность работы органов прокуратуры в сфере охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлова Тамара Николаевна, Михайлов Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR’S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON THE PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY

Introduction: the problem of neglect and juvenile delinquency is one of the socially dangerous and significant problems of modern society. Properly organized supervision in this area is a priority in the work of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation. The article deals with the organization of prosecutor’s supervision over the implementa-tion of legislation on the prevention of neglect and juvenile delinquency. Based on the provisions of the current legislation, the main areas of activity are defined and the subjects of the system of prevention of child homelessness, neglect and crime are established. In relation to the supervised subjects, the main issues are identified, the verification of which should be organized by the officials of the prosecutor’s office in the implementa-tion of supervisory activities. Materials and methods: the normative basis of the study was the norms of international law, as well as the norms of the domestic legislation of the Russian Federa-tion. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, as well as methods of logical deduction, cognitive methods and techniques of analysis, comparison, generalization and description. The results of the study allowed us to identify the main issues and effective forms of organization and implementation of prosecutor’s supervision over the implementation of legislation on the prevention of neglect and juvenile delinquency. Findings and Conclusions: the article analyses the current legislation, issues and forms of organization of Prosecutor’s supervision over execution of the legislation on the prevention of child neglect and juvenile delinquency has identified the significance and effectiveness of the prosecution authorities in the sphere of protection of rights and legit-imate interests of minors.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ »

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 4 (99). С. 163—175. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. no.4 (99). P. 163—175.

12.00.11. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Научная статья УДК 343.915

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-163-175

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Тамара Николаевна Михайлова 1, Евгений Викторович Михайлов 2

Восточно-Сибирский институт МВД России, [email protected] 2Прокуроратура Свердловского района г. Иркутска, [email protected]

Введение: проблема безнадзорности и преступности несовершеннолетних является одной из социально опасных и значимых проблем современного общества. Надлежащим образом организованный надзор в данной сфере выступает приоритетным в работе органов прокуратуры Российской Федерации. В статье освещены вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Исходя из положений действующего законодательства определены основные направления деятельности и установлены субъекты системы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и преступности. Применительно к поднадзорным субъектам выделены основные вопросы, проверку которых необходимо организовать должностным лицам органов прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности.

Материалы и методы: основу исследования составило законодательство Российской Федерации, научные исследования в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методологической основой исследования выступил общий диалектический метод научного познания, а также методы логической дедукции, познавательные методы и приемы анализа, сравнения, обобщения и описания. Кроме того, использовался метод опроса через интервьюирование представителей органов прокуратуры Российской Федерации.

Результаты исследования позволили определить основные вопросы и эффективные формы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

© Михайлова Т. Н., Михайлов Е. В., 2021

Выводы и заключения: проанализированные нормы действующего законодательства, вопросы и формы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определили значимость и результативность работы органов прокуратуры в сфере охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, несовершеннолетний, преступность, беспризорность, безнадзорность.

Для цитирования: Михайлова Т. Н., Михайлов Е. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2021. —№ 4 (99). — С. 163—175. DOI:10.24412/2312-3184-2021-4-163-175

12.00.11. Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement

Original article

PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON THE PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY

Tamara N. Mikhailova 1, Evgeny V. Mikhailov 2

1East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation, [email protected]

2Sverdlovsk district of Irkutsk Adviser of Justice, Irkutsk, Russian Federation, evm [email protected]

Introduction: the problem of neglect and juvenile delinquency is one of the socially dangerous and significant problems of modern society. Properly organized supervision in this area is a priority in the work of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. The article deals with the organization of prosecutor's supervision over the implementation of legislation on the prevention of neglect and juvenile delinquency. Based on the provisions of the current legislation, the main areas of activity are defined and the subjects of the system of prevention of child homelessness, neglect and crime are established. In relation to the supervised subjects, the main issues are identified, the verification of which should be organized by the officials of the prosecutor's office in the implementation of supervisory activities.

Materials and methods: the normative basis of the study was the norms of international law, as well as the norms of the domestic legislation of the Russian Federation. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, as well as methods of logical deduction, cognitive methods and techniques of analysis, comparison, generalization and description.

The results of the study allowed us to identify the main issues and effective forms of organization and implementation of prosecutor's supervision over the implementation of legislation on the prevention of neglect and juvenile delinquency.

Findings and Conclusions: the article analyses the current legislation, issues and forms of organization of Prosecutor's supervision over execution of the legislation on the prevention of child neglect and juvenile delinquency has identified the significance and effectiveness of the prosecution authorities in the sphere of protection of rights and legitimate interests of minors.

Keywords: prosecutor, prosecutor's supervision, minor, crime, homelessness, neglect.

For citation: Mikhailova Tamara Nikolaevna, Mikhailov Evgeny Viktorovich Prosecutor's supervision over the implementation of legislation on the prevention of neglect and juvenile delinquency // Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021, no, 4 (99) pp. 163— 175 (in Russ.). DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-163-175

В 2017 году Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был принят Указ № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»1. Данный документ стал новым ориентиром в развитии системы органов, учреждений и мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. На его основе были разработаны как федеральный, так и региональные планы основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства в Российской Федерации, в которых нашли свое отражение в том числе и такие вопросы, как: разработка предложений, направленных на реформирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; выявление беспризорности; совершенствование системы взаимодействия органов и организаций по защите прав детей.

Преступность, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних являются одной из наиболее актуальных проблем современного российского государства. К сожалению, за весь период своего существования наше общество не смогло полностью искоренить эти пагубные явления [1, с. 602]. Так, еще в 1935 году в СССР было принято постановление Совета народных комиссаров «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»2, в котором на государственном уровне обращалось внимание на существование данной проблемы. Однако действенные способы ее решения не выработаны до сих пор.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, российские подростки ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысячах преступлений, при этом стабильно высоким является удельный вес несовершеннолетних, совершавших преступления и ранее. Именно повторная преступность несовершеннолетних является одной из наиболее опасных форм преступных проявлений данной категории граждан. При этом рецедивная преступность несовершеннолетних рассматривается органами прокуратуры в более широком смысле, под которую, помимо как такового рецидива, подпадают и случаи, когда: несовершеннолетний повторно совершил преступление (2 и более эпизода преступной деятельности по одному уголовному делу в период следствия); ранее привлекался к уголовной ответственности, однако был

1 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 29 мая 2017 г. № 240. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2 О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности [Электронный ресурс]: постановление Совета нар. комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

освобожден от нее по нереабилитирующим основаниям; совершил преступление в период условного осуждения, условно-досрочного освобождения; если судимость снята и погашена в установленном законом порядке. В рамках ежегодно проводимых межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов особо акцентируется внимание на том, что профилактика рецидивных преступлений несовершеннолетних должна являться частью общих профилактических мероприятий преступности несовершеннолетних Г10].

Другой проблемой российского общества и одной из причин существования преступности несовершеннолетних является проблема беспризорности и безнадзорности детей. Так, по словам председателя Национального родительского комитета И. В. Волынец, «ненадлежащее исполнение родителями или лицами, их заменяющими, установленных нормами семейного законодательства обязанностей по воспитанию детей влечет их безнадзорность и является одной из причин совершения правонарушений несовершеннолетними»1. К сожалению, авторы вынуждены согласиться с мнением И. В. Волонец, поскольку многолетними статистическими данными установлено, что в регионах с большим количеством беспризорных и безнадзорных детей достаточно высокие показатели и детской преступности.

В 2019 году надзорными органами на территории Российской Федерации было выявлено 75,5 тысяч несовершеннолетних, относящихся к категории детей-беспризорников, в 2018 году — 68,7 тысяч детей. При этом, лидерами в показателях большого количества беспризорных детей являются Курганская область (9,7 тыс.), г. Москва (8,2 тыс.), Свердловская область (3,6 тыс.), Московский регион (2,8 тыс.), Иркутская область (2,7 тысяч).

По данным Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, численность безнадзорных несовершеннолетних, к сожалению, стабильна в своих показателях. Сегодня на территории Иркутской области действуют различные социальные программы, в рамках которых субъекты системы профилактики в пределах своей компетенции проводят определенную работу. Тем не менее добиться снижения социальной напряженности в этой сфере удалось только в 2020 году. Так, на территории Иркутской области в 2019 году было выявлено 2 тысячи 693 случая доставления в отделения полиции детей, отнесенных к категории беспризорных, в 2020 году — 1 тысяча 721 случай. Согласно информации регионального банка данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в 2020 году в Иркутской области состоит на учете 5 тысяч 455 семей и 10 тысяч 76 детей.

Преступность несовершеннолетних в регионе также не радует своими показателями. По данным ИЦ ГУВД Иркутской области, в 2019 году на территории региона было зарегистрировано 890 антиобщественных деяний, совершенных несовершеннолетними лицами (удельный вес составил 4,9 %), из них 457 были совершены в общественных местах (удельный вес составил 7,7). В г. Иркутске было зарегистрировано 237 случая совершения преступлений несовершеннолетними лицами (удельный вес составил 4 %), из которых 157 — в общественных местах (удельный вес составил 8,1 %). В 2020 году данные показатели были снижены на 19,3 % и составили

1 Официальный сайт Национального родительского комитета [Электронный ресурс]. — URL: https://nrkrus.ru (дата обращения: 13.04.2021).

по Иркутской области 718 антиобщественных деяний, совершенных несовершеннолетними лицами (удельный вес — 4,3 %), из которых 359 были совершены в общественных местах (удельный вес составил 6,2 %). В г. Иркутске в 2020 году было зарегистрировано 190 случаев совершения несовершеннолетними преступлений (удельный вес составил 3,4 %), из которых 109 совершены в общественных местах (удельный вес — 5,5 %).

Сегодня охрана и защита прав и законных интересов несовершеннолетних, принятие комплексных мер по предупреждению детской преступности являются приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры России. В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» прокуратурами субъектов ежегодно планируется проведение проверок исполнения законодательства о профилактике беспризорности и безнадзорности, предупреждении правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Целью данных мероприятий является проверка исполнения законодательства по вопросам профилактики; своевременное выявление, учет и устройство безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; проведение комплексной и индивидуальной работы всех органов системы профилактики.

Основным направлением деятельности органов прокуратуры в рамках охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних сегодня определен надзор за исполнением законодательства: о социальной защите несовершеннолетних; об охране здоровья и жизни несовершеннолетних; об образовании; о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и полноценному развитию; пресечение фактов жестокого обращения с детьми, всех форм насилия над ними; требование от органов предварительного расследования неукоснительного соблюдения уголовно -процессуального законодательства, обеспечивающего гарантии прав несовершеннолетних; неукоснительное исполнение органами и учреждениями профилактики требований законодательства о выявлении беспризорных и безнадзорных детей. При этом эффективность прокурорского надзора в сфере предупреждения беспризорности, безнадзорности, совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними зависит как от знания предмета правового регулирования и поднадзорных объектов (субъектов системы профилактики детской беспризорности и преступности), так систематичности и полноты проводимых проверок. Главным при проведении проверок является контроль за обеспечением баланса между соблюдением прав и интересов несовершеннолетних со стороны всех субъектов профилактики и принимаемыми мерами по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В перспективе развития должна быть разработана эффективно действующая схема организации механизма профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для достижения положительных результатов в профилактической работе по борьбе с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних большое значение имеет, прежде всего, взаимодействие всех органов и учреждений системы профилактики. Как отмечает в своих исследованиях Е. Н. Костенко «благополучие детства во многом зависит от деятельности каждого органа профилактики беспризорности

и правонарушений несовершеннолетних» [2, с. 227]. Осуществление мер по координации деятельности этих органов и учреждений, в соответствии с требованиями ст. 11 федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сегодня возложено на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) [3, с. 49].

Проводя исторический экскурс, следует отметить, что прототипом КДН и ЗП можно считать комиссии по делам несовершеннолетних, образованные в соответствии с декретом от 14 января 1918 г., действующие на основании специально разработанных инструкций1. Однако ранее этот орган обладал более широкими полномочиями и в качестве апелляционной инстанции мог также пересматривать уголовные дела, оконченные в судах решением об осуждении несовершеннолетнего. К сожалению, данного рода комиссии просуществовали недолго и были отменены властью, поскольку их деятельность в отношении несовершеннолетних правонарушителей в большей степени носила не карательный, а медико-психолого-педагогический характер [4, с. 230].

Сегодня КДН и ЗП является постоянно действующим органом по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и входит в единую систему органов по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому. Законодательство предусмотрело трехуровневую систему организации деятельности КДН и ЗП: правительственную (федеральную), региональные и муниципальные [5, с. 53—55]. 12 ноября 2007 года в Иркутской области был принят закон № 100-ОЗ «О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области и осуществления ими отдельных государственных полномочий». В настоящее время в Иркутской области осуществляют деятельность 49 КПН и ЗП.

Организация прокурорского надзора за соблюдением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при проведении проверок в КДН и ЗП должна быть сосредоточена на выяснении следующих вопросов:

— своевременность и эффективность работы КДН и ЗП по принятию мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и совершению правонарушений несовершеннолетними;

— виды и формы предоставления защиты несовершеннолетним в случаях нарушения их прав (должное внимание должно быть уделено вопросам своевременности и качества предоставленной помощи);

— проведение плановых и внеплановых мероприятий по координационной деятельности всех органов и учреждений системы профилактики;

— выработка методических рекомендаций, указаний по вопросам, связанным с проведением профилактических мероприятий, а также предложений по повышению эффективности работы КДН и ЗП всех уровней;

1 Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних: постановление Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР от 30 июля 1920 г // Собрание узаконений РСФСР. — 1920. — № 100. — № 68.

— обращение в интересах несовершеннолетних в правоохранительные и судебные органы, в том числе и по вопросам, связанным с направлением в специальные учебно-воспитательных учреждения (СУВУ) открытого и закрытого типов;

— оказание помощи несовершеннолетним, вернувшимся из СУВУ, осуществление функций по их социальной реабилитации;

— количество предложений о применении мер дисциплинарной или иных видов ответственности к гражданам, должностным лицам и организациям в случае невыполнения ими решений КДН и ЗП;

— количество и полнота предусмотренных законодательством мер воздействия, применяемых в случаях необходимости в отношении несовершеннолетних и членов их семей;

— соблюдение требований закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях (установление количества возвращенных материалов; оценка обоснованности возврата и соблюдения сроков принятия решений; количество рассмотренных дел; результат рассмотрения; оценка законности и обоснованности принятого решения; эффективность принятых мер воздействия к родителям и иным законным представителям);

— используется ли комиссиями право внесения представлений об устранении причин и условий совершения правонарушений, предусмотренное ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следующим субъектом системы профилактики детской безнадзорности, беспризорности и преступности — поднадзорным субъектом органов прокуратуры в рамках осуществления надзора по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних — являются органы управления социальной защиты населения.

Деятельность по социальной защите населения сегодня является одной из самых важных задач российского государства [9]. За последнее десятилетие законодателями разработаны сотни комплексных национальных и региональных программ, направленных на оказание социальной поддержки и помощи населению, в том числе и несовершеннолетним гражданам России. Действующим законодательством органы управления социальной защиты населения включены в единую систему органов профилактики безнадзорности несовершеннолетних, контролирующих сферу предоставления им социальных услуг, занимающихся разработкой и реализацией современных методик социальной реабилитации несовершеннолетних, попавших в сложные жизненные обстоятельства [6, с. 308]. В связи со сказанным при проведении проверок в органах управления социальной защиты населения представитель органов прокуратуры должен быть сосредоточен на выяснении следующих вопросов:

— полнота и эффективность принимаемых профилактических мер (организация индивидуальной воспитательно-профилактической работы с семьями и несовершеннолетними);

— правильность ведения учета безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (количество несовершеннолетних; неблагополучных семей с детьми, состоящих на учёте в местном банке данных, оператором которого являются органы социальной защиты; установление

фактов дублирования полученных сведений (учёта одного и того же ребёнка (семьи) дважды);

— проверка своевременности выявления несовершеннолетних, а также их семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; оценка полноты принятых мер;

— проверка работы с жалобами и обращениями граждан по вопросам профилактики;

— качество осуществляемого контроля за деятельностью специализированных учреждений для несовершеннолетних, а также иных организаций, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям;

— виды и формы оказываемой помощи несовершеннолетним и их семьям в преодолении трудных жизненных ситуаций;

— организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, являющимися детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей;

— соблюдение требований законодательства о подборе и назначении опекунов (наличие документов, характеризующих личность и состояние здоровья кандидата в опекуны, сведений об их возрасте, занятиях и доходах, жилищно-бытовых условиях, взаимоотношениях с подопечным, добровольности принятия решения о воспитании ребёнка; наличие фактов отстранения, освобождения опекунов (попечителей) от исполнения ими опекунских обязанностей, причины этого, в случае виновного поведения привлечение опекунов (попечителей) к материальной, административной, уголовной ответственности);

— качество осуществляемого контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся как в учреждениях для детей указанной категории, так и под опекой (попечительством) граждан (следует обратить внимание на то, что полнота проверок условий проживания и воспитания подопечных характеризуется наличием актов обследования жилищно-бытовых условий, сведений о занятости, состоянии здоровья, сохранности имущества и жилья детей, взаимоотношениях в семье и т. д.);

— ведение учета неустроенных детей (одновременно необходимо выяснить, сколько выявленных органами опеки детей передано в учреждения системы образования и здравоохранения, в учреждения системы социальной защиты, в том числе в семейно-воспитательные группы);

— количество заявленных исков о лишении родительских прав и об ограничении в родительских правах, об отобрании ребёнка, результаты их рассмотрения;

— своевременность и полнота мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

— законность разрешений органов опеки на сделки с жильём, затрагивающие интересы несовершеннолетних, состояние взаимодействия по этим вопросам с иными органами системы профилактики, паспортно-визовой службой и иными заинтересованными ведомствами.

Еще одним важным субъектом системы профилактики детской безнадзорности, беспризорности и преступности сегодня являются органы управления образованием

и образовательные учреждения. Прокурорам при проведении проверок в указанных субъектах следует акцентировать внимание на выяснении следующих вопросов:

— полнота и эффективность работы по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, своевременность направления информации о них в банк данных органа социальной защиты;

— ведение учета несовершеннолетних, систематически пропускающих или вообще не посещающих занятия в образовательных учреждениях; анализ причин пропуска и принимаемые меры (необходимо ознакомиться с журналами посещаемости общеобразовательных учреждений; выяснить, какая работа проводится с учащимися классными руководителями, социальными педагогами, психологами);

— оценка деятельности психолого-медико-педагогической комиссии по выявлению и подготовке рекомендаций по оказанию помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии и поведении;

— законность перевода слабоуспевающих в коррекционные классы, оставления на второй год обучения в том же классе или перевод детей с девиантным поведением на домашнее обучение (наличие заключения медико-психолого-педагогической комиссии и согласия родителей); законность отчисления учащихся из образовательных учреждений;

— имелись ли обращения учащихся и их родителей о применении к несовершеннолетним антипедагогических методов воздействия за какие-либо проступки, в том числе временное отстранение от занятий, а также другие меры, унижающие честь и достоинство ребёнка (для этого необходимо изучить личные дела учащихся, приказы по личному составу, материалы служебных проверок по фактам антипедагогического обращения с воспитанниками и т. д.);

— организация и общедоступность спортивных, танцевальных и иных развивающих секций, кружков и клубов для несовершеннолетних; оценка их деятельности.

Следующим субъектом системы профилактики детской безнадзорности, беспризорности и преступности — поднадзорным субъектом органов прокуратуры в рамках осуществления надзора по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних — являются органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, при проведении проверок в которых следует акцентировать внимание на выяснении следующих вопросов:

— осуществляется ли прием и содержание в лечебно-профилактических учреждениях подкинутых, заблудившихся и других детей в возрасте до четырех лет, а также несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения для оказания им медицинской помощи;

— проводятся ли меры по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних (поставка несовершеннолетних с зависимостью на учет, их обследование и лечение);

— проводится ли медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, с последующей подготовкой рекомендаций по их устройству с учётом состояния здоровья.

В рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами прокуратуры также подлежат проверке органы службы занятости на предмет:

— взаимодействия с иными органами системы профилактики по вопросам трудоустройства несовершеннолетних;

— качества и полноты контроля за исполнением требований трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.

Органы по делам молодежи и учреждения данных органов должны быть проверены органами прокуратуры на предмет:

— участия данных органов в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга и занятости;

— предоставления защиты социально-правовых интересов несовершеннолетних;

— разработки и внедрении программ социальной реабилитации несовершеннолетних;

— осуществления информационно-просветительных и иных мер в отношении несовершеннолетних.

Эффективность работы органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в большей степени зависит от взаимодействия таких служб, как подразделения по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), службы участковых уполномоченных полиции, подразделений уголовного розыска отделов полиции [7]. Организация прокурорского надзора в ПДН с учетом требований ведомственных инструкций должна быть сосредоточена на выяснении следующих вопросов:

— качество и своевременность проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния, и их законных представителей; проверка журнала учета профилактических мероприятий;

— полнота мер по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; решение вопроса о направлении таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики;

— качество рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях и общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к ответственности, а также о неисполнении и ненадлежащем исполнении их законными представителями обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних;

— подготовка и направление материалов в отношении несовершеннолетних в КПН и ЗП, результаты их рассмотрения и эффективность принятых мер профилактического характера;

— использование в полной мере всех имеющихся полномочий для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, при проведении прокурором проверок также необходимо оценить работу центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел [8, с. 58].

Проведенный анализ вопросов организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяет прийти к выводу о том, что данный вид надзора является одним из самых сложных, требующих от должностных лиц органов прокуратуры тща-

тельной подготовки и знания большого количества нормативно-правовых актов. При этом по результатам проведенных должностными лицами органов прокуратуры проверок осуществляется систематизация выявленных нарушений законов по органам и учреждениям системы профилактики с принятием мер прокурорского реагирования. При наличии законных оснований органами прокуратуры также могут быть инициированы проверки в порядке ст.ст. 144—145 УПК РФ. Результаты проведенных проверок используются в дальнейшей работе по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних и принятия мер по ее предупреждению. Заключения по проведенным надзорным мероприятиям, а также проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности, в дальнейшем рассматриваются и обсуждаются на координационных либо межведомственных совещаниях, результатом которых является выработка конкретных решений с последующим контролем за их исполнением. Стабильное состояние законности в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних во многом зависит от надлежащем образом организованной работы органов прокуратуры Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Дородонова Н. В. Предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии / Н. В. Дородонова, Е. В. Евстифеева, Е. В. Ильгова // Всероссийский криминологический журнал. — 2018. — № 4. — С. 601—608.

2. Костенко Е. Н. Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Е. Н. Костенко // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 9 (94). — С. 226—231.

3. Воеводина Т. Г. Взаимодействие науки о прокурорской деятельности и других юридических наук в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних / Т. Г. Воеводина // Вестник университета имени О. Е. Кутафина. — 2019. — № 8. — С. 47—52.

4. Михайлова Т. Н. Эволюция развития нормативно-правовой основы ювенального судопроизводства в России / Т. Н. Михайлова, О. П. Грибунов // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2020. — № 2. — С. 235—236.

5. Беженцев А. А. Роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактике правонарушений несовершеннолетних, перспективы модернизации административной деятельности / А. А. Беженцев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2017. — № 1 (73). — С. 52—58.

6. Суслин Г. Е. Особенности государственной социальной политики России в отношении беспризорных детей в современных условиях / Г. Е. Суслин // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 8. — С. 306—311.

7. Рыбалка Е. А. Деятельность органов внутренних дел в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Е. А. Рыбалка // Научный портал МВД России. — 2019. — № 1. — С. 121—125.

8. Смирнова В. М. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних в деятельности сотрудников полиции [Электронный ресурс] / В. М. Смирнова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. — 2017. — № 3-2. — С. 56—59. URL: http: //wwenews.esrae.ru (Дата обращения: 18.02.2021).

9. Фурсов В. А. Социальная защита населения в Российской Федерации / В. А. Фурсов, А. А. Долгова // Образование и проблемы развития общества. — 2020. — № 4. — С. 220—223.

10. Корягина С. А. Повторная преступность несовершеннолетних: современный взгляд на данную проблему / С. А. Корягина // Всероссийский криминологический журнал. — 2010. — № 3. — С. 23—29.

REFERENCES

1. Dorodonova N.V. Prevention of juvenile delinquency: the experience of the USA and New Zealand / N.V. Dorodnova, E.V. Evstifeeva, E.V. Ilgova // All-Russian Criminological Journal. 2018, no. 4, pp. 601-608.

2. Kostenko E.N. Legal regulation of prosecutor's supervision over the execution of laws on the prevention of neglect and juvenile delinquency / E.N. Kostenko // Actual problems of Russian law. 2018, no. 9 (94), pp. 226-231.

3. Voevodina T.G. Interaction of the science of prosecutor's activity and other legal sciences in the field of prevention of juvenile delinquency / T.G. Voevodina // Vestnik of the University named after O. E. Kutafin. 2019, no. 8, pp. 47-52.

4. Mikhailova T.N. Evolution of the development of the legal framework of juvenile justice in Russia / T.N. Mikhailova, O.P. Gribunov // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2020, no. 2, pp. 235-236.

5. Refugees A.A. the role of the commissions on Affairs of minors and protection of their rights in the prevention of juvenile delinquency, the prospects of administrative modernization / A.A Refugees // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017, no. 1 (73), pp. 5258.

6. Suslin G.E. Features of the state social policy of Russia in relation to street children in modern conditions / G.E. Suslin // Theory and practice of social development. 2012, no. 8, pp. 306-311.

7. Rybalka E.A. Activity of internal affairs bodies in the field of prevention of neglect and juvenile delinquency / E.A. Rybalka // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019, no. 1, pp. 121-125.

8. Smirnova V.M. Prevention of neglect of minors in the activities of police officers [Electronic resource] / V.M. Smirnova // Nauka. Mysl: electronic periodical journal. 2017, no. 32, pp. 56-59. http: //wwenews.esrae.ru (Available at: 18.02.2021).

9. Fursov V.A. Social protection of the population in the Russian Federation / V.A. Fursov, A.A. Dolgova // Obrazovanie i problemy razvitiya obshchestva. 2020, no 4. pp. 220-223.

10. Koryagina S.A. Re-criminality of minors: a modern view of this problem / S. A. Kor-yagina. All-Russian Criminological Journal. 2010, no. 3, pp. 23-29.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Михайлова Тамара Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного процесса. Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. ORCID: 0000-0003-4681-175Х

Михайлов Евгений Викторович, советник юстиции, заместитель прокурора. Прокуратура Свердловского района г. Иркутска. 664011, Россия, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

ORCID: 0000-0002-2107-5234 INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Mikhailova Tamara Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia. 110, Lermontov St, Irkutsk, Russia. 664074. ORCID: 0000-0003-4681-175Х

Mikhailov Evgeny Viktorovich, justice Advisor, assistant prosecutor. Prosecutor's Office of the Sverdlovsk district of Irkutsk. 5, Volodarsky St., Irkutsk, Russia. 664011.

Статья поступила в редакцию 18.02.2021; одобрена после рецензирования 01.03.2021; принята к публикации 02.12.2021.

The article was submitted 18.02.2021; approved after reviewing 01.03.2021; accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.