Научная статья на тему 'Меры предупреждения распространения экстремистских идей и терроризма в России в XIX веке до 1917 года'

Меры предупреждения распространения экстремистских идей и терроризма в России в XIX веке до 1917 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ИДЕИ / ТЕРРОРИЗМ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЫСЫЛКА / ПОЛИЦЕЙСКИЙ НАДЗОР / PREVENTION MEASURES / EXTREMIST IDEAS / TERRORISM / ADMINISTRATIVE DISPATCH / POLICE SURVEILLANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогов Сергей Львович

Статья посвящена анализу форм и методов предупреждения терроризма и экстремизма в России в указанный период времени, а также мер, направленных на нейтрализацию активистов террористического движения. В предлагаемой для публикации работе приводится анализ наиболее интересных положений законодательного материала, рассматриваются конкретные меры предупреждения терроризма и экстремизма в рассматриваемый исторический период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures of the prevention of distribution of extremist ideas and terrorism in Russia in a XIX-th century till 1917

Article is devoted the analysis of forms and methods of the prevention of terrorism and extremism in Russia during the specified period of time, and also the measures directed on neutralization of active workers of terrorist movement. In work offered for the publication the analysis of the most interesting positions of a legislative material is resulted, concrete measures of the prevention of terrorism and extremism during the considered historical period are considered

Текст научной работы на тему «Меры предупреждения распространения экстремистских идей и терроризма в России в XIX веке до 1917 года»

10.8. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ИДЕЙ И ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ В XIX ВЕКЕ - ДО 1917 ГОДА

Рогов Сергей Львович, аспирант кафедры теории и истории государства и права. Место учебы: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена анализу форм и методов предупреждения терроризма и экстремизма в России в указанный период времени, а также мер, направленных на нейтрализацию активистов террористического движения. В предлагаемой для публикации работе приводится анализ наиболее интересных положений законодательного материала, рассматриваются конкретные меры предупреждения терроризма и экстремизма в рассматриваемый исторический период.

Ключевые слова: меры предупреждения, экстремистские идеи, терроризм, административная высылка, полицейский надзор.

MEASURES OF THE PREVENTION OF DISTRIBUTION OF EXTREMIST IDEAS AND TERRORISM IN RUSSIA IN A XIX-TH CENTURY - TILL 1917

Rogov Sergey Lvovich, postgraduate student of theory and history of state and law chair. Place of study: Nizhniy Novgorod State University named after N.I.Lobachevsky. Email: [email protected]

Annotation: Article is devoted the analysis of forms and methods of the prevention of terrorism and extremism in Russia during the specified period of time, and also the measures directed on neutralization of active workers of terrorist movement. In work offered for the publication the analysis of the most interesting positions of a legislative material is resulted, concrete measures of the prevention of terrorism and extremism during the considered historical period are considered.

Keywords: prevention measures, extremist ideas, terrorism, administrative dispatch, police surveillance.

Анализ законодательства, регламентировавшего деятельность государственных правоохранительных учреждений Российской империи показывает, что законы России XIX - начала XX вв. последовательно и жестко нормировали охрану государственного порядка, защищали государство и монарха.

Однако перечень организационно-правовых мер, применявшихся имперским государством для охраны государственного порядка был невелик, определял предупреждение преступности как комплекс организационно-правовых мер, направленных на недопущение, нейтрализацию либо уничтожение (ликвидацию) революционно-террористического движения, его активистов. Устав о предупреждении и пресечении преступлений 1890 года обязывал губернаторов, местные полиции, все места, «имевшие начальство по части гражданской или военной всеми зависящими от них средствами предупреждать и пресекать всякие действия, клонящиеся к нарушению должного уважения к вере или общественному спокойствию, порядку, бла-

гочинию, безопасности личной и безопасности имущества ... »1.

Правоохранительные органы Российской империи впервые столкнулись с подстрекательской ролью экстремистских идей или, как их официально именовали в документах того времени, - разрушительных учений, в период «хождения в народ» народовольцев. Нижегородец, генерал-жандарм В.Д.Новицкий указывал, что сотрудники Ш Отделения, губернские жандармские управления, правящие структуры, российское общество в целом не поняли изначально опасности экстремистских идей и степени их влияния на выработку криминальной антигосударственной мотивации и деятельности2.

Привлечение к уголовной и административной ответственности пропагандистов и последователей-сторонников экстремистских идей не решало главной задачи, стоявшей перед имперскими правоохранительными органами - устранение опасности политической экстремизации населения.

На заседаниях Комитета Министров Российской империи еще в марте 1875 года были предложены меры по предупреждению распространения экстремистских идей, дана оценка опасности терроризма и необходимости информационного противодействия распространению в России экстремистских идей, организации серьезного отпора лжеучениям: «Едва ли изложенная картина будущности, которую революционные пропагандисты готовят настоящему поколению, могла бы возбудить какое-либо сочувствие не только в благонадежных общественных сферах, но даже в натурах неразвитых, склонных к экзальтации. Сами составители программ пропаганды это чувствуют и постоянно указывают на необходимость - для успеха дела - скрывать его конечные цели. Они с неимоверным цинизмом обсуждают все страшные последствия желаемого ими восстания и указывают на необходимость гибели настоящего поколения в потоках крови, в видах доставления благоденствия грядущим поколениям, по заранее определенным ими законам общежития. Они прямо высказывают, что для достижения их идеалов необходимы ручьи, реки, наводнение крови»3.

Правительство Империи предлагало проводить гласные судебные процессы, публиковать материалы судебных расследований. Во время крупных судебных разбирательств проправительственной прессой делались попытки организовать информационное противодействие экстремистским идеям. Однако эффект получался нередко противоположный: в судах подсудимые излагали цели своих революционных устремлений, которые - в большинстве случаев - выглядели привлекательно. А это приводило к тому, что подсудимые выступали в судах и представлялись населению борцами за светлые идеалы будущего. В судебных процессах нередко исследовались взрывные смеси и устройства, применявшиеся террористами при совершении преступлений. Публикации материалов об этом в открытых изданиях также помогали распространению криминальной информации.

Правительство Александра II пыталось противодействовать распространению экстремистских идей, но правящие элиты России не часто обращали внимание на осуществлявшуюся и возраставшую экстремизацию

1 Новицкий В.Д. Из воспоминаний жандарма. М., Изд-во МГУ. 1991. С. 86-87.

2 Новицкий В.Д. Из воспоминаний жандарма. М., Изд-во МГУ. 1991. С. 88-89.

3 Гессен В.М. Исключительное положение. СПб. 1910.С 87.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ

Рогов С.Л.

части населения России. В структуре имперского механизма государства не было органа, обеспечивавшего информационное противодействие экстремистской деятельности, и потому основную задачу предупредить и запретить распространение экстремистских идей в России власти пытались осуществить изъятием из продажи газет и репрессированием типографий, печатавших откровенно экстремистские призывы, а также привлечением к уголовной ответственности редакторов изданий. Например, редактор одесского издания «Свободная школа» опубликовал в одном из номеров журнала статью, в которой, якобы, звучал призыв к вооруженному восстанию. Распоряжением генерал-губернатора тираж журнала был изъят, военным судом редактор был осужден к ссылке на поселение4.

Развивавшемуся революционному движению государство противопоставило разветвленные полицейские аппараты политической и общей полиции, состояние, численность и эффективная деятельность которых позволили в кратчайший срок ликвидировать «хождение в народ». В борьбе с законспирированной террористической организацией «Народная Воля» возможности общей полиции значительно снизились. Это привело к необходимости выработки специального механизма предупреждения террора для проникновения во внутренние структуры революционнотеррористических формирований - внутренней агентуры и наружного наблюдения.

В историко-правовой литературе нет однозначной оценки деятельности III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии по оперативно-розыскному противодействию террористическому движению. Одни авторы упрекали III Отделение в чрезмерном развитии агентуры и чрезмерном же проникновении через нее во все слои общества. Другие, наоборот, указывают на слабость и недостаточную масштабность оперативно-розыскной деятельности правоохранительных ведомств.

Причина недостатков (неэффективности) в организации агентурной работы, деятельности внутренней агентуры, полагаем, заключались в том, что III Отделение делало упор на вербовку агентов из «благонамеренной среды населения», то есть из тех социальных групп, которые не являлись криминальными; агентура по своему социальному положению и объектам обслуживания была ориентирована на сбор информации в иной социальной среде, «... во второй половине Х!Х века полиция продолжала искать врагов государства вблизи трона, прямо прозевав этап революционного движения, на котором в борьбу с самодержавием включились разночинцы»5.

Руководству III Отделения император неоднократно указывал, что единственным способом проникновения в замкнутые криминальные группировки является внутренняя агентура. В июле 1878 года, на совещании в составе министров юстиции, внутренних дел и начальника III Отделения генерала Н.В.Мезенцова император высказал мнение, что наилучший способ борьбы с революционным движением - расширение штата секретных агентов. III Отделение в соответствии с рекомендациями совещания смогло внедрить своих агентов в народовольческие кружки.

С усилением революционно-террористического движения и увеличением числа совершаемых в России

4 Полянский Н.Н. Царские военные суды в борьбе с революцией 1905-1907 гг.М., 1958.С.15.

5 Малыгин А.Я. Полиция и милиция России: страницы истории.

- М., Наука. 1995. С.293.

политических преступлений роль оперативно-

розыскной деятельности правоохранителей значительно возросла. Департамент полиции, анализируя результативность борьбы с революционно-

террористическим движением, пришел к выводу, что наиболее эффективным средством противодействия революционерам является развитие агентурной работы: «Главным и единственным основанием политического розыска является внутренняя, совершенно секретная и постоянная агентура, - отмечалось в одном из документов Департамента. - Все остальные средства и силы розыскного органа являются лишь вспомогательными»6.

Административными мерами предупреждения терроризма и экстремизма в России являлись административная высылка, полицейский надзор и негласный надзор.

В российской и зарубежной историко-правовой литературе, посвященной анализу политико-социальных процессов в Российской империи, содержится немало критических высказываний и негативных оценок административной высылки, которая активно использовалась властями и как средство предупреждения проявлений антигосударственного террора в России. Правовой основой для административной высылки служило Положение о мерах к сохранению государственного порядка, которое предусматривало такую форму предупреждения террора, как воспрещение отдельным категориям граждан права пребывания в местности, объявленной в положении усиленной охраны, и их административную высылку. Положение содержало и нормы, в которых регламентировались основания и порядок высылки административным порядком лиц, вредных для государственного и общественного спокойствия в какую либо определенную (как правило, отдаленную от столиц) местность России. Институт административной высылки получил значительное распространение в Российской империи.

Анализ материалов и литературы, связанных с институтом административной высылки, позволяет утверждать, что одним из оснований для его появления и применения стало несовершенство российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства, когда правоохранители не могли квалифицировать отдельные неправомерные действия в качестве правонарушений, например, подстрекательство физическими лицами крестьян к захвату помещичьих земель путем уверений в возможности изменить существующие земельные отношения, когда речь шла не о прямом подстрекательстве к совершению преступлений, а о распространении возбуждающих слухов, соответствующих потребностям местных социальных законопослушных групп. Такие дела нередко не имели судебной перспективы и тогда единственным выходом для административной власти было принудительное удаление активного участника социального конфликта с территории социальной напряженности: «Временное удаление из волнующейся среды подстрекателей является мерою наиболее действительною и, как показывает опыт, решительно способствует восстановлению нарушенного порядка»7.

В системе предупреждения террора и экстремизма в России значительное распространение получил поли-

6 Жилинский В.Б. Организация и жизнь охранного отделения во времена царской власти. М., 1918. С.71.

7 Материалы по пересмотру установленных для охраны государственного порядка исключительных законоположений. СПб., 1905. С.37.

цейский надзор, позволявший устанавливать контроль за образом жизни отдельных субъектов - физических лиц. Понятие и содержание определения полицейского надзора было закреплено в Правилах о полицейском надзоре, утвержденных в мае 1867 года: полицейский надзор понимался как предупредительная мера, направленная против лиц неблагонадежных в политическом отношении и людей дурной нравственности, которые своим предыдущим поведением и действиями явили себя вредными членами общества и вызвали тем недоверие правительства. Следует обратить внимание на предупредительнопрофилактические функции надзора, сформулированные в инструкции: «Гласный надзор учреждается над лицами, коих неблагонадежность политическая или нравственная достаточно обнаружена и притом признается возможным, не прибегая к более строгим мерам, ограничиться в отношении этих лиц мерами предупредительными....»8. Как и в определении института административной высылки, в определении полицейского надзора также обращает на себя внимание правовая неопределенность понятий «неблагонадежность политическая или нравственная».

Анализ документов, мемуарной литературы, публикаций в СМИ показывает, что полицейский надзор незначительно способствовал предупреждению экстремистской деятельности поднадзорных, существенно не влиял на их исправление.

С целью усиления и расширения надзорных функций полиции власти в августе 1881 года во исполнение положения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» указали на необходимость совершенствования положения о полицейском надзоре: император потребовал определить виды и размеры ограничений прав и свобод, которые налагались на поднадзорных установлением надзора, выработать такие формы и методы надзора, которые, «не лишая поднадзорного возможности трудиться, содействовали бы к искоренению в нем вредных, с правительственной точки зрения, убеждений»9.

Административно-правовой формой предупреждения террора считался и являлся в России негласный (секретный) надзор полиции. Некоторые исследователи полагали, что установление негласного надзора в России определяется с 1882 года10. Между тем уже в «Правилах о полицейском надзоре» 1867 года устанавливался такой вид надзора: «Секретный надзор составляет тайну для лиц, над коим он учрежден; он не соединен ни с каким ограничением личной свободы и гражданских прав и заключается в бдительном и постоянном секретном наблюдении полиции за поведением и действиями лиц...»11.

Дальнейшее нормативное закрепление секретный надзор получил в Положении о негласном полицейском надзоре, утвержденным министром внутренних дел 1 марта 1882 года.

В отличие от надзора гласного, который рассматривался в России как мера пресечения и наказания, негласный надзор относился к мероприятиям предупре-

8 Правила о полицейском надзоре//Доклад комиссии по пересмотру правил о полицейском надзоре и административной высылке. Б.м., б.г. С.191.

9 Материалы по пересмотру установленных для охраны государственного порядка исключительных законоположений. СПб., 1884.С.32.

10 Малыгин А.Я. Полиция и милиция России: страницы истории.

- М., Наука.1995.С.63.

11 Доклад комиссии по пересмотру правил о полицейском надзоре и административной высылке. Б.м,б.г. С.191.

дительного характера: в указанном Положении говорилось, что негласный надзор является мерой предупреждения государственных преступлений посредством установления наблюдения за лицами политически неблагонадежными.

Установление негласного надзора позволяло концентрировать комплексные усилия на негласном контроле за образом жизни и деятельностью определенных лиц, сбор информации давал возможность выявлять факты криминального поведения таких лиц и реагировать на это на более раннем этапе.

Анализ мер предупреждения антигосударственного террора в России XIX - начала XX вв. позволяет сделать вывод о том, что в империи, несмотря на не прекращавшиеся поиски форм и методов предупреждения террора, не была в полном объеме выработана научно-обоснованная антитеррористическая политика,

проводимые мероприятия отличались непоследовательностью, отсутствием систематизированной специализированной нормативно-правовой базы, и нередко имели репрессивный характер.

Список литературы:

1. Гессен В.М. Исключительное положение. СПб. 1910.

2. Жилинский В.Б. Организация и жизнь охранного отделения во времена царской власти. М. 1918.

3. Малыгин А.Я. Полиция и милиция России: страницы истории. - М., Наука. 1995.

4. Новицкий В.Д. Из воспоминаний жандарма. М., Изд-во МГУ. 1991.

5. Полянский Н.Н. Царские военные суды в борьбе с революцией 1905-1907 гг.М., 1958.

Literature list:

1. Giessen V.M. Exclusive position. SPb. 1910.

2. Zhilinsky V.B. Organization and life of security branch at the time of the imperial power. М. 1918.

3. Malygin A.JA.police and militia of Russia: history pages. - М. The Science. 1995.

4. Novitsky V. D. From memoirs of the gendarme. М. Moscow State University Publishing house. 1991.

5. Half-Jansky N.N. Imperial military courts in struggle against revolution 1905-1907 М. 1958.

Отзыв

на статью Рогова С.Л. Меры предупреждения распространения экстремистских идей и терроризма в России в XIX веке - до 1917 года

Представленная на рецензирование статья посвящена анализу форм и методов предупреждения терроризма и экстремизма в России в указанный период времени, а также мер, направленных на нейтрализацию активистов террористического движения. В предлагаемой для публикации работе приводится анализ наиболее интересных положений законодательного материала, рассматриваются конкретные меры предупреждения терроризма и экстремизма в рассматриваемый исторический период.

Исследование данного вопроса может быть полезным широкому кругу читателей, для которых история отечественного государства и права, в целом, и история законодательного противодействия терроризму, в частности, представляют тему, заслуживающую внимания.

Рецензируемая статья отвечает всем предъявляемым требованиям и рекомендуется к публикации.

Д.ю.н., профессор В.Б. Романовская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.