Научная статья на тему 'МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА'

МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / TAX CULTURE / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГРАМОТНОСТЬ / LITERACY / ИНФОРМИРОВАНИЕ / INFORMATION / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / COUNSELING / НАЛОГИ / TAXES / TAX AGENCY / TAX LEGISLATURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланбекова А.З., Лабазанова Д.Б.

Целью статьи является исследование проблем повышения налоговой грамотности населения Дагестана. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней предлагаются конкретные мероприятия, которые необходимо провести в целях повышения налоговой культуры населения Дагестана, а также построения новых взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, направленных на повышение качественного их обслуживания. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности: логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также методы правового моделирования, обобщения правоприменительной практики. В заключении делается вывод о необходимости построения нового формата взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов как обязательного условия совершенствования налоговой системы РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING MEASURES OF TAX LITERACY IN DAGESTAN

The aim of the article is to study the problems of tax literacy increasing in Dagestan. Scientific novelty of the article is that it proposes specific activities aimed to improve the tax culture of the Dagestan's population, as well as build new relationships between tax authorities and taxpayers; to improve the quality of their service. When writing this article the authors uses different research methods, such as: logical, formal and legal, comparative and methods of legal modeling, synthesis enforcement. In conclusion the authors tells about the necessity of building a new format of interaction between taxpayers and tax authorities as a prerequisite for enhacement the Russian tax system.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА

УДК 67.99(2)2

МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА

Арсланбекова А.З., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, tanima22@mail. ru

Лабазанова Д.Б., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

admpr@list.ru

Целью статьи является исследование проблем повышения налоговой грамотности населения Дагестана. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней предлагаются конкретные мероприятия, которые необходимо провести в целях повышения налоговой культуры населения Дагестана, а также построения новых взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, направленных на повышение качественного их обслуживания. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности: логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также методы правового моделирования, обобщения правоприменительной практики. В заключении делается вывод о необходимости построения нового формата взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов как обязательного условия совершенствования налоговой системы РФ.

Ключевые слова: налоговая культура, налоговые органы, налоговое законодательство, грамотность, информирование, консультирование, налоги.

UDK 67.99(2)2

ENHANCING MEASURES OF TAX LITERACY IN DAGESTAN

Arslanbekova A.Z., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, tanima22@mail.ru Labazanova D.B., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, admpr@list.ru

The aim of the article is to study the problems of tax literacy increasing in Dagestan. Scientific novelty of the article is that it proposes specific activities aimed to improve the tax culture of the Dagestan's population, as well as build new relationships between tax authorities and taxpayers; to improve the quality of their service. When writing this article the authors uses different research methods, such as: logical, formal and legal, comparative and methods of legal modeling, synthesis enforcement. In conclusion the authors tells about the necessity of building a new format of interaction between taxpayers and tax authorities as a prerequisite for enhacement the Russian tax system.

Key words: tax culture, tax agency, tax legislature, literacy, information, counseling, taxes.

В современных условиях актуальной представляется целенаправленная работа по правовому воспитанию налогоплательщиков [1; 8; 10; 11]. Во многих зарубежных странах такой работе придается большое значение [3], причем в таких государствах обучение налоговому законодательству, налоговое образование и консультирование осуществляются за счет средств государственного бюджета. Кроме того, создаются специальные службы, ответственные за налоговое консультирование и его непосредственное осуществление.

Повышение налоговой грамотности и воспитание добросовестных налогоплательщиков должно стать важным направлением в работе налоговых органов. Приоритетом развития налоговых органов на современном этапе должно стать повы-

шение уровня обслуживания налогоплательщиков [4]. В этих целях следует развивать коммуникации налоговых органов с налогоплательщиками, в частности, реализовывать это направление через политику адресного информирования с учетом потребностей, возможностей и особенностей, различных групп налогоплательщиков. В частности, необходимо использовать новые методы: сеть информационных терминалов, печатные информационные материалы, выступления в СМИ. На сегодняшний день приоритетным направлением является работа по информированию малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и населения, особенно социально незащищенных групп, в том числе людей с ограниченными возможностями и пенсионеров. ФНС следует внедрять абсолютно

новые подходы по информированию налогоплательщиков - снимать видеоролики, издавать буклеты и др.

Отрадно отметить, что Управление ФНС России по Республике Дагестан проводит определенную работу в этом направлении, в частности, выпустило большим тиражом печатную продукцию (цветные буклеты, проспекты, карманные календари и листовки). Эта работа поможет населению повысить уровень налоговой культуры. Красочно иллюстрированный буклет «Налоговый навигатор по имущественным налогам», к примеру, рассказывает о порядке уплаты транспортного налога, кто является плательщиком и что - объектом налогообложения земельного налога и налога на имущество физических лиц, какие по этим налогам существуют льготы и кто имеет на них право и т.д. Вся вышеизложенная печатная продукция будет распространяться в операционных залах инспекций абсолютно на безвозмездной основе.

Налоговые органы Республики Дагестан создали свой сайт «www.r05.nalog.ru», на котором появились электронные услуги: «Личный кабинет налогоплательщика», «Узнай свою задолженность», «Заполнить платежное поручение», «Имущественные налоги: ставки и льготы» и «Анкетирование - опрос посетителей», на которых можно узнать свою задолженность, при ее наличии, свой ИНН, а также о том, какие обязательства есть по оплате имущественных налогов (земельный и транспортный), налогов на имущество с физических лиц, напрямую оплачивать налоги, а также принять участие в анонимном анкетировании, по результатам которого будет дана оценка работе каждой налоговой инспекции республики [2; 12].

Налоговым органам также необходимо реализовывать специальные проекты по информированию налогоплательщиков: проводить Дни открытых дверей, круглые столы, семинары, «горячие линии». Повышение налоговой культуры следует проводить посредством проведения различных акций, например, в крупных торговых центрах в определенные дни провести акции «Подай декларацию», «Узнай свою задолженность», «В Новый год без долгов» и др.

Налоговым органам необходимо принять меры по оказанию содействия налогоплательщикам в исполнении ими своих обязанностей. Например, развивать институт налоговых консультантов, который позволит налогоплательщикам получать квалифицированную помощь, а для налоговых органов - грамотно составленная бухгалтерская отчетность, декларации и иные документы. В период декларационной кампании студенты юридических и экономических вузов могли бы оказывать налогоплательщикам помощь в заполнении деклараций.

Среди налогоплательщиков следует проводить активную пропаганду сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности через Интернет, способствовать развитию бесконтактных способов работы с

налогоплательщиками, т. е. внедрять «электронную запись на прием» с записью через Интернет, возможность использования системы электронной очереди и др. [7] Думается, что такие меры обеспечили бы доступ граждан Дагестана к предоставлению государственных услуг в электронном виде, повысили бы налоговую культуру населения и мотивацию налогоплательщиков к уплате налогов и сборов, тем самым способствуя повышению их собираемости.

В УФНС также следует открыть сервисы, куда сможет позвонить любой налогоплательщик и получить бесплатную консультацию по интересующим вопросам [6].

Налоговым органам следует принимать меры по созданию удобных для налогоплательщика условий для уплаты налогов и сборов, в частности, реализовать принцип обслуживания «много окон -одна очередь», увеличение времени приема налогоплательщиков. Так, чтобы налогоплательщикам было удобнее оплачивать налоги и при этом они максимально экономили свое время в зданиях УФНС России по РД для удобства при оплате имущественных налогов, открыты кассы кредитных организаций для приема налоговых платежей.

Налоговым органам необходимо создавать налогоплательщику условия, включая доброжелательное к нему отношение, в этих целях развивать внутрикорпоративную культуру сервисного обслуживания, повышать коммуникативную и профессиональную компетенцию налоговых инспекторов, способствовать формированию позитивного образа налоговой службы и повышению ее престижа в глазах общественности. По сути, ФНС из фискального органа должен превратиться в службу, готовую прийти на помощь каждому налогоплательщику, предупредить возможные налоговые правонарушения.

С целью повышения налоговой грамотности населения особое внимание нужно уделять налоговому воспитанию подрастающего поколения. Так, в настоящее время Министерство образования Российской Федерации на основе специально подготовленного учебника "Введение в налогознание" проводит эксперимент по преподаванию в некоторых школах основ налоговых знаний. В рамках этого учебного курса изучаются история налогообложения, налоговое законодательство, основные права и обязанности налогоплательщиков, полномочия налоговых органов и налоговые преступления.

Работа со школьниками - это особое направление, т. к. формирование налоговой культуры, повышение финансовой грамотности и правовое воспитание следует начинать как можно раньше [9]. В этом направлении в махачкалинских школах стали традиционными Дни налоговых знаний. В рамках этого проекта сотрудники налоговых органов Республики Дагестан проводят открытые уроки в школах, целью которых является формиро-

А.З. АРСЛАНБЕКОВА, ДБ. ЛАБАЗАНОВА

вание у учащихся представления о налогах и воспитание грамотного, отвечающего за свои решения гражданина. В целях налогового воспитания школьников для старшеклассников можно было бы выпустить познавательные журналы «Поговорим о налогах», «Мир налогов» и др.

В повышении уровня налоговой культуры налогоплательщиков и их воспитания большое значение отводится телевидению. Через средства массовой информации должна осуществляться пропаганда в целях налогового воспитания населения, профилактики налоговых правонарушений и преступлений, формирования у общественности нега-

тивного отношения к недобросовестным налогоплательщикам. Как показывает практика, наиболее эффективными являются телепередачи, подготовленные с непосредственным участием специалистов по борьбе с налоговыми преступлениями. Большую роль в формировании правосознания и налоговой культуры играет социальная реклама.

Думается, что реализация всех перечисленных выше мероприятий должна способствовать построению новых взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов и правовому воспитанию населения Дагестана.

Литература

1. Арсланбекова А.З., АмировМ.З. Проблемы повышения налоговой культуры населения Дагестана // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 2.

2. Богатырев О.Г., Чекунов М.В. Единый контакт-центр: обслуживание на качественно новом уровне // Налоговая политика и практика. 2012. № 1.

3. Васильева М.В., Надточий Е.В. Зарубежный опыт организации сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогового контроля // Финансы и кредит. 2010. № 4.

4. Вольвач Д.В. и Голишевский В.И. Новый формат взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов // Налоговая политика и практика. 2012. № 3.

5. Гончаренко Л.И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. 2009. № 11.

6. Гончарова Н.Н. Как организована работа по бесплатному информированию налогоплательщиков // Российский налоговый курьер. 2012. № 23.

7. Интернет-интервью с начальником Управления по работе с налогоплательщиками Федеральной налоговой службы Матвеевой Татьяной Владимировной на тему: «Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками» от 24 сентября 2012 г. // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/action/interview/421540

8. Леонова Е.Д. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России // Налоги и налогообложение. 2008. № 9.

9. Мельникова Н.С. С налогами на «ты», или готовим грамотных налогоплательщиков // Российский налоговый курьер. 2010. № 21.

10. Налоговую культуру — в массы. Материалы из 7 Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации // Налоговая политика и практика. 2012. № 4.

11. Садчиков М.Н. Правовая культура в сфере налогообложения как обязательное условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогообязанными лицами // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. 2 (20).

12. Филипук И.Ф. Взаимодействие — без бумаги, без контактов // Налоговая политика и практика. 2012. № 5.

References

1. Arslanbekova A.Z., AmirovМ.2. Problemi povicheniya nalogovoy kulturi naseleniya Dagestana // Law herald of Dagestan State University. 2014. № 2.

2. Bogatirov O.G., ChekunovMV. Ediniy kontakt-centr: оbslujivanie na kachestvenno novom urovne // Nalogovaya politika i praktika. 2012. № 1.

3. VasilevaМ.К, Nadtochiy E.V. Zarubejniy opit organizacii sotrudnichestva nalogoplatelshikov i nalo-govikh organov v svete nalogovogo kontrolya // Finansi i kredit. 2010. № 4.

4. Volvach D.V. и Golichevskiy V.I. Noviy format vzaimodeystviya nalogoplatelchikov i nalogovih organov // Nalogovay politika i praktika. 2012. № 3.

5. Goncharenko L. I. О novoy discipline: sovremennie tendencii v formirovanii nalogovoy kulturi // Na-logi i nalogooblojenie. 2009. № 11.

6. Goncharova N. N. ^k organizovana rabota po besplatnomu informirovaniu nalogoplatelshikov // Rossiyskiy nalogoviy courier. 2012. № 23.

7. Internet-interwiu s nachalnikom Upravleniya po rabote s nalogoplatelshikami Federalnoy nalogovoy slujbi Matveevoy Tatynoy Vladimirovnoy na temu: «Аktualnie problemi elektronogo vzaimodeystviya nalogo-vikh organov s nalogoplatelshikami» оt 24 sentyabrya 2012 g. // GARANT.RU: http://www.garant.ru/action/interview/421540

8. Leonova Е.D. Nalogovaya kultura kak vajneyshiy element sovershenstvovaniay nalogovoy sistemi Rossii // Nalogi i nalogooblojenie. 2008. № 9.

9. Меlnikova N.S. S nalogami na «ti», ili gotovim gramotnikh nalogoplatelchikov // Rossiyskiy nalogoviy courier. 2010. № 21.

10. Nalogovuy kulturu — v massi. Materiali iz 7 Upravleniya FNS Rossii po subektam Rossiyskoy Fede-rasii // Nalogovay politika i praktika. 2012. № 4.

11. Sadchikov М.N. Pravovaya kultura v svete nalogooblojeniya kak obyazatelnoe uslovie effektivnogo vzaimodeystviya mezhdu nalogovimi organami i nalogoobyazannimi licami // Vestnik Permskogo universiteta. Uridicheskie nauki. 2013. 2 (20)

12. Filipuk I.F. Vzaimodeystvie — bez bumagi, bez kontaktov // Nalogovay politika i praktika. 2012.

№ 5.

Поступила в редакцию 16 января 2015 г.

Received 16 January 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.