Научная статья на тему 'Региональные особенности повышения уровня налоговой культуры'

Региональные особенности повышения уровня налоговой культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1537
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / НАЛОГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАЛОГОВЫЕ СЛУЖАЩИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / TAX CULTURE / TAX BEHAVIOR / TAX OFFICERS / TAXPAYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богославец Татьяна Николаевна

Рассмотрены мероприятия по повышению налоговой культуры налогоплательщиков и налоговых служащих. Дано определение налоговой культуры. Перечислены причины низкой налоговой культуры. Анализируются мероприятия, повышающие налоговую культуру на уровне институциональных реформ: административной, бюджетной, муниципальной, реформы государственной службы. В качестве основного фактора формирования налоговой культуры рассматривается наличие в государстве гражданского общества. Субъекты налоговых отношений налогоплательщики и налоговые органы рассматриваются как две стороны властно-правовых отношений, определяющие уровень налоговой культуры государства. Приводятся задачи Российского союза налогоплательщиков. Рассматривается проблема налогового консалтинга в общем объеме консультационных услуг в России. Анализируются проблемы налогового воспитания российских граждан. Утверждается необходимость прививать налоговую культуру в период становления личности. Исследуется взаимодействие налоговых органов с общеобразовательными учреждениями в качестве необходимого направления в информационно-разъяснительной работе. Приводится опыт работы налоговых органов с учащимися образовательных заведений на примере Омской и Кировской областей. Рассматривается реализация проекта налогового просвещения детей: создание учебных пособий и выпуск журналов по налоговой тематике. Анализируется необходимость повышения профессионализма и мотивации работников налоговых служб, разработка и внедрение стандартов обслуживания налогоплательщиков, административные регламенты и механизмы противодействия коррупции. Современная налоговая инспекция рассматривается как аналитический центр по переработке налоговой информации. Приводятся мероприятия по изменению налогового поведения налогоплательщиков Омской области. Предлагаемый комплекс мероприятий по повышению уровня налоговой культуры наряду с экономическим даст социальный эффект, формируя положительный образ налоговых органов, повышая налоговую дисциплину и правовую грамотность, а также качество жизни населения в регионе. Рассматривается необходимость создания такого общественного мнения, когда уплата налогов воспринимается как почетная обязанность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богославец Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional peculiarities of raising the tax culture level

The article describes activities to improve the tax culture of taxpayers and tax officials. There is given the definition of tax culture. The author lists the reasons for low tax culture. The article analyzes the activities that improve the tax culture at the level of institutional reforms: administrative, budgetary, municipal, public service reform. The main factor of formation of tax culture is the presence in the state of civil society. The subjects of tax relations the taxpayers and the tax authorities are seen as two sides of the power-law relations that determine the level of tax culture of the state. The article describes the tasks of the Russian Union of taxpayers and addresses the problem of tax consulting in Russia. The article analyzes the problems of tax education of Russian citizens. The author talks about the need to instill the tax culture in the period of formation of the personality. This article examines the interaction of tax authorities with educational institutions as a necessary direction in the advocacy process. The author shows the experience of the tax authorities with students of educational institutions on the example of Omsk and Kirov regions. The article discusses the implementation of the project of the tax education of children: creating manuals and journals on tax topics. The author analyzes the necessity of improving the professionalism and motivation of employees of tax authorities, development and implementation of standards of service of taxpayers, administrative regulations and mechanisms for combating corruption. Modern tax inspectorate is seen as analytical center for processing tax information. The article provides actions to change the tax behavior of taxpayers in the Omsk region. The proposed set of measures to improve the level of tax culture along with economic culture will give the social effect of forming a positive image of the tax authorities, improving fiscal discipline and legal literacy, and the quality of life of the population in the region. The article also discusses the need to create such public opinion, when payment of taxes is perceived as an honorable duty.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности повышения уровня налоговой культуры»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРОЙ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 4. С. 185-190. УДК 338.22

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ1

REGIONAL PECULIARITIES OF RAISING THE TAX CULTURE LEVEL

Т.Н. Богославец T.N. Bogoslavets

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Omsk State University n.a. F.M. Dostoyevskiy

Статья поступила в редакцию 29 мая 2015 г.

Рассмотрены мероприятия по повышению налоговой культуры налогоплательщиков и налоговых служащих. Дано определение налоговой культуры. Перечислены причины низкой налоговой культуры. Анализируются мероприятия, повышающие налоговую культуру на уровне институциональных реформ: административной, бюджетной, муниципальной, реформы государственной службы.

В качестве основного фактора формирования налоговой культуры рассматривается наличие в государстве гражданского общества. Субъекты налоговых отношений - налогоплательщики и налоговые органы - рассматриваются как две стороны властно-правовых отношений, определяющие уровень налоговой культуры государства. Приводятся задачи Российского союза налогоплательщиков. Рассматривается проблема налогового консалтинга в общем объеме консультационных услуг в России.

Анализируются проблемы налогового воспитания российских граждан. Утверждается необходимость прививать налоговую культуру в период становления личности. Исследуется взаимодействие налоговых органов с общеобразовательными учреждениями в качестве необходимого направления в информационно-разъяснительной работе. Приводится опыт работы налоговых органов с учащимися образовательных заведений на примере Омской и Кировской областей. Рассматривается реализация проекта налогового просвещения детей: создание учебных пособий и выпуск журналов по налоговой тематике.

Анализируется необходимость повышения профессионализма и мотивации работников налоговых служб, разработка и внедрение стандартов обслуживания налогоплательщиков, административные регламенты и механизмы противодействия коррупции. Современная налоговая инспекция рассматривается как аналитический центр по переработке налоговой информации. Приводятся мероприятия по изменению налогового поведения налогоплательщиков Омской области. Предлагаемый комплекс мероприятий по повышению уровня налоговой культуры наряду с экономическим даст социальный эффект, формируя положительный образ налоговых органов, повышая налоговую дисциплину и правовую грамотность, а также качество жизни населения в регионе. Рассматривается необходимость создания такого общественного мнения, когда уплата налогов воспринимается как почетная обязанность.

The article describes activities to improve the tax culture of taxpayers and tax officials. There is given the definition of tax culture. The author lists the reasons for low tax culture. The article analyzes the activities that improve the tax culture at the level of institutional reforms: administrative, budgetary, municipal, public service reform.

The main factor of formation of tax culture is the presence in the state of civil society. The subjects of tax relations - the taxpayers and the tax authorities are seen as two sides of the power-law relations that determine the level of tax culture of the state. The article describes the tasks of the Russian Union of taxpayers and addresses the problem of tax consulting in Russia.

The article analyzes the problems of tax education of Russian citizens. The author talks about the need to instill the tax culture in the period of formation of the personality. This article examines the interaction of tax authorities with educational institutions as a necessary direction in the advocacy process. The author shows the experience of the tax authorities with students of educational institutions on the example of Omsk and Kirov regions. The article discusses the implementation of the project of the tax education of children: creating manuals and journals on tax topics.

The author analyzes the necessity of improving the professionalism and motivation of employees of tax authorities, development and implementation of standards of service of taxpayers, administrative regulations and mechanisms for combating corruption. Modern tax inspectorate is seen as analytical center for processing tax information. The article provides actions to change the tax behavior of taxpayers in the Omsk region. The proposed set of measures to improve the level of tax culture along with economic culture will give the social effect of forming a positive image of the tax authorities, improving fiscal discipline and legal literacy, and the quality of life of the population in the region. The article also discusses the need to create such public opinion, when payment of taxes is perceived as an honorable duty.

Ключевые слова: налоговая культура, налоговое поведение, налоговые служащие, налогоплательщики.

Key words: tax culture, tax behavior, tax officers, taxpayers.

1 Работа проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-12-55003.

© Т.Н. Богославец, 2015

Введение. Налоговая культура, являясь частью национальной культуры, связана с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Это система ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений. Каждый субъект в сфере налоговых отношений имеет собственный определенный уровень налоговой культуры, совокупность которых образует общий (национальный) уровень. Актуальность исследования определяется низким уровнем налоговой культуры, и причин тому несколько:

• отсутствие основ налоговой грамотности среди населения;

• высокая налоговая нагрузка, подрывающая заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности, и как следствие, уклонение от уплаты налогов;

• высокая степень коррупции;

• недоверие населения к проводимой государством налоговой политике;

• проблема взаимной социальной ответственности гражданина, бизнеса и государства;

• непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров.

Целью исследования является разработка мероприятий по повышению налоговой культуры в России, включающая не только процесс совершенствования элементов существующей налоговой системы: законодательства, администрирования, технологического и информационного обеспечения, - но и проведение институциональных реформ: административной, бюджетной, муниципальной, реформы государственной службы.

Обзор литературы. Современные тенденции в формировании налоговой культуры рассматривают Л.И. Гончаренко и Н.И. Острова [1]. Налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения в России исследует в своей диссертации А.О. Гребенчук [2]. Формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического восприятия учреждений дополнительного образования анализирует в диссертационном исследовании А.А. Махони-на [3]. Л.Н. Мирошниченко [4] изучает налоговые обязательства как одну из функций культуры общества. Рассматривая вопросы социальной культуры, автор предлагает методы формирования налоговой культуры членов общества с детского возраста. Используя экономико-математические методы, В.И. Цуриков [5] и В.В. Денисенко предлагают модели поведения

налогоплательщика с учетом уровня налоговой культуры общества. М.О. Акобджанова [6] рассматривает криминалистическую характеристику налоговой преступности. П.А. Захарьин [7] исследует налоговую культуру и этику с позиций экономической социологии.

Гипотезы и методы исследования. Необходимо теоретическое осмысление проблемы формирования налоговой культуры, разработка целостного представления о структуре и функциях налоговой культуры, динамике формирования в единстве всех компонентов, определение системы методов, средств и форм, обеспечивающих повышение уровня налоговой культуры. Следует совершенствовать демократические институты, способные восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, в частности, необходимо создание гражданского общества.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования высокой налоговой культуры является наличие в государстве гражданского общества. А.М. Киселева рассматривает его в широком и узком смысле: «Гражданское общество в широком смысле слова -это народ, которому согласно основному закону государства принадлежит власть и который реализует властные полномочия через выборы в органы власти любого уровня. Гражданское общество в узком смысле слова - это сообщество, которое реализует формы непосредственной демократии, защищая собственные интересы и решая проблемы на местах» [8]. С точки зрения налогообложения, гражданское общество - это сообщество налогоплательщиков, которое, выбирая органы власти, способно защищать собственные интересы. Формирование высокой налоговой культуры невозможно без подобной формы самоорганизации налогоплательщиков, поскольку такие формы способны эффективно влиять на проводимую налоговую политику государства. «Гражданское общество представляет собой высшую форму самоорганизации индивидов и их политической самореализации. И поэтому должно быть обусловлено эффективным социально-экономическим, политическим развитием государства, ростом благосостояния, культуры и самосознания народа» [8]. Требования по проведению в государстве эффективной социальной, экономической, налоговой политики способны выдвинуть представители гражданского общества, и к этим требованиям представители власти не имеют права не прислушаться, поскольку рискуют потерять свои властные полномочия.

Налоговые органы и налогоплательщики -две стороны властно-правовых отношений. В выстраивании этих отношений большую роль должна играть целостная система общественного контроля как показатель существования гражданского общества. Одним из элементов системы является Российский союз налогоплательщиков, председателем которого является А.П. Трошин. Союз существует уже более 10 лет. Это представитель многомиллионной армии налогоплательщиков России. Одним из главных направлений деятельности Союза, считает А.П. Трошин, является «практика независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств» [9]. В России отсутствуют институты, занимающиеся проблемами совершенствования национальной налоговой системы. Процессы, происходящие в налоговой системе, являются бессистемными, отрицательно влияя на инвестиционный климат в стране. Задачами Российского союза налогоплательщиков являются:

1) участие в процессе совершенствования налогового законодательства;

2) оценка целесообразности принимаемых мер в налогообложении;

3) защита прав добросовестных налогоплательщиков;

4) оказание научно-методической помощи налогоплательщикам;

5) содействие развитию системы налогового консультирования;

6) внедрение в практику электронных сервисов и услуг, предоставляемых Федеральной налоговой службой.

Современное понимание гражданского общества представляет его в виде коммуникационного процесса между государством и налогоплательщиком. Взаимоотношения выражаются в трех формах: информационной, нормативно-ценностной и функциональной. Практика показывает, что наиболее эффективными по информационному воздействию являются телепередачи, подготовленные с непосредственным участием специалистов по борьбе с налоговыми преступлениями. Для формирования налоговой культуры и правосознания достаточно эффективна социальная реклама. Система целенаправленного просвещения, образования в налоговой сфере отсутствует. В основном имеет место агитационная работа в периоды перед окончанием сроков подачи налоговых деклараций. Чтобы разъяснить человеку все интересующие его вопросы, требуется, во-первых, время, а во-вторых - индивидуальный подход к каждому. Все люди имеют разное образование, уровень дохода, возраст. Их информиро-

ванность о налогах, правосознание и уровень ответственности в основном находятся в прямой зависимости от этих факторов. Обеспеченных людей, разбирающихся в налогообложении, почти в полтора раза больше, чем малообеспеченных. Соответственно, разъяснения, которые будут понятны человеку с высшим образованием, не прояснят ситуации для того, кто имеет школьное образование. Исходя из этого, к каждому нужно подбирать свой подход. Классифицировать налогоплательщиков по определённому признаку, делить их на группы и вести с каждой группой свою работу -чрезвычайно сложно, но это дает наилучшие результаты. Вопросы просвещения населения в области налогообложения - это проблема чрезвычайно актуальная, однако при этом важно не только повышать уровень информированности общества по вопросам налогообложения, но и прививать гражданам ответственность за своё финансовое поведение.

Существуют практические проблемы реализации целей налогового воспитания российских граждан. Более половины населения России не обладает необходимым и достаточным объёмом знаний в области налогообложения. Просветительская работа с налогоплательщиками в России практически не ведется, тогда как во многих развитых странах, где налоговая культура находится на высоком уровне, целенаправленная работа по правовому воспитанию налогоплательщиков проводится широкомасштабно и на достаточно высоком уровне. Создаются службы, ответственные за налоговое консультирование и его непосредственное осуществление и обучение налоговому законодательству, налоговое просвещение и консультирование осуществляются за счёт государственного бюджета.

В России доля налогового консалтинга в общем объеме консультационных услуг составляет менее 20 %. Палатой налоговых консультантов Российской Федерации аттестованы не многим более 5 000 налоговых консультантов, тогда как, например, в Германии на одного штатного работника налоговой службы приходится три негосударственного консультанта.

Воспитание добропорядочного ответственного налогоплательщика - это длительный и сложный процесс. Не показывая налогоплательщику примеров чёткого и правильного применения налогового законодательства, повысить налоговую культуру невозможно. Осознанная привычка платить налоги, как, впрочем, и любая другая привычка, формируется с детства. Очень важно, чтобы новое налоговое сознание, само видение процесса налого-

обложения, соответствующее потребностям общества, сформировалось у молодёжи, поскольку данные социологических исследований показывают, что на сегодняшний день наиболее законопослушными налогоплательщиками в первую очередь являются граждане пенсионного и предпенсионного возраста. Начинать прививать налоговую культуру человеку нужно в период становления самой личности. Именно старший подростковый возраст, как правило, характеризуется процессом интенсивного социального развития. В этот период и закладываются предпосылки понимания культуры как таковой, её принятия, согласия с ней. Все учебные программы многоуровневой системы образования должны содержать элементы налоговой культуры, поскольку наибольшее количество знаний человек обретает именно в детстве, а наиболее прочные взгляды формируются в школе.

Взаимодействие с общеобразовательными учреждениями является новым направлением в информационно-разъяснительной работе налоговых органов. Занятия призваны помочь школьникам обрести налоговую грамотность, заложить основу формирования налоговой культуры подрастающего поколения, научить ответственно относиться к налогам в будущем, а также приобрести навыки разумного поведения в мире налогообложения. Такие мероприятия проводятся повсеместно в России. Например, в первые недели сентября 2012 г. в учебных заведениях г. Омска были проведены мероприятия, направленные на повышение налоговой культуры молодежи. Налоговые служащие Омской области приняли активное участие в этой просветительской работе. В омской школе № 62 совместно с Центром поддержи предпринимательства специалисты ИФНС № 2 по Центральному АО г. Омска провели лекцию о налогах для старшеклассников. Школьникам рассказывали о действующих налогах, онлайн-сервисах Федеральной налоговой службы, продемонстрировали возможности пользования «личным кабинетом» налогоплательщика. Подобные мероприятия помогают формировать позитивное отношение к налоговой службе, прививать налоговую культуру со школьной скамьи, способствуют воспитанию законопослушных и добросовестных налогоплательщиков.

Интересен план мероприятий повышения уровня налоговой культуры в Кировской области. Были проведены уроки налоговой грамотности для старшеклассников, конкурс рисунков «Мир налогов глазами детей», конкурс сочинений «Если бы я был начальником налоговой инспекции», викторины на налоговую

тематику и экскурсии в межрайонную налоговую инспекцию для знакомства с работой ее сотрудников. Для заинтересованности школьников было предусмотрено вознаграждение участников викторины и конкурсов дипломами и подарками.

На уровне государства специалистами Федеральной налоговой службы и Министерства образования России в целях реализации проекта налогового просвещения детей разработано учебное пособие «Зачем нужны налоги», которое предназначено для учащихся младших классов [10]. Это издание было одобрено Федеральным экспертным советом и имеет гриф Министерства образования. Кроме того, Федеральная налоговая служба России внедряет новые подходы по формированию будущих налогоплательщиков - снимаются мультфильмы, видеоролики, издаются буклеты и детские книги. Для старшеклассников выпущены познавательные журналы «Поговорим о налогах» (2009), «Мир налогов» (2010), «Этот занимательный мир налогов» (2012). Регулярно выходит официальное информационно-аналитическое издание Федеральной налоговой службы России «Налоговая политика и практика».

Положения Налогового кодекса Российской Федерации должны быть доступными и понятными для всех: будь то человек с двумя высшими образованиями или со средним профессиональным. Все имеют равные права на понимание положений налогообложения. Изменить налоговое поведение можно повысив уровень налоговой грамотности. Для этого необходимо введение курса основ налогового законодательства в учебных заведениях, проведение лекций, конференций с участием представителей налоговых органов.

Однако не следует забывать, что добропорядочное налоговое поведение должно быть основано на осознании его экономической выгодности и общественной необходимости. Налогоплательщики должны точно знать, на что расходуются собранные денежные средства, верить в то, что государство в первую очередь заботится об их благе. И видеть эту заботу граждане должны не только с экрана телевизора в вечерних новостях, но и рядом с собой - в своём городе, деревне или селе.

Необходимо продолжить формирование современной системы налогового консультирования, аналогичной сложившейся в цивилизованных странах. Для этого следует повышать уровень налоговой культуры налоговых служащих. Требуется повышать профессионализм и мотивацию работников налоговых служб, необходима разработка и внедрение стандартов

обслуживания налогоплательщиков, административных регламентов в налоговых органах и введение механизмов противодействия коррупции. Модернизация системы информационного обеспечения, повышение эффективности взаимодействия с налогоплательщиками и улучшение научно-методического обеспечения труда налоговых инспекторов также способствует повышению уровня налоговой культуры. Одной из важнейших задач для налоговых служащих является повышение качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам, в том числе информационных. Современная налоговая инспекция должна стать аналитическим центром по переработке налоговой информации с хорошей сервисной службой, с помощью которой любой налогоплательщик легко сможет заполнить любую отчетную форму, рассчитать и вовремя уплатить налоги.

Результаты исследования. Для повышения уровня налоговой культуры налоговых служащих необходимы следующие мероприятия:

1) проведение семинаров и консультаций для повышения коммуникативных качеств сотрудников налоговых органов; работа с психологом для обучения правилам поведения в конфликтных ситуациях;

2) проведение конкурсов для налоговых инспекторов для мотивации сотрудников к более внимательному отношению к проблемам налогоплательщиков;

3) создание бюро налоговых инициатив для совершенствования методов налогового администрирования, оптимизации технологических процессов, повышения качества услуг, оказываемых налогоплательщику;

4) разработка и внедрение кодекса этики налоговых органов, способствующая соблюдению профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику, предотвращению конфликта интересов налогоплательщика и служащего Федеральной налоговой службы [11].

Для предупреждения нарушений в сфере налогообложения необходим ряд профилактических действий, в частности необходимо совершенствование налогового законодательства, упрощение и сбалансированность налоговой системы; повышение правовой налоговой культуры граждан путем их информирования о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях; ужесточение ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений и разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями. Следует проводить работу над созданием и укреплением положительного имиджа сотрудников налоговых органов и информирование налогоплательщиков о расходовании денежных средств бюджета, в каком количестве и на какие цели идут уплаченные налоги.

Существенное влияние на налоговое поведение оказывают средства массовой информации, доступность справочно-правовых систем и консультации и коллективные беседы в налоговых органах.

Следовательно, изменить налоговое поведение можно:

• развивая налоговое консультирование граждан, проводя рекламно-информационные мероприятия, используя каналы средств массовой информации, пропагандируя высокую налоговую культуру, дисциплину и ответственность;

• повышая эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;

• меняя имидж и престиж работы в налоговых органах;

• упрощая налоговое законодательство и совершенствуя его.

Для повышения уровня налоговой культуры в Омской области предлагается комплекс мероприятий, представленных в таблице.

Целевая аудитория Предложения Ответственные

Школьники и студенты Подготовить издание и распространить учебно-методическую, информационно-справочную и иную литературу по вопросам применения налогового законодательства; оказать содействие организаторам в проведении таких мероприятий, как конкурсы, олимпиады, викторины, деловые игры, открытые уроки по теме налогового законодательства; провести конкурсы рефератов среди учащихся муниципальных образовательных учреждений, курсовых работ среди студентов экономических факультетов колледжей и вузов по проблемам налогового законодательства; оказать содействие в проведении школьных семинаров по налоговому законодательству УФНС по Омской области, Министерство образования Омской области

Мероприятия по повышению налоговой культуры

Окончание табл.

Целевая аудитория Предложения Ответственные

Налогоплательщики Подготовить и распространить листок, плакаты, памятки, разъясняющие основные тезисы налогового законодательства; разместить на сайте УФНС информационно-справочные материалы по практическому применению законодательства о налогах и сборах в доступной и понятной форме; сформировать проект информирования налогоплательщиков в социальных сетях (администрирование, изготовление контента) УФНС по Омской области, Главное управление информационной политики Омской области

Телезрители и читатели СМИ Разъяснить положения законодательства о налогах и сборах в цикле радио- и телепередач; опубликовать материалы по тематике налогового законодательства в местных и областных газетах; дополнить городские и районные газеты рубрикой «налогоплательщику»; демонстрировать на государственных телеканалах обучающие видеоролики по налоговой тематике УФНС по Омской области, Главное управление информационной политики Омской области

Такие меры имеют, кроме экономического, социальный эффект в виде формирования положительного образа налоговых органов, повышения налоговой дисциплины и правовой грамотности, а также качества жизни населения в регионе. Организация мероприятий по развитию налоговой культуры в долгосрочной перспективе даст социальный эффект, по своей значимости значительно превышающий экономический.

Заключение. Разработанный комплекс мероприятий сыграет определяющую роль в становлении и развитии налоговой культуры российского общества. Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности России совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина. Необходимо создать такое общественное мнение, что платить налоги - это почетная обязанность, так как ее исполнение каждым гражданином является залогом укрепления российской государственности и экономической предпосылкой формирования гражданского общества, которое способно контролировать властные структуры государства. Необходимы такие законы о налоговой системе, чтобы налогоплательщику хотелось жить по их правилам.

1. Гончаренко Л. И., Острова Н. И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. - 2007. - № 11. - С. 55.

2. Гребенчук А. О. Налогообложение как социальный процесс и его влияние на форми-

рование налогового поведения в России : дис. ... канд. социол. наук. - М., 2009.

3. Махонина А. А. Формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического восприятия учреждений дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2002.

4. Мирошниченко Л. Н. Налоговые обязательства как одна из функций культуры общества // Культурная жизнь Юга России. - 2009.

- № 5. - С. 130-132.

5. Цуриков В. И. Модель рационального поведения налогоплательщика // Экономика и математические методы. - 2007. - Т. 43. - № 2.

- С. 3-11.

6. Акобджанова М. О. Криминалистическая характеристика налоговой преступности // Налоги и налогообложение. - 2011. - № 10.

- С. 63-70.

7. Захарьин П. А. Экономическая социология: исследования налоговой культуры и этики // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена.

- 2013. - № 156. - С. 152-157.

8. Киселева А. М. Территориальное общественное самоуправление как форма самоорганизации местного сообщества. - СПб. : Ин-фо-да, 2007.

9. Принцип самоначисления налогов в интересах добросовестных налогоплательщиков // Налоговая политика и практика. - 2013. - № 7.

- С. 4-6.

10. Рубе В. А., Шабельник Е. С. Зачем нужны налоги : учеб. пособие для нач. шк. - М. : Вита-Пресс, 2010. - 104 с.

11. Чухнина Г. Я., Митрофанова И. А., Леонова Е. Д. Кодекс этики налогового инспектора (проект) // Налоги и налогообложение. -2007. - № 8. - С. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.