Научная статья на тему 'МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
организованная преступность / ОПГ / профилактика / предупреждение / принуждение / Совет безопасности РФ / экстремизм

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кушхов Р.Х., Бозиев М.В.

В статье авторы указывают на основные черты организованной преступности, освещает мнения различных авторов относительно данной проблемы, а также высказывает мнение относительно мер предупреждения данного вида деяний. Отдельного внимания заслуживает такое направление организованной преступности, как экстремистская деятельность, оказывающая разлагающее воздействие, в особенности на молодых людей, попадающих под влияние данных групп. Особый акцент делается на комплексной борьбе с данным явлением, не только посредством межведомственного взаимодействия, но и объединении усилий всего общества, во главе с государством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кушхов Р.Х., Бозиев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

КУШХОВ Руслан Хабильевич,

кандидат юридических наук, майор полиции, старший преподаватель, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, Кафедра специальных дисциплин, e-mail: Ruslan_48@mail.ru

БОЗИЕВ Мурат Владимирович,

майор полиции, преподаватель, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кафедра специальных дисциплин, e-mail: dok132828@gmail.com.

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация. В статье авторы указывают на основные черты организованной преступности, освещает мнения различных авторов относительно данной проблемы, а также высказывает мнение относительно мер предупреждения данного вида деяний. Отдельного внимания заслуживает такое направление организованной преступности, как экстремистская деятельность, оказывающая разлагающее воздействие, в особенности на молодых людей, попадающих под влияние данных групп. Особый акцент делается на комплексной борьбе с данным явлением, не только посредством межведомственного взаимодействия, но и объединении усилий всего общества, во главе с государством.

Ключевые слова: организованная преступность, ОПГ, профилактика, предупреждение, принуждение, Совет безопасности РФ, экстремизм.

KUSHKHOV Ruslan Khabilevich,

Candidate of Legal Sciences, major of the police, Lecturer, North-Caucasus institute (branch) of the Krasnodar university of the Ministry of the Interior of Russia

Department of Special Disciplines

BOZIEV Murat Vladimirovich,

police major, teacher, North Caucasian Institute for Advancement qualifications of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Department of Special Disciplines

MEASURES TO PREVENT ORGANIZED CRIME

Annotation. In the article, the author points out the main features of organized crime, highlights the opinions of various authors on this problem, and also expresses an opinion on measures to prevent this type of acts. Special attention should be paid to such a direction of organized crime as extremist activity, which has a corrupting effect, especially on young people who fall under the influence of these groups. Special emphasis is placed on the comprehensive fight against this phenomenon, not only through interdepartmental interaction, but also by combining the efforts of the whole society, led by the state.

Key words: organized crime, organized crime groups, prevention, prevention, coercion, the Security Council of the Russian Federation, extremism.

Введение. На всех этапах развития обще- проблему представляет собой организованная ственных отношений государство сталкивалось с преступность, поскольку она характеризуется различными формами преступлений. Особую устойчивой иерархией, материальной и финансо-

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-173-176 NIION: 2021-0079-3/23-168 MOSURED: 77/27-025-2023-03-168

вой базой и связями с государственными структурами.

Сегодня в условиях нестабильной международной обстановки, нельзя забывать о ситуации внутри страны. Вся тяжесть контроля преступности ложится на плечи сотрудников органов внутренних дел.

Основное положение материала. 27 сентября 2022 года экспертами Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по общественной безопасности в рамках обсуждения борьбы с организованной преступностью, экстремистскими группировками и их криминальными авторитетами были предложены конкретные мероприятия, повышающие эффективность расследования уголовных дел.

Поводом послужило проведение частичной мобилизации для нужд спецоперации на Украине. В непростых условиях, которых находится наше государство, было решено усилить меры борьбы с профессиональной «армией» уголовников, поэтому было одобрено применение более жестких мер по отношению к криминальным организациям и их лидерам. Примером реализации данной политики стало признание еще в 2020 году международного общественного движения «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) экстремистской организацией и запрещение ее на территории России. Данная организация вела непостижимую для нормального человека «работу» по пропаганде криминальной романтики среди молодежи, в том числе детей. Бывшие заключенные, как правило взрослые люди, «втирались» в доверие к несовершеннолетним лицам, устанавливали среди них тюремные и воровские понятия, насаждали и пропагандировали «воровской кодекс» сбора денег на «общак» и др. Пропаганда и насаждение среди по сути детей данных идей, представляет общественную опасность не просто по причине дальнейшего привлечения данных лиц к совершению преступлений, сколько из-за морального разложения молодежи, дезориентации в системе ценностей, распространения деградационных процессов среди подрастающего поколения.

Эксперты Совбеза отметили, что необходим постоянный мониторинг сетевых ресурсов, мобильных мессенджеров, социальных сетей, которые используются, в том числе и криминальными группами, для выявления лидеров и модераторов, и пресечения их противоправной деятельности. Также ими были представлены меры для выявления и пресечения деятельности, этнических и транснациональных преступных группировок, которые нередко занимаются перевозкой и распространением различных наркотических и психотропных веществ среди молодых людей.

Члены комиссии отметили острую необходимость повышения эффективности межведомственного взаимодействие для установления как личностей лидеров и участников организованных преступных групп, так и имущества, противоправно отчужденного, либо приобретенного на денежные средства, полученные ими, незаконными методами, которые подлежат конфискации.

На заседании был отмечен рост количества преступлений, совершенных ОПГ и сообществами, который в 2021 году достигло уровня 22,2 тысячи, половина из которых совершены против собственности, а каждое третье связано с незаконным оборотом наркотиков.

По нашему мнению, уровень противодействия организованной преступности в нашей стране достаточно низок, поскольку до недавнего времени, законодательно закреплены были лишь вопросы борьбы с отдельными видами преступлений - составными частями преступности: преступностью несовершеннолетних, терроризмом, коррупцией, отмыванием преступных доходов. И только 01 апреля 2019 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности» от 01.04.2019 № 46-ФЗ.

Задача борьбы с преступностью возложена на органы внутренних дел, как на важнейший государственный институт, обладающий достаточным диапазоном полномочий для решения данной проблемы, как на социальном, так и на государственном уровне. В основном деятельность по борьбе с преступностью осуществляется в четырех основных формах:

- уголовно-процессуальной;

- уголовно-исполнительной;

- административно-правовой;

- оперативно-розыскной.

Сегодня преступники отличаются большей смелостью, изощренностью и технической оснащенностью, они незаметнее совершают противоправные деяния и более умело прячут их последствия. К сожалению, в современном обществе, имеет место подкуп должностных лиц органов власти и управления, а также внедрение представителей преступных сообществ в правоохранительные структуры. И периодически в средствах массовой информации о таких вскрытых сотруд-ничествах данный вопрос не редко освещается. По сути, это обычные методы организованной преступности - иметь «коны» в высших эшелонах власти, в правоохранительных органах и т.п.

По нашему мнению, усилия ОВД должны быть направлены на разрушение криминальной субкультуры, ее идейного центра. Так, необхо-

димо проводить серьезную работу с культурными основами современной России. Никто не запрещает творчество в нашей стране, но, когда с экрана телевизоров или в общественном транспорте «на всю Ивановскую» поют блатные песни о тюремной жизни, создают и транслируют привлекательный образ профессиональных преступников и коррупционеров, процветающих киногероев - представителей организованной преступности, надо понимать, что это в конце концов найдет в ком-то «живой» отклик, и возможно не однократный. По нашему мнению, данный контент должен быть приравнен к негативно влияющей на личность информации, которая может формировать преступные мотивы независимо от возраста, и запрещен, либо его трансляция должна быть после 23.00.

Такая «романтика» преступного мира, когда главного героя-преступника окружают красивые женщины, он разъезжает на дорогих автомобилях, может позволить любую покупку, одежду и еду, медленно, но верно разлагает моральные устои общества, оказывает снисхождение, сочувствие и вызывает симпатию к людям, которые должны сидеть в тюрьме. Реальность риска представляется незначительной, но через некоторое время рушатся моральные запреты и устои.

По нашему мнению, необходимо уровнять уголовную ответственность за экстремистские преступления с экономическими, поскольку от действия таких преступников страдает не меньшее количество людей, например, при хищении бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения населения бесплатными лекарствами или же массовом выпуске фальсифицированного алкоголя или медикаментов, при растрате средств, направленных на строительства внутренней инфраструктуры или развитие науки. Ведь последствия может и будут не мгновенные, но это преступление против государства в целом.

В век глобализации, преступные сообщества стремятся распространить свое влияние и за пределами какой-то одной страны, поэтому можно говорить о международных преступных группах, укрепляющих финансово-экономические позиции в разных странах. Сегодня повышается «культура» организованной преступности, наблюдается переход от уличного бандитизма к организованным интеллектуальным формам, которые посредством коррупционных мер, выстраивают определенную защиту от социального и государственного контроля [1].

Для эффективного противодействия организованной преступности сегодня разрабатываются комплексные меры, реализовывающиеся посредством четких задач, решаемых уголовной политикой страны, модернизации правоохранительных органов, принятия неотложных органи-

зационно-управленческих решений, выработки стратегических направлений в данной сфере.

Противодействие организованной преступности заключается в комплексной работе ОВД, в использовании всего разнообразия средств и методов в выявлении, пресечении и расследовании преступлений, а также обязательной профилактической работе, обязательный учет социальных, политических, экономических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы и др.

Ю.Б. Оболенский в качестве мер предупреждения организованной преступности предлагает в первую очередь опираться на аспекты, прописанные в международных нормативных документах, укреплять международное сотрудничество и взаимопомощь, разрабатывать стандарты и процедуры, способствующие добросовестному выполнению функций должностными лицами и частными организациями. [2]

Многие авторы отмечают, что эффективная реализация мер борьбы с рассматриваемым нами явлением может быть достигнута только тогда, когда к этому процессу присоединится гражданское общество. Это, в свою очередь, предопределяет сотрудничество государственных правоохранительных структур с неправительственными общественными и международными организациями, а также отдельными гражданами.

Считаем, что организованная преступность тесно связана, в том числе и с экстремистскими сообществами, поэтому необходимо вести работу и в этом направлении.

Для религиозного противодействия необходимо привлекать религиозных авторитетов традиционных направлений ислама, христианства и др. для того, чтобы они проводили беседы и разъясняли, что несет в себе религия, рассказывали о том, что существуют и другие направления, которые нередко искажают религиозные тексты и смысл, просвещать об опасностях, которые несут данные направления, и тех, кто их исповедует.

Для противодействия националистическому экстремизму необходимо привлекать средства массовой информации, которые бы рассказывали и напоминали о том, что Россия - многонациональная страна, с глубочайшей историей ее народов. Сегодня в школах, уже в начальной школе рассказывается о различных народах, населяющих нашу страну, ее отдаленных территориях, и религиях, которые они исповедуют.

Также необходимо отметить общесоциальные меры, то есть те, которые напрямую связаны с экономическим, политическим, общекультурным состоянием страны. Данные меры должны реализовываться посредством не правоохранительной деятельности, а целенаправленной рабо-

той государственных структур по реализации Стратегий, направленных на подъем всех сфер общества на уровень, который приведет к нецелесообразности существования организованной преступности.

По нашему мнению, необходимо проводить профилактические воспитательные беседы, встречи с подрастающим поколением, а также регулярные проверки на местах, аудит деятельности государственных служащих.

Заключение. Борьба с организованной преступностью - это общая забота, как государства, правоохранительных органов так и общества в целом. Только объединив свои усилия, можно побороть данный общественный недуг, то есть данному явлению необходимо противопоставить систему целенаправленного социально-правового и общественного контроля.

Однако наведение порядка в какой-то отдельной области не даст результатов, данная

политика должна затронуть все сферы жизни и деятельности общества, поэтапные изменения должны коснуться каждого индивида. Работа должна проводится в школах, ВУЗах и на рабочих местах. До людей необходимо доносить идею пагубности коррупционных отношений, необходимости пресекать подобные действия. Для этого государство должно четко выстроить систему защиты своих граждан от преступных посягательств. Решение всех вопросов должно происходить на официальном уровне посредством участия в них государства. Кроме того, государство должно ввести жесткие меры по наказанию противоправных коррупционных преступлений. К сожалению, политика либерализма не принесет желаемых результатов. Каждый гражданин должен четко знать, что за совершение преступления он может лишиться свободы.

Список литературы:

[1] Бодренков В.А., Зникин В.К. К началу дискуссии о содержании криминальной безопасности общества (государства) и роли ОРД в ее обеспечении// Оперативник (сыщик). - 2008. - № 2. - С. 17 - 23.

[2] Оболенский Ю.Б. Вопросы противодействия организованной преступности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2021. - №2. -С. 296-300.

Spisok 1^е^игу:

[1] Bodrenkov УЛ., Znikin У.К. К па^аШ diskussii о soderzhanii kriminal'noj bezopasnosti obshchestva (gosudarstva) / го1/ ORD V ее obespechenii// Operativnik (syshchik). - 2008. - № 2. - S. 17 - 23.

[2] Obolenskij YU.B. Voprosy protivodejstviya organizovannoj prestupnosti // и^епуе zapiski Кгут-skogo federal'nogo ип^е^^а /теп/ V. I. Vemadskogo. YUridicheskie паик/. - 2021. - №2. - S. 296-300.

у$ттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.