Научная статья на тему 'МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимова П.М., Анисимова Н.Н.

В статье рассматриваются некоторые аспекты функционирования строительной отрасли как неотъемлемой части национальной безопасности РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES FOR INCREASE IN ECONOMIC SECURITY OF CONSTRUCTION BRANCH OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO THE SYSTEM OF SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS

In article some aspects of functioning of construction branch as integral part of national security of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 332

Анисимова П.М. магистрант Анисимова Н.Н., к.э.н.

доцент ФГБОУ ВО СГУ Россия, г. Сочи

МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты функционирования строительной отрасли как неотъемлемой части национальной безопасности РФ.

Ключевые слова: качество жизни: национальная безопасность; государственно-частное партнерство; механизм саморегулирования.

Anisimova P.M. the undergraduate FGBOU SGU of Sochi

Anisimova N.N. associate professor FGBOU SGU of Sochi MEASURES FOR INCREASE IN ECONOMIC SECURITY OF CONSTRUCTION BRANCH OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO THE SYSTEM OF SELF-REGULATORY

ORGANIZATIONS.

Summary: In article some aspects of functioning of construction branch as integral part of national security of the Russian Federation are considered.

Keywords: quality of life: national security; public-private partnership; self-regulation mechanism.

Экономическая безопасность России и ее обеспечение зависит от положения строительной отрасли, которая относится к числу наиболее важных составляющих экономики страны.

В текущее время строительный комплекс России объединяет 3,3 млн. человек (7% всего работающего населения), которые числятся более чем в 130 тысячах организаций и предприятий. Падение темпов строительства, увеличение его себестоимости, плохой уровень производительности труда, нехватка строительных материалов и финансовых ресурсов, недостаточное количество квалифицированных кадров, коррупция - все это характеристики современного состояния отрасли, которые представляют значительную угрозу экономической безопасности России.

В политике национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, подчёркивается, что рост качества жизни российских граждан гарантируется путём обеспечения...доступности комфортного жилья ...(п.

Помимо этого, в интересах обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе развиваются конкурентоспособные отрасли экономики ..., растет использование инструментов государственно-частного партнёрства в интересах завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктуры.

Эти и другие важные задачи по обеспечению экономической и национальной безопасности России в целом, нельзя решить без развития строительной отрасли, которая активно развивалась до экономического кризиса и существенно уменьшила показатели в кризисный период.

В числе строительных организаций много малых фирм с количеством работников до 100 человек. Их доля среди отраслевых предприятий составляет 96%, что в условиях современного кризиса, затронувшего все сферы отечественной экономики, сильно усложняет государственную поддержку строительной отрасли.

Попытки ослабить госконтроль и надзор в строительстве по той причине, что он сегодня неидеален, по мнению многих значимых специалистов, довольно опасны. Их можно назвать миной замедленного действия в вопросе надежности и безопасности строительства

Разработка механизмов улучшения экономической безопасности строительной отрасли России в условиях перехода к системе саморегулируемых организаций обусловлена:

• влиянием мирового финансово-экономического кризиса на строительную отрасль экономики России;

• необходимостью анализа опыта государственного стимулирования жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры на федеральном уровне в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» (до 2020г);

• потребностью научного обоснования направлений осуществления инвестиционно-инновационных проектов комплексного освоения крупных территорий на принципах частно-государственного партнёрства;

Использование механизма саморегулирования и государственно-частного партнёрства, является одним из перспективных направлений усовершенствования экономической безопасности строительной отрасли, дающего возможность улучшить взаимодействие между отраслевыми органами и организациями, устранить дублирование функций, расширить свободу и ответственность предпринимателей, уменьшить вертикаль управления, улучшить устойчивость, непрерывность и продуктивность стратегического и оперативного отраслевого управления.

Существующие противоречия между возможностями и современными требованиями к улучшению экономической безопасности строительной отрасли на этапе перехода от системы лицензирования строительной деятельности к созданию саморегулируемых организаций в области

инженерных изысканий, проектирования и строительства обусловливают актуальность, теоретическую и практическую значимость его развития в интересах повышения эффективной системы обеспечения экономической безопасности России.

Необходимо обратить внимание на такие аспекты строительной отрасли, как:

1. Высокая социальная значимость отрасли. Общее число сотрудников, работающих официально в строительном комплексе России по состоянию на 01 января 2017 года составило 3,3 млн. человек (около 7,0 % от всего работающего населения), объединенных в 112640 организаций.

Уровень обеспечения населения жилплощадью в России существенно отстаёт от мировых показателей. При этом ритмы ежегодного увеличения жилищного фонда намного ниже, чем в развитых странах и кардинально снижаются в условиях экономического кризиса.

2. Весомым вкладом в ВВП. Строительная отрасль с 2008 года увеличивала и без того значительный вклад в ВВП, что связано, в первую очередь, с высокими темпами развития российской экономики до кризиса и надобностью замены ветхого фонда, большая часть которого дала о себе знать еще в 90-е годы.

Обращая внимание на зарубежный опыт построения механизмов обеспечения экономической безопасности строительной отрасли экономики страны на то, что одной из самых эффективных основ их разработки является государственно-частное партнёрство по классическому варианту. Американская модель финансирования строительства коммунальной инфраструктуры, а также дорог, парков и других объектов за счет наложения на новых потребителей, явившихся причиной этого развития. Французский опыт разделения ответственности при инфраструктурном строительстве и обеспечении услугами новых потребителей.

Проведя анализ зарубежного опыта организации функционирования строительной отрасли экономики можно выделить, что одной из наиболее эффективных её форм является государственно-частное партнёрство по классическому варианту, который подразумевает под собой выгодный альянс между государством и частным сектором в осуществлении проектов, которые требуют масштабных капиталовложений и услуг.

В большинстве городов США строительство коммунальной инфраструктуры, а также дорог и парков, как показал анализ американского опыта, финансируется за счет назначения на новых потребителей, явившихся причиной этого развития, платы за дальнейшее улучшение инфраструктуры.

Для определения этого создан термин «плата за развитие системы». Это общее название для выплат, которые взыскиваются с пользователей системы ливневой канализации, муниципальных дорог и парков, но учитывая все это, данный термин не встречается в официальных документах в отношении сетей теплоснабжения. Вероятно, это происходит из-за того, что, во-первых, в США теплоснабжение децентрализовано и, во-вторых, им

занимаются в основном частные компании, у которых уже есть своя политика в отношении подключения новых пользователей, а водоснабжение и канализация остаются прерогативой муниципальных компаний.

Взимания платы проводятся для того, чтобы переложить долю затрат, понесенных муниципалитетом при финансировании улучшения муниципальной территории (применительно к созданию системы водоснабжения, канализации и очистки стоков, ливневой канализации, дорог и парков), на тех лиц, которые либо порождают потребность в существовании этих систем, либо улучшают интенсивность использования существующих систем. Такая же практика разделения ответственности при обеспечении новых потребителей коммунальными услугами присутствует и во Франции.

Касательно увеличения и сети, и строительства дополнительных линий в договоре указано, что ответственность за проведение всех работ по расширению сети и строительству дополнительных линий, включая прокладку новых трубопроводов и строительство новых объектов с целью улучшения производственной мощности сети, несет орган местного самоуправления.

Совладелец принимает участие в обсуждении ориентировочного проекта проведения данных работ, особенно тех из них, от которых зависит исправность предоставления услуги, или которые требуют исключительно аккуратного выполнения, или которые связаны с устройством подключений к уже работающим компонентам сети.

Передавая часть работ субподрядчикам совладелец, как и любой другой подрядчик, имеет право объявить тендер на выполнение тех или иных работ, кроме тех, когда орган местного самоуправления назначает его главным подрядчиком.

По мере возможности подключение новых трубопроводов и оборудования к уже действующим сетям должно производиться самим совладельцем, так же совладелец обязан участвовать в приемке работ. При одновременном проведении работ по расширению и улучшению сети самим совладельцем доля расходов по замене конкретного оборудования относится на счет совладельца. Учитывая это, сумма расходов может быть уменьшена на величину остаточной стоимости вышеупомянутого оборудования.

Совладелец может быть приглашен выполнить работу по установлении еще одного отвода при условии, что пользователи, в чьих интересах он сооружается, обязуются выплатить ему по завершении работ сумму, равную либо 80% стоимости произведенных работ, либо разнице между стоимостью работ и суммой, соответствующей стоимости минимального объема потребления услуги в течение следующих пяти лет.

Использованные источники: 1. Анисимова Н.Н. Особенности благоустройства современных жилых территорий органами местного самоуправления.-Экономика и менеджмент инновационных технологий.- 2016. № 9 (60). С. 49-51

2. Савицкий А. В. Национальная безопасность. Россия в мире.из-во Юнити-Дана., 2016г -С 34-45.

3. Устинов В.В. Разработка механизмов повышения экономической безопасности строительной отрасли России в условиях перехода к системе саморегулируемых организаций. /автореферат дисс. к.э.н/ Москва., 2010г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.