Научная статья на тему 'Организованная преступность. Высшее положение в преступной иерархии: уголовный закон, его толкование и применение'

Организованная преступность. Высшее положение в преступной иерархии: уголовный закон, его толкование и применение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1388
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / ВЫСШЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПРЕСТУПНОЙ ИЕРАРХИИ / ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕЯНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIME / ORGANIZATION / HIGHER POSITION IN THE CRIMINAL HIERARCHY / CRIMINAL ASSOCIATIONS / RESPONSIBILITY / ACT / CRIMINAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимова Е. В., Ченчиковский А. Д.

Основной целью предоставленной работы является определение существующих в российском законодательстве таких понятий, как «Организованная преступность» и «Высшее положение преступной иерархии». Предложенная тема весьма актуальна в научно-практическом отношении, которая имеет самые разнообразные способы её решения, как со стороны законодателей, так и практических сотрудников правоохранительной системы государства. В статье анализируются понятие и сущность организованной преступности, а также определена актуальность данной проблемы на этапе современного экономического развития государства, структуры государственных органов, сферы жизнедеятельности общества в целом. Современная организованная преступность в нашем обществе и стране является исключительно опасным явлением, которое не встречает должного противодействия со стороны государства, сегодня она вторглась в сферу экономики, политики, национальных отношений. Особую озабоченность у авторов статьи вызывает слияние организованной преступности с властными структурами государства на всех уровнях (муниципальной, региональной, федеральной), что приводит к образованию коррумпированных властных структур, которые противопоставляют себя обществу и государству. Проведённые исследования деятельности организованной преступности объективно указывают, что её «ключевым звеном» являются организаторы (лидеры) преступных сообществ, которые пользуясь несовершенством законодательства, как правило, уходят от уголовной ответственности, что не позволяет вести действенную борьбу в целом с организованной преступностью. Согласно принятым изменениям Федерального закона № 46 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности», были внесены изменения в существующую статью 210 и введена новая статья 210.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Раскрывается понятие «высшее положение преступной иерархии» и делается акцент на его оценочный характер, при этом авторы выражают мнение о недостаточности имеющихся разъяснений данные Верховным судом Российской Федерации по данному поводу. Присутствует тезисное освещение проблем, возникающих при толковании и применении данных норм, а также предлагаются пути их решения. Существующая проблема борьбы с организованной преступностью занимает сегодня третье место в стране после имеющихся проблем политического и экономического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZED CRIME. THE HIGHEST POSITION IN THE CRIMINAL HIERARCHY: CRIMINAL LAW, ITS INTERPRETATION AND APPLICATION

The main purpose of this work is to determine the concepts existing in Russian legislation such as “Organized Crime” and “The Highest Position of the Criminal Hierarchy”. The proposed topic is very relevant in scientific and practical terms, which has a wide variety of ways to solve it, both on the part of legislators and practical employees of the state law enforcement system. The article analyzes the concept and essence of organized crime, as well as the relevance of this problem at the stage of modern economic development of the state, the structure of state bodies, the sphere of life of society as a whole. Modern organized crime in our society and country is an extremely dangerous phenomenon that does not meet with the necessary opposition from the state; today it has invaded the sphere of economy, politics, and national relations. Of particular concern to the authors of the article is the merger of organized crime with government structures at all levels (municipal, regional, federal), which leads to the formation of corrupt government structures that oppose themselves to society and the state. Studies of organized crime activity objectively indicate that its "key link" is the organizers or leaders of criminal communities, who, using imperfect legislation, as a rule, evade criminal liability, which does not allow an effective fight against organized crime. According to the adopted amendments to the Federal Law No. 46 “On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation with regard to combating organized crime”, amendments were made to article 210 and a new article 210.1 of the Criminal Code of the Russian Federation was introduced. The concept of “the highest position of the criminal hierarchy” is revealed and the emphasis is placed on its evaluative nature, while the authors express an opinion on the inferiority of the explanations given by the Supreme Court of the Russian Federation on this subject. There is a thesis coverage of the problems that arise in the interpretation and application of these standards, as well as suggested ways to solve them. The existing problem takes third place after the existing problems of a political and economic nature in the country.

Текст научной работы на тему «Организованная преступность. Высшее положение в преступной иерархии: уголовный закон, его толкование и применение»

УДК: 343.35

ББК: 67

Герасимова Е.В., Ченчиковский А.Д. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ. ВЫСШЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПРЕСТУПНОЙ

ИЕРАРХИИ: УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН, ЕГО ТОЛКОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

Gerasimova E.V., Chenchikovsky A.D.

ORGANIZED CRIME. THE HIGHEST POSITION IN THE CRIMINAL HIERARCHY: CRIMINAL LAW, ITS INTERPRETATION AND APPLICATION

Ключевые слова: преступность, организованность, высшее положение в преступной иерархии, преступные сообщества, ответственность, деяние, уголовная ответственность.

Keywords: highest position in criminal hierarchy, criminal organizations, responsibility, actions.

Аннотация: основной целью предоставленной работы является определение существующих в российском законодательстве таких понятий, как «Организованная преступность» и «Высшее положение преступной иерархии». Предложенная тема весьма актуальна в научно-практическом отношении, которая имеет самые разнообразные способы её решения как со стороны законодателей, так и практических сотрудников правоохранительной системы государства. В статье анализируются понятие и сущность организованной преступности, а также определена актуальность данной проблемы на этапе современного экономического развития государства, структуры государственных органов, сферы жизнедеятельности общества в целом. Современная организованная преступность в нашем обществе и стране является исключительно опасным явлением, которое не встречает должного противодействия со стороны государства, сегодня она вторглась в сферу экономики, политики, национальных отношений. Особую озабоченность у авторов статьи вызывает слияние организованной преступности с властными структурами государства на всех уровнях (муниципальной, региональной, федеральной), что приводит к образованию коррумпированных властных структур, которые противопоставляют себя обществу и государству.

Проведённые исследования деятельности организованной преступности объективно указывают, что её «ключевым звеном» являются организаторы (лидеры) преступных сообществ, которые, пользуясь несовершенством законодательства, как правило, уходят от уголовной ответственности, что не позволяет вести действенную борьбу в целом с организованной преступностью.

Согласно принятым изменениям Федерального закона № 46 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности», были внесены изменения в существующую статью 210 и введена новая статья 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Раскрывается понятие «высшее положение преступной иерархии» и делается акцент на его оценочный характер, при этом авторы выражают мнение о недостаточности имеющихся разъяснений, данные Верховным судом Российской Федерации по этому поводу. Присутствует тезисное освещение проблем, возникающих при толковании и применении данных норм, а также предлагаются пути их решения. Существующая проблема борьбы с организованной преступностью занимает сегодня третье место в стране после имеющихся проблем политического и экономического характера.

Abstract: the main purpose of this work is to determine the concepts existing in Russian legislation such as "Organized Crime" and "The Highest Position of the Criminal Hierarchy". The proposed topic is very relevant in scientific and practical terms, which has a wide variety of ways to

solve it, both on the part of legislators and practical employees of the state law enforcement system. The article analyzes the concept and essence of organized crime, as well as the relevance of this problem at the stage of modern economic development of the state, the structure of state bodies, the sphere of life of society as a whole. Modern organized crime in our society and country is an extremely dangerous phenomenon that does not meet with the necessary opposition from the state; today it has invaded the sphere of economy, politics, and national relations. Of particular concern to the authors of the article is the merger of organized crime with government structures at all levels (municipal, regional, federal), which leads to the formation of corrupt government structures that oppose themselves to society and the state.

Studies of organized crime activity objectively indicate that its "key link" is the organizers or leaders of criminal communities, who, using imperfect legislation, as a rule, evade criminal liability, which does not allow an effective fight against organized crime.

According to the adopted amendments to the Federal Law No. 46 "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation with regard to combating organized crime", amendments were made to article 210 and a new article 210.1 of the Criminal Code of the Russian Federation was introduced. The concept of "the highest position of the criminal hierarchy " is revealed and the emphasis is placed on its evaluative nature, while the authors express an opinion on the inferiority of the explanations given by the Supreme Court of the Russian Federation on this subject. There is a thesis coverage of the problems that arise in the interpretation and application of these standards, as well as suggested ways to solve them. The existing problem takes third place after the existing problems of a political and economic nature in the country.

В современных условиях развития законодательства Российской Федерации наличие правонарушений, их характер и уровень определяются комплексом негативных явлений. Ежегодно возрастает количество преступлений, в том числе и совершенных организованными преступными группами. Проводимая работа по совершенствованию стандартов и норм уголовного законодательства России, как одного из приоритетных направлений борьбы с преступностью, на фоне длительного ухудшения криминальной ситуации она становится важнейшим направлением в организации борьбы с организованной преступностью.

Отсутствие единого мнения на протяжении определенного времени, начиная с девяностых годов, по поводу единообразной трактовке понятия, что является организованным видом преступности, прослеживается также и в существующих международных нормативно-правовых актах.

В 1990 году на Кубе закончил свою работу Восьмой конгресс Организации Объединенных Наций, который сформулировал общие специальные признаки и определил характеристику понятия организованной преступности, которая выглядела следующим образом: «Организованная пре-

ступность представляет собой сложные виды уголовной деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путём создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг» [1].

Результатами работы Международного семинара Организации Объединенных Наций, проведенного в СССР, с повесткой дня которого были выработаны меры борьбы с организованной преступностью, появляется следующее её понятие: «Под организованной преступностью обычно понимается относительно массовая группа устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения» [2].

На основании вышеприведенных определений понятия организованной преступности можно выделить следующие основные признаки, свойственные для России:

- соучастие в совершении регулярных планируемых преступлениях в составе ор-

ганизованных преступных групп, в которых присутствует строгая иерархия, т.е. соблюдение внутренней дисциплины всеми участниками группы, большинство из которых придерживаются так называемого воровского кодекса. В тридцатых годах двадцатого века «ворами в законе» был создан особый кодекс поведения, который определил криминальную субкультуру, в него вошли нормы поведения, свои обычаи и преступные традиции. Они впервые в СССР создали преступные сообщества, объединив организованные преступные группы, обеспечили проникновение в сферу экономики, структуру власти и силовые подразделения, что и явилось зарождением организованной преступностью в современной России;

- экономическая составляющая организованной преступности является её вторым признаком. Основная цель создания организованного преступного сообщества (организации, группы) - совершение противоправных действий, направленных на незаконное обогащение (приобретение ценных бумаг, накопление капитала в российской и иностранной валюте, приобретении объектов недвижимости и т.п.). На основании имеющейся информации «Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействию коррупции» установлено, что сегодня порядка 1/3 части получаемого дохода от предпринимательской деятельности забирают себе преступники;

- коррупционная составляющая неотделима в современном российском обществе и является главной составляющей чертой организованной преступности. Под понятием определения коррупции следует понимать определённую систему мер определенных взаимоотношений, образованных на совершении противозаконных действий и сделок со стороны государственных чиновников, должностных лиц в ущерб государству и общественным интересам общества. В этой связи следует отличать их действия от получения лицом обычных взяток, так как они являются средством лишь для обеспечения личного обогащения. При этом коррумпированные чиновники обеспечивают покровительство преступникам, снабжают их значимой информацией, предавая при этом государственные интересы страны

и российского общества, организовывают на честных сотрудников правоохранительной системы, ведущих борьбу с организованной преступностью, противоправное давление.

По выводам некоторых специалистов, работающих в направлении изучения организованной преступности в России - организованная преступность сегодня перестает быть блоком из преступников, бандитов и вымогателей, а превращается в так называемый союз криминализованных бизнесменов и государственных чиновников. В этой связи полное выявление и документирование преступной деятельности может осуществляться лишь в рамках ведения дел оперативного учёта. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №24 от 09.07.2013 г. (в редакции от 24.12.2019г.) обращается особое внимание судей на важность и своевременность, законность и обоснованность оценки полученных доказательств судом при реализации оперативно-розыскных мероприятий.

Кандидат юридических наук, профессор С.В. Максимов дает следующее научное обоснования этому явлению: «Под организованной преступностью следует понимать систему являющихся результатом действия криминогенных и виктимогенных детерминант проявлений отклоняющегося поведения членов общества в качестве вида преступности; эти преступления носят умышленный характер и выражаются в создании антисоциальных объединений для извлечения незаконных доходов и в длительном, не ограниченном по срокам участии в деятельности таких объединений, при условии, что достижение цели деятельности обеспечивается аппаратом принуждения, а безопасность деятельности - имеющими антиобщественную подоплёку контактами с представителями органов власти и управления» [3].

Организованная преступность, с одной стороны, состоит из ряда самостоятельных организованных преступных группировок, сообществ (организаций), а с другой - это многоходовые сложные виды совершаемых ими преступлений. Основываясь на таких заключениях, вытекает следующая концепция, которая опирается на международные документы, что сегодня отсутствует общее

понимание и определение понятия, что называть организованной преступностью.

Согласно существующей нормативно-правовой базы, определение понятия организованной преступности в уголовном законе России отсутствует, однако в статье 210 Уголовного кодекса Российской Федерации дано лишь общее понятие, что есть создание организации преступного сообщества (преступной организации), однако определения организованной преступности в ней не дано.

После проведённого анализа вышеприведенных определений понятия организованной преступности можно выработать вытекающее заключение, что организованная преступность характеризуется наличием совершенных тяжких и особо тяжких преступлений в составе группы лиц, то есть в соучастии. Однако необходимо четко понимать, что не любая преступная группа, которая создана для совершения преступных посягательств, может определяться законом как организованная. Для того, чтобы подобная группа обрела статус организованной, она должна иметь признаки организации, структуры с обязательным распределением обязанностей для каждого её члена и всех их должно объединять наличие одной цели - это совершение преступной деятельности.

Следовательно, организация противоправной деятельности разнообразных преступных групп (сообществ, организаций), в зависимости от их степени подготовленности и организованности, может быть в конечном итоге многообразной. Определение преступной направленности в группе определяется прежде всего от тех условий (этнический состав, территориальность, подготовленность и судимость соучастников, техническая оснащенность и т.п.), в которых она осуществляется.

Виды преступных направлений в организованных преступных группах делятся структурно:

1. По территориально-зональному типу, где ОПГ совершают общеуголовные виды преступлений.

2. Контролирующие определенные территории и совершающие общеуголовные и иные виды преступления в сфере экономической деятельности.

3. Использующие межрегиональные и международные связи для подготовки и совершения преступлений.

4. Сформировавшиеся по принципу «преступников-гастролеров».

5. Организация преступной деятельности в местах отбывания наказания.

6. Контролирующие организацию преступности на объектах транспорта (водного, воздушного, автомобильного, железнодорожного).

7. Группа лиц, объединившихся по типу бандитской либо террористической направленности.

Организованные преступные сообщества (организации) и их характерные основные признаки:

1. Совершение противоправных действий исключительно из корыстных побуждений.

2. Наличие в преступных группировках большого количества лиц, ранее судимых за тяжкие преступления.

3. Создание службы собственной безопасности, специальных блоков защиты и групп прикрытия при совершении преступлений.

4. Наличие коррупционных связей власти.

5. Соблюдение строгих норм поведения, сплоченность, жесткая внутренняя дисциплина поддерживаются организаторами жестокими способами, вплоть до физической расправы с «провинившимися членами группы».

6. Наличие строгой иерархии, распределение ролей и статуса среди членов группы, которые, как правило, длительное время остаются неизменны либо меняются лишь в исключительных случаях.

7. Масштабность организованной преступности означает, что её преступная деятельность, с учётом их интересов, осуществляется в определенных районах города, области, страны.

8. Совершаемые преступления соучастниками организованных преступных групп обусловливаются высоким профессионализмом. Данное определение закрепляет понятийное сходство определения организованной и профессиональной преступности. Профессиональная преступность харак-

теризуется как промысел, являющийся основным источником дохода для лица. Организованная преступность посягает на экономические, политические, правовые и нравственные сферы общества.

9. Обуславливается систематическим совершением однородных преступлений, направленных на удовлетворение тех или иных потребностей лица, что вырабатывает у него определенную привычку, переходящую затем в норму поведения с четкой установкой на избранную им деятельность.

10. Совершенные преступления членами ОПГ характеризуются высоким уровнем технической подготовки (разведка, предварительный сбор информации, обеспечение членов группы оружием и техническими средствами совершения преступления).

Приведенные и проанализированные основные признаки организованной преступности определяют преступность, как совершаемую соучастниками группы планируемых преступлений, цель которых направлена на максимальное извлечение прибыли из криминального бизнеса на обусловленной территории и в определенной сфере преступной деятельности, находящейся под её контролем.

Понятие преступности, как социального и относительно массового явления было дано в Федеральной программе Российской Федерации - «Борьба с преступностью на 1994-95 гг.» и утверждённой Указом Президента Российской Федерации №1016, 1994 г. Следовательно, если преступность в целом есть социальное явление, то организованная преступность - это социальное явление. Анализируя, это понятие можно рассматривать наряду с другими явлениями, происходящими в обществе (эволюцию развития общества; общественный прогресс или регресс; революцию и войны; создание и ликвидация политических движений; и т.д.) и благодаря этому появляется вероятность обнаружить устойчивую связь между ними и в последующем использовать их для влияния на решения вопросов, направленных на профилактику и борьбу с организованной преступностью, как социальным явлением в нашем обществе.

Доктор юридических наук, профессор

А.Я. Сухарев, изучая данное явление в криминологии, пришел к следующему заключению определения академического понятия организованной преступности: «Это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами, бандами, преступными сообществами и другими подобными незаконными формированиями), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах» [4].

Признаки субъективной стороны преступления основаны на общей теории о вине и её формах, так статья 25 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет, что умысел всегда является пониманием лица общественной опасности в своих осуществляемых действиях или бездействиях, а также определяет форму вины, состоящей из интеллекта и воли человека. Интеллектуальный аспект намерений соучастников преступной группы содержится не только в том, что преступники знают общественную опасность своих действий или бездействий, но и предвидят возникновение общественно-опасных, преступных последствий (вреда), а также, что каждый из них понимает, что они не только совершают преступление, но и предполагает возникновение общественных опасных последствий только через их совместные преступные деяния.

Определение понятия субъективной стороны действий организатора преступного сообщества в теории уголовного права существуют различные подходы. Советский учёный-правовед, доктор юридических наук, профессор А.А. Пионтковский высказывал следующие определение: «с субъективной стороны у организатора должно иметься сознание, совершение какого рода преступления он организует или совершением какого рода преступления он руководит, и желание достижения (или, по крайне мере, сознательное допущение) определенного преступного результата» [5].

Вот еще одно из понятий субъективной стороны, которую предложил А.М. Ца-регородцев в своей диссертации по теме: «Ответственность организаторов преступ-

лений по советскому уголовному праву»: «Создать преступное сообщество или организовать совершение конкретного преступления и руководить им можно только в том случае, когда лицо желает этого, когда все помыслы и воля субъекта направлены на достижение определенной антисоциальной цели. Желание активно воздействовать на сознание и волю исполнителя и других соучастников является характерной чертой содержание умысла организатора» [6].

Таким образом, организация преступной деятельности неизменно полагает присутствие исключительно прямого противоправного умысла. При этом сам организатор совершения противоправных действий отчетливо понимает свое виновное общественно-опасное поведение и свои организаторские действия, направленные на подготовку и совершение преступления всеми участниками преступной группы. Организатор (лидер) предвидит возможное наступление общественно-преступных последствий во время совершения противоправного деяния - это является интеллектуальным аспектом преступного умысла, а также желает их наступления от общих противоправных действий всех соучастников преступной группы - это есть волевой аспект умысла.

«Объём знаний организатора в случаях, когда он одновременно выступает и в роли исполнителя, всегда больше, чем у других исполнителей. Однако же, если он не участвует в совершении конкретного преступления, то ему могут быть и неизвестны детали преступления. Тем не менее, когда оговоренный план преступного посягательства в самых общих чертах охватывает детали посягательства, организатор несет за них ответственность в полном объёме, так же, как и исполнитель» [7].

Следовательно, организатор преступной группы несет уголовную ответственность не зависимо от наступившего преступного результата, потому что возможное наступление планируемых общественно опасных последствий предусматривалось в ходе предполагаемого совершения преступления. Например, когда организатор совершения разбойного нападения знает, что у исполнителей имеется оружие, то он обязан нести ответственность за это, а также за все

вероятные последствия его применения, даже если он конкретно не знал, кто из исполнителей применил оружие. Иногда в некоторых случаях личные цели организатора преступной группы могут не совпадать с конкретными целями исполнителей. Тем не менее организатор обязан отвечать за все противоправные действия, которые совершили исполнители, потому что он был обязан предусмотреть возможные варианты наступления событий.

В соучастии, обязательно следует определять степень вины каждого члена преступной группы, в связи с тем, что наступление общественно опасного вреда и определения уровня желаний наступления данных последствий у них, возможно, будут разными. Объективным фактом является, что степень вины организатора (лидера) преступной группы значительно больше, чем причиненный вред другими соучастниками.

Таким образом, прямой умысел организатора преступления включает в себя:

1. Понимание того, что он планирует, координирует и объединяет преступные действия соучастников;

2. Понимание характера совместных преступных действий;

3. Наступление общественно опасных последствий;

4. Желание наступления опасных последствий от общих усилий всех членов преступной группы.

При определении характеристики организованной преступной деятельности для установления характера (качественной стороны преступления, которая зависит от того объекта преступления, которому нанесен вред) и степени общественной опасности (количественной стороне, которая зависит от размера причиненного объекту ущерба), действий организатора преступной деятельности, особое внимание необходимо уделять определению объективных и субъективных признаков преступления. При исследовании наличия субъективных и объективных признаков организационной преступности определяется, что наиболее общественно опасной фигурой среди лиц, совершающих совместно преступления, однозначно является его организатор.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2010 г. №12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней)» непосредственно указано судебным органам на выполнение требований закона, устанавливающим уголовную ответственность за организацию либо руководство виновными лицами преступных сообществ. Принимая решения об ответственности за совершение противоправных действий по ст.210 УК РФ, судьи обязаны учитывать, что согласно требованиям ч.4 ст.35 УК РФ преступное сообщество отличается от других видов преступных групп.

Основное отличие преступного сообщества - наличие общих целей при подготовке и совершении исключительно тяжких видов преступлений и присутствие не менее двух ранее самостоятельных организованных преступных групп, объединившихся для совместного совершения преступлений в единое преступное сообщество. При этом следует отметить, что на законодательной основе никаких различий между существующими понятиями преступное сообщество или преступная организация уголовным право не дается.

На сегодняшний день имеющиеся преступные сообщества в России далеко по своему составу неоднородны, они не обладают устойчивыми близкими связями и, как правило, друг от друга являются независимы. Отдельные преступные сообщества, члены которых исповедуют воровскую идеологию, имеют многочисленный состав в своих рядах и являются крайне влиятельными. Вместе с тем другая часть преступных сообществ формируются по принципу «из бывших» либо действующих: спортсменов; сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих; ветеранов боевых действий, которые не придерживаются воровской идеологии. Такие сообщества формируются на самостоятельной основе, в своей преступной деятельности иногда кооперируясь с отдельными преступными сообществами, враждуя с другими, либо пребывают в состоянии нейтралитета, с разделением границ своего преступного влияния.

Объединённые преступные сообщества по «этническому признаку», как правило, специализируются на определенных видах преступлений (торговля людьми, организация незаконной миграции, контрабанда, торговля наркотиками, и пр.). Их преступная идеология формируется по национальному признаку и учитывает национальные обычаи и традиции, отражает особенности иной субкультуры, нежели воровская. Членов таких сообществ нередко связывают родственные отношения.

Отдельные организованные преступные сообщества формируются по принципу совершения преступлений в сфере экономики и действуют под прикрытием официально зарегистрированных компаний и организаций, пользуясь легальными и известными брендами. Организаторы таких сообществ часто являются успешными бизнесменами, обладающими связями в органах исполнительной и законодательной власти, да и сами порой являются большими руководителями в корпорациях. При этом в рамках корпорации создают службы по физической и экономической безопасности, которым легально выдают огнестрельное оружие, а фактически они являются информационно-аналитическими либо силовыми подразделениями, службами безопасности преступного сообщества. При возникающей необходимости лидеры подобного сообщества нанимают для проведения конкретных мероприятий представителей из традиционно криминальной среды, соответственно последние оказываются в подчиненном положении, а не наоборот.

Наиболее опасными и влиятельными являются преступные сообщества, которые созданы из действующих сотрудников правоохранительной системы - одного ведомства (например, МВД, прокуратуры, ФСИН и т.д.) или сразу нескольких. Более того, они иногда включают действующих руководителей региональных органов исполнительной и законодательной власти (включая первых руководителей) либо руководителей на уровне федеральных органов власти. В силу имеющегося у них административного и легального силового ресурса они способны при необходимости диктовать свою волю иным преступным сообществам.

Преступное сообщество (организация) осуществляет свою противоправную деятельность в виде структурированных и объединенных организованных преступных групп. В своей основе структурированная преступная группа включает в себя не менее двоих членов, один из которых является лидером группы, при этом совершение или подготовка к совершению ими совместного тяжкого или особо тяжкого противоправного деяния является основной целью создания такой группы. Данной группе присуще руководство, взаимодействие для реализации преступного замысла, наличие вида специализации в группе для отдельных исполнителей. Объединенная организованная преступная группа включает в себя единое руководство между другими самостоятельными преступными группами для общего планирования и участия в одном и более преступлениях тяжкой либо особо тяжкой направленности, т.е. для решения конкретного преступного замысла.

В настоящем Федеральном законе РФ от 1.04.19 г., №46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности» нашли отражения основные направления практических мер по обеспечению организации противодействия организованной преступности в России со стороны силовых структур. В статью 210 Уголовного кодекса Российской Федерации вносится ряд изменений, формируется новая конструкция данной статьи, помимо этого настоящим законом вводится в уголовное законодательство России новая норма мер привлечения к уголовной ответственности за занятие высшего положения в организованной преступности. Статья 210.1 УК РФ, которая стала работать с апреля месяца 2019 г., определяет наказание за лидерство в криминальной среде -лишение свободы до пятнадцати лет, а также наложение штрафа на осужденного до пяти миллионов рублей или в размере его дохода за период пяти лет.

В предлагаемом тексте пояснительной записки к предоставленному законопроекту было указано следующее: «Необходимость внесения данных изменений обусловлена

прежде всего тем, что наиболее опасные и тяжкие преступления совершаются организованными преступными сообществами. При этом лидеры данных преступных сообществ (преступных организаций) координируют преступные действия, создают устойчивые преступные связи между различными организованными группами, занимаются разделом сфер преступного влияния и преступных доходов, руководят преступными действиями и в связи с этим представляют наибольшую общественную опасность» [8].

Собственно существующие положение, при котором лидеры преступных сообществ и организаций, являясь организаторами, используют нескольких посредников, через которых отдают преступные указания непосредственно для исполнителей, при этом они лично с ними не общаются и не отдают напрямую преступных указаний. Данная ситуация в последующем позволяет им уйти от уголовной ответственности и привлечения их к ответственности по санкциям статьи 210 УК, при этом и часть 4 данной статьи не обеспечивает неотвратимость наказания для данной категории лиц.

Основной проблемой борьбы правоохранительной системы с преступными авторитетами, лицами, занимающими высшее положение в преступной иерархии, являлось то, что этих организаторов преступлений возможно было привлечь к уголовной ответственности лишь в случае, когда ими совершено самостоятельное преступление, а не как руководителя преступного сообщества.

Предоставленная настоящим законом, по сути, новая норма, которая является носителем формального состава преступления, т.е. противоправное деяние будет являться оконченным с момента совершения противоправного общественно опасного деяния, при этом наличие причинной связи и наступление вредных последствий, обязательных признаков преступления, не обязательны. В этой связи, с целью принятия решения о привлечении к уголовной ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, стало достаточным доказанного факта, что данное лицо занимает положение в преступной иерар-

хии. Вновь введенная статья 210.1. в Уголовный кодекс Российской Федерации за занятие высшего положения в преступной иерархии теперь предусматривает следующие санкции: от восьми до пятнадцати лет лишения свободы, а также выплаты осужденным штрафа до пяти миллионов рублей или размер его дохода за пять лет. В зависимости от обстоятельств дела лицо может быть привлечено к уголовной ответственности на срок от одного до двух лет, без выплаты штрафа.

Действия настоящего закона повлияли на диспозицию и санкции ч. 4 ст. 210 Уголовного кодекса РФ, при этом были сохранены все основные виды наказания и добавлено дополнительно два вида уголовного наказания. Законом установлено, что лица, совершившие преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 210 и (или) ст. 210.1 УК РФ, т.е. привлекаемых к ответственности за занятия ими высшего положения в преступной среде, при вынесении судом наказания не может назначено наказание ниже низшего предела. Более того при определении судебного решения обязательно применяется в качестве обязательного предусмотренный дополнительный вид наказания, а также недопустимости условного осуждения этих лиц.

Необходимо отметить, что в связи с внесением дополнения к примечанию статьи 210 Уголовного кодекса России её толкование стало более содержательным и информативным, в ней наиболее детально оговорены основания и причины для возможного освобождения от привлечения к уголовной ответственности лиц, подпадающих под данную санкцию. Порядок освобождения от уголовной ответственности уголовным законодательством предоставляется отдельным лицам за добровольное прекращение своего участия в составе преступного сообщества, а также за добровольное желание по оказанию активной помощи следствию по пресечению или раскрытию преступления, его деятельности.

Лица, предоставившие оперативно-значимую информацию правоохранительным органам, позволившую пресечь планируемую «сходку» организаторов и лидеров преступного сообщества и способствующие

прекращению в дальнейшем её деятельности, также освобождаются от привлечения к уголовной ответственности. С учетом изложенных положительных фактов, внесенных настоящим законом в эти статьи уголовного законодательства, необходимо сказать, что недостатки остались.

При этом необходимо отметить, что практические сотрудники правоохранительных органов столкнулись с проблемой, не нашедшей отражения в трактовке новых статей, что же необходимо понимать под определением - высшее положение в преступной иерархии. Более того уголовное законодательство не раскрывает содержание самого определения конкретного лица, которое занимает высшее положение, т.е. какими признаками оно должно обладать и что немаловажно, как эти признаки следует устанавливать в ходе документирования противоправной деятельности данного лица.

Делая вывод на основании изложенного материала, приходим к заключению о том, что предоставленные понятия, как «высшее положение» и «преступная иерархия» носят оценочный характер, т.е. это прогноз, мнение некоторой группы правоведов, работавших над данной проблемой. Вот именно поэтому как в научной юридической литературе, так и в судебной практике на сегодняшний день не отработаны критерии и виды классификации преступлений для конкретного субъекта для вменения ему конкретного вида противоправной деятельности, согласно требованиям ст.210 ч. 4. и ст.210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вследствие сложившегося положения определения и доказывания статуса виновности лица приводят к разногласиям и противоречиям при сборе доказательств.

В своем Постановлении Пленум Верховного суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 12: «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)», в пункте 22 ВС определяет: «Субъектами преступлений, предусмотренной ст. 210 УК РФ, могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. Лица, в возрасте 14-16 лет, совер-

шившие совместно с членами преступного сообщества (преступной организации) преступления, подлежат уголовной ответственности лишь за те преступление, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста» [9].

Принципиальная позиция Верховного суда по определению признаков, определяющих общественную опасность лица, первостепенно сводится к тому, что оно занимает высшее положение в преступной иерархии, а не противоправными действиями им совершаемым. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Л.Д. Гаухман даёт следующее определение: «Указанный признак в ч. 4 ст. 210 УК РФ только назван, но не определен. Он сформулирован весьма расплывчато, посредством использования в сочетании терминов, предназначенных для общих -неконкретных и неточных - рассуждений о преступности и преступлениях, поэтому заведомо неприменим в следственной и судебной практике как не поддающийся установлению и доказыванию» [10].

В науке российского уголовного права появились неоднозначные понимания предоставленной нормы её эффективности и целесообразности в уголовном законодательстве. Доктор юридических наук, профессор В.М. Быков подвергает критике несовершенства правовой регламентации того, что в последующем приведет к отсутствию возможности привлечения членов организованных преступных структур к уголовной ответственности. При изучении нормы и структуры Закона № 46-ФЗ возникает вопрос: «Законодатель так и не смог определиться в самом, пожалуй, главном для понимания и правильного применения уголовного закона, а именно — в названии этого рассматриваемого вида преступного объединения. Так как все же следует называть указанное в новом законе преступное объединение — преступное сообщество или преступная организация» [11].

Заслуженные юристы России, доктор юридических наук, профессор В.И. Морозов и кандидат юридических наук, доцент Д.А. Григорьев в совместной научно-практической работе на тему: «К вопросу о содержании признака структурированности

преступного сообщества (преступной организации)» весьма положительно отзываются о позиции законодателя, нежели иные авторы и дают своё заключение следующего свойства: «Законодатель, верно, выделил значимость особой общественной опасности лиц, подготавливающих или совершающих преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 210 УК РФ, используя при этом свою значимость в преступном мире» [12].

При этом возникает необходимость отметить следующие, что к возникающим проблемам при толковании ст. 210.1 УК РФ отдельные законодатели относят отсутствие ссылки на определение наличия географического положения (территориальности) преступной иерархии. В ФЗ-46 и в диспозиции ст. 210.1 УК РФ отсутствуют такие признаки, как территориальность, масштабность и обобщенность преступной иерархии. В ходе проведенного пленарного заседания Верховного Суда РФ не было дано никаких объяснений относительно того, кто же является лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии. С учётом практического опыта работы можно сделать предположение, что это - лицо, являющееся самый главным преступным авторитетом в Российской Федерации, либо это лидер крупного и влиятельного преступного сообщества, а может это авторитетный «вор в законе». Какой структурой должно обладать организованное преступное сообщество, чтобы ее организатор (лидер) мог подпадать под понятие лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии.

Если обратиться к статистическим данным, находящимся в открытом доступе, прослеживается следующая тенденция: в 2017 г. по ч.4, ст. 210 УК РФ к уголовной ответственности привлеченных нет, в 2018 г. был вынесен один приговор, за 2019 год такие данные пока отсутствуют. Приведенная статистика показывает, что лидеров и авторитетов преступных сообществ на настоящий момент как будто нет. На самом деле видно, что на практике у представителей правоохранительных органов присутствуют трудности, а порой невозможность доказать подобное лидерство, причины этого кроются в вышеприведенных проблемах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)». В п.26 настоящего документа дано разъяснение, что, решая вопрос о субъекте преступления, указанного в ч. 4 ст. 210 УК РФ, судам следует устанавливать занимаемое этим лицом положение в преступной иерархии. Никаких других разъяснений по данному направлению деятельности в этом постановлении более нет. Что такое преступная иерархия, как ее необходимо определять и как устанавливать высшее положение в ней, Пленум не уточняет. В то же время в постановлении имеется обязательная составляющая, это то, что наличие лидера в преступной иерархии может свидетельствовать только при установлении связей с экстремистскими и (или) террористическими организациями или наличие коррупционных связей.

Обоснованность использования этих функций для определения самого высшего положения в преступной иерархии весьма сомнительна. Кроме того, эти рекомендации опасны тем, что дезориентируют правоохранительные органы и создают условия

для неоправданного ужесточения уголовной ответственности. Отношения между преступниками и экстремистскими или террористическими организациями в первую очередь определяются мотивами и тенденциями преступной деятельности, присутствием и влиянием этих организаций в конкретном регионе страны, но не позицией отдельно взятого лица в преступной иерархии. Подобными преступными связями зачастую располагают обыкновенные исполнители и (или) пособники. Кроме того, коррупционные отношения могут иметь как организаторы, так и рядовые члены организованного преступного сообщества, а также участники других преступных групп, которые не являются организованными. Наличие коррупционных связей вполне могут быть и у преступников-одиночек.

Следовательно, ч. 4 ст. 210 УК РФ в полной мере сегодня не работает и только в том случае, когда ст. 210.1 УК РФ станет «рабочей», это позволит вести борьбу правоохранительных органов с преступной деятельностью преступных сообществ (организаций), что в конечном итоге не позволит впредь организаторам ОПГ уходить от уголовной ответственности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Организованная преступность / под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. - М.: Академия, 2011. - С. 4.

2. Григорьев, А.А. Организованная преступность: Сб. Проблемы, дискуссии, предложения: Круглый стол криминологической ассоциации. - М.: Академия, 2013. - С. 66.

3. Максимов, С. Организованная преступность в России: состояние и прогноз развития // Уголовное право. - 2008. - № 1. - С. 90.

4. Большой юридический словарь. - 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М., 2007. - VI. - 858 с.

5. Курс советского уголовного права: Преступлени: в 6-ти томах. Часть общая. Т. 2 / А.А. Пионтковский; Редкол.: А.А. Пионтковский, П.С. Ромашкин, В.М. Чхиквадзе. - М.: Наука, 1970. - С. 471.

6. Ответственность организаторов преступлений: учебное пособие / А.М. Царегород-цев. - Омск: Издательство Омская ВШМ МВД СССР, 1978. - С. 27.

7. Вишняков, Е.О. Субъективные признаки организационной преступной деятельности. // Право: история, теория, практика: материалы VI Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.).

8. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия организованной преступности)" // 14.02.2019 г. № - Пр-206. Москва, Кремль. - URL: http://asozd2.duma.gov.ru.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной

практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)".

10. Российская газета -17 июня 2010. - № 130.

11. Быков, В. Организация преступного сообщества (преступной организации) // Законность. - 2010. - № 2. - С. 18.

12. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. - М., 2015. -С. 554

13. Григорьев, Д.А., Морозов, В.И. Как определить лицо, занимающее высшее положение в преступной иерархии? // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2014. - № 4. - С. 50.

14. Скобликов, П.А. Уголовное право и криминология / Высшее положение в преступной иерархии: уголовный закон, его толкование и применение. - 2019. - С. 45-46.

15. Федеральный закон от 01.04.2019 N 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности».

16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)».

18. Сборник Постановлений Верховного Суда Российской Федерации: хрестоматия. -Ростов н/Д.: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Ростовский юридический институт МВД РФ, 2018. - Ч. 2. - С. 159.

19. Организованная преступность / под ред. Л.О. Гордеева. - М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.