Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности политической полиции по борьбе с терроризмом в Российской империи в конце xix - начале XX в'

Правовые основы деятельности политической полиции по борьбе с терроризмом в Российской империи в конце xix - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
915
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЖАНДАРМСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ / ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ЖАНДАРМОВ / ТЕРРОРИЗМ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ОХРАННЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ / АЛЕКСАНДР II / УЛОЖЕНИЕ О НАКАЗАНИЯХ УГОЛОВНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ / RUSSIAN EMPIRE / RAILROAD GENDARMERIE / POLITICAL POLICE / DETACHED CORPS OF GENDARMES / TERRORISM / DEPARTMENT OF THE POLICE / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN EMPIRE / SECRET POLITICAL SECTIONS / PENAL AND CORRECTIONAL CODE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжова Ю. В.

Затронутый в статье круг вопросов охватывает много различных нюансов в деятельности подразделений политической полиции, связанных с организацией органов политической полиции. Вместе с тем определенный интерес представляет вопрос, кающийся правовых оснований деятельности политической полиции Российской империи по борьбе с терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Provisions for the Political Section of the Russian Imperial Police to Fight Terrorism (Late 19th - Early 20th c.)

The work is about a variety of aspects of how the pre-revolutionary Russian Empire organized its secret police service. Special attention is devoted to contemporary legal provisions for the Empire’s political police to fight terrorism.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности политической полиции по борьбе с терроризмом в Российской империи в конце xix - начале XX в»

Ю. В. РЫЖОВА,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Yu. V. RYZHOVA, Candidate of Law,

Associate Professor at the Department of State Law Disciplines (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 351.74:94(470)

Правовые основы деятельности политической полиции по борьбе с терроризмом в Российской империи в конце XIX - начале XX в.

Legal Provisions for the Political Section of the Russian Imperial Police to Fight Terrorism (Late 19th - Early 20th c.)

Затронутый в статье круг вопросов охватывает много различных нюансов в деятельности подразделений политической полиции, связанных с организацией органов политической полиции. Вместе с тем определенный интерес представляет вопрос, кающийся правовых оснований деятельности политической полиции Российской империи по борьбе с терроризмом.

Российская империя, жандармская железнодорожная полиция, политическая полиция, Отдельный корпус жандармов, терроризм, Департамент полиции, Министерство внутренних дел Российской империи, охранные отделения, Александр II, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

The work is about a variety of aspects of how the pre-revolutionary Russian Empire organized its secret police service. Special attention is devoted to contemporary legal provisions for the Empire's political police to fight terrorism.

Russian Empire, Railroad Gendarmerie, political police, Detached Corps of Gendarmes, terrorism, Department of the Police, Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire, secret political sections, Александр II, Penal and Correctional Code.

Во второй половине XIX — начале XX в. в России сохранялись самодержавный строй, полицейские методы управления, сословное неравноправие, колебание правительственного курса от либерализма к консерватизму, нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, не были провозглашены свобода слова и печати, гарантии свободы личности. Этот временной отрезок тесным образом связан с организацией и деятельностью народовольческих организаций, конечной целью которых являлось свержение самодержавия, передача всей земли крестьянам с правом общинного пользования, введение сельского и городского «мирского самоуправ-

ления», провозглашение свободы слова, собраний, вероисповедания, а позднее и уничтожение частной собственности, передача земли, а также фабрик и заводов в собственность народа. Основой тактики устрашения правительства и обеспечения политического переворота являлся террор. Было осуществлено восемь покушений на Александра II, 1 марта 1881 г. император был убит. После убийства царя народовольческие организации были разгромлены, а руководители — казнены.

Представляется, что и в наше время изучение истоков формирования данных органов, архивных материалов о деятельности политической

полиции, а особенно изучение нормативных правовых актов, регламентирующих направления их деятельности, имеют не только познавательное, но и большое практическое значение.

Как справедливо отмечает М. П. Киреев, «воплотив в своих действиях основные родовые черты террористической деятельности, вооружившись исторически новыми принципами, предшественники нынешних террористов заложили основу, развиваясь с которой терроризм принял современный зловещий вид и стал претендовать на научное и криминологическое понятие» [10].

Т. Б. Исаева, изучая историю понятия «террор», предлагает рассматривать его как «метод социального устрашения и деморализации общества криминальными средствами с целью давления на государственную власть в политических интересах оппозиции» [7].

В контексте рассмотрения проблемы террора в Российской империи нельзя не учитывать и обстоятельства, которые способствовали возникновению рабочего движения в России в последней трети XIX в. Среди причин, подтолкнувших рабочих к выступлениям, можно отметить тяжелые условия труда, низкую заработную плату, а также произвол предпринимателей и отсутствие охраны труда. В своих требованиях рабочие выдвигали повышение заработной платы, сокращение штрафов на производстве и продолжительности рабочего дня, а свое несогласие рабочий класс выражал в коллективном отказе от работы в форме стачек и стихийных бунтов с поломкой заводских и фабричных машин.

Кроме того, нельзя не вспомнить и первые рабочие организации, существовавшие на протяжении 70-80-х гг. XIX в.: «Южно-российский союз рабочих» (возглавил Е. О. Заславский) и «Северный союз русских рабочих» (возглавили В. П. Обнорский и С. Н. Халтурин). Ключевыми идеями программ вышеназванных рабочих организаций также являлись борьба за освобождение рабочего класса путем насильственного переворота, замена частной собственности на землю общинной собственностью. Под влиянием идей народников предполагалось учреждение свободной народной федерации общин на началах русского обычного права.

Конец 80-х гг. XIX в. — время распространения марксизма в России. В связи с этим можно упомянуть кружок Н. Е. Федосеева, кружок Д. И. Бла-гоева, «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум, Л. Мартов и другие). Таким образом, на начало XX столетия в России сохранялись пережитки крепостничества, нарастали социальные противоречия между крестьянами и помещиками, рабочими и фабрикантами, буржуазией и консервативным дворянством.

В связи с тем, что увеличилось количество террористических актов, получивших большой общественный резонанс, органы политической полиции Российской империи вынуждены были вырабатывать меры по предотвращению подобного рода преступлений. Например, с октября 1905 г. по апрель 1906 г. по политическим соображениям были убиты 288 должностных лиц, а ранено — 388. В 1907 г. приблизительно за две недели января от рук террористов пострадали 67 должностных лиц, 20 из которых также были убиты.

Санкт-Петербург как имперская столица исторически являлся центром общественной, политической и культурной жизни. В городе располагались высшие и центральные государственные учреждения, проживала семья императора, а также первые государственные лица. Все это требовало, безусловно, особого внимания со стороны органов политической полиции.

Перед Министерством внутренних дел, Департаментом полиции, Особым отделом Департамента полиции с подчиненным ему Заграничным бюро, исполнительным органом политической полиции — Отдельным корпусом жандармов — стояла задача по созданию системы безопасности, сочетающей в себе многоуровневую структуру, составными элементами которой являлись губернские жандармские управления, жандармские полицейские управления железных дорог, а также охранные отделения. Значительную роль играла и секретная агентура Министерства императорского двора.

Помимо политической полиции в круг прямых обязанностей дворцового коменданта входили общее наблюдение за безопасностью императорских резиденций, а также обеспечение безопасности передвижения императорской семьи во время путешествий.

В непосредственном подчинении дворцового коменданта находилось особое управление, дворцовая полиция, охранная агентура, собственные Его Императорского Величества сводный пехотный и железнодорожный полки, а также конвой для несения службы.

При рассмотрении данного вопроса нельзя не учитывать и тот факт, что император Николай II, пожалуй, был единственным из всех императоров, который никогда не пренебрегал охранными мерами и очень серьезно относился к информации о возможном покушении на него, исходящей от Департамента полиции.

Для понимания данной проблемы необходимо пояснить, что в законодательстве Российской империи отсутствовало понятие «терроризм», «террористическая деятельность», «террористический акт». Вместе с тем законодательством предусматривалась ответственность за данные деяния. Преступления, квалифицируемые как террори-

стические, были представлены в уголовном законодательстве дореволюционной России как государственные преступления.

Следует отметить, что дополненное в 1866 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных разделяло политические преступления на два вида: «преступления против Священной Особы Государя Императора и против Членов Императорского Дома»; «бунт против Власти Верховной и Государственная измена» [14].

Все названные преступления подлежали наказанию высшей мерой — смертной казнью. Кроме того, среди наиболее тяжких преступлений являлись «бунты, заговоры и восстания с целью ниспровержения порядка правления, вооруженное сопротивление действиям властей, убийство должностных лиц» [13]. «Для более квалифицированного судебного преследования опасных преступлений, особенно связанных с террористическими замыслами и действиями, по указу от 7 июня 1872 г. [8] было учреждено Особое присутствие Правительствующего Сената, призванного рассматривать и выносить решение по наиболее тяжким преступлениям» [9].

Позднее последовали ряд изменений и дополнений проектов Уголовного Уложения и только в окончательной редакции Уголовного Уложения, принятой в 1903 г., были определены следующие государственные преступления: бунт против верховной власти и преступные деяния против Священной Особы Государя Императора и Членов Императорского Дома, а также государственная измена.

В связи с этим можно привести высказывание Министра юстиции И. Г. Щегловитого, отмечавшего, что одним из достоинств Уложения 1903 г. являлась большая индивидуализация карательных мер с дифференциацией преступников на случайных и профессиональных, а также на большой диапазон выбора меры ответственности.

По иерархичности можно выделить следующие нормативные правовые акты.

Прежде всего это акты, содержащиеся в Полном собрании законов Российской империи, Своде законов Российской империи, Собрании узаконений и распоряжений правительства, издаваемом при Правительствующем Сенате, в которых определены основные направления деятельности как правоохранительных органов в целом, так и органов политической полиции по борьбе с терроризмом в частности.

Среди официальных материалов можно отметить Положение о Корпусе жандармов (1867 г.); Высочайше утвержденные Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений (1871 г.), в соответствии с которым чины Корпуса получили право в открытом порядке расследовать совместно с пред-

ставителями прокуратуры государственные преступления на правах судебных следователей по уголовным делам; Высочайше утвержденное Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г. и др. Так, разд. 3 Правил о порядке действий чинов Корпуса, именовавшийся «О порядке производства дознаний о государственных преступлениях», давал жандармам право проведения обысков, осмотров и изъятий.

Отдельной группой можно выделить всеподданнейшие доклады шефа жандармов — Министра внутренних дел — о порядке организации и устройстве жандармско-полицейского надзора на железных дорогах, мнение начальника Штаба Отдельного корпуса жандармов, которые являлись своего рода определяющими указаниями к действию с целью доработки нормативных правовых актов. Далее следует отметить приказы по Штабу корпуса, алфавитные указатели к приказам Корпуса, а также циркулярные распоряжения. Важное значение имели и инструкции, например, Временная инструкция местным комитетам и по делам чрезвычайной охраны дороги [6].

Интерес представляют и справочные издания конца XIX — начала XX в.: справочные книги Управления Санкт-Петербургского градоначальства, справочные книги столичной полиции, алфавитные указатели к приказам Санкт-Петербургской полиции, справочная книга для адъютантов частей и управлений Отдельного корпуса жандармов (1810 г.), справочная книжка для чинов жандармских полицейских управлений железных дорог по жандармско-полицейской части (1908 г.), справочная книга для чинов жандармских полицейских управлений железных дорог по жандармско-полицейской службе, охране императорских поездов (1908 г.) и др.

В 80-90-е гг. XIX в. перед правительством Российской империи в приоритете стояла задача сохранения стабильности правящего политического режима, но при определенном реформаци-онном процессе. Решение этой проблемы дало бы возможность сохранить престиж царской власти и поддержать необходимый баланс во взаимодействии общества и государства. Изданные в конце 70-х гг. XIX в. нормативные правовые акты, принятые в связи с нарастанием террористической угрозы, означали начало широкого перехода к чрезвычайному законодательству в целях надежной охраны государственной и общественной безопасности.

В современных историко-правовых исследованиях, посвященных рассмотрению данного исторического этапа, встречается термин «чрезвычайное законодательство». Так, в частности, О. Г. Александров определяет чрезвычайное законодательство как «специальные нормативные

акты, принимаемые государством при особых (чрезвычайных) обстоятельствах, которыми глава государства или по его поручению высшие государственные чиновники наделяются исключительными дискретными полномочиями, ограничивающими или приостанавливающими действие общих законов в целях влияния на политическую или иную ситуацию для предотвращения экстремального развития социальных процессов и обеспечения общественного порядка, вводимыми в стране в целом или в пределах ее отдельных территорий, когда иными мерами сделать это невозможно» [1].

Основой нормативно-правового регулирования деятельности политической полиции, куда входили Особый отдел Департамента полиции с подчиненным ему Заграничным бюро, губернские жандармские управления, жандармские полицейские управления железных дорог, районные охранные отделения, а также секретная агентура Министерства императорского двора, являлись императорские указы, законы Российской империи, постановления Военного министерства, так как Отдельный корпуса жандармов находился на балансе Военного министерства и пользовался единым для всех вооруженных сил Уставом внутренней службы.

Большое значение имели нормативные правовые акты Министерства внутренних дел, приказы по Отдельному корпусу жандармов, приказы начальника Штаба Корпуса, общие для всей жандармерии инструкции и указания, а также распоряжения органов исполнительной власти в местах дислокации жандармских подразделений.

Указом от 14 декабря 1905 г. крупнейшим формированиям Корпуса жандармов были предоставлены права по производству дознаний по политическим преступлениям. Так, в частности, на чинов жандармских полицейских управлений железных дорог были возложены обязанности по борьбе с государственными преступлениями (терроризмом), забастовками, по содействию чинам судебного ведомства, сыскных и охранных отделений.

Рассматривая правовые основы деятельности органов политической полиции, следует акцентировать внимание на утвержденном 7 марта 1914 г. Положении о мерах охраны Высочайших путешествий по железным дорогам [12].

Данное Положение содержало ряд новшеств. Во-первых, к охране императорских поездов стали привлекаться войска, которые в ряде случае действовали независимо от жандармерии. Во-вторых, чины специально созданного для этой цели первого железнодорожного полка самостоятельно осматривали все линии и сооружения в течение всего путешествия императора и членов его семьи, а также осуществляли контроль за важнейшими сооружениями, не-

зависимо от технического надзора железнодорожного ведомства, осматривали и охраняли паровозы и подвижной состав императорских поездов. Вместе с тем значительное внимание в этих правовых актах было уделено мерам охраны поездов, императорских покоев, охране участков станционных жандармов.

Анализируя нормативно-правовую базу, следует отметить, что главная роль в борьбе с государственными преступлениями (терроризмом) отводилась специализированным органам политического сыска. В данном случае речь идет об охранных отделениях Российской империи, деятельность которых регламентировалась Положением от 3 декабря 1882 г. «Об устройстве секретной полиции в Империи», на основании которого для ближайшего руководства разыскной деятельностью по делам о государственных преступлениях могли учреждаться особые разыскные отделения в составе жандармских управлений или в ведомстве общей полиции «по образцу существующих в столицах отделений по охранению общественного порядка и спокойствия» [11].

Департамент полиции [5] стоял во главе политического и уголовного сыска в Российской империи, осуществлял разработку мер по охране общественного и государственного строя, а также разработку законопроектов и инструкций Министерства внутренних дел, руководство, координацию, контроль за деятельностью полицейских, жандармских, охранных и сыскных органов, борьбу с общественным, революционным движениями.

В связи с участившимися в конце XIX — начале XX в. террористическими актами было принято решение о создании охранных отделений. Нельзя не отметить, что обеспокоенный увеличением количества терактов Министр внутренних дел В. К. Плеве в 1902 г. провел реформу разыскного дела, заняв достаточно жесткую позицию ко всем революционным движениям. Уже после убийства

B. К. Плеве 15 июля 1904 г. террористом Е. Сазоновым на пост директора Департамента полиции был назначен прокурор Харьковской судебной палаты А. А. Лопухин. На должность созданного Особого отдела Департамента полиции был назначен С. В. Зубатов, который впервые поставил розыск в империи по западно-европейскому образцу, используя системы уголовной регистрации, фотографирования, и др. Благодаря деятельности

C. В. Зубатова была создана школа агентурной работы и наружного наблюдения, были подготовлены блестящие кадры руководящих чинов полиции, среди которых можно отметить А. И. Спиридовича, Е. П. Медникова, П. П. Завар-зина, Л. Ф. Меньшикова и других.

Создание в Российской империи охранных отделений стало результатом инициативы С. В. Зу-

батова, но его отставка не позволила реализоваться его дальнейшим планам в полном объеме.

27 июня 1903 г. было утверждено Временное положение об охранных отделениях, а также Свод правил, выработанных в развитие «Положения о начальниках розыскных отделений», в которых раскрывались вопросы подчиненности, порядок взаимоотношений с губернскими жандармскими управлениями, а также порядок арестов, обысков и производства дознаний [2].

Развертывание деятельности охранных отделений, приток в сыскную службу свежих сил, внедрение современных методов сыска и дознания позволили к 1905 г. не только покончить с остатками народовольческого террора, но и нанести удары по новому поколению террористов в лице эсеров и анархистов. Несколько позднее, 14 декабря 1906 г. П. А. Столыпиным будет утверждено Положение о районных охранных отделениях, созданных для «объединения и деятельности органов на местах, ведающих политическим сыском в Империи» [3]. В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением, что «охранные отделения становятся центром борьбы с терроризмом — без ведома начальника отделения ни жандармское управление, ни общая полиция не имели права проводить никаких мероприятий, касавшихся политического розыска» [9].

Районные охранные отделения также были призваны обобщать поступающую с мест информацию о государственных преступлениях, дополнять ее за счет своей агентурной деятельности и определять основные направления розыска как в пределах округов, так и губерний [4].

В феврале 1907 г. было издано Положение об охранных отделениях, в котором более четко определялись правовые основы их функциониро-

вания, структура построения и подчинения, сфера и принципы деятельности.

В связи с участившимися случаями политического терроризма правительство было вынуждено принять меры по изданию указов по ужесточению порядка хранения, использования и транспортировки взрывчатых веществ и компонентов для их изготовления. Кроме того, под особый контроль полиции были взяты все химические факультеты университетов Российской империи, так как студенты этих факультетов имели доступ к реактивам и могли собрать «адскую машину».

Таким образом, нормативная база рассматриваемого периода обеспечивала создание определенного правового поля деятельности органов политической полиции по предупреждению и пресечению политического терроризма, а принятие Положения об охранных отделениях 1906 г. привело к складыванию определенной структурной соподчиненности охранного отделения, районных охранных отделений и Департамента полиции. Обращение к истории деятельности подразделений органов политической полиции может быть полезным при построении государственной политики в сфере противодействия терроризму, а причины современных проблем можно, с определенной долей коррекции, найти и в истории деятельности отечественных органов внутренних дел. На общем фоне увеличения разнообразия и изощренности различных способов террористической деятельности все очевиднее становится факт, что истоки многих современных проблем следует искать в Отечественной истории и истории органов правопорядка, что в свою очередь требует дальнейшего изучения и осмысления в рамках исторических и историко-правовых исследований.

Список литературы:

1.

2.

3.

4.

5.

6. 7.

Александров О. Г. Чрезвычайное законодательство в России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 259. Л. 12-12 об. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 260. Л. 88. Л. 10. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 16. Л. 1-5. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 322. ГАРФ. Ф. 112. Оп. 2. Д. 3860. Л. 240. Исаева Т. Б. История термина «террор» и его современное содержание // История государства и права. 2008. № 16. История Правительствующего Сената за двести лет (1711-1911). СПб., 1911. Т. 4. Кеклис А Ю. Организационно-правовые основы деятельности Санкт-Петербургского охранного

отделения по борьбе с терроризмом (историко-правовой аспект): монография. СПб., 2013.

10. Киреев М. П. Исторические этапы развития и понимания терроризма // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24).

11. Перегудова З. И. Политический сыск России. (1880-1917). М., 2000.

12. Положение о мерах охраны Высочайших путешествий по железным дорогам. СПб., 1914.

13. Российское законодательство X-XX веков. М., 1994.

14. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. М., 1869.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.