Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в процессе осуществления налогового контроля'

Проблемы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в процессе осуществления налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
580
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX CONTROL / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX AUTHORITIES / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / TAX INSPECTIONS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / INTERACTION OF TAX AND LAW ENFORCEMENT BODIES / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасаналиев А.Ш., Магомедова К.М.

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в процессе осуществления налогового контроля. Актуальность темы вызвана недостаточной практической и теоретической разработанностью механизма взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по предупреждению налоговых правонарушений и преступлений. В статье изучаются особенности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в РФ, а также разрабатываются и обосновываются предложения, которые призваны способствовать повышению эффективности форм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при осуществлении налогового контроля. В заключение делается вывод, что проблемы организации взаимодействия между правоохранительными и налоговыми органами при выявлении налоговых правонарушений требуют дальнейшего изучения и законодательной регламентации, т. к. обеспечение соблюдения налогового законодательства зависит от эффективного взаимодействия соответствующих органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гасаналиев А.Ш., Магомедова К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of tax and law enforcement bodies interaction in the process of tax control

The article discusses the problems of interaction between tax and law enforcement agencies in the process of tax control. The relevance of the topic is caused by the lack of practical and theoretical elaboration of the mechanism of interaction between tax and law enforcement agencies in preventing tax violations and crimes. The article explores the specifics of interaction between tax and law enforcement agencies in the Russian Federation, and develops and justifies proposals that are designed to improve the effectiveness of forms of interaction between tax and law enforcement agencies in the implementation of tax control. In conclusion, it is stated that the problems of organizing interaction between law enforcement and tax authorities in the detection of tax offenses require further study and legislative regulation, since the enforcement of tax legislation depends on the effective interaction of the relevant bodies.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в процессе осуществления налогового контроля»

УДК 35.745:343.359

DOI: 10.21779/2500-1930- 2018-33-2-96-101 А.Ш. Гасаналиев, K.M. Магомедова

Проблемы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в процессе

осуществления налогового контроля

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; admpr@list.ru

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в процессе осуществления налогового контроля. Актуальность темы вызвана недостаточной практической и теоретической разработанностью механизма взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по предупреждению налоговых правонарушений и преступлений.

В статье изучаются особенности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в РФ, а также разрабатываются и обосновываются предложения, которые призваны способствовать повышению эффективности форм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при осуществлении налогового контроля.

В заключение делается вывод, что проблемы организации взаимодействия между правоохранительными и налоговыми органами при выявлении налоговых правонарушений требуют дальнейшего изучения и законодательной регламентации, т. к. обеспечение соблюдения налогового законодательства зависит от эффективного взаимодействия соответствующих органов.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, правоохранительные органы, налоговые проверки, взаимодействие налоговых и правоохранительных органов, органы внутренних дел.

В настоящее время в РФ значительно увеличилось количество налоговых преступлений, что создаёт заметную угрозу экономической безопасности государства, которая выражается в проникновении коррупции и воздействии криминальных элементов на осуществление деятельности кредитными и другими финансовыми организациями. При этом следует отметить, что налоговые преступления отличаются высокой латент-ностью. Основной причиной скрытого характера налоговых преступлений, по мнению большинства учёных-юристов, является отсутствие потерпевших лиц, т. к. ущерб при нарушении налогового законодательства причиняется государству. Поэтому государство должно быть заинтересовано в привлечении виновных к ответственности путем организации эффективного взаимодействия правоохранительных и налоговых органов в борьбе с налоговыми преступлениями.

К данной проблеме довольно часто обращаются в научной юридической литературе [1, 2], однако она не получила своего разрешения.

В РФ взаимодействие налоговых и правоохранительных органов вызвано необходимостью обеспечения соблюдения налогового законодательства экономической безопасности государства. Особенностью взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при выявлении налоговых преступлений является довольно широкий круг субъектов - это Генеральная прокуратура РФ, Министерство внутренних дел РФ,

Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Центральный банк РФ. Все перечисленные органы взаимодействуют между собой посредством передачи информации и проведения координационных совещаний.

Довольно результативным является взаимодействие налоговых органов с Федеральной службой по финансовому мониторингу, которая с июня 2002 г. является членом Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».

Большое значение в борьбе с налоговыми преступлениями имеет взаимодействие между Прокуратурой РФ и ФНС РФ. Такое взаимодействие заключается в проведении заседаний и совещаний комиссий по легализации заработных средств и недопущению нарушений налогового законодательства в будущем.

Анализ практики показывает, что результативным является взаимодействие между Следственным комитетом РФ и ФНС РФ, т. к. дела о налоговых преступлениях находятся в подследственности этого ведомства. При этом Следственный комитет РФ занимается обобщением накопленного опыта работы по выявлению налоговых преступлений, разрабатывая методические рекомендации по их раскрытию и расследованию.

Проведя анализ деятельности этих органов, можно отметить, что особенно тесно взаимодействуют по выявлению налоговых преступлений ФНС РФ и МВД РФ [3, 4]. Их взаимодействие регламентировано нормативно-правовыми актами обоих ведомств, при этом основными формами сотрудничества являются:

- проведение совместных проверок по выявлению уклонений от уплаты налогов и сборов;

- обмен оперативной информацией, полученной при проведении налоговых проверок;

- оказание налоговым органам помощи в изъятии документов;

- обеспечение безопасности сотрудников налоговых органов при проведении налоговых проверок;

- разработка совместных методических рекомендаций по выявлению налоговых преступлений;

- проведение совместных совещаний, координационных советов.

ОВД оказывают практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, принимая меры по привлечению к ответственности лиц, которые препятствуют этому.

Приказ МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [5] регламентировал условия и порядок проведения совместных выездных проверок налогоплательщиков ОВД и налоговыми органами, а также межведомственного обмена информацией о налоговых правонарушениях.

ОВД передают материалы налоговым органам в соответствии с Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия решения [6].

Объективными причинами для пресечения налоговых правонарушений и усиления взаимодействия налоговых и правоохранительных органов являются:

- наличие общих целей и задач в обеспечении законности в экономической сфере государства;

- необходимость в комплексном подходе к сбору, анализу и оценке информации о криминогенной обстановке в налоговой сфере, т. к. эти органы не обладают ею в достаточном объеме в связи с определенными причинами;

- возможность эффективного использования оперативно-розыскных сил, средств и методов ОВД в борьбе с налоговыми преступлениями.

В 2009 г. МВД РФ совместно с ФНС РФ издал Приказ от 30.06.2009 № ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [7]. В Приложении к данному Приказу содержится форма запроса об участии ОВД в выездной налоговой проверке.

Для обеспечения качественного и полного сбора доказательств по налоговым правонарушениям по запросу налоговых органов ОВД участвуют в проводимых выездных проверках в случаях:

- обнаружения обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС, акциза;

- выявления схем уклонения от уплаты налогов и сборов, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ или если при вынесении налоговым органом решения о проведении выездной проверки налогоплательщик принимает меры, которые направлены на уклонение от налогового контроля, например, изменение адреса организации, изменение состава учредителей или руководителей организации, проведение реорганизации, ликвидации организации и т. д.;

- обнаружения налоговыми органами при проведении налоговой проверки наличия в последовательности приобретения товаров фирм-однодневок, используемых в целях уклонения от уплаты налогов и зарегистрированных на номинальных учредителей или по потерянным паспортам и пр.

Следует также отметить, что ст. 37 НК РФ закрепляет ответственность ОВД, следственных органов и их должностных лиц за убытки, которые причиняются налогоплательщикам и налоговым агентам в результате неправомерных действий (решений) или бездействия при исполнении ими своих служебных обязанностей. Так, должностные лица ОВД могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

Таким образом, взаимодействие налоговых и правоохранительных органов осуществляется на различных уровнях. На уровне федеральных налоговых и правоохранительных органов такое взаимодействие заключается в нормотворчестве. На уровне территориальных органов взаимодействие - в правоприменительной деятельности.

Полагаем, что взаимодействие налоговых и правоохранительных органов должно заключаться:

- в принятии совместных нормативных актов по вопросам, отнесенным к их ведению;

- в реализации механизма осуществления юридических процедур, планировании и проведении совместных мероприятий, направленных на решение общих задач;

- в методологическом взаимодействии по основным направлениям деятельности;

- в координации усилий по выявлению, пресечению и предотвращению налоговых, таможенных, валютных правонарушений;

- в информационном взаимодействии, предоставлении конфиденциальных сведений по интересующим стороны вопросам;

- в проведении совместных совещаний и научно-практических семинаров, в т. ч. с субъектами внешнеэкономической деятельности, направленных на развитие внешней торговли.

Целью проведения перечисленных мероприятий является своевременная уплата налогов и сборов, таможенных платежей, а также повышение эффективности выполнения налоговой обязанности.

Однако предпринимаемые меры по повышению эффективности механизма взаимодействия нельзя признать совершенными. Анализ действующего законодательства, закрепляющего компетенцию налоговых и правоохранительных органов в сфере борьбы с налоговыми преступлениями, позволяет сделать вывод, что в нормативных правовых актах неполно разработаны вопросы взаимодействия, отсутствуют механизмы согласованности правовых норм, не решены вопросы о руководителях совместных групп, а также их ответственности, что негативно сказывается на совместной работе правоохранительных и налоговых органов [8].

Предупреждение налоговых правонарушений требует четкого разграничения полномочий налоговых органов и ОВД при проведении совместных мероприятий процессуального и оперативно-розыскного характера, направленных на выявление, раскрытие и предупреждение налоговых правонарушений.

С целью обеспечения взаимодействия между правоохранительными и налоговыми органами по выявлению и предупреждению нарушений налогового законодательства необходимо создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности между территориальными ОВД, таможенными и налоговыми органами.

Необходимо принимать меры по повышению квалификации сотрудников налоговых органов, обеспечивая высокий уровень знаний налогового законодательства, а также привлекать сотрудников ОВД для участия в мероприятиях по предупреждению и пресечения налоговых преступлений.

Для обеспечения эффективного предупреждения налоговых преступлений необходимо применять меры по стимулированию работников правоохранительных органов, которые имеют высокие показатели служебной деятельности [9].

Эффективность борьбы с налоговыми правонарушениями зависит также от четкого регулирования полномочий руководителей налоговых и правоохранительных органов по организации взаимодействия при проведении оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Для достижения совместных целей налоговых и правоохранительных органов необходимы профессиональные навыки и умения, а также оперативность, качественное и тесное взаимодействие в работе.

Подводя итог, можно сделать вывод, что проблемы организации взаимодействия между правоохранительными и налоговыми органами при выявлении налоговых преступлений требуют дальнейшего изучения и законодательной регламентации, т. к. обеспечение соблюдения налогового законодательства зависит от эффективного взаимодействия соответствующих органов [10].

Литература

1. Круглое В.А. Организация взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел в охране общественного порядка и общественной безопасности // Со-

вершенствование административно-правовой деятельности ОВД. Труды Академии МВД России. - М., 1994.

2. Бурдин К.И. Социологические и организационно-правовые аспекты взаимодействия руководителя органа внутренних дел с общественными объединениями сотрудников: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Академия МВД РФ. - М., 1997.

3. Максимова Л. Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - № 1.

4. УсковаА.С. О полномочиях органов внутренних дел в налоговой сфере // Налоги. - 2013. - № 4.

5. Российская газета. - 2004. - № 46. - 6 марта.

6. Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г. "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" // Российская газета. - 2009. - № 173. - 16 сентября.

7. Российская газета. - 2009. - № 173. - 16 сентября.

8. Кобзарь-Фролова М.Н. Правовые проблемы взаимодействия налоговых органов и органов МВД по предупреждению налоговой деликатности // Финансовое право. -2010. - № 1.

9. Столяренко В.М., Никитин А.Н. Правовое регулирование правоохранительной деятельности полиции в сфере экономики // Финансовое право. - 2012. - № 2.

10. Лихачёва Д.А., Касевич Е.В. Вопросы взаимодействия правоохранительных и налоговых органов // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки: [электр. сб. ст. по мат. XL Межд. студ. науч.-практ. конф.] № 11 (40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40). pdf (дата обращения: 18.01.2018).

Literatura

1. Kruglov V.A. Organizaciya vzaimodej stviya slujb i podrazdeleniy organov vnutrennih del v ohrane obshestvennogo poryadka i obshestvennoy bezopasnosti // Sovershenstvovanie administrativno-pravovoy deyatel'nosti OVD: Trudy Akademii MVD Rossii. M., 1994.

2. Burdin K.I. Sociologicheskie i organizacionno-pravovye aspekti vzaimodeystviya rukovoditelya organa vnutrennih del s obshestvennymi obedineniyami sotrudnikov. Avtoref. dis .... kand. jur. nauk. Akademiya MVD RF. M., 1997.

3. Maksimova L. Vzaimodeystvie organov vnutrennih del i nalogovyh organov // Bju-dzhetnye organizacii: buhgalterskiy uchet i nalogooblojenie. 2014. № 1.

4. Uskova A.S. O polnomochiyah organov vnutrennih del v nalogovoy sfere // Nalogi. 2013. № 4.

5. Rossiyskaya gazeta. № 46. 06.03.2004.

6. Prikaz MVD Rossii № 495, FNS Rossii N MM-7-2-347 ot 30.06.2009 g. "Ob utver-jdenii poryadka vzaimodeystviya organov vnutrennih del i nalogovyh organov po preduprezhdeniyu, viyavleniyu i presecheniyu nalogovih pravonarusheniy i prestupleniy" // Rossijskaja gazeta. № 173. 16.09.2009.

7. Rossiyskaya gazeta. № 173. 16.09.2009.

8. Kobzar'-Frolova M.N. Pravovie problemy vzaimodejstviya nalogovih organov i organov MVD po preduprezhdeniyu nalogovoy deliktnosti // Finansovoe pravo. 2010. № 1.

9. Stolyarenko V.M., Nikitin A.N. Pravovoe regulirovanie pravoohranitel'noy deyatel'nosti policii v sfere ekonomiki // Finansovoe pravo. 2012. № 2.

10. Lihachova D.A., Kasevich E.V. Voprosi vzaimodeystviya pravoohranitel'nyh i nal-ogovih organov // Molodezhnyy nauchnyy forum: Obshhestvennye i ekonomicheskie nauki: elektr. sb. st. po mat. XL mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 11 (40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11 (40).pdf (data obrasheniya: 18.01.2018).

Поступила в редакцию 19 января 2018 г.

UDC 35.745:343.359

DOI: 10.21779/2500-1930- 2018-33-2-96-101

Problems of tax and law enforcement bodies interaction in the process of tax control

A.Sh. Gasanaliev, K.M. Magomedova

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; ad-mpr@list.ru

The article discusses the problems of interaction between tax and law enforcement agencies in the process of tax control. The relevance of the topic is caused by the lack of practical and theoretical elaboration of the mechanism of interaction between tax and law enforcement agencies in preventing tax violations and crimes. The article explores the specifics of interaction between tax and law enforcement agencies in the Russian Federation, and develops and justifies proposals that are designed to improve the effectiveness of forms of interaction between tax and law enforcement agencies in the implementation of tax control.

In conclusion, it is stated that the problems of organizing interaction between law enforcement and tax authorities in the detection of tax offenses require further study and legislative regulation, since the enforcement of tax legislation depends on the effective interaction of the relevant bodies.

Keywords: tax control, tax authorities, law enforcement agencies, tax inspections, interaction of tax and law enforcement bodies, internal affairs bodies.

Received 19 January, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.