Научная статья на тему 'Полицейский аппарат Российской империи начала XX В. В борьбе с экстремизмом и терроризмом: историко-правовой анализ'

Полицейский аппарат Российской империи начала XX В. В борьбе с экстремизмом и терроризмом: историко-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1013
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / EXTREMISM / TERRORISM / POLICE FORCE OF THE RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Палазян Арутюн Сергеевич

В статье представлен материал, содержащий сведения о деятельности полицейского аппарата Российской империи по борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма. Автор формулирует собственную концепцию историко-правового исследования терроризма и экстремизма в истории России, а также борьбы полицейских органов с противоправной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Палазян Арутюн Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police force of the Russian empire of the beginning of the XX century in fight against extremism and terrorism: historical and legal analysis

The material containing data on activity of police force of the Russian Empire on fight against manifestations of extremism and terrorism is presented in article. The author formulates his own concept of historical and legal research of terrorism and extremism in the history of Russia and fight of police bodies against illegal activity.

Текст научной работы на тему «Полицейский аппарат Российской империи начала XX В. В борьбе с экстремизмом и терроризмом: историко-правовой анализ»

Палазян Арутюн Сергеевич

доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583414)

Полицейский аппарат Российской империи начала XX в. в борьбе с экстремизмом и терроризмом: историко-правовой анализ

В статье представлен материал, содержащий сведения о деятельности полицейского аппарата Российской империи по борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма. Автор формулирует собственную концепцию историко-правового исследования терроризма и экстремизма в истории России, а также борьбы полицейских органов с противоправной деятельностью.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, полицейский аппарат Российской империи.

A.S. Palazyan, Doctor of Law, Master of Philosophy, Assistant Professor, Head of a Chair of Theory and History of Law and State of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583414.

Police force of the Russian empire of the beginning of the XX century in fight against extremism and terrorism: historical and legal analysis

The material containing data on activity of police force of the Russian Empire on fight against manifestations of extremism and terrorism is presented in article. The author formulates his own concept of historical and legal research of terrorism and extremism in the history of Russia and fight of police bodies against illegal activity.

Key words: extremism, terrorism, police force of the Russian Empire.

В конце XIX в. в Российской империи сложилась социально-экономическая и политическая ситуация, которая подготовила благодатную почву для роста политического экстремизма и терроризма. Наметилось формирование широкого спектра общественно-политических организаций и партий, часть из которых в своих идеологических платформах исповедовала левый радикализм в борьбе за власть. Историческое развитие России в начале XX в. способствовало распространению террористических проявлений: не только значительная часть молодых людей, представителей среднего поколения, но и интеллигенция в целом позитивно воспринимали феномен левого террора. В этих условиях он стал не только национальным бедствием, но неизбежной реальностью, борьбу с которой предназначалось вести полицейскому аппарату Российской империи.

Вопросы терроризма интересовали российское общество и широко обсуждались в нем в начале XX в., особенно в среде интеллигенции и общественно-политических мыслителей. Отметим, что определенную его «допустимость» признавал, например, будущий лидер кадетов

П.Н. Милюков, слывший за либерала. При встрече с В.И. Лениным в 1903 г. в Лондоне «он очень упрекал искровцев за полемику против террора и уверял, что «еще один-два удачных террористических акта - и мы получим конституцию» [1, с. 152]. Сторонниками террора выступала не только партия эсеров, но и некоторые зарубежные эмигранты, как связанные с «экономизмом» (журнал «Рабочее дело»), так и ставшие впоследствии меньшевиками (В.И. Засулич, Ю.О. Мартов и др.). В одном из номеров журнала «Рабочее дело» было следующее заявление: «мы думаем, что задачей социал-демократии не может и не должно быть противодействие подъему террористических настроений» [2, с. 23.], а журнал одной из революционно-социалистических групп российских эмигрантов «Свобода», издававшийся в Швейцарии, пропагандировал террор как средство «возбуждать» рабочее движение, дать ему «сильный толчок» [3, с. 76-77].

По мнению И.А. Асеева, новая эпоха террора началась 14 февраля 1901 г. с убийства министра народного просвещения Н.П. Боголепова. Возникшая именно в это время самая сильная террористическая организация БО партии эсеров с момента своего основания была под-

19

контрольна МВД. Стратегия и тактика контроля и манипуляции радикальными группировками «политтехнологами» из полиции не всегда были оправданны, а зачастую и вредили Департаменту полиции [4, с. 18-22]

Согласно мнению И.М. Горбачевой, терроризм был реальной угрозой для национальной безопасности Российской империи. Особенно «чувствительными» для правительства были случаи применения индивидуального политического террора, направленного на представителей власти. Громкие убийства великого князя Сергея Александровича, министра внутренних дел В.К. Плеве, председателя Совета министров П.А. Столыпина и др. заставляли правительство делать ответные шаги, чаще всего ужесточая репрессивную политику, совершенствуя структуру политической полиции и методы борьбыс терроризмом. Это, в свою очередь, порождало новую волну недовольства и вынесение новых смертных приговоров сановникам. В России применение индивидуального политического террора приняло широкие масштабы и достигло совершенных организационных форм. Политической борьбой без массовой поддержки могла быть, по мнению революционеров, только индивидуальная террористическая борьба - наиболее действенный способ добиться смены неугодного сановника при ограниченных силах [5].

Таким образом, можно отметить, что совокупность таких факторов, как рост числа проявлений радикальной оппозиции, массовые выступления жителей России, экономический и политический кризис, заставила органы правопорядка совершенствовать методы, организацию и законодательную базу борьбы с терроризмом и экстремизмом на рубеже Х1Х-ХХ вв. Одной из таких мер стало принятие в 1903 г. Уголовного уложения, которое систематизировало правовые нормы и санкции, регламентирующие соблюдение законности и порядка в Российской империи, а также борьбу с посягательством на изменение строя. Как утверждает С.Л. Рогов, среди государственных преступлений по объекту посягательства в Уголовном Уложении 1903 г. выделяются три основные группы: посягательства на внутренние основы государства (на саму государственную организацию, на целостность государственной территории и на символы государственной власти); посягательства на внешнюю безопасность государства; посягательства на иностранное государство. По мнению исследователя, в сфере законодательного закрепления составов государственных преступлений в Уложении 1903 г. была осуществлена политическая воля правительства относительно

укрепления правовых основ самодержавия, охраны уголовным законодательством тех изменений в социально-экономическом строе общества, что ощущались и осуществлялись, прежде всего, активно действовавшей и развивавшейся российской буржуазией [6]. Уголовное Уложение 1903 г. сохранило традиционную для российского законодательства схему деления государственных преступлений, которые могли быть направлены на внутреннее бытие государства (бунт) или на так называемое внешнее его бытие (измена) [7].

С точки зрения С. Рубцова, первая российская революция и последовавший Манифест 17 октября 1905 г., объявлявший политические права и свободы, учреждение законодательной Государственной Думы, не могли не вызвать изменений в государственном аппарате, в частности в МВД. Осенью 1905 г. в нем было создано Особое делопроизводство по выборам в Государственную думу и Государственный совет. Оно координировало деятельность местных органов по подготовке и проведению выборов. В период избирательных кампаний власти могли использовать его для продвижения одних и блокирования других кандидатов в депутаты Государственной думы. Но степень этого вмешательства, если судить по составу депутатов I и II Государственной Думы, большая часть которых была в активной оппозиции по отношению к правительству, не стоит преувеличивать [8].

Большое внимание царским правительством также уделялось контрпропаганде экстремизма и терроризма. В сентябре 1906 г. по решению министра внутренних дел П.А. Столыпина при Главном управлении по делам печати МВД было создано осведомительное бюро. Оно должно было передавать в средства массовой информации официальные сообщения, комментировать меры, принимаемые правительством, составлять обзоры публикаций центральных, местных и зарубежных газет для министра внутренних дел и руководителей ведомств. В распоряжении осведомительного бюро была типография, в которой печатались брошюры проправительственного содержания, а также секретная экспедиция для их рассылки [9].

Анализируя источники по рассматриваемой проблеме, можно отметить, что охрану государственного и общественного строя в начале XX в. обеспечивали такие государственные органы, как Военное министерство, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел и Министерство финансов, а также негосударственные органы (общественные движения и общественные партии монархического толка).

20

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 1 (47)

Значимую роль в этой деятельности играли также специальные службы России. Большое значение в ряду карательных органов российского государства имела политическая полиция. В губерниях находились подразделения жандармерии, деятельность которых целиком направлялась на обеспечение безопасности самодержавного строя и борьбу с терроризмом. В отличие от общей полиции организационная структура и система управления жандармерии были стабильней.

По мнению Н.В. Трошина, правовое регулирование деятельности полиции в России отличалось целым рядом принципиальных недостатков. Обязанности полицейских не систематизировались, а представляли, скорее, сумму наслаивавшихся друг на друга нормативных актов, копившихся десятилетиями. В то же время в период конца XIX - начала XX вв. была осуществлена правовая регламентация стадий и этапов уголовно-процессуальной деятельности и осуществлено ее дистанцирование от агентурно-розыскной деятельности, что обеспечило структурную обособленность органов, проводивших агентурно-розыскную деятельность (охранные отделения), дознание (жандармские управления) и предварительное следствие (следователи судебных органов) [10].

Еще одним важнейшим аспектом охраны общественно-политического порядка в Российской империи было, по нашему мнению, расширение в начале XX в. сотрудничества уездной полиции и жандармерии в борьбе с политическим экстремизмом. Согласно позиции В.В. Шабаева, наиболее частыми мерами, практиковавшимися полицией при борьбе с политическим инакомыслием, были такие, как административная высылка без права возврата и установление полицейского надзора, участие в проводимых облавах на антигосударственных деятелей и активистов, борьба с забастовочным движением, активное участие в борьбе с распространением запрещенной литературы, выполнение цензурных функций, а также работа по предотвращению антиправительственной политической агитации и пропаганды [11].

Значимым аспектом борьбы с преступлениями экстремистской и террористической направленности в царской России была охрана государственных границ от проникновения радикальных элементов и иностранных шпионов, потенциально деструктивных для общественно-политического строя Российской империи. Жандармы отмечали, что «верхи партий почти всегда находились за границей и сношениями с ними координировалась вся работа. Только

вне досягаемости русской власти допускалась централизация материалов партий, да и то по отделам, на местах же письменный материал был доведен до минимума и преимущественно зашифрованный» [12]. В деле охраны государственной границы МВД и входивший в его состав Департамент полиции играли определяющую роль, координируя и контролируя эту деятельность. С конца XIX в. в структуре Департамента полиции функционировал Отдел по охране и возобновлению границы. В 1912 г. полномочия этого подразделения были переданы во вновь созданный в системе МВД Империи Комитет по охране и возобновлению государственной границы. На местах в приграничных губерниях действовали пограничные комиссары МВД. Членами Комитета являлись также представители Генерального штаба, МИДа, Министерства финансов, в структуру которого входили таможенное и пограничное ведомства. В задачу этого органа входило решение вопросов охраны государственной границы, в том числе общая координация деятельности ведомств по охране границы, дислокации таможен, пограничных отрядов, полицейских сил в приграничных губерниях, участие в рассмотрении и разрешении пограничных споров, утверждение достигнутых международными комиссиями соглашений по пограничным вопросам, участие в определении границы, ее обозначение на картах, планах и на местности, выработка правительственной точки зрения на разногласия по пограничным спорам [13].

Но несмотря на проведение в начале XX в. широких реформ по улучшению организации российской полиции, ее расширению и разработке законодательной базы по борьбе с политическими экстремистами, революционное движение не потеряло свою силу. По нашему мнению, во многом нерешительные действия полицейских органов в борьбе с воздействием на общество радикальных элементов и их пропагандой послужили основой для разрушения основ общественно-политического строя Российской империи.Л.А. Ратаев, непосредственно руководивший всем политическом розыском в империи, следующим образом описывает действия МВД, Министерства народного просвещения и Департамента полиции: «Вот уже третий год буквально повторяется та же самая история: с самого начала учебного года начинается среди учащейся молодежи брожение, причем агитаторами являются принятые осенью обратно студенты, исключенные предыдущей весной за деятельное участие в беспорядках минувшего академического года. Департамент

21

теория и история права и государства

полиции молчаливо созерцает развитие движения, не подавая признаков жизни и строго воспрещая охранным отделениям и жандармским управлениям затрагивать молодежь на почве студенческих беспорядков, дабы Министерство народного просвещения и так называемое «общество» не сказали, что Департамент полиции своими распоряжениями сам вызывает беспорядки...» [14].

А.С. Опилкин провел комплексный анализ исторических документов, посвященных работе российской полиции в начале ХХ в., и выделил ряд проблем, которые не позволяли правоохранительным органам в должной мере противостоять нарастающему политическому экстремизму и терроризму вначале ХХ в.

Первый комплекс проблем - на уровне центральных органов государственной власти и политической полиции: правительства, МВД, Департамента полиции и Отдельного корпуса жандармов. К данным проблемам относятся следующие:

отсутствие стратегии борьбы с революционным движением в рамках МВД и Департамента полиции и вызванные этим обстоятельством несамостоятельные и непоследовательные действия, а также ошибочные решения руководства в сложных ситуациях;

недостаточная профессиональная компетентность значительного числа служащих Отдельного корпуса жандармов;

раздвоенность центрального аппарата управления политической полицией и периодически вспыхивающие противостояния руководителей Отдельного корпуса жандармов и Департамента полиции;

порядок назначения на должности начальников губернских жандармских управлений, на которые, как правило, назначались лица не по критерию профессиональной компетентности, а

получавшие по выслуге лет следующее звание и соответствующую ему должность.

Второй комплекс проблем можно выделить на региональном (губернском) уровне, к которым относятся следующие:

значительное число обязанностей служащих губернских жандармских управлений при их сравнительно малом штате;

некомпетентность значительного числа служащих жандармских управлений в деле руководства секретной агентурой и в сфере организации наружного наблюдения;

нежелание многих офицеров Отдельного корпуса жандармов, служивших в жандармских управлениях, изменить стиль работы, т.е. перейти от канцелярской переписки и составления отчетов к реальной борьбе с революционными организациями;

сложные взаимоотношения начальников губернских жандармских управлений и охранных отделений врамках одной губернии, вызванные их запутанным служебным положением;

слабая координация действий органов политической полиции из разных губерний [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на инициацию реформ полицейской системы в Российской империи в начале ХХ в., упорядочивание законодательной базы, усиление мер по противодействию терроризму и экстремизму, возник целый комплекс проблем, таких как бюрократизация, недостаточная эффективность, запутанность полицейских структур. Все это не позволило аппарату МВД, жандармам и специальным подразделениям успешно противостоять нарастающему политическому радикализму. На расширение революционных процессов также повлияли и не зависящие от работы полиции причины: социально-экономический кризис Российского государства, ухудшение положения населения.

1. Пролетарская революция. М., 1924. Т. 3 (26).

2. Рабочее дело. 1901. № 10.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 6.

4. Асеев И.А. Организационно-правовые основы борьбы полиции России с политическим терроризмом в начале XX в. // История государства и права. 2010. № 7.

5. Горбачева И.М. Индивидуальный политический террор леворадикальных партий и борьба с ним Московского охранного отделения: конец XIX в. - 1917 год: дис. ... канд. ист. наук. М., 2006.

6. Рогов С.Л. Государственные преступления в российском законодательстве и право-

1. Proletarian revolution. M., 1924. Vol. 3 (26).

2. Working business. 1901. № 10.

3. Lenin V.I. Complete set of works. Vol. 6.

4. Aseev I.A. Organizational and legal bases of fight of police of Russia with political terrorism at the beginning of the XX century // History of state and law. 2010. № 7.

5. Gorbacheva I.M. Individual political terror of left-wing radical parties and fight against it of the Moscow security office: the end of the XIX century -1917: diss. ... Master of Law. M., 2006.

6. Rogov S.L. High treasons in the Russian legislation and law-enforcement practice of the middle of XVII - the beginning of the XX centuries: diss.... Master of Law. N. Novgorod, 2012.

общество и право • 2014 • № 1 (47)

применительной практике середины XVII - начала XXвеков: дис.... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2012.

7. Малянтович П.П., Муравьев Н.К. Законы о политических и общественных преступлениях. Практический комментарий. СПб, 1910.

8. Рубцов С.Н. История российской полиции. М., 1996.

9. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996.

10. Трошин Н.В. Административно-полицейские органы царской России в борьбе с экстремизмом и террором во второй половине XIX - начале XX веков: дис. ... канд. исто-рич. наук. Владимир, 2000.

11. Шабаев В.В. Уездная полиция Российского государства второй половины XIX - начала XX в. на территории Мордовии: дис. ... канд. историч. наук. Саранск, 2007.

12. Заварзин П.П. Жандармы и революция. Воспоминания. Париж, 1930.

13. Базаров П. Государственная граница. СПб, 1917.

14. Записка Действительного Статского Советника Ратаева о революционном движении в Империи // ГАРФ. Ф. 102. ОО. 1902. Оп. 230. Д. 1791. Л. 11.

15. Опилкин А.С. Основные проблемы политической полиции Российской империи в начале XX века глазами служащих Департамента полиции и Отдельногокорпуса жандармов. URL: http://e-joumal.spa.msu.rL/31_2012Opilkin.html.

7. Malyantovich P.P., Muraviev N.K. Laws about political and public crimes. Practical comment. SPb, 1910.

8. Rubtsov S.N. History of the Russian police. M, 1996.

9. Bodies and armies of the Ministry of the Interior of Russia. Short historical sketch. M, 1996.

10. Troshin N.V. Administrative and police bodies of imperial Russia in fight against extremism and terror in the second half of XIX -the beginning of the XX centuries: diss. ... Master of History. Vladimir, 2000.

11. Shabayev V.V. District police of the Russian state of the second half of XIX - the beginning of the XX century in the territory of Mordovia: diss. ... Master of History. Saransk, 2007.

12. Zavarzin P.P. Gendarmes and revolution. Memory. Paris, 1930.

13. Bazarov P. State boundary. SPb, 1917.

14. Note of the Valid Councillor of state Ratayev about revolutionary movement in the Empire // GARF. T. 102. OO. 1902. Op. 230. 1791. L. 11.

15. Opilkin A.S. Main problems of political police of the Russian Empire in the beginning of XX century by eyes of employees of Department of police and Separate korpus of gendarmes. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/31_20120pilkin.html

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.