Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА'

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / TAX CULTURE / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГРАМОТНОСТЬ / LITERACY / ИНФОРМИРОВАНИЕ / INFORMATION / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / COUNSELING / НАЛОГИ / TAXES / TAX AGENCY / TAX LEGISLATURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланбекова А.З., Амиров М.З.

В статье авторы исследуют проблемы повышения налоговой культуры населения Дагестана и предлагают конкретные мероприятия, которые необходимо провести в этих целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF INCREASING THE TAX CULTURE DAGESTAN'S POPULATION

In the article the authors research the problems of increasing the tax culture Dagestan population and propose specific actions for this purposes.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА»

А.З. АРСЛАНБЕКОВА, М.З. АМИРОВ

УДК 67.99(2)2

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА

Арсланбекова А.З., профессор кафедры административного и финансового права Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук E-mail: tanima22@mail.ru

Амиров М.З., магистрант кафедры административного и финансового права Дагестанского государственного университета E-mail: admpr@list.ru

В статье авторы исследуют проблемы повышения налоговой культуры населения Дагестана и предлагают конкретные мероприятия, которые необходимо провести в этих целях.

Ключевые слова: налоговая культура, налоговые органы, налоговое законодательство, грамотность, информирование, консультирование, налоги.

THE PROBLEMS OF INCREASING THE TAX CULTURE DAGESTAN'S POPULATION

Arslanbekova A.Z., Ph.D., Professor of the Department of administrative and Financial Law of Daghestan State University Amirov M.Z., graduate student of the Department of Administrative and Financial Law of Daghestan State University

In the article the authors research the problems of increasing the tax culture Dagestan population and propose specific actions for this purposes.

Key words: tax culture, tax agency, tax legislature, literacy, information, counseling, taxes.

На современном этапе развития системы налогов и сборов одним из наиболее актуальных вопросов является повышение налоговой культуры населения Дагестана [2, с. 12-14], так как оно, в свою очередь, способствует повышению уровня собираемости налогов в бюджет Республики Дагестан и сокращению количества совершаемых налоговых правонарушений. Достижение этих целей возможно только путем проведения мероприятий по повышению уровня налоговой грамотности населения Дагестана.

Процесс формирования налоговой культуры граждан сталкивается со многими проблемами, среди которых можно выделить следующие:

- несовершенство и нестабильность налогового законодательства РФ;

- недостаточное информирование и консультирование граждан по вопросам налогообложения;

- недостаточное использование СМИ для проведения рекламно-информационных мероприятий;

- недоверие населения к налоговым органам;

- непрестижность работы в налоговых органах;

- постоянный поиск налогоплательщиками способов уклонения от уплаты налогов и др.

В настоящее время большая часть налоговых правонарушений совершается вследствие незнания закона или неправильного его понимания. Это подтверждается данными социологического опроса населения, проведенного Фондом «Общественное мнение». Так, 18 % граждан не знают, какие налоги они обязаны платить, 36 % знают об этом

«приблизительно» и только 40 % опрошенных точно знают, какие налоги им надо платить.

Следует отметить, что только 12 % граждан обращались в налоговые органы по тем или иным вопросам, в основном за получением справочной информации. Все это означает, что людям сегодня не хватает информации о сфере налогообложения [3]. В связи с этим, думается, необходимо проводить различные мероприятия по повышению информированности населения о системе налогов и сборов.

Анализ зарубежного опыта, а также опыта некоторых регионов нашей страны, позволяет выделить некоторые конкретные мероприятия, реализация которых направлена на повышение налоговой грамотности населения.

Во-первых, необходимо регулярно информировать население об изменениях, вносимых в налоговое законодательство. Чаще всего с налоговыми органами поддерживают связи граждане, занятые в сфере бизнеса и коммерции, а остальная часть населения не имеет никаких знаний в этой сфере. Довольно часто низкий уровень информированности способствует уклонению налогоплательщиков от уплаты налогов.

Нужно также отметить, что, по мнению многих налогоплательщиков, стенды, представленные в помещениях налоговых органов, не имеют достаточной информации и чаще всего содержат бланки и образцы заявлений, при этом не уделяется необходимого внимания изменениям, вносимым в налоговое законодательство. Думается, в связи с этим надо активно использовать сайты Управления

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2014. № 2.

налоговой службы по Республике Дагестан и сайты районных налоговых инспекций.

Во многих развитых государствах, где довольно высокая налоговая культура, проводится довольно активная работа по правовому воспитанию налогоплательщиков. Создаются специальные службы, осуществляющие налоговое консультирование и, что немаловажно, эта деятельность осуществляется за счёт бюджетных средств [1]. Так, в Великобритании уже более 10 лет функционирует единая национальная телефонная служба информирования налогоплательщиков. Отрадно отметить, что такая практика используется уже и в России. Так, начиная с сентября 2010 года в Волгоградской области начала работать аналогичная служба телефонного информирования налогоплательщиков (СТИН), в мае 2012 года данный сервис стал доступен жителям г. Кирова. Информация предоставляется специально подготовленными операторами по многоканальному номеру одновременно нескольким абонентам. По окончании рабочего времени информационные услуги оказываются в режиме автоинформатора [4]. Такой положительный опыт должен внедряться на всей территории страны и, в том числе, на территории Республики Дагестан. В целях информированности и консультирования налоговые органы должны широко практиковать и печатные материалы, а также возможности Интернет-сайтов.

Другим примером повышения налоговой грамотности населения является Программа, принятая Управлением ФНС России по Алтайскому краю и поддержанная Администрацией Алтайского края, органами местного самоуправления и образовательными учреждениями. Целью Программы является повышение налоговой грамотности населения, воспитание налоговой культуры граждан, а также формирование адекватных представлений о правах и обязанностях налогоплательщиков. Она рассчитана на несколько лет и в рамках реализации Программы предусмотрено повышение уровня профессиональной подготовки кадров, осуществляющих налоговое просвещение в регионе школьников, студентов и других категорий налогоплательщиков, создание эффективной информационно-аналитической и образовательной налоговой базы. Среди мероприятий, запланированных в рамках Программы, можно выделить такие, как: неделя налоговых знаний в школах края, творческий конкурс-фестиваль социальных проектов среди СМИ по налоговой тематике, семинар с преподавателями налогового права, подготовка учебного пособия для средней школы и другие. Комплекс мер, входящий в Программу, призван стать органичной частью общей системы административно-правовых мероприятий, направленных на дальнейшее углубление налоговых знаний населения Алтайского края [5].

Во-вторых, информационную работу с налогоплательщиками необходимо проводить путем подготовки и проведения специальных программ, конференций, семинаров в СМИ по разъяснению

налогового законодательства. Информацию о времени и месте проведения таких мероприятий необходимо размещать на сайтах Управлений ФНС России по субъектам. Кроме того, следует предпринять меры по доведению этой информации до рядового налогоплательщика. Например, проводить такие мероприятия в одно и то же время, ежемесячно, или подобную информацию давать при регистрации организации или индивидуального предпринимателя.

В-третьих, для повышения налоговой культуры населения необходимо активно использовать средства массовой информации. Эффективными могут быть передачи, в которых содержится информация о наиболее активных и законопослушных налогоплательщиках или, наоборот, информация о совершаемых налоговых правонарушениях и принятых по ним мерах. Чаще надо использовать на телевидении различные рекламные ролики, направленные на своевременное внесение налоговых платежей в бюджетную систему.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в настоящее время большая часть населения страны не имеет необходимой информации о налоговом законодательстве. Кроме того, в дагестанском обществе сложился менталитет, направленный на уклонение от уплаты налогов. Думается, что реализация всех перечисленных выше мероприятий должна способствовать построению новых взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами и формированию на их основе высокого уровня налоговой культуры населения Дагестана.

Литература

1. Андреев Е.В. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: http://nalogpro.ru/rol-i-znachenie-nalogovogo-konsultirovaniya-v-sovremennyx-usloviyax (дата обращения: 16.06.2014).

2. Бекишиева С.Р. Совершенствование правосознания и правовой культуры населения Республики Дагестан // Юридический вестник. 2007. № 2. С. 12-14.

3. Налоговая культура россиян: ключевые проблемы // Фонд Общественное мнение. Базы данных. [Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d29nalogk.pdf (дата обращения: 20.06.2014).

4. Управление Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области проводит интернет-конференцию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.klerk.ru/inspection/210417 (дата обращения: 10.06.2014).

5. Управление Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю. [Электронный ресурс]. URL: http://www.klerk.ru/inspection/ 210417. (дата обращения: 08.05.2014).

Поступила в редакцию 14 марта 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.