УДК 336.225.61:004
развитие системы оказания государственных услуг налоговыми органами физическим и юридическим лицам на основе информационных технологий
ефремова татьяна александровна
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. E-mail: [email protected]
ефремова лидия ивановна
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению направлений развития системы оказания государственных услуг налоговыми органами. Предмет исследования - роль и значение государственных услуг, предоставляемых налоговыми органами налогоплательщикам, и тенденции их развития. Цель исследования - выявление основных направлений развития системы оказания государственных услуг налоговыми органами в условиях реформирования налогового администрирования. В работе проведен анализ действующей практики оказания услуг налоговыми органами налогоплательщикам. Сделан вывод о необходимости упорядочения и упрощения налоговых процедур за счет применения информационных технологий и совершенствования онлайн-сервисов налоговой службы. Даны рекомендации по развитию организационно-методической и инфраструктурной составляющих взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Доказано, что реализация данных направлений является залогом формирования партнерских отношений налоговых органов с налогоплательщиками, позволяет существенно повысить уровень добровольного исполнения последними своих налоговых обязательств перед государством. ключевые слова: государственная услуга; налоговый орган; онлайн-сервис; электронное взаимодействие; налогоплательщик.
Development of Public Services Provided by Tax Authorities to individuals and Legal Entities on the iT Basis
TATIANA A. EFREMOVA
PhD (Economics), associate professor of the Finance and Credit Department, the Ogarev Mordovia State University. E-mail: [email protected]
LIDIA I. EFREMOVA
PhD (Economics), associate professor of the Statistics, Econometrics and Management IT Department, the Ogarev Mordovia
State University.
E-mail: [email protected]
The paper is concerned with current trends in development of a system of public services provided by tax authorities. The subject of research is the role and importance of public services provided by tax authorities to taxpayers. The purpose of research is to identify key directions for the development of the public service system in the framework of the tax administration reform..
The paper analyzes the current practice of providing services to taxpayers by tax authorities. It is concluded that tax procedures need to be streamlined and simplified through the use of information technologies and improvement of online tax services.
Recommendations on the development of organizational, methodical and infrastructural components of the interaction between tax authorities and taxpayers are given. It is proved that the above measures are the key to establishment of partnership relations between tax authorities and taxpayers and may significantly increase the level of voluntary fulfillment by the latter of their tax obligations to the state. Keywords: public service; tax authority; online service; electronic interaction; taxpayer..
140
Т. А. Ефремова,Л. И. Ефремова Развитие системы оказания государственных услуг налоговыми органами..
Определение понятия
«государственная
услуга»
В настоящее время вопросы, касающиеся оказания государственных услуг, наиболее часто обсуждаются на страницах специализированных изданий. Во многом это вызвано началом процесса реформирования государственной системы управления развитием страны, ознаменовавшегося проведением административной реформы, изменениями бюджетной системы, внедрением электронного правительства.
Государственные налоговые услуги — это услуги, предоставляемые налоговыми органами по осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав, свобод и защиты интересов физических и юридических лиц
Предоставление государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируется Федеральным законом от 27.07.2011 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно данному нормативному акту государственная услуга — это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Место ФНС России в предоставлении государственных услуг
ФНС Россия задействована в качестве поставщика данных для оказания более 220 государственных услуг 51 федеральному ведомству. Она обеспечивает формирование около 57% всех документов, необходимых для межведомственного взаимодействия. При этом наиболее востребованы сведения из государственных реестров (Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков) [1, с. 130].
Кроме предоставления сведений из государственных реестров, налоговые органы оказывают услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, учету организаций и физических лиц, лицензированию некоторых видов деятельности, регистрации контрольно-кассовой техники, предоставлению социальных и имущественных вычетов, расчетов по налогу на имущество, транспортному налогу гражданам, выдаче всевозможных справок и уведомлений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
По оценкам многих экспертов, сайт ФНС России является самым востребованным, информативным и посещаемым среди сайтов государственных органов власти. Ежемесячно его посещают почти 3 млн пользователей1.
Государственные налоговые услуги — это услуги, предоставляемые налоговыми органами по осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав, свобод и защиты интересов физических и юридических лиц, в том числе по предоставлению регистрационных, информационных и интерактивных услуг с применением информационных технологий [2, с. 38].
1 Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. URL: http://www.garant. ru/action/interview/421540/ (дата обращения: 27.08.2014).
Развитие системы оказания государственных услуг налоговыми органами физическим и юридическим лицам
В налоговой сфере внедрение государственных услуг направлено на повышение качества и эффективности государственного управления в сфере налогообложения с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов в бюджетную систему и развития процессов предоставления услуг налоговыми органами налогоплательщикам.
Реализация данных направлений налоговой политики предполагает создание условий для упорядочения и упрощения налоговых процедур, форм и методов налогового администрирования, позволяющих увеличить количество налогоплательщиков, добровольно исполняющих свои налоговые обязательства, которые можно подразделить на две интегрированные группы:
1) разработка и совершенствование комплекса средств взаимодействия с налогоплательщиками, основанных на применении современных информационных технологий;
2) развитие организационно-методической и инфраструктурной составляющих взаимодействия с налогоплательщиками, предполагающих учет особенностей оказания информационных услуг различным категориям налогоплательщиков.
В рамках реализации вышеуказанных групп мероприятий целесообразно:
• облегчать налогоплательщикам доступ к информационным услугам, предоставляемым на бесплатной основе;
• совершенствовать формы и методы оказания информационных услуг налогоплательщикам (централизованное телефонное и электронное информирование налогоплательщиков; улучшение технического оснащения и информационного обеспечения операционных залов налоговых инспекций; развитие системы формирования и представления в налоговые органы в электронно-цифровом виде деклараций и других документов, а также их приема и обработки; модернизация технологии организации доступа налогоплательщика к персональным данным, содержащимся в информационных ресурсах налоговых органов с использованием Интернет и др.);
• расширять и конкретизировать информационные ресурсы налоговых органов, содержащие перечень вопросов налогоплательщиков, по различным сферам законодательства о налогах и сборах, а также предельно точные и ясные ответы на них;
• развивать процедуры работы с государственными реестрами юридических лиц и предпринимателей.
Иными словами, налоговая служба должна быть преобразована из фискального органа в сервисную компанию, ориентированную на удовлетворение интересов налогоплательщиков. Ожидаемыми результатами от такой трансформации должны стать расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами налогоплательщикам, улучшение информирования налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и, как следствие, увеличение доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество налогового администрирования.
Налоговая служба должна быть преобразована из фискального органа в сервисную компанию, ориентированную на удовлетворение интересов налогоплательщиков
Формирование модели сервисно-ориентированного администрирования предполагает развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Его цель — практически полное исключение очного взаимодействия налогового органа и налогоплательщика и переход на бесконтактное общение2.
Для этой цели ФНС России непрерывно совершенствует онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов и активно внедряет практику электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками по телекоммуникационным каналам связи. Для россиян уже давно стали привычными предоставление налоговой отчетности через Интернет, получение
2 Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. URL: http://www.garant. ru/action/interview/421540/ (дата обращения: 03.09.2014).
142
Т. А. Ефремова,Л. И. Ефремова Развитие системы оказания государственных услуг налоговыми органами.
электронных услуг ФНС России (информация о задолженности по налогам перед бюджетом, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и т.д.).
Формирование модели сервисно-ориентированного администрирования предполагает развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками
Необходимо дать налогоплательщику возможность в режиме онлайн видеть на экране компьютера всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом, и осуществлять в электронном виде все виды взаимодействия с налоговыми органами: регистрацию, сверку состояния расчетов с бюджетом, проведение зачетов или возвратов излишне уплаченных сумм, уточнение невыясненных платежей, направление и получение документов и т.д. [3, с. 10].
Развитие электронных сервисов стало одним из основных факторов, способствующих повышению качества налогового администрирования
ФНС России постоянно модернизирует существующие сервисы, а также разрабатывает и внедряет новые. Сейчас на сайте ФНС России размещено более 30 интерактивных сервисов [4, с. 55], посредством которых налогоплательщики могут узнать часы работы своей налоговой инспекции, ее адрес, записаться на прием, найти необходимую информацию для исчисления налогов и оплатить их, проверить своих контрагентов, ознакомиться с вышеуказанными реестрами, зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и т. д.
В целях дальнейшего развития онлайн-сер-виса «Личный кабинет для физических лиц» разработано и находится на стадии тестирования программное обеспечение, которое предоставит налогоплательщикам возможность не только получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, текущих начислениях и поступлениях по налогам, но и оплачивать налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами [5, с. 54].
Полномасштабный запуск сервиса «Личный кабинет для юридических лиц» позволит налогоплательщикам узнавать о задолженности по налогам перед бюджетом, суммах начисленных и уплаченных налогов, наличии переплат, невыясненных платежах, отслеживать ход исполнения заявлений и запросов и др. До 2014 г. сервис работал лишь в режиме пилотного проекта для ограниченного перечня регионов (Москва и Московская область; Липецкая, Оренбургская, Нижегородская, Мурманская области).
По оценке международных экспертов, развитие электронных сервисов стало одним из основных факторов, способствующих повышению качества налогового администрирования [6, 7], что позволило улучшить позиции России в мировом рейтинге в разделе «Уплата налогов» на 41 позицию3.
Дальнейшая работа налоговых органов по расширению спектра информационных услуг способствует повышению доли налогов, уплачиваемых на добровольной основе, что, в свою очередь, значительно упрощает контроль за налоговыми поступлениями, сокращает административные затраты и содействует высвобождению ресурсов, которые могут быть перенаправлены на работу с недобросовестными налогоплательщиками.
Приоритетность развития информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками подтверждается принятием соответствующих постановлений. Так, в июле 2012 г. ФНС России утвердила новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по бесплатному
3 Новые интернет-сервисы для налогоплательщиков. Интернет-интервью с начальником Управления по работе с налогоплательщиками Федеральной налоговой службы Матвеевой Татьяной Владимировной. URL: http://www.garant.ru/action/ interview/ (дата обращения: 30.08.2014).
информированию, который предусматривает возможность получения налогоплательщиками широкого спектра услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также возможность электронного взаимодействия налогового органа с налогоплательщиком при выполнении максимально возможного количества процедур.
выводы
Развитие системы оказания государственных услуг в сфере налогообложения физическим и юридическим лицам способствует превращению налоговой службы из фискального органа в сервисную компанию. Результатом таких преобразований должно стать укрепление положительного имиджа налоговых органов, ассоциируемых с гарантией предсказуемости, единообразия и последовательности налоговой политики государства, а также установление партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками при соблюдении баланса интересов каждой стороны.
литература
1. Алькина Г. И., Герба В. А. Сущность государственных услуг // Вестник ТОГУ. 2010. № 3 (14). С. 129-134.
2. Алехин С. Н. Становление и развитие территориальных налоговых органов // Финансы и кредит. 2012. № 16. С. 36-44.
3. Богатырев О.Г. Проект модернизации налоговых органов // Налоговый вестник. 2011. № 5. С. 8-12.
4. Федченко С.И. Электронная регистрация: этапы реализации проекта и перспективы // Налоговая политика и практика. 2011. № 5. С. 43-46.
5. Меликджанян А.А. Современный сервис — значит, электронный // Налоговая политика и практика. 2011. № 8. С. 54-57.
6. Бирюков А. И., Свиридова Н. В., Гуськов И.А. Об оценке качества обслуживания налогоплательщиков // Налоговая
политика и практика. 2012. № 7. С. 93-101.
7. Жидкова О.С. Качество обслуживания при оказании государственных услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 4. С. 150-153.
References
1. Al'kina G.I., Gerba V. A. Essence of the state services. The Bulletin the TOGA. [Sushhnost' gosudarstvennyh uslug], Vestnik TOGU, 2010, No 3 (14), pp. 129-134.
2. Alehin S. N. Formation and development of territorial taxing authorities. The Finance and the credit. [Stanovlenie i razvitie territorial'nyh nalogovyh organov], Finansy i kredit, 2012, No 16, pp. 36-44.
3. Bogatyrev O. G. The project of modernisation of taxing authorities. The Tax bulletin. [Proekt modernizacii nalogovyh organov], Nalogovyj vestnik, 2011, № 5, pp. 8-12.
4. Fedchenko S.I. Electronic registration: stages of realisation of the project and prospect. The Tax policy and practice. [«Jelektronnaja registracija»: jetapy realizacii proekta i per-spektivy], Nalogovaja politika i praktika, 2011, No 5, pp. 43-46.
5. Melikdzhanjan A.A. Modern service — means, electronic. The Tax policy and practice. [Sovremennyj servis — znachit, jelek-tronnyj], Nalogovaja politika i praktika, 2011, No 8, pp. 54-57.
6. Birjukov A. I., Sviridova N.V., Gus'kov I. A. About a quality evaluation of servicing of taxpayers. The Tax policy and practice. [Ob ocenke kachestva obsluzhivanija nalogoplatel'shhikov], Nalogovaja politika i praktika, 2012, No 7, pp. 93-101.
7. Zhidkova O. S. Service quality at rendering of the state services. RISK: Resources, the Information, Supply, the Competition. [Kachestvo obsluzhivanija pri okazanii gosudarstvennyh uslug], RISK: Resursy, Infor-macija, Snabzhenie, Konkurencija, 2012, No 4, pp.150-153.